Научная статья на тему 'Проектирование содержания дидактических средств для самостоятельной учебной деятельности старшеклассников в профильной школе'

Проектирование содержания дидактических средств для самостоятельной учебной деятельности старшеклассников в профильной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SELF-STUDY / DIDACTIC MEANS / SPECIALIZED SCHOOL / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воловоденко А.С.

В статье обобщены причины недостаточной эффективности самостоятельной учебной деятельности в практике школы; представлена система дидактических средств для ее оптимальной организации в профильной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING CONTENT OF DIDACTIC MEANS FOR SELF-STUDY OF SENIOR STUDENTS AT A SPECIALIZED SCHOOL

The author summarizes the reasons of low efficiency of self-study within school education, as well as presents a system of didactic means for its optimum organization at a specialized school.

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания дидактических средств для самостоятельной учебной деятельности старшеклассников в профильной школе»

#

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

DESIGNING CONTENT OF DIDACTIC MEANS FOR SELF-STUDY OF SENIOR STUDENTS AT A SPECIALIZED SCHOOL

А. С. Воловоденко

В статье обобщены причины недостаточной эффективности самостоятельной учебной деятельности в практике школы; представлена система дидактических средств для ее оптимальной организации в профильной школе.

Ключевые слова: самостоятельная учебная деятельность; дидактические средства; профильная школа.

A. S. Volovodenko

The author summarizes the reasons of low efficiency of self-study within school education, as well as presents a system of didactic means for its optimum organization at a specialized school.

Keywords: self-study, didactic means, specialized school.

Обновление структуры и содержания общего образования предусматривает переход к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение предполагает существенное увеличение роли самостоятельной учебной деятельности с учетом возрастных особенностей старшеклассников, усиление мотивации познавательной деятельности [1].

Между тем, при организации данной деятельности педагоги нередко испытывают трудности. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выделили несколько причин, определяющих недостаточную эффективность самостоятельной учебной деятельности.

Во-первых, низкий уровень знаний, умений и навыков учащихся. По мнению исследователей, для успеха самостоятельной учебной деятельности важно, чтобы ученики были подготовлены к ее выполнению, то есть нужен определенный запас знаний, общеучебных умений [2]. Во-вторых, постоянный контроль за деятельностью ученика со стороны учителя. Развитие умений школьников самостоятельно организовывать учебную деятельность должно достигаться путем постепенного уменьшения непосредственного руководства со стороны учителя [3]. В-третьих, низкий уровень мотивации ученика. Для того чтобы осуществлять самоорганизацию, саморегуляцию учебной деятельности, ученику необходимо руководствоваться ценными мотивами [4]. В-четвертых, отсутствие разноуровневых учебных заданий в содержании школьной учебной литературы. Ученые отмечают, что учителю важно не только выявлять успешность выполнения заданий, но и определять уровень их сложности, а также переход с одного уровня на другой [5]. В-пятых, отсутствие системы самостоятельных работ в проектируемом образовательном процессе. Отсутствие системы в подборе самостоятельных работ означает, что, как правило, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме [6].

Выявление этих причин недостаточной эффективности самостоятельной учебной деятельности школьников

56

определило необходимость предложить дидактические средства для повышения ее эффективности. Выбор дидактических средств и проектирование их содержания мы осуществляли в соответствии с изменениями, происходящими в образовательном процессе в настоящее время, в частности, с опорой на теоретические аспекты профильного обучении [7; 8].

Средство 1. Система разноуровневых учебных заданий, включающих одновременно базовый и профильный уровни.

Реализация в образовательном процессе разноуровневых учебных заданий соответствует внутренней дифференциации как основанию профильного обучения. Включение в состав заданий одновременно базового и профильного уровней позволит конструировать индивидуальный образовательный маршрут старшеклассников: в рамках базовых предметов - учитывать зону ближайшего развития ребенка, познавательный интерес, а на профильных предметах - способствовать постепенному переходу с базового на профильный уровень заданий.

Рекомендуем составлять описание способа действий (краткого или полного) для заданий базового уровня, так как он является обязательным для освоения всеми учащимися. С одной стороны, это будет ориентиром для ученика в отношении тех групп учебных умений, которые необходимо применить для достижения учебной цели. С другой стороны, это поможет учителю определить, какие учебные умения школьника развиты недостаточно.

Предлагаем выделять блоки учебных заданий, направленные на актуализацию вопросов по предыдущим темам, обобщение вопросов по новому учебному материалу, развитие творческих умений школьников. Таким образом будет осуществляться переход от простого к сложному.

Средство 2. Двухуровневые учебные программы элективных курсов, предусматривающие последовательное включение старшеклассников в индивидуальную проектировочную деятельность.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Профильное обучение предполагает организацию проектировочной деятельности старшеклассников. Изучение теоретических основ проектирования элективных курсов, опыт профессиональной педагогической деятельности позволяют выделить группу требований к организации элективных курсов, предусматривающих возможность осуществления проектной деятельности школьников: вариативное содержание элективных курсов и их избыточность (выбор предмета исследования, значимого для учащихся); значительный запас учебного времени для создания проекта (по сравнению с учебным планом, реализуемым на уроках); небольшие группы учащихся; практико-ориентированная направленность курсов.

На наш взгляд, на занятиях элективных курсов оптимально использование учебных программ, в составе которых выделены два уровня: лекционно-практический и уровень индивидуальной (самостоятельной) проектной деятельности. Это позволит учащимся постепенно развивать практические умения, поэтапно осваивать проектную деятельность, осуществляя переход с одного уровня программы на другой.

Средство 3. Система разноуровневых тестов для индивидуального мониторинга (контроля и самоконтроля) образовательных достижений учащихся.

Профильное обучение предполагает реализацию задач психолого-педагогического сопровождения. Мониторинг образовательных достижений школьника, обучающегося в профильном классе, - одна из важных задач педагогической составляющей его сопровождения.

К требованиям мониторинга образовательных достижений учащихся можно отнести: индивидуальный характер контроля; систематичность; дифференцированный подход; повышение функций самоконтроля; изучение особенностей усвоения повышенного уровня содержания образования в условиях профилизации и др. [9]. То есть требования к проведению мониторинга учащихся предусматривают индивидуализацию контроля (и самоконтроля). Следует отметить, что в рамках базовых и профильных общеобразовательных предметов важно проводить мониторинг с опорой на общеобразовательные стандарты необходимого уровня, а также учитывая индивидуальные особенности школьников. В рамках элективных курсов контроль осуществляется с опорой на индивидуальный планируемый результат (проект, конструкт, модель и др.).

Одним из средств контроля, которое учитывает основные психолого-педагогические принципы обучения, является педагогическое тестирование. Поэтому предлагаем применять для контроля систему тестов (с вопросами базового и профильного уровней одновременно). Задания в тестах должны быть подобраны таким образом, чтобы можно было проверить основные уровни усвоения обучаемыми знаний:

1) знание основных понятий и определений;

2) понимание и умение применять полученные знания при решении типовых задач;

3) умение анализировать различные ситуации, находить решения нестандартных задач;

4) умение обобщать изученный материал, устанавливать связи с ранее изученными темами [10].

В заключение выделим особенности предлагаемых дидактических средств, составляющие основу личностно ориентированного подхода в образовании [7]:

1) проектирование содержания разноуровневых учебных заданий, программ средств контроля (то есть конструирование образовательного процесса в соответствии с уровнем образовательных достижений и познавательного интереса школьников);

2) создание для ученика ситуаций выбора (уровня, количества, формы организации и др.) в предлагаемой системе учебных заданий, программ, средств контроля (то есть создание основы для субъект-субъектных отношений в учебной деятельности);

3) включение в содержание дидактических средств заданий творческого характера, практических работ, элементов проектной деятельности (то есть развитие творческой самостоятельности школьников).

Применение разработанного комплекса дидактических средств в экспериментальном исследовании способствовало постепенному формированию у учащихся навыков самостоятельной учебной деятельности за счет развития учебных умений, познавательного интереса, уменьшения меры помощи со стороны учителя.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - 2002. - № 6.

2. Аношкин А. П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.

3. Кулев А. В. Самоанализ урока // Биология в школе. - 1999. - № 1.

4. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.

5. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

6. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

7. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университетское, 1990.

8. Профильное обучение // Вестник образования: Тематич. вып. - 1999. - № 4.

9. Гагарин В. И., Канунников С. Н, Никишина Г. В., Соломатин А. М. Конструирование профильного обучения в современной школе: Учеб.-метод. пособие. - Омск: ОмГУ, 2003.

10. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.