О.И. Сабынина
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ
Статья посвящена вопросам личностно ориентированного проектирования элективных курсов для профильной школы. Автор рассматривает включение педагогов и обучающихся в разработку и реализацию элективных курсов как предпосылку обеспечения качества образовательной деятельности лицея.
Проблема проектирования элективных курсов сегодня особенно актуальна, ибо напрямую связан-а с содержанием профильного образования, с новыми формами его осущест-вления в условиях общеобразовательной школы. По самому общему пониманию, проектирование есть «промысливание» того, что возможно, и того, что должно быть в результате реализации содержания образования. Это некое предвосхищение предполагаемою образовательного результата, его проецирование в будущее, представление о неких «итоговых» формах и уровнях развития личности старшеклассника, обретаемых в результате освоения и присвоения предлагаемого содержания элективного образования. Обращение к педагогическому проектированию в профильной школе органично связано с общими изменениями, которые происходят в современном образовании. Известно, что Закон РФ «Об образовании» предоставляет значительную свободу образовательным учреждениям, образовательным системам в разработке собственных образовательных программ, признает необходимость гибкого учета в них региональных социокультурных особенностей, предполагает активное обращение учителей к педагогическому творчеству в процессе проектирования образовательной деятельности и прогнозировании ее результатов. В Концепции профильного обучения на старшей сту-пени общего образования подчеркивается, что учитель профильной школы обязан не про-сто быть специалистом высокого уровня, но и должен обеспечивать вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся); его практическую направленность (освоение проектно-исследователь-ских и коммуни-
кативных методов обучения).
Следует заметить, что включение школьных педагогов в разработку и реализацию элективных курсов позволяет обеспечить их эффективную профессиональную самореализацию, создать условия для проявления творческих способностей учителей, максимально учесть их интересы и увлечения в организации образовательной работы со старшеклассниками. Такая деятельность создает особую атмосферу коллективного поиска, совместной творческой деятельности педагога и воспитанников, рождает атмосферу высокого интеллектуального напряжения и личной заинтересованности педагогов и детей в результатах совместной проблемно-поисковой деятельности. Проблема самореализации личности учителя решается не столько в когнитивном процессе, сколько благодаря организации такой жизнедеятельности, в которой на первый план выдвигается решение личностно значимых задач, как для учителя, так и для его воспитанников. В такой среде рождается новый тип учителя, способного к саморазвитию и создающего оптимальные условия для становления и развития личности обучающихся.
Новые подходы к пониманию миссии педагога в условиях профильного образова-ния определяют и новые требования к набору умений, которыми должен обладать учитель, работающий в профильном классе. Такая миссия предполагает наличие у педагога умений осуществлять диагностику образовательных возможностей учащихся; оказывать помощь старшеклассникам в рефлексии их интересов, способностей, склонностей, социального, профессионального и культурного самоопределения; проводить диагностические опросы, отслеживать результаты обучения. Компетентность педагогических работников
© О.И. Сабынина, 2008
23
профильной школы сегодня помимо предметной подготовки предполагает ряд других компонентов, и в первую очередь развитие научно-методического мышления. Именно поэтому лринци-пиально важным в условиях профильного обучения является умение учителя осуществлять обоснованное программно-методическое обеспечение образо-вательного процесса: участвовать в проектировании учебного плана профильного класса; самостоятельно разрабатывать образовательную программу по предмету с учетом требований государственного образовательного стандарта, образова-тельных потребностей конкретных старшеклассников, особенностей профиля обучения; осуществлять отбор научно обоснованного содержания учебных занятий, организационных форм, методов и средств обучения на основе учета индиви-дуальных образовательных потребностей обучающихся и профиля обучения; разрабатывать личностно ориентированные технологии обучения; разрабатывать учебно-мстодические комплексы для элекгивных курсов, исследовательской и проектной деятельности, учебных практик, организации самостоятельной работы.
Как же решаются эти задачи в опыте работы МОУ «Лицей № 21» г. Курска (директор - заслуженный учитель РФ И.М. Зюбина)?
В течение 5 лет МОУ «Лицей №21» г. Курска работает в статусе муниципальной экспериментальной площадки, осуществляя научно-исследовательскую и научно-методическую работу в рамках проблемы «Обеспечение преемственности в системе непрерывного образования». Одно из направлений опытно-экспериментальной работы лицея - проектирование элективных курсов в профильном обучении. Важным аспектом этой работы является развитие проектировочных умений педагогов, включение их в разработку и реализацию элективных курсов для старших школьников.
Формирование новых умений учителя профильной школы наиболее эффективно осуществляется через Программу внутришколыюго повышения кватфикации, центральной частью которой являются двухгодичные научно-практические семинары по теме «Личностно ориентированное проектирование содержания элективных курсов». Программа предназначена для подготовки педагогов к внедрению новой модели профильного обучения и личностно ориентирован-
ному проектированию элективных курсов, направлена на формирование в сознании педагогов важности и необходимости проектировочноисследовательской деятельности в условиях работы в профильной школе. При разработке данной Про1раммы учитывалось, что ее содержание должно быть максимально приближено к тем реальным практическим задачам, которые предстоит решать педагогам лицея в новой системе профильного обучения. Именно поэтому содержание Программы повышения квалификации определялось на основе профессиограммы деятельности учителя лицея, разработанной в соответствии со стратегией модернизации российского образования, «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования», с учетом миссии лицея в муниципальной системе образования г. Курска, стратегией его развития. Помимо этого, основанием для определения содержания программы послужили также научные знания в области проектирования содержания общего образования, управления развитием профессиональной компетентности педа1 огов профильных классов, психологии профессионального самоопределения учащихся старшего школьного возраста.
В связи с очевидной новизной заявленной проблемы в обучении педагогов широко используются не только научные знания, но и передовой опыт учителей, полученный в условиях многолетней работы в профильных классах МОУ «Лицей №21». Практическим результатом освоения Программы является реальный образовательный продукт в форме проекта авторского элективного курса. Не менее важным «практическим выходом» можно считать опыт творческой деятельности и профессионально-личностного саморазвития педагогов лицея. В частности, по итогам этой работы изданы и получили высокий общественно-педагогический резонанс научно-методические рекомендации «Опытно-экспериментальная работа МОУ «Лицей №21» по проблеме «Проектирование содержания элективных курсов» (Проектирование элективных курсов в профильном обучении: Научно-методические материалы. - Часть 1. Авторские элективные курсы учителей МОУ «Лицей№ 21»: Практические материалы. Часть 2.-Курск: МУ «Научно-методический центр города Курска, 2007). В ходе опытно-экспериментальной работы по личностно ориентированному проектированию элективных
курсов в лицее мы пришли к пониманию необходимости создания следующих документов: технологической карты личностно ориентированного проектирования содержания элективных курсов; общешкольных Требований к минимуму содержания элективных курсов и уровню их освоения обучающимися в профильных классах; утверждению «Положения о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению УМК (учебно-методического комплекса) элективного курса».
Что же представляют собой эти документы? Каким образом они помогают учителю выстроить содержание, логику, способы и условия реализации проектируемого элективного курса? Технологическая карта личностно ориентированного проектирования элективных курсов дает возможность педагогу представить последовательность действий в разработке содержания, по сути дела авторских курсов, направленных на развитие личности лицеиста. К тому же вышеназванная технологическая карта служит профессиональному росту педагогов-нроектировщиков. Одним из важнейших документов лицея, принятым педагогическим советом, являются Требования к минимуму содержания элективных курсов в лицее и уровню их освоения лицеистами. Этот документ выступает своею рода нормой процесса проектирования содержания элективных курсов. Требования являются образовательным продуктом коллективной мыследеятельнос-ти различных служб лицея: административной, методической, психологической, экспериментально-исследовательской; учитывают ведущие идеи Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования; ориентированы на цели, определенные в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, соответствуют целям профильного обучения и сориентированы на компетентностную модель подготовки выпускника профильного класса. Замысел создания Требований к минимуму содержания и уровню освоения во многом связан с идеями личностно ориентированного образования, взаимообо-гащения педагога и ученика в процессе проектирования элективного курса, формирования опыта личное гного саморазвития учителя и ученика. Развивающий эффект технологии личностно ориентированного проектирования содержания элек-
тивных курсов достигается прежде всего посредством перевода учителя и учащихся нрофильных классов в позицию активно действующих субъектов. Идея Требований связана с потребностью не только в развитии своей профессионально-личностной культуры, но и в культурном обогащении своей профессии, так как «материализованным» продуктом саморазвития педагога становятся авторские программы элективных курсов, разработанные в ходе реализации внутришколь-ной Программы повышения квалификации.
«Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению УМК (учебно-методического комплекса) элективного курса» устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения образовательных программ элективных курсов. Проект УМК элективного курса - это оформленный комплекс инновационных идей в отношении определения и формирования системы знаний, умений, навыков выпускника школы, развития опыта его творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к людям, миру, образованию.
В структуру УМК по элективному курсу входят: образовательная программа; учебные, методические пособия (литература для преподавателя, литература для ученика, дополнительная литература, электронные издания, Интернет-ресурсы); тексты информационных материалов для лекций, семинаров, самостоятельной работы обучающихся; каталог заданий для самостоятельной работы и методические рекомендации по их выполнению; индивидуальные и дифференцированные задания, в том числе задания в тестовой форме; тематика реферативных работ (проектов); программы выполнения проектной и научно-исследовательской деятельности, методические рекомендации по ее организации; образцы проектных и научно-исследовательских работ; программы учебных практик.
Цель педагогического проектирования мы понимаем как мотивирован-ный, целенаправленный способ изменения и преобразования конкретной педа-гогической действительности, исходя из субъектного опыта и перспектив раз-вития личности, в системе существующих социокультурных условий. Результаты педагогического проектирования содержания элективных курсов мы видим в первую очередь в качественных изменениях личностного саморазвития обучающихся и
обучающих, в повышении уровня сформированное™ различных компетенций (социокультурных, информационных, исследовательских и др.); системном построении взаимосвязи процессов развития, учения и обуче-ния. Когда проект «пережит» автором, «очеловечен», тогда он является источником профессионального роста учителя и развития личности ученика. Именно поэтому мы воспринимаем проектную деятельность, с одной стороны, как механизм профессионального роста учителя, а с другой - как личностное развитие ученика.
Технология проектирования содержания элективных курсов для профиль-ного обучения нри-звана упорядочить процесс создания образовательных про-грамм, учебных пособий элективных курсов, способствовать обеспечению ка-че-ства профильного обучения. Она особенно востребована в связи задачами обновления школьного образования, массовым введением профильного обучения в школе. Эффективность проектирования содержания элективных курсов в профильном образовании может быть обеспечена, если процесс проектирования осуществляется на личностно ориентированной основе, в условиях субъект-субъектных отношений; основой проектирования выступает технологическая модель проектирования содержания элективных курсов; обеспечена поэтапность проектирования, предполагающая оптимальную подготовительную работу (анализ объекта проектирования, выбор формы проектирования, теоретическое, методическое, пространственно-техническое, правовое обеспечение проектирования), проверка качества проекта. Этот процесс следует рассматривать одновременно как нормативный (т.е. регламентированный, имеющий свои теории, принципы, логику, этапы, формы, приемы осуществления) и творческий (т.е. осуществляемый в логике педагогического творчества, педагогического искусства, результатом которого является авторский элективный курс).
Главная цель наших исследований - выработать определенный механизм, методический аппарат для самостоятельного творческого проектирования элективных курсов. Педагог, принимающий идею личностно ориентированного проектирования элективных курсов, должен занять позицию проектировщика, автора, творца с целью создания обучающимися собственной образовательной траектории, направленной на са-
моразвитие, самосовершенствование, самомоде-лирование. В силу этого учитель профильного класса призван владеть искусством и наукой оказания педаюгической помощи в «выращивании» у старшекласс-ника качеств авторов-проектиров-щиков своего образовательного пространства. Это связано с приобретением опыта профессионально-личностной рефлексии, построения траектории саморазвития и др. Учитель про-филь-ного класса призван оказать помощь в определении параметров обучения и поиске информации, в выявлении субъектного опыта обучающегося и его ис-пользовании в процессе обучения, в выявлении образовательных потребностей и определении цели обучения, в отборе содержания обучения, в организации процесса самообучения. Через систему внутришкольного повышения квалификации, осуществляемую по программе «Личностно ориентированное проектирование элективных курсов», мы работали над формированием проектировочной компетенции создателя авторских элективных курсов, старались донести до обучающихся педагогов мысль о том, что элективный курс должен быть актуален для профиля; должен служить подготовке обучающегося по определенному профилю; цели элективного курса должны быть соотнесены с целями профиля и служить углублению профиля; тематика элективного курса должна определяться своеобразием профиля.
Спектр элективных курсов, подготовленных педагогами лицея, разнообразен по своей тематике и функциональной направленности. Они служат развитию общеучебных умений, навыков и способов деятельности («Я - слушатель и читатель. Технология формирования правильной стратегии и тактики в работе с текстом» - Колесникова Е.В, «Речетворчество учащихся» — Елагина Н.И., «Первые шаги в науке. Учебно-исследовательская работа старшеклассника» - Сабыни-на О.И.); формированию духовности и культуры, вхождению в мир искусства и наук («Литература и театр - язык разных видов искусства» - Борисенко В.В., «Заочные экскурсии по музеям мира»
- Давыдова О.И., «Апокрифы и евангельские притчи в русской литературе 19-20 веков» - Емельянова Л.Н., «Математика и искусство» — Малахова Л.А., «Народные промыслы Курского края» - Чернышева Р.В.); углублению знаний по математике, информатике, биологии («На пути к олимпиаде» - Трубникова Л.Н., «Математичес-
кая статистика для школьников» - Кузьмина B.JL, «Создание презентаций с помощью Microsoft PowerPoint» - Кузьмина В.Л., «Генетика человека» - Кипа Л.С); повышению адаптивных способностей к современным рыночным условиям, расширению лингвистического кругозора по иностранным языкам («Мир английской классической литературы» - Аксентьева С.В., «Портфолио бизнесмена»-Евланова О.В., «Профориентация: психологическая готовность к выбору профиля» -Орлова С. А.).
Прокомментируем программы некоторых авторских курсов. Программа элективного курса «Литература и театр - язык разных видов искусства» (гуманитарный профиль) построена на принципах «искусства переживания». Борисенко В.В. готовит с учащимися литературные спектакли, развивает творческое мышление учащихся, использует межпредметные связи (музыка, хореография, изобразительное искусство), формирует культуру сравнительного анализа, ассоциативных связей, диалога с книгой, писателем. Тренинги по актерской технике, развитие ораторских умений, создание сценариев, работа над вокалом и хореографией, эвристические пробы в создании авторских текстов - вот далеко не полный перечень форм работы, предлагаемый учащимся на элективном курсе. Примеры заданий для самостоятельной работы также говорят о творческой направленности учителя и учащихся: создать сценический этюд по заданной теме, подготовить для исполнения музыкальное произведение на слова М.Ю. Лермонтова, создать танцевальный этюд, передающий настроение музыкально - поэтического произведения И. Талькова, подобрать музыкальные иллюстрации к сценическим этюдам, отразить в пластической миниатюре встречу героев юмористического рассказа А.П. Чехова.
На элективном курсе «Народные промыслы Курского края» Р.В. Чернышева умело направляет учащихся (гуманитарный профиль) сочетать чтение произведений Е.И. Носова с изучением фольклорных традиций родного края. Новые для лицеистов фольклорные явления требуют объяснений, проникновения в смысл и назначение и, следовательно, учат умению добывать знания самостоятельно, обращаясь ко всем возможным источникам информации. Пристальное внимание к каждому диалектному слову превращается в мини-спектакль, где ученики представляют до-
машнюю утварь, рушники, многослойную женскую одежду, костяные фебешки, чудо-ковры и диковинные игрушки из глины в словесных, музыкальных и цветовых образах. Курс предназначен для учащихся, ориентированных на профессию журналиста, историка, филолога, археолога, фольклориста, что и определяет конечный образовательный продукт: фотоальбом «Народная игрушка», «Костюм русской крестьянки»; видеофильм «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «Я там был и вам советую»; эссе «Роль экскурсии в процессе познания» и др.
Все педагоги-проектировщики элективных курсов отмечают, что специальное обучение по образовательной программе «Личностно ориентированное проектирование содержания элективных курсов» позволило им «разобраться в целом ряде проблем в области профильного обучения», «обеспечило возможность чувствовать себя уверенно в условиях профильного обучения», «быть конкурентоспособным профессионалом в рыночных отношениях современной школы» и др. На вопрос о том, какие качества личности необходимы для проектирования элективных курсов, как наиболее важные были указаны такие качества педагога, как интерес к новому, научное мышление, стремление к профессиональному росту, демократичный стиль общения с учениками. Педагоги, создающие элективные курсы, отмечают сложность проектировочной деятельности, ее «немассовосгь», даже ее исключительный характер.
Психологическая служба лицея диагностировала, что одним из показателей удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью лицея стали элективные курсы Родители положительно оценивают помощь педагогов в воспитании у детей способности к решению жизненных проблем. По их мнению, посещение элективных курсов помогает старшеклассникам поверить в свои силы, правильно общаться со сверстниками и взрослыми, решать жизненные проблемы и преодолевать трудности.
Увеличилось и число учащихся, отметивших, что они идут в лицей с радостью. Ребята считают, что элективные курсы «по-настоящему готовят их к самостоятельной жизни», «на таких уроках созданы все условия для развития способностей каждого из нас». Таким образом, введение личностно ориентированных авторских элективных курсов вызвало высокую степень удовлетворен-
ности учащихся, педагогов и родителей образовательным процессом и его результатами, что привело к повышению качества образования в
лицее, расширению возможностей социализации учащихся, обеспечению преемственности между общим и профессиональным образованием.
£.В. Проничева УРОВНИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В рамках модернизации образования большее внимание стали уделять организации контроля и оценки. Множество публикаций по данной тематике свидетельствует об актуальности данной проблемы, о начичии интереса в учительской среде к этому вопросу. Но, к сожалению, не всегда учителю-практику можно найти ответы на интересующие его вопросы, наоборот, каждая статья или книга ставит учителя в «тупик», поскольку у него возникает новый ряд вопросов, на порядок больший предыдущего. Изучая и анализируя теоретические аспекты и накопленный практический опыт по данной проблеме, мы понимаем, что формирование контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника является одной из важнейших задач современной начальной школы.
Безусловно, в первую очередь учителю необходимо определить степень своей готовности к участию в решении данной проблемы. Речь идет о компетентности педагога по формированию контрольно-оценочных действий младшего школьника, а для этого следует ответить себе на ряд вопросов:
- Знаю ли я положительные и отрицательные стороны сложившейся системы контроля и оценки?
- Понимаю ли я, почему есть необходимость ее преобразования?
- Имею ли я достаточно знаний по данному вопросу?
- С чего лучше начать, и что мне в этом может помочь?
- Как лучше организовать свою деятельность, чтобы она имела успех и определенно значимый результат в рамках конкретного класса?
- Хочу ли я заниматься данным вопросом?
Не будем останавливаться на позитивных и
негативных сторонах существующей системы контроля и оценки, поскольку ключевые моменты данного вопроса обсуждались уже не раз. О том, что данная тематика актуальна, свидетельствуют многочисленные публикации о попытках
модернизации образования в контрольно-оценочном аспекте как на уровне школ, так и на уровне обобщения опыта отдельных учителей.
Впервые понятие «контрольно-оценочная самостоятельность» использует А.Б. Воронцов в своей статье «Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе». «Школа отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения мы должны вырастить в школьниках такую учебную самостоятельность, как желания, умения и способности расширять свои знания (самообразовываться) по собственной инициативе. Следовательно, проблему учебной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте начальной школы - это проблемы всего периода обучения школьника. Однако от того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем возрасте, будет зависеть выполнение этой задачи в основной школе» [1, с. 16]. Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника рассматривается им как условие развития основ учебной самостоятельности школьников (основ умения учиться).
Что же такое «контрольно-оценочная самосто-