V. A. Ivanov
Tyumen, Russia
REVISITED THE EVOLUTIONARY AND PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF EXTREME SPORTS IN THE TYUMEN REGION
Abstract. The article presents an analysis of the evolutionary development of extreme sports (the period from the 1990s to the present), that is a type of leisure activities for representatives of youth sports subcultures in the Tyumen region. The research was conducted by the method of content analysis.
As a result of the retrospective analysis, three stages of development were defined: the first stage is the formation of youth sports subcultures (1990's); The second stage is the formation of public management extreme sport unit and organization of interaction with government management structures (from 1999 to 2008); The third stage is the in-depth formation of organized management of sports subcultures on the basis of local and regional interaction of public organizations and associations with state management structures (from 2009 to the present).
Studying the evolutionary development of the extreme sport movement in the Tyumen region made it possible to determine the trends and problems of the development of this area of sports activity. In turn, the identified trends and problems determine the prospects for the development of extreme sports and youth sports subcultures of extreme orientation in the Tyumen region.
Key words: sport subcultures, extreme sport, extreme athlete, extreme motion.
About the author: Vitaly Alexandrovich Ivanov, Assistant Professor of Department of Physical Culture and Sports.
Place of employment: Institute of Physical Culture,Tyumen State University
Иванов В. А. К вопросу об эколюционном и перспективном развитии экстремальных видов спорта в Тюменской области // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 74-79.
Ivanov V. A. Revisited the evolutionary and perspective development of extreme sports in the Tyumen region // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 74-79.
УДК 378:796.015.1:796.42 О. Г. Ковальчук
г. Омск, Россия
БЛОКОВАЯ СИСТЕМА ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА» ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
Аннотация. В статье проанализирована готовность студентов Омского государственного технического университета к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). С учетом профессиональной направленности и приоритетного развития отстающих физических качеств студентов разработана авторская блоковая методика построения учебно-тренировочных занятий по направлению «Легкая атлетика». В авторской методике использована блоковая система трех типов: накопительный, трансформирующий, реализационный мезоцикловые блоки и последовательная их смена в каждом семестре. Годичный цикл состоит из двух полугодичных циклов - учебно-тренировочных занятий первого и второго семестров. Накопительный мезоцикловой блок посвящен развитию общей выносливости, общей физической и технической подготовленности. Трансформирующий блок представлен тренировочными специальными микроциклами нагрузок различной преимущественной направленности: на силу, скорость и скоростную выносливость. При последовательном чередовании тренировочных специальных микроциклов концентрированного тренировочного воздействия разной преимущественной направленности сохраняется высокий уровень развития физических качеств, необходимый для сдачи норм комплекса ГТО. Реализационный мезоцикловой блок предполагает сдачу контрольных нормативов в виде внутригрупповой соревновательной деятельности.
В результате проведенных исследований выявлено, что авторская методика блокового построения концентрированных нагрузок позволяет увеличить уровень физической подготовленности студентов ОмГТУ.
Проанализированы результаты по итогам сдачи норм комплекса ГТО на начало и конец педагогического эксперимента.
Ключевые слова: студенты; физическая подготовленность; учебно-тренировочные занятия; легкая атлетика; нормы ГТО.
Сведения об авторе: Оксана Геннадьевна Ковальчук, аспирант кафедры физического воспитания и спорта.
Место работы: Омский государственный технический университет.
Контактная информация: 644112, г.Омск, ул.Туполева, д. 5, тел.: 89136732542, e-mail: [email protected].
Современные студенты по сравнению со сверстниками 80-90-х гг. имеют значительное отставание по основным параметрам физической подготовленности (Лысова, Нечушкин 2012: 270). Анализ литературных данных показал, что в результате исследования эффективности традиционной системы физического воспитания выявлен недостаточный уровень физической подготовленности студенческой молодежи (Колокольцев, Аб-румянц 2013: 338-345; Коновалова и др. 2013: 349-353; Хорькова 2011: 24). Большую озабоченность вызывает состояние студенческой молодежи технических специальностей (Филимонова и др. 2015: 246), поэтому возникает необходимость максимально использовать учебно-тренировочные занятия по направлению «Легкая атлетика» для равномерного развития всех физических качеств студентов и для успешной сдачи норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
В настоящее время получила признание и продолжает использоваться «блочная» система (периодизация) построения тренировки (Берлин 2015: 22).
В. Б. Иссурин считает альтернативным блоковое построение тренировочных нагрузок в организации тренировочного процесса в годичном цикле (Иссурин 2010: 288). Данную точку зрения разделяют Ю. В. Верхошанский (Верхо-шанский 2005: 2), А. П. Бондарчук (Бондарчук 2007: 184) и др. В связи с этим разработана авторская блоковая методика построения учебно-тренировочных занятий по направлению «Легкая атлетика», использующая блоковую систему трех типов: накопительный, трансформирующий, реализационный мезоцикловые блоки и последовательная их смена в каждом семестре. Годичный цикл состоит из двух полугодичных циклов -учебно-тренировочных занятий первого и второго семестров. Накопительный мезоцикловой блок посвящен развитию общей выносливости, общей физической и технической подготовленности. Трансформирующий блок представлен тренировочными специальными микроциклами нагрузок различной преимущественной направленности: на силу, скорость и скоростную выносливость. При последовательном чередовании тренировочных специальных микроциклов концентрированного тренировочного воздействия разной преимущественной направленности сохраняется высокий уровень развития физических качеств, необходимый для сдачи норм комплекса ГТО. Реализационный мезоцикловой блок предполагает сдачу контрольных нормативов в виде внутригруппо-вой соревновательной деятельности.
Целью настоящего исследования является выявление эффективности блочной системы подготовки студентов на учебно-тренировочных за-
нятиях средствами легкой атлетики для успешной сдачи норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Задачи:
1. Провести анализ готовности студентов-первокурсников (юношей) ОмГТУ к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
2. Проанализировать влияние авторской методики блокового построения учебно-трениро-вочных занятий средствами легкой атлетики на результативность сдачи норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Организация исследования.
Были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические тестирования определения физической подготовленности.
В исследовании были использованы методы математической статистики. Темпы прироста результатов по двум срезам внутри групп в процентном отношении рассчитывались по формуле С. Броди. При определении достоверности результатов применяли G-критерий знаков с помощью табличного процессора MS Excel.
Наличие знаков отличия комплекса ГТО у студентов (юношей) первого курса, занимающихся по направлению «Легкая атлетика», оценивалось по следующим двигательным тестам: скоростные способности - 100 м; скоростно-силовые способности - прыжок в длину с места; силовая выносливость - подтягивание из виса на высокой перекладине; активная гибкость - наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье; общая выносливость - 3000 м.
Исследование проводилось на базе Омского государственного технического университета в период с сентября 2013 г. по май 2015 г. На наличие знаков отличия комплекса ГТО проанализированы тесты 209 студентов (юношей), занимающихся по направлению «Легкая атлетика». Из данной генеральной совокупности под наблюдением, направленным на учебно-тренировочные занятия по легкой атлетике, выделено 50 студен-тов-юношей, из них 25 человек - экспериментальная группа (ЭГ) и 25 человек - контрольная группа (КГ). В ЭГ занятия проводились по разработанной нами блоковой системе. КГ занималась по традиционной методике раздела «Легкая атлетика».
Результаты исследования и их обсуждение.
На начало исследования в группах, занимающихся по направлению «Легкая атлетика», необходимо было сравнить физическую подготовленность студентов со знаками отличия комплекса ГТО, характеризующими уровень развития основных двигательных качеств (табл. 1).
Таблица 1
Наличие знаков отличия комплекса ГТО у студентов (юношей) первого курса, занимающихся по направлению «Легкая атлетика» (п = 209), %
Нормативы для получения знаков отличия
Виды испытаний (тесты), единицы измерения Показатели комплекса ГТО
x±S, Количество респондентов
Золотой Серебряный Бронзовый Без значка
Бег 100 м, с 14,12±0,05 24 59,3 5,7 11
Возрастная норма 13,5 14,8 15,1
Прыжок в длину с места, см 239,51±1,43 53,6 19,6 16,3 10,5
Возрастная норма 240 230 215
Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз 11,92±0,32 43,5 29,2 3,8 23,5
Возрастная норма 13 10 9
Наклон вперед из положения стоя с пря-
мыми ногами на гимнастическои скамье, см 6,38±0,35 12 35,4 6,2 46,4
Возрастная норма + 13 +7 +6
Бег 3000 м, мин, с 13,51±0,09 22 20,1 14,4 43,5
Возрастная норма 12.30 13.30 14.00
Можно отметить, что при выполнении такого вида испытания, как бег 100 м, для получения золотого знака отличия комплекса ГТО из 209 исследуемых готовы 24% студентов; для серебряного - 59,3%, для бронзового - 5,7%, без знака отличия остаются 11% студентов.
Золотой знак отличия при выполнении прыжка в длину с места гарантирован для 53,6% студентов-первокурсников, серебряный - для 19,6%, бронзовый - для 16,3%, без знака отличия остается 10,5%.
При выполнении такого вида испытания, как подтягивание из виса на высокой перекладине, на получение золотого знака отличия претендует 43,5%, серебряного - 29,2%, бронзового -3,8%, не претендуют на получение знака отличия в этом виде испытания 23,5% студентов.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье на золотой знак отличия выполняет 12% студентов-первокурсников, на серебряный - 35,4%, на бронзовый - 6,2 %, вне получения знака отличия остаются 46,4% студентов.
Бег 3000 м предполагает получение золотого знака отличия комплекса ГТО 22% студентов, серебряного - 20,1%, бронзового - 14,4%, без знака отличия остается чуть меньше половины исследуемых студентов (43,5%).
Таким образом, у студентов, занимающихся по направлению «Легкая атлетика», протестированных по программе VI ступени ВФСК «Физическое совершенство», выявлено несоответствие среднеарифметических показателей нормативным требованиям комплекса по ряду тестов, но наибольшее отставание отмечается в видах испытаний, требующих проявления выносливо-
сти, гибкости и скоростно-силовых качеств. Анализ полученных результатов свидетельствует о слабом уровне двигательной подготовленности большинства студентов Омского государственного технического университета. Наши данные совпадают с данными других авторов (А. Э. Буров, О. А. Ерохин, О. В. Федорова, Т. В. Соколкова), отмечающих негативную тенденцию физической подготовленности студенческой молодежи (Буров и др. 2014: 1278).
На начало исследования в контрольной и экспериментальной группах необходимо было выявить исходный уровень развития физических качеств у исследуемых студентов. Следует отметить, что проведенное до начала эксперимента тестирование не выявило достоверных различий между студентами ЭГ и КГ по всем двигательным качествам, т.е. обе группы имеют одинаковый уровень физической подготовленности (табл. 3).
Во время педагогического эксперимента была выявлена динамика показателей физической подготовленности студентов, занимающихся по направлению «Легкая атлетика» в ЭГ и КГ (табл. 2).
Анализируя данные таблицы 2, можно отметить, что в ходе оказанного педагогического воздействия в ЭГ произошло достоверное улучшение всех исследуемых показателей в отличие от КГ. Прирост показателей можно объяснить включением блочной системы в учебно-трениро-вочный процесс студентов технического вуза.
Повышение уровня физической подготовленности студентов находит свое отражение и в увеличении количества студентов, получивших знаки отличия норм ГТО (табл. 3).
Таблица 2
Темпы прироста показателей физической подготовленности студентов (юношей) экспериментальной и контрольной групп, занимающихся по направлению «Легкая атлетика» в период педагогического эксперимента, %
Исследуемые двигательные способности Тесты (ед. измер.) Исследуемые группы Периоды исследования по семестрам
Оэмп 1 0 1-4
Достоверность
Скоростные способности Бег 100 м, с ЭГ 8,49 9,87
Оэмп 0- 0-
Достоверность <0,05 <0,05
КГ 0,75 2,25
Оэмп 0- 0-
Достоверность <0,05 <0,05
Скоростно-силовые способности Прыжок в длину с места, см ЭГ 7,38 9,39
Оэмп 1 + 0+
Достоверность <0,05 <0,05
КГ 1,34 2,65
Оэмп 5+ 5+
Достоверность <0,05 <0,05
Силовая выносливость Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз ЭГ 14,06 30,66
Оэмп 3+ 0+
Достоверность <0,05 <0,05
КГ 0,46 2,78
Оэмп 6+ 8+
Достоверность <0,05 >0,05
Активная гибкость (подвижность позвоночного столба) Наклон вперед с прямыми ногами на гимнастической скамье, см ЭГ 32,6 72,00
Оэмп 2+ 0+
Достоверность <0,05 <0,05
КГ 20,98 46,55
Оэмп 4+ 2+
Достоверность <0,05 <0,05
Общая выносливость Бег 3000 м, мин, с ЭГ 1,95 5,54
Оэмп 3- 2-
Достоверность <0,05 <0,05
КГ 0,10 1,40
Оэмп 10- 9-
Достоверность >0,05 >0,05
Таблица 3 Количество знаков отличия комплекса ГТО студентов (юношей) экспериментальной и контрольной групп, занимающихся по направлению легкая атлетика на начало и конец педагогического эксперимента, %
Виды испытаний (тесты), единицы измерения Возрастная норма Знак отличия ДО после эксперимента ЭГ(п = 25) КГ(п = 25) Достоверность различий ЭГ/КГ
Показатели X ± 5"т до после эксперимента 14,50±0,05 14,71±0,19 >0,05
13,14±0,10 14,38±0,17 <0,05
Бег 100 м, с 13,5 Золотой 0 76 8 12
14,8 Серебряный 96 24 56 68
15,1 Бронзовый 4 0 16 12
>15,1 Без знака отличия 0 0 20 8
Показатели X ± 5 у до после эксперимента 233,04±4,26 232,16±3,72 >0,05
255,64±3,58 238,56±4,21 <0,05
Окончание таблицы 3
240 Золотой 32 76 36 52
Прыжок в длину 230 Серебряный 20 12 32 16
с места, см 215 Бронзовый 32 12 24 24
<215 Без знака отличия 16 0 8 8
Показатели X + 5 т Ж 11,52±0,57 11,52±0,42 >0,05
после эксперимента 15,72±0,83 11,92±0,52 <0,05
Подтягивание из виса на высокой 13 Золотой 44 72 20 32
перекладине, кол-во раз 10 Серебряный 32 28 72 60
9 Бронзовый 0 0 0 0
<9 Без знака отличия 24 0 8 8
Показатели X + 5 V -Ж 4,12±0,36 3,96±0,37 >0,05
после эксперимента 8,44±0,61 5,92±0,41 <0,05
Наклон вперед из положения +13 Золотой 0 12 0 0
стоя с прямыми ногами на гим- +7 Серебряный 12 56 8 36
настическои скамье, см +6 Бронзовый 0 0 0 0
<+6 Без знака отличия 88 32 92 64
Показатели X + 5 V Ж 13,46±0,12 14,23±0,24 >0,05
после эксперимента 12,54±0,15 14,04±0,27 <0,05
Бег 3000 м, мин, с 12.30 Золотой 4 24 8 24
13.30 Серебряный 24 52 32 8
14.00 Бронзовый 52 24 0 4
>14.00 Без знака отличия 20 0 60 64
В нашем исследовании мы выявили количество знаков отличия комплекса ГТО у студентов экспериментальной и контрольной групп на окончание эксперимента:
- в беге на 100 метров 76% студентов ЭГ выполнили норматив на золотой знак отличия, не имея его в начале эксперимента. Золотой знак отличия, выполненный студентами КГ, увеличился всего лишь с 8% до 12%;
- в прыжке в длину с места произошло увеличение количества студентов ЭГ (на 44%), выполнивших норматив на золотой знак отличия, в КГ-на 16%;
- в таком виде испытания, как подтягивание из виса на высокой перекладине, большинство студентов всех исследуемых групп имеют золотой и серебряный знаки отличия. По окончании
эксперимента количество студентов ЭГ, имеющих золотой знак отличия, увеличилось на 28%, в КГ увеличение незначительное (12%);
- такое испытание, как наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье, является практически для всех студентов исследуемых групп трудно выполнимым. Положительные изменения произошли в ЭГ- 12% студентов смогли выполнить его на золотой знак отличия, в КГ студенты такого результата не добились;
- в беге на 3000 метров у 30% студентов обеих исследуемых групп по окончании эксперимента добавился золотой знак отличия, который практически отсутствовал на начало исследования. В ЭГ по окончании эксперимента 52% вы-
полнили данный вид испытания на серебряный знак, в КГ - лишь 8%.
Таким образом, методика блокового построения концентрированных нагрузок в организации учебно-тренировочного процесса по направлению «Легкая атлетика» способствует повышению уровня знаков отличия комплекса ГТО.
Свидетельством эффективности методики являются темпы прироста результатов физической подготовленности экспериментальной группы. Выявленные положительные приросты по
физической подготовленности подтверждают правомерность включения блочной системы в учебно-тренировочный процесс студентов технического вуза. Повышение уровня развития основных двигательных качеств обеспечивает прочную основу для развития функциональных возможностей студентов, занимающихся на учебно-тренировочных занятиях легкой атлетикой, что в свою очередь положительно сказывается и на сдаче норм комплекса ГТО.
ЛИТЕРАТУРА
Бондарчук А. 77. 2007. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. Москва: Олимпия-пресс.
Буров А. Э., Ерохина О. А., Федорова О. В., Соколкова Т. В. 2014. Результаты мониторингового исследования двигательного развития студенческой молодежи на основе апробации физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» // Фундаментальные исследования 6 (ч. 6), 1278-1281.
Берлин С. В. 2015. Построение годичного цикла тренировки высококвалифицированных гребцов на байдарках, специализирующихся в спринте: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва.
Верхошанский Ю. В. 2005. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса // Теория и практика физической культуры 4, 2-14.
Иссурин В. Б. 2010. Блоковая периодизация спортивной тренировки. Москва: Советский спорт.
Колокольцев М. М., Абрумянц Р. А. 2013. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов технического вуза в условиях поликультурной образовательной среды // Актуальные проблемы физической культуры и спорта 4: Сборник научных статей / Под ред. Г. Л. Драндрова. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 338-345.
Коновалова Л. В., Горлова, JI. А., Россошанская 77. С. 2013. Использование новых технологий для улучшения физической подготовленности и физической работоспособности студентов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта 4: Сборник научных статей / Под ред. Г. Л. Драндрова. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 349-353.
Лысова И. А., Нечушкин Ю. В. 2012. Диагностика физической подготовленности студентов вузов гуманитарного и технического профиля // Знание. Понимание. Умение 3, 270-275.
Филимонова С. И., Виленский М. Я., Новикова Е. Ю. 2015. О физическом состоянии студентов, в том числе допризывной молодежи // Переверзева И. В. (отв. ред.). Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. Ульяновск: УлГТУ, 246-256.
Хоръкова А. С. 2011. Развитие силовых способностей у студенток с использованием модульной технологии в процессе физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва.
REFERENCES
Bondarchuk А. P. Upravlenie trenirovochnym protsessom sportsmenov vysokogo klassa [Managing the training process of high class athletes]. Moscow: Olimpiya press, 2007. (In Russian).
Burov A.E., Erokhina O.A., Fedorova О. V., Sokolkova Т. V. In: Fundamental'nye issledovaniya [ Fundamental research], Vol 6(6) (2014): 1278-1281. (In Russian).
Verlin S. V. Postroenie godichnogo tsikla trenirovki vysokokvalifitsirovannykh grebtsov na baydarkakh, spetsia-liziruyushchikhsya v sprinte: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Construction of a one-year cycle of training highly skilled rowers on canoes specializing in sprinting: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Moscow, 2015. (In Russian).
Verkhoshansky Yu. V. In: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practice of physical education]. Vol. 4 (2005): 2-14. (In Russian).
Issorin V. B. Blokovaya periodizatsiya sportivnoy trenirovki [Block periodization of athletic training]. Moscow, Soviet Sport, 2010. (In Russian).
Kolokoltsev M. M., Abrumyants R. A. In: Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta: sbornik nauchnykh statey [Current issues of physical education and sports: a collection of scientific articles]. Vol. 4 (2013): 338-345. (In Russian).
Konovalova L. V., Gorlov L. A., Rossoshanskaya N.S. In: Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta: sbornik nauchnykh statey [Current issues of physical education and sports: a collection of scientific articles]. Vol. 4 (2013): 349-353. (In Russian).
Lysova I.A., Nechushkin Yu. V. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. Vol. 3 (2012): 270-275. (In Russian).
Filimonova S. I., Vilensky M. Ya., Novikova E. Yu. In: Sotsial'no-pedagogicheskie aspekty fizicheskogo vospita-niya molodezhi: sbornik nauchnykh trudov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Socially-pedagogical aspects of physical education of youth: a collection of research articles of the III International Scientific and Practical Conference]. Ulyanovsk: U1STU, 2015. p. 246-256. (In Russian).
Khorkova A. S. Razvitie silovykh sposobnostey u studentok s ispol'zovaniem modul'noy tekhnologii v protsesse fizicheskogo vospitaniya: Avtoref. dis. ... kand. ped. Nauk [Students development of power abilities with the use of modular technology in the physical education: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Moscow, 2011. (In Russian).
O. G. Kovalchuk
Omsk, Russia
BLOCK SYSTEM OF CREATING EDUCATIONAL AND TRAINING CLASSES IN TRACK AND FIELD ATHLETICS FOR LEVEL INCREASE OF PHYSICAL FITNESS TO PASS «READY FOR LABOR AND DEFENSE» COMPLEX
Abstract. In article the preparedness of Omsk State Technical University students for passing qualifying standards of the Ail-Russian sports complex "It Is Ready for Labor and Defense" (GTO) is analyzed. According a professional direction and priority development of the weak physical qualities of students, the author's block techniques of creation educational and training classes in the track and field athletics is developed. Author's technique involves three types of block system: the accumulative, transforming, realizing mesocyclic blocks and its' continuity in each term. The annual cycle consists of two semi-annual cycles - training exercises of the winter and spring semester. The accumulative mesocyclic block is devoted to development of the general endurance, general physical and technical fitness. The transforming block is presented by training special microcycles loadings of various preferred orientation: on force, speed and speed endurance. At consecutive alternation of training special microcycles of the concentrated training influence of a different continuity the high level of development physical qualities which are necessary for passing qualifying standards of the GTO complex remains. The realizing mesocyclic block assumes passing control standards in the form of group competition activity.
As a result of the researches it is revealed that the author's technique of block creation of the concentrated loadings allows increasing the level of physical fitness of students of OMSTU.
Also the final results which were based on the results of passing qualifying standards of the GTO complex for the beginning and the end of a pedagogical experiment are analyzed.
Key words: students; physical fitness; educational and training classes; track and field athletics, GTO (Ready for Labor and Defense)
About the author: Oksana Gennadyevna Kovalchuk, post-graduate student of Department for Physical Education and Sports.
Place of employment: Omsk State Technical University.
Ковальчук О. Г. Блоковая система построения учебно-тренировочных занятий по направлению «Легкая атлетика» для повышения уровня физической подготовленности к сдаче норм комплекса «готов к труду и обороне» // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 79-85.
Kovalchuk О. G. Block system of creating educational and training classes in «Track and field athletics» for level increase of physical fitness to pass «Ready for labor and defense» complex // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 79-85.
УДК 796 Ю. В. Коричко
г.Нижневартовск, Россия
К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
Аннотация. Спортивная аэробика - это популярный вид спорта, входящий как самостоятельная дисциплина в Международную федерацию гимнастики (FIG), который характеризуется способностью спортсменов выполнять в соответствии с музыкальным сопровождением динамичный комплекс специфических двигательных действий с высокой интенсивностью. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с эстетическими показателями спортивно-технического мастерства в спортивной аэробике и некоторыми аспектами оценивания музыкально-двигательной подготовленности. Приведены данные по наличию состава необходимых эстетических характеристик в спортивной аэробике (состав элементов соединений, динамичность исполнения композиции, соподчиненность элементов и целостности, художественное оформление композиции). Выявлены отличительные признаки в эстетических компонентах движений в различных соревновательных номинациях, позволяющие оптимизировать процесс подготовки гимнастов, специализирующихся в спортивной аэробике. Данные исследований можно учитывать при разработке и постановке соревновательных композиций, при подборе спортсменов в номинациях, а также при выборе средств эстетического воспитания. Приведены данные проведенного анкетирования тренеров-преподавателей по спортивной аэробике по ранжированию спортивно-эстетических показателей в зависимости от номинации соревновательных выступлений (индивидуальные выступления - женщины, мужчины, смешанная пара, трио, группа). Представлены результаты