Библиографический список
1. АндрееваГ.М. Социальная психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 416 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kpip.kbsu.ru/ps/ glava12.html#litra (дата обращения: 16.02.2011).
2. Методическое руководство по разработке электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.uapa.ru/fileadmin/DO/Metod_ruk_po_ razrab_EUMK... (дата обращения: 16.05.2011).
3. Первезенцева Э.А. Классификация практических заданий для электронного образовательного ресурса на основе регулятивного подхода // Сборник тезисов Международной конференции «Информационные технологии в образовании». - М., 2010. -
Ч. II. - С. 257-261.
4. ПодчалимоваГ.Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образо-
вания руководителей школ: теория и практика. - М.: Изд-во МИГУ; Курск: Изд-во КГПУ, 2001. - 503 с.
5. Стандарт электронного учебно-методического комплекса. Термины и определения. Требования и система оценки качества. СМК 4.2.3.10.2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.tsogu.ru/media/files/200 9/06_ 10/ standart_reliz31.pdf (дата обращения 16.05.2011).
6. Тищенко В.А. Классификация коммуникативных умений студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/Tishchenko_VA/ (дата обращения: 16.02.2011).
7. ШаровА.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 2000.
УДК 159.923:316.6
С
Гавронова Юлия Дмитриевна
Смоленский государственный университет [email protected]
ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ
В статье исследуются ценности культуры, их взаимосвязь с такими видами профессиональной мотивации, как внутренняя, внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивация. Установлена взаимосвязь ценностей культуры с профессиональной мотивацией и выявлено, что степень выраженности профессиональной мотивации зависит от значения переменных «ценности культуры».
Ключевые слова: ценности культуры, внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация, внешняя отрицательная мотивация, корреляции.
Взаимосвязь ценностей культуры и профессиональной мотивации студентов представляет интерес в связи с тем, что современные студенты родились и выросли в период резких изменений в мотивационно-ценностной системе общества. С ценностями тесно взаимосвязаны профессиональные и личностные мотивы: ценности - нравственные императивы поведения и основаны на объективном признании обществом определенного типа поведения как непререкаемой нормы, а в основе мотивов лежит субъективная оценка поведения [6, с. 220-221]. Отсюда следует, что изучение ценностей культуры и их соотнесения с профессиональной мотивацией позволит конкретизировать представление о структуре внутренних и внешних мотивов студентов, лучше разобраться в психологических проблемах, с которыми сталкивается современный молодой человек и осуществить адекватное психологическое сопровождение учебной и профессиональной деятельности.
Цель исследования: определить характер взаимосвязи ценностей культуры с профессиональной мотивацией студентов.
Гипотеза исследования: ценности, отражающие интересы индивида, более значимы для студентов
по сравнению с ценностями, отражающими интересы группы, и положительно связаны с внутренней и внешней положительной мотивацией профессиональной деятельности.
Процедура исследования. Участники заполняли опросник, в который входил набор методик, позволяющих оценить социокультурные и личностные характеристики респондентов, а также их профессиональную мотивацию. В опросник вошли следующие методики:
1. Опросник ценностей Шварца для выявления ценностных ориентаций культуры [4, с. 377-380]. Респонденту предлагалось с помощью семибалльной шкалы оценить важность каждой из 57 ценностей: 0 -данная ценность совершенно не важна, т.е. не является основополагающим принципом жизни; 3 - данная ценность важна; 6 - данная ценность очень важна. Чем выше балл, тем выше значение данной ценности как основополагающего принципа жизни. -1 означает, что данная ценность противоречит основополагающим принципам жизни. 7 - данная ценность важнейшая и является основополагающим принципом жизни; обычно таких ценностей не более двух.
2. Методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации
© Гавронова Ю.Д., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
101
А. Реана для определения соотношения внешних и внутренних мотивов профессиональной деятельности студентов [1, с. 280-283]. Данная методика измеряет семь видов мотивов: удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации (внутренняя мотивация), денежный заработок, стремление к продвижению по работе, потребность в достижении социального престижа и уважения (внешняя положительная мотивация), стремление избежать критики, возможных наказаний и неприятностей (внешняя отрицательная мотивация). Оценка производилась с помощью пятибалльной шкалы. Чем больше сумма баллов, тем предпочтительнее данный мотив. Результаты по данной методике могут свидетельствовать, насколько личность мотивирована содержанием учебной деятельности.
Выборка. В исследовании приняли участие 300 студентов Смоленского государственного университета. Возраст испытуемых от 17 до 23 лет (средний возраст 18,6 лет), из них 73 мужчины и 227 женщин.
Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Проанализируем иерархическую структуру ценностей студентов на культурном уровне, полученную с помощью методики С. Шварца и представленную в таблице.
Как видно из данных таблицы, наибольшие баллы получили ценности индивидуалистической направленности Равноправие (4,93) и Мастерство (4,66), служащие личностному росту и развитию (по Шварцу, это: Мастерство, Автономия и Равноправие). Ценности Интеллектуальная автономия и Аффективная автономия получают также высокие значения (4,60 и 4,51). Наряду с ценностями индивидуалистического полюса высокое значение (4,62) принимает и такая ценность коллективистского полюса, как Принадлежность (Консерватизм), занимающая третье место в иерархической структуре ценностей.
Известно, что ценности Консерватизма и Равноправия на культурном уровне служат групповой гармонии. Ценности Равноправия составляют основу демократии [4, с. 70]. Кроме того, исходя из предпочтений студентов ценностей Консерватизма и Равноправия, можно полагать, что их идеалом является
Таблица
Средние показатели блоков ценностей культурного уровня по методике Шварца
Блок ценностей Значение
1. Равноправие 4,93
2. Мастерство 4,66
3. Принадлежность 4,62
4. Интеллектуальная автономия 4,60
5. Аффективная автономия 4,51
6. Г армония 4,27
7. Иерархия 3,70
стабильность и определенность. Помимо этого, предпочтение ценностей Мастерства и Автономии на культурном уровне свидетельствует о стремлении к независимости и активности [5, с. 68].
Наименьший балл и наименьшую значимость для студентов приобрели ценности Гармонии (4,27) и Иерархии (3,69). Аналогичные результаты были получены также в исследовании Л.Г Почебут [3, с. 121]. Отвержение ценностей Гармонии и Иерархии означает, что для современных молодых людей характерна переориентация с природной культуры на техногенную и неприятие иерархического порядка в обществе [3, с. 121].
Сравнение иерархии ценностей студентов, принявших участие в нашем исследовании и исследованиях Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко [4, с. 233], выявило определенные различия: показатели ценностей блока коллективистского полюса (Принадлежность, Иерархия, Гармония) у смоленских студентов выше, а показатели другого полюса, отражающего ценности индивида (Интеллектуальная автономия, Аффективная автономия, Мастерство), - ниже. Исключение составила ценность Равноправие (признание морального равенства и забота о благе других), абсолютные показатели которой у смоленских студентов оказались несколько выше (4,93) по сравнению со студентами, исследованными Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко (4,69). Более того, эта ценность для смоленских студентов оказалась самой значимой, тогда как в структуре ценностей студентов
Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко ценность Равноправие стоит на третьем месте. Как отмечают исследователи, в последние годы у студентов наблюдается значимый рост ценностей Равноправия [4, с. 69], что нашло свое подтверждение в нашем исследовании.
Опираясь на устоявшиеся культурные ценности, человек наполняет их субъективным содержанием и формирует систему основополагающих мотивов, которые служат ему руководством в жизни. В ходе обработки данных исследования были получены средние показатели выраженности трех видов мотивации профессиональной деятельности: внутренняя мотивация (ВМ), внешняя положительная мотивация (ВПМ), внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Согласно эмпирическим данным, показатель выраженности внутренней мотивации достигает самый высокий балл (среднее значение равно 4,39), далее идет внешняя положительная мотивация (4,06), и самый низкий балл у внешней отрицательной мотивации (3,38). Высокая степень выраженности внутренней мотивации означает, что для студентов имеют значение обучение в вузе и будущая профессиональная деятельность сами по себе. Стремление реализовать свои способности выступает для студента как психологическая потребность. Руководствуясь внутренней мотивацией, студент занимается профессиональной деятельностью
102
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
с удовольствием без внешнего давления [2, с. 69]. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты, боязнь осуждения и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы - это денежное вознаграждение, карьерный рост, одобрение со стороны коллег и профессионального коллектива, престиж, т.е. это стимулы, ради которых приложить усилия человек считает выгодным и необходимым. Отрицательные внешние мотивы - определенная система наказаний, штрафов, критика, осуждение.
В соответствии с методикой мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. Считается, что оптимальными мотивационными комплексами являются следующие два типа сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.
Согласно эмпирическим данным, мотивационный комплекс у студентов имеет вид: ВМ(4,39)>ВПМ(4,06)>В0М(3,38) и относится к оптимальному сочетанию указанных видов мотивации. При этом стоит обратить внимание, что мотивационный комплекс внутренней мотивации не слишком превосходит мотивационный комплекс внешней положительной мотивации. Это небольшое превосходство говорит о том, что для студентов обучение в вузе является не просто самоцелью, но и средством для достижения определенных личных выгод: получение высшего образования, карьера, уважение со стороны других. Эти два комплекса сильно превосходят комплекс внешней отрицательной мотивации, что свидетельствует о согласованности ВМ и ВПМ.
У половины участников исследования (151 человек или 50,3%) наблюдаются 2 самых оптимальных комплекса: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ. Внутренняя мотивация доминирует над внешней у 188 человек (62,7%). Это говорит о том, что активность студентов мотивирована содержанием самой профессиональной деятельности и профессионального обучения. Они осознают свои мотивы и эмоции и на основе этого осознания принимают решения. Иными словами, большинство студентов вовлекаются в профессиональное обучение и профессиональную деятельность не ради получения каких-либо внешних наград, а ради нее самой.
Перейдем теперь к рассмотрению результатов корреляционного анализа. В ходе исследования были выявлены значимые корреляции ценностей культуры с профессиональной мотивацией. Положительные корреляции отмечены между ценностями Ма-
стерство, Аффективная автономия и внешней положительной мотивацией (к=0,39, р<0,01) (к=0,28, р<0,01). Наличие взаимосвязи говорит о том, что чем выше в иерархии ценностей студентов стоят такие ценности, как Аффективная автономия и Мастерство, тем чаще их профессиональное поведение будет обусловлено внешней положительной мотивацией. Данную взаимосвязь можно проинтерпретировать следующим образом: руководствуясь внешней положительной мотивацией, человек стремится получить материальное вознаграждение, сделать карьеру, добиться признания в профессиональном коллективе. Ценности амбиции, успеха, дерзости, компетентности, активного самоутверждения, которые предполагает Мастерство [4, с. 49], только способствуют этому. В основе Аффективной автономии лежит самостоятельность. Самостоятельность является внутриличностным регулятором, который помогает осознать значимость профессионального образования и сформировать к нему положительное эмоциональное отношение [7, с. 14].
Кроме того, с внешней положительной мотивацией отрицательно коррелируют Интеллектуальная автономия (к=-0,12, р<0,03) и Иерархия (к=-0,19, р<0,01). Следовательно, чем в большей степени профессиональное поведение обусловлено внешней положительной мотивацией, тем ниже уровень Иерархии и Интеллектуальной автономии. Интеллектуальная автономия включает в себя широту взглядов, любознательность, творчество [4, с. 48]. Когда человек руководствуется внешней положительной мотивацией, то на первом плане у него не любознательность и творчество, а внешние стимулы: зарплата, престиж и т.п. Ценности Иерархии, которая предполагает социальную власть, авторитетность и подчинение, также расходятся с внешней положительной мотивацией, которая направлена на совсем другое: уважение и одобрение. Иными словами, если человек ищет уважения и одобрения в профессиональном коллективе, то он не будет стремиться к подчинению окружающих и власти над ними.
С внутренней мотивацией позитивно коррелирует ценность Равноправие (к=0,11, р<0,05). Наличие взаимосвязи говорит о том, что чем выше в иерархии ценностей студентов стоит такая ценность как Равноправие, тем чаще их профессиональное поведение будет обусловлено внутренней мотивацией. Иными словами, ценности равенства, социальной справедливости, ответственности, помощи и честности тесно связаны с развитием внутренней мотивации.
С внешней отрицательной мотивацией позитивно коррелируют ценности Интеллектуальная автономия (к=0,17, р<0,01) и Иерархия (к=0,19, р<0,01). Наличие взаимосвязи говорит о том, что чем выше в иерархии ценностей студентов стоят такие ценности, как Интеллектуальная автономия и Иерархия,
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
103
тем чаще их профессиональное поведение будет обусловлено внешней отрицательной мотивацией. Если личность руководствуется внешней отрицательной мотивацией, то она старается избежать наказаний, штрафов, критики, осуждений и т.д. Видимо, чем больше широта взглядов и выше уровень креативности, тем легче это удается. А при неравномерном распределении власти и подчинении, что предполагает Иерархия, чаще возникает необходимость в избегании наказаний, штрафов и т.д.
Выводы:
1. Наиболее важным результатом нашего исследования стало подтверждение гипотезы. В ходе анализа ценностей на культурном уровне вершину ценностной структуры студентов занимают Равноправие и Мастерство - ценности индивидуалистической направленности, способствующие личностному росту и развитию. Наименее значимыми в иерархии ценностей студентов оказались ценности коллективистской направленности Г армония и Иерархия, ценности предсказуемости и психологического комфорта.
2. Ценности студентов взаимосвязаны с их профессиональной мотивацией. Ориентация на ценности Равноправия (ценности демократии) приводит к актуализации внутренней мотивации, что проявляется в стремлении к профессиональному развитию и совершенствованию профессионального мастер-
ства. Ориентация на поддержку ценностей Мастерства и Аффективной автономии положительно связана с внешней положительной мотивацией, т.е. развитие данных ценностей стимулирует стремление к карьере, социальному престижу и уважению со стороны других.
Библиографический список
1. БордовскаяН.В., РеанА.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.
2. Замфир К. Удовлетворённость трудом. Мнение Социолога. - М.: Политическая литература, 1983. - 142 с.
3. Крылов А.А. Психология. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - 495 с.
4. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Культура как фактор общественного прогресса. - М.: ЗАО «Юс-тицинформ», 2009. - 408 с.
5. Лебедева Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России // Психология: Журнал Высшей школы экономики - 2008. - .№2 - С. 68-88.
6. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2002. - 298 с.
7. Романова Т.В. Развитие самостоятельности как ценностной ориентации старшеклассников на образовательную деятельность: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2011. - 24 с.
УДК 378:159.947.5
Репин Сергей Арсеньевич
доктор педагогических наук, профессор Челябинский государственный университет
Лежнева Мария Сергеевна
Челябинский государственный университет, Троицкий филиал
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью подготовки специалистов в области информационных технологий, обладающих способностью к продуктивному взаимодействию с представителями других профессий и недостаточной разработанностью этой проблемы к теории и практике высшей школы. Представленная работа посвящена важнейшей составляющей проблемы — развитию мотивационной готовности специалистов к межпрофессиональному взаимодействию.
Ключевые слова: профессиональное взаимодействие, мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию, информационные технологии, подготовка специалистов в области информационных технологий.
Проблема подготовки бакалавров (магистров) к межпрофессиональному взаимо-. действию в полной мере нашло свое отражение в образовательных стандартах нового поколения, по направлениям «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Прикладная математика» и др., связанными с информационными технологиями (ИТ-специальности). При этом, по мнению многих ученых и практиков [6],
проблема во многом определяется отсутствием у ИТ-специалистов мотивационной готовности к осуществлению этого процесса. Исходя из этого, мы предлагаем один из вариантов педагогического содействия развитию мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих специалистов в области информационных технологий в процессе изучения психолого-педагоги-ческих и профессиональных дисциплин.
104
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Репин С.А., Лежнева М.С., 2012