DOI 10.24411/2076-1503-2020-10960 ЕВДОКИМОВА Анастасия Игоревна,
Доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского», e-mail: anastacia.evdokimowa@yandex.ru
ПЕРЕВОЗНИКОВА Татьяна Викторовна,
Доцент кафедры морфологии и экологии животных
биологического факультета ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», e-mail: perevoznecova@yandex.ru
СЕРДЮКОВА Лариса Олеговна,
Заведующая кафедрой «Экономическая безопасность
и управление инновациями», Институт социального и производственного менеджмента, ФГБОУ ВО «СГТУ имени Ю.А. Гагарина», e-mail: ebz@sstu.ru
СЛАВНЕЦКОВА Людмила Владимировна,
Заведующая кафедрой «Бизнес-технологии и логистика», Институт социального и производственного менеджмента, ФГБОУ ВО «СГТУ имени Ю.А. Гагарина», e-mail: lvsla@mail.ru
ФОРМАТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗРЕЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ОСВОЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются образовательные возможности дистанционного обучения: на примере преподавания отдельных дисциплин в трёх вузах г. Саратова рассматриваются опыт, проблемы и перспективы, возникшие в период оперативного перехода традиционной образовательной системы на дистанционный формат обучения. Анализируется педагогический потенциал образовательных учреждений, как неотъемлемый фактор применения технологий дистанционного обучения. Приводится аспект нормативно-правовой базы массового перехода учебных организаций к технологиям дистанционного обучения в Российской Федерации.
Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, цифровые технологии, электронное обучение, самостоятельная работа студентов, модульное обучение, образовательные онлайн-платформы, контроль знаний
EVDOKIMOVA Anastasia Igorevna,
Associate Professor of the Department of pedagogy, educational technologies and professional communication Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»
PEREVOZNIKOVA Tatyana Viktorovna,
Associate Professor, Department of animal morphology
and ecology, faculty of biology Of the «SSU named N.G. Chernyshevsky»
SERDYUKOVA Larisa Olegovna,
Head of the Department Economic security and innovation management,
Institute for social and production management, «Saratov state technical University named Y.A. Gagarin»
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
SLAVICKOVA Lyudmila Vladimirovna,
Head of the Department Business information technology and logistics, Institute for social and production management, «Saratov state technical University named Y.A. Gagarin»
DISTANCE LEARNING FORMAT IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE IN MASTERING DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Annotation. The article discusses the educational opportunities of distance learning: the experience, problems and prospects that arose during the rapid transition of the traditional educational system to a distance learning format are considered on the example of teaching individual disciplines in three universities in Saratov. The article analyzes the pedagogical potential of educational institutions as an integral factor in the use of distance learning technologies. An aspect of the regulatory framework for the mass transition of educational organizations to distance learning technologies in the Russian Federation is presented.
Key words: higher education, distance learning, digital technologies, e-learning, independent work of students, modular training, online educational platforms, knowledge control
В современном мире возрастает не только уровень конкуренции во всех областях знания и деятельности, но и увеличивается, в этой связи, объём педагогических задач для конкретных работников системы образования. Более того, с каждым годом появляются новые возможности образовательной среды, требующие освоения со стороны педагогов, расширяя рамки профессионального педагогического мастерства. Одной из таких граней весной 2020 года обозначились не только навыки работы в дистанционном формате обучения, но и способность быстрого освоения нового вида дистанционного общения, предполагавшего массовый характер.
Легитимностью применяемых технологий дистанционного обучения служит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 с последующими изменениями. Опорой в качестве «буквы закона» применялась в данной экстренной ситуации ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ», п. 2, в котором говорится, что «при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» [17].
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» основной целью педагогической деятельности является организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять про-
фессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ [12].
Также необходимо учитывать и Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где в числе основных целей и задач выделяется воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, а также внедрение новых методов воспитания [16]. В этой связи вопрос о возможностях дистанционного обучения (далее - ДО) как способа реализации воспитания, требует дальнейших юридических разработок, которые смогут обосновать применимость данных технологий в целях поставленной выше упомянутой цели. Более того, возрастает ответственность учебных заведений за качество воспитания обучающихся, соответствие потребностям и запросам современного общества, поскольку социальная активность также должна иметь не только собственные критерии оценки, но и возможность проявить себя обучающемуся перед обществом в реальных условиях [2; 9].
В сегодняшних реалиях пандемии коронави-русной инфекции COVID-19 образовательная система претерпела вынужденные изменения, одномоментно переориентировав отлаженный учебный процесс на дистанционную работу [18; 19]. В связи с этим, потребовался экстренный пересмотр содержания образовательной программы, в приоритет поставлено самостоятель-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
ное обучение, которое воспринимается большинством обучающихся крайне негативно. Тем не менее, традиционная позиция учебно-воспитательного процесса уходит в прошлое на протяжении ряда последних лет, что связано с цифровиза-цией образования и переходом к цифровой экономике [14; 15], выдвигая, при этом, на первый план развитие личности путем самообразования. Резкий повсеместный переход на дистанционные образовательные технологии подтвердил право на существование такой формы обучения, не лишенной недостатков, но как вполне приемлемой альтернативы.
Анализ научной литературы позволяет в обобщённом виде трактовать ДО как взаимодействие учителя (преподавателя) и обучающихся (студентов) на удаленном расстоянии друг от друга, когда образовательный процесс осуществляется с использованием современных информационных и цифровых образовательных технологий [1; 5; 7-10; 13]. Некоторые исследователи подчёркивают важность такой формы обучения, и даже отмечают, что ДО обладает рядом достоинств, особенно, при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья [7; 10; 13].
Для данного вида обучения характерны гибкость, модульность, параллельность, применение специализированных форм, методов и средств обучения и контроля знаний, а также сочетание группового и индивидуального подходов к обучению при выстраивании образовательной траектории обучающегося [3; 4].
Технологии ДО стали активно внедряться в практику преподавания, начиная с 2000-х годов. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции в марте 2020 года был отмечен оперативный переход вузов на ДО, что позволило получить опыт массового использования технологий ДО в высшей школе по разным направлениям подготовки.
Временный массовый переход на ДО объединил разнонаправленные формы электронного обучения, предусматривающие функционирование электронных онлайн-платформ для взаимодействия преподавателей и студентов [8]. Этот переход также актуализировал быстрое создание и совершенствование систем технического и педагогического сопровождения, которые направлены на то, чтобы не только сохранить непрерывность процесса обучения, но и быстро решать возникающие вопросы у студентов и преподавателей. Накопленный вузами опыт оперативного перехода на ДО представляет не только социальную и историческую ценность. Критический анализ, сравнение, распространение этого опыта, освещение возникающих в ходе ДО организационных и методических проблем - могут и должны
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
попасть в сферу профессионального обсуждения, поскольку в современных условиях данная форма обучения прочно интегрирована в образовательное пространство вузов и становится основой его устойчивости и эффективности.
В данной статье приводится анализ опыта использования технологий ДО в 2020 году авторами, являющимися преподавателями трёх вузов: Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (далее - СГУ), Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского (далее - СГМУ), Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина (далее - СГТУ). Разно-направленность работы данных высших учебных заведений позволяет с позиции опыта преподавателей подойти к исследуемому образовательному феномену с разных сторон, что, безусловно, вносит практический вклад в исследуемое нами явление.
Для начала важно заметить, что оперативный переход на ДО происходил в условиях реализации приоритетного Национального проекта «Образование», включающего создание современной цифровой образовательной среды (далее - ЦОС) в Российской Федерации [11], в целях качественного и доступного онлайн-обучения населения с помощью цифровых технологий. В указанных вузах к моменту массового перехода на ДО уже функционировала внутренняя ЦОС:
• в СГМУ - образовательный портал http:// el.sgmu.ru (включает электронные библиое течные системы, электронные образовательные ресурсы, электронные портфолио обучающихся, результаты промежуточной аттестации и освоения образовательных программ);
• в СГУ - образовательный портал http:// «Система дистанционного обучения IpsilonUni», который включает такие направления как: работа с учебными планами и образовательной траекторией обучающегося, фиксацию хода образовательного процесса (балльно-рейтинговая система БАРС), работа с учебно-методическими курсами и тестами, формирование портфолио обучающегося, собственная система видеоконференций;
• в СГТУ - собственный сайт http://www.sstu. ru/, и для дистанционной работы участников педагогического процесса на базе данного сайта создана цифровая площадка «Информационно-образовательная среда» (далее -ИОС) http://www.sstu.ru/obrazovanie/ios/. Данная платформа вмещает в себя общие сведения, электронно-библиотечные системы, бесплатные онлайн-курсы, интер-
нет-ресурсы в помощь учебному и научному процессам, организацию видеоконференц-связи (для преподавателей). Работа этих порталов предоставила основные площадки для взаимодействия студентов и преподавателей. Обобщая педагогический опыт применения ДО, необходимо обозначить ряд проблем, которые возникали по отдельным дисциплинам в указанных выше вузах.
1. Возрастание трудоемкости преподаваемых дисциплин. Переход на ДО стал причиной перестройки традиционных форм и методики организации образовательного процесса, что, безусловно, увеличило трудозатраты на преобразование учебных материалов, организацию обратной связи со студентами и быстрого доступа студентов к учебной информации. В целом, большин-ствопреподавателейутвердилосьвпредставлении о том, что в ходе ДО возросло количество внеаудиторного и учебного времени, затрачиваемого по всем направлениям работы со студентами в рамках преподаваемого предмета. Причин этому видится несколько:
• увеличение времени, затрачиваемого преподавателем, на перевод учебных материалов, соответствующих образовательным стандартам и программам в цифровое пространство, а также на адаптацию содержания преподаваемой дисциплины для ДО (разработка онлайн-курсов; подготовка учебных материалов с использованием разнообразных средств наглядности в цифровые форматы; запись видеолекций; изменение объема и структуры учебных материалов; применение специальных способов активизации процесса обучения и т.д.);
• увеличение затрачиваемого времени на индивидуальное и групповое консультирование на площадках чат-общения;
• увеличение доли индивидуальной работы со студентом через разные площадки для взаимодействия - официальные порталы ЦОС, электронную почту, персональный сайт преподавателя и другие мессенджеры, т.е. индивидуализация обучения резко возросла;
• увеличение учебного времени на организацию и проверку самостоятельной работы студентов по дисциплине, увеличение количества промежуточных форм контроля знаний по предметам;
• увеличение времени на создание новых систем контроля знаний и усложнение алгоритмов проверки знаний студентов по предмету;
• трудоемкость перевода отдельных компонентов научной работы студентов и преподавателей в цифровое пространство;
• трудоемкость организации и методического сопровождения натурных полевых работ и учебных практик, например, по ботанике и зоологии, у студентов биологического факультета СГУ.
2. Интенсификация и увеличение доли самостоятельной работы студентов (далее -СРС) -важная черта оперативного перехода на ДО. СРС является основой для самообразования, саморазвития, самообучения, самоопределения, самовоспитания и самореализации личности.
Организация СРС по отдельным предметам (гистологии, биологии индивидуального развития, биологии человека и т.д.) строилась на основе блочно-модульного представления учебной информации. Материал, вынесенный на ДО, был разделен на автономные организационно-методические тематические блоки, каждый из которых имел свою дидактическую цель. Структура и содержание каждого тематического модуля включали несколько компонентов:
• организационный - студентам доводились методические рекомендации по прохождению каждой темы, вынесенной на ДО; формат и график дистанционного общения (онлайн-лекций, практических занятий); график СРС и консультирования по теме; названия используемых в ДО платформ и методика их использования; ссылки на веби-нары и т.д.;
• информационный - организовывалась СРС по каждому тематическому модулю. Для чтения, ознакомления и конспектирования предоставлялись теоретические материалы: главы учебников, статьи, монографии, методические разработки, дополнительные материалы, онлайн-источники, видеолекции и даже виртуальные видеоэкскурсии. Выдавались задания и вопросы по теме, определялась тематика рефератов, докладов, приводились примеры решения биологических задач и выполнения биологических рисунков;
• коммуникационный - непосредственное общение со студентами в индивидуальной и групповой форме на онлайн-площадках: чтение лекций; проведение семинаров и отдельных практических работ, не требующих специального оборудования; консультации преподавателя по вопросам модуля в очно-дистанционном формате на разных площадках общения (также в оболочке вну-тривузовской ЦОС, ИОС было организовано общение студентов путем вопросов и ответов по темам размещенных ими рефератов, что стало элементом интерактивного обучения);
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
• контролирующий - проводился текущий и итоговый тематический контроль в каждом модуле (видеоотчеты и фотоотчеты по выполнению заданий в открытой форме; файлы, выполненные в текстовых и графических редакторах; решение закрытых форм онлайн-тестов в ограниченное время; собеседование и устный зачет по теме). По результатам прохождения запланированных тематических модулей решался вопрос о допуске студента к итоговому контролю знаний по дисциплине, в целом.
3. Среди методических проблем, связанных с оперативностью перехода на ДО в 2020 году обзорно можно назвать следующие: отмечено изменение структуры и этапов онлайн-занятия в отличие от классических форм преподавания (лекции, семинара, практического и лабораторного занятия), что подразумевает изменение подходов к отбору материала, применению новых активных форм онлайн-преподавания. Серьезной проблемой дистанционного обучения является переосмысление использования традиционных педагогических приемов для активизации работы студентов на онлайн-занятиях, например, для лучшего восприятия, запоминания и усвоения материала (метода опорных точек, метода сознательных ошибок, метода выбора лучшего решения и других). При изложении теоретической информации на онлайн-площадках преподавателю также важно было владеть приемами сжатия учебного материала, что связано с ограничением бюджета аудиторного времени. В свою очередь, недостаточность бюджета учебного времени объяснялась распространением санитарно-гигиенических норм и правил при организации работы обучающихся за компьютером. Обучающиеся в возрасте 17-18 лет не должны пребывать за компьютером и другими гаджетами более 150 минут в день, взрослые - более 6 часов. Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, после 45 минут нахождения за компьютером необходим перерыв не менее 15 минут. Крайне важно учитывать и эргономические особенности монитора гаджета, с которого проходит ДО для обучающихся [6].
4. Вопросы воспитания и мотивации обучающихся. Безусловно, в ходе ДО в 2020 году отмечались общепедагогические и психологические проблемы взаимодействия со студентами, связанные с низким уровнем мотивации, неправильным чередованием учебной деятельности по предметам и отдыхом, изменением критериев оценивания онлайн-активности студента и его знаний и другие. Мероприятия, носившие воспитательный характер также проводились в виртуальной среде, которая в полной мере на сегодняшний день не
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
готова к решению поставленных педагогических задач.
В заключении, педагогический опыт применения технологий дистанционного обучения позволяет выделить следующие аспекты педагогического взаимодействия:
Многосторонность общения участников педагогического процесса (во время организации и ведения онлайн-занятий в режиме видеоконференции ключевой задачей становится активизация учебно-познавательной деятельности студентов. Для решения этой задачи наиболее широко применимы интерактивные методы обучения, позволяющие сделать дистанционное общение многосторонним).
Снижение доли репродуктивного подхода к обучению (использование интерактивных методов в ДО позволяет уменьшить долю репродуктивных подходов при изложении лекционного материала, когда преподаватель является основным источником получения информации. При этом классические подходы к чтению лекции при дистанционных формах организации занятий имеют ряд ограничений, которые связаны с затруднениями в длительном удержании внимания к экрану монитора, возрастанием нагрузки на зрительную сенсорную систему и опорно-двигательный аппарат, снижением инициативности и вовлеченности студента в процесс обучения. Чем больше обучающийся вовлечен в разные виды деятельности на онлайн-за-нятии, тем эффективнее будет проходить обучение).
Среди методов и приемов активизации учебно-познавательной деятельности, которые использовались нами в практике ДО в 2020 году, можно назвать следующие:
- Учебная дискуссия с элементами мозгового штурма являются традиционными методами группового обучения, помогающими организовать межличностное общение. В дистанционном формате данный подход показал высокую эффективность при удержании группового внимания. Студентам в ходе онлайн-занятия предлагался проблемный вопрос (проблемная ситуация, задача), требующий коллективного обсуждения. В некоторых случаях применима работа в парах, которые получают такой проблемный вопрос, обсуждали его^ затем выносят разработанный ответ на общее обсуждение.
- Похожий прием «вопрос-ответ» заключался в том, что перед лекцией студентам предлагается самостоятельно сформулировать вопрос по ее теме, записать на бумаге и всем показать «на камеру», или набрать этот вопрос в чате конференции. После лекции студентам предлагается самим ответить на свой вопрос с использованием
новых лекционных материалов, что становится актуальным для закрепления полученных знаний.
При закреплении полученных на дистанционных занятиях знаний также применим метод ментальных карт, или метод британского психолога Т. Бьюзена. Для конструирования ментальных карт большими возможностями обладает инструментарий онлайн образовательной доски, таких как Idroo или Miro. В центре поля традиционно помещается ключевой термин, а лучами от него и соподчиненными блоками и логическими связями строятся раскрывающие его значение вспомогательные термины, изображения и понятия.
По итогам проведённого исследования можно отметить, что в новых условиях увеличения доли ДО в образовательном процессе преподаватели и учителя оказались в роли организаторов ДО, которые должны осваивать, сочетать и интегрировать разные площадки для взаимодействия с обучающимися. У педагогов появились новые функции: теперь они осуществляют постановку целей и задач ДО; передачу знаний в дистанционном режиме; формируют нужную мотивацию у обучающихся; дистанционно организуют деятельность по формированию запланированных в образовательных стандартах компетенций; проводят контроль процесса онлайн-обучения на его разных этапах. Преподаватель выступает автором (или транслятором) актуального электронного образовательного контента; проводит мониторинг новых электронных образовательных ресурсов по преподаваемой дисциплине. Педагог осуществляет свою деятельность в новых организационных формах: проводит электронные курсы, читает видеолекции, адаптирует материалы практических и семинарских занятий для ДО. Преподаватель осваивает новые педагогические приемы и методики, включая организацию интерактивной групповой онлайн-работы; осуществляет онлайн-консультации; работает в режиме видеоконференции и вебинара и, как следствие, имеет нефиксированный график работы, регулируемый не только графиком учебного процесса, но и самими обучающимися. Данный факт требует детализации нормирования рабочего графика педагога с точки зрения закона.
В заключение, хотелось бы привести слова Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Обычный способ получения знаний, естественный процесс в этой сфере, не может быть полностью подменен дистанционным обучением. Здесь чрезвычайно важно прямое общение». ДО прочно и надолго вошло в образовательное пространство вузов, однако перспективой его реализации является не только совершенствование форм, методов и технических средств ДО, но
более важно грамотно сочетать их с традиционными формами и методами обучения.
Список литературы:
[1] Гиль А.В., Морозов А.В. Дистанционное образование как тренд современного информационного сообщества // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.Г. Буровой / Сост. И.А. Еремицкая. - Астрахань: АГУ, 2020. - С. 140143.
[2] Евдокимова А.И., Волженский А.Г. К вопросу о воспитании социально-активной личности выпускника профессиональной школы // В сборнике: Профессиональное образование в условиях перехода на инновационный путь развития: проблемы и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции: сборник научных статей / Под ред. Л.Б. Набатова, А.В. Черных. - Саратов, 2008. - С. 370-375.
[3] Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А., Тань-чева И.В. Некоторые аспекты взаимодействия участников педагогического процесса в современном вузе // В сборнике: Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. - Саратов, 2019. - С. 118-122.
[4] Жильцова Е.С., Журавлева Н.А., Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А. Использование инновационных технологий в СГМУ имени В.И. Разумовского // В сборнике: Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. - Саратов, 2019. - С. 112-114.
[5] Игнатьев С.А., Слесарев С.В., Федюков С.В., Терехова М.А. Применение информационных технологий в кластере отраслей образования и здравоохранения // Педагогическая информатика. - 2020. - № 1. - С. 57-65.
[6] Клоктунова Н.А., Соловьева В.А., Барсукова М.И., Кузьмин А.М. Изучение когнитивных процессов обучающихся при поиске образовательной информации на экране // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 3 (39). - С. 326340.
[7] Морозов А.В. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном и дистанционном образовании при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - Т. 8. - С. 1-5.
[8] Морозов А.В. Новые технологические подходы в современном дистанционном образовании // В сборнике: Проблемное обучение в современном мире // VII Международные Махму-товские чтения (Елабуга, 5-6 апреля 2018): сборник статей / науч. ред. Д.М. Шакирова. - Казань: Отечество, 2018. - С. 361-370.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
[9] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Дистанционные образовательные технологии и их правовое регулирование // Образование и право. - 2020. - № 3. - С. 262-267.
[10] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Специфика здоровьесберегающей деятельности в современных образовательных учреждениях, использующих дистанционную форму обучения // В сборнике: Экологическая педагогика и психология здоровья: проблемы, перспективы развития // Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. - USA: Primedia E-launch LLC, 2014. - С. 127-130.
[11] Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» по Национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. // [Электронный ресурс]. URL: https://edu-frn.spb.ru/ files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpm O6sd33.pdf (дата обращения: 16.09.2020)
[12] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» // [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71202838/ (дата обращения 16.09.2020)
[13] Самборская Л.Н., Морозов А.В. «Доступный Класс» как перспективная дистанционная образовательная технология XXI века // В сборнике: Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт // Материалы XXV Рязанских педагогических чтений: в 2 т. / под общ.ред. Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной, Л.И. Архаровой. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2018. Т. 1. - С. 273-280.
[14] Сердюкова Л.О., Мекишанов И.А. Обеспечение взаимосвязи экономической и информационной безопасности в условиях развития цифровой среды // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2019. - № 2 (22). - С. 131-137.
[15] Славнецкова Л.В., Лабазнова Е.В. Роль проектного управления в цифровой экономике // В сборнике: Проектный менеджмент: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 153-157.
[16] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в редакции указов Президента Российской Федерации от 19.07.2018 № 444, от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения 16.09.2020)
[17] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Феде-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
рации» // [Электронный ресурс]. URL: https://base. garant.ru/77687681/ (дата обращения 16.09.2020)
[18] Bashkireva T., Bashkireva A., Ermakova N., Morozov A., Novikova L. Circavigintan Rhythms as an Indicator the Cardiovascular System of Students in the Context of Distance Learning During COVID-19 // Proceedings of the Research Technologies of Pandemic Coronavirus Impact (RTCOV 2020) // Atlantis press SARL / Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 486. P. 525-528.
[19] Bashkireva T., Bashkireva A., Ermakova N., Morozov A., Yulina G. Health Indicators of Students in Weekly Dynamics in Conditions of Distance Learning and Self-Isolation During the Period of COVID-19 // Proceedings of the Research Technologies of Pandemic Coronavirus Impact (RTCOV 2020) // Atlantis press SARL / Advances in Social Science, Education and Humanities Research.
- 2020. - Vol. 486. - Pр. 529-532.
Spisok literatury:
[1] Gil' A.V., Morozov A.V. Distancionnoe obra-zovanie kak trend sovremennogo informacionnogo soobshchestva // V sbornike: Vesennie psiholo-go-pedagogicheskie chteniya // Materialy IV Mezhre-gional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvy-ashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.G. Burovoj / Sost. I.A. Eremickaya.
- Astrahan': AGU, 2020. - S. 140-143.
[2] Evdokimova A.I., Volzhenskij A.G. K voprosu o vospitanii social'no-aktivnoj lichnosti vypusknika professional'noj shkoly // V sbornike: Profession-al'noe obrazovanie v usloviyah perekhoda na innova-cionnyj put' razvitiya: problemy i perspektivy // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: sbornik nauchnyh statej / Pod red. L.B. Naba-tova, A.V. Chernyx. - Saratov, 2008. - S. 370-375.
[3] Evdokimova A.I., Evdokimov N.A., Tan'cheva I.V. Nekotorye aspekty vzaimodejstviya uchastnikov pedagogicheskogo processa v sovremennom vuze //
V sbornike: Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii. - Saratov, 2019. - S. 118-122.
[4] Zhil'cova E.S., Zhuravleva N.A., Evdokimova A.I., Evdokimov N.A. Ispol'zovanie innovacion-nyh tekhnologij v SGMU imeni V.I. Razumovskogo //
V sbornike: Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii. - Saratov, 2019. - S. 112-114.
[5] Ignat'ev S.A., Slesarev S.V., Fedyukov S.V., Terekhova M.A. Primenenie informacionnyh tekhnologij v klastere otraslej obrazovaniya i zdra-voohraneniya // Pedagogicheskaya informatika. -2020. - № 1. - S. 57-65.
[6] Kloktunova N.A., Solov'eva V.A., Barsukova M.I., Kuz'min A.M. Izuchenie kognitivnyh processov obuchayushchihsya pri poiske obrazovatel'noj infor-
macii na ekrane // Perspektivy nauki i obrazovaniya.
- 2019. - № 3 (39). - S. 326-340.
[7] Morozov A.V. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v inklyuzivnom i distancionnom obrazova-nii pri obuchenii lic s ogranichennymi vozmozhnost-yami zdorov'ya // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal Koncept. - 2016. - T. 8. - S. 1-5.
[8] Morozov A.V. Novye tekhnologicheskie pod-hody v sovremennom distancionnom obrazovanii // V sbornike: Problemnoe obuchenie v sovremennom mire // VII Mezhdunarodnye Mahmutovskie chteniya (Elabuga, 5-6 aprelya 2018): sbornik statej / nauch. red. D.M. Shakirova. - Kazan': Otechestvo, 2018. -S. 361-370.
[9] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Distan-cionnye obrazovatel'nye tekhnologii i ih pravovoe regulirovanie // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 3.
- S. 262-267.
[10] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Speci-fika zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti v sovre-mennyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah, ispol'zuy-ushchih distancionnuyu formu obucheniya // V sbornike: Ekologicheskaya pedagogika i psihologiya zdorov'ya: problemy, perspektivy razvitiya // Materialy ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - USA: Primedia E-launch LLC, 2014. -S. 127-130.
[11] Pasport federal'nogo proekta «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda» po Nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07.12.2018 g. // [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cN-H1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf (data obrashcheniya: 16.09.2020)
[12] Prikaz Ministerstva truda i social'noj zash-chity RF ot 8 sentyabrya 2015 g. № 608n «Ob utver-zhdenii professional'nogo standarta «Pedagog pro-fessional'nogo obucheniya, professional'nogo obra-zovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya» // [Elektronnyj resurs]. URL: https://base. garant.ru/71202838/ (data obrashcheniya 16.09.2020)
[13] Samborskaya L.N., Morozov A.V. «Dos-tupnyj Klass» kak perspektivnaya distancionnaya obrazovatel'naya tekhnologiya XXI veka // V sbornike: Modernizaciya obrazovaniya: nauchnye dostizheniya, otechestvennyj i zarubezhnyj opyt // Materialy XXV
Ryazanskih pedagogicheskih chtenij: v 2 t. / pod obshch.red. L.A. Bajkovoj, N.V. Martishinoj, L.I. Arharovoj. - Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina, 2018. T. 1. - S. 273-280.
[14] Serdyukova L.O., Mekishanov I.A. Obe-spechenie vzaimosvyazi ekonomicheskoj i informa-cionnoj bezopasnosti v usloviyah razvitiya cifrovoj sredy // Aktual'nye problemy ekonomiki i menedzh-menta. - 2019. - № 2 (22). - S. 131-137.
[15] Slavneckova L.V., Labaznova E.V. Rol' proektnogo upravleniya v cifrovoj ekonomike // V sbornike: Proektnyj menedzhment: problemy i perspektivy razvitiya. Sbornik nauchnyh trudov po materi-alam III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2018. - S. 153-157.
[16] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204 v redakcii ukazov Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19.07.2018 № 444, ot 21.07.2020 № 474 «O nacional'nyh celyah i strate-gicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrashcheniya 16.09.2020)
[17] Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant. ru/77687681/ (data obrashcheniya 16.09.2020)
[18] Bashkireva T., Bashkireva A., Ermakova N., Morozov A., Novikova L. Circavigintan Rhythms as an Indicator the Cardiovascular System of Students in the Context of Distance Learning During COVID-19 // Proceedings of the Research Technologies of Pandemic Coronavirus Impact (RTCOV 2020) // Atlantis press SARL / Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 486. P. 525-528.
[19] Bashkireva T., Bashkireva A., Ermakova N., Morozov A., Yulina G. Health Indicators of Students in Weekly Dynamics in Conditions of Distance Learning and Self-Isolation During the Period of COVID-19 // Proceedings of the Research Technologies of Pandemic Coronavirus Impact (RTCOV 2020) // Atlantis press SARL / Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2020. - Vol. 486. - PP. 529-532.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020