Научная статья на тему 'Аксиологический аспект самоорганизации времени студента университета'

Аксиологический аспект самоорганизации времени студента университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1429
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ / ЦЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реунова Мария Александровна

В статье раскрывается понятие самоорганизации времени. Рассмотрены умения и способ* ности к самоорганизации, ее функции, а также преимущества данной системы управления вре* менем. Описан педагогический аспект временной ориентации в совокупности с ценностями лич* ности студента, как и комплекс организационно*педагогических условий, способствующих эф* фективному развитию умений самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологический аспект самоорганизации времени студента университета»

Реунова М.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМООРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА

В статье раскрывается понятие самоорганизации времени. Рассмотрены умения и способности к самоорганизации, ее функции, а также преимущества данной системы управления временем. Описан педагогический аспект временной ориентации в совокупности с ценностями личности студента, как и комплекс организационно-педагогических условий, способствующих эффективному развитию умений самоорганизации.

Ключевые слова: самоорганизация времени, ценность, студенчество, тайм-менеджмент.

Актуальность проблемы определения ценностных ориентиров университетского образования обусловлена социальной ситуацией развития современного общества. Произошедший цивилизационный сдвиг актуализировал проблемы аксиологии, они вновь дискутируются: вопросы возникновения и эволюции ценностей, иерархии и доминирования ценностных систем. Меняющееся образование в изменяющемся мире привело к пониманию необходимости выработки новой стратегии университетского образования.

На каждом этапе развития общества система образования претерпевает определенные изменения в соответствии с его потребностями, идеологией, ценностями. Кардинальные изменения в мировом сообществе обусловили возникновение новых приоритетов в сфере университетского образования [8].

Современное информационное общество ставит перед всеми типами образовательных учреждений и университетом, в частности, задачу подготовки студентов, способных гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям; самостоятельно приобретать знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко сознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; делать аргументированные выводы, применять их для выполнения и решения новых проблем; максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять личным вре-

менем, течением своей жизни. Об этом говорят многочисленные публикации специализированных журналов, доклады на международных конференциях и симпозиумах.

Большинство отечественных педагогов и психологов (Э.Ф. Зеер, Е.П. Климов, И.С. Кон,

А.В. Петровский) характеризуют студенческий возраст как благоприятный для формирования ценностных ориентаций в качестве устойчивого образования личности, поскольку он характеризуется достижением наивысших результатов, которые базируются на процессах предшествующего биологического, психологического, социального развития.

Студенчество - это социальная категория, специфическая общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования. Как социальная группа студенчество характеризуется профессиональной направленностью, ценностным отношением к будущей профессии, которое является следствием профессионального выбора как механизма ориентации студента в мире ценностей. Студенческий возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни к личностной саморегуляции и са-модетерминации. Источник и движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность ее жизнедеятельности ее жизненным миром [7].

Студенческий этап жизни связан с формированием относительной самостоятельности. Студенчество - важнейший период развития человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установ-

ления научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля» и профессионала.

В этом возрасте определенное изменение претерпевает чувство взрослости: оно становится глубже и острее, оно не пропадает, но превращается в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения. Основные новообразования в этом возрасте: социальная зрелость, взрослость, самостоятельность, определение смысла и стиля жизни, профессиональное самоопределение. Построение и переоценка системы ценностей - основной процесс морального развития в студенческом возрасте.

Ориентация выступает как прогноз, как реальная конструктивная жизненная перспектива, как жизненный план. В точном смысле этого слова жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым студент намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся.

В научной литературе все чаще используются понятия «самоорганизация», «самоуправление», «самоконтроль», от которых зависит эффективность различных видов деятельности, в том числе творческого саморазвития личности. Во многом способности к самоорганизации зависят от уровня следующих способностей:

- способности к самопознанию, то есть от того насколько хорошо студент знает себя, свои достоинства и недостатки, свои профессиональные возможности, может прогнозировать, как он способен проявить себя в той или иной ситуации;

- способности к самоопределению, то есть насколько точно студент знает, чего он хочет, какие цели и задачи считает для себя приоритетными и почему;

- способности к самореализации - это способности проявить себя там, где это необходимо на пределе своих возможностей;

- способности к самодеятельности - это способности проявить инициативу, самостоятельность и независимость;

- способности к самоконтролю - это способности личности применительно к каждому новому виду деятельности найти адекватно ей критерии самоконтроля. Используя их, можно выполнять деятельность с минимальным числом ошибок, то есть качественно и эффективно;

- способности к самооценке - это прежде всего способности как можно объективнее оценить свои личные качества и способности, не завышая и не занижая их;

- способности к самопознанию, то есть от того насколько хорошо студент знает себя, свои достоинства и недостатки, свои профессиональные возможности, может прогнозировать, как он способен проявить себя в той или иной ситуации;

- способности к самоопределению, то есть насколько точно студент знает, чего он хочет, какие цели и задачи считает для себя приоритетными и почему;

- способности к самоусовершенствованию -это способности активно работать над собой, совершенствуя себя, свои творческие, профессиональные и другие качества личности и тем самым усовершенствовать свои возможности к самоорганизации в различных видах деятельности.

Если все вышеперечисленные способности выстроить в ряд, то они будут достаточно полно отражать способности студента к самоорганизации.

Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация - это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении. Самоорганизацию связывают с изменениями жизненных стереотипов, отработкой необходимых умений для действий, сами действия и их контроль. Одним из приоритетных направлений повышения качества высшего образования является применение в профессиональной подготовке в вузе современной системы развития умений самоорганизации студента, в том числе самоорганизации его времени.

Под умениями самоорганизации времени понимаются умения, отражающие освоенные способы выполнения действий обучающихся на основе специально сформированных знаний, которые позволяют им с учетом своих индивидуальных особенностей, рационально используя свои силы, самостоятельно и целенаправленно организовывать свою жизнедеятельность самым эффективным способом. Данные умения объединяют умения целеполагания, грамотного планирования времени на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, умения рационально организовать время, рефлексивные умения. Такие

умения направлены главным образом на развитие успешной личности студента.

Самоорганизация - это комплекс личностных структур сознания, которые обеспечивают стремление к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции, умение предвидеть, целеустремленность, самокритичность, самодисциплину; это последовательное и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего времени, то есть максимальное использование собственных возможностей, сознательное управление течением своей жизни и преодоление внешних обстоятельств как в учебе, на работе, так и в личной жизни.

К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимый для исследования проблемы самоорганизации времени студента университета. Это исследования в области философии, социологии, педагогики, психологии:

- особенности временной организации жизнедеятельности человека изучали Н.Н. Брагина, ТА Доброхотова, Ю.М. Забродин, А.В. Бороздина, Н.А. Мусина, Я. Освальд, С. Шервуд;

- сущность, природу, структуру мотивации жизнедеятельности изучали М. Аргайл, Д. Аткинсон, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, А. Маслоу, А.А. Реан, Л. Фресс, Х. Хекхаузен, Ф. Хоппе, Н.М. Якобсон;

- категория времени в общей теории ценностей разрабатывалась А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, Н.Ф. Масловой, Н.С. Розовым, В.И. Сагатовским;

- аксиологические исследования, посвященные педагогическим аспектам приобщения личности к ценностям времени, были проведены

A.В. Кирьяковой, ГА Мелекесовым, Н.Д. Ни-кандровым, З.И. Равкиным;

- общепедагогические принципы в самоорганизации времени студентов в будущей профессиональной подготовке разработаны Г.В. Белой, З.И. Васильевой, В.Г. Рындак, В.А. Сластениным,

B.Д. Шадриковым;

- обучением самоменеджменту занимались Г.С. Альтшуллер, ГА Архангельский, Д.А. Гранин, Н.А. Лаврентьева, А. Лакейн, С. Кови, А. Ле-витас, Д. Литвак, А. Макензи [5].

Большинство описанных в литературе концепций самоорганизации построены на стержневой идее, вокруг которой формируется

система методик и приемов работы над собой по реализации этой идеи. В концепции Л. Зай-верта - это экономия своего времени; в концепции М. Вудкока и Д. Френсиса - преодоление собственных ограничений; в концепции В. Андреева - саморазвитие творческой личности; в концепции А. Хроленко - повышение личной культуры деловой жизни; в концепции Х. Швальбе -достижение личного делового успеха.

Самоорганизация времени включает следующие этапы: информацию и коммуникацию, постановку целей (анализ и формирование целей), планирование (разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности), принятие решений (принятие решений по предстоящим делам), реализацию и организацию (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса для осуществления поставленных задач), контроль (самоконтроль и контроль итогов) [6].

Особую значимость имеет комплекс организационно-педагогических условий, способствующих эффективному развитию данных умений, который включает следующие элементы: формирование ценностного отношения студентов ко времени за счет инициирования их рефлексивной позиции; развитие мотивации студентов в рациональной организации своего времени путем активного применения на занятиях методов критического мышления; опора на раскрытие субъектного опыта студентов.

В научной литературе отмечены преимущества самоорганизации времени: выполнение работы с меньшими затратами, лучшая организация учебного времени, меньше спешки и стресса, больше удовлетворения от учебы, большая мотивация труда, меньшая загруженность учебой, меньше ошибок при выполнении своих функций, достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Педагогический аспект временной ориентации личности в совокупности с ценностями разработан А.В. Кирьяковой. В самом общем виде процесс ориентации может быть представлен как расширяющееся во времени жизненное пространство, в котором личность строит, приобретает определенную «траекторию своего движения» сообразно ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития. Выбор жизненной цели и планов человек осуществляет на основе познания обсто-

ятельств и самого себя, постоянно оценивая, сравнивая и сопоставляя и себя, и других людей, обращаясь в прошлое, живет в настоящем, ориентируясь на будущее. Ценностные ориентации личности обеспечивают стержень, общую линию, которая уравновешивает поступки, поведение и деятельность. Этот процесс - не одномоментное обретение качества, он растянут во времени, имеет свои этапы, последовательно соотносимые с общим ростом и возрастным развитием человека, формированием его личностных свойств.

1 фаза - присвоение ценностей общества личностью. Она обеспечивает создание ценностного «образа мира». На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, происходит становление и развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности. Теоретически обоснованием вычленения этой фазы процесса ориентации служат исследования по проблеме формирования убеждений.

2 фаза - преобразование личности на основе присвоения ценностей. Это такой период в развитии процесса ориентации, когда личность сосредоточивает внимание на себе, происходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я». На этой стадии в процессе развития ценностного отношения к миру вплетается самопознание, процесс приобретает качественно новые характеристики: переоценку ценностей, их большую дифференциацию, стабилизацию. Теоретическим основанием для выдвижения и обоснования этой фазы ориентации служит психологическая теория «Я-концепции».

3 фаза - это прогноз и целеполагание. На этой стадии развития процесса ориентации происходит согласование, систематизация и выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности. Углубление ценностного отношения к окружающей действительности и процесс ориентации приобретают новые характеристики - пространственно-временную трехмерность, ценностные ориентации и самосознание устремляются в будущее - формируется жизненная перспектива. Теоретической основой для выдвижения этого положения является теория прогнозирования [3].

Высшая цель с точки зрения современной психологии заключается в личностной самореализации через развертывание внутренних потен-

ций и превращение их в актуальные достижения. Вершины достижений - это реализованные ценности, в которых заключены представления о том, что в жизни является важным, а что нет. Безусловно, главной ценностью XXI века является время. Рационализация расходования времени - это неиссякаемый резерв саморазвития, высвобождение жизненной энергии на новые интересные дела. Все это требует определенных усилий, а главное, изменения привычек, установок, некоторой самодисциплины. Это требует от человека сделать решительную переоценку ценностей и начать с овладения новыми приемами и методами рационального использования времени.

Тайм-менеджмент или управление временем - это процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Управление временем может помочь рядом навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, составление списков и расстановку приоритетов. Изначально управление временем приписывалось только бизнесу или трудовой деятельности, но со временем термин расширился, включив любую учебную деятельность.

Дисциплина «Тайм-менеджмент» оформилась в самостоятельное направление менеджмента организации к концу 60-х гг. ХХ века. Тайм-менеджмент - это технология организации времени и повышения эффективности его использования. В этой области наиболее широкое распространение получили работы, исследования и подходы отечественных авторов Г.Х. Попова, А.К. Гастева и П.М. Керженцева и зарубежных специалистов - Л. Зайверта (Германия), Ст. Кови, П. Дойля (США), Б. Санто (Венгрия).

Отечественная научная школа по организации личного времени имеет ряд собственных достижений. Глеб Архангельский - ведущий отечественный эксперт в области управления временем, создатель российского тайм-менед-жерского сообщества. Г.А. Архангельский отмечает, что для создания личной системы управления временем необходимо сделать 10 шагов, включающих отдых, мотивацию, целеполагание,

использование «жестких» и «гибких» задач, планирование, расстановку приоритетов, правильную организацию информационного пространства, выявления поглотителей времени внедрение в жизнь технологий тайм-менеджмента [1].

Конкретные технологии тайм-менеджмента (такие как «принцип Эйзенхауэра», «система Франклина», «принцип Парето», «Анализ А, Б, В», «тест SMARTS», «семь R тайм-менеджмента», методики планирования, делегирования, использования «краеугольного времени» и т. п.) направлены на преодоление или нивелирование факторов, приводящих к неэффективному использованию времени.

Стивен Кови, известный американский специалист по управлению временем, различает реактивный и проактивный подходы к жизни. Реактивный - это реагирование на внешние обстоятельства, жизнь «как сложилось» и «как получилось». Проактивный - выстраивание своей жизни по своему желанию, активное влияние на события и обстоятельства. Успешные и счастливые люди, люди самореализующиеся, люди, многого достигшие в жизни, могут вести или не вести ежедневник, быть сторонниками планомерности либо, наоборот, спонтанного реагирования на обстоятельства. Техника у всех разная. Но что объединяет этих людей, что у них есть обязательно -это четкое понимание своих целей. И главное -проактивно воплощать их в жизнь [4].

Тайм-менеджмент как система управления временем включает в себя ряд элементов: анализ использования рабочего времени, постановку целей, планирование рабочего времени, выработку различных методов борьбы с причинами нерационального использования временного ресурса.

Анализ - это такой процесс, который позволяет выявить нерациональное использование рабочего времени, его причины, а также вычленить из всех причин основные, которые оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на использование времени.

Постановка целей - необходимый этап в тайм-менеджменте, в ходе которого необходимо ответить на вопрос, зачем тайм-менеджмент вообще нужен для конкретного человека. Постановка целей помогает в дальнейшем ориентироваться в том, какие методы управления временем следует применять, а какие применять не следует.

Планирование - это такой процесс, в ходе которого осуществляется составление перечня

задач, которые необходимо выполнить за определенный промежуток времени.

Выработка методов борьбы с причинами потерь времени предполагает, что в ходе предварительного анализа эти причины были выявлены и необходимо ликвидировать их. Для типичных причин существуют различные типичные способы борьбы с ними, однако следует помнить, что каждый конкретный случай индивидуален и необходимы индивидуальные подходы к каждой причине в каждом случае.

Жизнь все чаще ставит человека в ситуацию дефицита времени. Режим дефицита времени, создавая эмпирическую напряженность, вступает в конфликт с эмоциональным переживанием, что ведет к дезорганизации деятельности. Время сегодня - ценность. Оттого насколько студент умеет организовать свое учебное и личное время, зависит его успешность в жизнедеятельности.

По мнению А.Д. Ишкова, автора голографической модели самоорганизации, успешно обучающиеся студенты имеют более высокий уровень самоорганизации, чем неуспешные. Успеваемость успешно обучающихся студентов в большей степени определяется уровнем их самоорганизации, чем стилем межличностных отношений и уровнями субъективного контроля, интеллекта, рефлексивности [2].

Самоорганизация - это показатель личной зрелости человека, интегрированная совокупность природных и социально приобретенных свойств человека. Практические навыки самоорганизации относятся к наиболее медленно осваиваемым навыкам, требующим кропотливой систематической работы, в связи с чем учебные курсы и дисциплины обеспечивают формирование первичных умений и навыков самоорганизации, закрепление и развитие которых необходимо продолжить в процессе дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Когда говорится о самоорганизации и тайм-менеджменте, то имеется в виду постановка цели, планирование работы и распределение своего времени, выбор определенной технологии, овладение необходимыми действиями и операциями, реализация программы самоконтроля. Самоорганизация требует собственной перестройки, использует волевую регуляцию, выбор приоритетов. Ее целевая функция - достижение субъективно значимого для конкретной успешной личности.

Сегодня неотъемлемым качеством будущего профессионала в любой динамично развивающейся области должно быть умение эффективно организовать свою работу, рационально рас-

ходовать свое время. В современном обществе студент не может быть успешен без сознательного отношения к своей учебе и наличия стратегии жизни.

20.12.2011

Список литературы:

1. Архангельский, Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 272 с.

2. Ишков, А.Д. Голографическая модель процесса самоорганизации // Фундаментальные проблемы психологии: личность и культура. - 2003. - №1. - С. 34-55.

3. Кирьякова, А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Международный психолого-педагогический журнал «Magister». - 1998. - №4. - С. 37-50.

4. Кови, С. Семь навыков высокоэффективных людей. - М.: Омега; Л., 2010. - 114 с.

5. Козловская, Т.Н. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Оренбург, 2005. - 16 с.

6. Козловская, Т.Н. Осмысление научных подходов в изучении категории времени с точки зрения формирования «образа будущего» // Образование нового столетия: проблемы, технологии, подходы к модернизации. - 2001. - Уфа: изд-во БГПУ. - С. 73-76.

7. Леонтьев, А.Н. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. - 1972. - №2. - С. 3-13.

8. Ридингс, Б. Университет в руинах. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2010. - 234 с.

Сведения об авторе:

Реунова Мария Александровна, ассистент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 4106, тел. (3532) 372431, е-таіі: [email protected]

UDC 378.091.2 Reunova M.A.

Orenburg state university E-mail: [email protected]

AXIOLOGICAL ASPECT OF STUDENT’S TIME-MANAGEMENT

The article discloses the notion of student’s time-management. The article points out student’s abilities and talents for time-management, its functions, as well as advantages of time managing system. The article depicts educational aspect of time orientation connected with student’s values as well as complex of teaching and organizing conditions, contributing to effective development of time managing abilities.

Key words: self-management, value, the students, time-management.

Bibliography:

1. Arhangelsky, G.A. Time-drive: How to have time to live and work. - M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2011. - 272 p.

2. Ishkov, A.D. Holographic model of time-managing process // Fundamental problems of psychology: personality and

culture. - 2003. - №1. - S. 34-55.

3. Kiryakova, A.V. Personality’s orientation in the world of values // International psyco-educational magazine «Magister». -1998. - №4. - S. 37-50.

4. Covey, St. Seven habits of highly effective people. -M.: Omega; L., 2010. - 114 p.

5. Kozlovskaya, T.N. Self-management as factor of forming student’s «Image of future»: avtoref. DIS....Managing ped. Sciences. - Orenburg, 2005. - 16 s.

6. Kozlovskaya, T.N. Trying to understand scientific approaches in studying time aspect concerning formation of student’s «Image of future» // Education of new century: problems, technologyes, approaches to modernization. - 2001. - Ufa: publishing house BgPU. - S. 73-76.

7. Leontev, A.N. Psycology of image // Vestnik Moscow uni. - 1972. - №2. - S. 3-13.

8. Ridings, B. University in Ruins. - M.: Izdatel’skiy dom GU VSHE, 2010. - 234 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.