Научная статья на тему 'Из опыта интеграции цифровых технологий в дистанционное дополнительное образование'

Из опыта интеграции цифровых технологий в дистанционное дополнительное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова А.И., Храмова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта интеграции цифровых технологий в дистанционное дополнительное образование»

D0l:10.24412/2076-1503-2021-4-364-370 ЕВДОКИМОВА Анастасия Игоревна,

Доцент кафедры педагогики, образовательных технологий

и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского», e-mail: anastacia.evdokimowa@yandex.ru

ХРАМОВА Мария Александровна

Методист муниципального казённого учреждения «Городской методический центр» e-mail: khramovama2020@gmail.com

ИЗ ОПЫТА ИНТЕГРАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИСТАНЦИОННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. В статье рассматривается педагогический опыт интеграции цифровых технологий в дистанционное дополнительное образование на примере созданной в сентябре 2020 года муниципальной научно-методической лаборатории «Применение инновационных педагогических и цифровых технологий как способ повышения качества дистанционного дополнительного образования» в городе Саратове. Анализируется нормативно-правовая база данной формы педагогического взаимодействия. Описываются цифровые технологии и педагогические условия, необходимые для реализации возможностей обучающихся в дистанционном дополнительном образовании. Аргументируется специфика дистанционного дополнительного образования, включающая цифровой контент непосредственного и опосредованного педагогического взаимодействия участников данной формы обучения. На основании анализа педагогического опыта внедрения цифрового инструмента дидактики в дополнительное дистанционное образование делаются выводы о необходимости разработки методов развития навыков работы с данным видом инструментария у участников педагогического взаимодействия, приводятся обобщения и рекомендации.

Ключевые слова: интеграция, цифровые технологии, дистанционное дополнительное образование, качество образования, информационные технологии, технологии дистанционного обучения, обучающиеся, педагогика.

EVDOKIMOVA Anastasia Igorevna,

Associate Professor of the Department of pedagogy, educational technologies and professional communication Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

KHRAMOVA Maria Alexandrovna

Methodologist of the municipal state institution «City Methodological Center»

FROM THE EXPERIENCE OF INTEGRATING DIGITAL TECHNOLOGIES INTO DISTANCE ADDITIONAL EDUCATION

Annotation. The article examines the pedagogical experience of integrating digital technologies into distance additional education on the example of the municipal scientific and methodological laboratory "Application of innovative pedagogical and digital technologies as a way to improve the quality of distance additional education" in the city of Saratov, established in September 2020. The article analyzes the legal framework of this form of pedagogical interaction. The article describes digital technologies and pedagogical conditions necessary for the realization of students ' opportunities in distance additional education. The author argues for the specifics of distance additional education, including the digital content of direct and indirect pedagogical interaction of participants in this form of education. Based on the analysis of the pedagogical experience of the introduction of a digital didactics tool in additional distance education, conclusions are drawn about the need to develop methods for developing skills of working with this type of tools in participants of pedagogical interaction, generalizations and recommendations are given.

Key words: integration, digital technologies, distance additional education, quality of education, information technologies, distance learning technologies, students, pedagogy.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Не сегодняшний день в педагогической практике отечественного образования большое значение отводится выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности в дополнительном образовании, что закреплено на законодательном уровне. В данном аспекте авторами рассматриваются педагогические возможности цифровых технологий в дополнительном образовании в дистанционной форме взаимодействия, как эффективном или неэффективном условии выявления, определения и развития способностей у детей, находящихся в условиях дистанционного обучения, что составляет первый акцент исследования. Вторым акцентом выделен вопрос реализация возможностей обучающихся в данной форме педагогического взаимодействия, которая подразумевает адекватный диалог в системе педагог - воспитанник.

В представленной статье авторы опираются, в первую очередь, на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании»), в статье 75 которого отмечается, что «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» [20].

Здесь же отмечена роль дополнительного образования в адаптации к социуму, к условиям общественной жизни у детей, формирования у них профессиональной ориентации. Также авторами учитываются приоритетные национальные цели развития нашей страны, аргументированные и подписанные Президентом РФ В.В. Путиным [19], где особый акцент сделан на развитии талантов у населения.

Один из оптимальных путей развития талантов у обучающихся в нашей стране закреплён в ст. 15 Федерального закона «Об образовании», как сетевой формы реализации образовательных программ [20], и в этой связи сетевое взаимодействие в дистанционном дополнительном образовании является, одновременно, и фундаментом, и эффективным способом педагогического взаимодействия в данной форме обучения [10; 12], что рассматривается нами далее.

Цифровизация образования предъявляет новые требования к организации образовательного процесса, а также к управлению образовательной организацией [11], в том числе, с учётом трансформации управленческих функций [14] в связи с постоянным развитием информационных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

технологий. В настоящее время актуальность цифровизации образования подчеркивается многими авторами в отечественной педагогике, акцентируя необходимость трансформации образовательного пространства в условиях цифровой экономики и выделяя дистанционное образование в качестве тренда современного сообщества [4; 7; 13; 15].

Выявляются возможности цифровых инструментов в образовательном процессе школы и вуза, и связанные с их апробацией повышение интенсивности в работе со стороны участников педагогического взаимодействия [5; 8; 22; 25]. С применением цифровых технологий расширяются возможности инклюзивного образования, составляя концептуальную основу развития современной образовательной среды [1; 9; 18]. Отмечается сложность и трудоёмкость по затрате умственных сил и времени у обучающихся в условиях дистанционного обучения на поиск и обработку учебной информации [16; 21; 23; 24].

При работе в сети Интернет отмечается высокая встречаемость с избыточной, недостоверной, и даже ложной информацией, со стороны учащихся разных возрастов. В этой связи необходимо обратить внимание на развитие мотивации к учению и профилактику аморальности в обучающей среде, так как накопленный опыт в данных сферах педагогического взаимодействия акцентирует внимание на правильности выбора со стороны учащихся адекватной учебной информации в качестве образовательной ценности для саморазвития [2; 3; 6; 17].

Вместе с тем, считаем необходимым отметить, что распространение педагогического опыта применения цифровых технологий в дистанционном дополнительном образовании детей и молодёжи встречается гораздо реже в отечественной педагогической литературе, в отличие от описания достижений в образовательном процессе школы, колледжа, вуза и т.д. В то же время, дополнительное образование направлено на развитие, прежде всего, талантов обучающихся, их самореализации, особенно остро это относится к профессиональной ориентации.

В соответствии с приказом председателя комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18 апреля 2017 года № 448 «Об утверждении положения о городской научно-методической лаборатории» 10 сентября 2020 года был подписан приказ № 544 «Об утверждении списка городских научно-методических лабораторий в 2020/2021 учебном году». В муниципальном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» (далее -ЦДОдД) Октябрьского района города Саратова в

сентябре 2020 года создана муниципальная научно-методическая лаборатория «Применение инновационных педагогических и цифровых технологий как способ повышения качества дистанционного дополнительного образования». В состав рабочей группы лаборатории приглашены представители высших учебных заведений, а также муниципального казённого учреждения «Городской методический центр» и педагоги ЦДОдД.

Цель работы лаборатории - исследование, внедрение и реализация в педагогической практике дистанционного дополнительного образования на основе современных достижений педагогики, методики обучения и информационных технологий. Реализация деятельности лаборатории рассчитана на три этапа в течение 3 лет:

• первый этап включает в себя изучение теоретических материалов и проведение входящей диагностики готовности работы с цифровым дидактическим инструментом;

• на втором этапе педагогами ЦДОдД совместно с социальными партнерами и представителями научного сообщества города запланирована апробация использования цифровых технологий на занятиях и мероприятиях в рамках различных направлений;

• третий этап включает анализ результатов педагогической деятельности с последующей разработкой инновационного методического конструкта для использования в работе учреждений, реализующих дополнительное образование.

Основные направления инновационной деятельности научно-методической работы лаборатории заключаются в изучении передового опыта онлайн-образования, проведения мониторингов, организации мероприятий по апробации полученных продуктов экспериментальной работы и подготовку методических материалов.

В рамках работы лаборатории в этом учебном году проведен ряд мероприятий: в первом полугодии 2020-2021 учебного года организован входной контроль навыков применения цифровых инструментов у участников педагогического взаимодействия. Определялся уровень владения электронными и цифровыми ресурсами у педагогов, учащихся и родителей.

Для выявления профессиональных дефицитов педагогов в сфере 1Т-компетенций применялись такие методы как анкеты, наблюдение, пробы профессиональных цифровых навыков и умений (проведение педагогом мероприятий, занятий, фрагментов воспитательной деятельности в онлайн-формате), собеседования (в формате обсуждения, ответов на вопросы, описании про-

фессиональных действий в той или иной ситуации, решении кейс-ситуаций, заданий и других способов), видео-фрагменты профессиональной деятельности и их последующий анализ.

Проведены мероприятия по сокращению профдефицитов в области дистанционного обучения с применением цифрового инструмента дидактики через организацию наставничества, обучение на курсах повышения квалификации (в том числе дистанционно), консультирование, самообразование, проведение мероприятий по обмену опытом, методическое сопровождение организации дистанционного образования, консультирование и обмен опытом в рамках работы Школы молодого педагога и т.д.

Для решения проблем профессиональных дефицитов педагогов были проведены вебинары: «Организация дистанционного обучения в дополнительном образовании», «Дистанционное дополнительное образование: проблемы и возможности», конференция «Практики использования инновационных педагогических и цифровых технологий».

Приведём результаты педагогической деятельности в представленной лаборатории. В этом учебном году (2020-2021) дистанционное дополнительное образование экспериментально реализуется в разных направленностях. Например, для организации успешного дистанционного обучения учащихся объединения «Тяжёлая атлетика», разработаны планы заданий для воспитанников, подготовлены видеоролики по темам календарного учебного графика. Весь материал рассылался на личную электронную почту учащихся, группу ВКонтакте. К примеру, педагогом Вячеславом Рахмановым создан видеоблог «Советы чемпиона», который за счёт грамотного цифрового дидактического контента был наполнен адекватной учебной информацией, необходимой для воспитанников.

Хореографами проводились и в настоящее время проводятся занятия по обучению танцам с использованием современных информационных технологий и двусторонней видео связи, которые в наши дни практически доступны каждому: Zoom, Skype, Viber, соцсети. При этом используются формы коллективного обучения, работа в группах и индивидуальное обучение.

В рамках проведения занятий по рисованию дистанционно в разных форматах, педагоги вместе с учениками рисовали в прямом эфире, по скайпу, сняли видеоуроки и видеоинструкции по рисованию, разработали поэтапные уроки и презентации.

В этой связи в качестве обобщения достигнутых результатов педагогической деятельности отметим, что для дистанционной формы обучения рисованию, в которой предполагается получение

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

и усвоение знаний, умений и навыков рисования, важна практическая совместная работа педагога и ученика. С помощью дистанционных технологий видеосвязи учащиеся под руководством преподавателей выписывают макет художественного произведения, постепенно усложняют и наполняют его деталями, выписывая подробности сюжета средствами изобразительного искусства. В этой связи отметим особую роль паритетности спонтанности и собранности в наполнения рисунка -фактическое самостоятельное прорисовывание деталей способствуют пробуждению в воспитанниках творческих способностей, усидчивости и внимательности при выполнении упражнений. При этом важно наладить связь в понимании ритма сотворчества в педагогическом взаимодействии, чтобы четко следовать советам и рекомендациям, повторять все действия осознанно. Удалённое обучение рисованию эффективно в том случае, когда воспитанник готов работать сам, самостоятельно, у него есть желание творить и создавать.

Для дошкольников реализован проект «Творим, выдумываем, пробуем!». В онлайн-формате проведены творческие занятия с разучиванием стихотворений, просмотром тематических видеофильмов, организованы и проведены мастер-классы по рисованию мыльными пузырями, аппликации в технике квиллинг, лепки, онлайн беседы, виртуальные экскурсии, конкурсы, арт-проекты, выставки, размещение на сайте в разделе «Для родителей» рекомендаций, проведены консультация для родителей.

Планы и перспективы реализации интеграции цифровых технологий в дистанционное дополнительное образование авторы рассматривают в виде следующих действий для сотрудников представленной лаборатории:

• разработка методических рекомендаций и пособий для педагогов в области распространения опыта цифрового дидактического контента дистанционного обучения;

• разработка методов развития навыков работы с цифровыми инструментами дидактики у участников педагогического взаимодействия в дистанционном дополнительном образовании;

• апробация методик экспериментальной работы цифрового инструмента дидактики;

• адаптация и внедрение электронных и цифровых программ и учебных материалов для дополнительного образования;

• организация переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для внедрения цифрового контента в дистанционном обучении;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

• организация обучения родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов практике применения дистанционных технологий;

• обеспечение сетевого взаимодействия в дополнительном образовании с образовательными учреждениями города и области;

• организация обмена опытом по реализации онлайн-занятий с образовательными учреждениями города и области.

В заключении хотелось бы отметить, что дистанционное обучение в дополнительном образовании расширяет границы образовательного пространства педагогического взаимодействия, и требует дальнейшего изучения применимости цифрового дидактического инструментария для повышения эффективности работы в данном формате.

Список литературы:

[1] Александрова Е.А. К вопросу о современных возможностях инклюзивной образовательной среды / Е.А. Александрова, Н.А. Евдокимов, А.И. Евдокимова, И.В. Таньчева // Философия образования. - 2020. - Т. 20. - № 4. - С. 125-140.

[2] Барсукова М.И., Д.М. Лазгиева. К вопросу о мотивации учебной деятельности в процессе обучения // В сборнике: Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. Саратов, 2019. - С. 98-102.

[3] Габедава И.Б., Евдокимова А.И. Аксиологические аспекты профилактики аморального поведения обучающихся // Философия образования. - 2017. - № 1 (70). - С. 78-83.

[4] Гиль А.В., Морозов А.В. Дистанционное образование как тренд современного информационного сообщества // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.Г. Буровой / Сост. И.А. Еремицкая. - Астрахань: АГУ, 2020. - С. 140143.

[5] Евдокимова А.И. Формат дистанционного обучения в разрезе педагогического опыта освоения цифровых образовательных технологий / Евдокимова А.И., Перевозникова Т.В., Сердюкова Л.О., Славнецкова Л.В. // Образование и право. -2020. - № 9. - С. 377-384.

[6] Евдокимова А.И. Ценностный подход в педагогике / А.И. Евдокимова, Н.А. Евдокимов, И.В. Таньчева // В сборнике: Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы // Материалы I научно-практической конференции с международным участием. - Саратов, 2019. - С. 48-51.

[7] Игнатьев С.А. Проблемы и перспективы педагогического процесса в аспекте применения информационных технологий / С.А. Игнатьев, С.В. Слесарев, С.В. Федюков, М.А. Терехова, С.А. Клоктунов // Инженерный вестник Дона. - 2019. -№ 3 (54). - С. 36.

[8] Клоктунова Н.А. Значимость сетевого обучения в высшей школе / Н.А. Клоктунова, И.В. Таньчева, А.И. Евдокимова, Н.А. Евдокимов / В сборнике: Автоматизация и управление в машино-и приборостроении. Сборник научных трудов. Саратов, 2020. - С. 129-133.

[9] Морозов А.В. Информационно-образовательная среда в практике инклюзивного образования на основе современных здоровьесберегаю-щих технологий // Инклюзия в образовании. -2016. - № 2 (2). - С. 99-111.

[10] Морозов А.В. Особенности сетевого взаимодействия и электронного обучения в системе непрерывного образования // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании -2018 // V Международная научно-практическая конференция. - Ульяновск: УГТУ, 2018. - С. 249256.

[11] Морозов А.В. Особенности управления высшим учебным заведением в современных условиях // Управление образованием: теория и практика. - 2016. - № 2 (22). - С. 90-106.

[12] Морозов А.В. Психолого-педагогические особенности реализации инноваций в современной информационно-образовательной среде // В сборнике: Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов / Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань, 2015. - С. 256261.

[13] Морозов А.В. Трансформация образовательного пространства в условиях цифровой экономики // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании 2019 // VI Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти А.Н. Афанасьева. - Ульяновск, 2019. - С. 338-345.

[14] Морозов А.В. Управленческая психология. - М.: Академический Проект, 2003. - 288 с.

[15] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Дистанционные образовательные технологии и их правовое регулирование // Образование и право. - 2020. - № 3. - С. 262-267.

[16] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Специфика здоровьесберегающей деятельности в современных образовательных учреждениях, использующих дистанционную форму обучения // В сборнике: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Материалы ежегодной

международной научно-практической конференции. - USA: Primedia E-launch LLC, 2014. - С. 127130.

[17] Морозова Т.А., Морозов А.В. Опыт организации самостоятельной работы студентов в формате дистанционного обучения // Человек и образование. - 2021. - № 1 (66). - С. 102-107.

[18] Погорелая Е.М. Инклюзивное образование как концепт современной образовательной среды / Е.М. Погорелая, Д.Ю. Нечухраная, А.М. Кузьмин, Н.А. Евдокимов, А.И. Евдокимова // В сборнике: Непрерывное образование в России: состояние и перспективы. материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 116-122.

[19] Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения 15.01.2021).

[20] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c 43e/ (дата обращения 05.02.2021).

[21] Храмов Д. Возможности информационно-образовательной среды в школьном обучении // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы // Материалы II международной научно-практической конференции. - Саратов: СГМУ имени В.И. Разумовского, 2020. - С. 734-737.

[22] Храмова М.А. Проблемы управления качеством воспитания // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы // Материалы II международной научно-практической конференции. - Саратов: СГМУ имени В.И. Разумовского, 2020. - С. 737-740.

[23] Шаповал Р.М. К вопросу о развитии навыков поиска учебной информации обучающимися с применением электронных технологий в период дистанционного обучения // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы // Материалы II международной научно-практической конференции. - Саратов: СГМУ имени В.И. Разумовского, 2020. - С. 446-451.

[24] Bashkireva T.V., Bashkireva A.V., Morozov A.V., Evdokimova A.I., Apsite M.A. Conditions for Digitalization of Education and Related Health Problems of Students // 2nd International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2020) // Atlantis press SARL / Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. vol. 156. P. 159-162.

[25] Morozov A.V., Kozlov O.A. Information and communication technologies in modern digital

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

educational environment // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings. 2. Сер. «InnoCSE 2019 -Proceedings of the 2nd Workshop on Inovative Approaches in Computer Science within Higher Education». - 2019. - Vol. 2562. - Рр. 211-217.

Spisok literatury:

[1] Aleksandrova E.A. K voprosu o sovremen-nyh vozmozhnostyah inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy / E.A. Aleksandrova, N.A. Evdokimov, A.I. Evdokimova, I.V. Tan'cheva // Filosofiya obra-zovaniya. - 2020. - T. 20. - № 4. - S. 125-140.

[2] Barsukova M.I., D.M. Lazgieva. K voprosu o motivacii uchebnoj deyatel'nosti v processe obu-cheniya // V sbornike: Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii. Saratov, 2019. - S. 98-102.

[3] Gabedava I.B., Evdokimova A.I. Aksiolog-icheskie aspekty profilaktiki amoral'nogo povedeniya obuchayushchihsya // Filosofiya obrazovaniya. -2017. - № 1 (70). - S. 78-83.

[4] Gil' A.V., Morozov A.V. Distancionnoe obra-zovanie kak trend sovremennogo informacionnogo soobshchestva // V sbornike: Vesennie psiholo-go-pedagogicheskie chteniya // Materialy IV Mezhre-gional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvy-ashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.G. Burovoj / Sost. I.A. Eremickaya. - Astrahan': AGU, 2020. - S. 140-143.

[5] Evdokimova A.I. Format distancionnogo obucheniya v razreze pedagogicheskogo opyta osvoeniya cifrovyh obrazovatel'nyh tekhnologij / Evdokimova A.I., Perevoznikova T.V., Serdyukova L.O., Slavneckova L.V. // Obrazovanie i pravo. -2020. - № 9. - S. 377-384.

[6] Evdokimova A.I. Cennostnyj podhod v peda-gogike / A.I. Evdokimova, N.A. Evdokimov, I.V. Tan'cheva // V sbornike: Pedagogicheskoe vzai-modejstvie: vozmozhnosti i perspektivy // Materialy I nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarod-nym uchastiem. - Saratov, 2019. - S. 48-51.

[7] Ignat'ev S.A. Problemy i perspektivy pedagogicheskogo processa v aspekte primeneniya infor-macionnyh tekhnologij / S.A. Ignat'ev, S.V. Slesarev, S.V. Fedyukov, M.A. Terekhova, S.A. Kloktunov // Inzhenernyj vestnik Dona. - 2019. - № 3 (54). - S. 36.

[8] Kloktunova N.A. Znachimost' setevogo obucheniya v vysshej shkole / N.A. Kloktunova, I.V. Tan'cheva, A.I. Evdokimova, N.A. Evdokimov / V sbornike: Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii. Sbornik nauchnyh trudov. Saratov, 2020. - S. 129-133.

[9] Morozov A.V. Informacionno-obrazova-tel'naya sreda v praktike inklyuzivnogo obrazovaniya na osnove sovremennyh zdorov'esberegayushchih tekhnologij // Inklyuziya v obrazovanii. - 2016. - № 2 (2). - S. 99-111.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

[10] Morozov A.V. Osobennosti setevogo vzai-modejstviya i elektronnogo obucheniya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // V sbornike: Elektron-noe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii - 2018 //

V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya kon-ferenciya. - Ul'yanovsk: UGTU, 2018. - S. 249-256.

[11] Morozov A.V. Osobennosti upravleniya vysshim uchebnym zavedeniem v sovremennyh usloviyah // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2016. - № 2 (22). - S. 90-106.

[12] Morozov A.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti realizacii innovacij v sovremennoj infor-macionno-obrazovatel'noj srede // V sbornike: Inno-vacionnye podhody v sisteme vysshego profession-al'nogo obrazovaniya // Materialy itogovoj nauch-no-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studen-tov / Pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan', 2015. - S. 256-261.

[13] Morozov A.V. Transformaciya obrazova-tel'nogo prostranstva v usloviyah cifrovoj ekonomiki //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V sbornike: Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2019 // VI Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya pamyati A.N. Afanas'eva. - Ul'yanovsk, 2019. - S. 338-345.

[14] Morozov A.V. Upravlencheskaya psi-hologiya. - M.: Akademicheskij Proekt, 2003. - 288 s.

[15] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Distan-cionnye obrazovatel'nye tekhnologii i ih pravovoe regulirovanie // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 3. - S. 262-267.

[16] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Speci-fika zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti v sovremennyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah, ispol'zuy-ushchih distancionnuyu formu obucheniya // V sbornike: EKOLOGICHESKAYA PEDAGOGIKA I PSIHOLOGIYA ZDOROV'YA: PROBLEMY, PERSPEKTIVY RAZVITIYA // Materialy ezhegodnoj mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -USA: Primedia E-launch LLC, 2014. - S. 127-130.

[17] Morozova T.A., Morozov A.V. Opyt organ-izacii samostoyatel'noj raboty studentov v formate distancionnogo obucheniya // Chelovek i obrazovanie. - 2021. - № 1 (66). - S. 102-107.

[18] Pogorelaya E.M. Inklyuzivnoe obrazovanie kak koncept sovremennoj obrazovatel'noj sredy / E.M. Pogorelaya, D.Yu. Nechuhranaya, A.M. Kuz'min, N.A. Evdokimov, A.I. Evdokimova // V sbornike: Nepreryvnoe obrazovanie v Rossii: sostoyanie i perspektivy. materialy dokladov Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. - 2019. - S. 116-122.

[19] Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74304210/ (data obrashcheniya 15.01.2021).

[20] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 140174/2f0cff66d896f7b9817e26d-ba7e5f3207df5c43e/ (data obrashcheniya 05.02.2021).

[21] Hramov D. Vozmozhnosti informacion-no-obrazovatel'noj sredy v shkol'nom obuchenii // Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti i perspektivy // Materialy II mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. - Saratov: SGMU imeni V.I. Razumovskogo, 2020. - S. 734-737.

[22] Hramova M.A. Problemy upravleniya kachestvom vospitaniya // Pedagogicheskoe vzai-modejstvie: vozmozhnosti i perspektivy // Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Saratov: SGMU imeni V.I. Razumovskogo, 2020. -S. 737-740.

[23] Shapoval R.M. K voprosu o razvitii navykov poiska uchebnoj informacii obuchayushchimisya s primeneniem elektronnyh tekhnologij v period distan-

cionnogo obucheniya // Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti i perspektivy // Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii.

- Saratov: SGMU imeni V.I. Razumovskogo, 2020. -S. 446-451.

[24] Bashkireva T.V., Bashkireva A.V., Morozov A.V., Evdokimova A.I., Apsite M.A. Conditions for Dig-italization of Education and Related Health Problems of Students // 2nd International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2020) // Atlantis press SARL / Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. vol. 156. P. 159-162.

[25] Morozov A.V., Kozlov O.A. Information and communication technologies in modern digital educational environment // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings. 2. Сер. «InnoCSE 2019 - Proceedings of the 2nd Workshop on Inovative Approaches in Computer Science within Higher Education». - 2019.

- Vol. 2562. - Рр. 211-217.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.