Научная статья на тему 'Развитие у студентов способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности'

Развитие у студентов способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ В АСПЕКТЕ КУЛЬТУРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ / REFLECTIVE SKILLS / СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / EMOTIONAL SELF-REGULATION / АРТ-ТЕРАПИЯ / ART THERAPY / АРТ-СРЕДСТВА / АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / METHODS OF ART THERAPY / АРТ-ТРЕНИНГ / CULTURE OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENT''S PERSONALITY / CAPACITY FOR REFLECTION IN THE ASPECT OF OF CULTURE OF SELF-ORGANIZATION OF PERSONALITY / ART-PEDAGOGICAL MEANS / ART-TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смоляр Антонина Ивановна, Князькова Олеся Николаевна

В статье конкретизировано научное представление о содержании понятий «культура самоорганизации личности студента», «способность к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности студента»; обосновано и представлено содержание экспериментальной работы по развитию способности студентов к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности, которая проводилась в соответствии с выявленными основными направлениями деятельности преподавателя. Авторы акцентируют внимание на том, что реализация направлений деятельности преподавателя вуза по развитию такой способности предполагает создание таких психолого-педагогических условий как обогащение учебно-воспитательного процесса вуза арт-средствами, арт-терапевтическими и арт-педагогическими методами; формирование личного опыта студентов по рациональной организации учебно-познавательной деятельности и самоуправления через интеграцию рационального и художественно-образного способов познания. Содержание учебно-воспитательной работы по развитию исследуемой способности включает специально разработанный комплекс учебных заданий психолого-педагогических дисциплин, программу арт-тренинга, выступающего одной из основных форм воспитательной работы, в которой реализуется идея использования средств искусства с целью решения педагогических задач. В статье раскрыто содержание программы арт-тренинга и основные методы его реализации арт-терапевтические и арт-педагогические, приведены конкретные примеры использования названных методов в развитии у студентов способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности. В работе представлена динамика развития способности студентов к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности в соответствии с критериями ее развития, дан анализ особенностей развития такой способности у студентов экспериментальной и контрольной групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смоляр Антонина Ивановна, Князькова Олеся Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOP STUDENTS'' CAPACITY FOR REFLECTION IN ASPECT OF CULTURE OF SELF-ORGANIZATION OF PERSONALITY

The article concretized the scientific understanding of the concept of "culture of self-organization of student's personality", "capacity for reflection in the aspect of culture of self-organization of student's personality"; justified and shows the contents of the experimental work on the development of students' capacity for reflection in the aspect of the culture of self-organization of personality, which was conducted in accordance with the identified main areas of activity of the teacher. The authors emphasize that the implementation of activities of university teachers to develop such a capability involves the creation of psycho-pedagogical conditions as the enrichment of the educational process of high school art facilities, art therapy and art-pedagogical methods; the formation of the personal experience of students in the rational organization of teaching and learning activities and self-management through the integration of rational, artistic and imaginative ways of knowing. The content of educational work to develop the ability to study includes a specially designed set of learning tasks of psycho-pedagogical disciplines, program of art-training one of the main forms of educational work, which is implemented the idea of using art means to address the pedagogical problems. The article reveals the content of the program of art-training, methods of its implementation art therapy and art-pedagogical, specific examples of the use of these methods in the development of students' capacity for reflection in the aspect of the culture of self-organization of student's personality. The paper presents the dynamics of the development of students' ability to reflection in the aspect of the culture of self-organization of student's personality in accordance with the criteria of its development, an analysis of the features of the development of such abilities in students of experimental and control groups.

Текст научной работы на тему «Развитие у студентов способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности»

УДК 372.881.1

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ СПОСОБНОСТИ К РЕФЛЕКСИИ В АСПЕКТЕ КУЛЬТУРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

© 2016

Смоляр Антонина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования Князькова Олеся Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства Самарский государственный социально-педагогический университет (445099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье конкретизировано научное представление о содержании понятий «культура самоорганизации личности студента», «способность к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности студента»; обосновано и представлено содержание экспериментальной работы по развитию способности студентов к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности, которая проводилась в соответствии с выявленными основными направлениями деятельности преподавателя. Авторы акцентируют внимание на том, что реализация направлений деятельности преподавателя вуза по развитию такой способности предполагает создание таких психолого-педагогических условий как обогащение учебно-воспитательного процесса вуза арт-средствами, арт-терапевтическими и арт-педагогическими методами; формирование личного опыта студентов по рациональной организации учебно-познавательной деятельности и самоуправления через интеграцию рационального и художественно-образного способов познания. Содержание учебно-воспитательной работы по развитию исследуемой способности включает специально разработанный комплекс учебных заданий психолого-педагогических дисциплин, программу арт-тренинга, выступающего одной из основных форм воспитательной работы, в которой реализуется идея использования средств искусства с целью решения педагогических задач. В статье раскрыто содержание программы арт-тренинга и основные методы его реализации - арт-терапевтические и арт-педагогические, приведены конкретные примеры использования названных методов в развитии у студентов способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности. В работе представлена динамика развития способности студентов к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности в соответствии с критериями ее развития, дан анализ особенностей развития такой способности у студентов экспериментальной и контрольной групп.

Ключевые слова: культура самоорганизации личности студента, рефлексия, способность к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности, рефлексивные умения, способность самоуправления, эмоциональная саморегуляция, арт-терапия, арт-средства, арт-терапевтические методы, арт-тренинг.

DEVELOP STUDENTS' CAPACITY FOR REFLECTION IN ASPECT OF CULTURE OF SELF-ORGANIZATION OF PERSONALITY

© 2016

Smolyar Antonina Ivanovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the department of Music Education Knyaz'kova Olesya Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the department of Fine Arts

Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, Maxim Gorky St., 65/67, e-mail: [email protected])

Abstract. The article concretized the scientific understanding of the concept of "culture of self-organization of student's personality", "capacity for reflection in the aspect of culture of self-organization of student's personality"; justified and shows the contents of the experimental work on the development of students' capacity for reflection in the aspect of the culture of self-organization of personality, which was conducted in accordance with the identified main areas of activity of the teacher. The authors emphasize that the implementation of activities of university teachers to develop such a capability involves the creation of psycho-pedagogical conditions as the enrichment of the educational process of high school art facilities, art therapy and art-pedagogical methods; the formation of the personal experience of students in the rational organization of teaching and learning activities and self-management through the integration of rational, artistic and imaginative ways of knowing. The content of educational work to develop the ability to study includes a specially designed set of learning tasks of psycho-pedagogical disciplines, program of art-training - one of the main forms of educational work, which is implemented the idea of using art means to address the pedagogical problems. The article reveals the content of the program of art-training, methods of its implementation - art therapy and art-pedagogical, specific examples of the use of these methods in the development of students' capacity for reflection in the aspect of the culture of self-organization of student's personality. The paper presents the dynamics of the development of students' ability to reflection in the aspect of the culture of self-organization of student's personality in accordance with the criteria of its development, an analysis of the features of the development of such abilities in students of experimental and control groups.

Keywords: culture of self-organization of student's personality, reflection, capacity for reflection in the aspect of of culture of self-organization of personality, reflective skills, emotional self-regulation, art therapy, art-pedagogical means, methods of art therapy, art-training.

Готовность к непрерывному образованию, к инновациям в профессиональной деятельности - одно из требований, предъявляемых сегодня к любому специалисту на рынке труда. Современное состояние общества требует от выпускников вузов не только владения специальными знаниями и умениями в сфере профессиональной деятельности, но и способностей к самоорганизации, саморегуляции и самоуправлению в личностном и профессиональном аспектах. В этой связи среди задач современного высшего педагогического образования -обеспечение полноценного развития личности будущего учителя, в частности, развитие его культуры самоорганизации.

В категориальном поле исследования уточним, прежде всего, основное понятие: «культура самооргани-

зации личности студента». Анализ работ по проблеме самоорганизации личности студента свидетельствует о том, что данный феномен трактуется в науке неоднозначно [7]. В работах Н.М.Таланчука он представлен как «часть самовоспитательной культуры личности, включающей в себя установление режима и правил, регламентацию жизнедеятельности, самообеспечение условий для выполнения планов» [16]; как «деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, проявляющиеся в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга» [18, с. 266]; как средства, методы мышления и деятельности,

а также форма организации и в этом смысле «рамка» всей мыследеятельности и жизнедеятельности личности [19, с. 34]. Овладение способами самоорганизации учебной деятельности имеет колоссальную важность для студентов, так как «их наличие гарантирует будущую приемлемость и эффективность, в отличие от си-туативности и переменчивости требований к объему знаний» [9, с. 3]. Учебная деятельность студента - деятельность, подлежащая в первую очередь самоорганизации, поскольку студенту принадлежит ведущая роль в процессе обучения, он не обучаемый, а обучающийся, субъект учебной деятельности. Студент играет ведущую роль в формировании мотивации, цели и задач обучения, в приобретении умений самостоятельной работы, способности самоуправления и саморегуляции, в совершенствовании профессиональных и интеллектуальных способностей. О.А. Конопкин самоорганизацию учебной деятельности рассматривает как «умение учащегося без систематического внешнего контроля, без помощи и стимуляции учителя, самостоятельно и рационально организовать и провести свою учебную деятельность по осуществлению принятых целей обучения» [8, с. 159]. Самоорганизация личности студента - один из механизмов, обеспечивающих его самореализацию и самоактуализацию в настоящем, формирование готовности к различным инновациям, инициативе, умение отстаивать свои позиции [20, с. 698-699]. Направленность личности на самоорганизацию - один из интегральных, системообразующих психологических механизмов готовности студента к профессиональной деятельности; которая в будущем «обеспечивает реализацию в организации его личностной системы ценностных ориентаций, независимо от особенностей ценностной системы организации» [там же]. Формирование культуры самоорганизации личности студента, составной частью которой является культура учебной деятельности, - условие формирования его профессионально-педагогической культуры.

Анализ понятийного поля, связанного с феноменом самоорганизации студента, дает нам основание понимать культуру самоорганизации личности студента - будущего учителя как личностное образование, интегрирующее способности к самоуправлению, рациональной организации учебно-познавательной деятельности, стремление к их совершенствованию и осознание личностной ценности таких способностей. Она представляет собой единство взаимосвязанных составляющих: когнитивной, мотивационно-ценностной, деятельностной и рефлексивной. При этом заметим, что на «присутствие» рефлексивных умений в составе способности личности к самоорганизации указывается в работах Ю.К. Бабанского [1], Е.А. Бакшаевой [2] А.А.Бодалёва [3], С.Г.Зоголь [5], А.Д.Ишкова [6], О.А.Конопкина [8], В.Н.Маркова [10], Н.М.Пейсахова [11], Л.Г.Петерсон [12], И.Н.Семёнова [13], А.И.Смоляр [14,15] Л.В.Фалеевой [18], Г.П. Щедровицкого [19] и др.

В составе культуры самоорганизации личности рефлексия как способность «сосредотачиваться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим знанием» [17, с.136], выступает системообразующим началом, конституирующим самоорганизацию сознания личности и определяющим рост её профессионального самосознания как субъекта настоящей образовательной и будущей трудовой деятельности; «роль рефлексии в развитии самоорганизации личности выражается в «дифференциации и взаимодействии различных уровней реализации личностной рефлексии, что является в студенческом возрасте важным условием личностно-профессионального развития и самоорганизации» [13, с. 133]. Механизм действия рефлексии в период обучения позволяет осознать опыт прошлого и предвидеть будущее, поддерживать поведение соответствующим ожиданиям [21-25]. Рефлексия «позволяет личности найти гармоничную форму взаимоотношений

с профессией» [15, с. 243]. Осознание студентом своей роли в успешности учебной и дальнейшей профессиональной деятельности - ключевой фактор в функционировании механизмов самоорганизации личности. Сформированная в процессе обучения в вузе способность к рефлексии в аспекте самоорганизации личности студента, является основой формирования профессиональной рефлексии. Рефлексия взаимосвязана с когнитивной, аффективной, деятельностно-волевой и мотива-ционной сферами личности.

Способность к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности студента, с нашей точки зрения, есть личностное образование, интегрирующее рефлексивные знания, умения и связанные с ними личностные качества, позволяющие адекватно воспринимать, анализировать, оценивать, планировать собственную учебно-познавательную деятельность, обеспечивать ее успешность.

Критерием сформированности способности студентов к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности является развитость таких рефлексивных умений, как: умение анализировать собственную учебно-познавательную деятельность и возникающие в ходе её осуществления противоречия; умение планировать учебную и внеучебную деятельность, ставить цель, намечать задачи; умение прогнозировать последствия своих действий; умение оценивать и обобщать опыт осуществления учебной деятельности, деятельности по самоорганизации и самоуправлению, способность к эмоциональной саморегуляции. Следствием сформиро-ванности названной способности является успешность осуществления учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности.

Работа по развитию способности будущего учителя к рефлексии в аспекте самоорганизации личности проводилась в рамках экспериментального обучения по формированию культуры самоорганизации личности студента на протяжении трех лет (2012-2013 уч. г., 20132014 уч. г., 2014-2015 уч. г) и осуществлялась в аудиторных и внеаудиторных формах организации обучения, в соответствии со следующими направлениями деятельности преподавателя: 1) включение студентов в групповую и индивидуальную рефлексию; 2) интеграцию рационального и художественно-образного способов учебного познания; 3) организацию самостоятельной работы студентов с использованием арт-средств и арт-методов.

В соответствии с вышеозначенными направлениями в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин был реализован специально разработанный комплекс учебных заданий (написание эссе, самоанализ психоэмоционального и физического состояния, составление программы саморазвития и др.), использовались такие методы как дискуссия - «публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы», имеющих «важное и неоднозначное толкование», предполагающих альтернативные ответы [4, с. 162]., проблемно-поисковая беседа (эвристическая беседа), метод смыслопо-искового диалога, арт-педагогические и другие методы.

В учебно-воспитательном процессе вуза особое внимание было уделено арт-тренинговым занятиям. Содержание арт-тренинга включало несколько разделов: 1) «Эмоциональная саморегуляция» (темы «Эмоциональная устойчивость как составляющая самоорганизации личности студента», «Эмоции и самочувствие», «Самомотивация. Внутренние ресурсы личности», «Внутренний (психологический) возраст личности»); 2) «Самопознание и рефлексия» (темы «Автопортрет», «Я-студент»), 3) «Ценности, мотивация, цели» (темы «Мое прошлое, настоящее и будущее», «Цели, стратегия достижения»); 4) «Общение и взаимоотношения» (темы «Эмпатия и коммуникация», «Коммуникативные стратегии»).

В процессе реализации программы арт-тренинга широко использовались разнообразные методы обуче-

ния, однако ведущее место занимали различные методы арт-терапии - методы взаимодействия обучающихся и преподавателя, задействующие разнообразные виды художественно-творческой деятельности и направленные на решение различных психолого-педагогических задач, в частности: на развитие у студентов рефлексивных умений, на формирование способности к эмоциональной саморегуляции, включающей рефлексию собственного психоэмоционального состояния. Такими методами, включающими индивидуальные («Мандала», «Пейзаж эмоционального состояния» и др.) и групповые («Диалог» и др.) упражнения стали: 1) изобразительная деятельность (рисование (упражнение «Сказка про розовый куст» и др.), лепка (упражнение «Студент и его учебная деятельность»), коллажирование (упражнения «Мои цели, мечты и планы», «Ценностная карта»)); 2) работа с ассоциативными фотографиями; 3) создание дигитальной истории; 4) упражнения из драматерапии, хореотерапии (разминочные упражнения в начале сессий), музыкальной терапии (прослушивание музыки во время упражнений на релаксацию). Акцент в ходе арт-тренинговых занятий был сделан на невербальном выражении чувств и потребностей студентов, на их осознании студентами и последующей корректировке. Занятия арт-тренинга завершались обсуждением созданной художественной продукции, беседами, дискуссиями, психолого-педагогическим КВН «Ура! Я студент!».

Приведем примеры использования арт-терапевтических методов с целью развития рефлексивных умений в аспекте культуры самоорганизации личности студента на примере самостоятельной работы студентов (в частности, ведение ежедневника настроения и выполнение рисунков, ориентированных на отражение текущего и желаемого эмоционального состояния, способствующих осознанию ресурсов для его коррекции).

Ведение ежедневника имело целью приобщить студентов к планированию, развития умений целеполага-ния, управления своим временем (вариант №1), умения понимать и регулировать свои эмоции (вариант №2). Студентам было предложено два варианта ведения ежедневника (на выбор). Отличие первого варианта («Дневник настроения») от второго заключалось в том, что ведение «дневника настроения» в большей степени направлено на работу с эмоциями, на развитие умения «прислушиваться» к себе, регулировать своё психоэмоциональное состояние, на развитие образного мышления. Студентам предлагалась следующая инструкция: «Для ведения ежедневника настроения заведите записную книжку, альбом, блокнот или что-то другое. Каждый день в форме рисунка, фотографии, коллажа, картинки, засушенного осеннего листа и др. (пусть это будет даже небольшой рисунок ручкой или простым карандашом и т.п.) отражайте свои эмоции и переживания от того, как прошёл Ваш день, каково было Ваше настроение и т.п. Желательно, чтобы рисунок или другой арт-объект был сопровождён небольшим комментарием» (Табл.1).

Таблица 1- Пример ведения студентом дневника настроения

¿1

Четверо пятница Было много уроков. Устала. Много

переживала.

Суббота

Готовила домашнюю работу к понедельнику. Поняла..что нужно тр енир овать память.

Воскресенье.Провела день с р одньгми на прир оде. Сч а отлива

Рисунок № 1. «Мир моих чувств и эмоциональных состояний».

Инструкция: В этом рисунке Вам предлагается отразить те чувства и эмоции, которые Вы испытываете последнее время. Рисунок (или коллаж) может быть

любым: реалистичным или метафорическим; на любом формате бумаги. Художественные способности при этом значения не имеют. Рисунок необходимо дополнить пояснением в виде мини-рассказа (может быть, это будет некий самоанализ), сказки или стихотворения. На Ваш выбор. Подписать, поставить дату.

Рисунок 2. «Моё идеальное эмоциональное состояние». Инструкция: В этом рисунке Вам предлагается отразить те чувства и эмоции, которые Вы хотели бы испытывать, какие эмоциональные состояния переживать. Вообще - какая эмоциональная атмосфера (дома, в академии) была бы для Вас комфортной, идеальной? Поразмыслите над этим. Рисунок (или коллаж) может быть любым: реалистичным или метафорическим; на любом формате бумаги. Художественные способности значения не имеют. Рисунок необходимо дополнить пояснением в виде мини-рассказа, самоанализа, сказки или стихотворения. На Ваш выбор. Подписать, поставить дату.

Рисунок (коллаж) № 3. «Что я могу сделать для улучшения своего эмоционального состояния, для достижения эмоционального комфорта и уверенности в себе?». Инструкция: Возьмите два предыдущих выполненных Вами рисунка. Положите их перед собой. Внимательно посмотрите на них и задайте себе вопросы: «Что я могу сделать (делать каждый день) для того, чтобы чувствовать себя комфортнее, увереннее и спокойнее, чаще испытывать позитивные эмоции?», «Какие ресурсы мне для этого нужны (утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, более упорядоченный режим дня, собранность и т.п.)?». Рисунок (или коллаж) может быть любым: реалистичным или метафорическим; на любом формате бумаги. Художественные способности при этом значения не имеют. Рисунок необходимо дополнить пояснением (провести анализ). Подписать, поставить дату.

Самостоятельная работа студентов также включала написание эссе о значимости самовоспитания и саморазвития, управления своим временем, самоуправления на примерах героев художественных произведений («Записки самосовершенствования» Л.Н. Толстого, «А.В. Суворов о себе, о своем идеале воина, человека» и др.), анализ просмотренных фильмов («Рапсодия», «Легенда №17», «Михайло Ломоносов» и др.).

В качестве диагностического инструментария сфор-мированности способности студента к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности нами использовался комплекс методов исследования: наблюдение, самооценка, авторский опросник о самоорганизации личности, опросник «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова [11], анализ и интерпретация продуктов художественно-творческой деятельности студентов. Представим динамику развития способности у студентов к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации будущего учителя в экспериментальной и контрольной группах.

Студенты с уровнем сформированности способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности ниже среднего, как правило, эпизодически интересуются результатами своей учебно-познавательной деятельности, не испытывают потребности в её самоанализе, в планировании, в коррекции учебной деятельности, в прогнозировании последствий своих действий; они не считают необходимым обобщать и оценивать опыт своей учебной деятельности, деятельности по самоорганизации и самоуправлению. Студенты со средней степенью её сформированности характеризуются тем, что часто испытывают затруднения в анализе учебно-познавательной деятельности, в самоанализе, в разрешении противоречий, в планировании и в целеполагании. Вместе с тем, они склонны прогнозировать последствия своих действий, оценивать и обобщать опыт учебной деятельности, деятельности по самоорганизации и самоуправлению. Студенты со степенью сформированности рефлексивных умений выше среднего систематически

анализируют и планируют собственную учебную и вне-учебную деятельность; умеют адаптировать, дополнять, изменять, корректировать план, программу действий, формы и методы работы соответственно конкретным условиям с целью достижения оптимальных результатов; достаточно точно прогнозируют последствия своих действий; характеризуются целеустремленностью.

Анализ отзывов студентов экспериментальной группы об арт-тренингах убеждает, что такая форма занятий, позитивно влияла на развитие способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности студента: «...после занятий остаётся душевное тепло и переосмысление каких-то жизненных позиций» (Ольга С.), «... занятия заставили меня задуматься о моём внутреннем мире, о том, что я чувствую» (Сергей К.), «занятия помогли мне разобраться в себе. У меня в сознании что-то будто поменялось...» (Татьяна А.), «очень полезно было "проникнуть" в себя, в свой внутренний мир. С помощью тренинга я поняла, что у меня внутри, своё состояние и что нужно для его улучшения» (Карина М.), «я научилась распределять свои дни, у меня стало получаться выполнять больше намеченных задач. Я смогла заглянуть в себя, чётко определить цели и ценности, расставить приоритеты» (Анна Н.).

Анализ ответов на вопросы опросника о самоорганизации личности, соответствующих критерию «Развитость способности студента к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности» продемонстрировал рост числа студентов экспериментальной группы, анализирующих учебную деятельность, имеющих критерии для оценки её эффективности/ неэффективности. Они составили 80,00% от числа опрошенных (тогда как на констатирующем этапе - 54,67%). Сократилось число студентов, испытывающих сложности в анализе своей учебной деятельности (30,67% - на констатирующем этапе, 18,67% - на контрольном), не испытывающих потребности в самоанализе и анализе собственной деятельности сократилось (9,33% на констатирующем этапе, 1,33% - на контрольном); увеличилось количество студентов, детально планирующих свою деятельность с учётом факторов, значимых для её осуществления (32,00% на констатирующем этапе, 50,67% - на контрольном). Положительная динамика в экспериментальной группе наблюдалась по шкалам «Прогнозирование», «Целеполагание», «Планирование», «Коррекция» опросника «Способность самоуправления», и в целом в развитии способности самоуправления.

Низким уровнем сформированности способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности студента обладают 6,67% (18,67% на констатирующем этапе), средним - 80,00% (72,00% на констатирующем этапе), высоким - 13,33% (9,33% на констатирующем этапе) (Рисунок 1).

Обобщая результаты констатирующего и контрольного этапов изучения сформированности способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности студентов контрольной группы, отметим, что в контрольной группе по-прежнему, как и на констатирующем этапе, преобладали ниже среднего и средний уровни её сформированности. Анализ ответов студентов контрольной группы на вопросы опросника о самоорганизации личности выявил незначительный прирост доли студентов, анализирующих учебную деятельность (57,33% на констатирующем этапе, 60,00%

- на контрольном); уменьшение доли студентов, детализировано планирующих свою деятельность с учётом факторов, значимых для её осуществления (46,67% на констатирующем этапе, 24,67% - на контрольном); рост числа студентов, испытывающих сложности в планировании (48,00% - на констатирующем этапе, 61,33%

- на контрольном этапе). По шкалам «Коррекция», «Прогнозирование», «Целеполагание», «Самоконтроль» опросника «Способность самоуправления» не наблюдается выраженной динамики». Сформированность

рефлексивного компонента культуры самоорганизации студентов контрольной группы характеризуется незначительными изменениями: на низком уровне развития 21,33% студентов (17,33% на констатирующем этапе), на среднем - 68,00% (70,67% на констатирующем этапе), на уровне выше среднего - 10,67% (12,00% на констатирующем этапе).

100.00%

(1)

(2)

Рисунок 1 - Уровни сформированности способности студентов к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности контрольной и экспериментальной групп на констатирующем (1) и контрольном этапах (2).

Осмысление основных направлений деятельности преподавателя, содержания экспериментальной работы и полученных в её ходе результатов позволяют сделать вывод о том, что успешное развитие способности студентов к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности обеспечивается созданием таких психолого-педагогических условий как обогащение учебно-воспитательного процесса вуза арт-средствами, арт-терапевтическими и арт-педагогическими методами; формирование личного опыта студентов по рациональной организации учебно-познавательной деятельности и самоуправления через интеграцию рационального и художественно-образного способов познания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю. К. Бабанский. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

2. Бакшаева, Б.А. Психология мотивации студентов : учебное пособие / Б. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. -М.: Логос, 2006. - 184 с.

3. Бодалёв, А.А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А. А. Бодалёв, Н. В. Васина. - СПб. : Речь, 2010. - 224 с.

4. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие / В. И. Загвязинский.

- М. : Академия, 2001. - 192 с.

5. Зоголь, С.Г. Формирование персональной компетентности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Зоголь Светлана Геннадьевна. - Самара, 2013.

- 218 с.

6. Ишков, А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности : монография / А. Д. Ишков. - М. : АСВ, 2004. - 224 с.

7. Князькова, О.Н. Представления студентов провинциальных вузов о культуре самоорганизации личности студента / О. Н. Князькова // В мире научных открытий (Проблемы науки и образования). - № 11.1 (47) / 2013. - С. 142 - 158.

8. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.

9. Косырев, В. Н. Культура учебного труда студента : учеб. пособие / В. Н. Косырев. - Тамбов : Изд-во ТГУ

им. Г. Р. Державина, 1997. - 154 с.

10. Марков, В.Н. Ступени субъектно-личностной самоорганизации человека/ В. Н. Марков // Мир психологии. - 2011.- № 2. - С. 123-131.

11. Пейсахов, Н.М. Произвольные и непроизвольные компоненты психической саморегуляции // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1976.

- С. 5-36.

12. Петерсон, Л.Г., Агапов, Ю.В. Мотивация и самоопределение в учебной деятельности / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов. - М. : АПК и ППРО, Институт СДП. -2011. - 64 с.

13. Семёнов, И. Н. Роль рефлексии в самоорганизации и развитии сознания личности в профессиональном образовании / И. Н. Семёнов, М. Ю. Двоеглазова // Мир психологии. - 2011. - № 2. - С. 131-143.

14. Смоляр, А.И. Профессиональное самосознание учителя : вопросы методологии, теории и технологии развития : монография / А. И. Смоляр. - Самара : ПГСГА, 2013. - 356 с.

15. Смоляр, А.И. Рефлексивный подход в изучении профессиональной самооценки будущего учителя / А. И. Смоляр, Е. Ю. Уточкина // Известия Самарского научного центра РАН - Вып. 4. - Самара СНЦ РАН, 2006.

- С. 242-246.

16. Таланчук, Н. М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса.

- Казань : РАО (Ин-т спец. Образования), 1993. - 92 с.

17. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе / П. Тейяр де Шарден. - М. : ООО «Изд-во АСТ», 2002. - 553 с.

18. Фалеева, Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий / Л. В. Фалеева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 266-274.

19. Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М., 2005. - 800 с.

20. Ярушкин Н.Н., Сатонина, Н.Н. Психолого-педагогические механизмы готовности студентов к будущей профессиональной деятельности / Н. Н. Ярушкин, Н. Н. Сатонина // Известия самарского научного центра российской академии наук. - 2012. - № 2-3 (т. 14). - С. 697-701.

21. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Неявное знание как компонент компетентности в аналитической деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 131-134.

22. Парменов А.А. О проблемах социализации и морального выбора личности в современном обществе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2014. № 4. С. 35-39.

23. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Искусственный интеллект и интеллектуальная компетентность // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 1. С. 34-36.

24. Ликсина Е.В. Проблема формирования рефлексивных умений студентов в современном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2015. Т. 3. № 6 (28). С. 108-112.

25. Агапов О.Д. История как модус бытия человеческого рода // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 7-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.