Научная статья на тему 'Ценности как показатель поликультурности образовательной среды вуза'

Ценности как показатель поликультурности образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
416
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL VALUES / MULTICULTURAL MILIEU OF A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / VALUES / INDIVIDUAL APPROACH / CULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гриценко В. В.

В статье раскрывается содержание и сущность поликультурной среды вуза. Анализируется структура ценностей, полученных на культурном уровне и представлены результаты эмпирического исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE-BASED MODEL OF TEACHING CROSS-CULTURAL COMMUNICATION

The article reveals the essence and subject matter of multicultural milieu of a higher educational establishment. The structure of values on a cultural level is analyzed and the results of experimental research are represented

Текст научной работы на тему «Ценности как показатель поликультурности образовательной среды вуза»

УДК

ЦЕННОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА1

В.В.Гриценко

В статье раскрывается содержание и сущность поликультурной среды вуза. Анализируется структура ценностей, полученных на культурном уровне и представлены результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: поликультурная среда вуза, ценности, культурные ценности.

В условиях современных тенденций модернизации системы образования, а также интеграции высшей школы России в общеевропейскую систему высшего образования, приоритетными задачами реформирования высшего образования становятся содействие мобильности студентов, межинституциональное сотрудничество, укрепление единого образовательного пространства. Решение перечисленных задач требует в первую очередь глубокого осмысления психолого-педагогических проблем, связанных с профессиональным становлением молодых специалистов в условиях поликультурной среды обучения в высших учебных заведениях.

Социально-экономические и этнополитические изменения, происходящие в последние два десятилетия, повлекли за собой определенные трансформации в сознании и поведении молодых людей, что, несомненно, не могло не сказаться на построении их жизненных и профессиональных планов. В этой связи интерес ученых к изучению условий и механизмов профессионального становления будущего специалиста в условиях поликультурной среды вуза вполне оправдан.

Поликультурная среда вуза - это часть образовательного контекста жизни, где общим организующим началом выступают принципы поликультурности: культуросообразности, паритета, толерантности, межкультурной компетентности, гибкой доминанты содержания образования, полилингвизма, глобализма и принцип учета конкретных историко-региональных и локальных особенностей взаимодействия народов, способствующий реализации национально-регионального компонента образования. Уникальность поликультурной среды вуза в первую очередь определяется богатыми внутренними традициями, заложенными полиэтническими и поликультурными человеческими ресурсами, а также материально-технической и научной базой, географическим расположением и территорией учебного заведения, определёнными нормативно-правовыми документами. В результате сочетания общих и уникальных характеристик поликультурная среда вуза предстает как саморазвивающийся совокупный субъект образования, как пересечение взаимодействующих субкультур, задающих систему равноценных, отличных друг от друга способов регуляции взаимоотношений индивидов между собой и окружающей средой. Степень активности, осознанности участников образовательного процесса и приобретение каждым из них самоценности задают высокий уровень взаимодействия со средой и приводят к преобразованию окружающего мира и себя как будущих профессионалов.

Известно, что важнейшим регулятором социального (профессионального) поведения личности являются ее ценности.

Деление ценностей на социальные (культурные) и личностные отражает принадлежность их соответственно социальной группе (обществу в целом, культуре) либо отдельной личности. Социальные ценности, выступающие как некоторые общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе социализации и образуют ценностные структуры, т.е. превращаются в личностные ценности [1].

Ценности являются также базовым элементом культуры.

По мнению Ф.Клакхорна и Ф.Стродбека, ценности возникают и развиваются внутри конкретной культуры, которая в свою очередь формируется под влиянием определенных экологических и исторических условий. Когда ценности разделяются большинством людей, они становятся элементами данной культуры и начинают определять индивидуальное и групповое поведение. Изменение условий существования неизбежно влечет за собой переструктурирование системы ценностей, что усиливает шансы группы успешно адаптироваться к данной среде [6].

Следовательно, изучение преобладающих в обществе ценностей может рассматриваться, как путь к изучению культуры, и тем самым как показатель монокультурности/поликультурности общества в целом и образовательной среды вуза, в частности.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Поликультурная среда вуза как условие реализации индивидуальной траектории профессионального становления будущего специалиста», проект №10-06-01302а/Б

При изучении ценностей, как правило, исходят из двух определений. Первое: ценности понимаются как представления о целях, которыми люди руководствуются в своей жизни (М.Рокич, Ш.Шварц, У.Билски). Ценностям отводится одно из центральных мест в структуре мотивации деятельности человека, роль регуляторов поведения. Второе определение более традиционно: под ценностями понимается значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям личности (А.Маслоу, Ф.Клакхон, Ф.Стродбек).

Ш.Шварцем разработаны два подхода к изучению ценностей: индивидуальный и культурный [7]. Рассмотрим содержание ценностей на уровне культуры на основе теоретической концепции Ш.Шварца и У.Билски в изложении Н.М.Лебедевой [2].

Культурные ценности группового уровня, согласно Ш.Шварцу, определяют способы решения разными обществами базовых проблем регулирования человеческой деятельности. Способы решения этих проблем могут быть использованы в качестве биполярных измерений, по которым культуры отличаются одна от другой.

Одно из таких измерений культуры - «Автономия - Принадлежность», раскрывает природу отношений между личностью и группой. В культурах, ценящих автономию, люди рассматриваются как независимые и самостоятельные. Они могут развивать и выражать свои предпочтения, чувства, идеи, способности и видеть смысл в собственной уникальности. Шварц выделяет два вида Автономии: интеллектуальную (широта взглядов, любознательность, творчество) и аффективную (удовольствие, разнообразие жизни, наслаждение).

В культурах, основанных на ценностях Принадлежности, люди рассматриваются как атрибуты коллектива. Смысл жизни, по большей части, видится ими в социальных отношениях, идентификации себя с группой, разделении ее образа жизни и стремлении к групповым целям. В таких культурах присутствует ориентация на сохранение существующего порядка и уклонение от действий, угрожающих групповой солидарности. Важные ценности в таких культурах: социальный порядок, уважение традиций, безопасность, долг и мудрость.

Второе измерение культуры «Равноправие - Иерархия» связано с решением такой социальной проблемы, как обеспечение социально-ответственного поведения. Культуры, в которых ценится Равноправие, признают моральное равенство всех людей, побуждают считаться с благополучием других, координировать свои действия и заботиться о благе других. В таких культурах очень важны ценности: равенство, социальная справедливость, ответственность, помощь и честность.

В культурах, основанных на ценностях Иерархии, социально-ответственное поведение обеспечивается с помощью иерархической системы ролевых предписаний. Она определяет неравное распределение власти, ролей и ресурсов как легитимное, правильное, законное и принятие этого иерархического порядка. Важные ценности в иерархических культурах: социальная власть, авторитетность, подчинение и богатство.

Третье культурное измерение «Гармония - Мастерство» отражает отношения людей к природному и социальному окружению. В культурах, нацеленных на Гармонию, утверждаются установки на принятие мира таким, каков он есть, предпринимаются попытки скорее понять и оценить, нежели изменить его, направить или использовать. В таких культурах важными ценностями являются мир на земле, единство с природой и защита окружающей среды.

Культуры, основанные на ценности Мастерство, поощряют активное самоутверждение, направленное на создание и изменение природной и социальной среды для достижения групповых или личных целей. В таких культурах особенно важны и поощряемы такие ценности, как амбиции, успех, дерзость и компетентность.

Культурные ценностные ориентации также могут находиться в отношениях согласованности или противоречивости. Так, Равноправие и Интеллектуальная автономия сходятся в том, что люди могут и должны брать на себя индивидуальную ответственность за свои поступки и принимать решения, исходя из их личного понимания ситуации. Принадлежность и Иерархия сходятся в предположении о том, что роли и обязательства личности по отношению к группе более важны, чем ее личные идеи и стремления.

На основе данной теоретической модели Ш.Шварцем разработан опросник для выявления ценностей на индивидуальном и культурном уровне [9], который был использован нами в качестве методики эмпирического исследования.

В данной статье мы ограничимся анализом структуры ценностей, полученных на культурном

уровне.

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение.

Согласно инструкции к опроснику, респонденту предлагалось с помощью семибалльной шкалы оценить важность для него каждой из 57 ценностей: 0 - данная ценность совершенно не важна для него, т.е. не является основополагающим принципом его жизни; 3 - данная ценность важна для него; 6 - данная ценность очень важна для него. Чем выше балл, тем выше значение данной ценности как основополагающего принципа жизни индивида. -1 означает, что данная ценность противоречит основополагающим принципам жизни. 7 - данная ценность важнейшая для индивида и является основополагающим принципом его жизни; обычно таких ценностей не более двух.

Результат подсчитывался путем вычисления среднего балла по каждому блоку групповых ценностей как для отдельного человека, так и для всей группы студентов, которые впоследствии ранжировались по степени значимости. Чем выше среднее значение, тем более значимой для личности или группы являлась данная ценность.

В исследовании приняли участие 300 студентов гуманитарных специальностей Смоленского гуманитарного университета и Смоленского государственного университета2. Возраст испытуемых от 17 до 23 лет (средний возраст 18,6 лет), из них 73 мужчины и 227 женщин.

Проанализируем иерархическую структуру ценностей студентов на культурном уровне, полученную с помощью методики Ш. Шварца и представленную в таблице.

Таблица

Средние показатели блоков ценностей культурного уровня по методике Шварца

Блок ценностей Значение

1. Равноправие 4.93

2. Мастерство 4.66

3. Принадлежность 4.62

4. Интеллектуальная автономия 4.60

5. Аффективная автономия 4.51

6. Гармония 4.27

7. Иерархия 3.70

Как видно из данных табл., наивысший балл в иерархии ценностей студентов получила ценность индивидуалистической направленности Равноправие (4.93). Второе место в иерархии ценностей заняла ценность Мастерство (4.66). Обе ценности, по Ш.Шварцу, служат личностному росту и развитию наряду с ценностью Автономии, высокие значения которой также получены на нашей студенческой выборке. Так, Интеллектуальная автономия имеет 4.60 балла, а Аффективная автономия - 4.51 балла. Обнаруженный ценностный профиль субъектов образовательной среды исследуемых вузов (Равноправие, Автономия и Мастерство) присущ культурной ориентации, которая поощряет настойчивость, прагматизм, предпринимательство, вплоть до эксплуатации социальной и природной среды. Однако полностью согласиться с утверждением, что культурные ориентации исследуемой образовательной среды являются проявлением типичного индивидуализма, нельзя, так как в исследовании выявлены высокие показатели такой характерной для коллективизма ценности, как Принадлежность (консерватизм) (4.62), которая занимает третье место в иерархической структуре ценностей.

Известно, что ценности Консерватизма и Равноправия на культурном уровне служат групповой гармонии [3]. Исходя из предпочтений студентов ценностей Консерватизма и Равноправия, можно полагать, что их идеалом является стабильность и определенность. Одновременно с этим, высокие показатели ценностей Мастерства и Автономии на культурном уровне свидетельствует о стремлении к независимости и активности [8].

Наименьший балл и наименьшую значимость для студентов приобрели ценности Гармонии (4.27) и особенно Иерархии (3.69). Аналогичные результаты были получены также в исследовании Л.Г. Почебут. Отвержение ценностей Гармонии и Иерархии означает, что для современных молодых людей характерна переориентация с природной культуры на техногенную и неприятие иерархического порядка в обществе [5].

Сравнение иерархии ценностей студентов, принявших участие в нашем исследовании и исследованиях Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко [4], выявило определенные различия: абсолютные показатели ценностей блока коллективистского полюса: Принадлежность, Иерархия, Гармония у смоленских студентов выше, а показатели другого полюса, отражающего ценности индивида:

2

Выражаем искреннюю признательность преподавателю Смоленского государственного университета Гавроновой Ю.В. за помощь в проведении исследования и обработке результатов исследования

Интеллектуальная автономия, Аффективная автономия, Мастерство, - ниже. Исключение составила ценность Равноправие, абсолютные показатели которой у смоленских студентов оказались несколько выше (4.93) по сравнению со студентами, исследованными Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко (4.69). В то же время эта ценность для смоленских студентов оказалась самой значимой, та как заняла первое место в структуре ценностей студентов, тогда как по данным Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко, эта ценность стоит лишь на третьем месте. Как отмечают данные исследователи, в последние годы у студентов наблюдается значимый рост ценностей Равноправия [4], что нашло свое подтверждение в нашем исследовании.

Выводы

1. Опираясь на «теорию универсального содержания и структуры ценностей» Ш.Шварца и У. Биски в исследовании были выявлены преобладающие в образовательной среде базовые культурные ценности. Вершину ценностной структуры студентов занимают Равноправие и Мастерство - ценности, которые относятся к индивидуалистической направленности и способствуют личностному росту и развитию. Высокая значимость для студентов такой ценности, как Равноправие означает стремление субъектов образовательной среды к выстраиванию горизонтальных отношений «на равных» с другими людьми, в том числе и в сфере профессиональных отношений. Следовательно, в образовательной среде преобладают личности, ценящие равенство, социальную справедливость, честность, умеренность, обязательность. В то же время, как подчеркивает сам автор данной методики -Ш.Шварц, в случае если какая-либо культурная ценность утверждается по максимуму, то она неизбежно являет собой свою темную сторону. Применительно к нашему случаю, можно сказать, что усиленный акцент на Равноправии может подрывать принятие неравных ролевых обязательств и наград, что, как известно, является неотъемлемой частью большинства социальных институтов. Тем более, если учесть, что второй полюс Равноправия - ценности Иерархии оказались наименее значимыми. Отвержение студентами ценностей Иерархии наряду с предпочтением ценностей Равноправия говорит о том, что в образовательной среде царят ориентации на социальное равенство, осуждение дискриминации и авторитаризма, установки на культурное многообразие и этническую толерантность.

2. Аналогично можно сказать и по поводу высокой значимости в ценностной иерархии студентов такой ценности, как Мастерство. С одной стороны, лица, в структуре которых преобладает ценность Мастерства, транслируют установки на активное самоутверждение и проявляют соответствующее данным установкам активное поведение, направленное на создание и изменение окружающей их природной и социальной среды. С другой стороны, чрезмерное значение, придаваемое Мастерству, ведет к эксплуатации людей и природы. Акцент на ценностях Мастерства усиливается тем, что студенты отвергают ценности Гармонии - ценности психологического благополучия и комфорта. Это означает, что студенты, игнорирующие данные ценности, стремятся к проявлению низкого уровня доверия, установок на социальное неравенство, а также оптимистичный прогноз своего материального положения и тем самым «забывают» о «постматериалистических» ценностях, экологии и т.п.

3. Приверженность общества одному полюсу культурного измерения и игнорирование другого, чревато внутренними конфликтами. Однако, сравнение оценок значимости блоков культурных ценностей не только по рангам, но и по абсолютым (среднегрупповым) значениям показывает, что абсолютные значения всех культурных ценностей достаточно высоки: на уровне больше 4-х баллов за исключением одной ценности (ценность Иерархии имеет балл 3,7). Полученные величины, на наш взгляд, свидетельствуют практически о равной степени представленности в вузовской образовательной среде семи ценностных ориентаций культур при несколько большей выраженности ценности Равноправия и меньшей выраженности ценности Иерархии.

4. Полученная в нашем эмпирическом исследовании иерархия ценностной структуры студентов на культурном уровне, на наш взгляд, позволяет исследователям, а также преподавателям высшей школы лучше понять каким культурно-ценностным потенциалом обладает образовательная среда вуза, как под ее влиянием в сознании будущих специалистов будет конструироваться профессиональная реальность и как на основе этих конструктов будет происходить их самоопределение и складываться ожидания в сфере самореализации. Все это, в свою очередь, позволит прогнозировать социальное поведение молодежи как на рынке труда, так и в области социальных и межкультурных отношений.

The article reveals the essence and subject matter of multicultural milieu of a higher educational establishment. The structure of values on a cultural level is analyzed and the results of experimental research are represented.

The key words: cultural values, multicultural milieu of a higher educational establishment, values, individual approach, cultural approach.

Список литературы

1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Изд- во: Аспект Пресс, 2001. 301 с.

2. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд-дом ГУ ВШЭ, 2007. 527 с.

3. Лебедева Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики . 2008. №2 . С. 68-88.

4. Культура как фактор общественного прогресса / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. 408с.

5. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 298с.

6. Klakhohn С., Stodtbeck F.L. Variations in Value Orientations. Evanston, IL: Row Peterson,

1961.

7. Schwartz S., Cultural Value Orientations: Nature and Implications of National Differences: presentation at IX International Academic Conference "Economic modernization and globalization". Moscow, Apr. 1-3, 2008. Moscow, 2008.

8. Schwartz S., Bilsky W. Toward a psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. N53. P. 550-562.

9. Schwartz S., Bilsky W. Toward a theory of the universal structure and content of values: Extentions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. N58. P. 878-891.

Об авторе

Гриценко В.В. - Смоленский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.