Научная статья на тему 'Педагогические условия, способствующие развитию умений самоорганизации времени студентов вуза'

Педагогические условия, способствующие развитию умений самоорганизации времени студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / УМЕНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УРОВЕНЬ УМЕНИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ / THE LEVEL OF STUDENTS' TIME MANAGEMENT SKILLS / TIME / MANAGEMENT / TIME MANAGEMENT SKILLS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Рабина Екатерина Игоревна

Предлагаются и теоретически обосновываются педагогические условия, способствующие развитию умений самоорганизации времени студентов в вузе. Приводятся результаты формирующего эксперимента, подтверждающие эффективность комплекса предлагаемых педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS PROMOTING UNIVERSITY STUDENTS' TIME MANAGEMENT SKILLS DEVELOPMENT

Pedagogical conditions promoting university students' time management skills development are presented and theoretically validated. The results of a formative experiment are given. They back up the efficiency of the presented pedagogical conditions complex.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, способствующие развитию умений самоорганизации времени студентов вуза»

УДК 378.14 ББК 4481.267

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Л.И. Савва*, Е.И. Рабина**

*Магнитогорский государственный университет,

**Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

PEDAGOGICAL CONDITIONS PROMOTING UNIVERSITY STUDENTS’ TIME MANAGEMENT SKILLS DEVELOPMENT

L. Savva*, E. Rabina**

Magnitogorsk State University,

Magnitogorsk State Engineering University named after G. Nosov

Предлагаются и теоретически обосновываются педагогические условия, способствующие развитию умений самоорганизации времени студентов в вузе. Приводятся результаты формирующего эксперимента, подтверждающие эффективность комплекса предлагаемых педагогических условий.

Ключевые слова: время, самоорганизация, умения самоорганизации времени, педагогические условия, уровень умений самоорганизации времени студентов.

Pedagogical conditions promoting university students’ time management skills development are presented and theoretically validated. The results of a formative experiment are given. They back up the efficiency of the presented pedagogical conditions complex.

Keywords: time, management, time management skills, pedagogical conditions, the level of students’ time management skills.

Для жизни современного общества характерны быстрый темп и ежедневный рост объема информации, которые требуют от личности высокой активности и постоянно растущего напряжения усилий, направленных на достижение максимального результата при минимуме затрат. В настоящее время практически невозможно быть успешным без наличия определенной стратегии и программы действий по ее выполнению. Студентам в этом отношении приходится нелегко, так как в данном возрасте внутренний самоконтроль развит еще недостаточно, а такие качества, как способность к саморегуляции, чувство ответственности за принятые решения, устойчивость и воля в достижении не только близких целей, но и отдаленных, находятся у большинства студентов в периоде становления [6, с. 31].

Учитывая условия, в которых протекает развитие студентов вуза, особо острым стано-

вится вопрос об умениях студентов организовывать свое время.

В нашем исследовании время мы будем понимать как атрибут, всеобщую форму бытия материи, выражающую длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире; самоорганизацию - как процесс упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и управление собой; умения самоорганизации времени — освоенные способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, которые позволяют с учетом своих индивидуальных особенностей и на основе самостоятельного и целенаправленного планирования времени рационально использовать свои силы и эффективно организовывать свою жизнедеятельность, получая желаемые результаты.

К умениям самоорганизации времени от-

носятся: умения целеполагания, грамотного планирования времени и дел на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, рациональной организации времени с учетом своих возможностей и физических сил; рефлексивные умения, направленные на самоанализ, самооценку и самоконтроль своих планов и своего времени.

Таким образом, в настоящее время одним из актуальных направлений работы со студентом выступает поиск и научно-методическое обоснование педагогических условий, направленных на самоорганизацию времени обучающихся в вузе.

Поскольку в научной литературе в отношении термина «педагогическое условие» существует некоторое разночтение, уточним, что в рамках нашего исследования под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность внешних обстоятельств образовательного процесса и внутренних особенностей субъектов данного процесса, от наличия которых зависит развитие умений самоорганизации времени студентов вуза.

На основе анализа научной литературы и опыта работы в качестве преподавателя высшей школы мы разработали комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития умений самоорганизации времени студентов вуза: 1) формирование ценностного отношения обучающихся ко времени; 2) развитие потребности студентов в организации своего времени; 3) формирование модели поведения организованного во времени специалиста.

Выделение первого условия было продиктовано тем, что ценностные ориентации выступают важным фактором, регулирующим и детерминирующим мотивационную сферу личности. В общей структуре личности ценностные ориентации играют роль «стратегической» линии поведения, функции «интегратора» различных форм деятельности человека [8, с. 44]. Они характеризуют готовность личности к совершению определенной деятельности [8, с. 47].

Образование формирует человека конкретного общества, сообразованного с его потребностями, осознающего цели его развития и служащего их реализации. В соответствии с аксиологическим подходом, современное образование должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, эмоционально-ценностное от-

ношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях [7, с. 121].

Таким образом, одной из основных задач высшего образовательного учреждения является подготовка компетентного специалиста, который должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, а также обладать не только умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя инициативу и ответственность за свои убеждения и поступки, но и обладать системой четких ценностных представлений и ориентаций.

За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов формируется склад мышления, который характеризует профессиональную и нравственную направленность личности. Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая определяется двумя типами мотивов: познавательным мотивом и мотивом достижения [2]. Студенческий возраст определяется как период приобретения опыта самостоятельных решений. Именно в это время создаются оптимальные субъективные условия для формирования умений самоорганизации.

Известно, что в психологической структуре деятельности время является значимым фактором и составляет сущность развития профессионально важных качеств личности, а также определяет эффективность любой профессиональной деятельности, где основными критериями выступают скорость и точность выполнения действий [4]. Следовательно, без умения эффективно организовывать свою деятельность во времени очень трудно выйти на высокий уровень конкурентоспособности.

Вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что современному студенту, если он хочет быть успешным во всех своих начинаниях, необходимо выработать отношение к ресурсу времени как к ценности. При этом сама ценность становится личным ресурсом студента, благодаря которому станет возможной его самоорганизация.

Понятие «ценности» очень тесно связанно с понятием «потребности». Ценности - это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека. Тот факт, что понятия «ценности» и «потребности» находятся в тесной и неразрывной связи, стал одним из оснований для определения в каче-

стве второго условия развития потребности студентов в организации своего времени.

При поступлении в вуз студент попадает в новую для себя среду, что объясняется принципиальными отличиями в системах школьного и вузовского образования. Студенту при смене одной системы на другую тяжело приспособиться, спланировать день, организовать себя и свое время. В данных обстоятельствах одним из важнейших факторов эффективной организации деятельности является наличие потребности и умение организовать свое время.

Известно, что толчком к любому виду деятельности, в том числе и к самоорганизации времени, являются потребности и мотивы. В соответствии с принятым в психологии определением, деятельность - это многоуровневая система, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат. В деятельности сосуществуют и соединяются два направления движения: из настоящего в будущее - к цели и от цели - из будущего в настоящее. Однако настоящее время деятельности должно быть организовано субъектом [4, с. 81].

В соответствии с определением А.К. Болотовой, деятельность - это создание особого временно-пространственного континуума, в котором личность в качестве субъекта связывает объективно разобщенные во времени и пространстве объекты и явления, придает им свою временную целостность и цикличность и свои временные параметры и ритм [4].

В процессе деятельности личность регулирует время ее осуществления, согласуя его со временем своих психических процессов (мышления, памяти), состояний (сна, бодрствования, усталости, работоспособности и т. д.), своей темпераментальной природы, уровнем личностных притязаний и целей. В настоящем времени личность устанавливает определенную последовательность операций во времени, проявляет способность сосредоточить максимум усилий в решающий момент деятельности [1].

Ключевыми факторами, побуждающими человека к деятельности и усиливающими его действия, являются потребности. В.В. Белич, проводя атрибутивный анализ деятельности, писал, что ее структура может быть преобразована в «кольцо», замкнутое на атрибут потребности [3, с. 20].

Потребности личности представляют собой некую иерархию, в основе которой лежат

жизненно необходимые потребности, а последующие ее уровни - социальные потребности, высшее проявление которых - потребности в самореализации, самоутверждении, то есть в творческой деятельности. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в данных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности. Наличие у человека той или иной потребности есть служит мотивом к действию.

Основной образующей деятельности является вектор «мотив-цель». Деятельность исходит из тех или иных мотивов и направлена на достижение некоторой цели. Вектор «мотив-цель» выступает в роли своеобразного «стержня», организующего всю систему психических процессов и состояний, которые в эту деятельность включаются [5]. Воздействию временного фактора повержены как процесс целеполагания (разведение во времени идеальных и реальных целей), так и мотивы деятельности (меняются в зависимости от возраста и специфики деятельности).

Таким образом, в психологической структуре деятельности время становится значимым фактором ее освоения и составляет сущность развития профессионально значимых качеств личности.

Теоретическое понимание процесса возникновения и усиления мотивации основано на знании и учете всего набора потребностей и организации условий по удовлетворению этих потребностей с учетом возрастных особенностей.

Огромное влияние на эффективность процесса образования в студенческом возрасте оказывают мотивы «личного престижа», «достижений» и «успеха». Добиться высоких результатов, максимальной эффективности своей деятельности и, как следствие, признания окружающих и уважения к себе невозможно при отсутствии желания и умения правильно организовать свою деятельность, уделяя особое внимание временным аспектам, что обусловлено особенностями современной действительности. Студент, движимый мотивом стать профессионалом высокого уровня, соответствующего требованиям постоянно изменяющейся среды, в конечном итоге, должен прийти к осознанию потребности в умении организовать себя во времени.

Реализовывать первые два условия мы

предлагаем на занятиях общественных и специальных дисциплин и на предметах психо-лого-педагогического цикла. Содержание методики сводится к комплексной программе развития умений самоорганизации времени студентов вуза, которая включает три модуля: познавательно-диагностический, планово-орга-низационный и контрольно-рефлексивный.

Первый модуль должен содержать комплекс упражнений и процедур, ориентированных на фокусировку внимания студента к собственной личности, самопознание своих особенностей, понимание перспектив и значимости времени и самоорганизации своего времени; второй модуль - комплекс упражнений и процедур, направленных на усвоение принципов самоорганизации времени, развитие знаний, умений планирования, целепола-гания, организации своего времени (упражнения основаны на диалоге, ролевых играх и групповых дискуссиях); третий модуль включает правила, диагностические методики и упражнения, направленные на отслеживание динамики рассматриваемого процесса для каждого студента в условиях самостоятельной работы, на развитие умений самоанализа, самоконтроля за выполнением принятых планов самоорганизации времени, а также содержит упражнения на самокоррекцию своих действий в организации своего времени.

Одним из центральных элементов методического компонента являются методы и средства. Применяемые методы распределены нами на три группы: диагностические, организационно-педагогические и рефлексивные методы. Первая группа представлена совокупностью таких методов, как тестирование, анкетирование, опрос, беседа, сравнение, анализ, интерпретация, прогноз и др.; вторая группа представлена тренинговыми методами (метод обмена опытом, метод имитации, метод концентрации присутствия, метод построения диспозиции, метод группового решения проблем), упражнениями на планирование, самоорганизацию, игровыми методами (сюжетно-ролевые, имитационные, ситуативные), дискуссионными методами; третью группу составляют рефлексивные методы самоанализа, самоконтроля, самокоррекции, направленные на отслеживание динамики развития умений самоорганизации времени.

Все средства разделены нами на средства диагностического контроля и средства прямого педагогического реагирования. Первая группа предназначена для реализации познавательно-

диагностического модуля программы (анкеты, тесты, вопросники, упражнения и др., а также упражнения, направленные на самопознание себя и своих особенностей в самоорганизации времени). Вторую группу составляют задачи и упражнения, задания, ситуации, роли, правила, применение которых направлено на развитие умений самоорганизации в процессе учебных занятий и самостоятельной работы.

Основными средствами выступают упражнения. Они разделены на группы по цели использования, на упражнения по самопознанию, планированию своего времени, организации себя во времени, упражнения по самоконтролю.

Основными формами организации обучения в рассматриваемом процессе выступают педагогическая диагностика, консультации, самостоятельная работа, практические занятия.

Определение и обоснование первых двух условий в итоге приводят нас к выделению третьего условия, а именно к формированию модели поведения организованного во времени специалиста.

Личность - это сочетание стабильных характеристик человека. В качестве основополагающих начал поведения личности можно выделить способности, потребности, ценности. Традиционно психологи описывали поведение отдельного человека с точки зрения отдельных свойств личности, таких, как агрессивность, честность, нерешительность и т. д. Но теперь многие психологи утверждают, что поведение человека меняется в зависимости от ситуации, т. е. на поведение человека можно оказывать определенное целенаправленное воздействие. Наличие зависимости между поведением, научением поведению и последствиями поведения делает возможным формирование требуемой модели поведения.

Разработанная нами структурно-функциональная модель развития умений самоорганизации времени студентов вуза состоит из трех блоков: мотивационно-ценностного, когнитивного и действенно-рефлексивного. В соответствии со структурой данной модели, чтобы достичь высокого уровня самоорганизации времени, студент должен:

1) осознавать время и самоорганизацию себя как ценность, иметь осознанную потребность в организации себя во времени;

2) обладать знаниями о времени, а также в области планирования времени, приемов самоорганизации и контроля времени;

3) обладать диагностическими умениями,

умениями планирования и рациональной организации своего времени с учетом своих возможностей; рефлексивными навыками в организации своего времени; быть активным в организации своего времени.

В качестве основной формы организации обучения, с точки зрения рассматриваемого условия, мы предлагаем спецкурс, направленный на развитие умений самоорганизации времени студентов вуза.

На базе ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» нами был проведен формирующий эксперимент, связанный с введением рассмотренных педагогических условий. Эксперимент проходил по типу вариативного, для которого характерно целена-

Однако эти изменения наблюдаются только в экспериментальных группах.

Сравнение полученных результатов также показывает, что в группе, где вводились все три условия (ЭГ-3), большее количество студентов перешло на более высокий уровень умений самоорганизации времени. Таким образом, влияние комплекса условий на уровень умений самоорганизации времени студентов более эффективно по сравнению с влиянием каждого из них в отдельности.

Полученные данные подтвердили наше предположение, что реализация комплекса предложенных педагогических условий способствует повышению уровня умений самоорганизации времени студентов.

Сравнение результатов по изменению уровня умений самоорганизации времени студентов

в ходе формирующего эксперимента

Г руппа Уровень умений самоорганизации времени студентов Кол-во человек

Низкий Средний Высокий

ЭГ-1(Нач) 14 51,85% 7 25,93% 6 22,22% 27

ЭГ-1(Кон) 7 25,93% 13 48,15% 7 25,93% 27

ЭГ-2(Нач) 13 50,00% 8 30,77% 5 19,23% 26

ЭГ-2(Кон) 6 23,08% 9 34,62% 11 42,31% 26

ЭГ-З(Нач) 14 51,85% 7 25,93% 6 22,22% 27

ЭГ-3 (Кон) 5 18,52% 10 37,04% 12 44,44% 27

КГ(Нач) 14 51,85% 7 25,93% 6 22,22% 27

КГ(Кон) 14 51,85% 7 25,93% 6 22,22% 27

правленное варьирование совокупности отдельных условий в группах, близких по начальному уровню умений самоорганизации времени, с последующим сравнением конечных результатов. Исходя из задач эксперимента были определены контрольная и экспериментальные группы. Для получения достоверных результатов экспериментальной работы был проведен срез начального уровня самоорганизации времени студентов во всех группах. Полученные данные показали, что особых различий в экспериментальных и контрольной группах до проведения эксперимента не наблюдалось.

В таблице представлены изменения уровня умений самоорганизации времени студентов на конец эксперимента. Их сопоставление позволяет отметить стабильный рост числа студентов, перешедших на более высокий уровень умений самоорганизации времени.

Вышесказанное дает нам возможность заключить, что формирование требуемой модели поведения студентов возможно, но при создании определенных условий в учебном процессе.

Литература

1. Алъбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Алъбуханова-Славская. - М.: Наука, 1991. - 234 с.

2. Ананьев, Б.Г. Педагогическое приложение современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Б.Г. Ананьев; под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудж. -М.: МГУ, 1981. - 304 с.

3. Белт, В.Б. Соотношение эмпирического и теоретического в познавательной деятельности учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /В.В. Белич. - Челябинск, 1993. - 50 с.

4. Болотова, А.К. Психология организации времени: учеб. пособие для студентов

вузов, обучающихся по направлению и специальности психология / А.К. Болотова. - М.: АспектПресс, 2006. - 254 с.

5. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. — М.: Наука, 1980. -280 с.

6. Мильковская, И.Ю. Педагогические условия адаптации первокурсников в образовательном процессе высшей школы / И.Ю. Мильковская. -Волгоград: ВолГУ, 2007. - 123 с.

7. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. -512 с.

8. Слободнюк, Е.Г. Профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Слободнюк. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 186 с.

Поступила в редакцию 27 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.