Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации непрерывного инклюзивного образования как предиктора развития вузовской науки'

Педагогические условия реализации непрерывного инклюзивного образования как предиктора развития вузовской науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / непрерывное образование / цифровые технологии / обучающиеся / непрерывное инклюзивное образование / вузовская наука / образовательные технологии / педагогика.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова А. И., Винокурова О. М.

В статье рассматриваются перспективы непрерывного инклюзивного образования в условиях современной тенденции цифровизации, расширяющей круг возможностей для участников педагогического взаимодействия, включая научную работу в рамках вуза; обосновывается участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в развитии вузовской науки; анализируется нормативно-правовая база инклюзивного образования в России; аргументируются педагогические условия реализации непрерывного инклюзивного образования, как предиктора развития вузовской науки; уточняются определённые факторы в обеспечении организации и осуществления выделенных педагогических условий на практике; приводятся обобщения и рекомендации по развитию возможностей непрерывного инклюзивного образования в развитии вузовской науки, в соответствии с идеями гуманизации современной педагогики высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова А. И., Винокурова О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации непрерывного инклюзивного образования как предиктора развития вузовской науки»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-258-266

ЕВДОКИМОВА Анастасия Игоревна,

Доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского», e-mail: anastacia.evdokimowa@yandex.ru

ВИНОКУРОВА Оксана Михайловна,

Ассистент кафедры педагогики, образовательных технологий

и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского»,

e-mail: vinoksa@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДИКТОРА РАЗВИТИЯ

ВУЗОВСКОЙ НАУКИ

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы непрерывного инклюзивного образования в условиях современной тенденции цифровизации, расширяющей круг возможностей для участников педагогического взаимодействия, включая научную работу в рамках вуза; обосновывается участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в развитии вузовской науки; анализируется нормативно-правовая база инклюзивного образования в России; аргументируются педагогические условия реализации непрерывного инклюзивного образования, как предиктора развития вузовской науки; уточняются определённые факторы в обеспечении организации и осуществления выделенных педагогических условий на практике; приводятся обобщения и рекомендации по развитию возможностей непрерывного инклюзивного образования в развитии вузовской науки, в соответствии с идеями гуманизации современной педагогики высшей школы.

Ключевые слова: образование, непрерывное образование, цифровые технологии, обучающиеся, непрерывное инклюзивное образование, вузовская наука, образовательные технологии, педагогика

EVDOKIMOVA Anastasia Igorevna,

Associate Professor of the Department of pedagogy, educational technologies and professional communication Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

VINOKUROVA Oksana Mikhailovna

Assistant of the Department of pedagogy, educational technologies and professional communication Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF CONTINUOUS INCLUSIVE EDUCATION AS A PREDICTOR OF THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY SCIENCE

Annotation. The article considers the prospects of continuous inclusive education in the context of the current trend of digitalization, which expands the range of opportunities for participants of pedagogical interaction, including scientific work within the university; justifies the participation of students with disabilities in the development of university science; analyzes the regulatory framework of inclusive education in Russia; argues the pedagogical conditions for the implementation of continuous inclusive education as a predictor of the development of university science; certain factors are specified in ensuring the organization and implementation of the selected pedagogical conditions in practice; generalizations and recommendations are given for the development of opportunities for continuous inclusive education in the development of university science, in accordance with the ideas of humanization of modern higher school pedagogy.

Key words: education, continuing education, digital technologies, students, continuing inclusive education, university science, educational technologies, pedagogy

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

Актуальность предпринятого нами исследования продиктована положениями Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в которых отражены приоритетные национальные цели до 2030 года, среди которых «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» и «Возможности для самореализации и развития талантов» [32]. В соответствии с указанным выше документом определены перспективы развития России как одной из десяти «ведущих стран мира по объёму научных исследований и разработок» при участии эффективной системы вузов и цифровой трансформации.

В этой связи развитие вузовской науки в современном цифровом мире, с одной стороны, требует от участников образовательного процесса освоения новых технологий [11; 13], в том числе, цифровых - для соответствия уровню научного поиска [6; 24; 26], а с другой - предоставляет обширное поле научной работы для многих граждан, расширяя их возможности в данном виде деятельности [7; 19; 28]. По этой причине участие в научных разработках людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) также становится реальным, благодаря доступу к цифровым платформам и применяемым цифровым инструментам [16; 18; 21; 23].

Авторская позиция основана на идее гуманизации современного образования, подразумевающей разработку и внедрение эффективных образовательных технологий, интегрирующих инклюзию в образовательную среду [17; 23; 29]. В этом ключе авторами подразумевается и обогащение человеческого капитала как государственного ресурса, включающего научный потенциал вузов с привлечением к данному виду деятельности людей с ОВЗ [21]. В этой связи педагогические условия реализации непрерывного инклюзивного образования можно рассматривать в качестве предиктора развития вузовской науки.

Социальная предпосылка развития непрерывного инклюзивного образования заключается в демографической ситуации в нашем государстве, где, одновременно, наблюдается сокращение численности народонаселения и увеличение количества людей с ОВЗ [1; 18]. С точки зрения закона все люди в нашей стране имеют право на образование, в том числе, лица с ОВЗ, что закреплено в ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» [34].

В ст. 79. ФЗ № 273 от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» впервые были закреплены положения об «инклюзивном обучении и воспитании детей с ОВЗ», обозначив инклю-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

зивное образование как «... процесс развития общего и профессионального образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого лица, вне зависимости от состояния его здоровья» [34]. Сама идея инклюзии подразумевает достижения каждого гражданина в разных областях знания и деятельности, не исключая научную составляющую, что и обусловило цель настоящей статьи - выявление педагогических условий реализации непрерывного инклюзивного образования, как предиктора развития вузовской науки. Поскольку вузовская наука имеет прямое отношение к организации и обеспечению современной системы образования высшей школы, то необходимо рассмотреть основные условия реализации научного потенциала участников педагогического взаимодействия.

Современная система образования основана на определённых стандартах, которые унифицируют все педагогические условия для каждого обучающегося. Для объективности в начале исследования авторами рассматривались существующие образовательные стандарты для инклюзий разного уровня обучения. Результат более детального предшествующего исследования существующих в инклюзивном обучении образовательных стандартов [3; 4] позволяет нам сделать вывод об их отсутствии в системе профессионального образования.

По этой причине первым педагогическим условием реализации непрерывного инклюзивного образования, как предиктора развития вузовской науки, становится обеспечение преемственности в образовательных стандартах, поскольку в этом ключе требуются определённые доработки. В этой связи механизмом реализации философ-ско-методологических идей и правовых норм инклюзивного образования в отечественной практике может стать разработка специальных стандартов для всех уровней образования для лиц с ОВЗ.

В качестве сравнения приведём имеющийся документ о стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ, при том, что для инклюзивного образования других уровней аналогичный стандарт отсутствует. Центральной идеей приводимого стандарта определено положение о равенстве образовательных возможностей, предполагающем учёт «специфических различий между группами лиц с ОВЗ для создания благоприятных условий осуществления образовательного процесса и достижения определенных результатов. Главная цель и интегральный результат - это социокультурное развитие личности средствами образования» [31]. В этой связи образуется и определённая задача по реализации

непрерывного инклюзивного образования, состоящая в организации и разработке данного рода стандарта.

В продолжение развития обозначенной нами выше идеи отметим, что для обсуждения предложена Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ (далее - СФГОС), которая была разработана ведущими специалистами Института коррекционной педагогики РАО [15]. Концепция СФГОС предусматривает дифференциацию уровней и вариантов образования и является основой специальных стандартов для детей с различными отклонениями здоровья, обучающихся как в специальной (коррекционной) школе, так и массовой школе в условиях интеграции или инклюзии. Дело в том, что в данном документе обсуждается школьный возраст обучающихся, и соответственно предполагается обсуждение определённой возрастной группы. При этом, в подготовке подобной концепции нуждаются другие возрастные группы учащихся и студентов колледжей и вузов, для обеспечения преемственности педагогических условий исследуемого феномена. Этот рассмотренный факт связан с переходом обучающихся с ОВЗ в инклюзивное профессиональное образование, и здесь ситуация с развитием непрерывного инклюзивного образования на уровне государства нуждается в доработке.

В той же логике авторами рассматривались перспективы будущих специалистов на выходе обучения, то есть те моменты, с которыми столкнутся выпускники с ОВЗ при выпуске из высшей школы в рамках инклюзивного непрерывного образования, с последующей самореализацией в профессии. Другими словами, прогнозировались ситуации, связанные с востребованностью научных и образовательных достижений лиц с ОВЗ в профессиональной деятельности. Подходя к обоснованию педагогических условий важно учитывать, что любая образовательная технология должна опираться не только на легитимную и педагогическую составляющие, но и на прагматическую - востребованность и применимость полученных знаний и документа об образовании в профессии. Эта сторона вопроса образует второе искомое педагогическое условие - организация педагогического взаимодействия как накопителя опыта научной и образовательной практики, применимой лицами с ОВЗ в своей трудовой деятельности

При детальном рассмотрении специфики инклюзивного образования в медицинском вузе и последующем трудоустройстве его выпускников мы обнаруживаем ряд ограничений для реализации профессиональных достижений на практике для врачей с ОВЗ. Другими словами, нами выяв-

лено несоответствие в организации образовательного процесса, с одной стороны, и допуска к профессиональной деятельности - с другой [3]. К примеру, в медицинский вуз допускаются к обучению граждане с ОВЗ, а на выходе выпускник сталкивается с реестром недопустимых заболеваний для допуска к профессиональной деятельности у медработников.

В той же логике, последующая самореализация обучающихся с ОВЗ фактически будет затруднена в случае неодобрения или невостребованности их образовательных и научных достижений со стороны общественности и даже окружающих сверстников и педагогов [33].

Таким образом, третье педагогическое условие реализации непрерывного инклюзивного образования, как предиктора развития вузовской науки, связано с обеспечением гуманизации образовательной среды и общественным признанием научной деятельности людей с ОВЗ. В этом педагогическом условии обеспечения общественного признания достижений обучающихся в инклюзивном непрерывном образовании необходимо отметить такую организацию педагогического взаимодействия, при котором обучающиеся проходят этапы социальной адаптации к общественной жизни с обретением опыта жить в обычных условиях. Другими словами - научиться жить в мире непохожих людей и идей [2].

Признание за людьми с ОВЗ прав на полноценную многогранную жизнь требует от общественности понимания этого факта, реализуемого государством в создаваемых условиях и законной поддержке [16]. Только в этом случае произойдёт осознание со стороны общественности необходимости изменения отношения к инвалидам и людям с особыми образовательными потребностями, признавая их самих рядом с собой и их достижения в своей жизни, образуя гуманистическую составляющую образовательной технологии инклюзии в нашей стране. Инклюзивное образование, как интеграция гуманизма в современное общество, уравнивает в правах всех обучающихся - как обычных, так и с ОВЗ, определяя первостепенными и востребованными среди учащейся молодёжи интериоризацию традиционных человеческих ценностей, таких как гуманизм, дружба, доброта, порядочность, честность, помощь, и другие [5; 8].

В этой связи в вузах организуется толерантная социокультурная среда, необходимая для развития гражданской и профессиональной позиции соучастия [14] в образовательной и научной деятельности каждого из участников педагогического взаимодействия. В плане решения научных и общественных задач в этом контексте определяется выход из проблемы сохранения трудовой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

прослойки населения - человеческого капитала, поскольку люди с особыми потребностями в образовании способны внести вклад в развитие науки и, тем самым, оказать содействие в решении государственных задач и достижении национальных целей.

В обеспечении организации и осуществления выделенных педагогических условий на практике необходимы уточнения, которые приводятся далее. В качестве первого фактора рассматриваемого обеспечения по уровню сложности и организованности нами выделен принцип региональ-ности межвузовского взаимодействия. В этом ключе авторами проводилось исследование по интеграции достижений вузовской науки в национальную инновационную систему [9; 10], результатом которого стало выделение регионального уровня как базового в развитии вузовской науки в нашей стране. В этой связи в настоящей статье делается акцент на этом виде педагогического взаимодействия и подчёркивается необходимость дальнейшего развития регионального уровня поддержки научной деятельности обучающихся с ОВЗ. На региональном уровне ведётся работа по внедрению программ инклюзивного образования с освоением образовательных программ в сетевом взаимодействии [20; 34].

В качестве второго, по важности, фактора в обеспечении реализации изучаемых педагогических условий, нами выделен принцип паритетности усилий медиков и педагогов в разработке условий реализации образовательных программ для обучающихся с ОВЗ. Педагогические условия реализации непрерывного инклюзивного образования складываются из целого ряда взаимосвязанных аспектов, одним из которых является паритетность в разработке условий и требований к их реализации с позиции врачей и педагогов (врач-дефектолог, медицинская сестра, психолог, педагог и другие специалисты). Этот факт обусловлен тем, что для обоснования педагогических условий для их развития в интересах обучающихся с ОВЗ, должны изначально быть определены необходимые предпосылки с разных сторон. При этом, каждый специалист с медицинским или педагогическим образованием будет видеть проблему со своей профессиональной точки зрения. Проблема состоит в том, что для начала следует выяснить - в чём действительно нуждается обучающийся, в первую очередь, а что для него в данный момент не столь актуально, но не исключается из применения в изменившихся педагогических условиях, поскольку организация инклюзивной образовательной среды диктуется перечнем востребованных факторов по принципу пер-востепенности. В плане актуальности этот вопрос

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

соотносится с реализацией непрерывного инклюзивного образования [12].

Рассмотрим пример организации непрерывного инклюзивного образования в условиях цифровой образовательной среды на примере Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского (далее - СГМУ). В медицинском вузе используется электронная информационно-образовательная среда с цифровыми инструментами. Общее количество компьютеров с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», к которым имеют доступ обучающиеся, на сегодняшний день насчитывает - 268. Общее количество ЭБС, к которым имеют доступ обучающиеся (собственных или на договорной основе) - 6 [30].

Информационные системы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, включают официальный сайт университета и образовательный портал, предоставляющие материалы в версии для слабовидящих [4]. Электронно-библиотечные системы, доступные для пользователей СГМУ, имеют интерфейс с возможностью увеличения шрифта, приспособленный для лиц с ОВЗ и соответствуют ГОСТ 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению». В научной библиотеке предусмотрено автоматизированное рабочее место для слабовидящих студентов.

Одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению социальной защиты - это содействие занятости и трудоустройству выпускников университета с ОВЗ, повышение их социальной адаптации на региональном рынке труда. В СГМУ работает Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников. Основными направлениями деятельности Центра являются постоянное взаимодействием с работодателями на региональных рынках труда и активные формы и методы работы со студентами (встречи выпускников с работодателями, ярмарки вакансий и др.). В плане мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности у сотрудников медицинского вуза на период с 2021 по 2026 годы поставлена задача трансформации инфраструктуры для обеспечения стратегического развития университета. Здесь же уместно говорить о реализации возможностей обучающихся с ОВЗ в научной деятельности вуза, учитывающей поликультурность [35-38] участников педагогического взаимодействия.

В Институте «Сестринского Образования» преподаётся дисциплина «Проблемы инклюзивного образования», главная задача которой - подготовить будущих медицинских сестёр к активному, включающему личностную эмпатию [25], отношению к людям с ОВЗ, с которыми они обяза-

тельно встретятся в своей будущей работе и уберечь их, при этом, от преждевременных проявлений признаков синдрома эмоционального выгорания [27].

В заключение проведённого исследования считаем необходимым отметить, что инклюзивные процессы в нашей стране крайне важны для всех участников педагогического взаимодействия. В результате приобретённого опыта гуманности и адекватной коммуникации граждане Российской Федерации становятся способными к восприятию и принятию непохожих людей, при всём уважении к их личности и достижениям в любом виде деятельности, включая научную. Одновременно, достигается решение проблемы сохранения трудовой прослойки населения, рассматриваемой как преумножение человеческого капитала. Необходима организация не только педагогической поддержки, но и психологического сопровождения образовательного процесса [22] для обучающихся с ОВЗ, которое имело бы личностный смысл для каждого участника.

Необходимо обеспечить преемственность образовательных достижений в инклюзии на всех уровнях обучения. В этой связи возникающий вопрос: как соединить в единое целое образовательный процесс с инклюзией дошкольных образовательных учреждений, средней школы, вуза и СФГОС - формирует новые грани философии современного образования. Более того, аргументированность разработки ФГОСов для учащихся и студентов с ОВЗ в профессиональном образовании и целесообразность внесения поправок и коррекций в них в последующем связана с реализацией прав обучающихся. В этой связи необходимо провести ряд исследований на предмет чётких ориентиров инклюзии в профессиональном обучении с позиции прав обучающихся и их потребностей. Необходимо учесть факт того, что одни заболевания генерируют последующие, усугубляя ситуацию с подготовкой на последующих уровнях.

Непрерывность образования для обучающихся с ОВЗ и научный потенциал вуза также требуют более детального изучения. Совершенствование организации и разного рода обеспечения инклюзивного образования сводится к достижению главной цели - организации сформированно-сти личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды самостоятельно, и умения жить в мире непохожих людей. В этой связи выделены педагогические условия реализации непрерывного инклюзивного образования, как предиктора развития вузовской науки, состоящие в организации и обеспечении преемственности образовательных стандартов, включая разработку ФГОСов для обучающихся с ОВЗ в инклюзивном профессиональном

образовании, в прагматичности подходов к обучению лиц, нуждающихся в особых образовательных условиях, с организацией такого педагогического взаимодействия, в котором накапливаемый опыт научной и образовательной практики применим в дальнейшем в профессии; в обеспечении гуманизации образовательной среды и общественном признании научной деятельности людей с ОВЗ. Научный потенциал обучающихся, нуждающихся в особых образовательных условиях, требует дальнейшего изучения и может представлять один из современных педагогических трендов.

Список литературы:

[1] Александрова Е.А. К вопросу о современных возможностях инклюзивной образовательной среды / Е.А. Александрова, Н.А. Евдокимов, А.И. Евдокимова, И.В. Таньчева // Философия образования. - 2020. - Т. 20. - № 4. - С. 125-140.

[2] Асмолов А. Идеология толерантности: школа жизни с непохожими людьми // Образовательная политика. - 2011. - № 2 (52). - С. 2-4.

[3] Винокурова О.М., Высоцкая Е.В. Специфика инклюзивного образования в медицинском вузе (на примере Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского) // В сборнике: Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы. Материалы III научно-практической конференции с международным участием. - Саратов, 2021. - С. 70-77.

[4] Высоцкая Е.В., Винокурова О.М. Организационно-правовые аспекты инклюзивного образования в Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского) // В сборнике: Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы. Материалы III научно-практической конференции с международным участием. - Саратов, 2020. - С. 45-50.

[5] Габедава И.Б., Евдокимова А.И. Аксиологические аспекты профилактики аморального поведения обучающихся // Философия образования. - 2017. - № 1 (70). - С. 78-83.

[6] Гиль А.В., Морозов А.В. Дистанционное образование как тренд современного информационного сообщества // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.Г. Буровой / Сост. И.А. Еремицкая. - Астрахань: АГУ, 2020. - С. 140143.

[7] Евдокимова А.И. Формат дистанционного обучения в разрезе педагогического опыта освоения цифровых образовательных технологий / Евдокимова А.И., Перевозникова Т.В., Сердюкова Л.О., Славнецкова Л.В. - Образование и право. -2020. - № 9. - С. 377-384.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

[8] Евдокимова А.И. Ценностный подход в педагогике / А.И. Евдокимова, Н.А. Евдокимов, И.В. Таньчева // В сборнике: Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы // Материалы I научно-практической конференции с международным участием. - Саратов, 2019. - С. 48-51.

[9] Евдокимова А.И. Педагогические аспекты интеграции инноваций в образовательное пространство современных вузов / А.И. Евдокимова, Ю.О. Ершов, Н.А. Евдокимов, Р.М. Шаповал // Образование и право. - 2020. - № 11.- С.191-199.

[10] Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А. Педагогические аспекты интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему // Образование и право. - 2020. - № 12. - С. 217-225.

[11] Игнатьев С.А. Проблемы и перспективы педагогического процесса в аспекте применения информационных технологий / С.А. Игнатьев, С.В. Слесарев, С.В. Федюков, М.А. Терехова, С.А. Клоктунов // Инженерный вестник Дона. - 2019. -№ 3 (54). - С. 36.

[12] Лебедева С.С. Инклюзивные процессы в системе непрерывного образования лиц с инвалидностью / С.С. Лебедева, Л.В. Резинкина, М.Е. Кудрявцева, Е.А. Куликова // Человек и образование. - 2020. - № 4. - С. 50-56.

[13] Клоктунова Н.А. Значимость сетевого обучения в высшей школе / Н.А. Клоктунова, И.В. Таньчева, А.И. Евдокимова, Н.А. Евдокимов // В сборнике: Автоматизация и управление в машино-и приборостроении // Сборник научных трудов. -Саратов, 2020. - С. 129-133.

[14] Ковалёва М.Б. Условия реализации инклюзивного образования в медицинском вузе / М.Б. Ковалёва, Ж.Н. Макушева, Е.С. Потехина, Е.Е. Руденко // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 8. - С. 22-25.

[15] Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://yuldus.obr45.ru/attachments/ агйс1е/77/Концепция_СФПОС_для_детей_ОВЗ. PDF. (дата обращения: 17.04.2021).

[16] Морозов А.В. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном и дистанционном образовании при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - Т. 8. - С. 1-5.

[17] Морозов А.В. Инклюзивная образовательная среда в условиях цифровизации // Мировые цивилизации. - 2020. - Т. 5. - № 1-2. - С. 91-95.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

[18] Морозов А.В. Информационно-образовательная среда в практике инклюзивного образования на основе современных здоровьесберегаю-щих технологий // Инклюзия в образовании. -2016. - № 2 (2). - С. 99-111.

[19] Морозов А.В. Креативность как одна из важнейших компетенций педагога в системе инклюзивного образования // В сборнике: Дополнительное профессиональное образование как стратегический ресурс развития культуры регионов // Материалы IV Международной научно-практической конференции / Главный редактор Р.И. Садриев. - Казань: Медицина, 2018. - С. 103-112.

[20] Морозов А.В. Особенности сетевого взаимодействия и электронного обучения в системе непрерывного образования // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании -2018 // V Международная научно-практическая конференция. - Ульяновск: УГТУ, 2018. - С. 249256.

[21] Морозов А.В. Проблемы и реалии развития инклюзивного образования в современной высшей школе // В сборнике: Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Международная научно-практическая конференция ЮНЕСКО / Под ред. проф. Н.М. Прусс, д-ра пед. наук, проф. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: ТИСБИ, 2014. - С. 31-39.

[22] Морозов А.В. Психологическое сопровождение субъектов образовательных отношений в условиях современного коммуникативного пространства // В сборнике: Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Печатается по решению оргкомитета НПК. - Иркутск, 2016. - С. 308-315.

[23] Морозов А.В. Реалии и перспективы развития инклюзивной среды в России // В сборнике: Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт // Материалы XXV Рязанских педагогических чтений: в 2 т. / под общ. ред. Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной, Л.И. Архаровой. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2018. Т. 1. - С. 12-23.

[24] Морозов А.В. Роль и значение современных электронных технологий в образовательном процессе вуза // В сборнике: Современные инновационные информационно-образовательные технологии в подготовке будущих бакалавров // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов / под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: ТИСБИ, 2014. - С. 188-194.

[25] Морозов А.В. Социальная психология. -М.: Академический Проект, 2013. - 336 с.

[26] Морозов А.В. Трансформация образовательного пространства в условиях цифровой экономики // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании 2019 // VI Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти А.Н. Афанасьева. - Ульяновск, 2019. - С. 338-345.

[27] Морозов А.В., Моргунов Е.Б., Щербина А.И., Пригожина Т.Ю. Повышение психологической компетентности и профилактика синдрома эмоционального выгорания у социальных работников в «Школе психологического развития» / Под ред. проф. А.В. Морозова. - М.: АНО ДПО «ЦРМК

- образовательные программы», 2020. - 300 с.

[28] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Дистанционные образовательные технологии и их правовое регулирование // Образование и право. - 2020.

- № 3. - С. 262-267.

[29] Погорелая Е.М. Инклюзивное образование как концепт современной образовательной среды / Е.М. Погорелая, Д.Ю. Нечухраная, А.М. Кузьмин, Н.А. Евдокимов, А.И. Евдокимова / В сборнике: Непрерывное образование в России: состояние и перспективы. материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 116-122.

[30] Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского. URL: http://sgmu.ru. (дата обращения: 17.03.2021).

[31] Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 URL: https://fgos.ru/. (дата обращения: 10.04.2021).

[32] Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74304210/ (дата обращения: 15.04.2021).

[33] Феталиева Л.П. Готовность педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в пространстве общеобразовательного учреждения // Образование и право. - 2021. - № 2. - С. 282-285.

[34] Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://garantr.ru/zakon-ob-obrazovanii-pravo-na-obrazovanie-50016/ (дата обращения: 14.04.2021)

[35] Aleksandrova E.A. Educational aspects in forming a linguistic component of student social responsibility / E.A. Aleksandrova, A.I. Evdokimova, N.A. Evdokimov, I.V. Tancheva, S.V. Fedyukov / В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific

Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Kh. I. Ibragimov Complex Research Institute. - 2020. - С. 3543-3554.

[36] Barsukova M.I. Contemporary medical and pedagogical discourse / M.I. Barsukova, T.V. Rodionova, I.V. Sheshneva // Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philology. Journalism.

- 2020. - Т. 20. - № 2. - С. 228-233.

[37] Morozov A.V., Kozlov O.A. Information and communication technologies in modern digital educational environment // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings. 2. Сер. «InnoCSE 2019 -Proceedings of the 2nd Workshop on Inovative Approaches in Computer Science within Higher Education». - 2019. - Vol. 2562. - Рр. 211-217.

[38] Morozov A.V., Mikhaleva O.V. The Study of the Formation of Students' Competence in Intercultural Communication in the Digital Educational Environment // International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 288. -2018. - Рр. 97-105.

Spisok literatury:

[1] Aleksandrova E.A. K voprosu o sovremen-nyh vozmozhnostyah inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy / E.A. Aleksandrova, N.A. Evdokimov, A.I. Evdokimova, I.V. Tan'cheva // Filosofiya obra-zovaniya. - 2020. - T. 20. - № 4. - S. 125-140.

[2] Asmolov A. Ideologiya tolerantnosti: shkola zhizni s nepohozhimi lyud'mi // Obrazovatel'naya politika. - 2011. - № 2 (52). - S. 2-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Vinokurova O.M., Vysockaya E.V. Specifika inklyuzivnogo obrazovaniya v medicinskom vuze (na primere Saratovskogo GMU im. V.I. Razumovskogo) // V sbornike: Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: voz-mozhnosti i perspektivy // Materialy III nauchno-prak-ticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem.

- Saratov, 2021. - S. 70-77.

[4] Vysockaya E.V., Vinokurova O.M. Organiza-cionno-pravovye aspekty inklyuzivnogo obrazovaniya v Saratovskom gosudarstvennom medicinskom uni-versitete im. V.I. Razumovskogo) // V sbornike: Peda-gogicheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti i pers-pektivy. Materialy III nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Saratov, 2020.

- S. 45-50.

[5] Gabedava I.B., Evdokimova A.I. Aksiolog-icheskie aspekty profilaktiki amoral'nogo povedeniya obuchayushchihsya // Filosofiya obrazovaniya. -2017. - № 1 (70). - S. 78-83.

[6] Gil' A.V., Morozov A.V. Distancionnoe obra-zovanie kak trend sovremennogo informacionnogo soobshchestva // V sbornike: Vesennie psiholo-go-pedagogicheskie chteniya // Materialy IV Mezhre-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

gional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvy-ashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.G. Burovoj / Sost. I.A. Eremickaya. - Astrahan': AGU, 2020. - S. 140-143.

[7] Evdokimova A.I. Format distancionnogo obucheniya v razreze pedagogicheskogo opyta osvoeniya cifrovyh obrazovatel'nyh tekhnologij / Evdokimova A.I., Perevoznikova T.V., Serdyukova L.O., Slavneckova L.V. // Obrazovanie i pravo. -2020. - № 9. - S. 377-384.

[8] Evdokimova A.I. Cennostnyj podhod v peda-gogike / A.I. Evdokimova, N.A. Evdokimov, I.V. Tan'cheva // V sbornike: Pedagogicheskoe vzai-modejstvie: vozmozhnosti i perspektivy // Materialy I nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarod-nym uchastiem. - Saratov, 2019. - S. 48-51.

[9] Evdokimova A.I. Pedagogicheskie aspekty integracii innovacij v obrazovatel'noe prostranstvo sovremennyh vuzov / A.I. Evdokimova, Yu.O. Ershov, N.A. Evdokimov, R.M. Shapoval // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 11. - S. 191-199.

[10] Evdokimova A.I., Evdokimov N.A. Pedagogicheskie aspekty integracii vuzovskoj nauki v nacional'nuyu innovacionnuyu sistemu // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 12. - 217-225.

[11] Ignat'ev S.A. Problemy i perspektivy pedagogicheskogo processa v aspekte primeneniya infor-macionnyh tekhnologij / S.A. Ignat'ev, S.V. Slesarev, S.V. Fedyukov, M.A. Terekhova, S.A. Kloktunov // Inzhenernyj vestnik Dona. - 2019. - № 3 (54). - S. 36.

[12] Lebedeva S.S. Inklyuzivnye processy v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya lic s invalidnost'yu / S.S. Lebedeva, L.V. Rezinkina, M.E. Kudryavceva, E.A. Kulikova // Chelovek i obrazovanie. - 2020. - № 4. - S. 50-56.

[13] Kloktunova N.A. Znachimost' setevogo obucheniya v vysshej shkole / N.A. Kloktunova, I.V. Tan'cheva, A.I. Evdokimova, N.A. Evdokimov // V sbornike: Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii // Sbornik nauchnyh trudov. Saratov, 2020. - S. 129-133.

[14] Kovalyova M.B. Usloviya realizacii inklyuz-ivnogo obrazovaniya v medicinskom vuze / M.B. Kovalyova, Zh.N. Makusheva, E.S. Potekhina, E.E. Rudenko // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimen-tal'nogo obrazovaniya. - 2016. - № 8. - S. 22-25.

[15] Koncepciya Special'nogo Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta dlya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. URL: http://yuldus.obr45.ru/attachments/article/77/ Koncepciya_S FGOS_d lya_d etej_OVZ.PDF. (data obrashcheniya: 17.04.2021).

[16] Morozov A.V. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v inklyuzivnom i distancionnom obrazova-nii pri obuchenii lic s ogranichennymi vozmozhnost-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

yami zdorov'ya // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal Koncept. - 2016. - T. 8. - S. 1-5.

[17] Morozov A.V. Inklyuzivnaya obrazova-tel'naya sreda v usloviyah cifrovizacii // Mirovye civi-lizacii. - 2020. - T. 5. - № 1-2. - S. 91-95.

[18] Morozov A.V. Informacionno-obrazova-tel'naya sreda v praktike inklyuzivnogo obrazovaniya na osnove sovremennyh zdorov'esberegayushchih tekhnologij // Inklyuziya v obrazovanii. - 2016. - № 2 (2). - S. 99-111.

[19] Morozov A.V. Kreativnost' kak odna iz vazhnejshih kompetencij pedagoga v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya // V sbornike: Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie kak strategicheskij resurs razvitiya kul'tury regionov // Materialy IV Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Glavnyj redaktor R.I. Sadriev. - Kazan': Medicina, 2018. - S. 103-112.

[20] Morozov A.V. Osobennosti setevogo vzai-modejstviya i elektronnogo obucheniya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // V sbornike: Elektron-noe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii - 2018 // V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya kon-ferenciya. - Ul'yanovsk: UGTU, 2018. - S. 249-256.

[21] Morozov A.V. Problemy i realii razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v sovremennoj vysshej shkole // V sbornike: Uchit'sya i zhit' vmeste: sovre-mennye strategii obrazovaniya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya YUNESKO / Pod red. prof. N.M. Pruss, d-ra ped. nauk, prof. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan': TISBI, 2014. - S. 31-39.

[22] Morozov A.V. Psihologicheskoe soprovozh-denie sub"ektov obrazovatel'nyh otnoshenij v usloviyah sovremennogo kommunikativnogo prostranstva // V sbornike: Obrazovanie i razvitie lichnosti v sovre-mennom kommunikativnom prostranstve // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / Pechataetsya po resh-eniyu orgkomiteta NPK. - Irkutsk, 2016. - S. 308315.

[23] Morozov A.V. Realii i perspektivy razvitiya inklyuzivnoj sredy v Rossii // V sbornike: Modern-izaciya obrazovaniya: nauchnye dostizheniya, otechestvennyj i zarubezhnyj opyt // Materialy XXV Ryazanskih pedagogicheskih chtenij: v 2 t. / pod obshch. red. L.A. Bajkovoj, N.V. Martishinoj, L.I. Arharovoj. - Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina, 2018. T. 1. - S. 12-23.

[24] Morozov A.V. Rol' i znachenie sovremennyh elektronnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe vuza // V sbornike: Sovremennye innovacion-nye informacionno-obrazovatel'nye tekhnologii v podgotovke budushchih bakalavrov // Materialy ito-govoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepoda-vatelej i aspirantov / pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan': TISBI, 2014. - S. 188-194.

[25] Morozov A.V. Social'naya psihologiya. -M.: Akademicheskij Proekt, 2013. - 336 s.

[26] Morozov A.V. Transformaciya obrazova-tel'nogo prostranstva v usloviyah cifrovoj ekonomiki // V sbornike: Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2019 // VI Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya pamyati A.N. Afanas'eva. - Ul'yanovsk, 2019. - S. 338-345.

[27] Morozov A.V., Morgunov E.B., Shcherbina A.I., Prigozhina T.Yu. Povyshenie psihologicheskoj kompetentnosti i profilaktika sindroma emocion-al'nogo vygoraniya u social'nyh rabotnikov v «Shkole psihologicheskogo razvitiya» / Pod red. prof. A.V. Morozova. - M.: ANO DPO «CRMK - obrazova-tel'nye programmy», 2020. - 300 s.

[28] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Distan-cionnye obrazovatel'nye tekhnologii i ih pravovoe regulirovanie // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 3. - S. 262-267.

[29] Pogorelaya E.M. Inklyuzivnoe obrazovanie kak koncept sovremennoj obrazovatel'noj sredy / E.M. Pogorelaya, D.Yu. Nechuhranaya, A.M. Kuz'min, N.A. Evdokimov, A.I. Evdokimova // V sbornike: Nepreryvnoe obrazovanie v Rossii: sostoyanie i pers-pektivy. materialy dokladov Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. - 2019. - S. 116-122.

[30] Saratovskij gosudarstvennyj medicinskij universitet im. V.I. Razumovskogo. URL: http://sgmu. ru. (data obrashcheniya: 17.03.2021).

[31] Standart nachal'nogo obshchego obra-zovaniya obuchayushchihsya s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.12.2014 № 1598 URL: https://fgos.ru/. (data obrashcheniya: 10.04.2021).

[32] Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74304210/ (data obrashcheniya 15.04.2021).

[33] Fetalieva L.P. Gotovnost' pedagogov po obespecheniyu vzaimodejstviya obychnyh detej i detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v prostranstve obshcheobrazovatel'nogo uchrezh-deniya // Obrazovanie i pravo. - 2021. - № 2. - S. 282-285.

[34] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://garantr.ru/zakon-ob-obrazovanii-pravo-na-obrazovanie-50016/ (data obrashcheniya 14.04.2021).

[35] Aleksandrova E.A. Educational aspects in forming a linguistic component of student social responsibility / E.A. Aleksandrova, A.I. Evdokimova, N.A. Evdokimov, I.V. Tancheva, S.V. Fedyukov / В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Tur-kayev Hassan Vakhitovich. Kh. I. Ibragimov Complex Research Institute. - 2020. - С. 3543-3554.

[36] Barsukova M.I. Contemporary medical and pedagogical discourse / M.I. Barsukova, T.V. Rodion-ova, I.V. Sheshneva // Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philology. Journalism. - 2020. -Т. 20. - № 2. - С. 228-233.

[37] Morozov A.V., Kozlov O.A. Information and communication technologies in modern digital educational environment // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings. 2. Сер. «InnoCSE 2019 - Proceedings of the 2nd Workshop on Inovative Approaches in Computer Science within Higher Education». - 2019. - Vol. 2562. - Рр. 211-217.

[38] Morozov A.V., Mikhaleva O.V. The Study of the Formation of Students' Competence in Intercultural Communication in the Digital Educational Environment // International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 288. -2018. - Рр. 97-105.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.