Научная статья на тему 'Актуальность внедрение в образовательный процесс университета технологии тайм-менеджмент с точки зрения оценки психолого-педагогических проблем современного молодого поколения'

Актуальность внедрение в образовательный процесс университета технологии тайм-менеджмент с точки зрения оценки психолого-педагогических проблем современного молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
991
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ К ДОСТИЖЕНИЯМ / КОММУНИКАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / TIME MANAGEMENT / PROBLEMS OF SELF-ORGANIZATION / PROBLEMS OF MORAL EDUCATION / NEED FOR ACHIEVEMENTS / COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богачева Наталья Викторовна

Проблемы нравственного воспитания и самоорганизации личности, с одной стороны, востребованность на рынке труда профессионально-компетентных, культурных, творческих молодых людей – с другой, определяют потребность в применении новых образовательных технологий. Одной из таких инновационных технологий является технология тайм-менеджмент. В рамках данной статьи с целью обоснования целесообразности внедрения в образовательный процесс технологии тайм-менеджмент проведена оценка психолого-педагогических проблем у студентов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богачева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность внедрение в образовательный процесс университета технологии тайм-менеджмент с точки зрения оценки психолого-педагогических проблем современного молодого поколения»

Богачева Н. В. Актуальность внедрения в образовательный процесс университета технологии тайм-менеджмент с точки зрения оценки психолого-педагогических проблем современного молодого поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171054.htm.

ART 171054 УДК 378.147

Богачева Наталья Викторовна,

доктор медицинских наук, магистр, доцент, профессор кафедры микробиологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]

Актуальность внедрения в образовательный процесс университета технологии тайм-менеджмент с точки зрения оценки психолого-педагогических проблем современного молодого поколения

Аннотация. Проблемы нравственного воспитания и самоорганизации личности, с одной стороны, востребованность на рынке труда профессионально-компетентных, культурных, творческих молодых людей - с другой, определяют потребность в применении новых образовательных технологий. Одной из таких инновационных технологий является технология тайм-менеджмент. В рамках данной статьи с целью обоснования целесообразности внедрения в образовательный процесс технологии тайм-менеджмент проведена оценка психолого-педагогических проблем у студентов университета.

Ключевые слова: тайм-менеджмент, проблемы самоорганизации, проблемы нравственного воспитания, потребность в достижениях, коммуникативно-организационные способности.

Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Аксиологические особенности современного поколения, характеризующиеся наличием проблемы нравственного воспитания [1, 2], самоорганизации личности в умении регулирования собственного времени и дисциплины [3], а также адаптации бывших школьников при переходе от одной системы образования к другой [4], обосновывают целесообразность расширения инновационных практик образования молодого поколения.

В настоящее время на рынке труда востребованы профессионально-компетентные, культурные молодые люди, способные осознанно принимать нравственно ориентированные решения, обладающие творческим потенциалом, определенным ценностным отношением к миру. От того, какими ценностными ориентирами современное молодое поколение, в том числе студенты, руководствуется в жизни, зависит их духовно-нравственная самореализация как в социуме, так и в будущей профессиональной деятельности [5].

В связи с этим в рамках обоснования актуальности внедрения технологии тайм-менеджмент в учебную деятельность студентов университета был проведен анализ психолого-педагогических проблем, существующих у студентов института биологии и биотехнологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (ВятГУ) в течение 2015-2018 гг. В исследовании приняли участие 180 студентов, из которых 120 студентов-первокурсников и 60 студентов четвертого курса.

Исследование проводили по следующим основным направлениям:

- определение уровня самоорганизации;

- анализ коммуникативных и организаторских способностей;

- изучение уровня стремления к достижениям;

- анализ направленности личности;

- изучение исходного уровня знаний у студентов о сущности технологии тайм-менеджмент.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Богачева Н. В. Актуальность внедрения в образовательный процесс университета технологии тайм-менеджмент с точки зрения оценки психолого-педагогических проблем современного молодого поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171054.htm.

На первом этапе провели анализ уровня самоорганизации студентов университета. Для диагностики был использован тест «Организованный ли Вы человек?», разработанный Е. И. Комаровым [6].

Из ответов студентов было выявлено, что многие из них не могут определить свои жизненные приоритеты, поставить цель, составить план для ее реализации и рационально распределить время. Среди респондентов были и такие, кто до начала эксперимента вообще не задумывался над поставленными вопросами, объясняя свою позицию нежеланием тратить время, которого и так не хватает.

Среди предложенных сфер жизни (учеба, развитие, домашние обязанности, отношения с окружающими, досуг) 68,8% всех опрошенных имеют конкретные цели в учебе; приоритет личного развития у студентов находится на втором месте.

План действий по достижению целей составляют, не составляют, составляют иногда соответственно 43,8%, 53,1%, 3,1% опрошенных. Расписание или список дел на день (неделю, месяц) составляют лишь 34,4% студентов, при этом вспомогательными средствами для составления плана (органайзерами, блокнотами, планерами в сотовом телефоне и т. д.) пользуются лишь 9,4%, остальные предпочитают держать все в голове.

Полностью удовлетворены организацией своего времени 9,4% респондентов, не удовлетворены - 25%, остальные не совсем удовлетворены. В качестве причин нехватки времени студенты выделяют загруженность (25,1%), затрату времени на проезд на транспорте до места учебы (18,0%), неорганизованность или неправильное распределение времени (12,6%), лень (14,5%), рассеянность (7,4%), усталость (8,3%) и т. д.

Более 60% всех студентов считают полезным изучить вопросы, касающиеся правильной самоорганизации времени.

Благодаря полученным в ходе эксперимента результатам был сделан вывод, что у большинства студентов отсутствуют знания в области самоорганизации времени, не совсем осознана потребность в изучении вопроса самоорганизации. Многие студенты понимают, что проблема нехватки времени и неспособность правильно его организовать существует, но в каком направлении двигаться и как справиться с этим самостоятельно, они не знают.

Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Профессиональная деятельность выпускников института биологии и биотехнологии ВятГУ связана с работой в коллективе на предприятиях пищевой, фармацевтической и других видов промышленности. Поэтому оценка коммуникативно-организационных способностей важна для данного направления образования.

Желание заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми достаточно часто первоначально может не проявляться у человека или отсутствовать. Однако при создании определенных условий, при развитии организаторских навыков и навыков общения человек может измениться. Это повысит его профессиональную значимость с учетом выбранной специальности. Если человек ставит перед собой сознательную цель саморазвития, необходимо приложить некоторые усилия для преодоления коммуникативных барьеров и формирования организаторских способностей.

Именно поэтому важно проанализировать исходный уровень организационно-коммуникативных особенностей, чтобы сформировать направления их развития в рамках внедрения в образовательный процесс технологии тайм-менеджмент.

Для оценки коммуникативно-организационных способностей студентам было предложено ответить на 40 вопросов опросника [7].

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Богачева Н. В. Актуальность внедрения в образовательный процесс университета технологии тайм-менеджмент с точки зрения оценки психолого-педагогических проблем современного молодого поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171054.htm.

■ низкая ■ ниже среднего ■ средняя

■ высокая ■ очень высокая

Рис. 1. Доля лиц, имеющих определенный уровень коммуникативных способностей

Из данных, представленных на рис. 1, следует, что уровень коммуникативных способностей студентов первого курса неудовлетворительный. Это определяется достаточно низким процентом лиц, имеющих высокие и очень высокие способности к коммуникации, соответственно 8,33% и 16,67% (в совокупности 25%), и очень высоким процентом лиц, имеющих низкие, ниже среднего и средние способности, соответственно 47,22%, 13,88% и 13,88% (в совокупности 75%).

Полученные данные подтверждают общую тенденцию, характерную для современного поколения: отдавать предпочтение виртуальному сетевому взаимодействию в противовес формированию навыков личного общения между людьми.

На рис. 2 представлены результаты анализа организаторских способностей студентов первого курса.

■ низкая ■ ниже среднего ■ средняя

■ высокая ■ очень высокая

Рис. 2. Доля лиц, имеющих определенный уровень организаторских способностей

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Богачева Н. В. Актуальность внедрения в образовательный процесс университета технологии тайм-менеджмент с точки зрения оценки психолого-педагогических проблем современного молодого поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171054.htm.

Представленные на гистограмме данные также говорят о низком организаторском потенциале студентов, о неготовности работать в команде, быть лидерами, организовывать производственный процесс и достигать результатов. Только 8,3% и 22,2% лиц обладают высоким и очень высоким организаторским потенциалом, большая же часть молодежи обладает низкой самоорганизацией: в совокупности 44,4%, 19,4%, 5,6% - это лица с низким, ниже среднего и средним уровнями самоорганизации.

В связи с тем что уровень развития самоорганизации неразрывно связан со способностью к самореализации у студентов-первокурсников института биологии и биотехнологии ВятГУ, был оценен уровень стремления к достижениям. Потребность в достижениях выступает источником активности личности. Она зависит от уровня самооценки человека. Чем выше уровень потребности в достижениях, тем активнее и целенаправленнее человек.

В исследовании был использован опросник, на вопросы которого должны были ответить студенты [8].

Оценка потребности в достижениях показала достаточно большой (51,9%) процент лиц, которые имеют высокий и выше среднего уровни стремления к достижениям. Если еще учесть процент студентов со средним уровнем, который составляет 25,9%, то в совокупности 77,8% лиц имеют неплохой потенциал профессиональных достижений.

Хотелось бы отметить некоторый диссонанс между высоким уровнем стремления студентов к достижениям и низким уровнем самоорганизации. Вот он, тот случай, когда могут помочь новые образовательные технологии, такие как тайм-менеджмент. Именно правильная программа развития молодого поколения, реализуемая в рамках новых образовательных технологий, направленная на формирование у современного молодого поколения таких навыков, как самоорганизация, целеустремленность, активность, мотивация, планирование и контроль своих действий, позволит иметь не только высокую потребность в достижениях, но и высокую реализацию поставленных профессиональных и жизненных целей. Кроме этого при приобретении вышеуказанных знаний умений и навыков можно ожидать повышение как такового процента лиц, стремящихся к высоким достижениям, и перехода лиц со средним и выше среднего уровнями на позицию лиц с более высокой мотивацией своих жизненных и профессиональных планов.

Учитывая, что федеральными общеобразовательными стандартами предусмотрено приобретение студентами в процессе обучения образовательных компетенций, на следующем этапе исследования было принято решение изучить приоритет выбора направленности современного поколения: на свои личные интересы, на общение или на дело. Для этого в работе была использована ориентационная анкета Б. Басса [9].

Результат по наличию профессиональной ориентации студентов оказался неплохим. Больше половины студентов (51,7%) заинтересованы в решении деловых проблем, наилучшем выполнении работы, ориентированы на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. У 31,1% всех опрошенных отмечено стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентироваться на совместную коллективную деятельность. 17,2% разделили свою направленность между общением и делом. Эгоцентризм в отношении своего «Я» не был отмечен ни у одного из опрошенных. Все это также свидетельствует о высоком профессиональном потенциале студентов и возможности развития у них недостающих качеств по планированию, самоорганизации, управлению личным и учебным временем с целью развития и реализации этого потенциала.

А что такое тайм-менеджмент, как мы убедились по результатам опроса, увы, знает лишь незначительная доля студентов-первокурсников. Для оценки исходных знаний был использован перечень вопросов, представленных в таблице.

Богачева Н. В. Актуальность внедрения в образовательный процесс университета технологии тайм-менеджмент с точки зрения оценки психолого-педагогических проблем современного молодого поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171054.htm.

Оценка исходных знаний студентов о технологии тайм-менеджмент

Номер Вопрос Доля лиц, давших ответ, %

1 Что такое тайм-менеджмент 51,3

2 Есть ли у Вас цель 94,9

3 Знаете ли Вы, как сформулировать цель по технологии SMART 0

4 Что такое хронометраж 51,3

5 Применяете ли Вы в своей жизни приемы организации времени 48,7

6 Знаете ли Вы о методиках планирования времени 12,8

7 Приведите пример методик планирования 7,7

8 Что такое поглотители времени, приведите пример 51,3

9 Что такое самоменеджмент 53, 8

10 Дайте определение понятию «делегирование» 0

Данные опроса показали, что лучше всего студенты представляют, что такое тайм-менеджмент, хронометраж времени, поглотители времени, самоменеджмент. Положительный ответ в первых трех случаях был получен от 51,3% студентов, в четвертом - от 53,8% студентов.

Ответы студентов дали основание использовать слово «представление» вместо слова «знание» при характеристике результатов опроса. Ближе всего к истинным знаниям студенты были при ответе на вопрос «Что такое тайм-менеджмент?». Ответы выглядели следующим образом: тайм-менеджмент - это распределение времени, учение о наиболее продуктивном использовании времени, искусство управления временем. Лучше всего студенты знают также, что такое поглотители времени. Среди наиболее частых ответов - Интернет, телевизор, телефон, лень, социальные сети. Очень интересно было мнение о поглотителе времени как о занятии, которому нужно уделить много времени, без дифференцировки критерия жизненной необходимости данного занятия. К поглотителю, а не к источнику знания были отнесены, например, книги.

Больше как представление, нежели знание, выглядели ответы на вопросы: «Что такое хронометраж?» и «Что такое самоменеджмент?»

Хронометраж - это метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий [10]. Ответы студентов на поставленный вопрос были различными и далекими порой от истины: «длительный период, в течение которого происходит смена событий», «счетчик времени», «распределение времени на отрезки» и т. д.

Самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей [11].

Ответы студентов были следующими: организация собственного времени, управление собой, самостоятельное планирование своего времени, самоадминистрирование и т. д.

Был даже дан такой ответ, по-видимому, от респондента, цель жизни которого -иметь свой бизнес: «Самоменеджмент - это управление своим бизнесом».

В ответах отсутствовали основные критерии определения самоменеджмент: последовательное, целенаправленное, оптимальное, ведущее к цели.

Достаточно хорошо все обстоит с наличием у студентов жизненной цели - 94,9% ответили, что цель у них есть. Из них 94,2% указали, что это за цель, а 5,8% поставили просто «плюс». У 83,3% лиц эта цель связана с учебой. Формулировки цели в данном случае выглядели как «сдать хорошо сессию», «закончить год», «не вылететь», «получить новые знания» и т. д. У оставшихся 16,7% цель была связана в том числе с процессами адаптации в вузе: «полностью освоиться в вузе», «разобраться с расписанием и

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Богачева Н. В. Актуальность внедрения в образовательный процесс университета технологии тайм-менеджмент с точки зрения оценки психолого-педагогических проблем современного молодого поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171054.htm.

общежитием», «познакомиться с одногруппниками, найти новых друзей». Несмотря на высокий процент лиц, ответивших положительно на предыдущий вопрос, как правильно формулировать свою цель, не ответил никто. Только 12,8% дали положительный ответ о том, что они знают о существующих методиках планирования, указав вариант составления расписания, плана дел на день, в качестве средства планирования - ежедневник.

На вопрос «Дайте определение понятию "делегирование"» не ответил ни один из студентов.

Таким образом, результаты представленных исследований свидетельствуют о наличии психолого-педагогических проблем у студентов института биологии и биотехнологии ВятГУ, что проявляется и в наличии проблем нравственного воспитания, недостаточности подготовки молодого поколения к осуществлению процесса самоорганизации, неумению правильно распределять свое время, самостоятельно найти сферу приложения собственных сил, ставить цель, планировать свою жизнь, эффективно самореализоваться. Актуальной, как показали исследования, является и проблема адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе [12].

Новые условия развития общества диктуют необходимость изменения программ и появления новых современных технологий обучения, направленных на формирование молодого поколения, обладающего необходимыми компетенциями, нравственным потенциалом, внутренними ценностными качествами, которые способствуют выполнению профессиональных и жизненных задач.

Одной из таких инновационных технологий является технология тайм-менеджмент. Данная технология обладает огромным потенциалом в повышении эффективности образования студентов, в качественном формировании профессиональных компетенций, является фундаментом для построения карьеры, способствует активизации личностного потенциала в решении актуальных и перспективных задач как для отдельно взятого человека, так и для государства в целом.

Ссылки на источники

1. Матяш С. А. Современное молодое поколение и его моральные ценности // Материалы Ивановских чтений. - 2011. - Т. 1. - № 1. - С. 170-180.

2. Ларькин А. И. Общечеловеческие ценности молодого поколения современной России: проблемы и формирования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 24. - С. 90-96.

3. Бабинцев В. П., Морозова Т. И., Реутов Е. В. Самоорганизация российской молодежи: препятствия и механизмы. - Белгород: КОНСТАНТА, 2009. - 238 с.

4. Богачева Н. В., Бажин К. С. Анализ проблем адаптации у студентов первокурсников высших учебных заведений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 259261. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56535.htm.

5. Майданова Т. В. Самоменеджмент как условие самореализации студентов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - С. 27-30.

6. Бондаренко В. В., Резник С. Д., Соколов С. Н. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: практикум. - 3-е изд., доп. - М.: Инфра-М, 2008. - 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Гребень Н. Ф. Тесты для профориентации, воспитательной работы, подбора кадров. - Минск: Бук-мастер, 2012. - 480 с.

8. Там же.

9. Там же.

10. Тайм-менеджмент. Полный курс: учеб. пособие / Г. А. Архангельский, М. А. Лукашенко, Т. В. Телегина, С. В. Бехтерев; под ред. Г. А. Архангельского. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 311 с.

11. Там же.

12. Богачева Н. В., Бажин К. С. Указ. соч.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Богачева Н. В. Актуальность внедрения в образовательный процесс университета технологии тайм-менеджмент с точки зрения оценки психолого-педагогических проблем современного молодого поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/171054.htm.

Natalia Bogacheva,

Master, Doctor of Medical Sciences, Professor, Microbiology Chair, Vyatka State University, Kirov [email protected]

The urgency of time management technology introducing into the educational process of university in terms of assessing the psychological and pedagogical problems of modern young generation Abstract. The problems of moral education and self-organization of the individual, on the one hand, the demand for professionally competent, cultured, creative young people on the labor market, on the other hand, determine the need for the application of new educational technologies. One of such innovative technologies is the "time management" technology. Within the framework of this work, in order to justify the advisability of introducing time management technology into the educational process, an assessment of psychological and pedagogical problems among university students was carried out.

Key words: time management, problems of self-organization, problems of moral education, need for achievements, communicative and organizational abilities. References

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

Matjash, S. A. (2011). "Sovremennoe molodoe pokolenie i ego moral'nye cennosti", Materialy Ivanovskih chtenij, t. 1, № 1, pp. 170-180 (in Russian).

Lar'kin, A. I. (2011). "Obshhechelovecheskie cennosti molodogo pokolenija sovremennoj Rossii: prob-lemy i formirovanija", Sborniki konferencij NIC Sociosfera, № 24, pp. 90-96 (in Russian). Babincev, V. P., Morozova, T. I. & Reutov, E. V. (2009). Samoorganizacija rossijskoj molodezhi: prep-jatstvija i mehanizmy, KONSTANTA, Belgorod, 238 p. (in Russian).

Bogacheva, N. V. & Bazhin, K. S. (2016). "Analiz problem adaptacii u studentov pervokursnikov vysshih uchebnyh zavedenij", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", t. 28, pp. 259-261. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56535.htm (in Russian).

Majdanova, T. V. (2013). "Samomenedzhment kak uslovie samorealizacii studentov", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 2, pp. 27-30 (in Russian).

Bondarenko, V. V., Reznik, S. D. & Sokolov, S. N. (2008). Personal'nyjmenedzhment. Testyikonkretnye situacii: Praktikum, 3-e izd., dop., Infra-M, Moscow, 256 p. (in Russian).

Greben', N. F. (2012). Testy dlja proforientacii, vospitatel'noj raboty, podbora kadrov, Bukmaster, Minsk,

480 p. (in Russian).

Ibid.

Ibid.

Arhangel'skij, G. A. (ed.) (2012). Tajm-menedzhment. Polnyj kurs: ucheb. posobie, Al'pina Pablisher,

Moscow, 311 p. (in Russian).

Ibid.

Bogacheva, N. V. & Bazhin, K. S. (2016). Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 14.11.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.11.17

Принята к публикации Accepted for publication 30.11.17 Опубликована Published 24.12.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Богачева Н. В., 2017

5772343120183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.