Научная статья на тему 'Педагогические условия проектирования организации жизнедеятельности студентов младших курсов вуза'

Педагогические условия проектирования организации жизнедеятельности студентов младших курсов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ ВУЗА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов К.В.

Целью статьи является исследование содержания, структуры, понятийного поля, выявление факторов и педагогических условий организации жизнедеятельности студентов младших курсов вуза. Обоснована необходимость организации жизнедеятельности студентов, для того чтобы помочь им согласовать учебную и внеучебную деятельность, за счёт сокращения объёмов времени, потраченного на неспецифическую деятельность. За счёт применения методов самоорганизации, самоменеджмента (целеполагание, учёт потраченного времени, планирование рабочего дня и недели, контроль, хронометраж, рефлексия) происходит формирование у студентов таких умений, как конструирование перспективного плана собственной жизнедеятельности в условиях педагогического вуза и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия проектирования организации жизнедеятельности студентов младших курсов вуза»

УДК 378. 180.6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВУЗА

© 2018 К. В. Трофимов

старший преподаватель кафедры управления развитием образования e-mail: ya. trofimov-k@,yandex. ru

Омский государственный педагогический университет

Целью статьи является исследование содержания, структуры, понятийного поля, выявление факторов и педагогических условий организации жизнедеятельности студентов младших курсов вуза. Обоснована необходимость организации жизнедеятельности студентов, для того чтобы помочь им согласовать учебную и внеучебную деятельность, за счёт сокращения объёмов времени, потраченного на неспецифическую деятельность. За счёт применения методов самоорганизации, самоменеджмента (целеполагание, учёт потраченного времени, планирование рабочего дня и недели, контроль, хронометраж, рефлексия) происходит формирование у студентов таких умений, как конструирование перспективного плана собственной жизнедеятельности в условиях педагогического вуза и т. д.

Ключевые слова: студенты младших курсов вуза, самоорганизация, самоменеджмент, педагогические условия.

Как известно, высшее образование в условиях постиндустриального общества не только становится главным фактором экономического развития, но и выступает основным агентом социальной мобильности для человека.

Переход от образовательной парадигмы индустриального общества, где «различные степени обучения от средней до высшей школы отличаются друг от друга лишь количеством сообщённого материала» [Фромм 2014: 60] к образовательной парадигме постиндустриального общества означает в первую очередь, отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средства построения личной карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, и формы и методы, и роль педагога и т.д. [Новиков 2008: 136].

В условиях постиндустриального общества, где быстро происходят социальные изменения, будут востребованы личности, которые могут принимать точные решения на основе критического анализа в ситуации неопределённости, которые могут находить свой путь в новом социокультурном окружении, способные к диалогу с представителями различных этнических и социальных групп.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации нет период до 2025 г. определены не тольш основные направлений образовательной политики государства, нж и ожидаемые результаты в ходе их реализации. В частности, государственна политика в области образования должна обеспечить создание функциональной системы образования, отвечающей требованиям информационной цивилизации, способной подготовить профессионала, готового действовать в условиях открытой интеллектуальной экономики, умеющего адаптироваться в ситуации социально-экономической нестабильности, самостоятельно решать собственный и корпоративные проблемы в процессе профессиональной деятельности.

Поэтому профессиональное образование наполняется актуальным содержанием, что порождает проблему приспособления студентов младших курсов вузов к непривычным для них условиям жизнедеятельности (значительный блок информации, предназначенной для освоения; длящиеся психологические и соматические перегрузки, обусловленные иным, по сравнению со школьным, ритмом процесса обучения, акцент на самостоятельную работу; нарушение двигательной активности, несвоевременный приём пищи, недостаточным сон и т.д.). Приведённые факты объясняют актуальность организации жизнедеятельности студентов, отвечающей новыш вызовам. Необходимость организоваты жизнедеятельность студентов определена в виде требований к педагогу высшего образования в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: организация деятельности обучающихся по освоению знаний формированию и развитию умений и компетенций позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата, организация самостоятельной работы обучающихся по учебныш предметам образовательной программы. Сопряжение сферы труда со сферой образования посредством гармонизации профессиональных и образовательный стандартов выступает основой современного социально-экономического развития страны вообще и определяет вектор образовательной политики страны в сфере профессионального образования в частности.

Актуальность организации жизнедеятельности студентов обусловлена ещё и спецификой современного рынка труда, к условиям которого они должны быть готовы. Специалисту, работнику!необходимо уметь действовать в условиях подвижности рынка труда. Стремительная трансформация социально-экономических и политических процессов обусловили необходимость принятия ситуативных решений, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для организации деятельности в логике проекта. Именно проектная деятельность поможет адаптироваться студентам младших курсов в условиях новой для ни социальной реальности и успешно осваивать, профессию.

Президент страны В.В. Путин, намечая приоритеты государственной образовательной политики в условиях перехода страны к цифровой экономике, в числе ключевык задач для системы образования в Указе «О национальны« целях и стратегических задачах развития РФ» особо выделил:

- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования;

- модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Как утверждает Д. Белл, в условиях становящегося постиндустриального общества студент должен готовить себя к неизвестному будущему. Более того, эта задача стоит не только перед отдельным индивидом, но и перед всем обществом [Белл 2004: 230] и его институтом образования.

Поэтому для успешного освоения профессии в условиях изменяющихся профессиональные требований студенту необходимо уметы проектировать собственную жизнедеятельность, организовывать, её с точки зрения ведущей учебно-профессиональной деятельности как жизненного приоритета, рационально согласовывать сферы деятельности и распределять, отведённое та них время. Всё это

обуславливает необходимость формирования субъектности студента и в первую очередь навыков самоорганизации собственной жизнедеятельности. При этом субъектность рассматривается в двух аспектах: как способность освоить деятельность и творчески её преобразовывать и способность выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности, быть распорядителем и организатором собственной жизнедеятельности [Сластёнин 2005: 155].

Быть организатором собственной жизнедеятельности - значит быть способным к самоорганизации своей жизни и деятельности. Умение самоорганизовать жизнедеятельность как качество личности, способной творчески, активно и самостоятельно совершенствовать свою деятельность, выступает важнейшим атрибутом субъектности (К.А. Абульханова-Славская) и является востребованным в постиндустриальной цивилизации.

Проектирование организации жизнедеятельности студентов - это процесс структурирована её основных факторов (таких как образ жизни, окружающая социокультурная среда) с целью их упорядочиванш! в определённую стабильную целесообразную последовательность. Так, формирование и стабильное соблюдение режима труда и отдыха рациональное чередование физических и умственных нагрузок поможет студенту согласовать потенциальные возможности его организма с его стремлением к постоянному устойчивому профессиональному и личностному развитию.

При отсутствии же адекватной внешним условиям социокультурной среды организации жизнедеятельности, на основе коэволюции, соответствующей установленным нормам и согласованной с индивидуальными особенностями студентов младших курсов, происходит значительное ухудшение их психического и соматического здоровья (Б.И. Новиков).

Следовательно, организация жизнедеятельности студентов младших курсов без её предварительного педагогического проектирования, под которым И. А. Колесникова понимает пошаговое (технологическое) осуществление желаемого образа будущего представляется неэффективной. Организация жизнедеятельности студентов - это процесс систематической, поступательной реализации в образовательной практике спроектированного образовательного процесса по определённой модели.

Под жизнедеятельностью мы понимаем комплекс всех видов деятельности человека, наиболее типичных в данных конкретно-исторических, социокультурных и природных условиях, включающий ценностно-смысловой и деятельностный компоненты, обусловленный ведущим типом деятельности индивида и характеризующий его как существо биосоциальное, обеспечивающий осуществление жизненно важных функций и процессов, способствующих удовлетворению биологически (органических и материальных) и социальных (личностных и духовных) потребностей.

Исходя из данной дефиниции под проектированием организации жизнедеятельности студентов мы понимаем целенаправленный процесс как педагогически управляемый, так и осуществляемый студентами самостоятельно, обеспечивающий усвоение студентами ценностных норм, осуществление ценностного выбора и реализацию смысла жизни в поступках и поведении посредством согласования основных сфер жизнедеятельности студентов (учебной и внеучебной), реализуемый на основе сформированной способности к самоорганизации собственной жизнедеятельности.

Организация жизнедеятельности студентов осуществляется на следующих

этапах:

- усвоение студентами знаний о категории жизнедеятельность, на основе которых формируется убеждённость в необходимости её организации;

- формирование умений самоорганизации собственной жизнедеятельности;

- проявление усвоенных знаний и присвоенных ценностей в процессе организации собственной жизнедеятельности.

Результативность организации жизнедеятельности студентов младших курсов вуза определяется на основе когнитивно-ценностного, смыслового, рефлексивно-деятельностного криетиев.

Показателями когнитивно-ценностного критерия выступают системность и полнота знаний и значимости в процессе учебно-профессионального развития индивида жизнедеятельности, принятие необходимости организации собственной жизнедеятельности; показателями смыслового критерия являются сформированность социально-профессиональной и прагматической мотивации, осознанность личностной и общественной значимости ценности организации жизнедеятельности; показатели рефлексивно-деятельностного критерия - индивидуальная активность, участие в самоуправлении вуза, самоорганизация собственной жизнедеятельности и её самооценка в соответствии с установленными социальными нормами.

В качестве факторов, влияющих на организацию жизнедеятельности студентов младших курсов вуза, выступают личностные и факторы социокультурного окружения. К личностным факторам относятся: образ жизни студента (способ жизнедеятельности, основанный на образе мира и конкретизированный в «образе Я», формирующийся в процессе общественного учебно-профессионального взаимодействия и определяющий характер отношений индивида с миром с помощью механизмов отражения и порождения смыслов; научная организация труда студентов, включая соотношение деловой занятости и досуга). К факторам социокультурного окружения относятся факторы макросреды (состояние прав и свобод человека и гражданина в стране, уровень развития и независимости средств массовой информации (интернет, периодическая печать, телевидение и т.д.), компоненты доминирующей в стране культуры (народная, массовая и элитарная культуры: изобразительное искусство, литература, театр); факторы микросреды (институты семьи, высшего образования, формальные и неформальные социальные группы: трудовые коллективы, общественные объединения, друзья, референтные группы); характер взимоотношений с пофессорско-преподавательским составом вуза, с администрацией, условия студенческого быта.

Педагогическими условиями проектирования организации жизнедеятельности студентов младшюс курсов педагогического вуза являются:

- разработка и реализация структурно-функциональной модели организации жизнедеятельности студентов младшюс курсов педагогического вуза;

- самоорганизация студенческой жизнедеятельности в учебной и внеучебной работе;

- реализация программы проектирования организации жизнедеятельности студентов с целью упорядочить образ жизни современной молодёжи.

Дадим краткую характеристику вышеуказанным педагогическим условиям.

В ходе реализации принципов педагогического проектирования нами была построена структурно-функциональная модель исследуемого процесса, представленная концептуальным, активизирующим, операционно-деятельностным, функциональным, результативно-оценочным компонентами. Модель воссоздаёт структуру и порядок протекания процесса проектирования организации жизнедеятельности студентов и обеспечивает необходимый результат за счет реализации мотивационной,

развивающей, организационной и диагностической функций на основе требован™ системного и личностно-деятельностного подходов.

Модель характеризуется системностью (структурные компоненты разработаны нами как элементы педагогической системы вуза и взаимосвязаны между собой). Взаимосвязанная совокупность компонентов модели и образует данную систему. Функциональные компонентах образуют связи между другими структурными компонентами педагогической системы, которые формируются в процессе деятельности педагогов, студентов, администрации вуза, что обуславливает устойчивое развитие самой педагогической системы. Таким образом, модель не только конгруэнтна представляемой нами педагогической системе вуза, но и позволяет адекватно отображать предмет нашего исследования.

В ходе реализации второго условия со студентами проведён спецкурс «Самоорганизация студентов младших курсов в социально-образовательной среде вуза». Цель спецкурса - создать организационные и педагогические условия для обеспечения формирования у студенческой молодёжи младшего курса способностей к самоорганизации собственной жизнедеятельности. В результате освоения спецкурса учебно-профессиональная деятельность, становится осваиваемой, а внеучебная работа в том числе и досуг, чётко структурированной, насыщенной разнообразным содержанием.

В содержание спецкурса включены такие категории самоменеджмента, как банк времени, его структура, функции. Познание банка времени, выявление причин его дефицита создавало потенциальные услов™ для регулирования времени в течение рабочего дня. Для этого нужно освоить умен™ постановки цели, предвидения конечного продукта, контроля и ревизии рабочего графика, совершенствована учебно-профессиональной деятельности та основе автохронометража.

Эмпирическое исследование организации жизнедеятельности студентов подтвердило наше предположение о том, что банк времени испытуемых в подавляющем большинстве случаев дефицитен. Студентам приходится выполнять учебную работу за счёт собственного отдыха - ночного сна, прогулок на свежем воздухе, посещена культурно-массовых мероприятий, встреч с друзьями и т.д.

Вместе с тем эмпиричекие данные подтвердили наше предположение о том, что за основу организации жизнедеятельности студентов основным объектом его регулирована должен стать процесс обучения в университете. Так, А.Д. Ишков экспериментальным путём выявил взаимосвязь между хорошей успеваемостью студентов с их способностью к самоорганизации. Более того, исследователь установил что положительная динамика в сфере академической успеваемости студентов коррелирует с их успешной самоорганизацией собственной жизнедеятельности. [Ишков 2014: 152-154].

В ходе реализации программы проектирования организации жизнедеятельности студентов с целью упорядочен™ образа жизни современной молодёжи как третьего

условия проектирования организации жизнедеятельности студентов были применены методики тайм-менеджмента. Именно тайм-менеджмент помогает студентам использовать собственные ресурсы для организации такой жизнедеятельности, которая позволила бы успешно согласовывать учёбу с содержательным и насыщенным досугом, осваивать будущую профессию и развиваться в личностном плане. Именно сегодня от специалиста требуется не только владение профессиональными компетенциями, но и умение рационально организовывать свою жизнедеятельность, а значит, эффективно распоряжаться своим временем, сокращая до минимума объёмы времени, отведённого на неспецифическую деятельность. Проявляя личную инициативу, активность в самостоятельном планировании своего рабочего дня,

распределении времени на основе научной организации труда, контролируя собственную деятельность, студенты учатся ставить и достигать цели с учётом объективных условий, используя методику тайм-менеджмента. Тайм-менеджмент помогает планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность, устраняя количество хронофагов. А это, в свою очередь, приводит к оптимизации учебной и внеучебной деятельности за счёт чёткого распределения смета времени.

Поэтому методика тайм-менеджмента является результативным средством для проектирования организации жизнедеятельности студентов младших курсов.

Структура методики тайм-менеджмента представлена следующими этапами: анализ и оценка проведённого рабочего дня, прогнозирование на следующий рабочий день, выявление хронофагов (поглотителей времени) и их ликвидация либо снижение до минимума их объёма.

Постановка целей является главенствующим этапом в структуре тайм-менеджмента. Чёткая формулировка цели, её обдумывание, фиксация заданной цели в дневнике определяют кратчайший путь к свершению задуманного плана с наименьшими временными и физическими затратами.

Разработчик методики тайм-менеджмента Л. Зайверт настаивал: планирование., распределение и проверка индивидуального служебного времени помогут в организации рабочего дня [Зайверт 2007: 255].

При этом планирование проявляется в чётком структурировании рабочего графика, ликвидации хронофагов. Условиями, способствующими результативно^ планированию рабочего времени, являются: знание молодого человека о банке времени, с уклоном на важнейшие дела, выявление и сжимание объёма хронофагов. Обязательным представляется введение резервов времени в структуре рабочих часов на неотлагательные пункты и вмешательства (общение с родителями, транспортные заторы на дорогах и т.д.). Достижения в ходе реализации методики заносятся в дневник студента.

Для улучшена рабочего графита путём организации жизнедеятельности нами был освоен и внедрён в практику тайм-менеджмента хронометраж. Замер элементов рабочего времени студента на основе научной организации труда позволял пересматривать и трансформировать фотографию рабочего дня. Фотография рабочего дня проводилась в виде автохронометража и фиксировалась в специально конструируемых для этого таблицах, беспристрастно наполняемых соответствующими цифрами, сигнализирующими автору о недопустимых небрежностях по отношению к смете времени в расходной его части.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результатах свидетельствуют о том, что совместная деятельность то проектированию определённого формата жизнедеятельности студентов за счёт активного включения в неё самих студентов способствует их успешной адаптации в социально-образовательной среде вуза, в которой учебная деятельность становится успешной, а внеучебная содержательной и насыщенной, включённой в социальную практику.

Итак результаты работа обосновали справедливость сформулированной нами гипотезы о том, что педагогическое проектирование организации жизнедеятельности студентов младших курсов вуза будет результативным, если: будут выделены компоненты в структуре жизнедеятельности студентов, позволяющие определить этапы, содержание, методы и формы исследуемого процесса с учётом его особенностей;

- будут выявлены и учтены факторы оказывающие влияние на организацию жизнедеятельности студентов в условиях современного общества и вуза;

- будут выявлены и апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические условия педагогического проектирования организации жизнедеятельности студентов младших курсов вуза.

Проблема организации жизнедеятельности студентов вуза является многомерной и достаточно осознаваемой педагогическим сообществом. Вместе с тем изменяющиеся социокультурные условия жизни общества, постоянно усложняющаяся парадигма глобализирующегося информационного мира задают всё новые векторы развития, видоизменяя тем самым формат жизнедеятельности индивида. Исхода из этого предложенный нами подход к организации жизнедеятельности студентов младших курсов с помощью взаимодействия различных субъектов педагогической системы выступает лишь как один возможных вариантов к организации жизнедеятельности студентов. На наш взгляд, направлением дальнейшего исследован™ может стать изучение интеграции социально-образовательной среды вуза со сферами жизни всего общества.

Библиографический список

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального проектирования. М.: Academia, 2004. CLXX, 788 c.

Зайверт Л. Если спешишь - не торопись: новый тайм-менеджмент вускорившемся мире: семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени / пер. с нем. Н.С. Сироткина. М.: ACT; Астрель, 2007. 255 с.

Ишков А.Д. Применение опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» в психолого-педагогических исследованиях // Казанская наука. 2014. № 8. С. 152-154.

Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. 136 с.

Сластёнин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И. А. Зимней. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. С. 155-161.

Фромм Эрих. Иметь или быть? / пер. с англ. Э.М. Телятниковой. М.: АСТ, 2014.

320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.