Научная статья на тему 'Научно-методические аспекты изучения современной физики в профильной школе'

Научно-методические аспекты изучения современной физики в профильной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
904
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА / РАДИОФИЗИКА / ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN PHYSICS / RADIOPHYSICS / SPECIALIZED SCHOOL / ELECTIVE COURSES / METHODOLOGICAL SYSTEM / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцев В.В., Михайлишина Г.Ф., Ильин В.А.

В статье обсуждается проблема включения в содержание школьного курса физики учебного материала о последних достижениях современной науки. На примере радиофизики раскрыты характерные особенности современной физики, ее научный, технический и гуманитарный (общекультурный) аспекты. Рассмотрена модель методической системы изучения элективного курса радиофизики, которую можно использовать при конструировании элективных курсов по современной физике в профильной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING MODERN PHYSICS IN A SPECIALIZED SCHOOL

The article discusses the problem of including educational material about the latest achievements of modern physics into the contents of the school physics course. The authors use the example of radiophysics to demonstrate the key features of modern physics, its scientific, technical and cultural aspects. The authors also examine a model of a methodological system of teaching an elective radiophysics course which could be used for developing elective courses in modern physics in a specialized school.

Текст научной работы на тему «Научно-методические аспекты изучения современной физики в профильной школе»

#

5. Старшинова А. В. Роль геометрических задач в развитии пространственного воображения учащихся VII-IX классов // Актуальные проблемы современной педагогики: Сб. науч. трудов аспи-

рантов БГПУ / Отв. ред. Р. П. Денисов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2002. - Вып. 1. 6. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING MODERN PHYSICS IN A SPECIALIZED SCHOOL

В. В. Кудрявцев, Г. Ф. Михайлишина, В. А. Ильин

В статье обсуждается проблема включения в содержание школьного курса физики учебного материала о последних достижениях современной науки. На примере радиофизики раскрыты характерные особенности современной физики, ее научный, технический и гуманитарный (общекультурный) аспекты. Рассмотрена модель методической системы изучения элективного курса радиофизики, которую можно использовать при конструировании элективных курсов по современной физике в профильной школе.

V. V. Kudryavtsev, G. F. Mikhailishina, V. A. Ilyin

The article discusses the problem of including educational material about the latest achievements of modern physics into the contents of the school physics course. The authors use the example of radiophysics to demonstrate the key features of modern physics, its scientific, technical and cultural aspects. The authors also examine a model of a methodological system of teaching an elective radiophysics course which could be used for developing elective courses in modern physics in a specialized school.

Ключевые слова: современная физика, радиофизика, профильная школа, элективные курсы, методическая система, мультимедийные технологии.

Keywords: modern physics, radiophysics, specialized school, elective courses, methodological system, multimedia technologies.

Модернизация школьного образования привела к тому, что при реализации профильного обучения в средней (полной) школе усиливается внимание к элективным курсам [1]. Они входят в состав профиля обучения на старшей ступени общего образования. Элективные курсы выбираются самими учащимися и обязательны для посещения.

Элективные курсы позволяют учителю, зная индивидуальные особенности учащихся, управлять развитием их познавательных возможностей, общеучебных умений, что приводит к значительной дифференциации учебного процесса. Набор профильных и элективных учебных дисциплин позволяет составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

К элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся. Выполнение этих требований облегчается тем, что курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами. Элективные курсы хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях

должны соответствовать запросам и интересам учащихся, которые их выбирают.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют несколько функций: дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного ими профиля. Кроме того, элективные курсы могут стать полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных и методических материалов.

Элективные курсы могут помочь в решении еще одной важной задачи - создать условия для более осознанного выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности. Для ориентации школьников на выбор профиля обучения на старшей ступени предусматривается проведение в 9-х классах основной школы предпро-фильной подготовки [2]. С этой целью в базисном учебном плане выделяется 2 учебных часа в неделю (68 часов в год) на специально организованные краткосрочные кур-

Ф

сы по выбору. Цель этих курсов - организация занятий, способствующих самоопределению учеников относительно профиля обучения в старшей школе.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. Отметим, что в проекте примерных программ среднего (полного) общего образования по физике [3] в базисном учебном плане предусмотрена организация внеурочной деятельности учащихся, включая проектную, на которую выделяется по 2 часа в неделю в 10-м и 11-м классах, а также посещение элективных курсов из расчета 7 учебных часов в неделю на каждый класс.

В настоящее время значительное внимание уделяется разработке и применению элективных курсов в пред-профильной и профильной подготовке учащихся. Так, например, создана типология элективных курсов и раскрыта их роль в организации профильного обучения [4].

Проблема разработки элективных курсов по современной физике несомненно актуальна. «Общепризнанно, - писал академик П. Л. Капица [5], - что достижения науки влияют на общий уровень культурной жизни людей, но в ХХ веке эти достижения столь значительны, что их применение стало влиять в глобальном масштабе на структуру общества». Действительно, во второй половине ХХ в. произошли концептуальные изменения в науке, которые оказывают влияние на состояние природы, развитие общества, жизнь и творчество конкретных людей. В первую очередь это относится к физике и смежным наукам. Необходимость изучения вопросов современной физики в школе обусловлена целями современного образования, когда задача развития личности учащегося становится приоритетной среди всех остальных задач обучения, а также содержанием современного школьного образования, которое сегодня уже немыслимо без элементов, отражающих суть и дух науки ХХ-ХХ1 вв. [6; 7].

Современная физика включает те явления и законы, которые относятся к современному этапу ее развития, те центральные проблемы, над которыми работает в настоящее время физическая мысль [8]. Знакомство с вопросами современной физики и ее важнейшими направлениями необходимо начинать в средней (полной) школе по нескольким причинам [9]. Во-первых, потому, что физика как наука, изучающая наиболее общие законы природы, как лидер естествознания, как научная база большинства технологий представляет собой один из важнейших элементов человеческой культуры. Ее достижения образуют основу современного естественнонаучного мировоззрения и формируют базовые научные представления человечества о мире, в котором оно живет. Во-вторых, научные направления современной физики лежат в основе тех отраслей науки, наукоемких технологий, техники, которые определяют общий уровень современной жизни в передовых государствах.

В-третьих, если основные идеи современной физики будут заложены еще в старших классах, то выпускнику общеобразовательной школы будет легче ориентироваться при выборе направления дальнейшего образования или профессиональной деятельности.

Однако современные достижения физики со значительным трудом входят в стандарты, учебные программы и планы среднего (полного) образования. Фактически школьники изучают физические явления, открытые до начала 1960-х гг. В глазах учеников физика представляется «застывшей», инертной системой, в которой даже небольшие изменения происходят крайне редко. При этом важно понимать, что современная физика охватывает множество направлений исследований. Можно ли в школьном курсе физики в полной мере отразить фактическое содержание основ этой науки на сегодняшний день? Видимо, это невыполнимая задача. Но «научить школьника думать по-современному в области физики» [10] вполне реально. Но как это сделать?

Проблема включения в содержание курса материала о последних достижениях современной физики сама по себе не нова [11]. Однако перед методистами и педагогами встает вопрос о том, как обеспечить доступность излагаемого материала для старшеклассников, ведь современная физика - чрезвычайно математизированная наука. В связи с этим при изучении современной физики в профильной школе важна не столько глубина и математическая обоснованность изучаемых явлений, сколько их физический смысл и широта обзора. Поэтому, на наш взгляд, необходимо широко использовать исторический подход при изучении современной физики в школе.

Существенным остается и противоречие, обусловленное растущим разрывом между общим количеством научных знаний и той их частью, которая изучается в школе. По мнению Л. В. Тарасова, «вызывает особые опасения наметившийся в последнее время процесс упрощения школьного курса физики по мотивам его перегруженности и недоступности многим учащимся. Следует не разгружать курс физики, а радикально его перестраивать. И главное в этой перестройке - обращение к идеям методологии современной физики» [12]. Поэтому включение методологических вопросов современной физики в содержание школьного физического образования на старшей ступени обучения является актуальной задачей. Тогда школьная дисциплина будет не просто содержательно воспроизводить адекватную науке систему знаний, упрощенную в дидактических целях, а позволит учащимся, овладев методом научного познания, самостоятельно расширять свои знания.

Актуальной проблемой является отбор содержания учебного материала по современной физике для обучения в средней (полной) школе. В качестве критериев отбора можно использовать три признака научности содержания учебного предмета, сформулированные Л. Я. Зориной [13]. Они требуют, чтобы в содержание учебного предмета были включены собственно предметные знания, соответствующие уровню развития современной на-

уки, знания о методах познания и историко-научные знания, показывающие путь научного познания.

Согласно Г. М. Голину [14], методологические знания в курсе физики - обобщенные знания о методах и структуре физической науки, основных закономерностях ее функционирования и развития. Эти знания, по мнению автора, внутренне присущи современному курсу физики. Таким образом, указанные признаки научности содержания могут рассматриваться в качестве элементов системы методологических знаний при изучении современной физики в школе. Данную систему образуют научный, технический и гуманитарный (общекультурный) аспекты современной физики. Рассмотрим их подробнее на примере радиофизики, которая является одним из магистральных направлений современной фундаментальной науки. Она содержит основные черты современной физики (например, междисциплинарность научных исследований). Кроме того, радиофизика охватывает различные области науки и техники, современные технологии, производство, здравоохранение, СМИ и культуру современного цивилизованного общества, и поэтому ее изучение в школе позволит оказать учащимся психолого-педагогическую помощь в выборе сферы будущей профессиональной деятельности.

Научный аспект. Радиофизика - важнейший источник знаний об окружающем мире. Благодаря появлению таких радиофизических направлений исследований, как радиоспектроскопия, статистическая радиофизика, квантовая радиофизика (квантовая электроника), микроэлектроника, радиоастрономия и др., был осуществлен стремительный прорыв во многих областях современной науки. Недаром 45 лауреатов получили 21 Нобелевскую премию за работы в этой области.

Технический аспект. Расширяя и многократно умножая возможности человека, радиофизика обеспечивает его уверенное продвижение по пути технического прогресса. Радиофизические открытия являются основой технических устройств (мобильная телефония, лазерные технологии, микроэлектронные устройства и т. д.), определяющих жизнь современного общества. Радиофизические методы используются во многих областях науки и техники (современные средства связи, исследование космоса, медицина, геология, оборонные технологии и т. д.).

Гуманитарный аспект. История развития радиофизики свидетельствует, что эта научная дисциплина вносит весомый вклад в развитие духовного облика человека, формирует его научное мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей. Изучение истории становления и развития научных взглядов в области радиофизики способствует более глубокому пониманию учащимися физической сущности рассматриваемых явлений. При этом радиофизика предстает перед учащимися не как система готовых знаний, а как динамично развивающийся организм. Кроме того, использование на занятиях фрагментов из истории развития радиофизики позволит показать учащимся в обобщенной форме процесс формирования научных понятий, законов и теорий.

Кроме того, современное общество все больше осознает необходимость формирования у каждого человека целостного научного мировоззрения, которое бы соответствовало последним достижениям фундаментальной науки. Науки о природе не только обеспечивают обновление технологий, но и развивают менталитет людей, в частности, формируют научный стиль мышления, дефицит которого явно ощущается в сегодняшнем обществе. Формирование научного стиля мышления обеспечивается глубоким пониманием современных проблем физики. Их изучение невозможно без достаточно прочных радиофизических знаний.

Будучи одним из флагманов сегодняшней фундаментальной науки, радиофизика является важнейшим элементом современной физической картины мира (ФКМ), так как на ее примере можно показать особенности становления и развития ФКМ. Это, в свою очередь, способствует усвоению учащимися методологических знаний, пониманию логики процесса научного познания, формированию современного научного стиля мышления. Однако проведенный анализ научно-методической литературы позволил сделать следующие выводы:

- Вопросы современной физики недостаточно представлены в школьном курсе физики.

- Современную физику как учебную дисциплину следует изучать в рамках профильной школы на старшей ступени обучения.

- Содержание учебного материала по современной физике должно быть связано с курсом физики средней (полной) школы (профильный уровень) и расширено с учетом того, что она обладает научным, техническим, гуманитарным аспектами и ей присущи межпредметные связи.

Это свидетельствует о том, что для изучения современной физики в средней (полной) школе (профильный уровень) целесообразно использовать элективные курсы, содержание которых конструируется на основе разработанной системы методологических знаний.

Все вышесказанное ставит перед преподавателями школ необычные задачи. Учитель теперь должен приняться за разработку совершенно новых для себя программ элективных курсов. При этом оказывается, что материалы для них, не говоря уже о методическом обеспечении, найти не так просто. Как правило, содержание элективных курсов выходит за рамки учебников и методических пособий, доступных школьному учителю. К тому же большинство школьных учителей испытывают затруднения при выборе тем элективных курсов. Тем самым возникает необходимость дать школьным учителям материалы (как фактические, так и методические) для создания и успешной реализации элективных курсов в классах различного профиля старшей школы. С примерной тематикой элективных курсов по современной физике можно познакомиться, например, в [15].

Кроме того, в преподавании все чаще стали применяться информационные технологии, которые требуют от современного учителя физики не только владения мето-

дикой преподавания своего предмета, но и умения оценивать и использовать в своей работе мультимедийные средства. Это особенно важно, так как современные технологии обладают значительными возможностями подачи информации и позволяют организовать изучение различных наук способами не только наиболее адекватными их внутренней логике (естественнонаучной или гуманитарной), но и наиболее интересными для обучаемых.

Таким образом, в полный рост стоит проблема создания методики преподавания современной физики в профильной школе с использованием мультимедийных технологий. Для ее решения целесообразно разработать модель методической системы изучения элективных курсов по современной физике. Согласно А. М. Пышкало [16], методическая система обучения представляет собой совокупность иерархически подчиненных компонентов: целей и задач обучения, его содержания, методов, форм и средств обучения.

Рассмотрим модель методической системы изучения элективного курса радиофизики, которую можно использовать при конструировании элективных курсов по современной физике в рамках профильного обучения. В ее структуре можно выделить три основных блока: целеполагающий, процессуально-содержательный и результативный.

Целеполагающий компонент модели предполагает определение целей и задач изучения элективного курса радиофизики.

Цели изучения элективного курса радиофизики:

- формирование у учащихся элементов современного научного стиля мышления и представлений о современной физической картине мира;

- оказание психолого-педагогической помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности;

- повышение ИКТ-грамотности и познавательного интереса к физике.

Задачи изучения элективного курса радиофизики:

- познакомить учащихся с историей развития и современными радиофизическими исследованиями, с научными биографиями творцов радиофизики, экспериментами, оказавшими основополагающее влияние на развитие этой науки, практическими применениями радиофизических знаний;

- реализовать межпредметные связи, так как при изучении радиофизики актуализируются знания, относящиеся к технике и другим областям науки;

- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Содержательно-процессуальный компонент модели методической системы включает педагогические условия эффективности усвоения учебного материала по радиофизике, критерии отбора содержания учебного материала, структурно-логические блок-схемы, позволяющие осуществить поэтапное формирование у учащихся знаний по современной физике, формы, методы и средства изучения.

Педагогические условия:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей старшеклассников в системе профильного обучения;

- опора на знания, умения и навыки, приобретенные учащимися при обучении физике в основной и средней (полной) школе;

- использование современных проблемно-поисковых форм и методов обучения, современных информационных технологий, обеспечивающих развитие познавательной активности и самостоятельности старшеклассников.

Рассмотрим критерии отбора содержания учебного материала по радиофизике.

1. Соответствие дидактическим принципам обучения.

При отборе содержания учебного материала по радиофизике должны использоваться основополагающие принципы: научности и доступности, систематичности и последовательности, системности, наглядности, историзма, мировоззренческой направленности, вариативности, преемственности.

2. Важность данной проблемы для судеб всего человечества.

Например, использование современных информационных технологий в науке, технике и повседневной жизни.

3. Важность конкретного направления для развития фундамента науки.

Например, ЯМР-спектроскопия - один из самых мощных методов получения информации о строении и поведении многоэлектронных систем.

4. Неразрывная связь физики с другими областями науки и техники.

Радиофизические приборы и методы широко применяются в современной связи, астрономии, спектроскопии атомов и атомных ядер, метеорологии, геологии, медицине и т. д.

5. Важность конкретного направления современной физики для обучения в школе.

Изучение важнейших направлений радиофизических исследований в рамках элективного курса способствует формированию у учащихся представлений о современной физической картине мира.

6. Опора на содержание школьного курса физики.

Курс основан на знаниях, умениях и навыках, приобретенных учащимися при изучении физики в основной и средней (полной) школе. Включение вопросов радиофизики в образовательный процесс обосновано тем, что в школьном курсе физики имеется необходимый запас знаний, который можно использовать при построении элективного курса радиофизики.

7. Изучение радиофизики сквозь призму лауреатов Нобелевской премии.

Анализ содержания радиофизических исследований, удостоенных Нобелевских премий по физике, можно использовать в качестве ведущего критерия отбора содержания учебного материала курса. Проведенный анализ позволил выделить несколько магистральных направле-

#

О) CO

a1

1 ^

i о : ä о f\j с £

§ 30

о

£ ia

Ol Ol

3 5 с ^

^ oo

г

О/

с

о

£

с §

Предыстория радиотехники

Открытие электромагнитных волн

Беспроволочная телеграфия

Содержательная схема изучения темы «Радиотехника, История развития и современные достижения»

Биография и научные исследования А.С. Попова

I

_f_

Биография и научные исследования Г. Map кон и

Биография и научные исследования К.Ф. Брауна

.......♦.......

Радиотехника незатухающих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

колебаний

----------------

.......I.......

Биография и научные исследования Н. Теслы

____Т_______

Дуговые передатчики и генераторы

Электромашинные генераторы

Роль радио в развитии цивилизации

Ламповая радиотехника

Эффект Эдисона

Диод и триод

Распространение радиоволн. Открытие ионосферы

ь — —. — — — — — — .

Современные достижения

Зарождение и развитие отечественной радиотехники и радиофизики

Нижегородская радиола борат ория

Т

Гетеродинный и супергетеродинный приемники

Радиофизические школы Л.И. Мандельштама, A.A. Андронова, МЛ. Пеонтовича *

Зарождение радиоэлектроники

Выдающиеся отечественные радиотехники и радиофизики; биографии и научные исследования А.И, Берга, В.А. Котельникова, В.В.Мигулина

* Курсивом е тексте выделен материал, который не является обязательным для изучения.

Внешний вид радиоприемника Попова

m

П

>

О

л m

О *

m

О

О ^

m П

0

го

>

1

s

#

ний радиофизических исследований. К их числу относятся: радиотехника, радиоспектроскопия, информационные технологии, радиоастрономия.

Для того чтобы систематизировать учебный материал по радиофизике и дать учителю представление о его структуре, разработаны структурно-логические блок-схемы к каждой теме элективного курса. В них приводятся краткие сведения из истории развития и обзоры современных достижений магистральных направлений радиофизических исследований. На рисунке приведен пример подобной схемы к теме «Радиотехника. История развития и современные достижения».

Структурно-логические блок-схемы могут использоваться учителем при обобщении изученного материала и учащимися для систематизации полученных знаний или как опорные конспекты.

В рамках целостного подхода к учебно-педагогической деятельности [17] рассмотрим методы изучения элективного курса радиофизики.

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные (беседа, лекция, работа учащихся с учебной литературой), наглядные (мультимедийное изложение учебного материала), практические (практикум по радиофизике, работа над творческим заданием).

2. Методы стимулирования учебной деятельности: методы дискуссии, формирования познавательного интереса.

Одним из наиболее важных критериев формирования познавательных интересов учащихся является стимул новизны [18]. По мнению Г. И. Щукиной, существует три важнейших источника стимуляции познавательных интересов учащихся. Рассмотрим их применительно к элективному курсу радиофизики.

A. Содержание учебного материала: показ учащимся современных достижений радиофизики, практическое применение изучаемого материала, включение в содержание учебного материала сведений из истории развития радиофизики, понимание значимости радиофизики для развития общечеловеческой цивилизации.

Б. Организация познавательной деятельности: использование активных форм обучения, различные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, организация творческих работ, использование современных ТСО и др.

B. Личностные качества учителя и учащихся: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, формирование ценностных отношений друг другу, учителю, авторам радиофизических открытий и изобретений, умение вести дискуссию и др.

3. Методы контроля деятельности: индивидуальный и фронтальный опросы, тестовая проверка знаний.

4. Качественные методы обучения.

В преподавании элективного курса радиофизики широко используется исторический подход. Его суть заключается в таком изложении учебного материала, при котором основные идеи и теории современной физики представлены в генезисе и дальнейшем развитии, показаны

способы получения знаний, выработанные этой наукой в процессе познания природы.

Учитывая стремительный рост научного знания, актуальность подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий, необходимость формирования современного научного стиля мышления и научного мировоззрения, радиофизику следует изучать не как систему готовых знаний, а как живой, динамично развивающийся организм. Для этого в преподавании радиофизики используются современные, в первую очередь мультимедийные технологии, обладающие большой вариативностью изложения учебного материала.

Занятия по элективному курсу радиофизики организованы как процесс самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Для этого применяются различные формы организации учебного процесса: мультимедийная лекция, семинар, практикум, учебная конференция, урок контроля знаний. Теоретический материал излагается на мультимедийных лекциях. Развитию самостоятельной деятельности учащихся способствуют семинарские занятия, на которых заслушиваются доклады и сообщения, проводятся дискуссии по итогам выступлений. На практикуме учащиеся выполняют компьютерный эксперимент. Выступления учащихся с творческими работами (рефератами или компьютерными презентациями) проводятся на учебной конференции.

Отметим, что мультимедийная лекция является ведущей формой преподавания радиофизики и современной физики в профильной школе. Широкое и оптимальное использование гипертекста, богатого иллюстративного ряда (рисунков, таблиц, схем, чертежей), анимиро-ванных изображений, аудио- и видеофрагментов обеспечивает вариативность изложения учебного материала по радиофизике.

В процессе изучения элективного курса учащимся необходимо выполнить творческие задания в виде написания реферата или создания компьютерной презентации по выбранной тематике. Работа над творческим заданием способствует развитию ИКТ-грамотности учащихся: выработке у них навыков исследовательской и поисковой работы с литературными источниками, умению выделять главное, анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать и конспектировать учебный материал.

К средствам изучения элективного курса радиофизики относятся: учебные и методические материалы, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Результативный компонент модели методической системы предполагает диагностику сформированно-сти представлений учащихся о современной ФКМ, повышение уровня ИКТ-грамотности и познавательного интереса к физике, готовность к выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Для этого используются экспериментальные методы: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование.

$

Отметим, что рассмотренные компоненты тесно взаимосвязаны и образуют единую систему, в рамках которой у учащихся профильной школы формируются развернутые представления о современной ФКМ.

Подробный рассказ об элективном курсе радиофизики не входит в задачу статьи. С его программой и методикой изучения можно познакомиться, например в [19]. Данный курс прослушали учащиеся 10-11-х классов физико-математического профиля. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методической системы показала, что элективный курс радиофизики позволил сформировать у учащихся представления о современной ФКМ, помочь старшеклассникам увидеть привычный школьный предмет через призму социально востребованной человеческой деятельности, повысить ИКТ-грамотность и познавательный интерес к физике.

В заключение отметим, что при изучении элективных курсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития современного образования, заключающаяся в том, что усвоение предметного материала из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Профильная школа. - 2003. - № 1. - С. 12-18.

2. Пурышева Н. С. Предпрофильная подготовка учащихся по физике // Преподавание физики в высшей школе. - 2007. - № 34. - С. 51-54.

3. Примерные программы среднего (полного) общего образования (проект) // Физика в школе. -2010 - № 3. - С. 3-29.

4. Орлов В. А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Сибирский учитель. - 2008. - № 4(58). -С. 54-82.

5. Капица П. Л. Наука и современное общество. Науч. труды. - М.: Наука, 1998.

6. Важеевская Н. Е. Гносеологические основы науки в школьном физическом образовании: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 473 с.

7. Разумовский В. Г. Обучение физике и научное познание // Модели и моделирование в методике обучения физике: Тез. докл. респ. науч.-

теорет. конф. - Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. -С. 7-11.

8. Михайлишина Г. Ф. Постнеклассическая физика как основа современного стиля мышления // Наука и школа. - 2010. - № 3. - С. 82-85.

9. Делоне Н. Б. Школе нужна современная физика // Физика в школе. - 2006. - № 5. - С. 3-4.

10. Основы методики преподавания физики в средней школе / Под ред. А. В. Перышкина, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта. - М.: Просвещение, 1984.

11. Лобачева Е. Ю., Кревчик В. Д., Семенов М. Б. Современная физика и экономика: курс по выбору: учеб.-метод. пособие. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2010.

12. Тарасов Л. В. Современная физика в средней школе. - М.: Просвещение, 1990.

13. Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М.: Педагогика, 1978.

14. Голин Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. - М.: Просвещение, 1987.

15. Ильин В. А., Кудрявцев В. В. Мультимедийная поддержка элективных курсов по физике для профильной школы: Сб. трудов науч.-практ. конф. «Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики». Ч. 1. - Коломна, 2007. - С. 23-25.

16. Пышкало А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Авторский докл. по моногр. «Методика обучения элементам геометрии в начальных классах» ... д-ра пед. наук.

- М.: АПН СССР, 1975.

17. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2004.

18. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.

- М.: Педагогика, 1988.

19. Кудрявцев В. В. Методическая система изучения элективного курса радиофизики в профильной школе с использованием мультимедийных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный документ]. - Режим доступа: http:// ismo.ioso.ru/dis/kudryavcev-avtoref.doc (дата обращения 04.07.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.