И. И. Болдырев
к вопросу о гражданских качествах личности подростка
В статье рассматриваются идеи гражданского воспитания, формирование гражданских качеств личности в трудах российских ученых. Гражданское воспитание как педагогическая проблема находило свое отражение в трудах педагогов на протяжении всего развития нашей страны. Результат гражданского воспитания определяется через эффективное формирование гражданских качеств, которые выступают как ключевой компонент гражданственности. Однако политические и социально-экономические события, происходящие сегодня, ставят вопрос, какими качествами личности должен обладать современный гражданин России? Целью данного исследования является определение наиболее значимых гражданских качеств личности подростков. На основе анализа научных работ выделяются различные совокупности гражданских качеств личности подростков, раскрывается сущность конкретных качеств в контексте исследований. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные исследования могут быть использованы в воспитательной среде школы, в процессе гражданского воспитания школьников. Приводится группа наиболее значимых гражданских качеств личности подростков с их пояснением.
ключевые слова: подростки, гражданственность, гражданские качества, гражданское воспитание, патриотизм.
I. Boldyrev
on the issue of civic virtues in adolescents
The paper focuses on the idea of civic education and the development of civic virtues described in the works of Russian scholars. Throughout the history of the Russian society and educational system, civic education has been discussed as a pedagogical issue. Effective civic education should result in the successful development of civic virtues, which are key elements of social consciousness. The task before us is to determine what socially relevant qualities are important for a modern Russian citizen against the background of current political, social and economic changes in our society. The purpose of this study is to identify the civic virtues essential for adolescents. The authors distinguish several groups of socially relevant qualities based on the analysis of academic sources, and explain the essence of specific qualities in the context of the current research. It is suggested that the outcomes of the study may be used to enhance the educational environment, and that they are applicable to civic education. In conclusion, the authors present a group of key civic virtues to be formed in adolescents, and explain the essence of each specific quality.
Keywords: adolescents, teenagers, social consciousness, socially relevant qualities, civic education, patriotism.
Идеи гражданского воспитания берут свое начало с момента появления первых полисов-государств греко-римской цивилизации. Многие известные философы того времени работали над этой проблемой: демокрит, Платон, Аристотель, цицерон. с опорой на их труды вели свою научную деятельность европейские
философы эпохи возрождения. с развитием общества идеи гражданского воспитания становились все более актуальны, они получили широкое распространение как в дореволюционной России (А. н. Радищев, н. М. карамзин, в. Г. Белинский и др.), так и в сссР (А. с. Макаренко, н. к. крупская, в. А. сухомлинский и др.) [8].
В современной России за последние годы значительно увеличился интерес исследователей к проблеме гражданского воспитания, что подтверждается рядом успешно прошедших защиту кандидатских и докторских диссертаций [2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20]. Многие авторы, например Н. В. Бож-ко [3], И. Н. Красонова [12] С. В. Романова [17] и др., рассматривают гражданские качества как ключевой компонент гражданственности. По мнению Г. Н. Филонова, гражданственность выступает как совокупность личностных качеств [21]. В нашей работе мы придерживаемся мнения В. К. Савельева и считаем, что результат гражданского воспитания — гражданственность как совокупность гражданских качеств личности [18].
Решающее значение для успешного процесса формирования гражданских качеств личности имеет подростковый возраст. В возрасте 10-15 лет происходит осознанное принятие норм и правил поведения, принятых в обществе [4].
Однако анализ исследований показывает, что у авторов нет единого понимания совокупности гражданских качеств, в зависимости от предполагаемых средств формирования авторы указывают различные гражданские качества.
Целью данной работы является определение наиболее значимых гражданских качеств личности подростков.
задачи исследования: выявить наиболее значимые гражданские качества личности подростков; раскрыть содержание выявленных гражданских качеств.
В определении «гражданские качества» И. А. Суменкова раскрывает образ гражданина, осознающего свои права и обязанности, обладающего самоуважением, уважающего права окружающих, у которого сформировано ответственное отношение к Отечеству и малой родине [19].
А. И. Красонова в совокупность гражданских качеств личности включает следующие понятия: чувство патриотизма, гражданский долг, гражданская ответственность, граждан-
ская совесть, гражданское сознание, потребность в гражданских действиях и поступках, уважение к законам государства, интернационализм, чувство личной свободы, гражданское достоинство, гражданскую активность [12].
Е. В. Черкесова выделяет следующую совокупность гражданско-патриотических качеств личности подростка: любовь к родине, уважение к традициям, признательность и благодарность нашим отцам и дедам, почитание народных святынь, гордость за достижения граждан страны и родного края, желание жить на родине, приносить ей пользу, желание участвовать в гражданских акциях [22, с. 33].
A. П. Мягкова в процессе обоснования понятия «гражданская компетентность старшеклассника» основной акцент сделала в сторону готовности к осознанному и активному выполнению социально значимой деятельности гражданской направленности [14].
Э. И. Печерица, работавшая в своем диссертационном исследовании над проблемой формирования гражданских качеств подростков, в совокупность гражданских качеств личности подростка включает следующие понятия: патриотизм, толерантность, социальную активность, социальную ответственность, культуру межнационального общения [16].
М. Н. Гендугова в своем диссертационном исследовании, посвященном формированию гражданственности молодежи, выявила необходимые для формирования качества личности: гражданская культура, чувство гражданского долга, патриотизм, индивидуальность, активность и инициативность [6].
Н. А. Иванова, рассматривая аксиологический подход к процессу формирования гражданственности подростков, определяет любовь к Родине, духовность, законоиспол-нительность, толерантность, трудолюбие, милосердие, честность как ведущие гражданские качества личности [9].
B. И. Горбатов в исследовании, посвященном формированию гражданственности
в условиях учебно-воспитательного процесса, ведущую роль отводит таким качествам, как патриотизм, толерантность, гражданская культура и активность, справедливость и критическое мышление [7].
И. В. Пацора рассматривает гражданское воспитание как «процесс формирования гражданского самосознания, чувства гражданского долга, гражданской ответственности, развитие правовой культуры, готовности к осознанному соблюдению законов государства, личной свободы, воспитание чувства гражданского достоинства, гражданской активности, политической культуры» [15, с. 13].
С. В. Романова в своем диссертационном исследовании, посвященном формированию гражданских качеств, выделяет следующую совокупность: патриотизм, коллективизм, трудолюбие и самостоятельность, гражданская и социальная ответственность, готовность защищать свое Отечество, национальное достоинство, гуманизм, дисциплинированность [17].
Доктор педагогических наук Л. В. Кузнецова в своем исследовании указывает, что «гражданское воспитание в России традиционно строилось на следующих качествах личности: патриотизм, коллективизм, самоотверженность в труде, стремление к народно-государственному единству» [13, с. 43].
Т. В. Козловская в своем диссертационном исследовании в качестве совокупности гражданских и патриотических качеств личности выделяет: любовь к родине, уважение к отечественной истории и культуре, почитание общегражданских идеалов и ценностей, стремление к производительному труду, уважение к культуре народов многонациональной страны, законопослушность, чувство долга перед обществом и государством [10].
Л. М. Фанева в своей работе «Педагогические условия формирования гражданственности старших подростков общеобразовательной школы» определяет гражданина как юридически, социально и политически дееспособного человека, патриота, с развитой
нравственной, правовой, политической культурой и культурой межнационального общения [20].
В. К. Савельев в своем исследовании, посвященном гражданскому воспитанию, выделил следующие качества личности как наиболее значимые для гражданина: гражданскую активность, гражданскую ответственность, гражданскую совесть, гражданское достоинство, гражданское мужество, патриотизм, интернационализм [18].
Н. И. Васильев для определения гражданской зрелости выделил следующее содержание гражданских качеств: высокоразвитый гражданский долг, знание своих гражданских прав и обязанностей, готовность трудиться на общую пользу, решимость и умение отстаивать общественные интересы, непримиримость к антигосударственным и антиобщественным проявлениям, умение подчинять личные интересы общественным [5].
В своих работах ученые используют разнообразные средства формирования гражданских качеств личности, однако многие исследователи придерживаются положения о развитии личности в деятельности, предлагают формировать гражданские качества личности в процессе осуществления различных видов деятельности (социально-значимой, краеведческой, волонтерской и т. д.). Рассматривая процесс формирования гражданственности, ряд авторов формирует гражданские качества средствами различных учебных дисциплин (история, обществозна-ние, политология и т. д.). В этой связи нельзя не отметить тенденцию к выделению двух групп гражданских качеств. Первая группа содержит в себе качества, характеризующие моральный облик человека. Вторая группа качеств характеризует интеллектуальной облик гражданина, знающего законы государства, юридически и политически дееспособного.
На основе анализа и обобщения ряда исследований мы выделили и обосновали наиболее значимые гражданские качества личности:
> Патриотизм. Исходя из позиции взаимосвязанности и взаимообусловленности патриотических и гражданских качеств личности, большинство исследователей в качестве основного гражданского качества указывает на патриотизм, хотя некоторые ученые выделяют качества, имеющую одинаковую смысловую нагрузку: любовь к Родине, готовность встать на защиту родины и т. д.
> Социальная активность. Вторым, наиболее значимым гражданским качеством является социальная активность, которая рассматривается с позиции потребности в гражданских действиях и поступках, желании участвовать в гражданских акциях, потребности выполнения социально значимой деятельности, инициативности и т. д.
> Уважение к государству рассматривается как знание и уважение законов государства, уважение государственной символики, готовность к осознанному соблюдению законов государства.
> Чувство гражданского долга проявляется в чувстве долга перед обществом и государством.
> Гражданская ответственность выражается через ответственность за судьбу страны, родного края и т. д.
> Интернационализм проявляется через уважение к культуре народов многонацио-
нальной страны, знание культуры межнационального общения и т. д. ^ Трудолюбие. Многие авторы делают акцент на этом качестве, рассматривая его как самоотверженность в труде, стремление к производительному труду, готовность трудиться на общую пользу и т. д.
> Коллективизм. Ряд авторов указывает на ценность коллектива в гражданском воспитании, роль и значимость коллектива в процессе воспитания гражданских качеств.
> Дисциплинированность. Выделяется авторами как значимое гражданское качество личности, которое выражается в склонности человека к соблюдению правил работы и норм поведения.
Таким образом, на основе анализа исследований нами была выделена совокупность наиболее значимых, актуальных гражданских качеств личности подростков. Полученные результаты могут быть использованы в воспитательной среде школы, в процессе гражданского воспитания школьников. Однако в условиях быстро изменяющегося мира, его цифровизации, событий, происходящих на политической арене, не исключено дополнение данного списка новыми гражданскими качествами современного гражданина Российской Федерации.
список литературы
1. Арапов М. О. Взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 24 с.
2. Бибикова Н. Г. Экологическое образование обучающихся как средство формирования гражданственности: дис. ... канд. пед. наук. Отаврополь, 2005. 215 с.
3. Божко Н. В. Воспитание гражданственности подростков в процессе социально значимой деятельности общественного экологического объединения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. сургут, 2006. 28 с.
4. Болдырев И. И., Бережная И. Ф. Гражданственность и патриотизм подростков: сущность, факторы и уровни сформированности // Известия ВГПУ. 2019. № 1(282). с. 55-58.
5. Васильев Н. И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников: (на материалах внекл. работы по истории и политологии): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 1995. 18 с.
6. Гендугова М. Н. Формирование гражданственности молодежи в современной России: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2011. 25 с.
7. Горбатов В. И. Формирование гражданственности старшеклассников в условиях учебно-воспитательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010. 27 с.
8. Гревцева Г. Я., Ипполитова Н. В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 6. С. 27-32.
9. ИвановаН. А. Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2010. 23с.
10. Козловская Т. В. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания современных студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 2007. 24 с.
11. Кондратенко И. Н. Развитие гражданских качеств учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 159 с.
12. Красонова А. И., Мусс Г. Н. Педагогические условия формирования гражданских качеств младшего школьника средствами краеведческой деятельности // современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 3-11.
13. Кузнецова Л. В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 51 с.
14. Мягкова А. П. Формирование гражданской компетентности у старшеклассников в воспитательном пространстве современной средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 27 с.
15. ПацораИ. В. Педагогические условия гражданского воспитания студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2009. 18 с.
16. Печерица Э. И. Формирование гражданских качеств подростков средствами поликультурного воспитания в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2011. 24 с.
17. Романова С. В. Формирование у учащихся сельских школ гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. 24 с.
18. Савельев В. К. Гражданское воспитание курсантов как фактор обеспечение национальной безопасности России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2004. 186 с.
19. Суменков И. А. Современные подходы к содержанию гражданско-патриотического воспитания студентов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4(277). С. 14-16.
20. Фанева Л. М. Педагогические условия формирования гражданственности старших подростков общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 230 с.
21. Филонов Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.
22. Черкесова Е. В. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданско-патриотических качеств личности подростка // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 99-102.
references
1. ArapovM. O. Vzaimodeystvie deyatel'nosti uchrezhdeniy kul'tury i volonterskogo dvizheniya po vospitaniyu grazhdanskih kachestv molodezhi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2013. 24 s.
2. Bibikova N. G. Ekologicheskoe obrazovanie obuchayushchihsya kak sredstvo formirovaniya grazhdan-stvennosti: dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2005. 215 s.
3. Bozhko N. V. Vospitanie grazhdanstvennosti podrostkov v protsesse sotsial'no znachimoy deyatel'nosti obshchestvennogo ekologicheskogo ob"edineniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Surgut, 2006. 28 s.
4. Boldyrev1.1., Berezhnaya I. F. Grazhdanstvennost' i patriotizm podrostkov: sushchnost', faktory i urovni sformirovannosti // Izvestiya VGPU. 2019. № 1(282). S. 55-58.
5. Vasil 'evN. I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya i razvitiya grazhdanskih kachestv starsheklassnikov: (na materialah vnekl. raboty po istorii i politologii): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Yakutsk, 1995. 18 s.
6. GendugovaM. N. Formirovanie grazhdanstvennosti molodezhi v sovremennoy Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2011. 25 s.
7. Gorbatov V. I. Formirovanie grazhdanstvennosti starsheklassnikov v usloviyah uchebno-vospitatel'nogo protsessa: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Nizhniy Novgorod, 2010. 27 s.
8. Grevtseva G. Ya., Ippolitova N. V. Vospitanie grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi: istoricheskiy aspekt // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 6. S. 27-32.
9. Ivanova N. A. Aksiologicheskiy podhod k formirovaniyu grazhdanstvennosti podrostkov v usloviyah obshcheobrazovatel'noy shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ryazan', 2010. 23s.
10. Kozlovskaya T. V. Pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya sovremennyh studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov-n/D, 2007. 24 s.
11. Kondratenko I. N. Razvitie grazhdanskih kachestv uchashchihsya v protsesse osvoeniya religiovedcheskih znaniy v kursah istorii i obshchestvoznaniya: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2002. 159 s.
12. Krasonova A. I., Muss G. N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanskih kachestv mladshego shkol'nika sredstvami kraevedcheskoy deyatel'nosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. N° 3. S. 3-11.
13. KuznetsovaL. V. Stanovlenie i razvitie grazhdanskogo vospitaniya shkol'nikov v Rossii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2007. 51 s.
14. Myagkova A. P. Formirovanie grazhdanskoy kompetentnosti u starsheklassnikov v vospitatel'nom prostranstve sovremennoy sredney obshcheobrazovatel'noy shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2013. 27 s.
15. Patsora I. V. Pedagogicheskie usloviya grazhdanskogo vospitaniya studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Pyatigorsk, 2009. 18 s.
16. Pecheritsa E. I. Formirovanie grazhdanskih kachestv podrostkov sredstvami polikul'turnogo vospitaniya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk, 2011. 24 s.
17. Romanova S. V. Formirovanie u uchashchihsya sel'skih shkol grazhdanskih kachestv v protsesse poiskovo-kraevedcheskoy raboty v muzee: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Cheboksary, 2008. 24 s.
18. Savel'ev V. K. Grazhdanskoe vospitanie kursantov kak faktor obespechenie natsional'noy bezopasnosti Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kemerovo, 2004. 186 s.
19. Sumenkov I. A. Sovremennye podhody k soderzhaniyu grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. № 4(277). S. 14-16.
20. Faneva L. M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanstvennosti starshih podrostkov obshcheobrazovatel'noy shkoly: dis. ... kand. ped. nauk. Karachaevsk, 2006. 230 s.
21. Filonov G. N. Vospitanie kak sotsial'no-pedagogicheskiy fenomen. Strategiya razvitiya. M.: NII sem'i i vospitaniya, 2000. 160 s.
22. Cherkesova E. V. Psihologo-pedagogicheskie aspekty formirovaniya grazhdansko-patrioticheskih kachestv lichnosti podrostka // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 5. S. 99-102.