Научная статья на тему 'Программа преобразования студенческой жизнедеятельности в учебной и внеучебной работе'

Программа преобразования студенческой жизнедеятельности в учебной и внеучебной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ЗРЯ ПОТРАЧЕННОЕ ВРЕМЯ СТУДЕНТОВ / SELF-ORGANIZATION / LIFE / STUDENTS OF JUNIOR COURSES OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY / IN VAIN TIME SPENT BY STUDENTS / DENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов Константин Викторович

В статье обоснована необходимость с позиций личностно-деятельностного подхода реализации программы преобразования жизнедеятельности студентов, для того, чтобы помочь им насытить содержанием собственную жизнь. Поставленная цель достигается, с одной стороны, сведением до минимума зря потраченного времени, с другой включенностью будущих педагогов в активную, продуктивную учебную деятельность и разнообразный культурный досуг. В результате за счет оптимизации режима дня студентов, научной организации их труда создаются условия для самоорганизации студентов младших курсов педагогического вуза в новой для них социально-образовательной среде данной образовательной организации. Происходит формирование первичных навыков самоменеджмента. Освещен ход реализации программы преобразования студенческой жизнедеятельности, содержанием которой выступают формирование прагматических, социальных и профессиональных мотивов к организации рациональной жизнедеятельности студентов младших курсов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимов Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program of Transformation of Student Lifetime in Educational and Non-purpose Work

The article substantiates the necessity from the positions of the personality-activity approach of the implementation of the program for transforming the life activity of students, in order to help them to saturate their own life with content. The goal is achieved on the one hand by minimizing the waste of time spent, on the other hand, by the inclusion of future teachers in active, productive educational activities and diverse, cultural leisure. As a result, due to the optimization of the students’ day schedule, the scientific organization of their work, conditions are created for the self-organization of undergraduate students at a pedagogical university in a new social and educational environment for this educational organization. There is a formation of primary skills of self-management. The course of the implementation of the program for the transformation of student life is sanctified, the content of which is the formation of pragmatic, social and professional motives for the organization of rational life activity of undergraduate stu

Текст научной работы на тему «Программа преобразования студенческой жизнедеятельности в учебной и внеучебной работе»

УДК 378+379.9

Трофимов Константин Викторович

Старший преподаватель кафедры управления развитием образования, соискатель научной степени кандидат педагогических наук по кафедре социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет, ya.trofimov-k@yandex.ru.

ПРОГРАММА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ

Аннотация. В статье обоснована необходимость с позиций личностно-деятельностного подхода реализации программы преобразования жизнедеятельности студентов, для того, чтобы помочь им насытить содержанием собственную жизнь. Поставленная цель достигается, с одной стороны, сведением до минимума зря потраченного времени, с другой - включенностью будущих педагогов в активную, продуктивную учебную деятельность и разнообразный культурный досуг. В результате за счет оптимизации режима дня студентов, научной организации их труда создаются условия для самоорганизации студентов младших курсов педагогического вуза в новой для них социально-образовательной среде данной образовательной организации. Происходит формирование первичных навыков самоменеджмента. Освещен ход реализации программы преобразования студенческой жизнедеятельности, содержанием которой выступают формирование прагматических, социальных и профессиональных мотивов к организации рациональной жизнедеятельности студентов младших курсов педагогического вуза.

Ключевые слова: самоорганизация, жизнедеятельность, студенты младших курсов педагогического вуза, зря потраченное время студентов.

Введение в проблему. Проблема организации жизнедеятельности студентов находит свое отражение в нормативно-политических актах страны. Так, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г. не только определены основные направления образовательной политики государства, но и ожидаемые результаты в ходе ее реализации. В частности, государственная политика в данной сфере общества направлена на создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для качественного образования. В связи с этим педагогическое образование наполняется новыми формами и содержанием, что актуализирует проблему успешного освоения студентами младших курсов педагогических вузов новых для них условий жизнедеятельности (большой объем учебной информации, предназначенный для усвоения; длительное интеллектуальное и физическое напряжение; нарушения режима дня - сон, питание; малоподвижный образ жизни и т. д.). Это порождает необходимость организации жизнедеятельности студентов младших курсов. Данная проблема связана с неспособностью студентов младших курсов рационально организовать собственную жизнедеятельность в вузе. Отсутствие навыков самоорганизации в усло-

виях увеличения объема учебной информации и самостоятельной формы его усвоения зачастую приводит к перегрузкам, неуспеваемости, разочарованию и потере мотивации к обучению в вузе [1; 11].

Постановка задачи. Каковы же педагогические возможности организации жизнедеятельности студентов младших курсов?

Под жизнедеятельностью мы понимаем активность человека в конкретных социально-экономических и политических условиях, обеспечивающую его физическое и духовное развитие. Организовать жизнедеятельность студентов значит так упорядочить ее структурные компоненты (режим труда и отдыха, физические и умственные нагрузки, основная деятельность и деятельность по самообслуживанию и т. д.), чтобы согласовать потенциальные возможности организма (физические и интеллектуальные) с необходимостью поддержания высокой работоспособности в процессе профессионального развития. При отсутствии же адекватной внешним условиям организации жизнедеятельности студентов младших курсов происходит значительное ухудшение их здоровья [10].

Однако основной сферой жизнедеятельности студентов, безусловно, является их учебная деятельность. Учебная деятель-

ность поглощает значительную часть времени жизнедеятельности студента, она отличается динамичными формами организации учебного процесса с акцентом на самостоятельную работу студентов, самоконтроль и самоорганизацию. Учебная деятельность студента всегда инновационная и направлена на освоение нового опыта, поэтому исключительно трудна для него [7].

В данных условиях способность студентов младших курсов к организации рациональной жизнедеятельности за счет сокращения времени на неспецифические виды деятельности (устройство быта и т. д.) приобретает особое значение. Организация рациональной жизнедеятельности «обеспечивает студенту вуза своевременность, ритмичность и последовательность смены жизненных циклов, становится залогом продуктивности и оптимальности его жизнедеятельности и, как следствие, повышает уровень конкурентоспособности и обусловливает успешность выпускника вуза в профессиональной деятельности» [8, а 34].

Исходя из этого, целью нашей статьи является изучение возможностей организации жизнедеятельности студентов за счет согласования ее основных сфер, по времени и объему затраченных ими физических и психологических усилий, упорядочивания и сокращения времени на неспецифическую (побочную, не основную) деятельность. Полагаем, это будет способствовать организации такой жизнедеятельности, которая обеспечит студентам продуктивную учебную и насыщенную внеучебную жизнь [4]. Организация жизнедеятельности студентов младших курсов невозможна без ее предварительного педагогического проектирования, под которым мы понимаем пошаговое осуществление желаемого образа будущего (И. А. Колесникова). Результатом педагогического проектирования стала программа преобразования жизнедеятельности студентов младших курсов в учебной и внеучебной работе.

Методологической базой для решения поставленной задачи стали следующие подходы. Системный подход, позволяющий анализировать жизнедеятельность студентов как целостную развивающуюся систему, имеющую свою структуру и законы функционирования (В. Г. Афанасьев,

М. М. Поташник, В. А. Сластёнин). Лич-ностно-деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Б. Орлов, С. Л. Рубенштейн, И. С. Якиманская). Лич-ностно-деятельностный подход позволяет рассматривать учебно-воспитательный процесс с учетом его личной обусловленности, с учетом личностных позиций его участников: обучающихся и педагогов. Данный подход концентрирует внимание исследователя на том, что процессы обучения и воспитания происходят в деятельности (в активной, целенаправленной деятельности) и что результаты обучения, воспитания (знания, умения, мировоззрение и развитие личности обучающихся) достигаются в результате деятельности [7].

Опытно-педагогическая работа по реализации программы преобразования жизнедеятельности студентов в образовательном процессе вуза посредством проектирования данного процесса была осуществлена на базе БОО ВО «Омский государственный педагогический университет» (ОмГПУ) путем апробации всего комплекса компонентов программы.

Вначале нам необходимо было выявить исходный уровень организации жизнедеятельности студентов первого курса. Для решения этой задачи мы обратились к исследованию способности студентов первого курса к самоорганизации собственной жизнедеятельности в условиях вуза. Для проверки наличия данной способности мы провели опрос студентов первого курса. В качестве исследовательского инструментария мы использовали «Опросник самоорганизации деятельности», автором которого является Е. Ю. Мандрикова. Автор полагает, что способность к стратегическому планированию времени своей жизни, способность рационально его использовать как в текущей ситуации, так и по всей жизни является важным компонентом жизнедеятельности индивида [7].

По мнению исследователя, использование опросника позволит точнее дифференцировать феномен структурирования времени личности и определить оптимальные пути повышения степени самоорганизации деятельности. Под самоорганизацией Е. Ю. Мандрикова понимает структурирование личного времени, тактическое планирование и стратегическое целеполагание [7].

Для проверки организации жизнедеятельности студентов младших курсов педагогического вуза по критерию способности к освоению ими социально-образовательной среды вуза (освоение социальной роли студента, знание норм, социальных правил, регулирующих деятельность образовательной организации, развитие самостоятельности) мы дополнили исследование опросом студентов первых курсов, преподавателей и воспитателей. Осуществлялось наблюдение за студентами во время учебного процесса и вне процесса обучения. Комплекс данных мероприятий позволил нам сделать следующие выводы о проблемах первокурсников, поступивших в вуз. Значительное число студентов-первокурсников уже в первом семестре неприятно поражает огромный, с их точки зрения, объем учебного материала, предназначенного для усвоения. По признанию опрошенных, им пока непонятно, каким образом данный материал можно усвоить и где взять на это время.

Значительная часть опрошенных преподавателей констатирует следующее. Студенты первых курсов, как правило, не проявляют активности в ходе аудиторных занятий, стараются «отмалчиваться» и не задавать вопросов. Обычно это связано с боязнью студентов-первокурсников быть уличенными в собственной некомпетентности: «а вдруг преподаватель и вся аудитория поймет, что я не разбираюсь в таких вопросах, которые для большинства являются очевидными». Это болезненный удар по самооценке. Усугубляет данную проблему и тот факт, что подавляющее большинство сегодняшних первокурсников - это вчерашние школьники, которые успевали на «отлично» и «хорошо», сравнительно легко справлялись со школьной программой, похвала родителей и учителей стала для них привычной оценкой их достижений. И вдруг они может быть впервые в жизни вынуждены признать, что не в состоянии усвоить учебную программу. Исходя из этого противоречия: я вчерашний - отличник и я сегодняшний - неуспевающий, многие первокурсники предпочитают не демонстрировать окружающим свое фиаско. Подобная ситуация осложняется тем, что с течением времени данная категория студентов зачастую не находит выхода и замыкается в себе. Учебные долги нака-

пливаются, студент не пытается разобраться в новых реалиях жизнедеятельности. И в данных условиях, по признанию самих студентов, на первый план выступает проблема с нехваткой времени.

Для того чтобы основательно разобраться с этой проблемой, мы осуществили наблюдение за использованием личного времени студентов. Мы попросили студентов-первокурсников провести хронометраж всех дел и событий, которые они осуществили за сутки. Студентам были предоставлены разработанные карточки, в которые они в течение месяца ежедневно вносили все происходящие с ними события. Такие хронометражи мы собирали в течение месяца каждый день у всех студентов экспериментальной группы.

Далее мы анализировали полученные данные, выделяли главные хронофаги. Хро-нофаги (поглотители времени) - термин управления временем, обозначающий факторы, приводящие к нецелевому использованию времени. К хронофагам обычно относят любые объекты, мешающие основной деятельности.

Как мы выяснили из проведенного хронометража, количество хронофагов в процентном соотношении занимает достаточно серьезный удельный вес (29 % от общего времени за учебную неделю), причем на сон у студентов в среднем остается 5 часов, что нарушает общепринятые нормы. По утверждению врачей молодые люди до 18 лет должны спать не менее 8 часов. Необходимо учитывать и особенности проживания в общежитии. С одной стороны, в общежитии созданы условия для самообслуживания (стиральные машины, кухни на всех этажах, в каждом отсеке по 2 электрических плиты и т. д.). С другой стороны, самообслуживание (как видно было из приведенного хронометража) требует значительных временных затрат.

Подводя итог организации жизнедеятельности студентов-первокурсников, проживающих в общежитии, мы провели опрос среди данной категории об их удовлетворенности бытовыми условиями в общежитии. В результате исследования нам удалось выяснить, что удовлетворенность жизнью в общежитии зависит от нескольких предпосылок. Так, например, одним из важнейших выступает морально-психологический

климат в общежитии, который обусловлен характером отношений, сложившихся между его субъектами. Немаловажное значение для осуществления нормальной жизнедеятельности имеют и материально-бытовые условия проживания, возможность формирования личностного пространства, качественная воспитательная работа кураторов студенческих групп и воспитателей общежития. Следует отметить, что почти третья часть студентов (27 %) затрудняется ответить на поставленные вопросы в формализованном бланке опросника. Это косвенно объясняется их боязнью мести со стороны администрации.

По мнению подавляющего числа опрошенных (60 %), отвлечение от подготовки к занятиям на благоустройство комнаты, стирку и глажку белья, приготовление пищи и т. д. отнимает не только значительное количество времени, но и требует серьезных физических сил.

Полагаем, что кураторам групп, воспитателям необходимо осуществить разъяснительную и методическую работу по оптимизации жизнедеятельности студентов младших курсов в условиях общежития. Педагогам-наставникам, осуществляющим воспитательную работу в условиях студенческого общежития, чья деятельность направлена на нормальную социализацию студентов в общежитии, необходимо создать моральные, организационно-бытовые условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности студентов, способствующей усвоению ими социального статуса студента, нормальному функционированию в учебном процессе и полноценному отдыху.

Мы взяли интервью у воспитателей общежития о характере жизнедеятельности студентов младших курсов в общежитии. Педагоги уверенно заявляли о том, что после заселения студентов в общежитие в сентябре с первокурсниками проводится собрание, где в числе других вопросов административно-хозяйственного характера уточняются права и обязанности студентов, проводится ознакомительная экскурсия, где студентам демонстрируются места бытового обслуживания (кухня, прачечная, комнаты отдыха и т. д.). Более того составляется график дежурств, генеральных уборок в общежитии. Проводятся выборы в совет общежития. Со-

вместно с кураторами студенческих групп, которые регулярно посещают общежитие групп, проводятся беседы со студентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

В ходе воспитательной работы проводятся беседы о здоровом образе жизни студента как основе его нормальной жизнедеятельности. Студенты младших курсов вовлекаются в общевузовские мероприятия и мероприятия, проводимые в общежитии. Для реализации творческих потребностей в вузе существует театральная студия, спортивный и туристический клубы и т. д. Однако, как следует из результатов исследования этого недостаточно для организации рациональной жизнедеятельности студентов. Так, например заселение первокурсников в общежитие осуществляется без учета их психологических качеств, что зачастую приводит к конфликтам и затрудняет коммуникацию, не проводится индивидуальная работа со студентами по организации их жизнедеятельности и т. д.

Результаты констатирующего этапа подтвердили наличие проблемы исследования, ее актуальность для студентов младших курсов педагогического вуза и возможность решения данной проблемы с помощью реализации разработанной нами программы преобразования студенческой жизнедеятельности в учебной и внеучебной работе.

Субъектами педагогического проектирования организации жизнедеятельности студентов младших курсов выступали студенты младших курсов ОмГПУ, студенческие самоуправляемые сообщества, неформальные студенческие коллективы, формальные студенческие группы, преподаватели, кураторы студенческих групп, воспитатели в общежитии. К проектированию привлекались сотрудники социально-психологической службы.

Ядром педагогического проектирования являлись инициативные группы студентов, которые проявили активность в проектировании организации рациональной жизнедеятельности и тиражировании полученного опыта в данной социально-педагогической деятельности. Инициативные группы формировались на условиях добровольности и свободном выборе руководителей групп. Организация деятельности и принятие решений в инициативных группах осуществлялись на принципах обсуждения коллек-

тивом насущных проблем на совместных собраниях.

Важным моментом реализации структурно-функциональной модели развития процесса жизнедеятельности студентов в образовательном процессе вуза стало проведение групповых занятий встреч «Кураторский час». Занятия проводилось кураторами студенческих групп с периодичностью один раз в неделю. В условиях атмосферы доброжелательности, готовности к взаимодействию в интерактивном режиме обсуждались наиболее острые для студентов-первокурсников проблемы, связанные с организацией жизнедеятельности в новых для них условиях. При обсуждении вопроса, с какими трудностями сталкивается студент-первокурсник при организации жизнедеятельности в вузе, была организована «обратная связь» с субъектами проектирования. Так были организованы встречи с преподавателями кафедр, воспитателями в общежитии и т. д. В процессе такого плодотворного взаимодействия выявлялись наиболее «узкие места» в процессе организации жизнедеятельности студентов. Такими вопросами являются, например, сложности перестройки студентов с классно-урочной системы обучения в школе к лекционно-семинарской в вузе. Для устранения данных трудностей необходимо овладеть некоторыми умениями - быстро составлять конспект лекций, самостоятельно искать необходимую информацию и т. д. [4].

Не менее важной проблемой оказалась проблема «пустого» времени, которое посвящается уборке помещений, приготовлению пищи и отвлекает студента от его основной деятельности - обучения. Необходимо научить студента так сокращать объем «пустого» времени, чтобы он мог справляться с учебной нагрузкой и посвящать время досугу. Без формирования умений управлять собой, своим временем, без навыков самоменеджмента у студентов младших кур-

сов невозможен процесс их нормального обучения в вузе. Под самоменеджментом Л. Зайверт понимает целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время [3]. А. Бишоф определяет самоменеджмент как понятие и умение самоорганизации [2]. Для сокращения объема «пустого» времени мы использовали методику поглотителя времени Л. Зайверта.

Результаты исследования. Основополагающим моментом проектирования является осознание самими студентами, что организация их жизнедеятельности, основанная на рациональном соотношении сил и времени, является их личностно значимой задачей. Так было отмечено, что для формирования профессиональной мотивации студентов необходимо их участие в НИРС как одном из самых эффективных направлений жизнедеятельности студентов. Итогом реализации программы организации студенческой жизнедеятельности стало формирование у студентов младших курсов качественно иного, более высокого уровня умений самоорганизации собственной жизнедеятельности [9].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) социально-образовательная среда современного педагогического вуза располагает условиями для организации рациональной жизнедеятельности студентов младших курсов;

2) главным источником для организации рациональной жизнедеятельности студентов младших курсов является обучение их умению самоорганизации собственной жизнедеятельности;

3) механизмом организации жизнедеятельности студентов младших курсов может выступать программа по организации их жизнедеятельности, осуществляемая с помощью методов контроля, планирования и проектирования.

Библиографический список

1. Аникеева Н. П., Киселев Н. Н. Неформальные образования в педвузе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 93-97.

2. Бишоф А., Бишоф К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально / пер. с нем. Д. А. Пергамент. - 2-е изд., испр. - М.: Омега - Л, 2006. - 127 с.

3. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать свое рабочее время: пер. с нем. - М.: Интерэксперт: ИНФРА, 1995. - 232 с.

4. Киселев Н. Н., Киселева Е. В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тен-

денции // Сибирский педагогический журнал. -2014. - № 2. - С. 28-32.

5. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 87-111.

6. Настольная книга активиста. - СПб.: ЦРНО, 2010. - 210 с.

7. Новиков А. М. Методология образования. -М.: Эгвес, 2006. - 488 с.

8. Рабина Е. И. Формирование самооргани-зованнной во времени личности студента в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2014. - 180 с.

9. Работа куратора в прикрепленной академической группе: метод. рекомендации. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2005. - 46 с.

10. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к лично-

сти: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.

11. Чеснокова Г. С., Чесноков В. А. Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. -Т. 21, № 3. - С. 94-99.

12. Vic Finkelstein. Modeling disability. - URL: http://www.Leeds.ac.uk/disability-studies/archive/ Finkelstein/models/models.htm (дата обращения 20.04.2017).

13. Shakespeare T., Watson N. The social model of disability: an out dated ideology? // Research in Social Science and Disability. - 2002. - Vol. 2. -P. 9-28.

Поступила в редакцию 09.05.2017

Trofimov Konstantin Viktorovich

Senior lecturer of the Department of Educational Development Management, Ph.D. in Pedagogical Sciences in the Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University, ya.trofimov-k@yandex.ru, Omsk

PROGRAM OF TRANSFORMATION OF STUDENT LIFETIME IN EDUCATIONAL AND NON-PURPOSE WORK

Abstract. The article substantiates the necessity from the positions of the personality-activity approach of the implementation of the program for transforming the life activity of students, in order to help them to saturate their own life with content. The goal is achieved on the one hand by minimizing the waste of time spent, on the other hand, by the inclusion of future teachers in active, productive educational activities and diverse, cultural leisure. As a result, due to the optimization of the students' day schedule, the scientific organization of their work, conditions are created for the self-organization of undergraduate students at a pedagogical university in a new social and educational environment for this educational organization. There is a formation of primary skills of self-management. The course of the implementation of the program for the transformation of student life is sanctified, the content of which is the formation of pragmatic, social and professional motives for the organization of rational life activity of undergraduate stu

Keywords: self-organization, Life, Students of junior courses of a pedagogical university, In vain time spent by students, dents at a pedagogical university.

References

1. Anikeeva, N. P., Kiselev, N. N., 2013. Non-formal education in the pedagogical University. Siberian pedagogical journal, 5, pp. 93-97. (In Russ.)

2. Bishof, A., Bishof, K., 2006. Self-management. Effective and rational. With him. YES. Parchment. 2 nd ed., Rev. Moscow: Omega-L Publ., 127 p. (In Russ.)

3. Seiwert, L., 1995. Your time is in your hands. Tips to business people how to effectively use their working time: per. s nem. Moscow: Interekspert: INFRA Publ., 232 p. (In Russ.)

4. Kiselev, N. N., Kiseleva, E. V., 2014. Education in the University: historical traditions and contemporary trends. Siberian pedagogical journal, 2, pp. 28-32. (In Russ.)

5. Mandrikova, E. Yu., 2010. Development of a self-organization questionnaire. Psychological diagnostics, № 2, pp. 59-83. (In Russ.)

6. Handbook of the activist. Saint Petersburg: CRND Publ., 2010, 210 p. (In Russ.)

7. Novikov, A. M., 2006. Methodology of education. Moscow: Egves Publ., 488 p.

8. Rabina, E. I., 2014. Formation of a student self-organized in time in the educational process of the university. Cand. Sci. (Pedagogy). Togliatti, 180 p. (In Russ.)

9. The curator's work in the attached academic group: method. Recommendations. Perm: PSTU Publ., 2005, 46 p. (In Russ.)

10. Smirnov, S. D., 2001. Pedagogy and psychology of higher education: from activity to personality: Proc. Allowance for stud. Supreme. Ped. Educational establishments. Moscow: Academy Publ., 304 p. (In Russ.)

11. Chesnokova, G. S., Chesnokov, V. A., 2015.

Problem of the study of the subjectivity of personality in pedagogy States of the higher school // Vestnik of Kostroma state University. N. A. Nekrasov. Series: Pedagogy States. Psychology. Social work. Juvenol-ogy. Sotsiogenetiki, 21, 3, pp. 94-99. (In Russ.)

12. Vic Finkelstein. Modeling disability. Available at: http: //www. Leeds.ac.uk/disability-studies/ archive/ Finkelstein/models/ models.htm (accessed 20 April 2017).

13. Shakespeare, T., Watson, N., 2002. The social model of disability: an out dated ideology? Research in Social Science and Disability, 2, pp. 9-28.

Sabmitted 09.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.