Научная статья на тему 'Использование в процессе обучения тайм-линий на основе сервисов web 2. 0'

Использование в процессе обучения тайм-линий на основе сервисов web 2. 0 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСУРС / ИКТ / WEB 2.0 / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / WEB-СЕРВИСЫ / ТАЙМ-ЛИНИИ / RESOURCE / ICT / INFORMATION VISUALIZATION / WEB-SERVICES / TIME-LINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёв Фёдор Андреевич, Яриков Владислав Георгиевич

Современный век – век глобализации, век Интернета и мультимедийных технологий. Web-сервисы, глобальная сеть и мультимедийные технологии успешно внедряются во все сферы жизни, и сфера образования не является исключением. Данные технологии сильно упрощают как процесс получения школьного образования, так и процесс образования в целом. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целом благоприятно влияет на процесс обучения, позволяет преподнести материал гораздо нагляднее, интереснее и презентабельнее, что немаловажно в процессе обучения современного поколения. В статье рассматривается одна из разновидностей сервисов web 2.0, а именно тайм-линии, их сходства и различия, а также наглядно демонстрируется, как, на каких уроках и на каком материале может применяться данный продукт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование в процессе обучения тайм-линий на основе сервисов web 2. 0»

Воробьёв Ф. А., Яриков В. Г. Использование в процессе обучения тайм-линий на основе сервисов web 2.0 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186020.htm.

ART 186020 УДК 37.026.4:004.9

Воробьёв Фёдор Андреевич,

бакалавр ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград chtulhuu@gmail.com

Яриков Владислав Георгиевич,

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград yarikov vg@mail.ru

Использование в процессе обучения тайм-линий на основе сервисов web 2.0

Аннотация. Современный век - век глобализации, век Интернета и мультимедийных технологий. Web-сервисы, глобальная сеть и мультимедийные технологии успешно внедряются во все сферы жизни, и сфера образования не является исключением. Данные технологии сильно упрощают как процесс получения школьного образования, так и процесс образования в целом. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целом благоприятно влияет на процесс обучения, позволяет преподнести материал гораздо нагляднее, интереснее и презентабельнее, что немаловажно в процессе обучения современного поколения. В статье рассматривается одна из разновидностей сервисов web 2.0, а именно тайм-линии, их сходства и различия, а также наглядно демонстрируется, как, на каких уроках и на каком материале может применяться данный продукт. Ключевые слова: веб-сервисы, ресурс, тайм-линии, web 2.0, иКт, визуализация информации.

Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

XXI век - век технологичный. Прогресс уже давно шагает вперёд, с каждым годом захватывая всё больше и больше сфер человеческой жизни, и сфера образования не исключение. Несмотря на это меняется не только форма, но и сама концепция образования. В современном обществе недостаточно что-либо знать, надо уметь работать с этой информацией, уметь использовать её и делать это чаще всего посредством тех самых технологий.

Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во всё возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой стороны. Отсюда и двоякая роль ИКТ: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой - средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии.

ИКТ в школе - мощный инструмент для работы с теоретическим материалом, его формой и содержанием, что способствует наибольшему КПД при работе с обучающимися. По всей России с каждым годом всё больше и больше учителей начинают активное внедрять и использовать ИКТ на своих и уроках, всё больше и больше школ модернизируются новым оборудованием для использования передовых информационно-коммуникативных технологий, меняется сама концепция обучения. Это, несомненно, положительное движение в сторону повышения качества уровня образования, однако под большим вопросом стоит следующий тезис: какие же ИКТ-технологии, и в частности сервисы web 2.0, стоит использовать педагогу в своей работе? Об одном из видов сервисов web 2.0 и пойдёт речь в данной статье [1].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьёв Ф. А., Яриков В. Г. Использование в процессе обучения тайм-линий на основе сервисов web 2.0 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186020.htm.

Хроника - запись событий в хронологическом порядке. В целом это определение просто, понятно и, самое главное, сполна описывает суть сервисов по созданию тайм-линий. Данные сервисы позволяют создавать тайм-линии, загружать их в облако, скачивать и сохранять на свой домашний компьютер. Перечень предметных областей, в которых можно использовать данный вид сервисов, обширен и в целом бесконечен, ведь в содержании любого школьного предмета, будь то математика, химия, биология, физика или русский язык и литература, есть своя история, свои имена и громкие открытия, последовательность которых можно представить в виде хроники. Из предыдущего предложения можно сделать вывод, что использование тайм-линий (от англ. time - время) оправданно и очевидно. Создание современных хроник, которые могут объединять в себе аудио-, фото- и видеоматериалы, - дело поистине увлекательное, а главное, продуктивное. Большинство ресурсов по созданию данного контента на английском языке, однако интерфейс подобных сервисов интуитивно понятен, стоит только потратить немного своего времени на разбор сайта и краткое ознакомление с основными рабочими инструментами. В данной статье рассматриваются только бесплатные и условно-бесплатные (имеется в виду возможность купить подписку версий "Basic", "Pro" и т. п. для расширения функционала, большего количества создаваемых тайм-линий, большего спектра используемого контента внутри самой линии и т. д.) версии сервисов по созданию тайм-линий.

1. Timetoast.com

Данный сервис прост в обращении и интуитивно понятен. Язык английский, но это не мешает начать работать в нём. Первым делом нам предлагают выбрать тип подписки - basic, pro или public. Они различаются по количеству пользователей, которые могут работать над одной линией, возможностью разнообразить материал внутри своей линии, возможностью встраивать тайм-линию на веб-сайты и т. д. В целом преимущества платных версий над бесплатными - явление естественное, однако для наших нужд обычной бесплатной версии public вполне достаточно. После регистрации на сайте можно начать создание тайм-линий. В выборе контента для хронологии на данном сайте всё достаточно просто: нам дают возможность использовать только текст и графические изображения; тем не менее этого с лихвой хватает для наглядного отображения практически любой хронологии или последовательности. Готовые тайм-линии могут отображаться в двух режимах: в виде одной наглядной линии (см. рис. 1) или в виде листа. Также имеется возможность поиска тайм-линий на определённую тему внутри сайта. Данный веб-сервис удобен в том случае, когда создать тайм-линию нужно быстро и просто. Ввиду простоты и наглядности данный сервис можно использовать при работе с любыми объёмами и видами информации.

2. Capzles.com

Данный ресурс даёт возможность создания тайм-линий с использованием полного спектра материала (аудио, фото, видео, текст). Сам сайт называется Capzles Social Storytelling. Термин "Storytelling" (от англ. story - история и tell - рассказывать) в западной журналистике обозначает способ рассказа той или иной истории с помощью разного контента в одной ленте, представляющей визуально целостную и наглядную картину. Такой подход к веб-ресурсу говорит о том, что этот сайт нечто большее, чем просто сервис для создания тайм-линий. С тем мощнейшим набором функций, который предлагает сайт даже на бесплатной версии аккаунта, можно придать любому материалу, даже самому официальному и серьёзному, формат репортажа или семейного альбома (см. рис. 2). Каждая публикуемая тайм-линия имеет свою уникальную ссылку, которой легко можно поделиться, отправив её по почте или распространив в

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьёв Ф. А., Яриков В. Г. Использование в процессе обучения тайм-линий на основе сервисов web 2.0 // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186020.htm.

социальных сетях. Данный сайт также на английском языке. Одним из нюансов, о которых стоит знать, приступая к работе на данном сайте: для работы сайта необходим флеш-плеер последней версии, поэтому работать с данным сервисом на старых компьютерах не имеется возможности. Также присутствует поиск, по которому можно найти уже существующие тайм-линии на интересующую тему. Данный ресурс отлично подойдёт при создании тайм-линии в формате фотоальбома или дневника с использованием полного спектра материала, от текстовой составляющей до полноформатных видеороликов.

Рис. 1. Тайм-линия в Timetoast

Рис. 2. Тайм-линия в Сергее. Хроника состоит из видеоматериалов, каждый из которых можно посмотреть, нажав на него и подождав, пока он загрузится

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьёв Ф. А., Яриков В. Г. Использование в процессе обучения тайм-линий на основе сервисов web 2.0 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186020.htm.

3. Tiki-Toki.com

Самое главное отличие данного сайта - стиль. В данном сервисе хроники создаются с использованием технологии 3D. Первое, что отличает хроники, создаваемые на сайте Tiki-Toki, - их внешний вид, который ни в коем случае не влияет на содержательную часть создаваемой тайм-линии. Данный ресурс также поддерживает все видео контента (аудио, фото, видео, текст), но здесь контент может как загружаться с компьютера, так и интегрироваться с других веб-сервисов (например, имеется возможность при помощи ссылок добавить видео с Youtube или Vimeo). Каждый период можно разбить на подпериоды, создавать параллели между событиями, группировать их только по ведомым создателю признакам, использовать разные цвета для обозначения событий и т. д. (рис. 3). Создаваемые линии выглядят объёмно, красиво и захватывающе. Сайт также на английском языке, для работы с ним требуется аккаунт и постоянное подключение к Интернету. При бесплатной регистрации пользователь имеет возможность создать лишь одну тайм-линию. Интересной, на наш взгляд, особенностью сайта являются варианты платной подписки. Помимо двух вариантов платной подписки (здесь это Bronze и Silver) имеется вариант Edu, предназначенный для учителя. Он включает в себя один аккаунт версии Silver для самого педагога и 50(!) версий Bronze аккаунта для учеников. Сайт очень интересный и заслуживающий внимания. Данный сайт очень хорошо подойдёт для создания тайм-линий с параллельным развитием событий, например для создания тайм-линии по истории, посвящён-ной Великой Отечественной войне. На такой тайм-линии имеется возможность наглядно показать события, проходившие по всем фронтам боевых действий. Также, например, при подготовке тайм-линии для урока литературы на ней можно показать ключевые произведения поэтов одного или нескольких литературных течений.

Рис. 3. Тайм-линия в ЛМ-ТоМ. Наглядный пример «глубокой» хроники с использованием 3й 4. Sutori.com

Как и все предыдущие сервисы, данный сайт также на английском языке. Особенность данного сайта - сама реализация построения тайм-линии. На данном ресурсе тайм-линии строятся в формате блога, т. е. при создании хроники создаётся шапка в виде большого графического изображения, далее можно дать некоторые комментарии и описание тайм-линии, ниже размещается сама хроника (см. рис. 4). В данном сервисе тайм-линия реализуется в виде листа, в который уже можно встраивать

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьёв Ф. А., Яриков В. Г. Использование в процессе обучения тайм-линий на основе сервисов web 2.0 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186020.htm.

фото-, аудио- и видеоматериалы, под которыми пишется небольшой комментарий. Также данные хроники поддерживают форматирование текста, можно использовать несколько типов шрифтов, таблицы и списки, которые можно «проскроллить» (от англ. scroll - крутить), а также есть возможность вставки активных ссылок. Приятным моментом данного сервиса является возможность зарегистрироваться через сервисы Google, Office 365 и Facebook, что позволяет сократить время регистрации, а также сохранять создаваемые тайм-линии в сервисах, через которые совершается вход на сайт. Сам сервис является бесплатным. Данный сервис хорошо подойдёт при работе с информацией, имеющей больше практическую ценность. Например, при подготовке тайм-линии к уроку химии в данном сервисе можно разместить видеоролик о проведении того или иного эксперимента, а по другую сторону от него - ключевые тезисы или положения в виде таблицы. Также при использовании данного сервиса можно создавать свои тесты или большую наглядность. Так, например, при подготовке материала к уроку изобразительного искусства можно поставить две картины друг с другом, предложить ученикам определить автора или течение, в рамках которого написана данная картина, а после, «проскроллив» вниз, показать две справки или таблицы с информацией по данным художественным произведениям.

Рис. 4. Хроника в Sutori. URL: https://www.sutori.com/story/a-teacher-s-guide-to-starting-school 5. myhistro.com

Это единственный сервис в данной статье, интерфейс которого переведён на русский язык. Сервис также имеет несколько видов подписки - бесплатную и несколько вариаций платной. При создании хронологий есть возможность использовать весь спектр контента - аудио, фото и видеоматериалы. Отличительной особенностью данного сервиса от всех предыдущих (помимо русского языка) является возможность интегрировать хронологические события на действующие карты Google, что позволяет в итоге получить не только качественный тайм-лайн, но и наглядную карту в прямом смысле этого слова (см. рис. 5). Также данный ресурс даёт возможность конвертации готовой тайм-линии в pdf-файл, что позволяет сохранить разработанную дома хронологию и распечатать её. Такой вариант хорош при создании хронологий и тайм-линий, которые будут выполнять роль раздаточного материала и тестовых заданий на уроках в школе. Сервис интуитивно понятен и прост в использовании, что не вызовет проблем и позволит с первых минут погрузиться в работу над своей хронологией [2].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьёв Ф. А., Яриков В. Г. Использование в процессе обучения тайм-линий на основе сервисов web 2.0 // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186020.htm.

Рис. 5. Тайм-линии в MyHistro. События изображены на карте

Данный сервис идеально подойдёт для учителей истории, а также для создания «карт» передвижений того или иного человека или объекта. Так, например, можно продемонстрировать ключевые военные конфликты в Европе, повлёкшие за собой кардинальные перемены в территориальном устройстве государств. Или же, используя данный сервис при подготовке к уроку литературы, можно показать путешествия персонажей определённого романа или самого писателя.

В данной статье мы рассмотрели несколько сервисов по созданию тайм-линий. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, и каждый по-своему хорош в той или иной ситуации. Ниже представлена сравнительная таблица по ряду критериев, которые помогут педагогу определиться с выбором ресурса, который будет наиболее эффективен для реализации той или иной образовательной задачи (см. таблицу).

Сравнительная характеристика сервисов по созданию тайм-линий

Название ресурса Доступные медиа Совместная работа Работа без подключения к сети Результат Поддержка русского языка Кол-во тайм-лай-нов в бесплатной версии

Timetoast.com Текст, фото Да (платная версия) Нет Ссылка на тайм-линию Только в тайм-линии 5

capzles.com Текст, фото, аудио, видео Да (платная версия) Нет Ссылка на тайм-линию Только в тайм-линии 5

Tiki-Toki.com Текст, фото, аудио, видео Да (платная версия) Нет Ссылка на тайм-линию Только в тайм-линии 1

sutori.com Текст, фото, аудио, видео, таблицы Нет Нет Ссылка на тайм-линию Только в тайм-линии Не ограничено

myhistro.com Текст, фото, аудио, видео, Да (платная версия) Да (вывод тайм-линии в pdf-файле) Ссылка на тайм-линию, pdf-файл Интерфейс, тайм-линия Не ограничено

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьёв Ф. А., Яриков В. Г. Использование в процессе обучения тайм-линий на основе сервисов web 2.0 // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186020.htm.

Тайм-линии - мощный инструмент для визуализации информации. Данный вид сервисов позволяет создавать наглядное представление о тех или иных периодах, наглядно показать течение времени, масштабные события в миниатюре. Этот вид сервисов можно использовать при работе с огромным количеством информации, так как они позволяют создать хронологически систематизированную карту огромного пласта информации.

Ссылки на источники

1. Информационные и коммуникационные технологии: учеб. пособие / И. П. Дешко, С. Н. Ковалев, К. Г. Кряженков и др. - М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), 2005. - 147 с.

2. Byrne R. How to Create Images, Videos, and Web Pages With Adobe Spark. - URL: http://www.freetech4teachers.com/2016/05/how-to-create-images-videos-and-web.html.

Feodor Vorobeov,

Student, Volgograd State Pedagogical University, Volgograd

chtulhuu@gmail.com

Vladislav Yarikov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Volgograd State Pedagogical University, Volgograd yarikov vg@mail.ru

Using time-lines based on web 2.0 services in the process of education

Abstract. The modern age is the age of globalization, the age of the Internet and multimedia technologies. Web services, global network and multimedia technologies are successfully being introduced into all spheres of life, and the sphere of education is no exception. These technologies greatly simplify both the process of obtaining school education and the process of education in general. The use of information and communication technologies (ICT) positively influences the learning process, it allows to present the material much more clearly, to make it more interesting and presentable, which is important in the process of teaching the modern generation. The article considers one of the web 2.0 services varieties, namely the time line, compares their similarities and differences, and also demonstrates how, in what lessons and on what material this product can be used. Key words: web-services, resource, time-lines, web 2.0, ICT, information visualization. References

1. Deshko, I. P., Kovalev, S. N., Krjazhenkov K. G. et al. (2005). Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii: ucheb. posobie, Moskovskij gosudarstvennyj institut radiotehniki, jelektroniki i avtomatiki (tehnicheskij universitet), Moscow, 147 p. (in Russian).

2. Byrne, R. How to Create Images, Videos, and Web Pages With Adobe Spark. Avaialble at: http://www.freetech4teachers.com/2016/05/how-to-create-images-videos-and-web.html (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 14.11.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.12.17

Принята к публикации Accepted for publication 14.12.17 Опубликована Published 31.03.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Воробьёв Ф. А., Яриков В. Г., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.