Научная статья на тему 'Обоснование методики воспитания физических качеств, необходимых для выполнения норм ГТО в группах начальной подготовки'

Обоснование методики воспитания физических качеств, необходимых для выполнения норм ГТО в группах начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ТЕННИС / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НОРМАТИВЫ ГТО / CHILDREN / TENNIS / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL FITNESS / GTO STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крутько Виктория Борисовна, Кулбахтина Айгуль Зинуровна, Кравец-Абдуллина Айгуль Винеровна, Жеребцов Евгений Юрьевич

Разработана методика воспитания физических качеств детей, занимающихся в секции настольного тенниса на этапе начальной спортивной подготовки. Представлены результаты проверки методики, доказывающие ее эффективность при подготовке к выполнению нормативов I ступени комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крутько Виктория Борисовна, Кулбахтина Айгуль Зинуровна, Кравец-Абдуллина Айгуль Винеровна, Жеребцов Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD VALIDATION DEVELOPING TO EDUCATE THE PHYSICAL QUALITIES NECESSARY TO MEET THE GTO STANDARDS IN THE GROUPS OF THE INITIAL STAGE OF PREPARATION

A technique has been developed to educate the physical qualities of children involved in the table tennis section at the stage of initial sports training. The results of testing the methodology are presented, proving its effectiveness in preparing for the implementation of the standards of the GTO complex of the first stage.

Текст научной работы на тему «Обоснование методики воспитания физических качеств, необходимых для выполнения норм ГТО в группах начальной подготовки»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10204

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМ ГТО В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В.Б. Крутько, А.З. Кулбахтина, А.В. Кравец-Абдуллина,

Е.Ю. Жеребцов

Разработана методика воспитания физических качеств детей, занимающихся в секции настольного тенниса на этапе начальной спортивной подготовки. Представлены результаты проверки методики, доказывающие ее эффективность при подготовке к выполнению нормативов I ступени комплекса ГТО.

Ключевые слова: дети, теннис, физическое воспитание, физическая подготовленность, нормативы ГТО.

Современное постиндустриальное (информационное) общество основано на экономике знаний и инноваций, поэтому большое значение в настоящее время приобретает развитие человеческого капитала. Исследователи пользуются расширительным толкованием понятия «человеческий капитал», в смысл которого вкладывают не только знания и профессиональные навыки человека, но прежде всего его здоровье, интеллект и качество жизни. Поэтому инвестирование в человеческий капитал становится одной из важнейших задач действующих социальных институтов [2].

Здоровье человека - один из ключевых компонентов человеческого капитала. Наряду с физическим износом имеющихся трудовых ресурсов, вызванного естественным старением организма, специалисты отмечают сохранение тенденции ухудшения здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и подростков, что свидетельствует о снижении качества потенциальных трудовых ресурсов. Это, безусловно, негативно отражается не только на физическом, но и на социальном здоровье нации [7].

Концепция гуманизации современного российского образования предполагает внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в учебных заведениях. Фактором гармоничного развития физических и когнитивных способностей человека для становления полноценной личности в биологическом, социальном и психологическом аспектах является физическая активность ребенка в раннем возрасте [2, 6]. Однако российские и зарубежные исследователи отмечают ее снижение среди подростков, переход к малоподвижному образу жизни, получившему название «гиподинамия». Настораживает также вытеснение потребности в двигательной активности (естественной для детей дошкольного возраста) другими видами новых «активностей». В группу

риска попадают дети мегаполисов, об этом еще в 1983 г. в своей диссертации указывала Г.А. Марескина [4].

Одним из направлений решения указанных проблем стало внедре -ние в 2014 г. Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Воспитание сознательного отношения к занятиям физической культурой, развитие основных физических качеств и жизненно необходимых умений и навыков, выявление спортивных интересов необходимо начинать в раннем детском возрасте, что актуализировало введение I ступени комплекса ГТО для детей 6-8 лет [5, 6].

В связи с выходом распоряжения Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан о «Выполнении нормативов ГТО» спортсменами на начальном этапе подготовки, у тренеров появляется необходимость готовить юных спортсменов к выполнению нормативов [8].

Цель исследования - определение эффективности методики, разработанной для воспитания физических качеств детей начального этапа спортивной подготовки, необходимых для выполнения норм ГТО.

Основными теоретическими методами исследования стали анализ научно-методической литературы и протоколов тестирования. Применение таких эмпирических методов, как педагогический эксперимент (с использованием педагогического внушения), и методы математической статистики наиболее соответствуют целям нашего исследования.

Педагогическое исследование проходило на базе Спортивной школы олимпийского резерва № 11 городского округа г. Уфы Республики Башкортостан. В данном исследовании приняли участие 30 юных спортсменов в возрасте 7-8 лет, занимающихся настольным теннисом, не имеющих знаков ГТО. В рамках требований к проведению педагогического эксперимента было создано две группы: контрольная и экспериментальная по 15 чел. в каждой.

Для выявления тестовых упражнений с низким уровнем развития проявленных физических качеств была осуществлена обработка и проведен анализ 518 протоколов выполнения нормативов ГТО для установления наиболее часто выбираемых дисциплин среди юных спортсменов 6-8 лет, на основе чего было определено содержание разрабатываемой методики.

В процессе анализа протоколов было выявлено:

- наиболее часто выбираемыми нормативами из обязательных испытаний являются: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, бег на 30 м, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, смешанное передвижение на 1000 м; из испытаний по выбору - прыжок в длину с места толчком двумя ногами, метание теннисного мяча в цель, поднимание туловища из положения лёжа на спине;

- низкие результаты продемонстрированы при выполнении следующих упражнений: наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, метание теннисного мяча в цель, челночный бег 3^10 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

Это свидетельствует о низком уровне развития гибкости, скоростных, координационных и силовых способностей. Согласно научным исследованиям возрастной период 7-8 лет является наиболее благоприятным для воспитания координационных и скоростных качеств, общей выносливости и гибкости [9].

В связи с этим перед тренерами стоит задача не упустить сенситивный период для воспитания указанных физических качеств и воспользоваться им для воспитания силовых качеств.

На основе полученных данных было определено содержание разрабатываемой методики воспитания физических качеств, необходимых для выполнения норм ГТО в группах начального этапа подготовки, в которую были включены специально подобранные упражнения, отражающие специфику норм ГТО. Для воспитания конкретного физического качества применялись соответствующие методы. Для увеличения результативности применяемых методов использовались тексты педагогического внушения. Мы остановили свой выбор на текстах педагогического гетеровнушения. По мнению исследователей Т.В Бондарчук, Р.М. Ишмуратова, рекомендуется использовать гетеровнушение, так как спортсмены в данном возрастном периоде не способны воспроизводить текст при определенном темпе и ритме, кроме того, в связи с возрастными особенностями тяжело детям выучить данные тексты. Вследствие неверного применения методики эффект может быть негативным [1, 3].

Для определения эффективности разработанной методики было проведено контрольное тестирование в начале и конце эксперимента. После первичного тестирования не было обнаружено достоверно значимых различий, это говорит об однородности сформированных групп, а значит, физическая подготовленность юных спортсменов находится на одном уровне.

Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп, проводимого в конце исследования, представлены в таблице, из которой следует, что показатели тестов в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. После проведенной математический обработки полученных данных в 6 тестах из 7 были обнаружены достоверно значимые различия между результатами контрольной и экспериментальной групп: в беге на 30 м, прыжке в длину с места толчком двумя ногами, метании теннисного мяча в цель, наклоне вперед из положения стоя, сгибании и разгибании рук в

упоре лежа отжиманиях, поднимании туловища из положения лёжа на спине. В смешанном передвижении на 1000 м достоверно значимых различий обнаружено не было.

Показатели уровня развития физических качеств юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (М±т)

Тестовые упражнения КГ ЭГ р

Бег на 30 м, с 6,52±0,09 6,05±0,07 <0,05

Смешанное передвижение на 1000 м, с 399,2±2,61 356,6±2,42 >0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 13,35±1,35 15,64±0,74 <0,05

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи, см 9,3±1,67 12,14±1,02 <0,05

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см 143,29±1,81 154,13±1,02 <0,05

Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м, кол-во попаданий 4,1±0,2 4,7±0,2 <0,05

Поднимание туловища из положения лёжа на спине, кол-во раз 29,64±1,05 33,36±1,08 <0,05

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; М - среднее арифметическое значение; ±т - стандартная ошибка среднего значения, р - достоверность различий.

Следовательно, можно считать, что разработанная методика, направленная на воспитание физических качеств, необходимых для выполнения норм ГТО в группах начального этапа подготовки, применяемая в экспериментальной группе, эффективна.

Выводы. Применение разработанной методики, направленной на воспитание физических качеств, необходимых для выполнения норм ГТО, позволило добиться значимых изменений по большинству показателей физической подготовленности у юных спортсменов. В результате применения методики в экспериментальной группе было присвоено 12 знаков отличия ГТО (6 золотых, 4 серебряных и 2 бронзовых). В контрольной группе - 5 знаков отличия ГТО.

Список литературы

1. Бондарчук Т.В. Феномен педагогического внушения в учебно-тренировочном процессе: на примере юношеского спорта: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 329 с.

2. Варламова К.Э. Актуальность ГТО в современное время // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. статей по материалами XLШ Междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43)

[Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/archive/guman/6(43).pdf (дата обращения: 16.09.2019).

3. Ишмуратова Р.М. Педагогическое внушение в процессе развития физических качеств слабовидящих школьниц 11-12 лет: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 155 с.

4. Марескина Г.А. Методика подготовки младших школьников к выполнению норм комплекса ГТО: дис. ... канд. пед. наук. М., 1983. 193 с.

5. Методические рекомендации по организации и выполнению нормативных испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. URL: https://www.gto.ru/document (дата обращения 10.09.2019).

6. Таймазов В.А., Курамшин Ю.Ф. Комплекс ГТО как основа физического воспитания // Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]. URL: https://akvobr.ru/kompleks gto kak osnova fozocheskogo vospitaniya.html (дата обращения 10.09.2019).

7. Федосеев А.М., Дунаев К.С. Методические рекомендации для учителей физической культуры в рамках подготовки к комплексу ГТО I ступени // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: материалы VI Междунар. науч. конф. студ. и молодых ученых. Малаховка: Изд-во МГАФК, 2016. С. 117-120.

8. Физическая подготовленность детей 1 ступени (по нормативам ГТО) / В.Б. Крутько [и др.] // Спорт высших достижений: интеграция науки и практики: материалы II Междунар. науч.-метод. конф. / ред. кол. Н.А. Красулина [и др.]. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2019. С. 288-293.

9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 476 с.

Крутько Виктория Борисовна, канд. пед. наук, доц., krutko07@,mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Кулбахтина Айгуль Зинуровна, канд. ист. наук, доц., зав. кафедрой, aikool81@,mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Кравец-Абдуллина Айгуль Винеровна, канд. пед. наук, проф., alyaav@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Жеребцов Евгений Юрьевич, магистрант, stalker24410@yandex. ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

METHOD VALIDATION DEVELOPING TO EDUCATE THE PHYSICAL QUALITIES NECESSARY TO MEET THE GTO STANDARDS IN THE GROUPS OF THE INITIAL STAGE OF PREPARATION

V.B. Krutko, A.Z. Kulbakhtina, A. V. Kravets-Abdullina, E.Y. Zerebtsov

A technique has been developed to educate the physical qualities of children involved in the table tennis section at the stage of initial sports training. The results of testing the methodology are presented, proving its effectiveness in preparing for the implementation of the standards of the GTO complex of the first stage.

Key words: children, tennis, physical education, physical fitness, GTO standards.

Krutko Victoria Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, krutko07@,mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,

Kulbakhtina Aigul Zinurovna, candidate of historical sciences, associate professor, head of chair, aikool81@,mail. ru, Russia, Ufa Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,

Kravets-Abdullina Aigul Vinerovna, candidate of pedagogical sciences, professor, alyaav@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,

Zherebtsov Evgeniy Yuryevich, undergraduate student, stalker24410@yandex. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture

References

1. Bondarchuk T.V. Fenomen pedagogicheskogo vnusheniya v uchebno-trenirovochnom processe: na primere yunosheskogo sporta [The phenomenon of pedagogical suggestion in the educational process: the example of youth sports]: dis. ... dr. ped. sciences. Chelyabinsk, 2000. 332 p.

2. Varlamova K.E. Aktual'nost' GTO v sovremennoe vremya [The relevance of the TRP in modern times] // Scientific community of students of the XXI century. Humanities: sat. articles on materials of the XLIII Intern. stud. scientific-practical conf. No. 6(43) [Electronic resource]. URL: https://sibac.info/archive/guman/6(43).pdf (accessed: 16/09/2019).

3. Ishmuratova R.M. Pedagogicheskoe vnushenie v processe razvitiya fizicheskih kachestv slabovidyashchih shkol'nic 11-12 let [Pedagogical suggestion in the development of physical qualities of visually impaired schoolgirls 11-12 years old]: dis. ... cand. ped. sciences. SPb., 2007. 155 p.

4. Mareskina, G.A. Metodika podgotovki mladshih shkol'nikov k vypolneniyu norm kompleksa GTO [Methods of preparing younger students for the implementation of the standards of the TRP complex]: dis. ... cand. ped. sciences. M., 1983. 193 p.

5. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i vypolneniyu normativnyh ispytanij Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» [Guidelines for the organization and implementation of regulatory tests of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense"] [Electronic resource]. URL: https://www.gto.ru/document (accessed: 16/09/2019).

6. Tajmazov V.A., Kuramshin Yu.F. Kompleks GTO kak osnova fizicheskogo vospitaniya [The complex "Ready for work and defense" as the basis of physical education] // Akkreditaciya v obrazovanii [Accreditation in education] // [Electronic resource]. URL: https:// akvobr.ru/ kompleks_gto_kak_osnova_fozocheskogo_vospitaniya.html (accessed: 16/09/2019).

7. Fedoseev A.M., Dunaev K.S. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej fizicheskoj kul'tury v ramkah podgotovki k kompleksu GTO I stupeni [Guidelines for physical education teachers in preparation for the TRP complex of the I stage] // University Sports: the health and prosperity of the nation: materials of the VI Intern. scientific conf. stud. and young scientists. Malakhovka: Publishing house of the Moscow Artistic State Pharmacological Institute, 2016. P. 117-120.

8. Fizicheskaya podgotovlennost' detej 1 stupeni (po normativam GTO) / V.B. Krut'ko [et al.] // Sport of the highest achievements: the integration of science and practice: materials of the II Intern. scientific method. conf. / ed. count Krasulin [et al.]. Ufa: Publishing House of Ural State Technical University, 2019. P. 288-293.

9. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methodology of physical education and sport]: textbook. allowance. M.: Academy, 2000. 476 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.