Научная статья на тему 'О модели подготовки учителя к проектированию и реализацииэлективных курсов математико-экономического профиля'

О модели подготовки учителя к проектированию и реализацииэлективных курсов математико-экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / AVAILABILITY / COMPETENCE / PROFILE TRAINING / ELECTIVE COURSE / A MODEL OF PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минина В.Ю.

В статье уточнено понятие «готовность к проектированию и реализации элективных курсов», рассмотрены вопросы построения модели формирования готовности к проектированию и реализации элективных курсов в соответствии с ФГОС ВО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минина В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE MODEL OF TEACHER TRAINING IN THE DESIGN AND IMPLEMENTATION ELECTIVE COURSES MATHEMATICAL-ECONOMIC PROFILE

The article clarified the concept of "readiness for the design and implementation of elective courses", the issues of constructing a model of formation of readiness for the design and implementation of elective courses.

Текст научной работы на тему «О модели подготовки учителя к проектированию и реализацииэлективных курсов математико-экономического профиля»

УДК 378

О МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ МАТЕМАТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Минина В.Ю.

В статье уточнено понятие «готовность к проектированию и реализации элективных курсов», рассмотрены вопросы построения модели формирования готовности к проектированию и реализации элективных курсов в соответствии с ФГОС ВО. Ключевые слова: готовность, компетентность, компетенции, профильное обучение, элективный курс, модель формирования готовности.

ABOUT THE MODEL OF TEACHER TRAINING IN THE DESIGN AND IMPLEMENTATION ELECTIVE

COURSES MATHEMATICAL-ECONOMIC PROFILE

Minina V.YU.

The article clarified the concept of "readiness for the design and implementation of elective courses", the issues of constructing a

model of formation of readiness for the design and implementation of elective courses.

Keywords: availability, competence, competence, profile training, elective course, a model of preparedness.

В настоящее время основная форма организации учебного процесса на старшей ступени школы -профильное обучение, которое за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Современные социально-экономические условия требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, экономической грамотности, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро принимать решения. При этом важно не только уметь анализировать сложившуюся экономическую ситуацию, но и обладать аппаратом для прогнозирования возможного варианта развития событий. Поэтому создание элективных курсов математико-экономического содержания, направленных на построение моделей различных экономических явлений и процессов, даст возможность сформировать у учащихся понимание роли математических знаний и представления о них как об инструменте, позволяющем описывать экономические явления и процессы, находить оптимальные пути решения экономических задач.

Беседы и анкетирование, проводимые со студентами и практикующими учителями, показали, что ощущается недостаток методической подготовки при разработке элективных курсов для профильной школы. Результаты выявили у респондентов трудности в определении понятия, структуры, содержания, которые необходимо включить в элективный курс, а также за-

труднения, связанные с контролем качества успеваемости обучающихся и с новыми способами организации образовательного процесса. Все вышесказанное говорит о том, что подготовка педагога к этому виду деятельности является актуальной задачей современного математического образования.

В исследованиях, посвященных подготовке будущего учителя, изложены компоненты и уровни сфор-мированности готовности педагога к проектированию и проведению элективных курсов, предложены модели формирования готовности, которые, однако, требуют уточнений в условиях ФГОС ВПО нового поколения.

Переход на ФГОС ВПО 3 (а, впоследствии, на ФГОС ВО) обусловил применение компетентност-ного подхода к обучению. Формирование ключевых компетенций для обеспечения готовности учителя математики к проектированию и проведению элективных курсов происходит в процессе изучения цикла психолого-педагогических дисциплин, основной из которых является «Теория и методика обучения математике». Однако, анализ рабочих программ ВУЗов показал, что данный курс не охватывает в полном объеме все необходимые вопросы, связанные с разработкой и реализацией элективных курсов, поэтому его целесообразно дополнить спецкурсом соответствующего содержания для подготовки будущих педагогов.

Актуальность данного исследования обусловлена серьезным обновлением целей математического образования, углублением индивидуализации образовательного процесса, расширением инновационных методов образования и самообразования, новыми требованиями общества к личности педагога, обладающего высокой творческой активностью.

В работе [5] на основе анализа исследований нами

уточнено понятие готовности учителя к проектированию и реализации элективных курсов, понимаемое как составной компонент профессиональной компетентности педагога, характеризующийся профессиональной подготовкой, направленной на формирование следующих умений для осуществления педагогического процесса:

- проектировочных: умения проектировать целостный образовательный процесс по элективному курсу, а именно: ставить диагностируемые цели и задачи деятельности учителя и учащихся на различных этапах изучения элективного курса; анализировать образовательные стандарты, программы элективных математических курсов, учебники и учебные пособия; отбирать содержание элективного курса в соответствии с поставленными целями; конструировать занятия различных типов; разрабатывать проектные и учебно-исследовательские задания; моделировать средства диагностики;

- аналитических: умения проводить психолого-педагогический и методический анализ учебного процесса как в целом, так и по этапам, анализировать педагогический опыт учителей, в том числе, и личный; прогнозировать результаты педагогической деятельности;

- коммуникативных: умения грамотно выбирать стиль педагогического общения, организовывать общение учащихся друг с другом в процессе управления их учебно-познавательной деятельностью.

Необходимые умения для осуществления образовательного процесса находят отражение в компонентах структуры профессиональной готовности педагога:

1) В мотивационном компоненте раскрываются такие профессиональные характеристики педагога, как: интересы (в том числе познавательные), склонности, стремления (в частности, стремление достичь успеха в обучении учащихся), побуждения (мотивация) к деятельности.

2) Гностический компонент отражает профессиональные знания педагога не только в области преподаваемого предмета, но и методическую и психолого-педагогическую подготовку. В условиях профильного обучения, в частности, в рамках элективных курсов, значительный вес приобретают межпредметные знания. Педагог должен разбираться не только в «своем» предмете, ему необходимо привлекать знания из других областей, что, несомненно, повысит познавательный интерес и мотивацию учащихся к обучению. Гностический компонент готовности базируется на проектировочных умениях педагога.

3) Конструктивный компонент готовности дает представление об умениях работать с учебной и научной литературой, отбирать материал к урокам и перерабатывать его, анализировать учебники и учебные программы, конструировать уроки различных типов и

видов. Данный компонент основывается на проектировочных и аналитических умениях педагога. Кроме того, в данный компонент входят умения по построению межличностного взаимодействия с учащимися, организации диалога, т.е. коммуникативные.

Так как в условиях профильного обучения широко используются активные методы обучения, в том числе, и проблемные методы, то педагог должен обладать умениями по применению подобных методов, конструированию проблемных ситуаций, а также стремлением к инновациям, к поиску новых методов и средств обучения. В связи с глобальной информатизацией учебного процесса информационные технологии предоставляют обширное поле для подобной деятельности, которая зависит от индивидуальности и изобретательности педагога. Все вышесказанное находит отражение в креативном компоненте готовности, который связан с личностными качествами педагога.

В работе [6] нами проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «педагогическое образование» для квалификации «бакалавр», в котором обозначена ключевая компетенция ПК-1 «способность разрабатывать и реали-зовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях». В условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования необходимо обозначить и ключевую компетенцию ПК-8 «способность проектировать образовательные программы».

Процесс формирования готовности будущего учителя к проектированию и реализации элективных курсов предполагает наличие соответствующей модели, основная цель которой - формирование ключевых компетенций ПК-1 и ПК-8. Обозначенная цель достигается за счет формирования представлений о целях, задачах, отборе содержания, методах и формах обучения в рамках элективных курсов, принципах создания элективных курсов и формирования умений по разработке программ элективных курсов, работе с документами профессионального характера, а также умений анализировать и обобщать накопленный педагогический опыт.

Модель формирования готовности учителя к проектированию и реализации элективных курсов, основная цель которой - формирование ключевых компетенций, включает в себя задачи, реализация которых необходима для достижения цели:

- формирование представлений о целях, задачах, отборе содержания, методах и формах обучения в рамках элективных курсов;

- формирование представлений о принципах создания элективных курсов и формирование умений

по разработке программ элективных курсов;

- формирование умений по работе с документами профессионального характера, а также умений анализировать и обобщать накопленный педагогический опыт.

Помимо этого, модель содержит структурные компоненты готовности, а также уровни сформиро-ванности подобной готовности и условия ее формирования.

Более подробно рассмотрим уровни формирования готовности учителя к проектированию и реализации элективных курсов.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. выделяют интуитивный, репродуктивный, поисковый и творческий уровни готовности [7]. Интуитивный уровень сформированности готовности характеризует педагогов, деятельность которых основана на эмоциональном, интуитивном настрое, углублении в теоретические знания и анализе педагогической практики. При этом педагогическая рефлексия у таких педагогов не сформирована. Репродуктивный уровень свойственен педагогогам, хорошо знакомым с теоретическими основами, содержанием, конкретными методиками, которые они применяют в собственной педагогической деятельности. Однако применение подобных методик на практике является неупорядоченным, ситуативным, педагогическая рефлексия выражена недостаточно. Поисковый уровень сформированности готовности характерен для педагогов, которые пытаются работать по-новому, воплощая в собственной деятельности известные технологии и методики учебно-воспитательной работы. Они охотно идут на эксперимент, не скрывают ни своих успехов, ни ошибок, открыты для публичного обсуждения, осмысления педагогических инноваций. Педагоги, которые творчески относятся к деятельности, имеют широкие содержательные знания о новых научных и новаторских подходах к обучению и воспитанию, владеют новейшими технологиями и создают собственные, имеют творческий уровень готовности к педагогической деятельности. Реализация творческого потенциала в инновационном процессе для многих из них является важнейшим ориентиром деятельности.

Если говорить непосредственно о профильном обучении, проектировании и реализации элективных курсов, то Комарова А.Н. в своем исследовании [2] выделила три типа педагогов в зависимости от их деятельности в условиях профильной школы:

1. Учителя-исследователи - педагоги, освоившие теорию проектирования и сумевшие найти адекватные профильному обучению методические ресурсы и разработавшие свои авторские элективные курсы.

2. Учителя-мастера - педагоги, освоившие тео-

рию проектирования и сумевшие адаптировать разработанные другими авторами элективные курсы к условиям своего образовательного учреждения, недостаточно использующие методические ресурсы и обладающие недостаточным опытом использования современных педагогических технологий.

3. Учителя-стажеры - начинающие педагоги, освоившие теорию проектирования, но предпочитающие реализовывать элективные курсы, спроектированные другими авторами.

В работе Артамонова М.А. уровни готовности студентов к проектированию элективных курсов выделяются следующим образом [1]:

1. Проектирование курса на основе готовых методических разработок.

2. Проектирование курса на основе методических разработок с внесением корректив.

3. Самостоятельная разработка курса на основе четко очерченных процедур проектирования.

4. Самостоятельная разработка курса на основе собственных методических знаний и опыта.

Выделенные уровни соответствуют уровням сформированности готовности будущих учителей к профильному обучению старшеклассников, выделенным в работе Кунжигитовой Г.Б. [4].

В нашей работе мы будем выделять базовый, повышенный и высокий уровни сформированности готовности педагогов к проектированию и реализации элективных курсов.

Базовый уровень готовности соответствует умениям педагогов по проектированию элективных курсов на базе имеющихся методических разработок, стремлению в достижении лучшего результата с учетом интересов учащихся.

Повышенный уровень готовности характеризует педагогов, способных преобразовывать существующие разработки элективных курсов и анализировать накопленный педагогический опыт, использующих периодически активные методы обучения, а также заинтересованных в достижении учащимися лучших результатов.

Высокий уровень готовности соответствует педагогам, методично использующим в своей деятельности активные методы обучения, способным разрабатывать собственные программы элективных курсов.

Формирование готовности будущего учителя к проектированию и реализации элективных курсов способствует достижению целей профильного обучения, которое «направлено на реализацию личностно-ориен-тированного учебного процесса» [3] и позволяет учитывать интересы, склонности и способности учащихся за счет внедрения в учебный план элективных курсов.

Список литературы

1. Артамонов М.А. Формирование готовности студентов к проектированию и реализации элективных математических курсов для профильной школы: автореф. ... канд. пед. наук / Артамонов Михаил Анатольевич. Ярославль, 2009. 23 с.

2. Комарова А.Н. Подготовка учителя к проектированию элективных курсов в профильной школе: автореф. ... канд. пед. наук / Комарова Анна Николаевна. Киров, 2011. 15 с.

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002, Москва, № 2783, С. 3.

4. Кунжигитова Г.Б. формирование готовности будущих учителей к профильному обучению старшеклассников в общеобразовательной школе: автореф. ... канд. пед. наук / Кунжигитова Гульнур Бектемировна. Курган-Тюбе, 2012. 21 с.

5. Минина В.Ю. О готовности учителя к проведению и реализации элективных курсов // Теория и практика общественного развития. №1. 2013. URL: http://www.teoria-practica.ru/-1-2013/pedagogics/minina.pdf.

6. Минина В.Ю. О компетенциях будущего учителя, необходимых для реализации профильного обучения // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. №2. 2013. Красноярск, 2013.С. 245-248.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. 576 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки педагогическое образование квалификационная степень «бакалавр» от 17 января 2011г. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/por-tal/spe/spe_new_list.plx?substr=050100&st=all&qual=0.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки педагогическое образование квалификационная степень «бакалавр» от 1 сентября 2013г. Проект. Московский городской педагогический университет. URL: https://www.mgpu.ru/folder/10992.

Об авторе

Минина Виктория Юрьевна - старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, victoria-minina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.