УДК 378.14 А. С. Смирнова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Статья посвящена изучению мирового опыта организации дистанционного (электронного) обучения студентов в условиях распространения коронавирусной инфекции Covid-19. Вопросы организации дистанционного обучения в вузах рассматриваются с трёх позиций: трудности, связанные с развитием информационной образовательной среды вуза и готовностью профессорско-преподавательского состава к использованию образовательных технологий в учебном процессе в режиме on-line; с качеством обучения, зависящим от уровня учебной мотивации студентов, с отсутствием у ряда студентов дома, в общежитиях достаточного количества современных и надежных коммуникационных средств (компьютеров, ноутбуков, планшетов) и высокоскоростных каналов связи; с технической неготовностью интернет-ресурсов к возросшему объёму информации и количеству участников.
Описаны возможности решения проблемы организации качественного и доступного дистанционного обучения через интеграцию новых элементов электронного обучения (синхронные и асинхронные онлайн-дискуссии, онлайн-форумы) в существующую традиционную систему образования. Выделено преимущество дистанционного обучения перед традиционным — свобода времени и места обучения, так как лекционная аудитория больше не единственное место, куда студент приходит за знаниями, потому что каждый человек из любой точки мира, если у него есть необходимое компьютерное оборудование и программное обеспечение, может построить собственную образовательную траекторию. Следовательно, доступ к учебным материалам не зависит сегодня от пола, культуры, убеждений, ограниченных физических возможностей.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, студенты, коронавирусная инфекция.
DOI: 10.24412/2227-1384-2020-4-93-100
В 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции Covid-19 в мире и объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии коронавируса университеты всех стран были вынуждены перейти в формат онлайн-обучения. Влияние пандемии на систему высшего образования различается от страны к стране, но и имеет много общего: университеты вынуждены в кратчайшие сроки адаптироваться к происходящим событиям, выделять значимые финансовые средства для ускоренной цифровизации образования. Отрицательное воздействие пандемия оказала на международное сотрудничество: были отмене-
Смирнова Анна Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных систем, математики и правовой информатики (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].
© Смирнова А. С., 2020
93
ны международные поездки, программы обменов и академической мобильности студентов и научно-педагогических кадров.
Ускоренный переход к дистанционному обучению студентов вызвал ряд проблем.
- Не все страны смогли перейти на онлайн-обучение из-за отсутствия материально-технического обеспечения университетов, недостаточно широкого покрытия интернет-сетями, низкого уровня жизни населения. Например, страны Латинской Америки вообще приостановили занятия в университетах.
- В ряде стран (Филлипины, Тунис, Чили и др.) студенты организованно выступили против перехода к дистанционному обучению, так как, по их мнению, дистанционное обучение не является равноценной заменой традиционным формам образования, а также в связи с нехваткой необходимого оборудования и плохим доступом в Интернет.
- Наблюдается снижение качества образования при дистанционном обучении в условиях отсутствия в странах действующих систем управления обучением (learning management system).
- Проблемы с онлайн-приложениями, посредством которых университеты проводят дистанционные лекции или семинары. Из-за хакер-ских атак было временно приостановлено онлайн-обучение в ряде ведущих вузов. Появилось такое понятие, как Zoombombing, характеризующее действия, связанные с нарушением онлайн-пространств, включая взлом виртуальных классов, выкрикивание ненормативной лексики и прочее.
- Университетские сайты «падают» в связи с многократно возросшей нагрузкой.
- Часто квалификации профессорско-преподавательского состава недостаточно для перехода к онлайн-обучению: отсутствуют знания об имеющихся платформах и сервисах для удалённого обучения, эффективных методах преподавания в онлайн-формате и пр. [4].
Следовательно, переход к эффективному онлайн-обучению требует большого количества времени и различных ресурсов (финансовых, информационных, человеческих и других), поддержки организаций и должностных лиц, заинтересованных в развитии качественного онлайн-образования. При организации дистанционного обучения необходимо учитывать фактор благосостояния различных обществ, что выведет на первый план вопросы дискриминации различных групп населения и усилит разрыв между различными слоями общества. Образование во многих странах перестанет быть «всеобщим».
В середине марта 2020 года Минобрнауки РФ рекомендовало вузам прекратить аудиторные занятия и перевести обучение в дистанционный формат из-за ситуации, связанной с распространением Covid-19, стараясь обезопасить студентов и сотрудников. Университеты оказались вы-
94
нуждены в короткие сроки решать множество острых вопросов: в каких формах проводить дистанционное обучение; какие технические средства для этого использовать; как оценивать усвоение студентами полученного материала; как проводить выпускные экзамены и каким образом осуществлять набор на следующий академический год.
Большинство университетов России за короткий срок смогли скорректировать учебные планы и перевели учебные занятия студентов и преподавателей в онлайн-режим. Это создало уникальную ситуацию: с одной стороны, десятки тысяч студентов получили общую тему для обсуждения, которая их объединяет, с другой стороны, все они в первые же дни столкнулись с разным опытом: лекции по Skype, семинары в чате «ВКонтакте», организация конференций на платформе Zoom.
Для многих это был новый опыт: перевести всю учёбу в онлайн, присутствовать на парах, не выходя из дома, появился непривычный для студентов момент - присутствие преподавателя в чатах и при видеозвонках. Однако студенты столкнулись со множеством проблем: звонки по Skype то и дело срывались, ребята случайно писали что-то не то в чатах, онлайн-курсы вузов «падали» под наплывом пользователей, а домашней работы стало гораздо больше.
Ясно, что дистанционное обучение одобрили студенты, изучающие компьютерные технологии, а также гуманитарии и экономисты. Хуже всех к такому формату обучения отнеслись студенты творческих направлений, инженеры и медики, что связано со сложностью организации лабораторных занятий и практик.
Студенты заметили, что им не хватает очного общения с однокурсниками и преподавателями, «атмосферы занятия» с шутками, дружеской обстановкой, «коллективным разумом», индивидуальности каждого участника группы, которые создают психологический климат и рабочий настрой в коллективе. Преподаватели уточнили, что, «не видя глаз собеседника», нельзя точно понять, всё ли тот понял, не осталось ли у него вопросов, нет ситуации прямого реагирования «здесь и сейчас».
Многие студенты и магистранты говорят о том, что в домашней обстановке учиться сложнее, нужно иметь силу воли, чтобы настроиться и сосредоточиться на самостоятельном изучении учебного материала, не всегда получается уточнять детали у преподавателей и отвечать на их вопросы без прямого контакта. Технические сложности и перебои с интернетом создавали дополнительные трудности при организации дистанционного обучения.
Наблюдается противоречие между жёсткими требованиями действительности к дистанционной организации обучения, связанными с распространением коронавирусной инфекции Covid-19 в мире и готовностью вузов организовать и реализовать обучение в цифровом формате, с использованием различных информационных технологий.
95
В настоящее время проблему организации дистанционного обучения в вузах можно рассмотреть в нескольких аспектах.
С одной стороны, трудности связаны с развитием электронной образовательной среды, с готовностью профессорско-преподавательского состава к использованию информационных образовательных технологий в учебном процессе в режиме on-line, с разработкой электронных учебных материалов, соответствующих организации качественного образовательного процесса.
С другой стороны, качество обучения зависит от уровня учебной мотивации студентов, но объективно сложности вызваны отсутствием у ряда студентов дома, в общежитиях достаточного количества современных и надёжных аппаратно-технических, программных, коммуникационных средств, компьютеров, ноутбуков, планшетов и высокоскоростных каналов связи.
Кроме этого, нельзя забывать о технической неготовность интернет-ресурсов: у многих участников образовательного процесса возникали сложности с авторизацией и личным кабинетом, отправкой и проверкой домашнего задания, выставлением учебных материалов, ограничивающихся, как правило, объёмом 500КБ.
Предмет статьи — дистанционное обучение студентов вузов, основанное на использовании интернет-ресурсов, предоставляющих возможность получать знания из любой точки мира в удобное для каждого человека время, независимо от пола, возраста, убеждений, культуры, ограниченных физических способностей.
Методы исследования: анализ отечественной и зарубежной педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение, анализ педагогических процессов и явлений.
Дистанционное обучение часто в зарубежной литературе называют «электронным обучением». Электронное обучение, использующее возможности Интернета, делится на две общие категории: синхронное и асинхронное. Синхронное электронное обучение требует одновременного участия всех учащихся и наставников в вебинарах, лекциях, прямом эфире. Студенты могут проявлять активность, задавая вопросы и выясняя детали курса, т. е. это учебное мероприятие, проводимое в режиме реального времени. Синхронное электронное обучение принимает различные формы, такие как многоадресная рассылка и в реальном времени интерактивные конференции с использованием систем MOO (Multi Object-Oriented, объектно-ориентированный многопользовательский мир) или IRC (Internet Relay Chat, средство переговоров через Интернет в режиме реального времени). Асинхронное электронное обучение не требует одновременного участия студентов и преподавателей. Учащиеся могут учиться в любое время. Следовательно, асинхронное электронное обучение — это «доставка обучения по требованию», сле-
96
довательно, студенты получают больший контроль над процессом обучения и его содержанием.
По результатам многих исследований выявлено, что преимущество дистанционного обучения перед традиционными методами — свобода времени и места обучения. Этот вывод подкрепляется тем, что такие программы дают доступ к знаниям людям независимо от их пола, культуры, убеждений, а также людям с ограниченными физическими возможностями [5].
В Российской Федерации для организации электронного обучения используют системы дистанционного обучения (СДО). Существующие образовательные системы для организации дистанционного обучения разделяют на три вида:
- коробочные сервисы, когда программный продукт представляется полностью в готовом виде и необходимо его только развернуть в соответствующем учреждении;
- SaaS-сервисы — это облачные технологии, позволяющие развернуть СДО на удалённом сервисе, и в данном случае организация не занимается технической поддержкой работы системы;
- платформы для проведения различных вебинаров и конференций поддерживают только конкретный круг задач, связанный с возможностью обмена информацией разными способами.
Единственным специализированным средством дистанционного обучения, входящим в первую десятку инструментов для организации дистанционного обучения, входит система Moodle. Это объяснимо, так как данная система дистанционного обучения обладает довольно широким функциональными возможностями и при этом является бесплатной.
В лидеры рейтингов популярности средств дистанционного обучения чаще всего попадают следующие сервисы: YouTube; Google Docs; Twitter; Skype; Prezi; WordPress; Moodle; Slideshare; Dropbox.
Система Moodle широко используется во многих университетах мира. По оценкам специалистов индустрии электронного обучения, Moodle занимает одно из лидирующих мест среди современных LMS (Learning management system).
Разработанный с использованием инструментов Moodle дистанционный учебный курс может включать большой набор различных ресурсов и элементов: файлы, веб-страницы, форумы, тесты, задания, глоссарии, опросы, чаты, лекции, книги, семинары, wiki, SCORM-объекты.
К преимуществам информационно-образовательной среды Moodle относят коммуникативность, которая достигается за счёт широких возможностей обмена файлами различных форматов: электронная почта, форум, чат, обмен сообщениями, сервис вебинаров, причём как в ходе коммуникации «преподаватель-студент», так и в общении студентов друг с другом. Ещё одним преимуществом системы является прозрач-
97
ность результатов обучения, так как каждый студент в онлайн-режиме может видеть свой рейтинг и успеваемость.
Василюк Н. Н. делится опытом практического создания интерактивной образовательной среды с помощью сервиса Blogger и on-line приложения, предоставляемые Диском Google (https://drive.google.com/ drive/) [2].
Диск Google — это сервис хранения, редактирования и синхронизации файлов, принадлежащий одноимённой компании. В облачном хранилище можно размещать фотографии, рисунки, аудиозаписи, видеоролики и другие файлы. Для бесплатного доступа выделяется 15 ГБ памяти в сети Интернет. Файлы, расположенные на Диске, можно открывать с помощью планшета, смартфона или персонального компьютера.
Чтобы другие пользователи имели возможность просмотреть, отредактировать или скачать файлы пользователя, ему нужно всего лишь отправить им приглашение. При этом нет необходимости пересылать какие-то данные или документы.
В настоящее время в коллекцию Диска Google входят около 100 различных приложений. В образовательной среде Диск Google может служить местом хранения файлов с учебными заданиями и выполненными работами, а также площадкой для их выполнения [2].
Образовательная модель, в которой в ходе учебного процесса преподаватель и студент находятся физически в разных местах, называется дистанционным обучением. Она может быть реализована при помощи современных технологичных устройств, таких как компьютеры и мобильные телефоны с подключением к сети Интернет, телевизоры, планшеты и все аналогичные электронные устройства, помогающие воплотить электронное обучение в жизнь [3].
Однако абсолютный переход на дистанционный формат обучения в вузах России невозможен. Об этом заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, рассказывая о готовности системы высшего образования к работе в новых условиях, он отметил, что сегодня у вузов есть опыт решения самых сложных задач, связанных со сложившейся в связи с ко-ронавирусом ситуацией: трансляции поточных лекций через сетевые платформы и интерактивное общение со студентами [1]. Более того, в определённых случаях дистанционный формат обучения оправдан, например, когда речь идёт о личных консультациях, особенно если студент живёт далеко от университета.
Список литературы
1. Агранович М. Полный переход на дистанционный формат в вузах невозможен [Электронный ресурс] / / Российская газета. 2020. 16.09.2020. URL: https: / / rg.ru/2020/09/16/minobrnauki-polnyj-perehod-na-distancionnyj-format-v-vuzah-nevozmozhen.html (дата обращения: 26.10.2020).
2. Василюк Н. Н. Организация дистанционного обучения с использованием сервисов Blogger и Google Диска (на примере обучения информатике студентов
98
вуза) / / Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-12. С. 97 — 101. doi: 10.18411 / lj-05-2020-279.
3. Волкова Н. П. Особенности дистанционного обучения в вузах в современных условиях / / Успехи гуманитарных наук. 2020. № 8. С. 53 — 55.
4. Карпинская Е. COVID-19: эффекты для высшего образования [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/covid-19-effekty-dlya-vysshego-obrazovaniya/ (дата обращения: 26.10.2020).
5. Tsipianitis D., Groumpos P. University Asynchronous Distance Learning Programs to Enhance Interregional Sustainable Development / / IFAC-PapersOnLine. 2018. Vol. 51. Issue 30. Pp. 346 — 351. URL: https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2018.11.329 (дата обращения: 26.10.2020).
* * *
Smirnova Anna S.
ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)
The article is devoted to the study of the global experience of organizing distance (electronic) education of students in the context of the spread of the coronavirus infection Covid-19. The issues of organizing distance learning in universities are considered from three positions, namely difficulties associated with the development of the educational information environment of the university and the readiness of the teaching staff to use educational technologies in the educational process online; with the quality of teaching depending on the level of students' educational motivation, with the lack of modern and reliable communication means (computers, laptops, tablets) and high-speed communication channels among a number of students at home, in dormitories; technical unavailability of Internet resources to the increased volume of information and the number of participants. The advantage of distance learning over traditional is highlighted — the freedom of time and place of learning, because the lecture hall is no longer the only place where the student comes for knowledge, because every person from anywhere in the world, if he has the necessary computer equipment and software, can build his own educational trajectory. Therefore, access to educational materials does not depend today on gender, culture, beliefs, and disabilities.
Keywords: distance learning, e-learning, students, coronavirus infection.
DOI: 10.24412/2227-1384-2020-4-93-100
References
1. Agranovich M. Full transition to a distance format in universities is impossible [Polnyvj perexod na distancionnyvj format v vuzax nevozmozhen], Rossijskaya gazeta, 16.09.2020. Available at: https://rg.ru/2020/09/16/minobrnauki-polnyj-perehod-na-distancionnyj-format-v-vuzah-nevozmozhen.html (accessed 26 October 2020). (In Russ.).
2. Vasilyuk N. N. Organization of distance learning using Blogger and Google Drive services (for example, teaching computer science to university students) [Organizaciya distancionnogo obucheniya s ispol'zovaniem servisov Blogger i Google Diska (na primere obucheniya informatike studentov vuza)], Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2020. vol. 61-12, pp. 97—101. (In Russ.).
3. Volkova N. P. Features of distance learning in universities in modern conditions [Osobennosti distancionnogo obucheniya v vuzax v sovremenny'x usloviyax], Uspexi gumanitarny^x nauk, 2020, vol. 8, pp. 53 — 55. (In Russ.).
99
4. Karpinskaya E. COVID-19: Effects for Higher Education [COVID-19: evffektyv dlya vy'sshego obrazovaniya]. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/covid-19-effekty-dlya-vysshego-obrazovaniya/ (accessed 26 October 2020). (In Russ.).
5. Tsipianitis D., Groumpos P. University Asynchronous Distance Learning Programs to Enhance Interregional Sustainable Development [University Asynchronous Distance Learning Programs to Enhance Interregional Sustainable Development], IFAC-PapersOnLine, vol. 51, pp. 346-351. Available at: https://doi.org/10.1016/ j.ifacol.2018.11.329 (accessed 26 October 2020).
•Jc -Jc -Jc
100