А. С. Воловоденко
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Работа представлена кафедрой социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Ю. П. Дубенский
В статье обобщены причины недостаточной эффективности самостоятельной учебной деятельности в практике школы; представлена система дидактических средств для ее оптимальной организации в профильной школе. Проектирование комплекса дидактических средств осуществляется с использованием информационных технологий обучения.
Ключевые слова: самостоятельная учебная деятельность, мультимедийные дидактические средства, электронные пособия, профильная школа.
A. Volovodenko
DESIGNING OF THE CONTENT OF MULTIMEDIA DIDACTIC MEANS
FOR INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY OF SENIOR STUDENTS
AT PROFILE SCHOOL
The reasons for insufficient efficiency of independent educational activity in school practice are generalised in the paper. The system of didactic means for its optimum organisation at profile school is presented. Designing of a complex of didactic means is carried out using the information technologies of training.
Key words: independent educational activity, multimedia didactic means, electronic manuals, profile school.
Обновление структуры и содержания общего образования предусматривает переход к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение предполагает существенное увеличение роли самостоятельной учебной деятельности с учетом возрастных особенностей старшеклассников [3].
Между тем исследователи выделяют трудности, встречающиеся при организации данной деятельности в практике школы. Во-первых, для успеха самостоятельной учебной деятельности нужно, чтобы ученики были подготовлены к ее выполнению, т. е. необходим определенный запас знаний, учебных умений [5, с. 80]. Во-вторых, развитие умений школьников самостоятельно организовывать учебную деятельность должно достигаться путем постоянного уменьшения непосредственно-
го руководства деятельностью учащихся со стороны учителя [1, с. 18]. В-третьих, для осуществления самоорганизации учебной деятельности ученику необходимо руководствоваться ценными мотивами [6, с. 68]. В-четвертых, учителю важно выявлять не только успешность выполнения заданий, но и определять уровень их сложности, переход с одного уровня на другой [2, с. 8]. В-пятых, отсутствие системы в подборе самостоятельных работ приводит к тому, что они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме [4, с. 361].
Вышесказанное определило необходимость разработки мультимедийных дидактических средств (частный случай применения информационных технологий обучения) для повышения эффективности самостоятельной учебной деятельности. Проектирование содержа-
ПЕДАГОГИКА
ния дидактических средств мы осуществляли с опорой на теоретические аспекты профильного обучения [3]. Разработанные дидактические средства мы рассматриваем как систему, выделяя взаимосвязанные элементы в их составе.
Средство 1. Система разноуровневых учебных заданий, включающих одновременно базовый и профильный уровни. Применение этого средства позволит на базовых предметах учитывать зону ближайшего развития ребенка, познавательный интерес, а на профильных предметах способствовать переходу с базового уровня на профильный уровень заданий.
Если представить такую систему заданий в виде электронного учебного пособия, то можно предложить следующую структуру. Разработанное нами пособие начинается со слайда «меню». Здесь расположено пять функциональных кнопок с указателями для дальнейшего обращения к соответствующим слайдам: «пояснительная записка» (описание структуры заданий); «цели темы» (перечень знаний и умений); «общий план темы» (основные понятия и условные обозначения); «учебная литература» (основные и дополнительные литературные источники), «содержание».
Основную часть времени ученики работают с интерактивным «содержанием». Здесь представлен спектр вопросов по конкретной теме; осуществить их выбор можно, используя кнопки с соответствующими названиями темы. В рамках каждой темы ученик с помощью указателей «базовыйуровень» и «профильный уровень» определяет свой образовательный маршрут. Мы включили гиперссылку (переход к фрагменту файла) «помощник» в задания базового уровня (подробное описание действий) и в задания первых двух подуровней профильного уровня (краткое описание действий). Текст учебного задания (гипертекст) содержит функциональную кнопку «рисунок»: компьютер предлагает рисунок, схему или другую форму изображения изучаемого понятия.
Средство 2. Двухуровневые учебные программы элективных курсов, предусматриваю-
щие последовательное включение старшеклассников в индивидуальную проектировочную деятельность. Такая программа позволит ученикам самостоятельно осваивать этапы проектной деятельности.
Структура электронного учебного пособия в этом случае может быть следующей. Интерактивное «меню» содержит информацию о структуре курса, его назначении, списке необходимой литературы, уровнях программы.
В случае выбора первого уровня программы ученики обращаются к слайду «первый уровень». Здесь находятся кнопки: «тематический план», «лекции», «практические работы», «вопросы для самоконтроля». Основную часть времени ученики работают в лек-ционно-практическом разделе. Текст «лекции» является гипертекстом, что позволяет получать информацию о разных понятиях темы в любое время. Страница «практические работы» содержит гиперссылку «выбор опыта»; далее ученики обращаются к слайдам «проводим опыт», «заполни таблицу» и т. д. Ученики могут использовать кнопку «помощник» (на экране появятся схемы для опытов). В случае выбора второго уровня программы ученики обращаются к слайду «второй уровень». Здесь находятся кнопки: «тематический план», «этапы и содержание деятельности», «критерии оценки содержания проекта», «критерии оценки защиты проекта». Страница «этапы и содержание деятельности» содержит гиперссылки для перехода на определенный этап проектной деятельности, который отражает содержание деятельности учителя и ученика.
Средство 3. Система разноуровневых тестов для индивидуального мониторинга (контроля и самоконтроля) образовательных достижений учащихся.
Мы разработали электронное учебное пособие с системой тестов, которые содержат вопросы базового и профильного уровней. Обращение школьников к странице «содержание» позволяет определить тему для мониторинга; оценить структуру тестов (составляющие части, подуровни), их количество, а также выбрать тест необходимого уровня. Вопросы ба-
Проектирование содержания мультимедийных дидактических средств для самостоятельной учебной деятельности
зового уровня представлены в двух частях: первая часть — выбор одного правильного ответа, вторая часть — нужно дописать одно правильное слово. На каждом слайде пособия представлено по одному вопросу. Во второй части вопросов базового уровня находится кнопка «помощник» (компьютер предлагает три варианта ответа). Вопросы профильного уровня представлены на трех подуровнях. Первый и второй подуровни — выбор правильного ответа. Здесь кнопка «помощник» расположена на слайдах второго подуровня заданий (компьютер оставляет два возможных ответа, исключая два неверных ответа). Третий подуровень составляют задания творческого характера.
При работе с данным учебным пособием школьники имеют возможность осуществлять самоконтроль. Гиперссылка «проверь себя»» помогает проверить результаты учебной деятельности (на всех уровнях, кроме творческих заданий, так как они не предполагают однозначного ответа).
Кнопки перехода «далее»» и «назад»» помогают самостоятельно обращаться к страницам всех учебных пособий в разной последовательности.
Применение данного комплекса дидактических средств на базе общеобразовательных школ позволило отметить положительную ди-
намику диагностируемых показателей у учеников экспериментальных классов. Поэтому мы предлагаем методические рекомендации по организации самостоятельной учебной деятельности в профильной школе (на основе информационных технологий обучения): а) проведение первичной диагностики уровня знаний, учебных умений, познавательного интереса школьников с целью проектирования их индивидуального образовательного маршрута; б) реализация на занятиях базовых и (или) профильных предметов системы разноуровневых учебных заданий (электронные пособия); в) реализация на занятиях элективных курсов системы двухуровневых учебных программ (электронные пособия); г) оказание помощи школьникам в процессе их учебной деятельности: рекомендации учителя (в отношении выбора уровня самостоятельных работ, их объема, учебного времени и др.), коррекция промежуточных результатов; д) осуществление мониторинга индивидуальных образовательных достижений школьников с помощью системы разноуровневых контрольных тестов (электронные пособия), критериев оценки проектной деятельности; е) проведение текущих психолого-педагогических диагностик для определения направления коррекции индивидуального образовательного маршрута ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кулев А. В. Самоанализ урока // Биология в школе. 1999. № 1. С. 46—48.
2. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учащихся. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
3. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6. С. 10-41.
4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пид-касистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. 608 с.
5. Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
6. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 205 с.