Научная статья на тему 'Проблемы подготовки и реализации элективных курсов по истории в профильной школе'

Проблемы подготовки и реализации элективных курсов по истории в профильной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2264
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFILE EDUCATION / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ELECTIVE COURSES / ИСТОРИЯ / HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Функ Р.В.

Статья посвящена проблеме подготовки и реализации элективных курсов по истории в рамках профильного обучения старшеклассников. Актуальность статьи обусловлена необходимостью преподавания данных курсов в старшей школе и недостаточной освещенностью в учебно-методических пособиях рекомендаций для их проведения. В качестве примера автор приводит элективный курс «История представительной власти в России». На основе анализа результатов педагогического эксперимента предложены методические рекомендации для проведения элективных курсов по истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the preparation and implementation of elective courses on History within profile education of pupils. Relevance of the article is caused by need of teaching of these courses for high school and insufficient highlighting in educational and methodical manuals of recommendations for their implementation. As an example, the author gives an elective course The history of the representative branch of power in Russia. Based on the analysis of the results of pedagogical experiment, the author offers guidelines for elective courses in History.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки и реализации элективных курсов по истории в профильной школе»

УДК 37.078 ББК 74-91*67.721

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ИСТОРИИ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

■ Р.В. Функ

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки и реализации элективных курсов по истории в рамках профильного обучения старшеклассников. Актуальность статьи обусловлена необходимостью преподавания данных курсов в старшей школе и недостаточной освещенностью в учебно-методических пособиях рекомендаций для их проведения. В качестве примера автор приводит элективный курс «История представительной власти в России». На основе анализа результатов педагогического эксперимента предложены методические рекомендации для проведения элективных курсов по истории.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, профильное обучение, элективные курсы, история.

Summary. The article is devoted to the preparation and implementation of elective courses on History within profile education of pupils. Relevance of the article is caused by need of teaching of these courses for high school and insufficient highlighting in educational and methodical manuals of recommendations for their implementation. As an example, the author gives an elective course "The history of the representative branch of power in Russia". Based on the analysis of the results of pedagogical experiment, the author offers guidelines for elective courses in History.

Keywords: pedagogical experiment, profile education, elective courses, History.

113

В настоящее время элективные курсы по истории прочно вошли в жизнь школ, реализующих, в соответствии с требованиями ФГОС [1], профильное обучение на старшей ступени общего образования. С каждым годом количество разработанных и опубликованных элективных курсов растет. В основном их созданием занимаются школьные учителя, профессиональные методисты, а также авторы вузовских и

школьных учебников. Несмотря на имеющийся опыт проведения данных курсов, существует ряд проблем, связанных с разработкой и организацией учебного процесса по их изучению.

Необходимо отметить, что трудности в реализации элективных курсов на практике тесно связаны с общими проблемами всей системы профильного обучения. Сегодня к числу таких проблем относятся организаци-

114

онные, методические и кадровые. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, является рассмотрение методических проблем реализации элективных курсов по истории. Они включают в себя следующие аспекты: выбор и обоснование темы элективного курса, определение его целей и задач, отбор оптимальных форм и методов работы приизучении курса и др. Для того чтобы их выявить, в процессе педагогического эксперимента необходимо было решить следующие задачи:

• обобщить научно-теоретический опыт разработки элективных курсов по истории;

• проанализировать опыт проведения элективных курсов по истории в 10-11 классах учителями общеобразовательных школ;

• определить наиболее интересную тематику элективного курса с учетом имеющихся знаний и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;

• выявить причины выбора и степень готовности учащихся старших классов к изучению элективного курса (на примере элективного курса «История представительной власти в России» [2]).

Проблемы реализации элективных курсов по истории в профильном обучении рассматривались в работах П.П. Баранова [3], Л.И. Лариной [4], П.С. Лернера [5]и др. Авторы отмечают важность элективных курсов в изучении истории на базовом и углубленном уровнях, а также предлагают конкретные методические рекомендации по их разработке и проведению. Среди проблем реализации элективных курсов исследователи [6] выделяют следующие: недостаточное качество имеющихся программ элективных курсов;

необходимость определения алгоритма их создания, отбор наиболее актуального для учащихся содержания, а также роли и значения элективных курсов в системе профильного обучения; выявление взаимосвязи элективных курсов-между собой и с другими общеобразовательными предметами инвариантной части учебного плана.

Для решения вышеуказанных задач был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента в общеобразовательных школах № 14, 17, 542, 598, 843 г. Москвы. В процессе эксперимента были проведены беседа и анкетирование 38 учителей истории, а также анкетирование 114 учащихся старших классов. Помимо этого старшеклассникам было предложено выполнить задания входного контроля на трех уровнях познавательной самостоятельности, с целью выявления степени их готовности к изучению разработанного элективного курса «История представительной власти в России».

Результаты беседы показали, что большинство учителей (87%) связывают основные причины имеющихся проблем в преподавании элективных курсов по истории с недостаточным количеством учебно-методических пособий, материалов с необходимыми методическими рекомендациями для их проведения. Помимо этого учителями было отмечено, что школы плохо обеспечены соответствующей научной и методической литературой для разработки элективных курсов. В связи с этим они вынуждены прибегать к использованию либо уже опубликованных в журналах, пособиях элективных курсов, либо за-имствоватьих из сети Интернет.

Далее проводилось анкетирование учителей с целью конкретизации методических проблем, связанных с

реализацией элективных курсов по истории. Среди заданных вопросов были следующие: «Какая тематика элективного курса по истории, на Ваш взгляд, является наиболее интересной?», «Какое учебно-методическое обеспечение считаете необходимым для Вашего элективного курса?», «Использование каких типов и форм занятий, на Ваш взгляд, будет способствовать наиболее эффективному изучению элективного курса?»,«Какие способы оценивания знаний учащихся Вы используете в процессе изучения элективного курса?».

На первый вопрос более половины учителей (62%) ответили, что тематика элективных курсов по истории должна помочь преодолеть недостатки «предметного» профилирования. К числу таких недостатков, по мнению учителей, относится, например, снижение уровня познавательного интереса учащихся к предметам, которые не изучаются углубленно в гуманитарном или социально-экономическом профилях. Это выражается, прежде всего, в изучении непрофильных предметов на крайне низком уровне по сравнению с профильными предметами углубленного уровня. Соответственно, учащиеся не могут получить полноценные общекультурные знания, которые необходимы для гармоничного развития личности школьника. Далее, 74% учителей считают, что при помощи элективных курсов можно осуществить «поддержку» изучения профильного предмета «История» на установленном образовательным стандартом углубленном уровне; 56% учителей полагают, что содержание элективных курсов по истории обязательно должно иметь ценностно-ориентационный компонент. Помимо этого учителями (48%) были предложены темы элективных

курсов по истории, которые содержат значительный развивающий потенциал, способствуют развитию познавательного интереса, общеучебных умений и ключевых компетенций учащихся.

По второму вопросу большинство учителей (63%) отмечают необходимость создания методических пособий и рекомендаций, в которых должны быть отражены особенности методики преподавания элективных курсов по истории. По мнению 24% респондентов, проблему снижения познавательной мотивации учащихся можно преодолеть за счет создания учебных пособий и хрестоматий, содержащих интересные исторические комментарии, яркие примеры и т.д. Около 21% опрошенных учителей считают, что при изучении элективных курсов по истории необходимо современное оснащение школ, включающее средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также методические материалы и наглядные пособия (учебные таблицы, схемы, плакаты, карты, альбомы с иллюстрациями, портреты и др.). Отмечалось, что формирование у учащихся умений самостоятельной работы, создание условий для самообразования требуют привлечения в процесс обучения дополнительных учебных материалов. Поэтому 38% учителей видят решение этой задачи в разработке учебных пособий, тематических справочников и словарей, рабочих тетрадей, дидактических материалов, вопросов и заданий разного уровня сложности.

По третьему вопросу большинство респондентов (67%) отмечают, что выбор той или иной формы учебного занятия напрямую зависит от направленности элективного курса, поставленных целей и педагогического за-

115

116

мысла учителя. В качестве примера учителями предлагаются: лекция, семинар, практикум, конференция, урок-игра и др.

Ответы на четвертый вопрос показали наличие у учителей разнообразных мнений. Это подтверждает необходимость разработки способов оценивания результатов обучения учащихся при изучении элективных курсов по истории. Учителя предлагают такие формы оценивания, как проектная работа (63%), итоговая зачетная работа (17%), рейтинг (26%), портфо-лио (23%); эссе (15%), оценка «зачтено/не зачтено» (8%), традиционная балльная система оценок (6%).

Анкеты для учащихся содержали следующие вопросы: «Необходимы ли элективные курсы по истории в профильной школе? Почему?», «Почему вы выбралидля изучения элективный курс «История представительной власти в России»?», «Как вы думаете, пригодятся ли вам в дальнейшем знания, полученные в процессе изучения данного элективного курса?»

Большинство учащихся (93%) положительно оценивают наличие элективных курсов в системе профильного обучения. По их мнению, данные курсы позволяют разнообразить учебный процесс, расширить кругозор и применить имеющиеся знания по истории при изучении новых тем. Что касается причин выбора элективного курса «История представительной власти в России», то здесь старшеклассники дали следующие ответы: для углубления знаний по истории -36%, для успешной сдачи ЕГЭ - 87%, для профессионального самоопределения - 21%. Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что современный школьник при выборе

элективного курса исходит из практических соображений. В данном случае это, безусловно, подготовка к единому государственному экзамену. Степень профориентационной направленности курса учащегося интересует меньше всего. Таким образом, это значительно снижает первоначальный замысел изучения элективных курсов в профильной школе, которые призваны удовлетворить индивидуальные образовательные потребности старшеклассников, способствовать в выборе направления образования в будущем.

В этой связи особый интерес представляют ответы учащихся на третий вопрос. Старшеклассники (63%) предположили, что полученные знания им пригодятся, если они смогут их применить при сдаче ЕГЭ по истории. Остальная часть респондентов (28%) считает, что изучение элективного курса поможет им расширить кругозор и подготовит к освоению курса истории России в вузе.

Следующим этапом констатирующего эксперимента являлось проведение входного контроля среди учащихся 11-х классов, выбравших для изучения элективный курс «История представительной власти в России». Данный этап позволил выявить уровень знаний учащихся по предложенной теме и, соответственно, сделать вывод о степени их готовности к усвоению содержания курса.

Старшеклассникам была предложена система вопросов и заданий на трех уровнях познавательной самостоятельности [7, с. 210-211]. Первый уровень (воспроизводящий) включал вопросы и задания на определение понятий, основных дат, хронологической последовательности событий и т.д. Вопросы

были следующими: «Что такое вече?»; «В каком году была окончательно ликвидирована Новгородская республика?»; «Дайте определение понятию Земский собор»; «Во время правления какого монарха осуществлялась деятельность Уложенной комиссии?».

Второй уровень (преобразующий) предполагал вопросы и задания, связанные с анализом исторического источника, выявлением главных и дополнительных фактов, а также сопоставление их между собой и с другими известными учащимся данными; аргументацию, обобщение, установление при чин но-следственных связей, формулирование выводов; использование фактов, терминов и понятий для доказательства, установления причинно-следственных связей, раскрытии сущности вопроса («Почему в конце XVII в. происходит «затухание» деятельности Земских соборов?»; «На основе изученного документа расскажите о разгоне Учредительного собрания? Как вы думаете, почему большевикам так легко удалось его распустить?»).

Третий уровень (творческо-поис-ковый) включал вопросы на сравнение, сопоставление, высказывание собственного мнения, оценки, позиции; задания на реконструкцию, составление рассказа и др. Например: «Представьте, что вы оказались в Киеве в начале XII в. и вам довелось участвовать в вечевом сходе. Как вы думаете, какие основные вопросы могли обсуждаться на народном собрании? Какой вопрос для обсуждения могли бы предложить вы? Подготовьте свое выступление, чтобы убедить других участников схода в необходимости рассмотреть и принять решение по вашему вопросу».

Рассмотрим результаты выполненных работ. С вопросами на воспроизводящем уровне справились 34% учащихся, что свидетельствует о низком уровне фактических и теоретических знаний по содержанию элективного курса. Большинство учащихся при выполнении этих заданий допускали ошибки в указании дат, определении последовательности событий. Задания на преобразующем уровне также вызвали затруднения у учащихся. С этим видом заданий справились лишь 27% учащихся. При этом 7% из общего числа учащихся вообще не смогли выполнить данные задания, остальная часть допустила значительные ошибки при объяснении причин, сопоставлении фактов, соответственно, их ответы были неполными. Выполнение вопросов и заданий на творческо-поисковом уровне оказались наиболее сложными для старшеклассников. Поэтому с данным видом заданий справились всего 19% учащихся. Необходимо отметить тот факт, что 16% учащихся даже не приступили к выполнению данного задания. Основное затруднение учащихся при выполнении этих заданий заключается в недостаточном знании исторической эпохи, периода, отдельных фактов и личностей. Анализ ответов учащихся показал, что никто из них не смог справиться полностью с предложенной работой. В среднем старшеклассники выполнили правильно только одну пятую часть предложенных заданий. Полученные данные показывают недостаточный уровень подготовки старшеклассников к изучению элективного курса «История представительной власти в России».

Констатирующий этап педагогического эксперимента позволил выя-

117

118

вить ряд методических проблем подготовки и реализации элективных курсов по истории. Среди таких проблем можно выделить следующие: определение тематики элективного курса,, разработка программы курса, учебно-методическое обеспечение, отбор содержания для элективного курса, въббор форм организации занятий и способов контроля знаний учащихся. Отдельно можно обозначить проблему мотивации въббора и готовности учащихся к освоению содержания элективного курса.

С учетом результатов эксперимента можно предположить, что изучение элективных курсов по истории будет эффективным, если соблюдаются следующие условия:

• учителем проводится анкетирование, организуется самостоятельная работа (на трех уровнях познавательной самостоятельности) учащихся перед изучением элективного курса с целью определения мотивации старшеклассников и уровня их подготовленности;

• тематика и содержание предлагаемого элективного курса интересна и актуальна для учащихся, что позволяет в значительной степени повысить познавательную активность, самостоятельность обучающихся, удовлетворить их образовательные потребности;

• в процессе преподавания элективного курса учителем используют-сяразличные типы и формы учебных занятий, привлекается дополнительная научная, научно-популярная, учебно-методическая литература, различные исторические источники, современные технические средства обучения и т. д.;

• при изучении элективного курса ученикам предлагаются различные познавательные и творческие задания.

Как показывает констатирующий эксперимент, элективные курсы по истории играют важную роль в профильном обучении старшеклассников. Только комплексное решение проблем, связанных с подготовкой и разработкой элективного курса, позволит успешно реализовать их на практике и, соответственно, даст положительные результаты.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации. -М. : Просвещение, 2013.- 63 с.

2. Функ, Р.В. Программа элективного курса «История представительной власти в России» [Текст] / Р.В. Функ // Образование в современной школе. - 2013. - № 12. -С. 24-31.

3. Баранов, П.П. Профильное обучение истории: характер, объекты, содержание внутришкольного контроля [Текст] / П.П. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 3.

- С. 56-61.

4. Ларина, Л.И. Элективные курсы по истории в профильной школе [Текст] / Л.И. Ларина // Преподавание истории и обще-ствознания в школе. - 2008. - № 9. -С. 9-16.

5. Лернер, П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении [Текст] / П. С. Лер-нер // Профильная школа. - 2004. - № 3.

- С. 12-17.

6. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе [Текст] / А.Г. Каспржак. - М. : Новая школа, 2004. - 160 с.

7. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для учителя [Текст] / Л.С. Бахмутова.

- М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.

- 352 с. ■

ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.