Научная статья на тему 'Представления студентов университета о самоорганизации времени'

Представления студентов университета о самоорганизации времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
971
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СТУДЕНТ / ВРЕМЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реунова Мария Александровна

Рассмотрены изменения, касающиеся организационных умений студента университета. Проведен сопоставительный анализ, описан диагностический материал, приведены результаты анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ASPECT OF STUDENT’S TIME-MANAGEMENT

This article contains results of comparative analysis on topic «Advanced students’ conception of timemanagement». Examined changes of advanced students’ organizing abilities. Described diagnostic material, poll’s results are given.

Текст научной работы на тему «Представления студентов университета о самоорганизации времени»

УДК 378.091.2

Реунова М.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА О САМООРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ

Рассмотрены изменения, касающиеся организационных умений студента университета. Проведен сопоставительный анализ, описан диагностический материал, приведены результаты анкетирования.

Ключевые слова: сопоставительный анализ, студент, время, самоорганизация, тайм-менеджмент.

На современном этапе развития общества актуальной является готовность личности к непрерывному образованию, что становится необходимым условием для деятельности человека и его интеграции в национальное и мировое сообщество.

В современной социокультурной ситуации перед высшим образованием поставлена задача: подготовить творческого специалиста, способного к постоянному профессиональному саморазвитию. Одним из аспектов решения этой задачи является развитие личностных качеств будущего специалиста, его практических умений для самостоятельного эффективного выполнения профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо построить образовательный процесс в вузе таким образом, чтобы студент овладел профессиональными знаниями, а также умениями приобретать их в рационально-организованной самостоятельной деятельности, осуществляя целенаправленное профессиональное саморазвитие. Каждый студент - это субъект, способный к саморазвитию, умеющий ориентироваться во всем многообразии противоречий современного мира, а не только в конкретном виде профессиональной деятельности.

Особенностями обучения в вузе являются значительное возрастание роли самостоятельной работы студента и исчезновение повседневного контроля выполнения домашних заданий, а также существенное увеличение количества изучаемых дисциплин и, в то же время, сжатость выделенных на их изучение сроков.

Время как ценность - это человеческая конструкция, которая позволяющая распределение деятельности. Время личности может умножаться, что связано с жизненным опытом, с развитием способностей и умений, повышающих скорость осуществления деятельности, разви-

тием особой способности к личностной организации времени жизни [2].

В настоящее время неотъемлемым качеством профессионала в любой динамично развивающейся области является умение эффективно организовать свою работу, рационально расходовать свое время, собранность, пунктуальность. В современном обществе человек не может быть успешен без сознательного отношения к своему времени.

Классики педагогической науки (К.Д. Ушин-ский, В.А. Сухомлинский) считали, что без целенаправленной, последовательной и систематичной работы по формированию умений организации умственного труда невозможна успешная учебная деятельность.

К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимый для исследования проблемы самоорганизации времени студента университета:

- особенности временной организации жизнедеятельности человека изучали Н.Н. Браги-на, Т.А. Доброхотова, Ю.М. Забродин, А.В. Бороздина, Н.А. Мусина, Я. Освальд, С. Шервуд;

- категория времени в общей теории ценностей разрабатывалась А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, Н.Ф. Масловой, Н.С. Розовым, В.И. Сагатовским;

- аксиологические исследования, посвященные педагогическим аспектам приобщения личности к ценностям времени были проведены А.В. Кирьяковой, Г.А. Мелекесовым, Н.Д. Ни-кандровым, З.И. Равкиным;

- обучением тайм-менеджменту занимались Г.С. Альтшуллер, Г.А. Архангельский, Д.А. Гранин, Н.А. Лаврентьева, А. Лакейн, С. Кови, А. Левитас, Д. Литвак, А. Макензи [4].

Самоорганизация - это деятельность и способность личности, связанные с умением орга-

низовать себя и свое время, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

Студенту важно сформировать умения самоорганизации учебной деятельности. Это позволит ему успешно анализировать условия и задачи обучения, рационально планировать и организовывать свою учебную деятельность и время, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс и результаты учебной деятельности, управлять ею. Для самостоятельной работы необходимы навыки по ее организации, а также приемы и техники самоорганизации собственной деятельности. Передача значительной части работы над учебным материалом непосредственно самим студентам предъявляет новые требования к методике обучения, предполагающей развитие у студентов компетенций самоорганизации, психолого-педагогического инструментария их диагностики.

Сущность самоорганизации времени студента заключается в совпадении объекта и субъекта управления, создании принципиально нового уровня социальной организации в вузе, обладающей собственной структурой закономерностей и противоречий. Отличительная особенность любой самоорганизации - ее целенаправленность. Самоорганизация времени неразрывно связана с тайм-менеджментом [6].

Педагогическая технология «тайм-менеджмент» относится к технологиям развивающего обучения. Студенту отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.

Тайм-менеджмент - это технология позволяющая использовать невосполнимое время жизни в соответствии с личными и учебными целями и ценностями [1].

К сожалению, студент, не вполне обладает знаниями и умениями тайм-менеджмента. Ему сложно адаптироваться в новой среде, зачастую присутствует состояние неопределенности и растерянности, несформированность психологической готовности к выбору жизненного пути. Не владеющий методами организации личного времени студент не только не сможет стать пол-

ноценным специалистом в своей области - он не сможет и полноценно учиться.

Настоящее исследование проходило в январе 2013 года на базе Оренбургского государственного университета в городе Оренбурге. В качестве группы исследования были выбраны студенты первого курса экономического факультета - 81 человек, имеющие наименьший опыт по организации собственного времени и учебной деятельности.

Целью данной статьи является проведение сопоставительного анализа результатов исследований С. Кови, А. Лакейна, Т.Н. Козловской «Представления студентов о самоорганизации времени» и нашей диагностики, выявление произошедших изменений.

Для сопоставления и выявления требуемых количественных характеристик нами было проведено анкетирование. Данные анкетирования отображены в таблице 1.

За восемь лет студенты стали испытывать существенную нехватку времени. В 2005 году 54,2% студентов не хватало свободного времени, сейчас эта цифра составляет 70% и 5% катастрофически не успевающих.

На данный момент большинство студентов называют учебу или большие учебные нагрузки причиной нехватки свободного времени (50%), а также неумение правильно его использовать (15%), Интернет, социальные сети(12%), лень, собственную глупость (7%), другой ответ (6%), усталость (5%).

В сопоставляемых исследованиях неправильное распределение времени занимало первое место (51%) среди причин нехватки свободного времени, большие учебные нагрузки (36,1%), куча домашних хлопот (16,9%), много времени уходит на сон (9%), другой ответ (6%) [3], [4], [5].

Можно сделать вывод, что в настоящий момент студенты испытывают большие учебные нагрузки, не осознавая действительной причины нехватки свободного времени - его неправильное распределение. В то время как 8 лет назад ситуация была противоположной.

Недостаток времени стал хуже сказываться на духовной жизни и физическом состоянии студентов: появление агрессивности, раздражительности, нервозности (31%), а также стресс, переутомление, депрессия, апатия (17%).

Что касается режима и распорядка дня, в данный момент 66% студентов признались в его

Таблица 1. Представления студентов о самоорганизации времени

Вопросы Мнения студентов в % к общему числу респондентов

Достаточно ли у Вас свободного времени? Нет (70) Да (25) Катастрофически мало (5)

Сколько времени в день у Вас уходит на подготовку к занятиям? 1-2 ч. (7) 3-4 ч. (35) 5-9 ч. (22) Необходимое кол-во (19) Все время (17)

В чем вы видите причину нехватки свободного времени? Учеба (50) Усталость (5) Напряженный ритм жизни (5) Лень, собственная глупость (7) Неумение использовать время (15) Интернет, соц. сети (12) Ни в чем (7)

Сколько часов в сутки Вы тратите на сон? 3-4 ч. (8) 5-6 ч. (57) 7-8 ч. (28) 8-10 ч. (7)

Есть ли у Вас свой режим дня? Нет (66) Да (26) Примерный (8)

Сколько времени Вы тратите на дорогу до места учебы и обратно? 5 мин. (10) 15-20 мин. (17) 30 мин. (30) 1-2 часа (38)

Какое количество времени Вы считаете оптимальным для себя? 2-4 часа (50) 5-6 часов (24) 7-12 (7) Сутки (8) Как можно больше (10) Не нуждаюсь в свободном времени (1)

Как сказывается недостаток времени на Вашей духовной жизни и физическом состоянии? Агрессивность, раздражение, нервозность (31) Не хватает времени на чтение (5) Пагубно (18) Недосыпание (14) Депрессия, стресс (17) Плохое самочувст вие (10) Никак (5)

Чем Вы любите заниматься в свободное время? Друзья (26) Фильмы, Интернет, музыка (18) Чтение (12) Хобби, спорт (16) Спать (19) Разное (8) У меня нет свободного времени (1)

отсутствии в сравнении с 53% сопоставляемых исследований, примерный режим имели 44% опрошенных, сейчас эта цифра составляет 8%.

На дорогу в университет студентами тратится в среднем 30-45минут, этот показатель не изменился.

Подготовка к занятиям стала занимать больше времени - в проводимом нами анкетировании студентами не было предложено ответа - «менее часа», в сопоставлении с 13,89% студентами, давшими данный ответ в 2005 году.

На вопрос «Сколько часов в сутки Вы тратите на сон?» студенты ответили следующим образом: 65% опрошенных требуется от трех до шести часов сна, 35% - от семи до десяти.

В исследовании Т.Н. Козловской 67% опрошенных требовалось от четырех до семи часов сна, 33% от семи и более, то есть ситуация практически не поменялась [4].

Что касается ответа на вопрос «Чем Вы любите заниматься в свободное время?», 26% студентов предпочитают проводить его с друзьями, 19% - спать, 18% смотреть фильмы, слушать музыку, сидеть в интернете, 16% уделяют время своему хобби, 12% нравится читать, 8% разное, у 1% нет свободного времени.

В 2005 году ситуация складывалась по-другому: студенты проводили свободное время дома (74%), с друзьями (32%), в кино, театре, на концертах (24%), на дискотеке (13), в научной библиотеке (9%), другой вариант (8%) [3], [4], [5].

Можно сделать вывод, что свободное время студенты стали проводить вне дома, вариант научной библиотеки не рассматривают. Однако появился такой вариант свободного времяпрепровождения как сон (19%). Это может свидетельствовать о неправильном распределении времени во время учебной недели.

На вопрос «Какое количество свободного времени для Вас оптимально?» 74% студентов ответили от 2 до 6 часов, 25% нужно от 7 часов и до бесконечности, у 1% из ответивших нет свободного времени.

В сопоставляемых исследованиях, отвечая на тот же самый вопрос, 78% из опрошенных нужно было от часа до пяти свободного времени, это количество студенты считали оптимальным для себя. 22% требовалось более пяти часов свободного времени [3], [4], [5].

Можно сделать заключение, что в настоящий момент студентам требуется большее количество свободного времени.

Вне сопоставительного анализа студентам были заданы следующие вопросы: «Умеете ли Вы правильно и эффективно использовать свое время?», «Считаете ли Вы себя организованным человеком?», «Ведете ли Вы ежедневник?», «Чего Вы ждете от каждого года обучения в университете?», «Хотели бы Вы получить знания и умения по тайм-менеджменту?».

На вопрос «Умеете ли Вы правильно и эффективно использовать свое время?», студенты ответили следующим образом: нет (39%), не всегда (24%), нет, но пытаюсь (5%), да (32%). Таким образом, большая часть студентов (68%) признали отсутствие умений самоорганизации.

Однако большая половина 85% опрошенных хотели получить знания и умения по тайм-менеджменту.

62% студентов считают себя организованными, 26% - нет, 12% - не всегда. Такие показания могут свидетельствовать о неправильной трактовке студентами термина «организованности» или о завышенной самооценке анкетируемых в исследуемой области.

80% опрошенных не ведут ежедневник, 6% -частично, 2% - ведет twitter, и только 12% пользуется данной технологией тайм-менеджмента, что говорит о низкой осведомленности студентов о возможностях данного инструмента самоорганизации.

От каждого года обучения в университете студенты ждут: новых знаний (70%), диплома

(5%), чего-то нового, перемен в себе (7%), успеха (5%), проблем (3%), самостоятельности, эффективности (3%), интересных предметов, простоты обучения (6%), ничего (1%). Можно сделать вывод, что студенты хотят и готовы получать новые знания, а тема самоорганизации и эффективности интересует их.

Выполнив сопоставительный анализ результатов исследований С. Кови, А. Лакейна, Т.Н. Козловской «Представления студентов о самоорганизации времени» (2005 г.) и нашей диагностики той же тематики (2013 г.), можно сделать вывод о том, что за прошедшие восемь лет уровень самоорганизации упал. Студентам не хватает свободного времени, они испытывают большие учебные нагрузки, неэффективно тратят свое время: малое количество часов уделяют режиму и распорядку дня, при этом увеличивается количество часов, отводимых на подготовку к практическим занятиям и семинарам. Недостаток времени стал хуже сказываться на духовной жизни и физическом состоянии студентов.

По результатам нашего исследования, представления студентов о самоорганизации времени, к сожалению, оставляют желать лучшего. Студенты имеют большие проблемы с организацией собственного времени, однако вопрос времени для них актуален. Согласно результатам анкетирования, большая часть студентов проявила интерес к изучению тайм-менеджмента, можно сделать вывод, что они хотят получить знания и умения самоорганизации собственного времени.

Данное стремление является правильным, так как для студентов, владеющих умениями самоорганизации, характерны многообразие интересов, сознательная работа над выработкой своего мировоззрения, над волевыми чертами характера, они отличаются настойчивостью в достижении целей. Такие студенты в значительной мере владеют своими психическими процессами: умеют длительно сосредотачивать свое внимание в процессе учебы, используют рациональные приемы запоминания, проявляют мыслительную активность.

18.01.2013

Список литературы:

1. Архангельский, Г. А. Тайм-драйв : Как успевать жить и работать / Г. А. Архангельский. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 272 с.

2. Кирьякова, А. В. Ориентация личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова // Magister. - 1998. - № 4. - С. 37-50.

3. Кови, С. Семь навыков высокоэффективных людей / С. Кови. - М. : Омега-Л., 2005. - 245 с.

4. Козловская, Т. Н. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета : автореф. дис.... канд. пед. наук / Т. Н. Козловская. - Оренбург, 2005. - 16 с.

5. Лакейн, А. Искусство успевать / А. Лакейн. - М. : Издательский центр «Академия» , 2005. - 192 с.

6. Реунова, М. А. Самоорганизация времени как элемент развития успешной личности студента / М. А. Реунова // III Международная научно-практическая конференция молодых ученых / Под науч. ред. И. А. Рудаковой. - М. : Издательство «Спутник+», 2011. - С. 110-112.

Сведения об авторе:

Реунова Мария Александровна, ассистент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 4106, тел. (3532) 372431, е-mail: [email protected]

UDC 378.091.2 Reunova M.A.

Orenburg state university, e-mail: [email protected] AXIOLOGICAL ASPECT OF STUDENT'S TIME-MANAGEMENT

This article contains results of comparative analysis on topic «Advanced students' conception of timemanagement». Examined changes of advanced students' organizing abilities. Described diagnostic material, poll's results are given.

Key words: comparative analysis, student, time, self-organization, time-management.

Bibliography:

1. Arhangelsky, G. A. Time-drive : How to have time to live and work / G. A. Arkhangelsky. - M. : Mann, Ivanov and Ferber, 2011. - 272 p.

2. Kiryakova, A. V. Personality's orientation in the world of values / A. V. Kiryakova // Magister. - 1998. - № 4. - P. 37-50.

3. Covey, St. Seven habits of highly effective people / St. Covey. - M. : Omega-L., 2010. - 114 p.

4. Kozlovskaya, T. N. Self-management as factor of forming student's «Image of future» : avtoref. dis. ... managing ped. sciences. - Orenburg, 2005. - 16 p.

5. Lakein, A. The art to be in time / A. Lakein. - М. : Publishing center «Academy», 2005. - 192 p.

6. Reunova, M. A. Time-management as an element of developing successful student's personality / M. A. Reunova // III International scientific practical conference of young scientists / Under editing I. A. Rudakovoi. - М. : Publishing center «Sputnik+», 2011. - P. 110-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.