О. Н. Князькова
(Самара)
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
В статье отражены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение моти-вационно-ценностных аспектов культуры самоорганизации личности студента педагогического вуза, обозначен состав мотивационно-ценностного компонента культуры самоорганизации личности студента.
Понятие «самоорганизация» зародилось в недрах синергетики и в настоящее время широко распространено в различных отраслях науки. Самоорганизация, с точки зрения синергетики, - базовое свойство любой живой системы, заключающееся в её способности к самообеспечению, саморазвитию, саморегуляции не столько за счет притока энергии, информации, вещества извне, сколько за счёт использования её внутренних возможностей (М. С. Каган, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов и
др.].
В отечественной психолого-педагогической литературе понятие «самоорганизация личности» трактуется достаточно широко. Мы придерживаемся позиции тех исследователей (С. С. Амирова, Н. А. Заенутдинова, Н. П. Попова и др.], которые рассматривают элементы процесса самоорганизации в одном ряду с личностными характеристиками, детерминирующими самоорганизацию как психологическое качество, как «понятие, включающее в себя как природные, так и социально-приобретённые свойства личности <...>, а также способность личности оптимально использовать свои психические ресурсы» [12]. Вместе с тем понятие «самоорганизация личности студента» важно рассматривать в контексте культуры личности. Культура самоорганизации личности студента, являясь частью общей культуры студента, представляет собой осознание студентом роли самоорганизации личности в успешности учебно-познавательной и дальнейшей профессиональной деятельности, стремление к овладению навыками самоорганизации и их совершенствованию, а также сами действия по самоорганизации.
Формирование культуры самоорганизации личности происходит на протяжении
всего жизненного пути человека, но с разной интенсивностью в различные периоды онтогенеза. Одним из самых сензитивных периодов является студенческий возраст, так как развитие названной культуры становится возможным лишь тогда, когда личность достигает определённого уровня осмысления своего бытия. Культура самоорганизации личности студента представляет собой сложное системное образование. В её структуре мы выделяем четыре компонента: когнитивный, рефлексивный, мотивационно-ценност-ный и деятельностно-волевой.
Основанием для выделения в структуре культуры самоорганизации личности студента мотивационно-ценностного компонента послужили идеи о взаимосвязи самоорганизации и мотивации учебной деятельности (А. А. Бодалёв, Е. А. Ашихмина, Л. П. Гримак, О. С. Гребенюк, А. Т. Цветкова, В. А. Яковлев и др.]. Феномен самоорганизации личности, по мнению ряда исследователей (Л. В. Фалеева, С. Н. Капустин, Н. С. Копеина и др.], наиболее тесно связан именно с мотивационной структурой личности: «самоорганизация - осознанная совокупность мотивационно-лично-стных свойств, согласующихся с индивидуальными особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приёмах и результатах деятельности» [9, с. 214]; «при сформированной мотивации может происходить самоорганизация учебной деятельности и у студентов это может сопровождаться изменениями в области самоорганизации» [1, с. 38]; «в качестве мотивационной основы личностной самоорганизации студента лежат потребности в обучении и ценностные ориентации учебной деятельности» [6, с. 45].
Мотивационная сфера личности является системным, многокомпонентным, многоуров-
невым, динамическим образованием [3, с. 25]. Как и любая система, она представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов - социально-значимых и закреплённых в идеальных формах ценностей [3, с. 34], побудительные силы, мобилизующие студентов на успешное овладение учебно-профессиональной и профессиональной деятельностью в вузе в ходе обучения на различных курсах и эффективную коммуникацию с профессорско-преподавательским составом, другими студентами и представителями профессионального сообщества» [10, с. 5]. Во всех элементах мотивационной сферы личности присутствуют ценности и ценностные ориентации [13, с. 3], но в отличие от знаний, которые человек получает в готовом виде, ценности он должен выработать для себя сам. Накопление знаний развертывается целенаправленно и успешно, если личности удаётся сравнительно быстро найти свои ценностные ориентиры [5, с. 285].
В период ранней зрелости личность активно строит жизненные планы, намечает конкретные цели, осознаёт способы и ресурсы, которые понадобятся для их достижения.
Выделяют две основные группы мотивов: мотивы учения и профессиональные мотивы. Эти мотивы могут иметь внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренне мотивированная деятельность учения характеризуется тем, что её цели и задачи осмыслены и воспринимаются студентом как личностно значимые и необходимые [11, с. 73], «учебные действия становятся не заданными, а «самоопределяемыми» [14, с. 305-306]. Внутренние мотивы учения связаны с содержанием и достижением высоких результатов в учебной деятельности, они возникают в ходе самостоятельной познавательной деятельности, ориентированы на овладение новыми знаниями, непрерывную познавательную активность, инициативу, стремление к компетентности, самостоятельности, тем самым обеспечивают способность студентов преодолевать возникающие трудности в процессе обучения [11, с. 72].
Студенты с внешней мотивацией учения могут освоить очень сложные виды интеллектуальной деятельности, решать поставленные задачи, но «самостоятельно принимать решение в сколько-нибудь сложной мо-тивационной ситуации и определять общее направление своих действий не способны» [14, с. 303]. Профессиональные мотивы - это
осознанные и принятые к реализации побуждения, существующие в форме субъективного образа потенциальной профессиональной деятельности [11, с. 73]. Релевантной является мотивация учения, связанная с наличием у студентов непосредственного интереса к приобретаемым профессиональным знаниям, умениям и навыкам; иррелевантной - мотивация, основанная на иных побуждениях к получению данной профессии. Положительная мотивация учения студентов (профессиональная и учебная] «способствует не только их становлению как специалистов, формированию общих и профессиональных компетенций, но и ускорению темпов развития культуры самоорганизации» [1, с. 38].
Таким образом, мы выделяем следующие мотивационно-ценностные аспекты культуры самоорганизации личности студента: мотивы поступления в вуз, мотивы учения, профессиональные мотивы, отношение к культуре самоорганизации личности студента, стремление студента к самоорганизации личности. Высокий уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента культуры самоорганизации личности характеризуется наличием у студента внутренних мотивов поступления в вуз и мотивов учения, релевантных профессиональных мотивов. Студент осознаёт значение самовоспитания и саморазвития в жизни человека, ценность овладения культурой самоорганизации личности, может сформулировать личностный смысл обладания названной культурой, выражает стремление к совершенствованию навыков по самоорганизации личности.
Для студента со средним уровнем характерно смешение внутренних и внешних мотивов поступления в вуз и мотивов учения (с преобладанием внутренних], релевантных и иррелевантных профессиональных мотивов. Он выражает позитивное отношение к культуре самоорганизации личности студента (при этом затрудняется сформулировать смысл овладения названной культурой], стремление к совершенствованию навыков по самоорганизации личности. Интересуется проблемами самовоспитания и саморазвития, но не уделяет им особого внимания.
У студента с низким уровнем сформиро-ванности преобладают внешние мотивы поступления в вуз, учебной деятельности, ирре-левантные профессиональные мотивы. Он выражает негативное или безразличное от-
Таблица
Внешние и внутренние факторы, определяющие успешность обучения в вузе, ранжированные студентами
Факторы, определяющие успешность обучения в вузе Ранг
Целеустремлённость ...................................................................................................1
Учебная мотивация ......................................................................................................2
Интеллектуальное развитие ................................................................................3
Здоровье ................................................................................................................................ 4
Развитость волевой сферы ....................................................................................5
Ценностные ориентации студента .................................................................6
Культура самоорганизации личности студента ..................................7
Качество довузовской подготовки студента ..........................................8
Уровень организации учебного процесса в вузе .................................9
Уровень компетенции и мастерства преподавателей ................ 10
Требовательность преподавателей ............................................................ 11
Особенности темперамента .............................................................................. 12
Окружающие люди, их влияние на студента ...................................... 13
Акцентуации характера ........................................................................................ 14
Развитость материально-технической базы вуза ......................... 15
Возможность получать стипендию за хорошую учёбу ............... 16
Семейное положение студента ....................................................................... 17
Место жительства ..................................................................................................... 18
Материальное положение студента ........................................................... 19
Возраст ............................................................................................................................... 20
ношение к явлению культуры самоорганизации личности, к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, не видит смысла быть организованнее.
Опишем результаты эмпирического исследования.
В эксперименте приняли участие студенты очной формы обучения первого и второго курсов факультетов культуры и искусства, начального образования (направление подготовки «Педагогическое образование»] Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (всего 182 человека]. Студентам были предложены разработанная нами анкета о культуре самоорганизации личности, а также опросник «Мотивация учения студентов педагогического вуза» С. А. Па-кулиной и С. М. Кетько [7].
Изучение ценностного отношения студентов к культуре самоорганизации личности студента показало, что осознают смысл овладения культурой самоорганизации личности - 98% опрошенных; смогли самостоятельно сформулировать смысл обладания культурой самоорганизации - 8%; подчеркнули ценность самовоспитания и саморазвития - 61% студентов; интересуются вопросами самовоспитания и саморазвития, но не уделяют им особого внимания - 38%; стремятся к боль-
шей самоорганизации личности -68% студентов, вполне удовлетворены нынешним уровнем самоорганизации личности - 23%; не видят смысла в том, чтобы быть более организованными - 8%.
Об интересе студентов к тому, чтобы повысить эффективность учебно-познавательной деятельности, мы судили по ответам на вопрос: «Интересно ли Вам узнавать о способах повышения эффективности учебно-познавательной деятельности?». «Да» ответили 64% опрошенных, «нет» - 3%, «иногда» способами повышения эффективности учебно-познавательной деятельности интересуются 34% респондентов.
С целью изучения влияния на успешность обучения в вузе внешних и внутренних факторов (среди которых находится культура самоорганизации личности] студентам было предложено проранжировать различные факторы (см. табл.]. Результаты ранговых оценок позволяют сделать вывод, что для респондентов культура самоорганизации личности является одним из самых значимых факторов, определяющих успешность обучения студента в вузе, наряду с целеустремлённостью, учебной мотивацией, интеллектуальным развитием, здоровьем, развитостью волевой сферы, ценностными ориентациями.
80
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. Сравнительные результаты изучения сформированности мотивационно-ценностного и когнитивного компонентов культуры самоорганизации личности студентов.
Результаты ответов студентов на предложенные им вопросы, а также данные опросника позволили нам разделить респондентов на три группы по уровню сформированности мотивационно-ценностного компонента культуры самоорганизации личности студента. К высокому уровню относятся 26% студентов, 70% - к среднему уровню, 4% - студенты с низким уровнем. В совокупности количество студентов с высоким и средним уровнями значимо превосходит количество студентов с низким уровнем сформированно-сти обозначенного компонента.
На рисунке наглядно видно, что сформи-рованность когнитивного компонента (полнота и глубина знаний о культуре самоорганизации личности] гораздо ниже сформиро-ванности ценностно-мотивационного. Обобщая результаты данных исследований, можно сделать вывод о позитивном ценностном отношении студентов к культуре самоорганизации личности, о потенциально высокой потребности в ней и готовности к восприятию информации о ней, о достаточно высокой мотивации к овладению культурой самоорганизации личности студента.
Литература
1. Ашихмина Е. А. Мотивация и самоорганизация как взаимосвязанные интегративные свойства личности студентов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - № 74-2. - С. 37-42.
2. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981.- 96 с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 3).
3. Бакшаева Б. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие. - М.: Логос, 2006. - 184 с.
4. Бодалёв А. А., Васина Н. В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? - СПб.: Речь, 2010. - 224 с.
5. Каган М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
6. Капустин С. Н. Развитие личностной самоорганизации у курсантов высших военно-инженерных учебных заведений : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 156 с.
7. Кетько С. М., Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование = psyedu.ru. - 2010. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyedu.rU/journal/2010/1/Pakulina.phtml (дата обращения 14.09.2014).
8. Князькова О. Н. Представления студентов провинциальных вузов о культуре самоорганизации личности студента // В мире научных открытий (Проблемы науки и образования). - 2013. - № 11.1 (47). - С. 142-158.
9. Копеина Н. С. Самоорганизация в системе свойств индивидуальности // Личность в системе общественных отношений. Ч.1. - М.: АН СССР, 1983. - С. 214-215.
10. Ларина Е. А. Структура и динамика мотивационной сферы личности студентов разных направлений профессионального образования : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 29 с.
11. Пакулина С. А. Психологические особенности мотивации учения студентов педагогического вуза // Труды СГА. - 2009. -№ 9. - С. 70-86.
12. Пахмутова М. А. Самоорганизация как интегральная характеристика личности [Электронный ресурс] : Тез. докл. // Ананьевские чтения 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии. 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/pah-mutova-samoorganizatsiya-kak-integralnaya-16344.html (дата обращения 19.02.2013).
13. Полякова И. П. Роль ценностей в процессе мотивации : дис. ... канд. филос. наук. - М., 2003. - 163 с.
14. Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002 - 343 с.