Научная статья на тему 'Развитие регуляционно-коммуникативных умений студентов в условиях применения информационно-коммуникационных технологий'

Развитие регуляционно-коммуникативных умений студентов в условиях применения информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ / REGULATIVE AND COMMUNICATIVE SKILLS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX / ELECTRONIC TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркина Анна Анатольевна

Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию регуляционно-комму-никативных умений при условии стимулирования субъектной активности студентов, создания образовательной среды для их профессионально-личностного саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркина Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REGULATIVE AND COMMUNICATIVE SKILLS OF STUDENTS IN CONDITION OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Information and communication technologies contribute to develop regulative and communicative skills in the condition of stimulating the subjective activity of students and creating the educational environment for their professional and personal self-development.

Текст научной работы на тему «Развитие регуляционно-коммуникативных умений студентов в условиях применения информационно-коммуникационных технологий»

УДК 378

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Анна Анатольевна МАРКИНА

Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, аспирант кафедры непрерывного профессионального образования, e-mail: anja19@mail.ru

Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию регуляционно-коммуникативных умений при условии стимулирования субъектной активности студентов, создания образовательной среды для их профессионально-личностного саморазвития.

Ключевые слова: регуляционно-коммуникативные умения; информационно-коммуникационные технологии; электронный учебно-методический комплекс; электронные учебники.

Регулирование коммуникативной деятельности студентов, и, следовательно, развитие регуляционно-коммуникативных умений обучающихся является одним из приоритетных направлений подготовки конкурентоспособных выпускников.

Регуляционно-коммуникативные умения рассматриваются нами как система действий и операций, выполняемых в процессе выбора и реализации приемов коммуникативной деятельности в соответствии с поставленной целью. Они образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью сознательно-контролируемых действий. Предпосылки для обеспечения прочности вышеназванных умений создает система обучения, построенная на основе деятельностного, личностно ориентированного, рефлексивного, коммуникативного и регулятивного подходов.

Регуляционно-коммуникативные умения формируются и развиваются в активной, мотивированной деятельности, в полисубъект-ном диалогическом взаимодействии на основе междисциплинарных научных знаний.

Под развитием регуляционно-коммуникативных умений мы будем понимать качественное изменение умений студентов в области регуляции своего поведения, направленное на овладение обучающимися умениями согласовывать свои действия с потребностями товарищей по общению, применять индивидуальные умения при решении совместных задач (навыки межличностного и межколлективного взаимодействия), оценивать результаты совместного общения, анализировать коммуникативные ситуации,

осуществлять целеполагание и планирование коммуникативной деятельности, выполнять объективную оценку собственной коммуникативной деятельности и ситуаций коммуникативного взаимодействия через интеллектуальную и личностную рефлексию.

Развитие регуляционно-коммуникатив-

ных умений обусловлено целым рядом факторов. Однако ведущая роль принадлежит субъекту профессионального образования, его субъектной активности. Согласно Т.И. Шамо-вой, Г.Н. Подчалимовой, Л.Н. Макаровой, И.А. Шаршову, в процессе развития регуляционно-коммуникативных умений важно рассматривать личность обучающегося как самоорганизующегося субъекта, наделенного способностью к самопознанию, самоанализу, постановке целей саморазвития, планирования работы над собой, самоконтроля и саморегулирования [1, 2].

В целях профессионально-личностного саморазвития будущих специалистов, повышения эффективности процессов самопознания, самоуправления, самоопределения, самовыражения, актуализации творческих способностей обучающихся в вузе с успехом может быть реализован богатый педагогический потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Как показало наше исследование, использование ИКТ является одним из педагогических условий эффективности развития регуляционно-коммуникативных умений.

ИКТ способствуют индивидуализации и интенсификации всех уровней развития вышеназванных умений, повышению результативности этого процесса. ИКТ, обладая разви-

вающим педагогическим потенциалом, служат построению открытой системы образования, усилению мотивации саморазвития обучающимися регуляционно-коммуника-

тивных умений. ИКТ позволяют разработать эффективную систему самоуправления образовательной деятельностью обучающихся за счет создания индивидуализированных средств информационно-методического обеспечения самообразования, проведения процедур диагностики и мониторинга, необходимых для развития исследуемых нами умений.

Системообразующую роль в ИКТ-тех-нологиях, способствующих развитию регуляционно-коммуникативных умений, выполняет электронный учебно-методический

комплекс (ЭУМК). ЭУМК развития регуляционно-коммуникативных умений - это аудиовизуальное интерактивное средство обучения, содержащее 1Т-компоненты [3]; система учебно-методического обеспечения развития регуляционно-коммуникативных умений и дидактических средств контроля и оценки освоения содержания образования, представленная с использованием информационных технологий [4].

Основой ЭУМК является его интерактивная часть.

Состав ЭУМК определяется целями и содержанием соответствующей учебной дисциплины. В ЭУМК включаются: рабочая программа дисциплины, методические указания по изучению дисциплины, проведению и подготовке практических занятий, выполнению лабораторных работ, выполнению самостоятельной работы студентами, выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения, организации и выполнению курсовой работы (проекта); лекции, глоссарий по терминам курса, с гиперссылками из разделов курса, практикум по решению задач, лабораторный практикум (компьютерные лабораторные работы и тренажеры), семинары, аттестационные тестовые задания, итоговые тестовые задания. Данная структура может быть скорректирована с учетом специфики дисциплин [4].

К принципам разработки ЭУМК для развития регуляционно-коммуникативных умений относятся принципы стимулирования самостоятельной деятельности обучающихся, единого стиля представления учебной информации, принципы диалога, эргономи-

ческие принципы (пригодность для решения задачи, самоописываемость, управляемость, согласованность с ожиданиями пользователя, устойчивость к ошибкам, возможность индивидуализации, удобство обучения), принципы удобства восприятия и понимания (обна-руживаемость, различимость, ясность, четкость, последовательность, лаконичность, удобочитаемость, облегчение понимания, устранение перегрузки восприятия, учет особенностей восприятия, содействие пониманию информации, удобство и поддержка изучения, поддержка ориентации пользователя, поддержка понятной навигации, обеспечение альтернативных методов навигации, структурирование информации, возможность возврата к важным точкам, обеспечение функций поиска и навигации, различные ракурсы объектов, привлекательность).

Одним из эффективных средств развития регуляционно-коммуникативных умений является личностно ориентированный электронный учебник. Личностно ориентированный электронный учебник позволяет не только индивидуализировать процесс обучения и контроля, повысить активность обучающихся, интенсифицировать процесс обучения и контроля, увеличить мотивацию студентов, создать необходимые условия для самостоятельной работы, но и обеспечить развитие эмоционально-ценностной сферы личности студентов, создать условия для их личностного саморазвития, решения задач самоактуализации, самосовершенствования, самоорганизации, самоконтроля и др.

Качество самоорганизации студентом своего личностного образовательно-развивающего пространства во многом зависит от оптимального использования потенциальных возможностей электронного учебника. Одна из его задач - обеспечить смещение акцентов в сторону усиления деятельностной составляющей, обогащения человеческого потенциала обучающегося, формирования опыта его личностного саморазвития [1, 2].

Как показало исследование, успешное развитие регуляционно-коммуникативных

умений студентов в образовательном процессе вуза с применением информационнокоммуникационных технологий осуществляется при наличии следующих педагогических условий: личностных (создание положительной мотивации, опирающейся на

внутренние потребности, индивидуальный опыт общения и коммуникативные способности обучающегося; учет возрастных особенностей обучающихся); развивающих (расширение коммуникативной базы, путем использования системы упражнений, погружение в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах с применением информационно-

компьютерных технологий); ресурсных (высокий уровень сформированности регуляционно-коммуникативных умений преподавателя вуза, наличие компьютерной базы, а также разработанного и установленного ЭУМК для целей развития регуляционнокоммуникативных умений) [5].

Примером ЭУМК для развития регуляционно-коммуникативных умений может служить разработанная нами система учебнометодического обеспечения развития названных умений и дидактических средств контроля и оценки на основе упражнений, представленная с использованием информационных технологий.

Таким образом, эффективное формирование регулятивных коммуникативных умений возможно только при условии саморазвития студентов, их самостоятельной дея-

тельности. В значительной степени это возможно достичь с помощью ИКТ.

1. Подчалимова Г.Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: теория и практика. Москва; Курск, 2001.

2. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Сущность и структура компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научнопедагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 1 (93). С. 105-110.

3. Методическое руководство по разработке электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК). иКЬ: www.uapa.ru/fileadmin/ БО/Ме1о^гик_ро_га7гаЬ_ЕиМК (дата обращения: 16.05.2011).

4. Стандарт электронного учебно-методического комплекса. Термины и определения. Требования и система оценки качества. СМК 4.2.3.10.2007. иКЬ: www.tsogu.ru/media/files/ 2009/06_10^1аМаП_ге1І731.pdf (дата обращения: 16.05.2011).

5. Тищенко В.А. Классификация коммуникативных умений студентов. иКЬ: www.zpu-journa1. ru/zpu/e-pub1ications/2007/Tishchenko_VA/ (дата обращения: 16.02.2011).

Поступила в редакцию 17.10.2011 г.

UDC 378

DEVELOPMENT OF REGULATIVE AND COMMUNICATIVE SKILLS OF STUDENTS IN CONDITION OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Anna Anatoliyevna MARKINA, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Post-graduate Student of Continuous Professional Education Department, e-mail: anja19@mail.ru

Information and communication technologies contribute to develop regulative and communicative skills in the condition of stimulating the subjective activity of students and creating the educational environment for their professional and personal self-development.

Key words: regulative and communicative skills; information and communication technologies; electronic educational and methodical complex; electronic textbooks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.