Научная статья на тему 'Электронный учебно-методический комплекс для развития регуляционно-коммуникативных умений студентов'

Электронный учебно-методический комплекс для развития регуляционно-коммуникативных умений студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ / REGULATIONAL-COMMUNICATIVE ABILITIES / INFORMATIONAL-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / ELECTRONIC LEARNING-METHODOLOGICAL COMPLEX / ELECTRONIC WORKBOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркина Анна Анатольевна

Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию регуляционно-коммуникативных умений при условии стимулирования субъектной активности студентов, создания образовательной среды для их профессионально-личностного саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркина Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic learning-methodological complex for students' regulational-communicative abilities

Informational-communicative technologies provide development of regulational-communicative abilities at the condition of students' subjective activity stimulating, educative medium for their professionalpersonal self-development creation.

Текст научной работы на тему «Электронный учебно-методический комплекс для развития регуляционно-коммуникативных умений студентов»

УДК 378

Маркина Анна Анатольевна

Курский государственный университет anja19@mail.ru

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию регуляционно-коммуникативных умений при условии стимулирования субъектной активности студентов, создания образовательной среды для их профессионально-личностного саморазвития.

Ключевые слова: регуляционно-коммуникативные умения, информационно-коммуникационные технологии, электронный учебно-методический комплекс, электронные учебники.

Регуляционно-коммуникативные умения будущих специалистов обеспечивают их способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Они служат также проявлению готовности студентов организовать свою коммуникативную деятельность в следующей логике: осознание ее цели -планирование коммуникативных действий - реализация намеченного - самоконтроль и самооценка достигнутого результата - коррекция. В этом случае регуляционно-коммуникативные умения выступают в качестве одной из ярких характеристик самоуправления коммуникативной деятельностью, поскольку включают целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку, саморегуляцию.

Решение проблемы развития регуляционно-коммуникативных умений требует обращения к теории регуляции деятельности (П.А. Анохин, Н.А. Гордеева, В.Г. Зинченко, Ю.Н. Кулюткин, И.М. Сеченов, В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн, А.С. Шаров и др.), рассматривающей рефлексивную деятельность человека и функционирование регулятивных и рефлексивных механизмов психической активности человека [3].

А.С. Шаров в структуре регуляции учебной деятельности выделяет три подсистемы регуляции: ценностно-смысловых образований, активности и рефлексии. Так, ценностно-смысловая подсистема регуляции направлена на актуализацию знаний как ценностно-смысловых конструктов. Подсистема активности связана с формированием и развитием навыков и умений, причем эти навыки и умения могут быть когнитивными (запоминания, мышления, воображения и др.), аффективными (чувства и переживания, интуиция) и конативными (двигательные умения, приемы, навыки). Рефлексивная подсистема связана с самоорганизацией любого процесса, с его саморегуляцией и оформлением. Разворачивание этих подсистем в регуляции имеет свои закономерности и механизмы [3].

Ученые выделяют уровни регуляции: операционный (регуляция поступков, поведения в конкрет-

ной ситуации и с учетом внешних и внутренних факторов); тактический (постановка целей, планирование собственной деятельности с учетом конкретных условий жизнедеятельности); стратегический (ориентация на дальнюю временную перспективу и принятые человеком ценности) [7].

К регулятивным умениям Э.А. Первезенцева относит те умения, которые в соответствии с тремя подсистемами регуляции обеспечивают регуляцию самостоятельной информационной учебной деятельности и, в конечном итоге, ее осуществление и результат [3].

Необходимо отметить, что успешная коммуникация не может быть отделена от регуляции человеком своего поведения. Регуляционно-коммуникативные умения способствуют правильному построению субъектом своего поведения, самоуправлению им в соответствии с задачами общения (А.А. Максимова, О.В. Запятая и др.).

Регуляционно-коммуникативные умения характеризуются осознанностью коммуникативных действий обучающихся, выполняются на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности. Иначе говоря, регуляционно-коммуникативные умения представляют собой интеграцию регулятивных и коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовке личности, ее готовности к рефлексии, самоуправлению и творческому применению коммуникативных знаний и навыков, направленных на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества.

Регуляционно-коммуникативные умения - это интегрированное качество личности, которое включает умения вступать в процесс общения, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения, соотносить средства вербального и невербального общения. К тому же, исследуемое нами умение основывается на способности личности делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Маркина А.А., 2012

Наряду с вышеизложенным, регуляционно-коммуникативные умения состоят из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров по общению, доверять, помогать и поддерживать их, применять индивидуальные умения при решении совместных задач, оценивать результаты совместного общения.

Регуляционно-коммуникативные умения можно разделить на 3 группы согласно характеристике структуры общения Г.М. Андреевой:

- регуляционно-коммуникативные умения, соответствующие коммуникационной стороне общения, необходимые для регуляции процесса обмена информацией между общающимися индивидами;

- регуляционно-коммуникативные умения, соответствующие перцептивной стороне общения, необходимые для регуляции восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания;

- регуляционно-коммуникативные умения, соответствующие интерактивной стороне общения, необходимые для организации и регуляции взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями [1].

С развитием регуляционно-коммуникативных умений тесно связано психологическое понятие рефлексии. По А.С. Шарову, рефлексия является фундаментальной категорией, а значит «сквозной», которая пронизывает многие направления науки, так или иначе связанные с жизнью и самоорганизацией. Рефлексивный механизм - это самоорганизация интенциональной психической активности, которая осуществляется на различных уровнях психики (сознания, бессознательного) для достижения в процессе взаимодействия человека с миром синергизма, она проявляется в простраивании и связывании границ, их организации в ходе движения к основаниям собственной деятельности. Важно отметить, что в процессе самоорганизации реализуются функции рефлексии в соответствии с этапами разворачивания рефлексивного механизма.

Регуляционно-коммуникативные умения рассматриваются нами как система действий и операций, выполняемых в процессе выбора и реализации приемов коммуникативной деятельности в соответствии с поставленной целью. Они образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью сознательно-контролируемых действий. Предпосылки для обеспечения прочности вышеназванных умений создает система обучения, построенная на основе деятельностного, лич-ностно ориентированного, рефлексивного, коммуникативного и регулятивного подходов.

Регуляционно-коммуникативные умения формируются и развиваются в активной, мотивированной деятельности, в полисубъектном диалогическом

взаимодействии на основе междисциплинарных научных знаний.

Под развитием регуляционно-коммуникативных умений мы будем понимать качественное изменение умений студентов в области регуляции своего поведения, направленное на овладение обучающимися умениями согласовывать свои действия с потребностями товарищей по общению, применять индивидуальные умения при решении совместных задач (навыки межличностного и межколлективно-го взаимодействия), оценивать результаты совместного общения, анализировать коммуникативные ситуации, осуществлять целеполагание и планирование коммуникативной деятельности, выполнять объективную оценку собственной коммуникативной деятельности и ситуаций коммуникативного взаимодействия через интеллектуальную и личностную рефлексию.

Развитие регуляционно-коммуникативных умений обусловлено целым рядом факторов. Однако ведущая роль принадлежит субъекту профессионального образования, его субъектной активности. Согласно Т.И. Шамовой, Г.Н. Подчалимовой, в процессе развития регуляционно-коммуникативных умений важно рассматривать личность обучающегося как самоорганизующегося субъекта, наделенного способностью к самопознанию, самоанализу, постановке целей саморазвития, планирования работы над собой, самоконтроля и саморегулирования [4].

В целях профессионально-личностного саморазвития будущих специалистов, повышения эффективности процессов самопознания, самоуправления, самоопределения, самовыражения, актуализации творческих способностей обучающихся в вузе с успехом может быть реализован богатый педагогический потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Как показало наше исследование, использование ИКТ является одним из педагогических условий эффективности развития регуляционно-коммуникативных умений. ИКТ способствуют индивидуализации и интенсификации всех уровней развития вышеназванных умений, повышению результативности этого процесса. ИКТ, обладая развивающим педагогическим потенциалом, служат построению открытой системы образования, усилению мотивации саморазвития обучающимися регуляционнокоммуникативных умений. ИКТ позволяют разработать эффективную систему самоуправления образовательной деятельностью обучающихся за счет создания индивидуализированных средств информационно-методического обеспечения самообразования, проведения процедур диагностики и мониторинга, необходимых для развития исследуемых нами умений.

Системообразующую роль в ИКТ-технологиях, способствующих развитию регуляционно-коммуни-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

99

кативных умений, выполняет электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК). ЭУМК развития регуляционно-коммуникативных умений - это аудиовизуальное интерактивное средство обучения, содержащее 1Т-компоненты [2]; система учебнометодического обеспечения развития регуляционно-коммуникативных умений и дидактических средств контроля и оценки освоения содержания образования, представленная с использованием информационных технологий [5].

Основой ЭУМК является его интерактивная часть.

Состав ЭУМК определяется целями и содержанием соответствующей учебной дисциплины. В ЭУМК включаются: рабочая программа дисциплины, методические указания по изучению дисциплины, проведению и подготовке практических занятий, выполнению лабораторных работ, выполнению самостоятельной работы студентами, выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения, организации и выполнению курсовой работы (проекта); лекции, глоссарий по терминам курса, с гиперссылками из разделов курса, практикум по решению задач, лабораторный практикум (компьютерные лабораторные работы и тренажеры), семинары, аттестационные тестовые задания, итоговые тестовые задания. Данная структура может быть скорректирована с учетом специфики дисциплин [5].

К принципам разработки ЭУМК для развития регуляционно-коммуникативных умений относятся принципы стимулирования самостоятельной деятельности обучающихся, единого стиля представления учебной информации, принципы диалога (эргономические принципы) (пригодность для решения задачи, самоописываемость, управляемость, согласованность с ожиданиями пользователя, устойчивость к ошибкам, возможность индивидуализации, удобство обучения), принципы удобства восприятия и понимания (обнаруживаемость, различимость, ясность, четкость, последовательность, лаконичность, удобочитаемость, облегчение понимания, устранение перегрузки восприятия, учет особенностей восприятия, содействие пониманию информации, удобство и поддержка изучения, поддержка ориентации пользователя, поддержка понятной навигации, обеспечение альтернативных методов навигации, структурирование информации, возможность возврата к важным точкам, обеспечение функций поиска и навигации, различные ракурсы объектов, привлекательность) [5].

Одним из эффективных средств развития регуляционно-коммуникативных умений является лич-ностно ориентированный электронный учебник. Личностно ориентированный электронный учебник позволяет не только индивидуализировать процесс обучения и контроля, повысить активность обуча-

ющихся, интенсифицировать процесс обучения и контроля, увеличить мотивацию студентов, создать необходимые условия для самостоятельной работы, но и обеспечить развитие эмоционально-ценностной сферы личности студентов, создать условия для их личностного саморазвития, решения задач самоактуализации, самосовершенствования, самоорганизации, самоконтроля и др.

Качество самоорганизации студентом своего личностного образовательно-развивающего пространства во многом зависит от оптимального использования потенциальных возможностей электронного учебника. Одна из его задач - обеспечить смещение акцентов в сторону усиления деятельностной составляющей, обогащения человеческого потенциала обучающегося, формирования опыта его личностного саморазвития [4].

Как показало исследование, успешное развитие регуляционно-коммуникативных умений студентов в образовательном процессе вуза с применением информационно-коммуникационных технологий осуществляется при наличии следующих педагогические условий: личностных (создание положительной мотивации, опирающейся на внутренние потребности, индивидуальный опыт общения и коммуникативные способности обучающегося; учет возрастных особенностей обучающихся); развивающих (расширение коммуникативной базы, путем использования системы упражнений, в которых формирование регуляционно-коммуникативных умений будет рассматриваться как специальная педагогическая и дидактическая задача; погружение в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах с применением информационно-компьютерных технологий; конструирование «образа Я» посредством рефлексивных заданий, рассматриваемое как условие развития регуляционно-коммуникативных умений на продуктивном и творческом уровнях); ресурсных (высокий уровень сформированности регуляционно-коммуникативных умений преподавателя вуза, наличие компьютерной базы, а также разработанного и установленного ЭУМК для целей развития регуляционно-коммуникативных умений) [6].

Примером ЭУМК для развития регуляционнокоммуникативных умений может служить разработанная нами система учебно-методического обеспечения развития названных умений и дидактических средств контроля и оценки на основе упражнений, представленная с использованием информационных технологий.

Таким образом, эффективное формирование регуляционно-коммуникативных умений возможно только при условии саморазвития студентов, их самостоятельной деятельности. В значительной степени это возможно достичь с помощью ИКТ.

100

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Библиографический список

1. АндрееваГ.М. Социальная психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 416 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kpip.kbsu.ru/ps/ glava12.html#litra (дата обращения: 16.02.2011).

2. Методическое руководство по разработке электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.uapa.ru/fileadmin/DO/Metod_ruk_po_ razrab_EUMK... (дата обращения: 16.05.2011).

3. Первезенцева Э.А. Классификация практических заданий для электронного образовательного ресурса на основе регулятивного подхода // Сборник тезисов Международной конференции «Информационные технологии в образовании». - М., 2010. -Ч. II. - С. 257-261.

4. ПодчалимоваГ.Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образо-

вания руководителей школ: теория и практика. - М.: Изд-во МИГУ; Курск: Изд-во КГПУ, 2001. - 50З с.

5. Стандарт электронного учебно-методического комплекса. Tермины и определения. Tребования и система оценки качества. СМК 4.2.З.10.2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.tsogu.ru/media/files/200 9/06_ 10/ standar^re^ 1.pdf (дата обращения 16.05.2011).

6. Тищенко В.А. Классификация коммуникативных умений студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/Tishchenko_VA/ (дата обращения: 16.02.2011).

7. ШаровА.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 2000.

УДК 159.923:316.6

С

Гавронова Юлия Дмитриевна

Смоленский государственный университет kozadereza2@yandex.ru

ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ

В статье исследуются ценности культуры, их взаимосвязь с такими видами профессиональной мотивации, как внутренняя, внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивация. Установлена взаимосвязь ценностей культуры с профессиональной мотивацией и выявлено, что степень выраженности профессиональной мотивации зависит от значения переменных «ценности культуры».

Ключевые слова: ценности культуры, внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация, внешняя отрицательная мотивация, корреляции.

Взаимосвязь ценностей культуры и профессиональной мотивации студентов представляет интерес в связи с тем, что современные студенты родились и выросли в период резких изменений в мотивационно-ценностной системе общества. С ценностями тесно взаимосвязаны профессиональные и личностные мотивы: ценности - нравственные императивы поведения и основаны на объективном признании обществом определенного типа поведения как непререкаемой нормы, а в основе мотивов лежит субъективная оценка поведения [6, с. 220-221]. Отсюда следует, что изучение ценностей культуры и их соотнесения с профессиональной мотивацией позволит конкретизировать представление о структуре внутренних и внешних мотивов студентов, лучше разобраться в психологических проблемах, с которыми сталкивается современный молодой человек и осуществить адекватное психологическое сопровождение учебной и профессиональной деятельности.

Цель исследования: определить характер взаимосвязи ценностей культуры с профессиональной мотивацией студентов.

Гипотеза исследования: ценности, отражающие интересы индивида, более значимы для студентов

по сравнению с ценностями, отражающими интересы группы, и положительно связаны с внутренней и внешней положительной мотивацией профессиональной деятельности.

Процедура исследования. Участники заполняли опросник, в который входил набор методик, позволяющих оценить социокультурные и личностные характеристики респондентов, а также их профессиональную мотивацию. В опросник вошли следующие методики:

1. Опросник ценностей Шварца для выявления ценностных ориентаций культуры [4, с. 377-380]. Респонденту предлагалось с помощью семибалльной шкалы оценить важность каждой из 57 ценностей: 0 -данная ценность совершенно не важна, т.е. не является основополагающим принципом жизни; 3 - данная ценность важна; 6 - данная ценность очень важна. Чем выше балл, тем выше значение данной ценности как основополагающего принципа жизни. -1 означает, что данная ценность противоречит основополагающим принципам жизни. 7 - данная ценность важнейшая и является основополагающим принципом жизни; обычно таких ценностей не более двух.

2. Методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации

© Гавронова Ю.Д., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.