universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 167-170.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.06.2014.
УДК 378
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВОГО КОМПЛЕКСА ГТО В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИИ
Наталья Викторовна Титушина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих необходимость внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России. В качестве основных факторов, определяющих необходимость внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России, респонденты отмечают снижение общего уровня здоровья населения России, а также недостаточное развитие навыков здорового образа жизни. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как недостаточный уровень социального благополучия населения, а также на необходимость гармоничного воспитание здорового, физически крепкого молодого поколения. Большое значение имеют необходимость формирования у разных слоев населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, а также отсутствие регулярности занятий физическими упражнениями и спортом у большинства слоев населения страны. Важными факторами являются необходимость проведения мониторинга уровня физической подготовленности, физического развития детей, а также молодежи страны с целью определения готовности к трудовой деятельности и к защите Отечества и недостаточная преемственность процесса физического воспитания для всех категорий и групп населения.
Ключевые слова: факторы; разные слои населения; комплекс «Готов к труду и обороне»; система физического воспитания населения России.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p168-171
FACTORS DEFINING THE NEED IN INTRODUCTION OF THE "I AM READY TO WORK AND DEFENSE" NEW COMPLEX IN SYSTEM OF THE PHYSICAL TRAINING OF THE POPULATION OF RUSSIA
Natalya Viktorovna Titushina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Moscow
Annotation
In the article, the results of the researches of the author on identification of the factors defining the need in introduction of the "I Am Ready to Work and Defense" new complex in system of the physical training of the population of Russia have been presented. As the major factors defining the need in introduction of the GTO new complex in the system of the physical training of the population of Russia, respondents note decrease in the general level of health of the population of Russia, and also insufficient development of skills of a healthy lifestyle. Respondents also paid attention to such factors as insufficient level of social wellbeing of the population, and to need in harmonious education of the healthy, physically strong young generation. The great importance is given to the need in formation at different segments of the population, especially among the the children and youth, the steady interest and need for regular occupations by physical exercises, and lack of regularity of the occupations by physical exercises and sports at the majority of the segments of the population in the country. Among the important factors there is need in carrying out the monitoring of the level of physical readiness, physical development of children, and country youth for the purpose of determination of readiness for the work and protection of the Fatherland and insufficient continuity of the process of physical training for all categories and groups of the population.
Keywords: factors, different segments of the population, "I Am Ready to Work and Defense" complex, system of physical training of the population of Russia.
В современных условиях физическая культура должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина в отдельности, развитие его физических способностей, улучшение социального благополучия. Все вышесказанное должно способствовать усилению экономического и оборонного могущества государства в целом.. [1-10]. Решение этих задач невозможно без разработки современного комплекса «Готов к труду и обороне».
В настоящее время не разработаны нормативы и требования современного комплекса «Готов к труду и обороне». Не учтены современные реалии в развитии массовой физической культуры населения России. Вместе с тем, в последние годы произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учебных заведениях, [3, 4, 6, 8]. Это негативно сказывается на здоровье нации и сохранении ее генетического потенциала.
Практика прошлых лет показывает, что использование комплекса «Готов к труду и обороне» обеспечивает более эффективное развитие массовой физической культуры и спорта в стране. Это способствует укреплению спортивной материально-технической базы, развитию физкультурно-спортивной инфраструктуры, созданию необходимых условий для занятий физической культурой и спортом населения, повышению физкультурной активности населения и подготовке спортивного резерва. Комплекс ГТО способствует формированию у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, а также обеспечивает качественную организацию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди людей среднего, старшего и пожилого возраста. Комплекс ГТО направлен на создание условий, способствующих развитию массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни населения; на формирование у населения понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышение уровня знаний в этой сфере; на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. С помощью комплекса ГТО создаются предпосылки для формирования постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия физической культурой и спортом. [3, 4, 8].
Решение вышеперечисленных задач тесно связано с выявлением факторов, определяющих необходимость внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России. Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 73 тренеров и преподавателей вузов страны, имеющих опыт работы на кафедрах физической культуры и спорта более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1. В качестве основных факторов, определяющих необходимость внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России, респонденты отмечают снижение общего уровня здоровья населения России, а также недостаточное развитие навыков здорового образа жизни. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как недостаточный уровень социального благополучия населения, а также на необходимость гармоничного воспитание здорового, физически крепкого молодого поколения. Большое значение имеют необходимость формирования у разных слоев населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, а также отсутствие регулярности занятий физическими упражнениями и спортом у большинства слоев населения страны. Важными факторами являются необходимость проведения мониторинга уровня физической подготовленности, физического развития детей, а также молодежи страны с целью определения готовности к трудовой деятельности и к защите Отечества и недостаточная преемственность процесса физического воспитания для всех категорий и групп населе-
ния.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих необходимость внедрения нового
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Снижение общего уровня здоровья населения России 18,8
2 Недостаточное развитие навыков здорового образа жизни у населения страны 17,7
3 Недостаточный уровень социального благополучия населения 15,2
4 Необходимость гармоничного воспитание здорового, физически крепкого молодого поколения 14,3
5 Необходимость формирования у разных слоев населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями 10,7
6 Необходимость проведения мониторинга уровня физической подготовленности и физического развития детей, а также молодежи страны с целью определения готовности к трудовой деятельности и к защите Отечества 9,8
7 Отсутствие регулярности занятий физическими упражнениями и спортом у большинства слоев населения страны 7,3
8 Недостаточная преемственность процесса физического воспитания для всех категорий и групп населения 6,2
Таким образом, выявленные факторы определяют необходимость внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о преобладании общественно значимых приоритетов, необходимых для внедрения нового комплекса ГТО. Это следует учитывать при разработке теоретических, практических, общих и прикладных основ создания современного комплекса ГТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
5. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие физическую готовность личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 27-31.
6. Болотин, А.Э. Факторы, негативно влияющие на состояние здоровья студентов вузов / А.Э. Болотин // Материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». -СПб., 2013. - С. 164-166.
7. Болотин, А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12
(106). - С. 36-39.
8. Болотин, А.Э. Технология управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1
(107). - С. 24-28.
9. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность / А.Э. Болотин, Ю.В. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 58.
10. Болотин, А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, В.А. Щеголев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7 - С. 16-20.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O.S. (2012), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of university graduates of air defense (VKO) to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.
3. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
4. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Bolotin, A.E. and Rudenko, G.V. (2013), "The factors defining physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 27-31.
6. Bolotin, A.E. (2013), "The factors which are negatively influencing a state of health of students of higher education institutions", Materials VIII All-Russian (with the international participation) scientific and practical conference "Health basis of human potential: problems and ways of their decision", St. Petersburg, SPBGPU, pp. 164-166.
7. Bolotin, A.E. and Bakayev, V.V. (2013), "Indicators of readiness of students to health to preserving behavior", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 36-39.
8. Bolotin, A.E. and Bakayev, V.V. (2014), "Technology of management of a healthy lifestyle of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 24-28.
9. Bolotin, A.E. and Yakovlev, Yu.V. (2014), "The factors defining an inclusiveness of students of mountain specialties in sports and sports activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 58-59.
10. Bolotin, A.E. Bakayev, V.V. and Shchegolev, V.A. (2014), "Pedagogical technology of use of means of physical culture for adaptation of students to professional activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 16-20.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.07.2014.
УДК 378.147
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Артем Александрович Фортунатов, кандидат педагогических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет, г. Магнитогорск
Аннотация
В работе представлены содержательные характеристики методики развития экологической культуры студентов вуза. Раскрыт процесс влияния разработанной методики на формирование экологической культуры студентов. Неотъемлемой частью содержания данной методики является введение спецкурса по проблеме развития экологической культуры студентов вуза, которое предполагает применение активных форм обучения. Представлены содержательные характеристики наиболее значимых и приоритетных тем спецкурса, апробированных в ходе исследования.
Ключевые слова: методика, экологическое образование, экологическая культура студентов
вуза.