стратегическое направление
в подготовке специалистов культуры и искусства: арт-терапия
С. Г. Степанова
Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства
С. Т. Губина
Глазовский государственный пединститут им. В. Г. Короленко
Статья посвящена актуальной проблеме разработки и создания инновационной модели специалиста культуры и искусства, который, владеет навыками саморегулирования и саморазвития, благодаря полученным знаниям арт-терапевтического образования. Авторами представлен опыт и перспективы применения методов арт-терапии в работе со студентами академии культуры и искусств. Намечены перспективы и направления разработки арт-терапевтических приёмов в контексте применения национальных традиций в искусстве.
Ключевые слова: арт-терапия, арт-терапевтическое образование, инновационная модель специалиста культуры и искусства.
The article is devoted to the actual problem of the development and creation of an innovative model of art and culture specialist, who thanks to gained knowledge of art therapy education has the skills of self-regulation and self-development. The authors present the experience and prospects of using art therapy methods in working with students of Academy of culture and arts. Prospects and directions of art therapy techniques development in the context of using national traditions in the arts are outlined. Key words: art therapy, art therapy education, innovative model of art and culture specialist.
В современной науке существует необходимость пересмотра подходов в изучении и исследовании влияния искусства на человека в контексте их традиционной дифференциации. Данная дифференциация выражается, с одной стороны, в исследованиях, которые акцентируют внимание на узкопрофессиональной деятельности в области культуры и искусства, мало учитывающих общие психофизиологические закономерности функционирования человеческого организма. А с другой стороны, имеющийся в психологии опыт терапии искусством, чаще всего, является прерогативой деятельности клинических психологов и психотерапевтов, которые, порой, смутно представляют профессиональную «жизнь
в искусстве». Они рассматривают её абстрактно, сухо, придавая забвению практические интересы людей искусства, не чувствуя «изнутри» природу их проблем.
Как отмечено в исследованиях, причины отсутствия навыка психологического самовосстановления специалистами культуры и искусства с помощью взаимодействия с результатами своей деятельности (музыкой, рисунком, танцем и др.) обусловлены тенденцией развития их мышления в направлении теоретического, нежели практического. Современной наукой отмечено, что теоретическое мышление является более «удобным» и не нуждается в больших эмоциональных «затратах». Теоретическое мышление помогает абстрагироваться от
154 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 154-158
И
г
несовершенства фактической конкретной действительности и производить умозаключения, выявляя закономерности идеализированной реальности (1). Человек акцентирует внимание на теоретическом прогнозировании возможного результата (чётком следовании исходной гипотезы). В результате он перестаёт чувствовать (переживать) свой «жизненный мир» (6), потому что не получает феноменологического опыта самовосприятия. Отсюда, восприятие музыканта, режиссёра, хореографа и т.д. с позиции теоретического мышления представляется его эпизодичностью (точеч-ностью) в виде переживания катарсиса достигнутой цели в моменты отработанного концертного номера, поставленного спектакля. Предшествующий этому жизненный опыт репетиций, отшлифовки и тренажа не обладает для них качеством самодостаточности и несёт вспомогательную ценность через механическую (монотонную), автоматическую работу. Сознаётся впечатление, что человек в эти моменты «не живёт», а «репетирует будущую жизнь» теоретически задуманную ранее. На сегодняшний день мало уделяется внимания исследованиям психологической культуре репетиционной деятельности, которая по объёму и энергетическим затратам занимает намного большую часть жизни человека искусства, чем концертные (сценические) выступления (3). В результате смещаются психологические акценты с жизни в искусстве на работу в искусстве. Такие профессионалы не владеют навыком саморегуляции в процессе движения к поставленным жизненным целям: не чувствуют её динамики, изменения, новизны, несмотря на то, что имеют дело с «пластичным» материалом музыкой, танцем и т.д. Отсутствие навыка саморегуляции приводит к формированию ригидных (консервативных), черт личности и, в итоге, к торможению сознания при переработке (декодировании) новой информации, что характеризуется вялостью мышления и общим снижением интеллекта. Это подтверждается исследованиями в области теории коммуникации, которые обозначают, что получение человеком но-
^ Образование в сфере культуры
вой информации (новых знаний) осуществляется за счёт инсайтов в его сознании, и это, может быть только на основе сильных (открытых), а значит свободных эмоций. Логика процесса получения новой информации имеет не линейную, а скачкообразную (трансформационную) стратегию. Информация, представленная в знаковой форме и имеющая дискретный характер, переводится в чувственную (континуально-процессуальную) форму. В итоге, человек осознаёт СВОЁ новое знание за счёт нелинейных трансформаций (рефлексии) «старых», имеющихся в его памяти, содержаний. Отсюда, если изначально хорошо обученный профессионал применяет только теоретическое (линейное) мышление в своей деятельности, то со временем он теряет творческую «искру» и превращается в «ремесленника», выполняющего автоматические действия, подобно машине.
Таким образом, мы наблюдаем парадокс в виде невозможности использования созидающего и развивающего личность потенциала искусства для себя самими создателями творений (или исполнителями) по принципу «сапожников без сапог». Как показывает опыт эмпирических исследований, многие профессионалы не осознают (не понимают) креативной (творческой) природы искусства в целом, называя «творчеством» ремесленный тренаж, отработку, шлифовку стандартных деталей. Результатом являются возникающие критические (кризисные) состояния потери личностного смысла в творчестве, эмоциональные «срывы», деструктивные решения проблем через алкоголизацию, уход (замыкание) в себя, суицидальное поведение и др. Они не умеют регулировать эмоциональные и личностные ресурсы, чувствовать собственный потенциал, что приводит к серьёзным психофизиологическим заболеваниям. Одним, из них является профессиональное выгорание и деформация (4).
Исходя из выше сказанного, на сегодняшний день актуальным является разработка и создание инновационной модели специалиста культуры и искусства, который владеет навыками саморегулирования
h
Г
и саморазвития, не абстрагируясь, а находясь в творческом единении с результатами своей профессиональной деятельности. Основа профессионализма такого специалиста лежит, когда «... в стратегии подготовки кадров становится идея существования скрытого или духовного знания в культуре» (6, с. 14). Духовные знания базируются на процессе воспитания личности молодых специалистов, которые должны обладать гибкостью сознания, так как, они в будущем станут педагогами дополнительного образования. И, поскольку, дети, естественным образом от природы, несут потенциал креативности и одарённости, то, данную ценность нужно уметь взрастить, раскрыть, создать благоприятные условия социально-культурной и информационной среды.
Следуя логики выше изложенного, создание инновационной модели специалиста культуры и искусства лежит через решение научной проблемы выявления универсальных механизмов, объясняющих становление и развитие молодого специалиста культуры и искусства через синтез различных научных направлений, где учитываются психологические, биологические, педагогические, культурологические, искусствоведческие составляющие. Это открывает возможности для будущих профессионалов получения не только специального художественного образования, но и «образования через искусство» (6, с. 8).
Эффективным методом и средством многопланового воздействия творчества и образования через искусство является — арт-терапия (5). Отмечается, что существует потребность определения феномена арт-терапии, используемого в образовании, который будет представлять собой интеграцию педагогики, психологии и искусства (7, 8). Несмотря на то, что отдельное направление в педагогической и социальной работе арт-терапия сформировалась совсем недавно, имеющийся опыт её применения указывает на серию преимуществ. Приведём некоторые наиболее значимые:
• арт-терапия имеет широкий спектр воздействия и не имеет жёстких ограниче-
ний в использовании;
• арт-терапия представляет собой средство преимущественно невербального общения, поэтому является эффективной в работе с представителями профессий системы отношений «человек — человек», за счёт того, что даёт возможность переключиться на другие виды коммуникации;
• арт-терапия оперирует символической речью, которая осуществляется в свободной, без ограничений форме, это представляется ценным для представителей профессии «человек — художественный образ» в раскрытии ими своего внутреннего потенциального таланта и одарённости в искусстве;
• результаты творчества с помощью арт-терапии у большинства вызывают отклик и положительные эмоции — это выступает как эффективное средство налаживания обратной интерактивной связи между людьми, в процессе которой формируется толерантное отношение к различным жизненным позициям в меняющейся социально-культурной среде.
Актуальность применения и разработки технологий с использованием методов терапии искусством в образовательных учреждениях культуры и искусства обозначена рядом противоречий, а именно:
• опыт исследования в науке широких функциональных возможностей арт-терапии не решает проблемы дефицита применения данных методов в качестве сопровождения психофизического здоровья студентов в высших образовательных учреждениях культуры и искусства;
• несмотря на специфику деятельности студентов — будущих специалистов культуры и искусства, связанную с непосредственным созданием произведений искусства и взаимодействием с ними, являются недостаточно изученными психологические механизмы, объясняющие качественные характеристики восприятия ими результатов своей профессиональной деятельности как средства терапии, способствующего их психологическому самооздоровлению;
• теоретический материал и практический опыт арт-терапии позволяет приме-
н
Г
нять его не только в клинической практике медицинских учреждений, но и использовать его в сфере культуры, искусства и образования, поэтому существует острый недостаток учебных программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов — работников искусства, владеющих методами арт-терапии и т.д.
• существующие на сегодняшний день профессиональные арт-терапевтические научные школы готовят специалистов-психологов, не имеющих отношение к профессиональному искусству, это, в свою очередь, сужает перспективы научного исследования терапевтического потенциала искусства. В то время как, присутствует острый дефицит специалистов, обладающих универсальными навыками применения арт-терапевтических знаний как в образовательной и профессиональной деятельности в культуре и искусстве, так и в учреждениях оказания психологической помощи.
Анализируя выше сказанное, создаются предпосылки для организации условий получения студентами арт-терапевтического образования как отдельно взятой дополнительной специальности. Инновационность такого подхода выражается в том, что применение и обучение методам терапии искусством может охватывать следующие направления:
• образовательное (проведение курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, семинаров, лекций, образовательных программ и др.);
• психолого-оздоровительное (проведение тренингов, сессий терапии искусством по различным направлениям для различных возрастных и социальных групп);
• профориентационное и развивающее (работа с одарёнными детьми);
• научное (осуществление исследований в области терапии искусством, проведение конференций, форумов, публикация сборников статей, учебников и др.).
Примером реализации и применения здоровьесберегающих технологий и арт-терапевтических методик является деятельность «Центра Арт-терапии» Восточно-
^ Образование в сфере культуры
Сибирской государственной академии культуры и искусств. На сегодняшний день Центром разрабатываются программы с применением методов музыкальной, телесно-ориентированной, танцевально-двигательной терапии. Особый интерес представляет этноарттерапевтическая направленность разработок коррекционных методов с использованием: национальной и религиозной музыка Бурятии. Это звуки буддийских храмов, речетативы мантр, инструментальное звучание струнных и духовых инструментов, горловое пение и др. Также, в качестве примера эффективного взаимодействия школы-интерната и вуза является проект для слабослышащих и глухих детей: театр мимики и жеста «Голос тишины», где применяются инновационные технологии психофизического оздоровления. Интересным начинанием является проект «Музыка и Гармония», направленный на пробуждение Духовного творческого начала студентов на основе классической музыки. Для психофизического оздоровления студентов применяются методы музыкальной терапии для внутренней гармонизации, развития воображения. Перспективные наработки представляются в практике тан-цедвигательной терапии, а, именно: в работе со студентами академии, изучающими этнологию и народную художественную культуру, создаются уникальные условия, дающие возможность им прочувствовать круговой групповой танец. Данный приём, несёт символику единства отношений, совместное движение, и является возможностью ощутить эмоциональную поддержку участников и др. Благодаря пластической экспрессии во время танца осуществляется коррекция личности и гармонизуется внутренний мир человека (2). В лабораторных условиях Центра проводятся исследования влияния арт-синтез терапии на восприятия реальности времени студентами академии. Например, проводился эксперимент «индивидуальная минута» до и после проведения релаксационных упражнений с применением просмотра видео с изображением природных ландшафтов и звуками живой музыки природы. Отмечено, что
и
Г
результаты эксперимента на констатирующем этапе «...выявили значительные нарушения временного ощущения, у более 70% студентов показатели их реального времени были в пределах 22—37 секунд вместо 1 минуты». На контрольном этапе «после просмотра трёх минутного видео-релакса с фрагментами природного ландшафта и живой музыки природы (звуки воды, пение птиц, потрескивание костра) и выполнением в течение 10 минут предложенных релакс-практик показатели ощущения реального времени изменились в среднем до 52—56 секунд» (9, с. 98). Деятельность Центра Арт-терапии в академии способствует расширению и изучению различных направлений научно-исследовательской деятельности вуза. Например, в апреле 2011 года в период работы ежегодной вузовской научно-практической студенческой конференции была представлена секция по музы-
кальной терапии, где студенты предложили своё видение практики терапии музыкой.
В качестве выводов, отметим, что значимым событием в научной жизни ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства» было проведение I Всероссийской научно-практической конференции «Роль арт-терапии в психофизическом оздоровлении общества и человека» в ноябре 2011 г. Целью конференции являлось исследование влияния культуры и искусства на психофизическое оздоровление общества и человека и определение стратегии усовершенствования образования средствами и методами искусства. Опыт работы конференции подтвердил актуальность проблемы исследований в области разработки оптимальных моделей по реализации арт-терапевтического потенциала в области культуры и искусства.
Примечания
1. Барабанщиков, В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса / В.А. Барабанщиков. — М.: Когито-Центр; Высшая школа психологии, 2006. — 240 с.
2. Буксикова, О. Б. Танце-терапия как средство развития духовного и творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств / О.Б. Буксикова // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. — Вып. 1 (1) — Улан-Удэ, 2011. — С.127—131.
3. Гапонова, С. А. Психологические условия оптимизации подготовки студентов исполнительских факультетов консерватории к концертной деятельности / С.А. Гапонова, А.Н. Павлов // Психологическая наука и образование. — 2005. — №1. — С. 64—72.
4. Губина, С. Т. Профилактика и коррекция психического выгорания с помощью музыкальных психологических средств воздействия / С.Т. Губина // Вестник интегративной психологии. Вып. 7. — Ярославль, Москва, 2009. — С. 76—77.
5. Копытин, А. И. Тренинги по фототерапии / А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2003. — 96 с.
6. Пшеничникова, Р. И. Развитие творческого потенциала в XXI веке как главный ресурс формирования нового образования в сфере культуры и искусства / Р.И. Пшеничникова // Вестник ВосточноСибирской государственной академии культуры и искусств. Вып. 1 (1) — Улан-Удэ, 2011. — С. 7—18.
7. Сергеева, Н. Ю. Содержание понятия «артпедагогика» / Н.Ю. Сергеева // Методологические проблемы педагогики. — 2008. — С. 23—28.
8. Степанова, С. Г. Арт-терапия и многофункциональность ее содержания / С.Г. Степанова, Д.Г. Федотов // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. — 2011. — №1(1). — С. 88—93
9. Чебакова, В. Н. Коррекция психоэмоционального состояния здоровья средствами арт-терапии / В.Н. Чебакова // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. — 2011. — №1(1) — С. 93—99.
и
Г