ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ШКОЛЬНАЯ ТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
THE FEATURES OF DEVELOPING THE ELECTIVE COURSE
ON SCHOOL THEME IN MODERN LITERATURE
IN THE FRAMEWORK OF PRE-PROFILE TRAINING OF PUPILS
H,B. Уминова
N.V. Uminova
Элективный курс, технологии обучения литературе, современная детская литература, профилизация обучения, школьная тема в детской литературе. В статье описаны содержательные и структурные особенности предпрофильного элективного курса «Школьная тема в современной литературе». Выбор текстов объясняется психологическими особенностями подростков и необходимостью ранней профилизации обучения в системе современного образовательного процесса. Методические рекомендации к занятиям элективного курса опираются на использование активных форм обучения и инновационных образовательных технологий.
Elective course, literature learning technology, modern children's literature, profilisation of training, school theme in children's literature. The article describes the content and structural features of the pre-profile elective course School theme in modem literature. The choice of texts is explained by the psychological characteristics of adolescents and the need in an early profilisation of education in the modern educational process. The guidelines for the elective course are based on the use of active forms of learning and innovative educational technologies.
Злективные курсы являются одной из актуальных форм учебной коммуникации в современной школе. Занятия курсов по выбору обеспечивают профилизацию обучения, помогают сформировать устойчивый интерес учеников к определенному предмету, способствуют развитию различных компетенций за счет более сконцентрированного, чем на обычных уроках, применения активных форм работы.
Вопросы теории и практики элективов начали интенсивно обсуждаться в методической науке с начала 2000-х годов - периода, когда актуализируется процесс профилизации старшей школы. В это время разрабатываются авторские программы элективных курсов: В.Ф. Чертов (2004), В.В. Агеносов (2004), Е.А. Зинина (2004), Т.Г. Кучина (2007), A.B. Леденев, Т.В. Леденева (2004), Н.Л. Карнаух (2006), Г.В. Пранцова (2006) и др. Данные программы ориентированы на профильное обучение учащихся 10-11 классов,
и значительная их часть носит прикладной характер (курсы знакомят учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний по литературе на практике: например, «Анализ художественного произведения», «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы», «Секреты хорошей речи») или связана с обращением к текстам современной литературы («Литература последних десятилетий», «Современный отечественный литературный процесс»), Эта тенденция объясняется обзорным изучением современных произведений в школе, а также интересом учащихся к таким текстам.
Предпрофильная подготовка школьников -не менее важный компонент современной образовательной системы, однако ему уделяется недостаточное внимание в практике преподавания литературы. Отдельные образовательные порталы (сайт педфестиваля «Открытый урок» издательского дома «1 сентября»), авторские
<
m
Щ
$9
I %
tí и
о
ь
к к
W m н
сJ
Рч < ^
о ^ О о
о Q
$ W
н S о
Рч W
0 §
к
1
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
д
н и
щ
PQ
сайты педагогов-словесников публикуют программы элективов для учащихся средней ступени (чаще это 9 класс, значительно реже появляются разработки спецкурсов для 5-8 классов). Опыт общения со школьниками показывает, что интерес к предмету формируется раньше, чем в 9 классе, как следствие, первые попытки определения профиля обучения приходятся на 7-8 классы. В этой связи уместно говорить о ранней профилизации обучения как возможности для подростков пробовать свои силы в той или иной предметной направленности.
Предпрофильные элективы имеют свою специфику. Их основная функция - профориен-тационная, то есть ориентирующая в выборе будущего профиля обучения. Как правило, они носят краткосрочный характер (оптимальный объем 10-12 часов). Основные задачи - реализация учеником интереса к учебному предмету и уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне.
При разработке и проведении элективного курса ранней профилизации следует учитывать психологические особенности и специфику читательского восприятия учащихся 7-8 классов. Традиционно в психолого-педагогической и методической литературе данный этап литературного образования школьников обозначается как «нравственный эгоцентризм». В это время школьники акцентируют внимание, прежде всего, на нравственно-этической проблематике произведений, нацелены на самопознание, стремятся разрешить свои внутренние противоречия и осмыслить проблемы взаимодействия с окружающим миром. Эмоциональный отклик, а затем и желание аналитически понять прочитанное и творчески его воспринять получают художественные произведения, созвучные подростку по кругу тем и проблем, в них поднимаемых. Тексты современной литературы на школьную тему отвечают обозначенным условиям.
Произведения на одну из наиболее популярных в детской и подростково-юношеской литературе тем - школьную тему - представляют значительный корпус текстов. Марина Аром-штам, Екатерина Мурашова, Ирина Лукьянова,
Елена Габова, Тамара Крюкова, Андрей Жвалев-ский, Евгения Пастернак, Марина Бородицкая, Ксения Драгунская, Артур Гиваргизов и другие открывают современному читателю самые различные варианты изображения школьной жизни: нравственно-психологические, юмористические, сказочно-фантастические, лирически-романтические, абсурдистские. Знаковость и популярность школьной темы в современной литературе объясняет Мария Черняк в статье ««Школа как диагноз: опыт современной прозы»: «Школа - больной вопрос для всего общества, центр притяжения сил и эмоций. Школа как особый социальный феномен объединяет и разъединяет общество одновременно. Ведь так силен эффект узнавания, сопереживания, личной памяти, наличия у каждого собственного мнения -ведь и я через это прошел» [Черняк, 2017, с. 207]. Мы видим, что тема изначально предполагает дискуссионность и, безусловно, открывает простор для творчества учителю-филологу.
Из многообразия произведений на школьную тему для краткосрочного предпрофильно-го элективного курса нами был отобран небольшой ряд текстов, ориентированных на интересующую нас возрастную группу учащихся. Это произведения, где главными героями являются ровесники учеников 7-8 классов и поднимаются актуальные для них вопросы. Считаем, что в данном случае мотивирующий потенциал программы, а также интерес к художественному тексту возникают за счет узнаваемости проблем современного подростка в судьбах героев произведений (содержательный пласт), а также активного использования творческих, проектных, игровых, дискуссионных, личностно ориентированных форм обучения (технологический компонент). В основу элективного курса положен принцип проблемно-тематического изучения художественного произведения.
Обозначим произведения, которые обсуждаются на занятиях электива, содержательные аспекты и рекомендуемые формы работы. Открывает спецкурс вводное занятие, посвященное школе прошлого. Считаем важным обозначить аспект литературной традиции в раскрытии
школьной темы. Назовем основные компоненты занятия, раскрывающего роль школы в жизни писателей: беседа, актуализирующая знания учащихся о Пушкинском лицее, чтение фрагментов из романа Ю.Н. Тынянова «Пушкин», просмотр фрагментов фильма «1814», воссоздающего атмосферу лицейской жизни (например, эпизоды первой дуэли, разговора лицеистов с Аракчеевым), чтение фрагментов из автобиографической повести К.Г. Паустовского «Далекие годы» о периоде обучения в Первой киевской гимназии (эпизод о традиционной гимназической драке). Завершает занятие презентация выставки книг «Школьная тема в подростковой литературе XX века».
Соединить временные пласты (школа прошлого и будущего) позволит произведение А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее». Это фантастическая повесть, в основе -известный литературе сюжет переброса во времени. Мальчик из 1980 года и девочка из 2018 года фантастическим образом меняются местами, каждый в новом для себя времени решает серьезную проблему. Обращение к данному тексту уместно в форме дискуссии (согласны ли подростки с утверждением авторов, что «время всегда хорошее»). Своими размышлениями они могут поделиться и в эссе на тему: «Школа будущего, в которой я хочу учиться...». В качестве индивидуальной работы учитель может предложить исследовательский проект (сопоставление сюжета перемещения во времени у К. Булычева и А. Жвалевского, Е. Пастернак).
Продолжить знакомство со школьной темой в современной литературе можно обращением к повести Е. Мурашовой «Класс коррекции». Это один из первых текстов, поднимающих тему умственно отсталых детей, инвалидов, неблагополучных подростков. Как и в произведении А. Жвалевского, Е. Пастернак, повествование ведется от лица подростка. Современная школа с ее социальным расслоением, равнодушием взрослых и жестокостью детей показана весьма правдоподобно. Однако привлечь подростков к этому тексту может переплетение реалистического и сказочного пластов повествования. Му-
рашова показывает существование параллельного мира, в котором отчасти реализуются мечты несчастных детей. Обсуждение темы «Школа не для всех?» и осмысление роли двух миров в произведении - основа элективного занятия по этому произведению.
Повесть в рассказах Ирины Лукьяновой «Стеклянный шарик» углубляет нравственно-психологическую направленность решения школьной темы. Произведение описывает жизнь главной героини от детского сада до зрелости (в финале ей 42 года). Значительная часть рассказов посвящена изображению школы. Мы предлагаем прочитать и обсудить со школьниками рассказ «Зимнее утро» как кульминацию темы унижения. Ася Николаева - тонкая, ранимая девочка-восьмиклассница, читающая и мыслящая. Рассказ иллюстрирует ситуацию, как непохожий на остальных подросток становится изгоем в школьном коллективе. Целесообразным считаем выстраивание внутри предметных связей: В. Железников «Чучело» и И. Лукьянова «Стеклянный шарик» (общность проблематики и типа героя). Особое внимание стоит уделить интерпретации финала повести. Ученики знакомятся с одним рассказом, поэтому развязка истории им неизвестна. Можно предложить школьникам домыслить финал, обсудить вопрос: «Почему автор не остановился на описании школьной жизни, а показывает читателю уже взрослую героиню? Как вы думаете, как сложилась ее судьба?». В книге звучит мысль, что детство определяет характер человека, его жизнь в будущем. В финале Ася - 42-летняя женщина, у нее есть семья, дети. Она любит одиночество, не уверена в себе, не доверяет людям. Стоит прочитать финальный рассказ «Доброе утро», где героиня избавляется от чувства мести, ненависти по отношению к воспоминаниям о школе, осознавая, что эти чувства разрушают ее личность.
После обсуждения с учащимися острого, драматически напряженного текста перейдем к юмористическим рассказам и произведениям, где проблемы школьной жизни освещены в ироничном ключе. Предлагаем обратиться к рассказам из сборника А. Жвалевского, Е. Пастер-
<С
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
нак «Типа смотри короче» и к отдельным рассказам из повести Е. Ярцевой «Апельсиновый зонтик» (подзаголовок «Истории, написанные восьмиклассницей»), На примере названных текстов возможно обсуждение следующих проблем: общение в соцсетях (рассказы А. Жвалевского, Е. Пастернак «Есть контакт!», Е. Ярцевой «Мы в контакте»), нечитающая молодежь (рассказ «На войне» А. Жвалевского и Е. Пастернак, рассказ «Мы переезжаем на дачу» Е. Ярцевой). Последний текст обыгрывает тему летнего чтения подростков - списки книг на лето. После знакомства с рассказом школьники разрабатывают мини-проект: альтернативный список для чтения летом и его последующее представление. Вариантом задания может быть написание эссе на одну из тем: «Стоит ли изучать в школе современную литературу - книги, еще не ставшие классикой?», «Мой совет: как сегодня увлечь чтением молодых людей», «Каким бы я сделал учебник по литературе для школы?». Следующие проблемы для обсуждения - язык тинэйдже-ров (рассказ А. Жвалевского, А. Пастернак «Типа смотри короче») и «Легко ли быть современным подростком?». Знакомство и обсуждение рассказов из сборника А. Жвалевского и Е. Пастернак «Радость жизни», «Неудачница», «Назло!», «8 Марта», «Правда» завершат создание психологического портрета современного школьника.
Заключительным занятием элективного курса может стать игровое моделирование - «Создаем сборник современного рассказа на школьную тему». Ученики, работая в творческих группах, отбирают тексты и объясняют свой выбор, обсуждают оформление книги, пишут аннотацию к сборнику и обращение к читателю. Подобная работа может быть выполнена как в форме издательского проекта (электронный или бумажный формат), так и в проективном (то есть воображаемом) виде. Алгоритм выполнения
творческого (издательского) проекта был описан нами ранее [Уминова, 2016].
Другой вариант итогового задания - создание буктрейлера к одному из названных произведений (буктрейлер - небольшой видеоролик о книге). Цель такого видеоролика о книге - привлечь к ее чтению других подростков.
Таким образом, элективный курс «Школьная тема в современной литературе» как своим содержанием (свободный и открытый разговор о проблемах, близких подростку), так и формами работы (дискуссии, анализ ситуаций, проектная деятельность, написание эссе) нацелен на формирование у современного школьника устойчивого интереса к художественной литературе, понимания чтения как творческого процесса, как следствие, осуществление осознанного выбора гуманитарного профиля обучения.
Библиографический список
1. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. 11 класс: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2007. 349 с.
2. Литература. 10-11 классы: сб. программ элективных курсов / сост. Г.М. Вялкова. Волгоград: Учитель, 2006. 135 с.
3. Пранцова Г.В. Элективные курсы по литературе. 10-11 классы: Программы. Тематические планы: метод, рекомендации: хрестоматия. М.: Вербум-М, 2006. 189 с.
4. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2004. 96 с.
5. Уминова Н.В. Возможности проектных технологий обучения литературе в школе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 35-39.
6. Черняк М.А. Актуальная словесность XXI века: Приглашение к диалогу: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2017. 232 с.