Научная статья на тему 'Самоорганизация студентов младших курсов педагогического вуза как фактор преобразования их жизнедеятельности в учебной и внеучебной работе'

Самоорганизация студентов младших курсов педагогического вуза как фактор преобразования их жизнедеятельности в учебной и внеучебной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / SELF-ORGANIZATION / VITAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL UNIVERSITIES JUNIOR STUDENTS / SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов Константин Викторович

Обоснована необходимость с позиций личностно-деятельностного подхода реализации спецкурса, способствующего формированию самоорганизации студентов младших курсов, для того, чтобы помочь им организовать собственную жизнедеятельность в условиях вуза. Поставленная цель достигается, с одной стороны, сведением до минимума зря потраченного времени, с другой стороны, включённостью будущих педагогов в активную, продуктивную учебную деятельность и разнообразный культурный досуг. В результате за счёт оптимизации режима дня студентов, научной организации их труда создаются условия для самоорганизации студентов младших курсов педагогического вуза. Происходит формирование первичных навыков самоменеджмента. Освящён ход реализации спецкурса «Самоорганизация студентов младших курсов в социально-образовательной среде вуза». Результатом реализации спецкурса стали сформированные у студентов умения самоменеджмента, что способствовало организации рациональной жизнедеятельности студентов младших курсов педагогического вуза. Научная новизна состоит в расширении представления об эффективной организации жизнедеятельности студентов как интегративной характеристике объединяющей организационные, санитарно-гигиенические, культурно-досуговые, коммуникативные и социально-экономические компоненты. Результаты исследования могут быть использованы в образовательной практике организаций высшего и среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимов Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY JUNIOR STUDENTS AS A FACTOR OF THEIR VITAL ACTIVITY TRANSFORMATION IN ACADEMIC AND EXTRACURRICULAR WORK

The article substantiates the necessity of the special course realization contributing to the formation of junior students’ self-organization to help them organize their own activities in high school from the standpoint of the personal-activity approach. On the one hand this goal is achieved by minimizing the time waste and on the other hand by the involvement of future teachers into active, productive learning activities and diverse cultural spare time. As a result, necessary conditions for junior pedagogical students self-organization are created by students daily timetable optimization and by scientific organization of their labour. The formation of the self-management primary skills occurs. The implementation of "Junior Students Self-organization in the University Socio-educational Environment" course is illustrated. The result of the special course implementation is formed ability of students’ self-management contributing to the organization of rational vital activity of pedagogical University junior students. Scientific novelty is in extension of ideas about the effective organization of students activity as an integrative feature unifying organizational, sanitary-hygienic, cultural, recreational, communicative and socio-economic components. The results of the study can be used in the educational practices of higher and secondary professional education institutions.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация студентов младших курсов педагогического вуза как фактор преобразования их жизнедеятельности в учебной и внеучебной работе»

УДК 378. 180.6 Б01 10.172 3 8/188п1998-5320.2017.30.119

К. В. Трофимов,

Омский государственный педагогический университет

САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ

Обоснована необходимость с позиций личностно-деятельностного подхода реализации спецкурса, способствующего формированию самоорганизации студентов младших курсов, для того, чтобы помочь им организовать собственную жизнедеятельность в условиях вуза. Поставленная цель достигается, с одной стороны, сведением до минимума зря потраченного времени, с другой стороны, включённостью будущих педагогов в активную, продуктивную учебную деятельность и разнообразный культурный досуг. В результате за счёт оптимизации режима дня студентов, научной организации их труда создаются условия для самоорганизации студентов младших курсов педагогического вуза. Происходит формирование первичных навыков самоменеджмента. Освящён ход реализации спецкурса «Самоорганизация студентов младших курсов в социально-образовательной среде вуза». Результатом реализации спецкурса стали сформированные у студентов умения самоменеджмента, что способствовало организации рациональной жизнедеятельности студентов младших курсов педагогического вуза. Научная новизна состоит в расширении представления об эффективной организации жизнедеятельности студентов как интегративной характеристике - объединяющей организационные, санитарно-гигиенические, культурно-досуговые, коммуникативные и социально-экономические компоненты. Результаты исследования могут быть использованы в образовательной практике организаций высшего и среднего образования.

Ключевые слова: самоорганизация, жизнедеятельность, студенты младших курсов педагогического вуза, самоменеджмент.

Введение. Обучение молодого человека в вузе - один из самых важных периодов его жизни, связанный с его личностным и профессиональным становлением, окончательным определением жизненных планов. Новая для первокурсника социально-образовательная среда, в которую он попадает, требует коренного изменения привычных форм его жизнедеятельности, что зачастую затрудняет социализацию молодого человека.

Всё это образует предпосылки для становления субъектной позиции студента в организации собственной жизнедеятельности и вместе с тем необходимости педагогической поддержки в процессе её формирования, потому что процесс социализации личности студентов младших курсов зачастую связан с различными затруднениями (например, с ресоциализацией).

Характеризуя студенчество как социальную группу, исследователи В. В. Горшкова и В. В. Костецкий справедливо утверждают, что студенчество характеризуется противоречивостью: по физическому развитию и гражданским правам - это взрослый человек, но по стилю поведения -во многом ребёнок [1].

Вместе с тем, основной целью профессионального образования является подготовка высококвалифицированных кадров по всем направлениям общественно полезной деятельности, углубление и расширение квалификации студента в процессе обучения [2] для осуществления его нормальной жизнедеятельности за счёт реализации его способности к самоорганизации.

Исходя из этих данных, важное значение приобретает решение проблемы организации жизнедеятельности студентов младших курсов вуза, в том числе и за счёт сокращения объёма времени потраченного ими на неспецифическую деятельность (обустройство быта в общежитии, приготовление пищи, стирку белья и т. д.). В этих условиях первостепенной задачей представляется необходимость сформированной способности у студента младшего курса к самоорганизации собственной жизнедеятельности.

Сущность понятия «самоорганизация» раскрывается в литературе как «управляемый изнутри процесс изменения структуры отношений отдельных элементов системы или их групп, сопровождающийся качественными изменениями самих элементов» [3, с. 60]. Отталкиваясь от вышеприведённой трактовки, можно выделить некоторые признаки самоорганизации: субъектность, системность, изменение свойств системы за счёт трансформации связей между её элементами и как

следствие - качественное преобразование сущности самих элементов. Автор, размышляя над содержанием понятия «самоорганизация студента в учебной деятельности», приходит к выводу, что данный феномен «представляет собой упорядоченную совокупность целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля, способностей к самоанализу и адекватной самооценке, преимущественно самостоятельно и целенаправлено сформированную и развиваемую в процессе обучения в вузе» [3, с. 60]. Несмотря на некоторую «размытость» данной формулировки («преимущественно самостоятельно»), мы берём её за основу в нашем исследовании.

Условием результативности процесса самоорганизации студентов В. И. Загвязинский и Р. Атаханов выделяют самостоятельный контроль, адекватную оценку собственных учебных действий, прочность полученных знаний [4, с. 106]. Однако педагогическая поддержка процессу формирования навыков самоорганизации студентов предполагает контроль со стороны педагога.

Готовность студентов-гуманитариев к формированию навыков самоорганизации подтверждают результаты эмпирического исследования М. В. Башкина. Так, автор выявил, что у студентов-гуманитариев выражены такие личностные качества, как готовность к решению сложных задач, общий самоконтроль, настойчивость, мотивация избегания неудач, самообладание, общая эмоциональность. Наименее же выраженными качествами у студентов-гуманитариев являются склонность к риску, стремление к успеху, стремление к уходу от конфликтных ситуаций. В базовых качествах доминируют волевые личностные качества (общий самоконтроль, наличие у них робости сочетается с мотивацией избегания неудач) [5, с. 130]. Как видим, исследования показали довольно противоречивую картину личностных характеристик студентов-гуманитариев. С одной стороны, присутствуют волевые качества, с другой стороны, конформизм и пугливость, что затрудняет уверенное авторство собственной жизни.

Программа исследования. Реализация программы преобразования студенческой жизнедеятельности в учебной и внеучебной работе предусматривала организацию проведения спецкурса: «Самоорганизация студентов младших курсов в социально-образовательной среде вуза».

Цель спецкурса: сформировать у студентов первого курса умения организовывать собственную жизнедеятельность так, чтобы сделать её максимально продуктивной и содержательной. Для этого необходимо использовать свои возможности для рациональной организации собственной жизнедеятельности, что предполагает овладение студентами навыками самоорганизации: целеполагание, планирование, анализ (учёт) собственного времени на основе самонаблюдения. Задачи спецкурса:

- способствовать формированию у студентов первого курса знаний о предназначении самоорганизации, её значении в жизнедеятельности;

- помочь студентам младших курсов усвоить методики анализа времени, его нормирования и планирования в теоретическом аспекте;

- овладеть навыками соблюдения режима работы и отдыха, планирования и жёсткой реализации собственного режима дня в прикладном аспекте, в собственной жизнедеятельности;

- оценить уровень сформированности у студентов умений организовывать собственную жизнь после прохождения обучения спецкурса.

В процессе преподавания спецкурса «Самоорганизация студентов младших курсов в социально-образовательной среде вуза» мы использовали как традиционные методы аудиторных занятий, так и активные методы: обучающие и деловые игры, метод мозгового штурма, педагогическое проектирование и моделирование, применялись различные тренинги.

Результаты опытно-педагогической работы показали, что спецкурс, проведённый со студентами первого курса педагогического вуза, проявил себя как одна из эффективных форм формирования у студентов умений рационально организовывать собственную жизнедеятельность. Содержание спецкурса включало в себя несколько модулей: когнитивный, актуализационно-деятельностный и контрольный. Выделенные модули соотносятся с определёнными структурами личности.

В ходе вводного занятия на начальном этапе царила атмосфера отчуждённости. По-видимому, это было обусловлено недоверием студентов относительно созидательного потенциала спецкурса. Однако после вводной беседы, направленной на актуализацию собственного потенциала студентов как субъектов собственной жизнедеятельности, они проявляли заинтересованность в участии в проекте, задавали вопросы относительно тематики спецкурса.

Когнитивный модуль направлен на освоение студентами теоретических основ самоорганизации, усвоение знаний как основы умений в сфере целеполагания, учёта и планирования собственной жизнедеятельности.

Так особое внимание мы уделяли самостоятельной работе студентов при подготовке к зачётам, экзаменам и т. д. Мы исходили из того, что в структуре современного образования всё больше увеличивается доля самостоятельной работы. Поэтому оптимально организованная самостоятельная работа позволит увеличить объём времени на полноценный отдых и содержательный досуг.

Актуализационно-деятельностный модуль предусматривает развитие усвоенных знаний студентов о самоорганизации в процессе собственной жизнедеятельности, обогащает в этом смысле жизненный опыт студента. В ходе реализации актуализационно-деятельностного модуля мы применяли механизм самоорганизации тайм-менеджмент. Предусматривалось три этапа: анализ собственного времени, его учёт на основе самонаблюдения (ведение хронометража, ведение дневника); нормирование времени на собственную жизнедеятельность; планирование времени. Режим дня. Освоение актуализационно-деятельностного модуля давало возможность определять приоритетные направления жизнедеятельности студентов (достижение успеха в обучении в сочетании с полноценным отдыхом т. д.), способность применять полученные теоретические знания, техники самоорганизации в процессе жизнедеятельности студентов в образовательном процессе вуза и в повседневной жизни.

Контрольный модуль направлен на организацию рефлексии мониторинга достижений студента в практике самоорганизации собственной жизнедеятельности.

Перед реализацией спецкурса мы определили ряд целевых направлений.

Таковыми стали следующие виды деятельности: выявление актуальных затруднений у студентов первого курса в сфере самоорганизации собственной жизнедеятельности; отбор теоретического материала, его осмысление и классификация; практическая реализация студентами полученных знаний о самоорганизации в практике собственной жизнедеятельности; формирование опыта самоорганизации.

Контрольный модуль способствовал формированию навыков учёта собственного времени потраченного на различные дела, анализа и планирования жизнедеятельности с целью уменьшения количества времени отведённого на неспецифическую деятельность студента (ремонт и уборка комнаты в общежитии, стирка и глажка белья, одежды, приготовление пищи, время на прибытие в университет и т. д.). Также немаловажное значение имеет сокращение до минимума поглотителей времени (разговоры по телефону с друзьями, бесцельное хождение по торговым и развлекательным центрам и т. д.).

Теоретический раздел спецкурса содержал лекционные занятия. Мы исходили из того, что лекция как форма обучения позволяет транслировать значительный объём информации (основные принципы, функции самоорганизации и т. д.) за сравнительно небольшой объём времени. На первом вводном теоретическом занятии студенты были ознакомлены со структурой спецкурса, содержанием его основных тем, ролью самоорганизации в рациональной организации их жизнедеятельности.

Вместе с тем практические занятия способствовали формированию у студентов умений самоорганизации, освоению ими соответствующих техник и технологий. Практические умения самоорганизации жизнедеятельности формировались в процессе тренингов с привязкой к актуальным для студентов жизненным ситуациям в ходе обучения и в повседневной жизни.

Итогом обучения стало создание и реализация педагогических проектов по проблеме самоорганизации студентами собственной жизнедеятельности.

Основной же работой по педагогическому проектированию жизнедеятельности студентов младших курсов педагогического вуза стала реализация различных методик тайм-менеджмента. Именно тайм-менеджмент помогает студентам использовать собственные ресурсы для организации такой жизнедеятельности, которая позволила бы успешно согласовывать учёбу с содержательным и насыщенным досугом, осваивать будущую профессию и развиваться в личностном плане. Сегодня от специалиста требуется не только владение профессиональными компетенциями, но и умение рационально организовывать свою жизнедеятельность, а значит эффективно распоряжаться своим временем, сокращая до минимума объёмы времени отведённого на неспецифическую деятельность.

Исходя из этого, способность к самоорганизации собственной жизнедеятельности является критерием субъектности личности студента, выраженной в умении осуществлять целеполагание, анализировать свою жизнедеятельность, вести учёт потраченного времени и планировать будущую жизнедеятельность.

Так, А. Д. Ишков экспериментальным путём выявил взаимосвязь между хорошей успеваемостью студентов с их способностью к самоорганизации. Более того, исследователь установил, что положительная динамика в сфере академической успеваемости студентов коррелирует с их

успешной самоорганизацией собственной жизнедеятельности [6, с. 165]. Что, впрочем, характерно для любого вида человеческой деятельности, основанной на системности и целеполагании.

Вышеприведённый факт представляется важным аргументом в развитии профессиональной мотивации студентов к самоорганизации собственной жизнедеятельности, формированию ценностного отношения ко времени, отведённому на жизнь. Это выступает одним из важнейших факторов, позволяющих не только успешно совмещать деловую сферу жизни, во многом предназначенную для удовлетворения базовых человеческих потребностей. Успешная самоорганизация жизнедеятельности способствует реализации экзистенциальных и идеальных (духовных) потребностей личности. Например, потребности связанные с досугом, удовлетворение которых позволяет сделать свою жизнь более содержательной.

Именно для обучения студентов организации рациональной жизнедеятельности мы привлекаем потенциал технологии тайм-менеджмента. Тайм-менеджмент позволяет овладеть умением вести учёт собственного времени. Это позволяет гибко регулировать объём времени, отведённого на продуктивную деятельность, и сокращать объём поглотителей времени, отведённого на основную деятельность.

Предполагаемые эффекты самоорганизации собственной жизнедеятельности посредством технологии тайм-менеджмента, представленные в литературе, следующие: выполнение работы с меньшими затратами; более рациональная организация учебного времени; деятельность по ранее составленному плану, приводящая к уменьшению нервозности и суеты; объём учебной нагрузки, рационально распределённый во времени, уже не кажется огромным; отсутствие постоянной спешки и нервозности приводит к устранению несоответствий, допущенных при осуществлении учебной работы; снижение объёма учебной загруженности за счёт рационального распределения и сбережения времени способствует личностной и профессиональной самореализации [7; 8]. Поэтому технология тайм-менеджмента выступает эффективным средством для проектирования организации жизнедеятельности студентов младших курсов педагогического вуза.

Структура технологии тайм-менеджмента представлена следующими компонентами: учёт и анализ потраченного времени за день, неделю, месяц, целеполагание и дальнейшее планирование жизнедеятельности на день, неделю и т. д. Фиксация факта потраченного времени на неосновную деятельность (поглотители времени), выявление причин появления времени, отведённого на неспецифическую деятельность, и определение приёмов для устранения поглотителей либо сокращение их до минимума.

Целеполагание в структуре тайм-менеджмента как основополагающий компонент данной технологии предполагает формирование образа желаемого будущего, определение для себя конечного результата осуществляемой деятельности. Студент младшего курса должен определить значение для себя организации собственной жизнедеятельности и возможность её самоорганизации посредством технологии тайм-менеджмента. Осуществление целеполагания способствует корректному выбору адекватных методов и средств согласования основных видов жизнедеятельности студентов и сокращению времени, потраченного на неспецифическую деятельность. Постановка точной цели во многом определяет успех самоорганизации собственной жизнедеятельности, задаёт кратчайшую траекторию для достижения успеха, позволяет избежать лишних временных и физических затрат.

Постановка цели, установка даты её реализации, позволяет осуществлять планирование, в процессе которого происходит декомпозиция цели на ряд конкретных задач, подлежащих исполнению в определённый срок и с необходимой точностью. Профессор Л. Зайверт утверждал: «Кто регулярно в течение десяти минут подготавливает свой рабочий день, тот сможет ежедневно сэкономить два часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами» [9, с. 182].

Следовательно, основная функция планирования - оптимальное распределение основного объёма времени, что даёт возможность студенту высвободить определённые его объёмы и использовать для реализации профессиональных либо личных интересов. Условиями, способствующими успешному планированию рабочего дня, выступают: знание студента о бюджете времени, выявление поглотителей времени и определение возможности сократить их объём до минимума. Однако при планировании необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов, формировать резерв времени на неспецифическую деятельность (поглотителей времени, предназначенного на основную деятельность). Так, например, практически невозможно точно запланировать объём времени на такую неспецифическую деятельность, как разговоры по телефону с родителями, решение непредвиденных бытовых проблем (шумная вечеринка у соседей, которая мешает осуществлять

самостоятельную работу) либо проблем, связанных с физическим здоровьем студента и т. д. Необходимо фиксировать достигнутые результаты в дневнике студента.

Деятельность, нацеленная на практический результат, требует контроля. В процессе планирования и осуществления жизнедеятельности необходимо соотносить поставленные задачи со своим реальным физическим здоровьем, настроением и т. д. В ходе выполнения ежедневных работ имеет смысл сравнивать достигнутые результаты с запланированными и осуществлять необходимую и своевременную коррекцию своих действий. В связи с этим появится возможность выявлять поглотители времени предназначенного на основную деятельность и сокращать их объём. Контроль жизнедеятельности целесообразно осуществлять в конце рабочего дня после решения намеченных задач.

В качестве метода, способствующего устранению либо сокращению объёма времени, отведённого на неспецифическую деятельность студента, мы применяли хронометраж. Хронометраж позволяет осуществлять учёт и ревизию рабочего времени студента младшего курса и раскрыть объёмы поглотителей времени, отведённого на учёбу. Это выражается в отношении рационально использованного студентом времени к общему объёму рабочего времени. Хронометраж ведётся студентом самостоятельно в процессе собственной жизнедеятельности. Технологически это выражается в постоянном учёте и фиксации времени, отведённого на различные дела. Хронометраж проводится студентом в течение рабочего и нерабочего времени. Студентом фиксируется любое переключение на другое дело. Хронометраж проводился в течение месяца, затем тщательно анализировался с целью выявления нехватки времени у студентов на наиболее важную деятельность (подготовка к занятиям, зачётам, экзаменам и т. д.). В ходе анализа хронометража составлялись таблицы поглотителей времени, отведённого на основную деятельность, и фиксировалась их динамика. Далее совместно с педагогом обсуждались варианты ликвидации, либо максимально возможное сокращение объёма поглотителей времени, отведённого на основные виды работ, для достижения рациональной организации жизнедеятельности студентов.

На этапе рефлексии студенты осмысливали свою жизнедеятельность в ходе её организации, осознавали в ней свою роль, ценность проделанной работы.

Результаты и их интерпретация. Опытно-педагогическая работа показала, что на начальной стадии реализации программы, студенты использовали только предлагаемые им алгоритмы действий по самоорганизации жизнедеятельности. Вместе с тем, по мере осознания ими профессиональной и личностной ценности рациональной организации собственной жизнедеятельности за счёт её самоорганизации, они расширяли содержание предлагаемых им методик с целью усиления их результативности в аспекте оптимального сочетания рабочего времени и времени, отведённого на отдых.

В ходе реализации спецкурса на консультациях, семинарских занятиях студентам давались задания, способствующие формированию у них ценностного отношения к собственной жизни, к времени, отведённому на профессиональную подготовку, что способствовало правильной расстановке жизненных приоритетов, корректной постановке целей, выявлению поглотителей времени.

К таким заданиям относились следующие: «составьте для себя план работы на день, неделю, месяц»; «какие действия вы будете предпринимать для осуществления плана»; «постарайтесь выявить и дать характеристику внешним обстоятельствам, которые создают препятствия для организации рациональной жизнедеятельности»; «вам необходимо составить иерархию личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать педагог; определите, какое место в данной иерархии занимает способность к самоорганизации собственной жизнедеятельности»; «какую роль в самоорганизации собственной жизнедеятельности играет ежедневник, компьютер, портфолио»; «постарайтесь выделить и зафиксировать в ежедневнике приоритетные направления вашей жизнедеятельности и поставить соответствующие им цели»; «как вы понимаете пословицу: порядок на рабочем месте - порядок в голове»; «какие методы организации рабочего места вы знаете, а какие применяете в собственной жизнедеятельности»; «как вы проводите свой досуг, и способствует ли он восстановлению после рабочего дня»; «какие вы знаете поглотители времени, отведённого на основную деятельность и какие из них фиксируете»; «стараетесь ли вы сократить время разговора по телефону, просмотр телевизора, сети интернет и т. д.».

Выводы. Выполнение подобных заданий позволило студентам поразмышлять о собственной жизни, о ценности времени, отведённого на профессиональное становление. Это позволяло им приобрести опыт организации собственной жизнедеятельности, при осуществлении педагогической поддержки они осваивали роль педагога как организатора жизнедеятельности обучающихся и своей собственной. Ценностное самоопределение студентов младших курсов в аспекте решения проблем,

связанных с организацией собственной жизнедеятельности, помогло руководителям программы мотивировать их к участию в этой деятельности в роли самостоятельного строителя и организатора своей жизнедеятельности в социально-образовательной среде вуза.

Библиографический список

1. Горшкова В. В., Костецкий В. В. Образование взрослых: Смена парадигмы на рубеже тысячелетий // Педагогика. - 2009. - № 5. - С. 42.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/.

3. Афанасьева Н. А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. - С. 60-61.

4. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 352 с.

5. Башкин М. В. Структурно-функциональные характеристики конфликтной компетентности студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 1. - С. 130-131.

6. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. - М. : АСВ, 2004. - 224 с.

7. Реунова М. А. Тайм-менеджмент студента университета : учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2012. - 103 с.

8. Зайверт Л., Шепель В. М. Ваше время - в Ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время ; пер. с нем. - М.: Экономика, 1990. - 232 с.

9. Зайверт Л. Если спешишь - не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире: семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени ; пер. с нем. - М. : ACT; Астрель, 2007. - 255 с.

K. V. Trofimov,

applicant for scientific degree of candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer,

e-mail: [email protected] Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation

SELF-ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY JUNIOR STUDENTS AS A FACTOR OF THEIR VITAL ACTIVITY TRANSFORMATION IN ACADEMIC AND

EXTRACURRICULAR WORK

The article substantiates the necessity of the special course realization contributing to the formation of junior students' self-organization to help them organize their own activities in high school from the standpoint of the personal-activity approach. On the one hand this goal is achieved by minimizing the time waste and on the other hand by the involvement of future teachers into active, productive learning activities and diverse cultural spare time. As a result, necessary conditions for junior pedagogical students self-organization are created by students daily timetable optimization and by scientific organization of their labour. The formation of the self-management primary skills occurs. The implementation of "Junior Students Self-organization in the University Socio-educational Environment" course is illustrated. The result of the special course implementation is formed ability of students' self-management contributing to the organization of rational vital activity of pedagogical University junior students.

Scientific novelty is in extension of ideas about the effective organization of students activity as an integrative feature unifying organizational, sanitary-hygienic, cultural, recreational, communicative and socio-economic components. The results of the study can be used in the educational practices of higher and secondary professional education institutions.

Keywords: self-organization, vital activity, pedagogical universities junior students; self-management.

References

1. Gorshkova V.V., Kostetsky V.V. Adult Education: Changing the Paradigm at the Turn of the Millennium. Pedagogika. 2009. no. 5. P. 42.

2. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" (as amended on December 14, 2015) Access mode: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/.

3. Afanasyeva N.A. Self-organization - the factor of the success of educational activity. Fundamental'nyye issledovaniya. 2008. no 2. pp. 60-61.

4. Zagvyazinskiy V. I., Atakhanov R. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya : ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedeniy [Methodology and methods of psychological and pedagogical research: Textbook for high school students of teacers. training. Institutions]. Moscow, Academy, 2003. 352 p.

5. Bashkin M.V. Structural and functional characteristics of students' conflict competence. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2009. no 1. pp. 130-131.

6. Ishkov A. D. Uchebnaya deyatel'nost' studenta: psikhologicheskiye faktory uspeshnosti. [ Educational activity of the student: psychological factors of success]. Moscow, ASV Publ., 2004. 224 p.

7. Reunova M. A. Taym-menedzhment studenta universiteta : uchebnoye posobiye. [Time management of a university student: textbook]. Orenburg, OGU Publ, 2012. 103 p.

8. Seiwert L., Shepel V. M. Vashe vremya - v Vashikh rukakh: Sovety rukovoditelyam, kak effektivno ispol'zovat' rabocheye vremya [Your time is in your hands: Advice to leaders on how to effectively use working time; trans. from German]. Moscow, Ekonomika, 1990. 232 p.

9. Seiwert L. Yesli speshish' - ne toropis': novyy taym-menedzhment v uskorivshemsya mire: sem' shagov k effektivnosti i nezavisimosti v ispol'zovanii vremeni ; per. s nem. [If you are in a hurry - do not rush: the new time management in the accelerated world: seven steps towards efficiency and independence in the use of time; trans. from German]. Moscow, ACT; Astrel Publ, 2007. 255 p.

Поступила в редакцию 27.09.2017 © К. В. Трофимов, 2017

Автор статьи: Константин Викторович Трофимов, соискатель научной степени кандидата педагогических наук, старший преподаватель, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Е. В. Лопанова, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

О. Л. Осадчук, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирская автомобильно-дорожная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.