Научная статья на тему 'Самостоятельная учебная деятельность в профильной школе на основе комплекса'

Самостоятельная учебная деятельность в профильной школе на основе комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / МУЛЬТИМЕДИА-ПОДХОД / ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / БАЗОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ЭЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воловоденко Анжела Сергеевна

В статье представлена структура комплекса мультимедийных дидактических средств; теоретические основания их проектирования и реализации в профильной школе для самостоятельной учебной деятельности старшеклассников, организованной на занятиях общеобразовательных базовых и профильных учебных предметов, элективных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the multimedia didactic means complex is presented in the paper. The author views the theoretical bases of designing and realisation of these means at profi le school for independent educational activity of senior students organised at lessons of general educational, base and profi le subjects, elective courses.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная учебная деятельность в профильной школе на основе комплекса»

А. С. Воловоденко

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Работа представлена кафедрой социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Ю. П. Дубенский

В статье представлена структура комплекса мультимедийных дидактических средств; теоретические основания их проектирования и реализации в профильной школе для самостоятельной

учебной деятельности старшеклассников, организованной на занятиях общеобразовательных базовых и профильных учебных предметов, элективных курсов.

Ключевые слова: самостоятельная учебная деятельность, дидактические средства, мультимедиа-подход, профильная школа, базовые, профильные, элективные предметы.

A. Volovodenko

INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY AT PROFILE SCHOOL ON THE BASIS OF THE MULTIMEDIA DIDACTIC MEANS COMPLEX

The structure of the multimedia didactic means complex is presented in the paper. The author views the theoretical bases of designing and realisation of these means at profile school for independent educational activity of senior students organised at lessons of general educational, base and profile subjects, elective courses.

Key words: independent educational activity, didactic means, multimedia approach, profile school; base, profile, elective subjects.

Решение задач современного образования определяет необходимость формирования у школьников опыта самостоятельной учебной деятельности как ключевой компетентности [1, с. 8; 4, с. 7-8; 5]. В условиях модернизации школы, становления профильного обучения важно конкретизировать дидактические средства, позволяющие ученикам более эффективно организовать свою учебную деятельность.

По мнению исследователей, новые программные и технические средства обучения создают возможности для самостоятельной учебной деятельности, так как помогают индивидуализировать учебный процесс путем варьирования учебного материала; повысить мотивацию школьников посредством деятельностного характера информационных технологий обучения, применения интерактивных программных средств [2, с. 17; 3, с. 37; 6, с. 34-36].

Однако в процессе реализации Концепции модернизации образования на период до 2010 г., Концепции профильного обучения мы выявили противоречия между: 1) необходимостью развития у школьников ключевых компетентностей, предусматривающих самостоятельную учебную деятельность, и недостаточной эффективностью данной деятельности в практике школы; 2) профилиза-цией школы, предполагающей значительную роль самостоятельной учебной деятельности

в образовательном процессе, и недостаточной разработкой дидактических средств для ее организации в профильной школе; 3) необходимостью включения современных информационных технологий в образовательный процесс профильной школы, широкими возможностями мультимедиа в проектировании самостоятельной учебной деятельности и их эпизодическим применением в практике школы. Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования, которая заключалась в необходимости выявления дидактических средств, позволяющих повысить эффективность самостоятельной учебной деятельности в профильной школе (10-11-е классы).

Мультимедийные дидактические средства являются частным случаем применения комплекса программных средств. Мы разработали комплекс таких дидактических средств в виде трех электронных учебных пособий.

Во-первых, электронное учебное пособие, включающее систему разноуровневых учебных заданий на базовом и профильном уровнях (применяется на общеобразовательных предметах). В их составе два уровня: базовый (с описанием способа действий) и профильный (с несколькими подуровнями). Это позволяет конструировать содержание базового учебного предмета с элементами профильного уровня (для учащихся с высоким уровнем учебных

возможностей, познавательного интереса) и, наоборот, планировать содержание профильного предмета с опорой на базовый уровень, чтобы ученики могли «адаптироваться» к изучению предмета на профильном уровне. Мы выделили дидактические основы проектирования содержания разноуровневых учебных заданий в профильной школе:

1. Составление для учеников непрофильных и профильных классов системы учебных заданий, включающих одновременно базовый и профильный уровни, соответствует индивидуальному подходу в обучении, основанному на индивидуальных учебных возможностях и познавательном интересе школьников. В этом случае зона ближайшего развития для учеников непрофильных классов определяется возможностью перейти к профильному уровню учебных заданий, а для учеников профильных классов - переходом на последующие подуровни внутри профильного уровня.

2. Наличие способа действий (полного и краткого) в составе учебных заданий помогает дифференцировать помощь, предоставляемую ученикам.

3. Наличие учебных заданий, предусматривающих развитие разных групп учебных умений, позволяет организовать учебную деятельность в направлении от репродуктивного уровня к творческому уровню.

4. Объединение учебных заданий в единую систему обеспечивает последовательность и регулярность в процессе формирования опыта самостоятельной учебной деятельности.

5. Применение системы самостоятельных работ органически сочетает изучение нового материала, закрепление сформированных знаний, умений и навыков учащихся, формирование новых способов деятельности.

Во-вторых, электронное учебное пособие, включающее двухуровневую программу элективного курса, предусматривающего последовательное включение старшеклассников в индивидуальную проектировочную деятельность (применяется на занятиях элективных курсов). В составе учебной программы два уровня: лекционно-практический (результат деятельности - серия проведенных практических работ) и уровень проектной

деятельности (результат деятельности - защита выполненного проекта). Преемственность двух уровней определяется переходом учеников от фронтальной деятельности к индивидуальной (самостоятельной). Мы выделяем следующие дидактические основы проектирования содержания двухуровневых учебных программ элективных курсов в профильной школе:

1. Наличие в программе двух уровней обеспечивает индивидуальный подход в выборе формы организации учебной деятельности, исходя из учебных возможностей школьника и его познавательного интереса.

2. Планирование практических работ и проектной деятельности в содержании программы обеспечивает практико-ориентированную направленность учебной деятельности.

3. Использование системного подхода при разработке учебных программ обеспечивает последовательность в развитии умений учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.

4. Требования к организации и результатам деятельности школьников на втором уровне программы определяют необходимость применения проектной технологии в образовательном процессе.

В-третьих, электронное учебное пособие, включающее систему разноуровневых тестов для индивидуального мониторинга (контроля и самоконтроля) образовательных достижений школьников (применяется на общеобразовательных предметах). В составе разноуровневых тестов предлагаем одновременно два уровня: базовый и профильный (с несколькими подуровнями). Разноуровневые контрольные тесты отвечают требованиям мониторинга образовательных достижений школьников следующим образом: 1) наличие вопросов базового и профильного уровней отвечает требованию индивидуального контроля деятельности; 2) включение вопросов разной степени сложности на профильном уровне позволяет изучить успешность ученика в усвоении расширенного и углубленного учебного материала; 3) задания, предусматривающие применение разных групп учебных умений, позволяют определить направление коррекции

умений школьника; 4) наличие вопросов, требующих выбора правильного ответа, краткого и развернутого ответа, позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся; 5) составление ключа правильных ответов отвечает требованию самоанализа учебной деятельности, обеспечивает объективность контроля; 6) проектирование системы тестов отвечает требованию регулярности контроля.

Теоретические аспекты профильного обучения, предусматривающие реализацию в образовательном процессе профильной школы разработанного комплекса дидактических средств, представлены: а) педагогическими исследованиями (по дифференциации образования; организации проектировочной деятельности старшеклассников; реализации задач психолого-педагогического сопровождения в профильной школе); б) требованиями к конструированию содержания учебных предметов профильной школы (проектирование содержания общеобразовательных предметов разного уровня сложности на основе базового и профильного компонентов образовательного стандарта, элективных курсов - на основе создания программ, отвечающих требованиям практико-ориентированной направленности; осуществление контроля над результатами образовательных достижений учеников в рамках всех типов учебных предметов).

В структуру всех электронных учебных пособий мы включили интерактивное меню (т. е. с гиперссылками); страницы учебных заданий

с гиперссылками, гипертекстом, функциональными кнопками «далее» и «назад» (для перехода по страницам пособий в разной последовательности, в разное время). Подобная структура учебных пособий помогает школьникам планировать свой выбор (темы, количества, уровня сложности) текущих учебных заданий, контрольных тестов и др. Таким образом, планируется индивидуальная образовательная траектория (базовый, профильный уровни самостоятельных работ; лекционно-практический, проектировочный уровни элективных курсов; уровни, формы мониторинга). Кроме того, отдельные элементы данного комплекса (тематическое планирование, описание способов действий (если необходимо), общий план темы, основные понятия, критерии оценки и др.) создают дополнительные возможности для организации самостоятельной учебной деятельности школьников.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами доказано, что разработанные мультимедийные дидактические средства являются эффективным комплексом для самостоятельной учебной деятельности старшеклассников в профильной школе, так как способствуют: повышению уровня знаний и учебных умений учащихся; осуществлению их самостоятельной учебной деятельности без помощи учителя (или с минимальной помощью) на выбранном уровне сложности (базовом, профильном); повышению уровня познавательного интереса школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гагарин В. И., Канунников С. Н., Никишина Г. В., Соломатин А. М. Конструирование профильного обучения в современной школе: Учебно-методическое пособие. Омск: ОмГУ, 2003. 99 с.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.

3. КуроваН. Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. М.: Федерация интернет-образования, 2002. 64 с.

4. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т. Г. Новиковой. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. 110 с.

5. Тубельский А. Н. Для чего и как мы учим: школа как система условий для индивидуальности ребенка и способности к самоопределению // Школьные технологии. 2001. № 6. С. 27-38.

6. Удалов С. Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.