Научная статья на тему 'Конструирование элективных курсов по истории для профильного обучения'

Конструирование элективных курсов по истории для профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3476
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFILE EDUCATION / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ELECTIVE COURSES / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ИСТОРИЯ / HISTORY / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / REPRESENTATIVE BRANCH OF POWER / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Функ Р. В.

В статье ставится задача рассмотреть проблему конструирования элективных курсов по истории в системе профильного обучения. На основе анализа педагогической и методической литературы, а также результатов педагогического эксперимента, автором предложена модель, этапы конструирования элективного курса по истории. Особое внимание обращается на необходимые методические рекомендации по созданию данных курсов. В результате проведенного исследования автором разработан элективный курс «История представительной власти в России», составленный с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF ELECTIVE COURSES ON HISTORY FOR PROFILE EDUCATION

The task of the article is to consider a problem of construction of elective courses on History in system of a profile education. Based on the analysis of pedagogical and methodical literature, and on the results of pedagogical experiment, the author offers a model and stages of construction of an elective course on History. The special attention is paid to the necessary methodical recommendations about creation of these courses. As a result of the research, the author developed the elective course „The history of the representative branch of power in Russia compiled to meet the requirements of the Federal state educational standard for high school.

Текст научной работы на тему «Конструирование элективных курсов по истории для профильного обучения»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стилл Д. Л. [и др.]. Основы критического мышления (междисциплинарная программа). Ин-т «Открытое общество», 1998.

2. Стеценко И. А. Теория и практика развития педагогической рефлексии студентов. Ростов н/Д.: Изд-во Пост. ун-та, 2006. 256 с.

3. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

4. Simon H. A., Kaplan C. A. Foundations of cognitive science // Foundations of cognitive science / M. I. Posner (ed.). Cambr. (Mass); L.: MIT, 1989. P. 1-47.

5. Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы: ст. / пер с англ. Н. В. Воробьева. М: ТЕРРА - Книжный клуб: Республика, 2000. 560 с.

6. Браус Д., Вуд Д. Энвайроментальное образование в школах / пер. с англ. NAAEE, 1994. 97 с.

7. Шакирова Д. М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Educational Technology & Society. 2006. 9 (4). C. 284-292.

8. Шакирова Д. М. [и др.]. Мышление, интеллект,

одаренность: вопросы теории и технологий / под ред. М. И. Махмутова. Казань: Центр инновационных технологий. 2006. 280 с.

9. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена. Междунар. журн. о развитии мышления через чтение и письмо. 2001. № 4. С. 36-40.

10. Темпл Ч. Критическое мышление и критическая грамотность // Перемена. Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2005. Т. 6. № 2. С. 15-20.

11. Bloom B. S. [et. al.]. Taxonomy at Education Objectives. New York, 1971. 85 p.

12. Израэл С. Э., Баузерман К. Л., Блок К. К. Как определить качество метапознания // Перемена. Междунар. журн. о развитии мышления через чтение и письмо. 2005. Т. 6. № 2. С. 21-28.

13. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология и развитие. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 284 с.

14. Швец И. М. [и др.]. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: сб. программ. М.: Вентана-Граф, 2004. 48 с.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

CONSTRUCTION OF ELECTIVE COURSES ON HISTORY FOR PROFILE EDUCATION

Р. В. Функ

В статье ставится задача рассмотреть проблему конструирования элективных курсов по истории в системе профильного обучения. На основе анализа педагогической и методической литературы, а также результатов педагогического эксперимента, автором предложена модель, этапы конструирования элективного курса по истории. Особое внимание обращается на необходимые методические рекомендации по созданию данных курсов. В результате проведенного исследования автором разработан элективный курс «История представительной власти в России», составленный с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы.

Ключевые слова: профильное обучение, элективные курсы, конструирование, история, представительная власть

R. V. Funk

The task of the article is to consider a problem of construction of elective courses on History in system of a profile education. Based on the analysis of pedagogical and methodical literature, and on the results of pedagogical experiment, the author offers a model and stages of construction of an elective course on History. The special attention is paid to the necessary methodical recommendations about creation of these courses. As a result of the research, the author developed the elective course „The history of the representative branch of power in Russia" compiled to meet the requirements of the Federal state educational standard for high school.

Keywords: profile education, elective courses, construction, History, representative branch of power

Одной из главных задач модернизации российского образования продолжает оставаться введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Система профильного обучения предполагает организацию образовательной

деятельности по программе среднего общего образования, основанную на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей [1].

Переход к профильному обучению поставил перед учителями, педагогами, учеными-методистами проблему методического обеспечения содержания образования в старших классах. Профильное обучение включает три типа учебных предметов - базовые, профильные и элективные курсы. Особый интерес представляют именно элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, которые входят в состав конкретного профиля обучения [2, с. 15]. Это связано с тем, что они реализуются за счет школьного компонента учебного плана профиля и должны разрабатываться учителем или методическим объединением учителей. Данные курсы призваны как бы «компенсировать» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных предметов для удовлетворения образовательных запросов старшеклассников.

Каждый профиль обучения имеет учебный план, который предусматривает, что учащиеся выбирают три элективных курса из пяти-шести, предложенных школой. Из этого следует, что количество предлагаемых элективных курсов должно быть достаточным для того, чтобы старшеклассники имели возможность выбирать. Таким образом, перед школьной администрацией и учителями становится важнейшая задача обеспечения необходимого количества данных курсов. Однако не всегда количество таких разработанных элективных курсов, даже прошедших определенную экспертизу, может быть дидактически и методически качественным и соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом для старшей школы.

Обозначенная проблема является актуальной не только для элективных курсов по истории, но и для курсов по другим учебным предметам. Некачественное конструирование элективных курсов приводит к значительному ухудшению эффективности процесса профильного обучения. Согласно современному словарю иностранных слов [3, с. 303], конструирование, от лат. сопБ^ийю 'составление', 'построение.' Поэтому под понятием «конструирование элективного курса» мы понимаем сам процесс его создания, включающий программу и методические рекомендации для усвоения содержания элективного курса.

Зачастую содержание программ элективных курсов повторяет материал школьных учебников и приводит к непониманию учащимися целей их изучения. В связи с этим основными задачами нашего диссертационного исследования являются изучение имеющегося педагогического опыта по проблеме конструирования элективных курсов, а также проведение и описание констатирующего этапа педагогического эксперимента, который включал беседу и анкетирование учителей.

В статье предложена модель, этапы конструирования элективного курса по истории, основанные на изученном опыте в педагогической и методической литературе и проверенные в педагогическом эксперименте. Основное внимание обращается на разработку содержания элективного курса как части его методической модели.

Проблемам создания элективных курсов были посвящены работы Т. П. Афанасьевой [4], В. В. Бесценной [5],

Г. А. Ворониной [6], Д. С. Ермакова [7], А. Г. Каспржака [8] и др. Несмотря на имеющиеся исследования, целостного методического подхода к составлению элективных курсов в настоящее время не выработано. Авторы предлагают различные методические рекомендации, которые в целом дополняют друг друга.

В педагогической и методической литературе выделяются основные этапы конструирования элективных курсов, среди которых: аналитический, конструктивный этапы и этап экспертизы [5, с. 42]. На аналитическом этапе важно определить тематику элективного курса, которая должна быть актуальной, личностно и социально значимой. Также на этом этапе формулируются основополагающие компоненты элективного курса: цели, задачи, ценностные ориентиры, место курса в системе профильного обучения (образовательные, воспитательные и развивающие возможности, взаимосвязь с другими базовыми и профильными предметами, элективными курсами), основные содержательные линии, способ группировки содержания (по темам, по проблемам, по проектам и т. п.), ожидаемые результаты.

Следующий этап - конструктивный, он предполагает создание непосредственно самой программы элективного курса, который включает следующие компоненты: 1) название курса и общий объем часов (название курса должно быть сформулировано нестандартно, для того чтобы заинтересовать и мотивировать учащихся); 2) пояснительная записка, которая должна включать в себя: обоснование актуальности и содержательной новизны элективного курса, его цели и задачи; основные методы и формы работы, их обоснование; методические рекомендации к организации работы учащихся; место курса в образовательном процессе; 3) содержание программы по темам (или по разделам) с обязательным указанием часов на их изучение; 4) планируемые результаты и средства их диагностики; 5) ресурсное обеспечение программы (литература, ТСО, Интернет и др.) [9, с. 8].

Далее на этапе экспертизы (экспертом может выступать как методическое объединение учителей, так и сам учитель) устанавливается соответствие содержания программы элективного курса целям профиля и потребностям учащихся, оценивается актуальность, новизна, значимость содержания в развитии познавательного интереса и творческого потенциала учащегося. При этом учитываются: требования государственного стандарта общего образования; полнота и доступность содержания элективного курса для учащихся, его вариативность; мотивационный потенциал; соответствие предлагаемого материала современному уровню достижений в конкретной предметной области; практическая направленность; целесообразность способа развертывания учебного материала; обоснованность выбора форм и методов обучения; диагностичность; резерв учебного времени в случае возможных сбоев; реалистичность и эффективность временных затрат [4, с. 54]. Прошедший такую экспертизу и соответствующий данным требованиям элективный курс может быть предложен старшеклассникам для его изучения.

Большое значение в решении задач исследования имел констатирующий эксперимент, целью которого являлось рассмотреть более всесторонне проблему конструирования элективных курсов по истории на практике учителей общеобразовательных школ. Основными методами констатирующего эксперимента являлись беседа и анкетирование учителей.

В результате беседы учителями было отмечено, что конструирование элективных курсов по истории носит случайный характер и зависит в основном от степени готовности преподавателя. Учителя в большинстве случаев (67%) выражают неготовность к самостоятельному конструированию элективных курсов, имеют значительные трудности в процессе преподавания из-за отсутствия необходимых пособий, учебно-методических материалов и поурочных рекомендаций. Поэтому большинство учителей прибегает к использованию уже готовых элективных курсов, заимствованных из методической литературы или сети Интернет.

Анализ анкет учителей выявил необходимость конструирования элективных курсов, которые: 1) поддерживают изучение предметов на углубленном уровне (47% опрошенных учителей); 2) активизируют познавательный интерес учащихся (36%); 3) дают возможность учащимся ознакомиться с будущей профессией (24%); 4) помогут в подготовке к ЕГЭ (83%); 5) предлагают учащимся пробу своих возможностей (26%).

Следующий блок вопросов был связан с содержанием элективных курсов по истории. Учителями было отмечено, что содержание курсов должно: 1) охватывать основные, имеющие «сквозной» характер явления и события (63%); 2) включать в себя темы, плохо освещаемые на базовом и углубленном уровнях (76%); 3) рассматривать проблемы социально-политической истории России (57%); 4) формировать мировоззрение учащихся (71%); 5) иметь краеведческую направленность (32%). Элективные курсы по истории, включенные в учебный план профиля случайно, могут серьезно повлиять не только на уровень усвоения его содержания, но и на предметы, изучаемые на углубленном уровне, отразиться индифферентным отношением со стороны учащихся.

На основе изученной педагогической и методической литературы, проведенного констатирующего эксперимента был разработан элективный курс по истории. При конструировании программы данного курса учитывались требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом для старших классов [10], и приведенные выше методические рекомендации.

Элективный курс «История представительной власти в России» предназначен для учащихся 11-х классов, изучающих историю на углубленном уровне, и рассчитан на 34 ч. Содержание курса предполагает рассмотрение вопросов развития представительных институтов власти в России с древнейших времен до наших дней - от собрания представителей племени у восточных славян до создания современного парламента.

Актуальность курса обусловлена спецификой социально-политических изменений в современном российском

обществе в последние два десятилетия. Важнейшей составной частью таких изменений является формирование органов представительной власти. Изучение истории становления представительных институтов и развития гражданского общества в нашей стране способствует осмыслению данных процессов старшеклассниками, развитию их политической культуры и уважению к демократическим ценностям.

Помимо этого большой опыт функционирования представительных органов власти позволяет глубже рассмотреть различные аспекты исторического процесса, среди которых можно выделить такие, как эволюция системы государственной власти в целом, смена форм политического режима в разные эпохи, возникновение и деятельность политических партий и общественных течений.

Изучение элективного курса позволит также сформировать целостную картину о политических процессах в России, что послужит лучшему усвоению курса Отечественной истории и эффективной подготовки к сдаче Единого государственного экзамена.

Целью предлагаемого курса является формирование у старшеклассников углубленных знаний об истории развития представительных органов власти, их роли в процессе становления российской государственности, а также особенностях и закономерностях развития политического устройства нашей Родины.

Задачи курса:

• усвоение учащимися знаний об основных этапах и закономерностях развития представительной власти в России с древности до наших дней;

• овладение умениями самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, работать с разноплановыми историческими источниками по истории России;

• развитие способностей учащихся осмысливать исторические процессы и явления в их постоянном изменении и взаимосвязи, основываясь на принципах научной объективности и историзма;

• формирование творческого мышления учащихся, их познавательной активности, самостоятельности суждений, коммуникативных способностей, интереса к отечественной истории.

• способствовать воспитанию у учащихся взаимопонимания и уважения друг к другу, неприятия политического терроризма как метода политической борьбы, развитие у учащихся стремления внести свой вклад в формирование гражданского общества.

Элективный курс построен по проблемно-хронологическому принципу на основе системного подхода, который в равной степени позволяет раскрыть политическую и социальную составляющие российской истории.

Тематика курса предполагает высокий уровень насыщенности конкретно-историческим материалом, обобщения исторических сведений. Это вызвано спецификой содержания элективного курса, недостаточно освещенного на базовом и углубленном уровнях. Содержательная последовательность проблемно-хронологических блоков курса непосредственно связана с программой отечественной истории в старшей школе.

Элективный курс «История представительной власти в России» имеет межпредметный характер и связан с содержанием таких курсов, как история, обществознание и право. Его изучение будет способствовать углублению и закреплению знаний и умений учащихся, реализации межпредметных связей дисциплин социально-гуманитарного цикла.

При изучении элективного курса используются активные методы обучения - эвристический, поисковый, проблемный и др. Поскольку содержание курса включает достаточно большой объем теоретического и фактического материала, целесообразным становится использование различных форм уроков. Предусматривается проведение дискуссий, диспутов, ролевых игр, конференций, практикумов, семинаров, лекций и проектных работ.

В процессе усвоения учащимися содержания элективного курса можно достичь следующих результатов:

1) предметных:

• овладение системными знаниями по истории представительной власти в России, необходимыми для понимания других исторических событий и процессов прошлого и настоящего, определения места России в мировой истории;

• понимание и объяснение функций и методов исторического познания, историзма как основного принципа;

• способность понимать сущность основных подходов к изучению истории, эволюцию представительной власти в России; выявлять версионные и оценочные суждения, высказывать и аргументировать свою позицию;

• владение основными приемами самостоятельного поиска, исторического исследования (исследовательские проекты) и комплексного анализа исторического источника;

• способность к применению полученных исторических знаний в процесс жизнедеятельности и общения в социуме, при выработке собственной гражданской позиции;

• мотивацию к дальнейшему продолжению изучения истории в высших учебных заведениях, в личном самообразовании.

2) личностных:

• осознание своей идентичности как гражданина страны; понимание устойчивой связи с представителями других этнических и религиозных групп;

• осмысление исторического опыта предшествующих поколений, его достижений и уроков, социально-нравственных ценностей;

• понимание и уважение многообразия культур различных народов; готовность к диалогу с представителями других народов;

• уважения к правам и свободам человека, формирование демократических ценностей; толерантности; определения своей позиции, ответственности за нее перед другими членами общества.

3) метапредметных:

• умение организовывать и регулировать свою деятельность, используя полученные знания при изучении курса;

• способности к работе с учебной и дополнительной информацией (составлять план, конспект, тезисы, анализировать и обобщать факты и т. д.), используя современные информационные технологии;

• овладение умениями поисково-исследовательской деятельности, способность представить результаты своей работы в различных формах (реферат, сообщение, презентация, эссе и др.);

• готовности к сотрудничеству и взаимодействию, умение вести диалог и участвовать в дискуссиях, формулировать и доказывать свое мнение и приводить аргументы в его защиту.

Техническое и ресурсное обеспечение программы элективного курса зависит от содержания изучаемой темы. Оно будет разным применительно к каждой отдельной теме, поэтому здесь можно обозначить только общие положения.

Сегодня существует множество готовых вариантов программ элективных курсов по истории, но наиболее предпочтительнее, если учитель сконструирует авторский элективный курс или выступит «соавтором». Поэтому использование теоретического опыта ученых, методистов и педагогов позволит школьным учителям избежать ошибок при разработке собственного курса и наиболее полно учесть все необходимые методические требования и рекомендации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. [2011]. URL: М1р://минобрнауки.рф/докумен ты/2974 (дата обращения 28.09.2013).

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Профильная школа. 2003. № 1. С. 12-18.

3. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. М.: Рус. яз., 1992. 740 с.

4. Афанасьева Т. П. Разработка и экспертиза программ элективных курсов // Профильное обучение: педагогическая система и управление. система профильного обучения старшеклассников / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. М.: АПКПРО, 2004. С.52-60.

5. Бесценная В. В. Конструирование содержания элективных курсов в профильном обучении: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2006. 173 с.

6. Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. М.: Айрис-пресс, 2008. 128 с.

7. Ермаков Д. С. Организационно-педагогические проблемы разработки и изучения элективных курсов // Педагогика. 2009. № 2. С. 36-41.

8. Каспржак А. Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. М.: Новая школа, 2004. 160 с.

9. Мостяева Л. В., Беляков А. В. Критерии экспертизы, формат программ и примеры элективных курсов // Преподавание истории в школе. 2009. № 2. С. 7-13.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2013. 63 с.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ

DIDACTIC ASPECTS OF THE METHODOLOGY OF THE SITUATIONAL TEACHING OF ECONOMICS

Н. В. Фомин

В статье рассматриваются дидактические аспекты разработанной автором методики ситуационного обучения школьников экономике. Дидактической единицей технологии ситуационного обучения является конкретная экономическая ситуация.

Ключевые слова: методика ситуационного обучения, конкретная экономическая ситуация, дидактические принципы методики ситуационного обучения школьников экономике.

N. V. Fomin

The article presents didactic aspects of methods created by the author of situational teaching of economics to pupils. The didactic unit of technology of situational education is a special economic situation.

Keywords: methods of situational education, special economic situation, didactic principles of methods of situational teaching of economics to pupils.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (10-11-й классы) уделяется большое внимание формированию универсальных учебных действий и компетенций. В частности, в результате освоения основной образовательной программы у выпускников школы должны быть сформированы метапредметные универсальные учебные действия:

• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и основании, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения [1].

Школьный курс экономики имеет огромный потенциал для формирования мета предметных умений и навыков. Одним из эффективных способов достижения поставленных задач является методика ситуационного обучения школьников экономике [2-5].

Сущность методики состоит в том, что учащимся предъявляется конкретная экономическая ситуация и они, объединившись в творческие микрогруппы, под руководством учителя анализируют ее, исследуют пути и способы ее решения, то есть выдвигают гипотезы, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, рассуждают, аргументируют, доказывают, проводят мысленные эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, принимают решения, осуществляют рефлексию своей деятельности и сделанного выбора.

Дидактической единицей методики ситуационного обучения экономике является конкретная экономическая ситуация. В своей совокупности конкретные ситуации образуют логическую систему, задаваемую базовыми понятиями школьного курса экономики. В этой системе имеют-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.