Научная статья на тему 'Элективные курсы важное звено в системе профильной подготовки учащихся гуманитарных классов'

Элективные курсы важное звено в системе профильной подготовки учащихся гуманитарных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1556
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ КЛАССЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ELECTIVE / SAME SPECIALIZATION TRAINING / HUMANITARIAN CLASSES / INTEGRATION / INTERSUBJECT COMMUNICATIONS / CULTUROLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раздьяконова Евгения Геннадьевна

В статье рассматриваются значение, общие цели, задачи элективных курсов, определяются особенности интегративных курсов по литературе, проведена классификация видов гуманитарных элективов. В качестве примера обобщены результаты экспериментальной работы, показаны основное содержание и разнообразные формы методического решения занятий курса «История французской литературы, живописи и музыки в эпоху романтизма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раздьяконова Евгения Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elective Courses As an Important Link in the Same Specialization Training System of the Humanitarian Pupils

This article considers the value, common goals and objectives of the elective courses; defines the Literature integrative courses characteristics; presents classification of the humanities elective courses. As an example, the experimental work results are summarized and the main content and various forms of the methodical solution of "The History of the French Literature, Painting and Music in the Romanticism" course are shown.

Текст научной работы на тему «Элективные курсы важное звено в системе профильной подготовки учащихся гуманитарных классов»

УДК 373.1.02 ББК 651

Раздьяконова Евгения Геннадьевна

соискатель

кафедра методики преподавания русского языка и литературы

г. Якутск

Razdiyakonova Evgenia Gennadievna

Applicant for a Degree Chair of Teaching Methods of the Russian Language and Literature North-Eastern Federal University Yakutsk

Элективные курсы - важное звено в системе профильной подготовки учащихся гуманитарных классов Elective Courses As an Important Link in the Same Specialization Training

System of the Humanitarian Pupils

В статье рассматриваются значение, общие цели, задачи элективных курсов, определяются особенности интегративных курсов по литературе, проведена классификация видов гуманитарных элективов. В качестве примера обобщены результаты экспериментальной работы, показаны основное содержание и разнообразные формы методического решения занятий курса «История французской литературы, живописи и музыки в эпоху романтизма».

This article considers the value, common goals and objectives of the elective courses; defines the Literature integrative courses characteristics; presents classification of the humanities elective courses. As an example, the experimental work results are summarized and the main content and various forms of the methodical solution of "The History of the French Literature, Painting and Music in the Romanticism" course are shown.

Ключевые слова: электив, профильное обучение, гуманитарные классы, интеграция, метапредметные связи, культуроведческая компетенция.

Key words: elective, same specialization training, humanitarian classes, integration, intersubject communications, culturological competence.

Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения

на старшей ступени школы. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования» курсы по выбору призваны «способствовать дифференциации и индивидуализации обучения, углубляя содержание профильного учебного предмета; наращивая содержание одного из базовых учебных предметов; удовлетворяя познавательные потребности учащихся в выбранной ими предметной области; мотивируя профессиональный интерес к той или иной сфере человеческой деятельности». [1, c.25]

Такие курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов и склонностей каждого ученика. Именно они, по существу,

являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым учеником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

«Элективность (е1ес1ш - «избранный» с лат.) — предоставление слушателям максимальной возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — дополнительных курсов, изучение которых направлено на дальнейшую специализацию образования, или на профессиональную ориентацию учащихся в выбранной сфере деятельности, или просто на расширение познавательных интересов школьников». [4, с.5]

Если факультативные курсы, существующие в школе и в вузе сегодня, не являются обязательными, то выбор элективных курсов должен осуществлять каждый ученик профильных классов. Выше названные функции элективных курсов в системе профильного обучения предопределяют широкий спектр задач, стоящих перед ними.

По целям и задачам выделяют несколько видов элективных курсов для профильных классов. Одни выполняют функцию «надстройки» основных курсов. С их помощью тот или иной учебный предмет осваивается на повышенном, углублённом уровне («Русско-французские литературные связи во второй половине XIX века»). Подобные элективные курсы интересны и значимы для «филологически чутких» школьников, так как позволяют удовлетворять их предметные интересы.

Другие элективные курсы способствуют восстановлению

метапредметных связей, при этом смежные учебные предметы изучаются на профильном уровне («История и литература первой половины XIX века», «Литература и живопись» ).

Третий вид элективных курсов ориентирован на старшеклассников, обучающихся в классах негуманитарной направленности. Их задачи

значительно уже - совершенствование культуроведческой, речевой и читательской компетенции («Образы врачей в творчестве А.П. Чехова», «Наука и ученые в русской литературе второй половины ХХ века»).

Четвертый вид - предпрофильные элективные курсы для 8-9 классов («Детектив - это здорово!», «Школа и ученики в произведениях молодых писателей»). Основная функция таких курсов- содействовать осознанному выбору учащимся профиля дальнейшего обучения (профильной ориентации), создать мотивацию к повышенному уровню учебной деятельности по определенной дисциплине.

Цели элективов по литературе в настоящее время являются предметом споров: многие ученики, их родители, определенная часть педагогического сообщества считают наиболее важной их задачей подготовку к сдаче единого государственного экзамена, к последующей учебе в вузе гуманитарной направленности.

Мы разделяем другую позицию методистов и учителей - словесников, согласно которой главными целями элективных курсов являются формирование компетентного читателя и воспитание личности средствами литературы, задачи их видим в следующем: расширять и углублять знания в определенной области с учетом индивидуальных интересов учащихся; «развивать представление о специфике литературы в ряду других искусств; способствовать профессиональной ориентации школьников»; [2, с. 13]

совершенствовать метапредметные и предметные компетенции (коммуникативную, речевую, культуроведческую, аналитическую,

интерпретационную).

Содержание элективных занятий зависит от целей и задач, «определенных программой курса; его места в соотношении с базовыми, профильными и общеобразовательными дисциплинами; обозначенными знаниями, умениями и навыками, которые формируются, развиваются и совершенствуются в процессе освоения курса; выделенных принципов его построения». [3, с.4]

Содержание элективных курсов по литературе может представлять собой обзорный историко-литературный раздел, только намеченный в общеобразовательной программе либо вообще отсутствующий в ней («Французский романтизм»); монографическую тему, которой нет в программе («Творчество С. Д. Довлатова»); теоретико-литературную проблему («Эволюция жанра рассказа в литературе 70-х гг.»).

Достаточно часто содержание элективного курса основывается на изучении какого-то периода истории литературы или какого-либо литературного явления в интегративных связях («Психологизм в русской и английской повести конца XIX века», «Романтизм в русской и французской поэзии первой трети XIX века», «Герои повестей Ч.Т. Айтматова на экране»).

В содержание курса, основанного на интеграции, включаются культуроведческие материалы, которые привлекаются по следующим критериям:

• общность художественного направления (у нас - характерные черты романтизма в литературе, живописи и музыке определенного периода);

• ассоциативная связь (у нас - пейзаж в поэзии, живописи и музыке);

• взаимосвязь литературного текста с его художественными интерпретациями (экранизации романов и повестей В. Гюго);

• сохранение приоритетного объема литературного текста по отношению к материалам смежных искусств.

Учащиеся профильных классов школы с углубленным изучением французского языка уже достаточно знакомы с русской литературой с древних времён до наших дней, поэтому в целях дальнейшего совершенствования культуроведческой компетенции мы предложили им элективный курс «История французской литературы, живописи и музыки в эпоху романтизма». Выбор был предопределен интересом самих учащихся к французской культуре, искусству, традициям, их стремлением глубже и шире освоить художественный мир французских писателей.

Избранный элективный курс включает обзорные и монографические темы, что позволяет познакомить учащихся не только с литературными произведениями Франции, но и с отдельными образцами живописи и музыки, показать их место в общем культурном процессе, их значение для прошлого и настоящего.

В обзорных лекциях учитель вводит слушателей в исторический период развития романтизма, указывает наиболее значимые произведения в литературе, акцентирует внимание на отдельных из них, привлекает произведения живописи и музыки, а также русской литературы, изученные ранее или известные по самостоятельному чтению для сравнения проблематики, персонажей, особенностей поэтики. Значительное место при изучении обзорных тем занимает самостоятельное чтение учащимися указанных фрагментов текстов.

В монографические темы включаются сведения о жизни и творчестве автора, его месте в истории западноевропейской и мировой литературы, произведение изучается целостно или фрагментарно, при этом главным направлением деятельности учителя является акцентирование внимания на таких моментах жизни писателя, таких сторонах его личности, таких аспектах проблематики произведений, которые способствуют формированию читательских интересов, имеют воспитательную направленность (общечеловеческие идеалы и ценности, духовные поиски, нравственный выбор); кроме того, учитель постоянно стремится раскрыть взаимосвязи русской и французской литературы.

В процессе обучения использовались следующие формы занятий: лекция учителя («Литература как вид искусства»); лекция с элементами беседы («Романтизм во французской литературе и искусстве»); семинар («Роль пейзажа в творчестве романтиков»); конференция (с привлечением ранее прочитанной повести Рене де Шатобриана «Рене» и произведений живописи Барбизонской школы); дискуссия («Взаимосвязи французской и русской литературы романтизма»); беседа («Проспер Мериме. Краткий очерк жизни и творчества. «Кармен»»); заочная экскурсия в картинную галерею («Наиболее

выдающиеся творения живописи во французском романтизме»); посещение театра (знакомство с творчеством Берлиоза) .

Деятельность учащихся при этом была также разнообразной: сообщения (взаимосвязь литературы со смежными искусствами); тезирование лекции по вопросам; сопоставительный анализ («Ж.де Сталь в литературе и Г.Берлиоз в музыке»); коллективные доклады («Герой-страдалец в романтических произведениях литературы, живописи и музыки»); составление вопросов по тексту; комментированное чтение («Ж. де Сталь «Коррина или Италия»»); сопоставительный анализ фрагментов текстов; подготовка сценария заочной экскурсии.

Текущий контроль осуществлялся при помощи таких приемов, как: выразительное чтение произведений и их фрагментов; устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы; характеристика персонажа и сравнительная характеристика нескольких персонажей; тезирование; планирование материала по биографии писателя; составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом; подготовка устных сообщений о прочитанном произведении, его авторе; написание докладов, составление анализа произведения живописи.

Итак, мы убедились, элективные курсы предоставляют отличные возможности для применения знаний по избранному языку в индивидуальной образовательной траектории; а также способствуют постижению

интегративных связей (русская и французская литература, литература и смежные виды искусства) и, несомненно, формируют интерес к чтению зарубежной литературы.

Учащиеся имеют возможность использовать информационные

технологии для подготовки к занятиям (электронные учебники, ресурсы интернета) для более глубокого постижения литературы в её интегративных связях с другими искусствами.

В свою очередь, учитель в элективных курсах может частично реализовать свои личные читательские и эстетические предпочтения, личным примером способствуя совершенствованию культурологической компетенции учеников.

Библиографический список

1. Ермаков, Д.С. Петрова, Г.Д. Создание элективных учебных курсов для

профильного обучения // Школьные технологии. 2003. №6 - с. 25

2. Мишлимович, М.Я. Углубленное изучение литературы в профильных гуманитарных классах.- М.: Академия, 2007- с.13

3. Пранцова, Г.В. Элективные курсы по литературе. 10-11 классы. -М.: Вербум-М, 2006 - с.4

4. Программы элективных курсов по филологическому профилю. Зарубежная литература: 10-11 классы/ И.О. Шайтанов и др.-М.: Дрофа.2001- с.5

Bibliography

1. Ermakov, D.S. Petrova, G.D. Elective Training Courses Creating for the Same Specialization Training / D.S. Ermakov, G.D. Petrova // School Technologies. - 2003. - № 6. - P. 25.

2. Mishlimovich, M.Ya. Literature Profound Studying at Specialized Humanitarian Schools / M.Ya. Mishlimovich. - M.: Academy, 2007. - P.13.

3. Programs of Elective Courseson Philology. Foreign Literature: 10-11 Forms / I.O. Shaytanov, et. al. - M.: Drofa, 2001. - P. 5.

4. Pryantsova, G.V. Elective Literature Courses. 10-11 Forms / G.V. Pryantsova. - M.: Verbum-M, 2006, - P. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.