До и после проведения эксперимента нами был проведено два среза на изучение уровня мотивации студентов вуза физической культуры. В качестве диагностического инструментария мы использовали методику «Мотивация обучения в ВУЗе» разработанную Т. И. Ильиной.
Таблица 2 - Сравнительный анализ уровня мотивации студентов до и после эксперимента
студенты Методика «Мотивации обучения в вузе», %
низкий средний высокий
до 40,0 50,30 9,70
после 14,20 50,10 35,70
Таким образом, при подготовке учащихся к будущей профессиональной деятельности, педагог должен уметь использовать широкий арсенал средств и методов, чтобы подвести студента к самостоятельному решению профессиональных и учебных задач, тем самым создав основу для личностного роста профессионала.
При этом у студента происходит осознания себя в нравственном отношении полноценным и полезным обществу, в котором он находится. Студент должен уметь целенаправленно и самостоятельно углублять знания сквозь призму научно-практической деятельности. В этой связи учащийся должен быть научен методам использования фундаментальных знаний уже в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012.
- № 2. - С. 1-18.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006.
- 240 с.
3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. -М. : Наука, 1984. - 444 с.
4. Шорохова, Т.В. Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике [Электронный ресурс] / Т.В. Шорохова // Эйдос. - 2004. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2004/1205.htm (дата обращения: 20.03.2018).
REFERENCES
1. Gushchin, Yu.V. (2012), "Interactive methods of teaching in higher education", Psychological journal of the International University of Nature, Society and Man "Dubna", No. 2, pp. 1-18.
2. Zeer, E.F. (2006), Psychology of Professional Development, Academy, Moscow.
3. Lomov, B.F. (1984), Methodological and theoretical problems ofpsychology, Science, Moscow.
4. Shorokhova, T.V. (2004), "The problem of determining the category of "interest" in modern domestic psychology and pedagogy", Eidos, available at: http://www.eidos.ru/journal/2004/1205.htm.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.04.2018
УДК 796.011
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО
Наталья Викторовна Титушина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва, Виталий Викторович Бобков, соискатель, Московский городской педагогический университет, Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих направленность подготовки к сдаче норм комплекса ГТО. В качестве основных
факторов, определяющих направленность подготовки к сдаче норм и требований комплекса ГТО, респонденты отмечают неодинаковый уровень состояния здоровья и физической подготовленности у разных слоев населения России, а также наличие индивидуальных особенностей физического развития лиц, сдающих нормативы комплекса ГТО. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как недостаточно четкая проработка нормативов для лиц, имеющих отклонения в физическом состоянии, а также на необходимость правильного нормирования тренировочной нагрузки при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО. Важными факторами являются слабый учет интересов у испытуемых, сдающих нормы и требования комплекса ГТО, а также недостаточная преемственность процесса подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО для всех возрастных категорий населения.
Ключевые слова: факторы; разные слои населения; нормы и требования комплекса ГТО; направленность подготовки.
FACTORS DEFINING ORIENTATION OF PREPARATION FOR HITTING QUALIFYING STANDARDS AND REQUIREMENTS OF THE GTO COMPLEX
Natalya Viktorovna Titushina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Moscow, Vitaly Viktorovich Bobkov, the competitor, Moscow City Pedagogical University, Moscow
Annotation
The article presents the results of researches of authors on identification of the factors defining orientation of preparation for hitting the qualifying standards of the GTO complex. As the major factors defining orientation of preparation for hitting qualifying standards and requirements of the GTO complex, respondents note the unequal level of the state of health and physical fitness at different segments of the population of Russia and also existence of specific features of physical development of the persons hitting qualifying standards of the GTO complex. Respondents have paid attention also to such factors as insufficiently accurate study of standards for the persons having deviations in a physical state and also to need in the correct rationing of the training load under preparation for delivery of the standards of the GTO complex. Important factors are weak accounting of the interests at the examinees hitting qualifying standards and requirements of the GTO complex and also insufficient continuity of process of preparation for delivery of the standards of the GTO complex for all age categories of the population.
Keywords: factors, different segments of the population, norms and requirements of the GTO complex, orientation of preparation.
В современных условиях важной составной частью государственной социально-экономической политики в России является эффективное развитие физической культуры и спорта. [3]. На решение этой задачи направлено возрождение в России комплекса ГТО. Разработка современных нормативов комплекса ГТО должна отражать уровень физического развития испытуемых разных возрастных групп. Крайне важным требованием, при организации процедуры тестирования, является соблюдение безопасности жизни и здоровью испытуемых при выполнении нормативов комплекса ГТО. Ориентировка испытуемых должна быть направлена на достижение потенциально возможного для них результата. Президент Российской Федерации В.В. Путин еще в марте 2013 года, на совещании по развитию детско-юношеского спорта, выступил с инициативой о возрождении системы ГТО в современной России. Отмечено, что «...несмотря на большие усилия по продвижению ценностей здорового образа жизни, ситуация с массовым, особенно детским спортом все еще кардинально не изменилась, а состояние здоровья и уровень физической подготовки современной молодежи оставляет желать лучшего». Президент отметил, что: «В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания, ..., до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физической подготовки военнослужащих». В.В. Путин особо отметил, что «Заниматься должны все, все без исключения», и пояснил, что для детей, у которых есть ограничения по здоровью, должны разрабатываться специальные корректирующие программы [1].
В современном формате комплекса ГТО предусмотрено участие лиц с различными нозологиями и отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому выявление факторов, определяющих направленность подготовки к сдаче норм комплекса ГТО, является чрезвычайно важной научной задачей. Для решения этой задачи был проведен опрос 83 специалистов в сфере физической культуры и спорта. По результатам этого опроса было проведено ранжирование факторов, определяющих направленность подготовки к сдаче норм и требований комплекса ГТО. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ранговая структура факторов, определяющих направленность подготовки к сдаче норм и требований комплекса ГТО (п=83)__
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Неодинаковый уровень состояния здоровья и физической подготовленности у разных слоев населения России 28,8
2 Наличие индивидуальных особенностей физического развития лиц, сдающих нормативы комплекса ГТО 21,2
3 Недостаточно четкая проработка нормативов для лиц, имеющих отклонения в физическом состоянии 17,2
4 Необходимость правильного нормирования тренировочной нагрузки при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО 12,8
5 Слабый учет интересов у испытуемых, сдающих нормы и требования комплекса ГТО 11,7
6 Недостаточная преемственность процесса подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО для всех возрастных категорий населения 8,3
В качестве основных факторов, определяющих направленность подготовки к сдаче норм и требований комплекса ГТО, респонденты отмечают неодинаковый уровень состояния здоровья и физической подготовленности у разных слоев населения России, а также наличие индивидуальных особенностей физического развития лиц, сдающих нормативы комплекса ГТО. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как недостаточно четкая проработка нормативов для лиц, имеющих отклонения в физическом состоянии, а также на необходимость правильного нормирования тренировочной нагрузки при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО. Важными факторами являются слабый учет интересов у испытуемых, сдающих нормы и требования комплекса ГТО, а также недостаточная преемственность процесса подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО для всех возрастных категорий населения.
Проведенные исследования показали, неодинаковый уровень состояния здоровья и физической подготовленности у разных слоев населения России является главным фактором, определяющим направленность подготовки к сдаче норм комплекса ГТО. Разный уровень физической подготовленности требует использования разных методов и средств, для тренировки. Только такой подход к тренировке может решить задачу качественной подготовки к сдаче норм и требований комплекса ГТО у всех слоев населения России.
Важным фактором является наличие индивидуальных особенностей физического развития у лиц, сдающих нормативы комплекса ГТО. Респонденты отмечают на необходимость учета данного фактора при подготовке к сдаче норм и требований комплекса ГТО.
Респонденты обратили внимание также на такой фактор как недостаточно четкая проработка нормативов для лиц, имеющих отклонения в физическом состоянии. Следовательно, закономерно возникает вопрос, каким образом будут сдавать нормативы комплекса ГТО лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья? Среди обучающихся в образовательных организациях очень много лиц, которые отнесены по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам. Указанная часть молодого населения составляет по статистическим данным около 53% от общего числа студентов вузов нашей страны [2, 3]. При этом имеется тенденция к росту таких лиц. Следовательно, данной категории учащихся не подходят те виды испытаний и нормативы, которые предложены для здоровых сверстников. Это требует других методов подготовки к сдаче норм и требований комплекса ГТО. Респонденты обратили внимание на необходимость правильного нормирования тренировочной нагрузки при подготовке к сдаче нормативов
комплекса ГТО. Правильное нормирование тренировочной нагрузки при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО будет способствовать укреплению здоровья испытуемых. Это, в свою очередь, будет способствовать достижению главной цели использования комплекса ГТО.
По мнению респондентов, важными факторами являются слабый учет интересов у испытуемых, сдающих нормы и требования комплекса ГТО, а также недостаточная преемственность процесса подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО для всех возрастных категорий населения. Учет данных факторов также будет способствовать улучшению качества подготовки к сдаче норм и требований комплекса ГТО.
ВЫВОД. Выявленные факторы, определяют направленность подготовки к сдаче норм комплекса ГТО и позволяют наметить пути, способствующие улучшению качества тренировки для всех слоев населения России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Путин, В.В. Выступление на совещании по развитию детско-юношеского спорта в марте 2013 года // Российская газета. - 2013. - 15 марта.
2. Руденко, Г.В. Организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО / Г.В. Руденко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7 - С. 97-99.
3. Титушина, Н.В. Факторы, определяющие необходимость внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания России / Н.В. Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 168-171.
REFERENCES
1. Putin, V.V. (2013), Speech at a meeting on development of sport for children and young people in March, Russian newspaper of March 15, 2013.
2. Rudenko, G.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Organizational and pedagogical conditions necessary for introduction of the GTO new complex", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 97-99.
3. Titushina, N.V. (2014), "The factors defining need of introduction of the GTO new complex in the system of physical training of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 168-171.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.04.2018
УДК 796.011
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель, Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель, Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель, Вячеслав Николаевич Ниживенко, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Авторы в статье раскрывают тему реализации программы ГТО на государственном уровне. На базе Кубанского государственного технологического университета проводится сдача нормативов на получение знаков отличия. С выбранными группами университета было проведено анкетирование, на основе которого проведено исследование по данной тематике.
Ключевые слова: ГТО, анкетирование, реализация программы.