Научная статья на тему 'Педагогические условия организации самостоятельной учебной деятельности учащихся профильной школы'

Педагогические условия организации самостоятельной учебной деятельности учащихся профильной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воловоденко Анжела Сергеевна

В ходе исследования выявлен комплекс педагогических условий организации самостоятельной учебной деятельности в профильной школе, предложены критерии и показатели уровня данной деятельности, направления ее реализации в образовательном процессе. Результаты исследования могут быть использованы в практике профильной школы при организации учебных занятий разных типов и в процессе проведения курсовой подготовки учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воловоденко Анжела Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical conditions of independent curriculum organization profile school activity

In the course of studies has been revealed the complex of the pedagogical conditions of organizations independent scholastic activity in the Profile school and has been offered criteria and factors of the given activity level, directions of its implementation in educational process. The results of the study can be used in practical profile school at organizations of different types scholastic lessons and in the process of teachers' training.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации самостоятельной учебной деятельности учащихся профильной школы»

УДК 373 1 А. С. ВОЛОВОДЕНКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ_____________________________

В ходе исследования выявлен комплекс педагогических условий организации самостоятельной учебной деятельности в профильной школе, предложены критерии и показатели уровня данной деятельности, направления ее реализации в образовательном процессе. Результаты исследования могут быть использованы в практике профильной школы при организации учебных занятий разных типов и в процессе проведения курсовой подготовки учителей.

Ученику, оканчивающему школу, необходимо овладеть знаниями и умениями, универсальными способами деятельности, ключевыми компетентностями, позволяющими успешно осуществить свой профессиональный выбор и продолжить образование в выбранной сфере деятельности.

Федеральными стандартами старшей школы предусмотрено формирование у учащихся ключевых компетентностей. Развитие учебно-познавательной компетентности предполагает организацию в образовательном процессе самостоятельной учебной деятельности [1, 2].

Под самостоятельной учебной деятельностью (по А. В. Хуторскому) понимают готовность ученика к целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности [2].

Исследователи выделяют недостатки, встречающиеся при организации самостоятельной учебной деятельности в практике школы.

Например, П. И. Пидкасистый указывает, что отсутствует система в организации самостоятельных работ, уровень заданий, предлагаемых ученику, часто не соответствует его учебным возможностям [3].

А. П. Аношкин отмечает, что сложность для педагогов составляет выявление критериев оценки факта самостоятельности при организации учебной деятельности [4]. Отсутствие таких критериев затрудняет определение уровня организации данной деятельности.

Организация самостоятельной учебной деятельности актуальна на этапе профилизации школы. Реализация целей профильного обучения ориентирована на различные достижения школьника, в том числе на развитие самостоятельности, умения осуществлять самоорганизацию [1]. Однако в настоящее время отсутствуют методические рекомендации по организации самостоятельной учебной деятельности в рамках учебных предметов, предусмотренных моделью профильной школы (базовые, профильные учебные предметы, элективные курсы) с опорой на теоретические аспекты профильного обучения.

На основе анализа литературы по педагогике и психологии мы выделили противоречия между:

1) необходимостью развития у школьников учебнопознавательной ключевой компетентности, предусматривающей осуществление самостоятельной учеб-

ной деятельности в образовательном процессе и трудностями ее организации в практике школы;

2) профилизацией школы, предполагающей возрастающую роль самостоятельной учебной деятельности в обучении, и отсутствием методических рекомендаций по ее организации на учебных занятиях профильной школы.

Обозначенная актуальность, необходимость решения выделенных противоречий определили проблему нашего исследования: создание в образовательном процессе профильной школы педагогических условий для оптимальной организации учениками самостоятельной учебной деятельности.

Для изучения проблемы организации самостоятельной учебной деятельности в педагогической науке был проведен анализ понятийного аппарата, критериев исследуемой деятельности, педагогических условий ее организации.

Мы установили, что в педагогике встречается подмена понятий «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа». На наш взгляд, определение, предложенное П. И. Пидкасистым, позволяет разграничить данные понятия: «самостоятельная работа выступает в процессе обучения в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся» [5].

Определив место самостоятельной учебной деятельности среди педагогических категорий, отражающих виды деятельности в образовании, и, изучив фактор отношений, возникающий в процессе данной деятельности, мы уточнили содержание изучаемого понятия. Самостоятельная учебная деятельность — это подсистема образовательной деятельности, представляющая такую форму организации учебной деятельности, при которой ученик, являясь субъектом отношений, осуществляет ее планирование, организацию, контроль и анализ полученных результатов, а учитель — координатор данной деятельности.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу (Г. С. Абрамова, А. П. Аношкин, Х. Дуглас, Т. П. Иванова, В. С. Кучменко, А. К. Маркова, Л. М. Фридман, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.), мы выделили группу критериев, позволяющих оценить уровень самостоятельной учебной деятельности: уровень усвоения знаний и сформированных учебных

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

умений и навыков учеников; мера помощи, предоставляемая ученику в процессе самостоятельной учебной деятельности; уровень познавательного интереса учащихся.

Обобщение информации о степени разработанности проблемы организации самостоятельной учебной деятельности в педагогике, позволило нам предложить педагогические условия, необходимые для осуществления данной деятельности в профильной школе:

1) реализация в образовательном процессе системы разноуровневых самостоятельных работ, включающих одновременно базовый и профильный уровни, что позволит организовать самостоятельную учебную деятельность учащимся с разными учебными возможностями в рамках индивидуального образовательного маршрута;

2) реализация в образовательном процессе системы двухуровневых учебных программ элективных курсов, предусматривающих формирование опыта самостоятельной учебной деятельности путем последовательного включения старшеклассников в индивидуальную проектировочную деятельность;

3) применение в образовательном процессе системы средств индивидуального мониторинга образовательных достижений учащихся, направленных на оценку и коррекцию индивидуального маршрута ученика.

Обоснование реализации в образовательном процессе вышепредложенного комплекса педагогических условий мы проводили с опорой на теоретические аспекты профильного обучения, которые были представлены двумя позициями. Во-первых, педагогическими исследованиями, предусматривающими осуществление дифференциации, организацию проектировочной деятельности старшеклассников, реализацию задач психолого-педагогического сопровождения в профильной школе. Во-вторых, анализом модели профильной школы, которая предполагает проектирование содержания общеобразовательных предметов разного уровня сложности на основе базового и профильного компонента образовательного стандарта; проектирование содержания элективных курсов на основе создания учебных программ, отвечающих требованиям практико-ориентированной направленности учебного процесса; осуществление контроля над результатами образовательных достижений учеников в рамках всех типов учебных предметов профильной школы [2, 6, 7].

Проведенный обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил перейти к проектированию экспериментальной работы.

Мы выделили два направления реализации заявленного комплекса педагогических условий (на примере занятий по биологии в старшей школе):

1. Организация занятий общеобразовательных базовых и (или) профильных учебных предметов на основе применения разработанной системы разноуровневых учебных заданий и разноуровневых контрольных тестов.

Предлагаем фрагмент разработанной системы разноуровневых учебных заданий по общей биологии [8].

Тема: «Химическая организация клетки»

Задание базового уровня

Цель: изучить строение, свойства и функции АТФ

Способ действия:

— Проанализировав строение АТФ, объясните полное название этого вещества: аденозинтрифос-форная кислота.

— Укажите особенность соединения фосфатных групп в молекуле АТФ.

— Объясните механизм синтеза и распада АТФ. На каких этапах жизнедеятельности клетки происходит запас и расход энергии?

— Сравните состав веществ: АМФ, АДФ, АТФ. Выделите их отличительные особенности.

— Изучив механизм синтеза и распада АТФ, объясните ее функции.

Задания профильного уровня

*АТФ содержится в каждой клетке. Чем это можно объяснить?

Способ действия:

— Вспомните, в чем заключается универсальность функций АТФ?

— Приведите примеры, подтверждающие этот ответ.

** Как соотносятся по строению вещества: АМФ и РНК?

Способ действия:

— Вспомните строение всех возможных нуклеотидов в составе РНК.

— Соотнесите строение нуклеотида АМФ с одним из возможных нуклеотидов РНК.

***Синтез АТФ происходит в основном в митохондриях и хлоропластах. Объясните почему?

Состав предложенных учебных заданий определен двумя уровнями: базовым и профильным. Базовый уровень учебного задания соответствует базовой части федерального компонента государственного стандарта общего образования. Уровень является обязательным для изучения всеми учащимися, здесь предложен подробный план, отражающий возможную последовательность действий ученика. Профильный уровень учебного задания соответствует профильной части федерального компонента государственного стандарта общего образования. На этом уровне можно выделить подуровни, отличающиеся по степени сложности задания. Чтобы выполнить задание первого подуровня, необходимо обратиться к уже усвоенной базовой информации. Задание второго подуровня направлено на актуализацию знаний и умений школьников по предыдущим темам курса. На обоих подуровнях указан краткий способ действий. Задание третьего подуровня творческого характера и, соответственно, способа действий не содержит.

На учебных занятиях рекомендуем применять также разноуровневые тестовые задания для осуществления промежуточного и итогового контроля в учебной деятельности (состав тестовых заданий аналогичен составу разработанной системы разноуровневых учебных заданий) [8].

2. Организация занятий элективных курсов на основе применения разработанной системы двухуровневых учебных программ, предусматривающих реализацию проектной технологии, и соответствующих им критериев оценки результатов курсов.

Представляем фрагмент разработанной двухуровневой программы элективного курса (табл. 1).

В структуре учебной программы выделено два уровня: лекционно-практический курс и проектная деятельность. Оценка учебной деятельности школьников осуществляется в ходе защиты практических работ (первый уровень) и проекта (второй уровень).

В ходе констатирующего этапа эксперимента исследовано состояние проблемы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся в практике профильной школы и выяснено, что 20 % учащихся (всегда) и 60 % (в основном) умеют организовать самостоятельную учебную деятельность; учите-

■ Хи ми чсї: кий сосгш № п и щаны х проду кгоп. Пи іц ниа н цан і-шзсп. балко п, ж и роп, углдалдпп. ■ Ми наралпн иа паїцастпа: ма к рз- ими крозламанти. \Л екц ая) 2 ч

■ ГІрапила пропадания н оформлання практической работы. |,1 і”кг.;іш} ■ Зна чан иа милгратап и н итритап, оп рцдалзн иа ы итритап а і їм щапы х гі рздукта х. (ГТрс кит 'teas с а рсб отс) 2 ч 2 ч

■ Ссста а и с пайстпа углапедазп. Ка частпан на н роа кци я па об на ружан иа углашздоп. Обmружан иа крахмала № продуктах питания. ■ С се мни и спайстпа ли пи доц. Качостпан і-нн раакция їй абна ружан иа ли пидоп. (ГТрскіж чесх я с рс богшме) 4 ч

■ Ссхгтнп и с пайстпа безлкоп. Качастпан пан роакцин на об на ружан иа балко а. ■ Изучай иа с пойстп чая ка к ;пр и р -д id го и иди катара. | Прсктт ческа ерс бонъы) 4 ч

■ Саста план иа рака мин да ций по рациональному птниию. | Семписр) 2 ч

■ Изучай иа хи м и чяг ксит сспта іьа пи щ auи х проду к. мои и пи іц опой цоп нсегти а pra н и чаг ки х и ми пара лини х пещеетп. 2 ч

■ Изучай иа принци пни организации исслаАрпания. ■ Фор мули ро пка цоли: и: зада ч исслощзпа н ин . ■ Анализ мотоди к, ыезоб ходи м ы х для п рз подан и я ка чезстпан 11 ы х роа кци й на органичогкиа ішщасгтшз, содержа щ и оси п пищапих продуктах. ■ Пла н и рз шз н ш исслодо па ми я, илу чан иа кр итор ига am оцан ки. Вч

■ Прападегн иа иссладазшз пин по пи бра в 1-е й *шма. ■ Оцан ка тлу чан:н:ы:х раэулитатап, сфор млан иа пи подо п. 5 ч

■ П р аде таила н иа раз улита то и работи. |С емаа ар) 2 ч

ля отмечают трудности в процессе организации самостоятельной деятельности учащихся на учебных занятиях базового и профильного уровня, элективных курсов.

На основе выше выделенных критериев самостоятельной учебной деятельности были проведены диагностики среди учащихся:

Критерий 1. Уровень усвоения знаний и сформированных учебных умений и навыков учащихся (определяли коэффициент полноты усвоения знаний по методике А.В. Усовой [9]; коэффициент уровня владения интеллектуальными и исследовательскими, организационными умениями на основе анкетирования).

Критерий 2. Мера помощи, предоставляемая ученику в процессе самостоятельной учебной деятельности (определяли коэффициент усвоения знаний путем анализа заданий, выполненных учеником самостоятельно, с периодической или постоянной помощью на разном уровне сложности).

Критерий 3. Уровень сформированного познавательного интереса учащихся (определяли среднее арифметическое баллов по вопросам анкеты и сравнивали этот результат со стандартом по методике

В. С. Юркевича [10]).

В ходе формирующего этапа эксперимента реализация заявленных педагогических условий осуществлялась путем, их варьирования в выделенных четырех экспериментальных классах следующим образом:

Класс 1 (контрольный класс, в учебном процессе не создавались педагогические условия организации самостоятельной учебной деятельности).

Класс 2 (эпизодическое применение разноуровневых учебных заданий и разноуровневых контроль-

ных тестов без их объединения в систему, применение проектной технологии имеет случайный характер).

Класс 3 (регулярное применение системы разноуровневых учебных заданий и разноуровневых контрольных тестов, применение проектной технологии имеет случайный характер).

Класс 4 (регулярное применение системы разноуровневых учебных заданий, разноуровневых контрольных тестов, а также системы двухуровневых учебных программ элективных курсов, предусматривающих применение проектной технологии).

Результаты психолого-педагогической диагностики мы фиксировали в индивидуальных диагностических картах учеников, анализ которых позволил выделить уровни организации самостоятельной учебной деятельности в профильной школе с учетом всех рассмотренных критериев и их показателей [11]. Основным критерием является мера помощи, предоставляемая ученику в процессе выполнения разноуровневых самостоятельных работ:

Уровень 1. Ученик организует учебную деятельность на базовом уровне сложности, как правило, с постоянной помощью учителя.

Уровень 2. Ученик организует учебную деятельность на базовом уровне сложности с периодической помощью учителя.

Уровень 3. Ученик организует учебную деятельность на базовом уровне сложности в основном самостоятельно.

Уровень 4. Ученик организует учебную деятельность на базовом уровне сложности с периодической помощью учителя или самостоятельно и на профильном уровне сложности с периодической помощью учителя.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008

Уровень 5. Ученик организует учебную деятельность на базовом и профильном уровне сложности самостоятельно.

Результаты в экспериментальных классах выглядят следующим образом:

Класс 1 (контрольный). Число школьников на первом уровне уменьшается на 10 %, на втором уровне — не изменяется. При этом увеличивается процент учащихся на третьем, четвертом и пятом уровне на 2, 4, 4 % соответственно.

Класс 2. Уменьшается число учащихся на первом уровне на 15 %. На последующих четырех уровнях число учащихся увеличивается соответственно на 3, 4, 3 и 5 %. То есть процентные показатели незначительно отличаются от контрольного класса.

Класс 3. Уменьшается число учеников на первом уровне на 24%. Увеличивается процент учащихся на втором и третьем уровне на 2% и 1%, на четвертом и пятом уровне данные показатели возрастают уже на 7 и 14%.

Класс 4. Процент учащихся уменьшается на первом уровне на 29 %, увеличивается на 1 % на втором и третьем уровне, на 10 % — на четвертом уровне, на 17 % — на пятом уровне.

В ходе эксперимента постепенно уменьшается число учеников на первом уровне, остается прежним или незначительно увеличивается — на втором и третьем уровне, сильно возрастает — на четвертом и пятом уровне.

Таким образом, результаты эксперимента доказали, что реализуемый в образовательном процессе комплекс педагогических условий для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся профильной школы является эффективным, так как способствует повышению уровня знаний, учебных умений и навыков, познавательного интереса учащихся и организации ими учебной деятельности без помощи учителя (или с минимальной помощью).

В заключение отметим научную новизну нашего ис-следования:

1) выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия организации самостоятельной учебной деятельности учащихся профильной школы;

2) разработаны структура и содержание разноуровневых самостоятельных работ (учебных заданий), двухуровневых учебных программ элективных курсов, разноуровневых контрольных тестов на основе применения системного подхода в обучении, которые направлены на формирование опыта самостоятельной учебной деятельности школьников в условиях профильного обучения;

3) определены направления реализации педагогических условий организации самостоятельной учебной деятельности учеников на основе анализа модели

общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени;

4) выявлены критерии и показатели самостоятельной учебной деятельности учащихся, позволяющие определить уровень ее организации в образовательном процессе профильной школы.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы, в практике профильной школы при организации занятий базовых, профильных учебных предметов, элективных курсов, а также в процессе проведения курсов повышения квалификации для учителей профильной школы.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. — 2002. — № 6. — С. 10-41.

2. Рягин, С.Н. Управление введением профильного обучения в образовательное пространство школы. — Омск : ООИПКРО, 2004. — 209 с.

3. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей; под редакцией П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.

4. Аношкин, А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. — Омск: издательство ОмГПУ, 1997. — 140 с.

5. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М. : Педагогика, 1980. — 240 с.

6. Гагарин, В.И., Канунников, С.Н., Никишина, Г.В., Соломатин, А.М. Конструирование профильного обучения в современной школе: учебно-метод. пособие. — Омск: ОмГУ, 2003. — 99 с.

7. Худин, А.Н., Белова, С.Н. Организация профильного обучения в школе // Завуч. — 2006. — № 6. — С. 116—124.

8. Воловоденко, А.С. Разноуровневые задания как средство развития общеучебных умений и навыков. 10 класс: метод. рекомендации к урокам общей биологии. Ч.1. — Омск: ООИПКРО, 2004. — 40 с.

9. Усова, А.В., Бобров, А.А. Формирование у учащихся учебных умений. —М. : Знание, 1987. — 79 с.

10. Фридман, Л.М. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. - М. : Просвещение, 1988. — 207 с.

11. Воловоденко, А.С. Формирование опыта самостоятельной учебной деятельности в условиях профильного обучения // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы: науч.-метод. сб. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. — № 2. — С. 46 — 50.

ВОЛОВОДЕНКО Анжела Сергеевна, учитель МОУ «Лицей № 166», соискатель кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Статья поступила в редакцию 20.11.07 г.

© А. С. Воловоденко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.