Научная статья на тему 'Коллективное проектирование образовательного продукта старшеклассниками в целях развития регулятивно-коммуникативных умений'

Коллективное проектирование образовательного продукта старшеклассниками в целях развития регулятивно-коммуникативных умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНО-КОММУНИ-КАТИВНЫХ УМЕНИЙ / DESIGNING / EDUCATIONAL PRODUCT / REGULATIVE AND COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркина Анна Анатольевна

Рассмотрено успешное осуществление развития регулятивно-коммуникативных умений старшеклассников в процессе коллективного проектирования образовательных продуктов при условии перевода обучающихся из состояния пассивных потребителей содержания образовательных программ в позицию активно действующих субъектов его проектирования и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркина Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTIVE DESIGNING OF EDUCATIONAL PRODUCT BY HIGH SCHOOL STUDENTS IN ORDER TO DEVELOP REGULATIVE AND COMMUNICATIVE SKILLS

The successful development of regulative and communicative skills of the high school students in the process of the collective designing of educational productin condition of transformationthe state of high school students from the passive consumers of the educational programs to the active subjects of its designing and self-realization is considered.

Текст научной работы на тему «Коллективное проектирование образовательного продукта старшеклассниками в целях развития регулятивно-коммуникативных умений»

УДК 378

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

© Анна Анатольевна МАРКИНА

Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, соискатель, кафедра непрерывного профессионального образования,

е-mail: [email protected]

Рассмотрено успешное осуществление развития регулятивно-коммуникативных умений старшеклассников в процессе коллективного проектирования образовательных продуктов при условии перевода обучающихся из состояния пассивных потребителей содержания образовательных программ в позицию активно действующих субъектов его проектирования и самореализации.

Ключевые слова: проектирование; образовательный продукт; развитие регулятивно-коммуникативных умений.

Одной из стратегических целей модернизации общего образования является успешная социализация обучающихся, которая во многом характеризуется наличием опыта продуктивной коммуникативной деятельности. В старшем школьном возрасте саморазвитие, самоуправление, саморегуляция коммуникативной деятельности, а следовательно, саморазвитие регулятивно-коммуникативных умений (далее - РКУ) обучающихся приобретают особый личностный смысл.

В нашем исследовании получены результаты, доказывающие эффективность развития РКУ старшеклассников в процессе коллективного проектирования образовательных продуктов (далее - ОП).

Образовательный продукт охватывает не только содержание учебного материала, но и в известной мере характер учебной деятельности, технологии, методы, формы обучения, поскольку качества личности, содержание развития во многом зависят не только от того, что изучается, но и от того, как изучается, с кем изучается. Содержание ОП - это то, что предлагается обучающемуся в целях обогащения его эмоционально-ценностной сферы, формирования системы знаний, общих интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой деятельности, выбирается им для усвоения и выступает своего рода «инструментом» саморазвития личности через те формы и методы, через те виды деятельности, которые предусматриваются ОП в виде программы образовательной (самообразовательной) деятельности. В силу этого образовательный продукт в нашем ис-

следовании рассматривается как проект процесса развития (саморазвития) личностных качеств. Тем самым содержание образовательного продукта и сама процедура его проектирования при условии перевода обучающихся из состояния пассивных потребителей содержания образовательных программ в позицию активно действующих субъектов его проектирования и самореализации способны оказывать непосредственное влияние на образовательный процесс, развитие его субъектов, этапы и все аспекты деятельности: мотивационно-ценностный, организационнодеятельностный, созидательно-творческий,

контрольно-оценочный, рефлексивно-результативный.

Качество проектирования образовательного продукта во многом обеспечивается его практико-ориентированной и инновационной направленностью.

Коллективное проектирование ОП старшеклассниками - это понятие, которое мы используем для обозначения и оформления инновационного замысла, инициативы, появившихся в результате синтеза индивидуального и совокупного коллективного опыта определения содержания образовательной деятельности, или возникшей в процессе сотрудничества педагогов и старшеклассников новации в отношении построения содержания образовательных программ, учебных предметов, учебного материала; оформления программы предстоящей деятельности по реализации разработанного содержания. Коллективное проектирование ОП предусматривает оформленный комплекс иннова-

ционных идей, которые каждый участник выдвигает в личностно-смысловом и ценностном контексте не только по отношению к себе, но и по отношению к партнерам совместной деятельности.

Вместе с тем коллективное проектирование ОП - это мотивированный, целенаправленный, совместный способ изменения педагогической действительности, основанием которого является самоопределение обучающихся в ценностно-смысловом аспекте; это описание ведущих педагогических идей, лежащих в основе проекта ОП и процесса его разработки и реализации; это определение личностно ориентированных планируемых результатов, системы программируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств достижения определенных целей. Реализационный аспект проектирования ОП предполагает создание модели проекта и деятельность по его ресурсному обеспечению. Реализация проекта ОП невозможна без единства этих двух видов деятельности. Таким образом, мы выходим на три вида документов: собственно проект-концепция содержания ОП, его реализационный блок (моделирование, конструирование, регулирование), блок обеспечения (нормативно-правовой, материально-технический, управленческий, финансово-экономический и др.) [1].

Важно заметить, что коллективное проектирование образовательного продукта является интегративным процессом, включающим в себя характеристики таких наук, как педагогика, психология, социология, экономика, менеджмент. Поэтому в процессе проектирования ОП мы считаем правомерным выполнение школьниками различных социальных ролей (во многом зависящих от их будущих профессиональных предпочтений, выявленных в ходе педагогического сопровождения профессионального отбора): учителя, методиста, руководителя образовательного учреждения, менеджера организации, педагога-психолога, специалиста маркетинговой деятельности и др.

Образовательные продукты, проектируемые в совместной деятельности старшеклассников и педагогов, представляют собой учебно-методический результат образовательной практики, который в нашем исследовании выражен в следующих формах: учебно-методическое описание организации

образовательного процесса по развитию РКУ (цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т. д.); описание необходимых условий реализации данного продукта в практической деятельности; комплект учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию самообразовательной практики старшеклассников, направленной на непрерывное саморазвитие РКУ (методические рекомендации, электронный учебно-методический комплекс, контрольно-измерительные материалы и др.) [2].

Коллективно созданный проект образовательного продукта описывает методологические, педагогические, психологические, кадровые, нормативно-правовые, материально-технические, информационные условия и основания, необходимые для развития РКУ в условиях конкретного образовательного учреждения; является конструктором, состоящим из содержательных, технологических, методических единиц, с помощью которых можно проектировать аналогичные ОП; задает вектор индивидуализации образовательного процесса в целях развития РКУ старшеклассников; представляет и обосновывает общую структуру рабочих программ учебных предметов, позволяющих учесть все аспекты развития регулятивно-коммуникативной деятельности старшеклассников и добиться эффективных образовательных результатов.

Целью коллективного проектирования образовательного продукта в ходе нашей опытно-экспериментальной работы явилось развитие РКУ. Участниками коллективного проектирования явились обучающиеся 9-11-х классов общеобразовательных учреждений г. Курска - авторы презентаций, сайтов, электронных изданий и иных компьютерных образовательных продуктов, предназначенных для использования во время освоения элективного курса «Индивидуальная траектория саморазвития РКУ». В процессе коллективного проектирования ОП старшеклассники учились ставить и решать различные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность

взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения. В результате исследования нам удалось установить наиболее яркие характеристики взаимовлияния образовательного продукта и различных аспектов образовательного процесса, направленного на развитие РКУ, к тому же нами предпринята попытка выделить особенности генезиса образовательного продукта, происходящего в описанном контексте.

В нашем исследовании ядром коллективного проектирования ОП выступает проект разработки индивидуальных планов саморазвития РКУ, а также создание условий для реализации индивидуальных траекторий (маршрутов) саморазвития названных умений. Одним из ведущих этапов проектирования ОП является этап активного приобретения личностного опыта саморазвития РКУ через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности как личностно значимой для старшеклассников, для их взаимодействия друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В связи с этим в ходе опытно-экспериментальной работы мы стремились создавать в школе специально организованные объединения: коммуникативно-исследова-

тельский клуб, коммуникативную мастерскую и лабораторию, проводили коммуникативные уроки, на которых отрабатывались различные профессиональные позиции взрослых (учителя, методиста, ученого, психолога, юриста, менеджера, маркетолога и др.). Проектирование включало также разработку адаптивной модели школьного учебного плана, позволяющего чередовать урочные и внеурочные формы учебной деятельности, направленные на развитие РКУ, включать в образовательный процесс вне-

учебные виды деятельности, реализовывать учебный процесс с использованием современных технологий, в т. ч. информационнокоммуникативных технологий, и тем самым повышать эффективность саморазвития РКУ.

В этих целях в старших классах МОУ СОШ № 31 г. Курска было введено нелинейное, динамичное расписание, позволяющее гибко и оперативно реагировать на изменения в образовательном процессе под реальные конкретные образовательные задачи педагогов и учащихся, в т. ч. для формирования коммуникативной компетентности старшеклассников; изменена идеология и технология контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательного процесса, ориентированная на экспертный, диагностический и коррекционный характер взаимодействия между всеми участниками образования; создана цифровая образовательная среда с возможностью персонификации (учителей, учеников, родителей) и инструментами для формирования портфолио учителей и детского портфолио (аттестация учителей и внеучебные достижения детей, а также достижения в сфере регулятивно-коммуникативной деятельности), которая позволяет направить деятельность педагогов на развитие РКУ обучающихся.

1. Худин А.Н., Подчалимова Г.Н. Учебно-методический комплекс учебных дисциплин основных образовательных программ. Курск, 2006.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. М., 2004.

Поступила в редакцию 13.05.2013 г.

UDC 378

COLLECTIVE DESIGNING OF EDUCATIONAL PRODUCT BY HIGH SCHOOL STUDENTS IN ORDER TO DEVELOP REGULATIVE AND COMMUNICATIVE SKILLS

Anna Anatolyevna MARKINA, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Competitor, Continuous Professional Education Department, е-mail: [email protected]

The successful development of regulative and communicative skills of the high school students in the process of the collective designing of educational productin condition of transformationthe state of high school students from the passive consumers of the educational programs to the active subjects of its designing and self-realization is considered.

Key words: designing; educational product; regulative and communicative skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.