Научная статья на тему 'Регулятивно-коммуникативная деятельность старшеклассников в процессе проектирования образовательных продуктов'

Регулятивно-коммуникативная деятельность старшеклассников в процессе проектирования образовательных продуктов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / REGULATIVE AND COMMUNICATIVE ACTIVITIES / DESIGNING / ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркина Анна Анатольевна

Обучение старшеклассников регулятивно-коммуникативной деятельности может успешно осуществляться в процессе коллективного проектирования такого образовательного продукта, как электронный учебно-методический комплекс при условии перевода обучающихся из состояния пассивных потребителей содержания образовательных программ в позицию активно действующих субъектов его проектирования и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркина Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATIVE AND COMMUNICATIVE ACTIVITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF THE EDUCATIONAL PRODUCTS DESIGNING

Teaching the high school students to regulative and communicative activities can be successfully done in the process of the collective designing of such kind of educational products as electronic educational and methodical complex in condition of transformation the state of high school students from the passive consumers of the educational programs to active subjects of its designing and self-realization.

Текст научной работы на тему «Регулятивно-коммуникативная деятельность старшеклассников в процессе проектирования образовательных продуктов»

УДК 378

РЕГУЛЯТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ

© Анна Анатольевна МАРКИНА

Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, соискатель, кафедра непрерывного профессионального образования,

e-mail: [email protected]

Обучение старшеклассников регулятивно-коммуникативной деятельности может успешно осуществляться в процессе коллективного проектирования такого образовательного продукта, как электронный учебно-методический комплекс при условии перевода обучающихся из состояния пассивных потребителей содержания образовательных программ в позицию активно действующих субъектов его проектирования и самореализации.

Ключевые слова: регулятивно-коммуникативная деятельность; проектирование; электронный учебно-методический комплекс.

Развитие личности в системе образования во многом обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые, согласно Федеральному государственному общеобразовательному стандарту (далее - ФГОС) выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение старшеклассниками универсальными учебными действиями рассматривается как способность к саморазвитию и самосовершенствованию посредством активного и сознательного присвоения нового социального опыта (А.Г. Асмолов, О. А. Кара-банова).

В составе основных видов универсальных учебных действий, которые определены ФГОС, наряду с личностными и познавательными важное место отводится регулятивному и коммуникативному блокам.

Блок регулятивных действий служит организации учащимися своей деятельности и включает целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, а также элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий (И.М. Логвинова, А.М. Кондаков, В.В. Фирсов и др.). Коммуникативные действия, согласно Г.М. Андреевой, И.А. Зимней, А.А. Леонтьеву, обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, собеседника или партнера по деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении, выслушать и

вступить в диалог, интегрироваться в группу ровесников и продуктивно строить сотрудничество и речевое взаимодействие. Соответственно, в состав коммуникативных действий входят: планирование сотрудничества; поиск и сбор информации; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивно-коммуникативная деятельность (далее - РКД) предусматривает активное, мотивированное, полисубъектное диалогическое взаимодействие, которое требует овладения способами (приемами, действиями) применения знаний о регулятивно-коммуникативной деятельности, о самоуправлении субъектом учения коммуникативной деятельностью (целеполагании, планировании, прогнозировании результата, процесса и условий, самоконтроле, самокоррекции, самооценке), об элементах волевой саморегуляции в процессе сотрудничества, поиска и отбора информации (в т. ч. в сети Интернет), разрешения конфликтов, выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, в ходе монологической и диалогической речи.

Предпосылки для обеспечения эффективности вышеназванной деятельности создает система обучения, построенная на основе

системного, субъектно-деятельностного, коммуникативного и рефлексивного подходов.

В старшем школьном возрасте саморазвитие, самоуправление, саморегуляция коммуникативной деятельности приобретают особый личностный смысл для обучающегося. Исследование показало, что регулятивнокоммуникативная деятельность старшеклассников обусловлена целым рядом факторов. К группе внешних детерминант относятся: реализация стратегической цели государственной политики в области образования, связанной с успешной социализацией обучающихся; разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов по всем уровням образования на компетентностной, личностно ориентированной основе в соответствии с системнодеятельностным подходом; информатизация образования и др. К внутренним детерминантам, способствующим организации регулятивно-коммуникативной деятельности

старшеклассников, принадлежат: ценностное восприятие и развитие у старшеклассников ориентации на саморегуляцию коммуникативной деятельности; наличие потребности в саморазвитии регулятивно -коммуникативных умений и др.

Проявление и использование случайных факторов, способствующих регулятивнокоммуникативной деятельности, во многом определяется способностью учителя увидеть и не упустить благоприятный случай, неповторимую ситуацию. Успешность регулятивно-коммуникативной деятельности старшеклассников во многом зависит от соблюдения вышеперечисленных условий (детерминант) как внешних, так и внутренних, а также случайных. Однако ведущая роль принадлежит субъекту образования, его субъектной активности, которая, в свою очередь, с успехом может быть реализована в процессе коллективного проектирования образовательных продуктов, в т. ч. электронного учебнометодического комплекса (далее - ЭУМК).

Электронный учебно-методический

комплекс - это педагогический проект дистанционного освоения учебной дисциплины, который представлен рабочей программой (ее целями, планируемыми результатами, кратким описанием содержания образовательной деятельности, ее структуры, процесса, системы планируемых и реализуемых

действий), описанием необходимых условий и средств для достижения планируемых результатов. Тем самым ЭУМК предстает как проект содержания и методического инструментария, разработанный в логике «ориентации на конечные результаты», самостоятельного освоения обучающимися учебного курса в соответствии с требованиями ФГОС [1; 2].

Электронный проект учебно-методического комплекса учебной дисциплины -это понятие, которое мы используем для обозначения и оформления инновационного замысла, инициативы или возникшей в практике образования новации в отношении построения содержания образовательной программы, формирования программы предстоящей деятельности по реализации разработанного содержания [3].

Процесс проектирования ЭУМК учебной дисциплины предполагает единство двух видов деятельности: 1) создание модели проекта дистанционного курса; 2) методическое обеспечение реализации проекта [4]. Таким образом, мы выходим на следующие виды документов: собственно проект-концепцию содержания дистанционного сопровождения образовательной программы учебного курса, ее реализационные блоки (моделирование, конструирование, регулирование), блоки

технологического и ресурсного обеспечения [5]. Развивающий эффект технологии коллективного проектирования ЭУМК достигается посредством перевода обучающихся из состояния пассивных потребителей содержания образовательных программ в позицию активно действующих субъектов его проектирования и самореализации.

ЭУМК «Саморазвитие регулятивно-коммуникативных умений» содержит текстовые материалы для развития речевой коммуникации, полезные советы по организации собственных выступлений, упражнения на развитие ценностного отношения и мотивации школьников в области совершенствования регулятивно-коммуникативных умений, упражнения на погружение в коммуникативную деятельность с применением информационно-компьютерных технологий и задания на рефлексию («как я выгляжу со стороны?», «как я выгляжу в глазах моих сверстников?»).

В нашем исследовании структура и содержание коллективного проектирования вышеназванного ЭУМК старшеклассниками

под руководством учителя включает: 1) определение настоящих и будущих проблем регулятивно-коммуникативной деятельно-

сти, требующих инновационного решения; мотивация на выполнение проектной деятельности; мотивация на самостоятельную творческую проектную деятельность по созданию образовательного продукта - ЭУМК; 2) освоение теоретических основ и методики проектирования ЭУМК и самоуправления проектной деятельностью; 3) выбор одной из проблем РКД для разработки проекта ее инновационного решения, формулировка проблемы, определение темы проекта, объекта и предмета проектирования; 4) постановка цели и задач проектирования, определение содержания и технологии проектной деятельности; 5) разработка модели (схемы) проекта; 6) разработка программы проектной деятельности; 7) разработка индивидуальной программы самостоятельной работы по вопросам РКД в соответствии с целями, задачами, содержанием и технологией проектирования; 8) апробация, корректировка и реализация индивидуальной программы самообразования в области РКД; 9) конструирование проекта; 10) реализация проекта (проверка в действии); 11) рефлексия качества выполнения проекта.

Структура и содержание управления (самоуправления) РКД, выполняемой в процессе коллективного проектирования ЭУМК, представлена следующими компонентами: 1) мотивация на непрерывное личностное саморазвитие и самосовершенствование РКД; мотивация на осознание личностного смысла РКД; формирование готовности осуществлять самоанализ субъектного опыта РКД, индивидуально-психологических качеств,

необходимых для РКД; анализ (самоанализ) проблем РКД; определение готовности к проявлению самостоятельной поисковой активности решения проблем РКД; мотивация на самоуправление коммуникативной деятельностью; развитие способности самомо-тивирования в ходе самооценки своей РКД и готовности к выполнению задач коллективного проектирования ЭУМК; 2) овладение методикой самоуправления развитием РКД в процессе коллективного проектирования ЭУМК; 3) овладение навыками организации

самостоятельной работы и самообразовательной деятельности по вопросам РКД; развитие умений выполнять синтез и анализ идей в области самосовершенствования РКД; формирование готовности к творческому использованию полученной информации; 4) формирование умения осуществлять целе-полагание коммуникативной деятельности и самостоятельной работы по саморазвитию регулятивно-коммуникативных умений, выбирать ее оптимальные способы; 5) формирование умения моделировать процесс РКД; 6) овладение навыками программирования РКД; 7) формирование умения разрабатывать индивидуальные маршруты саморазвития РКД в соответствии с задачами и содержанием проектирования ЭУМК; 8) формирование готовности к организации и регулированию коммуникативной деятельности в процессе коллективной разработки ЭУМК; самофор-мирование личностного качества персональной ответственности «за все», самостоятельности, дисциплинированности, организованности; 9) работа по формированию гибкости мышления, чувствительности к регулятивнокоммуникативным проблемам, оригинальности, конструктивности их решения; 10) формирование умений самоорганизации и самоконтроля; 11) создание условий для ощущения чувства радости открытия нового, удовлетворения от решения трудной задачи, осознания степени овладения регулятивнокоммуникативными умениями.

1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. М., 2004.

2. Голушко Т.К., Макарова Л.Н. Дистанционное профильное обучение в условиях учреждений дополнительного образования детей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 2 (82). С. 133-140.

3. Методическое руководство по разработке электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК). иКЬ: http://www.uapa.ru/fileadmin /00/Ме1о^гик_ро_га7гаЬ_ЕЦМК (дата обращения: 16.03.2013).

4. Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / под ред. И.В. Роберт. М., 2008.

5. Худин А.Н., Подчалимова Г.Н. Учебно-методический комплекс учебных дисциплин основных образовательных протрамм. Курот, Поступила в редакцию 19.04.2013 г.

2006.

UDC 378

REGULATIVE AND COMMUNICATIVE ACTIVITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF THE EDUCATIONAL PRODUCTS DESIGNING

Anna Anatolyevna MARKINA, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Competitor, Continuous Professional Education Department, e-mail: [email protected]

Teaching the high school students to regulative and communicative activities can be successfully done in the process of the collective designing of such kind of educational products as electronic educational and methodical complex in condition of transformation the state of high school students from the passive consumers of the educational programs to active subjects of its designing and self-realization.

Key words: regulative and communicative activities; designing; electronic educational and methodical complex.

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВЕДЧИКОВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК РФ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

© Игорь Юрьевич ПУГАЧЕВ

Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: [email protected] © Юрий Юрьевич КОРАБЛЕВ Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, e-mail: [email protected] © Эседулла Маллаалиевич ОСМАНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зам. директора медицинского института по стратегическому развитию, e-mail: [email protected]

Только физически подготовленное разведывательное подразделение, обладающее требуемым уровнем групповой сплоченности, сработанности, боевого единства, развития силы, выносливости, быстроты и ловкости, устойчивости к психогенным сбивающим отрицательным факторам, способно выполнить поставленную боевую задачу.

Ключевые слова: профессиональная деятельность; разведчики сухопутных войск; физическая готовность.

Введение. Наличие явных и скрытых угроз национальной безопасности, особенно территориальной целостности страны, требует существования в России таких Вооруженных сил (далее - ВС), которые смогли бы обеспечить полную безопасность нашего государства в любых ситуациях («Концепция национальной безопасности РФ», 2000 и др.).

Однако в последние годы выявлено слабое владение личным стрелковым оружием [1-3], приемами рукопашного боя [4], недостаточные умения военнослужащими преодолевать существующие инженерные заграждения, завалы, особенно на фоне утомления [5; 6]. Одновременно отмечается недостаточное научное, теоретическое, теоретико-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.