Mikhail M. Babushkin: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk,
Russia), chief of the Information Technology, Communications and Weapons
Department. E-mail: [email protected]
УДК 378.147
© Новоселова Д. В., Новоселов Д. В., 2020 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Статья посвящена технологи дистанционного обучения в условиях пандемии. Рассматриваются основные отличительные черты дистанционного обучения от традиционного, различные средства дистанционного обучения. Приводится пример минимальных требований к заполнению Электронной образовательной среды Moodle.
Ключевые слова: дистанционное обучение; дистанционное образование; дистантное образование; Электронная образовательная среда Moodle; Электронная Школа 2.0.
© Novoselova D. V., Novoselov D. V., 2020 THE DISTANCE LEARNING IN A PANDEMIC
The article is devoted to the need to introduce distance learning in a pandemic. The main distinctive features of distance learning from traditional are considered. Various distance learning tools are also discussed. Provides an example of the minimum requirements for completing the Moodle eLearning environment.
Keywords: distance learning; remote education; Electronic educational Moodle environment; Electronic School 2.0.
В современных условиях, когда в стране и мире распространяется новая коронавирусная инфекция COVID-19, функционирование всех сфер жизни сильно изменилось. В целях предотвращения распространения коронави-русной инфекции Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования РФ рекомендо-
вали перейти на дистанционную форму обучения.
В связи с тем, что «кризис из-за коронавируса затронул 421 миллион учащихся во всем мире» [1], необходимо было определяться с формами дистанционного обучения, которые образовательные организации определяли для себя сами.
Сам термин «дистанционное обучение» (distance education) еще до конца не устоялся, но очень актуален в научной литературе. Под дистанционным обучением понимают взаимодействие обучающегося и обучающего между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [2]. В настоящее время существуют и другие варианты этого термина: дистантное образование, дистанционное образование. При дистанционном обучении основным является принцип интерактивности во взаимодействии между обучающимся и обучающим.
Структура дистанционного обучения представлена в виде рисунка:
Рис. Структура дистанционного обучения
На рисунке показано взаимодействие субъекта с объектом через средства обучения. Субъект должен выбрать средства обучения, которые соответствуют потребностям объекта, что полностью отражает структуру дистанционного взаимодействия.
Основные отличительные черты дистанционного образования от традиционного:
1. важной отличительной чертой дистанционного обучения является «дальнодействие», т. е. обучающийся и обучаемый могут находиться на любом расстоянии;
2. возможность обучения в удобное время (если это не прямой эфир или онлайн-вебинар);
3. возможность обучаться по нескольким программам (для высшей школы);
4. экономическая эффективность, т. е. отсутствие транспортных затрат и затрат на проживание и т. п.
Введение дистанционного обучения в вузы, школы и другие образовательные организации позволило экспериментальным путем определить средства, с помощью которых оно ре-ализовывалось. К данным средствам относятся: программы для видеокон-ференцсвязи Zoom, Skype, TrueConf и т. п.; платформы для обучения Moodle, Edmodo, Google Classroom, iSpringOnline, Российская электронная школа, Московская электронная школа, Электронная Школа 2.0; также в некоторых формах обучения применялись и мессенджеры Whatsapp, Viber и т. п.
В высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного и среднего профессионального образо-
Субъект обучения
U4 Средства U4 Объект UV обучения обучения
вания широко применяется платформа Moodle. Электронная образовательная среда Moodle — бесплатная, с простым и понятным интерфейсов, надежная, адаптирована под различные устройства с различными операционными системами, переведена более чем на 100 языков, ей пользуются самые крупные университеты мира.
Электронная образовательная среда Moodle дает возможность проектировать и структурировать образовательные курсы на усмотрение образовательного учреждения [3].
Проанализировав требования к заполнению электронной образовательной среды Moodle (далее — ЭОС Moodle) различных образовательных учреждений, можно сделать вывод, что единства нет. Но можно предложить некоторые минимальные требования:
I. Все виды заданий оцениваются по 5-балльной шкале, кроме тестов.
II. Задания выставляются заранее до начала занятия.
III. Структура оформления лекции:
1. Название темы — соответствует дате проведения занятий.
2. Пояснение — прописывается краткое содержание темы (приветственное слово, инструкция по работе в теме).
3. Файл — прикрепляется текст лекции и презентация. Прикрепленный файл должен содержать:
а) номер темы занятия, название темы, вид занятия;
б) текст лекции.
4. Задание — необходимо просить прикреплять конспект лекции (и указать требования к конспекту лекции) для обратной связи.
Или
5. Составить Тест из 5-6 вопросов по тексту лекции, на который они должны ответить в конце занятия. Оценки по данному виде проверки будут выставляться автоматически.
IV. Структура оформления практического занятия или семинара:
1. Название темы — соответствует дате проведения занятий.
2. Пояснение — прописывается краткое содержание темы (приветственное слово, инструкция по работе в теме).
3. Файл — прикрепляется текст практического занятия. Прикрепленный файл должен содержать:
а) номер темы, название темы, вид занятия;
б) краткий конспект практического занятия;
в) задания, на которые должен ответить обучающийся.
4. Задание — необходимо просить прикреплять ответ на задание и указывать, в какой форме присылать
ответы. Оценки должны выставляться в течение суток после предоставления ответа обучающимся и содержать комментарий, если оценка снижена.
Кроме универсальных платформ для обучения, существуют и региональные разработки. Например, в Кемеровской области — Кузбассе была разработана и внедрена во все школы платформа для обучения «Электронная Школа 2.0». Данная платформа обладает всеми возможностями, что и, например, ЭОС Moodle, т. е. можно выставлять различные задания, создавать интерактивные тесты, прикреплять файлы различного формата, проводить видеоконференции и т. п. Но платформа для обучения «Электронная Школа 2.0» обладает также и от-
личными функциями, например: «Электронный дневник» и «Электронный журнал», в котором выставляются оценки и домашнее задание; возможность составления различных справок; ведение учета учащихся; оплата, учет и заказ школьного питания.
Вывод. В условиях, когда невозможно осуществлять образовательный процесс в традиционной форме и традиционными средствами, существуют альтернативы. Конечно, альтернативные формы, методы и средства обучения не могут заменить традиционные и они требуют уточнения и доработки, но в случаях форс-мажорных обстоятельств могут прийти на помощь.
Литература
1. Колесникова, К., Саванкова, Н., Таюрский, В. Ученье — сеть. Школьников и студентов перевели на обучение в онлайне // Российская газета — Столичный выпуск. 15.03.2020. № 55 (8109). — URL: https://rg.ru/2020/03/15/ shkolnikov-pereveli-na-obuchenie-v-onlajne.html (дата обращения: 04.08.2020).
2. Водолад, С. Н., Зайковская, М. П., Ковалева, Т. В., Савельева, Г. В. Дистанционное обучение в вузе. // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2010. — № 1 (13). — С. 129138.
3. Калачева, И. В. Система дистанционного обучения Moodle в образовательном пространстве вуза // Современный университет в цифровой образовательной среде: ориентир на опережающее развитие : материалы X Международной учебно-методической конференции. — Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова. — Чебоксары, 2018. — С. 19-23.
Сведения об авторах
Дарья Викторовна Новоселова: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат физико-математических наук. E-mail: [email protected] Дмитрий Валентинович Новоселов: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» (г. Новокузнецк, Российская Федерация), директор. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Darya V. Novoselova: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Humanities, Socio-Economic and Natural Sciences, candidate of physical and mathematical sciences. E-mail: [email protected]
Dmitry V. Novoselov: municipal budgetary educational institution "Secondary school number 47" (Novokuznetsk, Russia), director. E-mail: [email protected]
УДК 376.1
© Паканич С. И., Золотарев Д. А., 2020
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КУЗБАССКОМ ИНСТИТУТЕ ФСИН РОССИИ
В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов для оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России. Анализируется опыт работы преподавателей профильной кафедры вуза, выявлены наиболее острые проблемы, возникающие в процессе обучения по специализации «Оперативно-розыскная деятельность в УИС», и сформулированы предложения по повышению качества обучения курсантов.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; оперативно-розыскная деятельность; специалист; подготовка кадров; учебный процесс.