ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВОГО КОМПЛЕКСА ГТО В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
УДК/UDC 796:338.2
Поступила в редакцию 11.03.2015 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, доцент Г.В. Руденко1 Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор А.Э. Болотин2
1 Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
ORGANIZATIONAL EDUCATIONAL CONDITIONS NEEDED TO IMPLEMENT NEW GTO COMPLEX INTO PHYSICAL EDUCATION OF RUSSIAN PEOPLE
Dr.Hab., Associate Professor G.V. Rudenko1
Dr.Hab, Professor, Honorary Figure of Russian Higher Education
A.E. Bolotin2
1 National mineral resources University "Mining university", St. Petersburg
2 St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию организационно-педагогических условий, необходимых для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России. К числу основных организационно-педагогических условий авторы относят: повышение уровня профессиональной подготовленности специалистов по физической культуре в вопросах внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения; разработку требований и нормативов нового комплекса ГТО на основе получения научной базы данных о физическом состоянии населения разных возрастных групп. Большое внимание респонденты уделяют разработке планов, программ, а также руководящих документов, регламентирующих участие различных общественных организаций в мероприятиях по внедрению нового комплекса ГТО; привлечению к процессу разработки требований и нормативов нового комплекса ГТО ученых, спортивных психологов и педагогов. По мнению большинства респондентов, важное место занимают реализация демократического подхода к выбору средств, методов и форм подготовки широких слоев населения к выполнению требований и норм нового комплекса ГТО, а также организация мониторинга уровня физической подготовленности учащейся молодежи страны для определения готовности к трудовой деятельности и к защите Отечества. В ходе внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России особое внимание должно уделяться созданию материально-технической базы для научно-методического обеспечения этого процесса.
Проведенное исследование свидетельствует, что выявленные организационно-педагогические условия позволяют более целенаправленно организовать процесс внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России.
Ключевые слова: новый комплекс ГТО, организационно-педагогические условия; система физического воспитания населения России.
Annotation
The paper contains the findings of the studies on tbe substantiation of organizational educational conditions required for the implementation of the new GTO (Ready for Labour and Defence) complex in the system of physical education of the Russian people.
The main organizational educational conditions stipulated by the authors are increasing level of professional preparedness of experts in the field of physical culture in the issues of introducing the new GTO complex into the system of physical education of the population; development of the requirements and standards of the new GTO complex with regard to the scientific database on the physical condition of people of different age groups. The respondents pay much attention to development of plans, programs and regulatory documents, controlling the involvement of various public organizations in the activities for the implementation of the new GTO complex; involving to the process of developing the new requirements and standards of the new GTO complex of scientists, sports psychologists and teachers. According to most respondents, it is important to implement a democratic approach when choosing means, methods and forms of training of the general public to meet the requirements and standards of the new GTO complex, as well as organization of the monitoring of the level of physical fitness of students of the country, to determine readiness to work and to defend the motherland. When introducing the new GTO complex into the system of physical education of the Russian people, special attention should be given to the creation of material and technical base to provide the scientific and methodological support of this process.
The study suggests that the identified organizational educational conditions contribute to more purposeful organization of the process of introducing the new GTO complex into the system of physical education of the Russian population.
Keywords: new GTO (Ready for Labour and Defence) complex, organizational educational conditions; system of physical education of Russian people.
Введение. Современный период развития российского общества приходится на годы преобразований во всех сферах социальной жизни. Это касается и системы физического воспитания населения России. Появляется все больше сторонников внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России. Решение этой задачи позволит
в значительной степени улучшить ситуацию с оздоровлением нации в стране. Поэтому важно, чтобы все государственные институты, специалисты по физической культуре и спорту были готовы к участию в решении данной проблемы.
Построение демократического правового государства с развитыми институтами гражданского общества в совре-
(и
V-□
. а
и
га у
г.
ч—
. О (и
га
V-
■ -О С
га
^
О си .с Н
менной России напрямую зависит от уровня здоровья населения. Важным условием функционирования такого государства является наличие людей, способных свободно мыслить, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои действия. Без здоровой нации решение таких задач невозможно [1-4].
Современное реформирование российского общества сопровождается рядом негативных явлений, одно из которых - утрата гражданских и морально-нравственных ориентиров, особенно среди молодёжи страны. С либерализацией всех сфер жизни, принятием курса на построение правового государства и формированием гражданского общества прежняя система физического воспитания молодёжи была демонтирована. Возникла острая необходимость в создании новой системы физического воспитания молодёжи, основанной на исторически сложившихся духовно-нравственных, боевых, трудовых и культурных традициях, а также на новых конституционных ценностях Российской Федерации [1, 3].
В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России с целью укрепления здоровья нации как основы будущего развития государства. Такая деятельность обусловлена следующими причинами:
- резким ухудшением физического состояния учащейся молодежи и населения страны в целом;
- необходимостью улучшения деятельности государственных институтов, специалистов по физической культуре и спорту по улучшению здоровья населения страны с учётом происходящих в обществе негативных изменений;
- созданием законодательной базы, позволяющей реорганизовать и улучшить систему физического воспитания учащейся молодёжи и всего населения страны.
Социальную необходимость работы по внедрению нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России подтвердил и Президент РФ В. В. Путин.
В деле физического воспитания учащейся молодёжи и россиян в целом важная заслуга принадлежит специалистам по физической культуре и спорту, определяющим политику в области развития массовой физической культуры на местах. Именно от их профессиональной подготовленности в сфере физического воспитания населения зависит, каким образом будет решена данная проблема. Создание современной системы физического воспитания населения, внедрение нового комплекса ГТО должно стать приоритетной задачей спортивных руководителей всех уровней.
Таким образом, актуальность данного исследования вызвана наличием противоречия между существующей потребностью Российского государства в хорошо физически подготовленных людях, способных к защите Отечества и высокопроизводительному труду, и отсутствием научно обоснованных организационно-педагогических условий, необходимых для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России.
Цель исследования - обосновать организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России.
Методика и организация исследования. Для обоснования организационно-педагогических условий, необходимых для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России, был проведен опрос специалистов и преподавателей по физической культуре и спорту двух вузов Санкт-Петербурга. В опросе приняли участие 73 респондента из Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и Национального
минерально-сырьевого университета «Горный». Респондентам было предложено проранжировать организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России. Ранговое место определялось по показателям, выраженным в процентах.
Результаты исследования и их обсуждение. В современных условиях основная цель политики государства по внедрению нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России - сохранение генетического потенциала нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, способного к эффективной трудовой деятельности и защите Отечества [4].
Практика использования в СССР комплекса «Готов к труду и оброне» свидетельствует, что это благоприятно сказывается на развитии физкультурно-спортивной инфраструктуры, способствует созданию необходимых условий для занятий физической культурой и спортом широких слоев населения. Систематические тренировки для успешного выполнения норм и требований комплекса ГТО способствуют также повышению физкультурной активности населения. Комплекс ГТО, кроме того, обеспечивает качественную организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди лиц среднего, старшего и пожилого возраста [4].
Эти задачи невозможно решить без научного обоснования организационно-педагогических условий, необходимых для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России. Результаты этого исследования представлены в таблице.
Таким образом, к числу основных организационно-педагогических условий относятся: повышение уровня про-
Ранговая структура организационно-педагогических условий, необходимых для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России (п=73)
Ранг Организационно-педагогические условия Ранговый показатель, %
1 Повышение уровня профессиональной подготовленности специалистов по физической культуре в вопросах внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения 19,2
2 Разработка требований и нормативов нового комплекса ГТО на основе получения научной базы данных о физическом состоянии населения разных возрастных групп 17,2
3 Привлечение к процессу разработки требований и нормативов нового комплекса ГТО ученых, психологов и педагогов 15,3
4 Разработка программ и планов по внедрению нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения страны 12,8
5 Разработка руководящих документов, регламентирующих участие различных общественных организаций по внедрению нового комплекса ГТО 12,2
6 Реализация демократического подхода к выбору средств, методов и форм подготовки широких слоев населения к выполнению требований и норм нового комплекса ГТО 9,7
7 Организация мониторинга уровня физической подготовленности учащейся молодежи страны для определения ее готовности к трудовой деятельности и защите Отечества 7,8
8 Создание материально-технической базы для научно-методического обеспечения внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России 5,8
98
http://www.teoriya.ru
№ 7 • 2015 Июль | _1и!у
фессиональной подготовленности специалистов по физической культуре в вопросах внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения; разработка требований и нормативов нового комплекса ГТО на основе получения научной базы данных о физическом состоянии населения разных возрастных групп. Большое внимание респонденты уделяют разработке планов, программ, а также руководящих документов, регламентирующих участие различных общественных организаций в мероприятиях по внедрению нового комплекса ГТО; привлечению к процессу разработки требований и нормативов нового комплекса ГТО ученых, спортивных психологов и педагогов. По мнению большинства респондентов, важное место занимают реализация демократического подхода к выбору средств, методов и форм подготовки широких слоев населения к выполнению требований и норм нового комплекса ГТО, а также организация мониторинга уровня физического развития учащейся молодежи страны для определения ее готовности к трудовой деятельности и защите Отечества. В ходе внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России особое внимание должно уделяться созданию материально-технической базы для научно-методического обеспечения этого процесса.
Выводы. Проведенное исследование свидетельствует, что выявленные организационно-педагогические условия позволяют более целенаправленно организовать процесс внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России.
Литература
1. Болотин А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесбере-гающему поведению / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Уч. записки унта им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 36-39.
2. Болотин А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Уч. записки унта им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
3. Болотин А.Э. Технология управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 24-28.
4. Титушина Н.В. Факторы, определяющие необходимость внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России / Н.В. Титушина // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 168-171.
References
1. Bolotin, A.Ye. Pokazateli gotovnosti studentov k zdorov'esberegayu-shchemu povedeniyu (Indicators of readiness of students for health protection activity) / A.Ye. Bolotin, V.V. Bakaev // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta, 2013. - № 12 (106). - P. 36-39.
2. Bolotin, A.Ye. Struktura i soderzhanie pedagogicheskoy kontseptsii sovershenstvovaniya mnogourovnevoy sistemy fizicheskogo vospitaniya v Rossii (Structure and content of educational concept of improvement of multi-level system of physical education in Russia) / A.Ye. Bolotin, A.V. Chistyakov // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta,
2013. - № 3 (97). - P. 35-41.
3. Bolotin, A.Ye. Tekhnologiya upravleniya zdorovym obrazom zhizni studentov (Technology of management of students' healthy lifestyle) / A.Ye. Bolotin, V.V. Bakaev // Uch. zapiski un-ta imeni P.F. Lesgafta,
2014. - № 1 (107). - P. 24-28.
4. Titushina, N.V. Faktory, opredelyayushchie neobkhodimost' vnedreniya novogo kompleksa gTo v sistemu fizicheskogo vospitaniya naseleniya Rossii (Factors that determine the need to introduce new GTO complex in physical education of Russian people) / N.V. Titushina // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta, 2014. - № 7 (113). - P. 168171.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИНТЕГРАЛЬНОМ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
УДК/UDC 796.011 Поступила в редакцию 06.05.2015 г.
Кандидат педагогических наук А.А. Губернаторов1 Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа2
1 Смоленский государственный университет, Смоленск
2 Смоленский гуманитарный университет, Смоленск
Ключевые слова: университет, студент, физическая подготовка, атлетическая гимнастика, тренажерные устройства.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать содержание и направленность интегральной методики физической подготовки студентов университета гуманитарного профиля.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось с сентября 2013 г. по апрель 2014 г. на базе Смоленского государственного университета, в котором приняли участие 40 студентов 1-2-го курсов.
Студенты контрольной (КГ, п=20) и экспериментальной (ЭГ, п=20) групп занимались физической культурой на учебных занятиях по традиционной программе, в объеме 136 ч в год, студенты ЭГ - атлетической гимнастикой по разработанной нами комплексной методике физической подготовки с применением тренажерных устройств интегрального воздействия на основные группы мышц (46 ч, 33,8 %).
Результаты исследования и их обсуждение. Сравнение динамики результатов тестирования исследуемых групп дает объективное представление о существенном преимуществе применения тренажерных устройств в процессе занятий со студентами высшего учебного заведения перед традиционными средствами (р<0,05).
Темп прироста показателей в ЭГ составил: в беге на 1000 м - 5,9 %, в челночном беге - 5,5 %, в подтягивании на высокой перекладине - 29,2%, в сгибании и разгибаний рук в упоре лёжа - 28,1 %, в подъеме туловища из исходного положения лежа - 23,4 %, прыжке в длину с места - 8,3 % (р<0,05), в то время как у испытуемых КГ эти показатели значительно ниже (р>0,05).
В ЭГ выявлены более существенные положительные сдвиги в уровне физической подготовленности: низкий уровень физической подготовленности улучшился на 13,1%, удовлетворительный - на 20,6%, хороший - на 16,2%, отличный - на 17,5%.
Вывод. Проведение занятий со студентами по авторской интегральной методике физической подготовки обеспечивает интенсификацию развития физических качеств, что позволяет рекомендовать ее к использованию в учебном процессе по физическому воспитанию как наиболее эффективный подход.
Литература
1. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. - М.: Физкультура и спорт, 2009 - 276 с.
Информация для связи с автором: тел.: 89507069595; е-таН: [email protected]