5. Дадашов М.М. Содержательная характеристика понятия «субъектный опыт принятия решений у будущего бакалавра юриспруденции». Акмеология профессионального образования: материалы XVI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020: 301 - 304.
6. Рак И.П. Методика подготовки специалиста юридического профиля к принятию решений в условиях современной информационно-правовой среды. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2004.
У. Скорикова О.В. Формирование у студентов ответственного отношения к принятию управленческих решений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2014.
8. Темина С.Ю. Интеграция научных подходов в подготовке учителя к принятию профессиональных решений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.
9. Ильясов Д.Ф., Кобелева Л.Ю. Педагогическое содействие учащимся в их профессиональном самоопределении. Сибирский педагогический журнал. 2009; № 3: 1УУ - 183.
10. Ильясов Д.Ф., Сериков Г.Н. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
11. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР 2009.
References
1. Vardanyan Yu.V., Savinova T.V., Yashkova A.N. Razvitie studenta kak sub'ekta ovladeniya professional'noj kompetentnost'yu. Saransk: Mordovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 2002.
2. Savin E.Yu. Sootnoshenie sklonnosti k pedagogicheskoj improvizacii s sub'ektnym i professional'nym opytom studenta-pedagoga. Sibirskijpsihologicheskij zhurnal. 2016; № 61: 123 - 128.
3. Tat'yanina T.V. Rol' sub'ektnogo opyta v professional'noj kompetentnosti buduschego uchitelya. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2009; № 113. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/rol-subektnogo-opyta-v-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya
4. Serikov V.V. Obuchenie kak vid pedagogicheskoj deyatel'nosti. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.
5. Dadashov M.M. Soderzhatel'naya harakteristika ponyatiya «sub'ektnyj opyt prinyatiya reshenij u buduschego bakalavra yurisprudencii». Akmeologiya professional'nogo obrazovaniya: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2020: 301 - 304.
6. Rak I.P. Metodika podgotovki specialista yuridicheskogo profilya kprinyatiyu reshenij v usloviyah sovremennoj informacionno-pravovoj sredy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2004.
У. Skorikova O.V. Formirovanie u studentov otvetstvennogo otnosheniya kprinyatiyu upravlencheskih reshenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2014.
8. Temina S.Yu. Integraciya nauchnyh podhodov vpodgotovke uchitelya kprinyatiyu professional'nyh reshenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
9. Il'yasov D.F., Kobeleva L.Yu. Pedagogicheskoe sodejstvie uchaschimsya v ih professional'nom samoopredelenii. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2009; № 3: 1УУ - 183.
10. Il'yasov D.F., Serikov G.N. Princip reguliruemogo 'evolyucionirovaniya vpedagogike. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr vLaDOS, 2003.
11. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij (teoriya iprakíika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009.
Статья поступила в редакцию 22.07.20
УДК 378.147
Alexeeva S.N., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: sardana_a@mail.ru
Antipina U.D., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: uldanti@mail.ru
Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: oksanadm2006@mail.ru
PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING IN THE DISCIPLINES "LATIN LANGUAGE" AND "PATHOPHYSIOLOGY". The article deals with problems of distance learning, which was introduced at the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov on March 17, 2020 in connection with the threat of spread of corona virus infection in the territory of the Republic of Sakha (Yakutia) on the recommendation of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. In this regard, any specialist working in the higher education system was forced to own new remote technologies that were used to train students. The article deals with the main problems and characteristic features of distance learning for medical students based on the analysis of the disciplines "Latin Language" and "Pathophysiology". The main attention is paid to the features of the organization of the educational process using distance educational technologies. The significance of using distance learning technologies in the educational process of higher education in the conditions of the spread of Covid-19 corona virus infection is substantiated. The significance of using the Moodle distance learning system in higher education as an instrumental environment for the development of online courses by teachers is confirmed. The article analyzes the experience of using distance learning technologies on the example of the medical Institute of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. The existing difficulties of using distance learning technologies in higher education are specified.
Key words: distance learning, features of distance learning, mixed distance educational technologies, Latin language, medical terminology, pathophysiology, assimilation, difficulty, clinical terminology.
С.Н. Алексеева, канд. мед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: sardana_a@mail.ru
У.Д. Антипина, канд. мед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: uldanti@mail.ru
О.Н. Дмитриева, канд. фил. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: oksanadm2006@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК» И «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ»
В статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения, которое было введено в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова с 17 марта 2020 года в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции на территории Республики Саха (Якутия) по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ. В связи с этим любой специалист, работающий в системе высшего образования, был вынужден овладеть новыми дистанционными технологиями, с помощью которых велось обучение студентов. В статье рассмотрены основные проблемы и характерные особенности дистанционного обучения студентов медицинского профиля на примере анализа изучения дисциплин «Латинский язык» и «Патофизиология». Основное внимание уделено особенностям организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. Обоснована значимость использования технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза в условиях распространения коронавирусной инфекции Covid-19. Подтверждена значимость использования системы электронного и дистанционного обучения Moodle в высшей школе как инструментальной среды для разработки онлайн-курсов преподавателями. Проанализирован опыт применения комбинированных технологий дистанционного обучения на примере медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Конкретизированы имеющиеся трудности использования технологий дистанционного обучения в медицинском институте.
Ключевые слова: дистанционное обучение, особенности дистанционного обучения, смешанные дистанционные образовательные технологии, латинский язык, медицинская терминология, патофизиология, усвоение, трудность, клиническая терминология.
С 17 марта 2020 года в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции на территории Республики Саха (Якутия) Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ принял решение о переходе на дистанционное обучение. В связи с этим все очные занятия, включая лекционные и практические, были перенесены в онлайн-среду с применением системы электронного и дистанционного обучения СВФУ Moodle, платформы ZOOM, Discord, мессенджера WhatsApp, электронной почты и др. В экстренном порядке преподаватели были вынуждены освоить за короткое время новые технологии обучения. Переход на дистанционную форму с использованием новых видов обучения явился толчком для самообразования и овладения современными информационными технологиями. Благодаря ранее принятым программам цифровизации в СВФУ преподаватели и студенты нашего университета оказались наиболее подготовленными к таким экстремальным условиям работы. С 2015 года Якутский глобальный университет активно обучал преподавателей разработке курсов дисциплин в системе электронного и дистанционного обучения Moodle. Начиная с 2017 года, преподаватели СВФУ по договору с Поволжским государственным технологическим университетом имели возможность обучаться по программам курсов, относящихся к области онлайн-обучения. По итогам этих занятий были разработаны и внедрены дистанционные курсы по всем дисциплинам в СЭДО Moodle, которые содержат в себе пять модулей: нормативный, теоретический, практический, диагностический, методический. С помощью Moodle можно организовать весь процесс обучения: проведение лекций, семинаров, тестирований, заполнение электронных журналов. Программа позволяет использовать различные объекты и ссылки из Интернета и много других возможностей. Таким образом, в СВФУ в последние годы к традиционным методам обучения прибавилась дистанционная форма обучения. Все это послужило основой для безболезненного перехода к полному онлайн-обучению в экстремальных условиях пандемии Covid-19.
Целью нашей работы является изучение проблем перехода на дистанционное обучение студентов медицинского профиля в условиях распространения инфекции Covid-19. В связи с этим поставлены следующие задачи: 1. Анализ информационных технологий в условиях дистанционного образования; 2. Использование новых технологий в исследуемых группах; 3. Выявление проблем дистанционного обучения в изучаемых группах; 4. Сравнение методов обучения с использованием новых информационных технологий по дисциплинам «Латинский язык» и «Патофизиология»; 5. Разработка рекомендаций.
Дистанционное образование имеет ряд различных технологий и методов.
Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов препо-
Discord - это бесплатная программа, созданная для геймеров для обмена текстовыми и голосовыми сообщениями, по сути, как Интернет-телефон.
При проведении дистанционного обучения следует учитывать три интегра-тивных фактора, такие как технологический, педагогический, организационный. Характер первого из них определяется информационными технологиями, используемыми для разработки, доставки, поддержки учебных курсов и учебного процесса в целом. Значение второго фактора определяется набором методов и приемов, применяемых в ходе учебного процесса. Третий фактор, организационный, характеризует специфику организационной структуры образовательного учреждения дистанционного обучения [2].
В исследовании принимали участие 276 студентов 1, 2, 3 курсов медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, обучающихся по дисциплинам «Латинский язык» и «Патофизиология» в МИ СВФУ. Были использованы методы интервьюирования, анализа, сравнения.
Результаты и обсуждения
В начальный период дистанционного обучения преподаватели использовали такие платформы онлайн-обучения, как Moodle, ZOOM, Discord, а также смешанную форму с использованием всех этих технологий.
Таблица 1
Количество студентов, использующих различные системы для дистанционного обучения
Дисциплина Moodle ZOOM Discord Комбинированная форма
Патофизиология 41 36 90 58
Латинский язык 17 17 - 17
Как видно из табл. 1, по дисциплине «Патофизиология» 18% студентов учились по СЭДО Moodle, 16% - по ZOOM, 40% - по Discord, 26% обучались по комбинированной форме. По латинскому языку были использованы Moodle, ZOOM и смешанная форма обучения. Количество студентов составляло по всем видам по 33,3%. В организационных моментах были использованы мессенджер WhatsApp, сетевая услуга - электронная почта.
В середине апреля для анализа результатов обучения было проведено анкетирование в группах обучающихся студентов. Анкета включала вопросы, касающиеся положительных и отрицательных моментов при использовании дистанционных технологий обучения, имеющихся проблем и путей их решения. В результате анкетирования были получены следующие результаты.
Таблица 2
Анализ удовлетворенности студентов при использовании различных систем для дистанционного обучения
Дисциплина Показатели удовлетворенности
Методическое обеспечение ДО Организация семинарских занятий Выполнение контрольных работ Проведение практических занятий Проведение лекционных занятий
Патофизиология 100% 51% 85% 87% 96%
Латинский язык 100% 55% 87% 90% -
давателями. Такие e-Learning системы часто называют системами управления обучения (Learning Management Systems - LMS), или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE). Слово «Moodle» - это аббревиатура слов «Modular Object - Oriented Dynamic Learning Environment» (Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Преимущество Moodle также заключается в легкости установки. Она не вызывает затруднений и обновления программы при переходе на новые версии. Для работы системы достаточно установить ее на сервере хостинг-компании, удовлетворяющей требованиям системы. В системе дистанционного обучения Moodle перед преподавателями стоит одна важная задача - разработка и наполнение своих курсов [1].
ZOOM - это облачная платформа для проведения видеоконференций,
вебинаров и других подобных онлайн-мероприятий. Zoom - сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и организации дистанционного обучения. Организовать онлайн-лекцию может любой преподаватель, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут.
Как видно из табл. 2, удовлетворенность семинарскими занятиями было только у половины респондентов. Студенты, особенно иногородние, связывали это с тем, что у большинства были трудности с доступом к Интернету, а также с отсутствием электричества из-за ремонтных работ электросетей в весенне-летний период, личной компьютерной техники у ряда студентов и ограничением времени занятий согласно расписанию, с освоением новых платформ, таких как ZOOM, Discord. Также в связи с большой загруженностью системы Moodle, связанной с обычным календарным расписанием занятий, согласно которому обучались студенты, система постоянно давала сбой из-за нехватки емкости. Эти моменты были устранены руководством вуза за короткие сроки. У студентов, которые обучались только по Moodle, были сложности с семинарскими и лекционными занятиями из-за сбоев и вынужденного отсутствия живого общения с преподавателем в системе Moodle в чате и в видеоконференциях, которые заменялись мессенджером WhatsApp. Однако более 85% студентов выполняли контрольные работы без особых затруднений. Среди студентов, обучающихся по ZOOM и Discord, более 90% были удовлетворены проведением семинарских и лекционных занятий, 85% - практическими занятиями, но имелись проблемы по
Таблица 3
Анализ удовлетворенности студентов, использовавших комбинации различных систем для дистанционного обучения
Дисциплина Показатели удовлетворенности
Методическое обеспечение ДО Организация семинарских занятий Выполнение контрольных работ Проведение практических занятий Проведение лекционных занятий
Патофизиология 100% 87% 95% 97% 96%
Латинский язык 100% 85% 97% 98% -
выполнению индивидуальных и контрольных заданий. Группы, в которых обучение проводилось в комбинированной форме ZOOM, Discord и Moodle, были более успешны в усвоении учебного материала. Учитывая это, с середины апреля преподаватели решили перейти на дистанционное обучение с комбинированием всех этих платформ обучения.
В конце мая проведен анализ удовлетворенности комбинированным обучением с использованием всех технологий. В результате получены следующие данные.
Как видно из табл. 3, несмотря на положительную динамику, удовлетворенность не достигла 100% результата, что свидетельствует о наличии некоторых проблем. Студенты указывают на необходимость живого общения с преподавателем, так как медицинское образование требует усвоения не только теоретического, но и практического материала. Нужно не только прослушать бессчётное количество лекций и увидеть бесконечное множество схем, заучить сотни таблиц, запомнить тысячи графиков, но ещё и быть уверенным, что всё это усвоено верно. Студенты медицинского вуза имеют дело с человеческим здоровьем, которому может быть нанесён непоправимый ущерб из-за ошибки некомпетентного врача. Также дистанционное обучение медицинским профессиям в значительной степени осложняется отсутствием возможности преподать студенту практическую сторону дела и формирования личности будущего врача. Оба этих фактора - объём знаний и необходимость в практике - ставят дистанционное обучение медицинским профессиям, фактически, на грань невозможного.
Наличие практических занятий с использованием лабораторных методов по дисциплине «Патофизиология» требует непосредственной контактной работы
Библиографический список
студентов с преподавателем, при которой происходит не только обмен информацией, но и передача опыта, исключая неверные понимания сути патологических процессов, их причину и механизм [3; 4]. Знание и использование на практике клинических терминов, усвоенных по дисциплине «Латинский язык», будет в будущем облегчать общение с коллегами из других стран и континентов [5].
Таким образом, опыт нашей работы показывает, что метод дистанционного обучения с комбинированием нескольких технологий и платформ является наиболее эффективным и результативным. Дистанционное обучение требует от преподавателя временных, материальных, экономических, психологических затрат, связанных с увеличением нагрузки и объема работы. Наличие тьютора по информационным технологиям на кафедрах значительно облегчило бы работу преподавателя, так как многие преподаватели столкнулись с трудностями организации и усвоения новых программных обеспечений, что существенно повлияло на качество обучения. Также ограничение времени, отсутствие живого общения, технические неполадки являются причиной неуспеваемости некоторых студентов. Следует учитывать эти факторы при составлении расписания занятий с учетом особенностей временных затрат дистанционного обучения. Для полного формирования личности и компетенций будущего врача необходимым условием для выпуска специалиста с клиническим мышлением нужно знать одну истину: дистанционное обучение в медицинском вузе может рассматриваться только как дополнительный, но необходимый метод обучения. Такое обучение не может полностью заменить традиционное обучение, но в условиях опасности распространения коронавирусной инфекции явилось единственным выходом из создавшегося положения.
1. Гаврилова С.А. Использование системы дистанционного обучения Moodle в образовательном процессе. Available at: https://infourok.ru/ispolzovanie-sistemi-distancionnogo-obucheniya-moodle-v-obrazovatelnom-processe-733459.html
2. Кашицин В.П. Дистанционное обучение в высшей школе: модели и технологии. Available at: https://old.altspu.ru/Journal/pi/pi_cash.html
3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. Клиническая физиология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
4. Новицкий В.В. Патофизиология: учебник в 2 т. Москва, 2009.
5. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии: учебник. Москва: Медицина, 2002. References
1. Gavrilova S.A. Ispol'zovanie sistemy distancionnogo obucheniya Moodle v obrazovatel'nom processe. Available at: https://infourok.ru/ispolzovanie-sistemi-distancionnogo-obucheniya-moodle-v-obrazovatelnom-processe-733459.html
2. Kashicin V.P. Distancionnoe obuchenie v vysshej shkole: modeli i tehnologii. Available at: https://old.altspu.ru/Journal/pi/pi_cash.html
3. Litvickij P.F. Patofiziologiya. Klinicheskaya fiziologiya. Moskva: G'EOTAR-Media, 2010.
4. Novickij V.V. Patofiziologiya: uchebnik v 2 t. Moskva, 2009.
5. Chernyavskij M.N. Latinskijyazykiosnovy medicinskojterminology uchebnik. Moskva: Medicina, 2002.
Статья поступила в редакцию 22.07.20
УДК 374
Dryagina V.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Smolensk State University (Smolensk, Russia), E-mail: vera.dryagina.2017@mail.ru
ABOUT DESIGN EDUCATION. The article reveals features of modern design education of children in Russia. The author analyzes approaches of researchers and methodologists to design education of primary school children in the conditions of additional education. The article considers features of design thinking, its main qualities that determine the ability to design activities, the possibility, feasibility and means of their definition and children's development in the conditions of additional education. The author identifies and systematizes pedagogical techniques and tools based on the study of the theory of design thinking and methodology of design teaching. The use of the elements helps to develop design thinking. They define sequence of teacher's actions for teaching children the elements of design culture and design activities. In addition, they identify the pedagogical conditions that promote effective learning design.
Key words: design education, creative activity, learning process, development, design thinking, primary school age, learning conditions, techniques and methods, abilities.
В.Б. Дрягина, канд. пед. наук, проф., Смоленский государственный университет, г. Смоленск, E-mail: vera.dryagina.2017@mail.ru
О ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
В статье раскрываются особенности современного дизайн-образования детей в России. Автор анализирует подходы исследователей и методистов к дизайн-образованию детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования. В статье рассмотрены особенности дизайн-мышления, его основные качества, которые определяют способность к дизайнерской деятельности, возможность, целесообразность и средства их определения и развития у детей в условиях дополнительного образования. На основе изучения теории дизайн-мышления и методологии обучения дизайну автор статьи выявляет и систематизирует известные педагогические приемы и средства, использование которых способствует развитию дизайн-мышления, определяет алгоритм действий педагога по обучению детей элементам дизайн-культуры и дизайнерской деятельности, выявляет педагогические условия, способствующие эффективному обучению дизайну.
Ключевые слова: дизайн-образование, творческая деятельность, процесс обучения, развитие, дизайн-мышление, младший школьный возраст, условия обучения, приемы и методы, способности.
В современном обществе дизайн стал актуальным явлением и зачастую используется как коммерческий ход для привлечения внимания населения, в том числе и для получения образовательной услуги. Термин «дизайн» используют в разных вариантах - дизайн-мышление, дизайн образовательных программ, педагогический дизайн, дизайн-школа и т.д. Обучение дизайну - направление, в котором особое место занимает дизайн-образование детей. Изменения, которые происходят в обществе, способность решать нестандартные задачи, искать и на-
ходить новые творческие решения - одно из требований современного мира, и дизайн-образование способствует выполнению этого требования.
Разработка и обоснование психолого-педагогических и методических основ дизайн-образования, том числе детей, ведутся давно. В странах Европы (Великобритания, Франция, Италия) накоплен опыт обучения детей дизайну. В России дизайн-образование пока находится в стадии развития: проводятся исследования по изучению условий и приемов формирования дизайнерского мышления,