Научная статья на тему 'Взаимосвязь ценностей культуры и профессионального образа-Я русских и немецких студентов'

Взаимосвязь ценностей культуры и профессионального образа-Я русских и немецких студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ-Я / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / CULTURAL VALUES / PROFESSIONAL SELF-CONCEPT / EMOTIONAL-EVALUATIVE AND BEHAVIOURAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гавронова Юлия Дмитриевна

В статье рассмотрены ценности культуры, их взаимосвязь с эмоционально-оценочной и поведенческой составляющими профессионального образа-Я. Установлена взаимосвязь ценностей культуры с профессиональным образом-Я и выявлено, что степень выраженности составляющих профессионального образа-Я зависит от значения переменных «ценности культуры».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article cultural values, their interrelation with emotional-evaluative and behavioral components of professional self-concept are discussed. Correlations between cultural values and professional self-concept are presented. It has been revealed that components of professional self-concept depend upon variables of "cultural values”.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь ценностей культуры и профессионального образа-Я русских и немецких студентов»

Ю. Д. Гавронова

Взаимосвязь ценностей культуры и профессионального образа-Я русских и немецких студентов

В статье рассмотрены ценности культуры, их взаимосвязь с эмоционально-оценочной и поведенческой составляющими профессионального образа-Я. Установлена взаимосвязь ценностей культуры с профессиональным образом-Я и выявлено, что степень выраженности составляющих профессионального образа-Я зависит от значения переменных «ценности культуры».

In the article cultural values, their interrelation with emotional-evaluative and behavioral components of professional self-concept are discussed. Correlations between cultural values and professional self-concept are presented. It has been revealed that components of professional self-concept depend upon variables of "cultural values”.

Ключевые слова: ценности культуры, профессиональный образ-Я, эмоционально-оценочная и поведенческая составляющие.

Key words: cultural values, professional self-concept, emotional-evaluative and behavioural components.

Изучение взаимосвязи ценностей культуры и профессионального образа-Я студентов представляет интерес в связи с ростом культурных взаимодействий, расширением рынка профессиональных услуг и возросшей интернациональной мобильностью, активным процессом трансформации стереотипных этнических образов. Молодежь России все больше ориентируется на экономически и технически высокоразвитые европейские страны, стремится уехать на учебу и на работу за рубеж. Германия - одна из стран с большой концентрацией русского населения. Незнание национальных особенностей поведения в профессиональной сфере и ценностей культуры нередко является причиной конфликта культур и возникновения культурного барьера. В связи с недостаточной изученностью взаимосвязи ценностей культуры и профессионального образа-Я возникают сложности в прогнозировании направления трансформации профессионального образа-Я под влиянием ценностей культуры и поиска новых путей и средств, повышающих эффективность профессиональной деятельности. Таким образом, проблема взаимосвязи ценностей культуры и профессионального образа Я требует дополнительного изучения.

© Гавронова Ю. Д., 2012

В теоретическом плане результаты исследования взаимосвязи ценностей культуры и профессионального образа-Я русских и немецких студентов внесут вклад в теорию личности и профессиональной идентичности. Данные исследования также позволят объяснить определенные тенденции профессионального поведения в рамках этнической психологии и разработать программу целенаправленного изменения представлений о ценностях культуры и профессиональном образе-Я в процессе вовлечения представителей русского и немецкого этноса в совместную профессиональную деятельность. В практическом плане это проблема учета и коррекции социально-психологических и культурных факторов профессиональной среды при анализе ценностно-смысловых характеристик субъектов профессиональной деятельности в культурах разного типа.

Теоретическо-методологической основой работы послужили отечественные и зарубежные теории профессиональной идентичности (С.Т. Джанерьян, Э.Ф. Зеер, Н.Л. Иванова, Н.Н. Лупенко, Л.М. Митина, М.А. Реныш, Ф.К. Свободный, Л.Б. Шнейдер, Ji Y. Hong, Andreas Schneider, Julie Apker и др.), теория универсального содержания и структуры ценностей Ш. Шварца и У. Билски.

Основой эмпирического исследования стали следующие теоретические положения отечественной и зарубежной психологии о структуре профессионального образа-Я. Профессиональный образ-Я - это осознание и оценка себя как представителя определенной профессии [2; 10]. Профессиональные образы Я включают в себя когнитивную (профессиональные знания и убеждения), эмоционально-оценочную (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным знаниям и убеждениям, к самому себе как профессионалу) и поведенческую составляющие (тенденции поведения) [1; 5; 7; 8; 9; 10]. Культура формирует наш образ «Я». Культура и ее ценности косвенно обусловливают когнитивную (мысли), эмоционально-оценочную (чувства) и поведенческую (модели поведения) составляющие образа-Я [6, c. 76].

Цель исследования: определить универсальный и культурноспецифический характер взаимосвязи ценностей культуры с профессиональным образом-Я русских и немецких студентов.

Гипотеза исследования: существуют как общие, так и специфические особенности взаимосвязи между ценностями культуры и составляющими профессионального образа-Я русских и немецких студентов.

Эмпирическая база исследования: данные социально-

психологического опроса 600 респондентов; из них 300 русских студентов Смоленского государственного университета и 300 немецких

студентов из разных вузов Германии: Бремен, Бамберг, Лейпциг, Дрезден (см. табл. 1). Русские студенты заполняли опросник на русском языке, немецкие - на немецком.

Таблица 1

Распределение участников исследования по возрасту, полу, этнической принадлежности

Группа Количество респондентов Возраст Пол

Русские 300 Me = 18,6, min - 17, max - 23 Муж. - 73

Жен. - 227

Немцы 300 Me = 20,8, min - 17, max - 28 Муж. - 76

Жен. - 224

Метод исследования - социально-психологический опрос с помощью:

1) опросника Ш. Шварца для изучения ценностей на групповом уровне [3, с. 377-380]. Респонденту предлагалось с помощью семибалльной шкалы оценить важность каждой из 57 ценностей, исходя из уровня их значимости лично для него: -1 - данная ценность противоречит основополагающим принципам жизни, 0 - данная ценность совершенно не важна, т. е. не является основополагающим принципом жизни; 3 - данная ценность важна; 6 - данная ценность очень важна, 7 - данная ценность является важнейшим, основополагающим принципом жизни; обычно таких ценностей не более двух. Далее высчитывалось среднее по семи блокам ценностей: интеллектуальная автономия, аффективная автономия, принадлежность, равенство, иерархия, гармония, мастерство.

2) методика «Личностный дифференциал» (ЛД) в адаптации

Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда для изучения образа-Я [2, с. 183-191]. Испытуемые оценивают свои представления по семибалльным шкалам ЛД в трех таблицах «Я - профессионал сейчас» (Я-реальное), «Профессионал, каким бы я хотел быть» (Я-возможное) и «Профессионал, каким я могу стать» (Я-идеальное). В качестве инструмента шкалирования используются биполярные (двухполюсные) шкалы, где 3 - яркая выраженность некоторого качества, 2 - средняя выраженность, 1 - слабая, 0 - его отсутствие. В биполярных шкалах представлена 21 личностная черта, характеризующая полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: оценка (эмоционально-оценочная

составляющая), сила и активность (поведенческая составляющая).

Обработка и анализ результатов эмпирического исследования осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 19 с использованием множественного регрессионного анализа (метод Stepwise), применялись такие статистические методы, как критерий

Колмогорова-Смирнова для сравнения различий ценностей культуры и профессионального образа-Я русской и немецкой выборки.

Результаты эмпирического исследования, их интерпретация и обсуждение.

Проанализируем иерархические структуры ценностей студентов на групповом уровне, полученные с помощью методики С. Шварца (табл. 2.).

Таблица 2

Структура ценностей русских и немецких студентов на групповом уровне

Ценности Группа

Русские Немцы

Интеллектуальная автономия 4,6 4,71

Аффективная автономия 4,51*** 3,95***

Принадлежность 4,62*** 3,71***

Равенство 4,93*** 5,28***

Иерархия 3,69*** 2,56***

Гармония 4,28* 4,05*

Мастерство 4,65*** 4,15***

Примечание * Различия значимы на уровне p< 0,05.

** Различия значимы на уровне p< 0,01. *** Различия значимы на уровне p< 0,001.

По всем ценностям группового уровня, кроме интеллектуальной автономии, существуют значимые различия.

Полученные данные показывают, что у русских студентов получены более низкие значения, чем у немецких студентов, по блоку ценностей «равенство», что свидетельствует о том, что русские испытывают большее недоверие к институтам, защищающим права граждан перед законом, видят меньше возможности в достижении социальной справедливости и ответственности через законы, общее согласие и демократические механизмы. У русских студентов обнаружены более высокие значения ценностей «аффективная автономия», «принадлежность», «иерархия», «гармония» и «мастерство». Более высокие значения блока ценностей «иерархия» у русских студентов служат также подтверждением того, что современные студенты России готовы к социальному неравенству, т.е. неравному распределению власти, ролей и ресурсов [4, с. 72]. Значимо более высокие показатели русских студентов по блоку ценностей «принадлежность» говорят о том, что они придают большее значение социальным отношениям и групповому членству [11, с. 24]. В то же время значимо более высокое предпочтение русскими студентами блоков ценностей «иерархия» и «принадлежность» (включенность, консерватизм) свидетельствует о стремлении русских студентов к стабильности и защищенности. Помимо этого, значимые отличия

79

ценностей «мастерства» и «автономии» свидетельствуют о том, что русские студенты делают больший акцент на независимости и активности [4, с. 68]. Значимо более высокие значения блока ценностей «гармония» говорят о том, что русские студенты более склонны принимать мир таким, какой он есть, чем изменять его. Аналогичные результаты были получены Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко относительно того, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. русские студенты обогнали западноевропейских сверстников по ценностям «мастерство», «иерархия» и уступают по ценностям «равенство»; но наши выводы не согласуются с ними в том, что у наших студентов ниже средние показатели по ценностям «аффективной автономии», чем у студентов стран Западной Европы. Однако при этом данные исследователи обращают внимание на то, что при сравнении выборки российских учителей и студентов, у студентов наблюдалась тенденция роста значимости ценностей «мастерства», «иерархии», «интеллектуальной» и «аффективной автономии», что нашло свое подтверждение в нашем исследовании [3, с. 67].

Таким образом, у немецких респондентов преобладают ценности демократии («равенство»), а у русских - ценности, поддерживающие групповую гармонию и сплоченность («принадлежность» и «гармония»), социальное неравенство («иерархия»), ценности удовольствия («аффективная автономия») и ценности амбиций и успеха («мастерство»).

Опираясь на устоявшиеся культурные ценности, человек наполняет их субъективным содержанием, осознает самого себя: свои способности, возможности, потребности; свою ролевую и статусную принадлежность, свои психологические (интеллектуальные, эмоциональные и волевые характеристики) и формирует профессиональный образ-Я.

В табл. 3 представлены средние оценки студентов профилей «Я - профессионал сейчас» (Я-реальное), «Профессионал, каким я могу стать» (Я-возможное)» и «Профессионал, каким бы я хотел быть» (Я-идеальное) по факторам «оценка» (самоуважение), «сила» (волевые качества), «активность» (экстравертированность). «Я-реальное» - это актуальные представления студента о том, какой профессионал он на самом деле, осознание своих возможностей в настоящее время. «Я-возможное» - это представления студента о себе, о своих возможностях и о перспективах своего профессионального развития. «Я-идеальное (профессиональное)» - это представления студента об эталоне личности профессионала, о позитивных желаемых, но отсутствующих в данный момент качествах.

Таблица 3

Образ-Я по факторам «оценка», «сила», «активность»

Образ «Я» Оценка Сила Активность

Русские Немцы Русские Немцы Русские Немцы

Я - профессионал сейчас 1,78 1,95 1,03*** 0,89*** 1,01 1,02

Профессионал -каким я могу стать 2 27*** 1,87*** 1,61*** 1,33*** 1,30 1,19

Профессионал -каким бы я хотел быть 2,53*** 2 41 *** 1 74*** 1,56*** 1,31** 1,39**

Примечание * Различия значимы на уровне р< 0,05.

** Различия значимы на уровне р< 0,01. *** Различия значимы на уровне р< 0,001.

На основе анализа можно сделать вывод, что все средние значения профилей по всем факторам позитивные. Средние значения «Я - профессионал сейчас», «Профессионал, каким я могу стать» и «Профессионал, каким бы я хотел быть» увеличиваются у русских студентов по всем параметрам: «оценка», «сила», «активность», а у немецких студентов по параметрам «сила» и «активность».

Следует обратить также внимание, что в обеих выборках получены самые высокие показатели по фактору «оценка», что характеризует высокий уровень самоуважения себя как личности. Сходные данные о более высоких показателях по фактору «оценка» получены также в исследовании Л.Б. Шнейдер, проведенном в 19981999 гг., на выборке студентов Московского авиационного института, Московского института стали и сплавов, курсантов Балтийского военно-морского института и студентов-психологов Московского педагогического государственного университета [10, с. 274]. Однако у русских по профилям «Я-возможное» и «Я-идеальное» средние показатели значимо выше, что подтверждает большую критичность немцев по отношению к себе и более высокие амбиции русских.

По фактору «сила» у русских студентов показатели значимо выше по трем профилям. Возможно, это связано с тем, что у русских студентов меньший срок обучения и срок профессионального самоопределения, им приходится более остро переживать кризисы профессионального становления личности, которые приводят к усилению волевых компонентов.

По фактору «активность» профиля «Я-идеальное» средний показатель немецкой выборки достоверно выше. Вероятно, это связано с тем, что требования к профессионалу в Германии выше и немецкие студенты идеального профессионала представляют более деятельностным.

Таким образом, выявлено, что для русских и немецких студентов характерны свои специфические особенности образа-Я профессионала, которые обусловлены различным уровнем выраженности его компонентов.

Проанализируем взаимосвязь ценностей культуры с профессиональным образом Я русских и немецких студентов. В таблицах 4 и 5 приводятся результаты регрессионного анализа, показывающие взаимосвязь образа Я со структурой ценностей группового уровня. В качестве независимых переменных в регрессионной модели выступают ценности группового уровня, в качестве зависимых - компоненты профессионального образа Я.

Таблица 4

Результаты множественного регрессионного анализа эмпирических данных ценностей группового уровня и факторов профессионального образа-Я (русские)

Независимые переменные

Зависимые переменные Аффективная автономия в Принадлежность в Равенство В Иерархия в о в вст о са ест а №2

Оценка «Я-реальное» 21 *** .045 14

Сила «Я-реальное» -.19** 41 *** .11 19

Активность «Я-реальное» 24*** .06 19

Оценка «Я-возможное» .16** .025 7

Сила «Я-возможное» -.14* -.13* .32** .055 6

Активность «Я-возможное» .18** .03 10

Оценка «Я-идеальное» 22*** .048 15

Активность «Я-идеальное» .13* .02 5

2

Примечание. Р - значение критерия Фишера. №2 - квадрат коэффициента множественной корреляции. Достоверность различий на уровне: *** р< 0,001; ** р< 0,01; * р< 0,05.

Таблица 5

Результаты множественного регрессионного анализа эмпирических данных ценностей группового уровня и факторов профессионального образа-Я (немцы)

Независимые переменные

а Ь §3* 0 о ^ § еа н н Аффективная автономия в Принадлежность в Равенство В Иерархия в о в вст о °а ест а №2

Зависимые переменные Оценка «Я-реальное» .17** 27*** 22*** .16 19

Сила «Я-реальное» .14* 21 *** .08 13

Активность «Я-реальное» .12* 21 *** .05 8

Оценка «Я-возможное» .13* .13* .02 4

Сила «Я-возможное» .15** .02 6

Активность «Я-возможное» .15* .13* .03 5

Оценка «Я-идеальное» 2д*** -.11* .1 16

Сила «Я-идеальное» 21 *** .05 13

Активность «Я-идеальное» 27*** -.17** .07 10

2

Примечание Р - значение критерия Фишера. №2 - квадрат коэффициента множественной корреляции. Достоверность различий на уровне: *** р< 0,001; ** р< 0,01; * р< 0,05.

Сравнительный анализ результатов множественного регрессионного анализа эмпирических данных у русских и немцев выявил, что общим для этих групп является наличие положительных связей блока ценностей «принадлежность» с фактором «оценка» образа «Я-реальное». Положительная связь блока ценностей «принадлежность» с фактором «оценка» образа «Я-реальное» свидетельствует о том, что уровень самоуважения личности тесно связан с социальными отношениями и идентификацией с группой, т. е. групповая оценка оказывает влияние на личную.

83

Как у русских, так и у немецких студентов обнаружена положительная связь блока ценностей «равенство» с фактором «оценка» образа «Я-идеальное» и образа «Я-возможное». Помимо этого, у немецких студентов обнаружена положительная связь блока ценностей «равенство» с фактором «оценка» образа «Я-реальное». Полученные результаты говорят о том, что развитию уровня самоуважения студентов способствует ориентация на ценности «равенство» (признание морального равенства всех людей). Только у немецких студентов это в идеальном, возможном и в настоящем, а у русских - в идеальном и возможном.

В дополнение к этому, у немецких студентов обнаружены отрицательные связи блока ценностей «иерархия» с фактором «оценка» образа «Я-реальное» и образа «Я-идеальное». Можно предположить, что в немецком обществе ценности блока «иерархия», основанные на соподчиненной системе ролевых предписаний, не содействуют повышению самооценки.

Ценности блока «мастерство» положительно связаны с фактором «сила» образа «Я-реальное» и фактором «сила» образа «Я-возможное» у русских и немецких студентов. Отсюда следует, что ценности активного самоутверждения способствуют развитию волевых качеств. В дополнение к этому, у немецких студентов обнаружена положительная связь блока ценностей «мастерство» с фактором «сила» образа «Я-идеальное». Это означает, что русские и немецкие студенты хотят уверенности в своих силах, ориентации на ценности успеха и компетентности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо этого, у немецких студентов обнаружена положительная взаимосвязь блока ценностей «интеллектуальная автономия» и фактора «сила» образа «Я-реальное». Это означает, что немецкие студенты сознательно относятся к развитию волевых усилий.

Что касается русских студентов, то у них обнаружена отрицательная взаимосвязь блока ценностей «принадлежность» и фактора «сила» образа «Я-реальное» и фактора «сила» образа «Я-возможное». Отрицательная взаимосвязь может объясняться тем, что уверенность в себе, независимость, склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях не сочетаются с идентификацией с группой и стремлением к групповым целям.

Кроме того, у русских студентов обнаружена отрицательная взаимосвязь блока ценностей «иерархия» и фактора «сила» образа «Я-возможное». Данный факт наводит на мысль, что ценности социальной власти, авторитетности и подчинения не способствуют развитию уверенности в себе и независимости.

У русских и немецких студентов ценности блока «аффективная автономия» положительно связаны с фактором «активность» образа «Я-идеальное». Таким образом, ценности удовольствия и раз-

нообразия жизни связаны с высокой степенью экстравертированно-сти. Более того у немецких студентов выявлена положительная связь ценностей «аффективная автономия» и «активность» «Я-реальное» и «Я-возможное». Возможно, ценности самостоятельности и независимости развивают их общие представления о своих возможностях.

Помимо этого, у русских студентов ценности блока «мастерство» положительно связаны с фактором «активность» образа «Я-реальное» и фактором «активность» образа «Я-возможное». Можно предположить, что ценности активного самоутверждения и успеха усиливают экстравертированность русских студентов.

У немецких студентов данным стимулятором являются ценности блока «равенство», которые предполагают социальную справедливость, ответственность, честность. Ценности «равенства» положительно связаны с фактором «активность» образа «Я-реальное» и образа «Я-возможное».

Но ценности блока «иерархия» у немецких студентов отрицательно связаны с фактором «активность» образа «Я-идеальное». Можно предположить, что в представлениях немецких студентов активность идеального профессионала не должна быть направлена на подчинение окружающих и достижение социальной власти.

Выводы:

1. У немецких студентов выше значения блока ценностей «равенство», т. е. ценностей демократии. У русских студентов более выражены блоки ценностей «принадлежность», «гармония», «иерархия», «аффективная автономия», «мастерство», т. е. ценности групповой гармонии и сплоченности, социального неравенства, ценности удовольствия, ценности амбиций и успеха.

2. У русских студентов более высокие средние значения по фактору «оценка», который характеризует уровень самоуважения, и по фактору «сила», который свидетельствует о более интенсивном развитии волевых сторон личности, чем у немецких студентов. У немецких студентов более высокие средние значения по фактору «активность» образ «Я-идеальное», чем у русских студентов, который выступает свидетельством экстравертированности личности.

3. Выявлены универсальные культурные факторы, способствующие развитию профессионального образа-Я. Ценности «принадлежности» и «равенства» способствуют развитию эмоционально-оценочной составляющей профессионального об-раза-Я (фактор «оценка»). Ценности «мастерства» способствуют развитию волевых качеств (фактор «сила»). Ценности «аффективной автономии» способствуют развитию экстравертированности личности (фактор «активность»).

4. Выявлены кросскультурные отличия для каждой группы. В выборке немецких студентов ценности «иерархии» отрицательно связаны с фактором «оценка» и фактором «активность». В русской выборке данный блок ценностей отрицательно связан с фактором «сила». Таким образом, иерархическая система ролевых предписаний снижает уверенность в себе русских студентов, но не влияет на их самооценку и активность. В то время как у немецких студентов ценности социальной власти и подчинения значимо снижают их самооценку и уровень активности. У русских студентов ценности «мастерства» положительно связаны с фактором «активность», в то время как в немецкой выборке обнаружена положительная взаимосвязь данного фактора с ценностями «равенства», т. е. развитию активности русских студентов способствуют ценности амбиций и успеха, а немецких студентов - ценности социальной справедливости, свободы, ответственности, честности.

5. Полученные результаты позволят конкретизировать представление о структуре профессионального образа-Я русских и немцев, получить новые данные о содержании культурных ценностей российских и немецких студентов, лучше разобраться в психологических проблемах, возникающих при установлении деловых отношений, избежать столкновения культур и наладить взаимопонимание между представителями разных культур. Данные исследования могут быть положены в основу прогнозирования социального поведения современных студентов в рамках кросс-культурной и этнической психологии.

Список литературы

1. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: Системный подход: дис. ... докт. психол. наук. - Ростов-н/Д, 2005. - 442 с.

2. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. - М.: Изд-во СГУ, 2009. - 453 с.

3. Культура как фактор общественного прогресса / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. - 408 с.

4. Лебедева Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2008. - №2. - С. 68-88.

5. Лупенко Н.Н. Взаимосвязь гендерного и профессионального образов Я в структуре самосознания личности руководителя: дис. . канд. психол. наук. -Краснодар, 2008. - 197с.

6. Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 668 с.

7. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. - 1990. - №3 - С. 58-64.

8. Реныш М.А., Лесик А.В. Профессиональный стаж как фактор становления профессиональной идентичности // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011 - №3 (17) [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 26.02.12).

9. Свободный Ф.К. Профессиональный «Я-образ» сотрудника органов внутренних дел и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003. - 204 с.

10. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 600 с.

11. Schwartz S.H. Cultural Value Orientations: Nature and Implications of National Differences [Text]: presentation at IX International Academic Conference "Economic modernization and globalization”, Moscow, Apr. 1-3, 2008 / S.H. Schwarz (The Hebrew University of Jerusalem); State University - Higher School of Economics. - Moscow: Publ. house of SU HSE, 2008. - 62 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.