Научная статья на тему 'Дистанционное обучение: настоящее и будущее'

Дистанционное обучение: настоящее и будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн / 1С : Предприятие 8 / ПППП – профессиональный пакет прикладных программ / бухгалтерский учет / distance learning / online / 1C : Enterprise 8 / PPP – professional package of applications / accounting

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Людмила Николаевна

В статье рассматривается возможность использования дистанционного обучения для студентов различных специальностей, инструментарий настоящего и будущего при дистанционном обучении. Используя возможности предлагаемой программы, для изучения в дистанционном режиме, сквозная задача позволяет освоить и настроить основные аспекты, по программе курса, с использованием всех возможностей в режиме онлайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING: PRESENT AND FUTURE

The article explores the possibility of using distance learning for students of various specialties, tools present and future in distance learning. Using the capabilities of the proposed program, to study remotely, the end-to-end task allows you to master and customize the main aspects, on the course program, using all opportunities online.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение: настоящее и будущее»

УДК 378

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

DISTANCE LEARNING: PRESENT AND FUTURE

Сорокина Людмила Николаевна, старший преподаватель, Институт финансовых технологий и экономической безопасности (ИФТЭБ), ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Россия, [email protected]

Lyudmila N. Sorokina, senior lecturer, Institute of financial technologies and economic security, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается возможность использования дистанционного обучения для студентов различных специальностей, инструментарий настоящего и будущего при дистанционном обучении. Используя возможности предлагаемой программы, для изучения в дистанционном режиме, сквозная задача позволяет освоить и настроить основные аспекты, по программе курса, с использованием всех возможностей в режиме онлайн.

Summary: The article explores the possibility of using distance learning for students of various specialties, tools present and future in distance learning. Using the capabilities of the proposed program, to study remotely, the end-to-end task allows you to master and customize the main aspects, on the course program, using all opportunities online.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн, 1С : Предприятие 8, ПППП - профессиональный пакет прикладных программ, бухгалтерский учет.

Keywords: distance learning, online, 1C : Enterprise 8, PPP - professional package of applications, accounting.

Как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе имеется достаточно исследований, направленных на изучение проблем внедрения автоматизированных средств, для использования систем дистанционного обучения, обучения и консультации, возможности различных вариантов формирования и оформления документов. Коммуникации при сетевом обучении через каналы интернет базируются на следующих информационных технологиях: электронная почта, форумы, чаты, аудио и видеоконференции. Авторы книг и статей детально раскрывают возможные варианты применения системы дистанционного обучения, правильность и более улучшенное использование той или другой программы, сравнивая системы дистанционного обучения.

Skype — мессенджер от Майкрософт, который позволяет общаться с пользователями с помощью текстовых сообщений, по аудио- и видеосвязи. Skype — коммуникационная программа-клиент, позволяющая пользователям общаться друг с другом в реальном времени, используя различные виды коммуникаций: мгновенные сообщения, видео- и голосовую связь, общий доступ к рабочему столу, конференции, передачу файлов.

Microsoft Lync, которая владеет всеми правами на Skype, представила новое дополнение, которое получило название Skype for Business, которое нельзя назвать абсолютно идентичным интерфейсу Skype, однако основные элементы управления, основные диалоги, иконки были из него позаимствованы.

Zoom - это облачная платформа для проведения видео-конференций, вебинаров и других подобных онлайн мероприятий. Для работы пользователь получает идентификатор и использует его для проведения встреч. Zoom время является лидером общения онлайн, приобрел популярность, благодаря всеобщей системе удаленного соединения и общения.

YouTube и его возможности виртуального общения. YouTube - это видеохостинг платформа, предоставляющая пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. Из-за возросшей популярности среди организаторов, стал достаточно широко использоваться при удаленной системе обучения.

Огромное количество систем дистанционного обучения описаны в специальной литературе, каждый из авторов детально заостряет внимание на той или другой системе, в зависимости для каких целей она используется, только для обучения или для более широких возможностей и целей конкретной организации. Например, для обучения стали применять не только известные и вышеперечисленные системы дистанционного обучения, но и различные порталы.

Google Hangouts - это программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями и видеоконференций, разработанное компанией Google. Активнее всего применяется пользователями Google, и удобно встраивается в корпоративный G Suite, умные решения для эффективной работы.

Cisco Webex Meetings - сервис конференций и вебинаров корпоративного уровня (и корпоративных же возможностей), у которого есть бесплатный тариф для небольших встреч.

GetCourse - инструмент для проведения обучающих мероприятий онлайн и заработка на таких курсах.

Moodle - это современное программное обеспечение, позволяющее преподавателю и обучающемуся, эффективно взаимодействовать онлайн. Русский Moodle популярная среда дистанционного обучения, позволяющая разрабатывать и вести электронные курсы как в дистанционном режиме, так и в качестве поддержки очного обучения. Гибкая, с обширным инструментарием, дружественным веб-интерфейсом, масштабируемая. Не требует установки на компьютер конечных пользователей.

Предназначение цифрового образовательного ресурса - организация удаленного обучения. Это инновационная модель получения образования в режиме онлайн из любого удобного обучающемуся места, снабженного

интернет-сетью, веб-камерой и необходимыми средствами, такими как наушники, принтер, сканер и др.

Mirapolis - системы которые используются организациями, осуществляющими процесс обучения и повышения квалификации на платной основе. Существуют множество блоков Mirapolis.

В настоящее время, опытные преподаватели, имея огромный багаж знаний по определенным направлениям, могут использовать платформу для обучения в дистанционном режиме. Например, iSpring - платформа для корпоративного обучения в России, сделана в России, работает по всему миру. iSpring разрабатывает инструменты для создания электронных курсов. Для работы в iSpring, достаточно зарегистрироваться в iSpring, создать свой аккаунт, и только появляется возможность, загрузить учебные материалы, пригласить обучающихся и назначить им курсы, получать отчеты и контролировать результаты обучения.

Можно использовать еще одну систему обучения будущего Flora LMS -онлайн-платформа для создания курсов и продажи их по всему интернету. После приобретения этой платформы, дается документация с детальными настройками, возможностями и монетизированием.

В этом году, в связи с пандемией COVID - 19, вузам не только в России, но и за рубежом, пришлось более активно, перейти на обучение в удаленном доступе. Кризисы, особенно если они плохо прогнозируемы, создают много сложностей и неопределенностей. Однако одновременно с этим часто открываются новые возможности.

Преподавателям пришлось детально познакомиться и освоить, согласно плану определенного курса, как работать в режиме онлайн. В конце марта, в соответствии с рекомендацией Министерства науки и высшего образования, вузы нашей страны перешли на дистанционную форму обучения. Группой специалистов отдела управления информационно-методического обеспечения образовательного процесса, проведена и проводится огромная работа, для подготовки и внедрения «Единой информационно-образовательной среды»,

корпоративного портала, его использования, чтобы преподавать было как можно комфортнее в режиме онлайн. Для начала работы в единой информационно-образовательной среде, следует пройти процедуру аутентификации на корпоративном портале вуза. Корпоративный портал является центральным элементом единой информационно-образовательной среды.

Обучение и решение выстраивается преподавателем на уровне сквозной задачи, охватывающей перечень типовых фактов хозяйственной жизни предприятия, что позволит создать более целостное понимание требований к изучаемому курсу «Информационные технологии в бухгалтерском учете и финансовой отчетности», «Профессиональный пакет прикладных программ», платформами изучения которого являются «1С: Предприятие 8», с различными конфигурациями, «Project Expert 7». В настоящее время в России осуществляется реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности, обусловленное современным развитием экономических отношений, и множеством изменений и условий, связанных с пандемией.

Вызывает интерес, насколько расширяются возможности обучения по конкретной дисциплине, не только в учебном заведении, но и производителями программных продуктов, используемые в различных отраслях, например, фирма 1С создала и внедрила «Систему дистанционного обучения на платформе «1С: Предприятие 8». Программные продукты «1С: Электронное обучение. Корпоративный университет» и «1С: Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента», вместе образуют, единственную на платформе «1С: Предприятие 8», систему дистанционного обучения.

Появилась возможность проводить не только традиционное обучение в аудитории, а применять электронное обучение, для изучения и повышения квалификации, проведение электронного и смешанного обучения в локальной сети организации или через Интернет со стационарных компьютеров, ноутбуков или мобильных устройств, используя платформу 1С: Предприятие

8, и сопутствующие мультимедийные интерактивные электронные учебные курсы и практико-ориентированные учебные и контрольные задачи и тесты. Конфигурация позволяет вести списки пользователей и гибко настраивать их права с разбивкой по группам или индивидуально.

Интернет предоставляет большие возможности для получения новых знаний. Количество образовательных ресурсов поистине велико. Остаётся лишь выбрать тот, который наиболее соответствует запросам будущего студента. В настоящее время предоставлено огромное количество систем дистанционного обучения, как в России, так и за рубежом. Но каждая организация, будь то университет, учебный центр или колледж, выбирает для себя наиболее удобный вариант дистанционного обучения и настраивается единая информационно-образовательная среда. Этот процесс сопряжен с использованием специалистов, которые не только знакомы с соответствующей программой дистанционного обучения, но и со спецификой работы данного учреждения. Для университета, занятия привязаны к расписанию определенной группы, наименованию дисциплины, согласно программы учебного процесса, к конкретному времени проведения занятия и у преподавателя не возникает проблем, с созданием и формированием конференции, учащиеся самостоятельно подсоединяются в назначенное время для изучения конкретной дисциплины. Проследить явку каждого учащегося, не представляет труда.

В процессе изложения материала, преподаватель имеет возможность отвечать на вопросы учащихся, как посредством, так и использования напрямую видео. Преподаватель имеет возможность все занятие записать и сохранить на видео, а затем загрузить для просмотра учащихся конкретной группы, по существующему расписанию занятий. Этот факт неоднократно получал положительные отзывы студентов, особенно при неожиданном отключении связи, сбоя интернета, заболевании студента. Образовательная программа в общем не изменилась, но теперь ее приходится подавать по-новому, сильно перестраивая образовательный процесс.

Формат видеоконференций отличается от аудиторной работы. Объем работы для преподавателя, в настоящем, значительно увеличился. На мой взгляд, процесс подготовки к удаленным занятиям теперь занимает больше времени на подготовку методических материалов. Дистанционное обучение требует больше усилий на этапе подготовки учебных материалов, детальной проверке информационной базы каждого студента, и отражения обнаруженных ошибок в соответствующих файлах. Цель этого задания -помочь студентам не просто указанием на допущенную ошибку, а детально обосновать, почему эта ошибка допущена, как ее аннулировать и провести анализ, правильности выполненного задания. Одно дело прийти в аудиторию и отчитать материал, поговорить со студентами; другое дело записать видео-лекцию, «наложив» на нее текст и иллюстрации, особенно при проведении лабораторной и практической работы.

При переходе на дистанционный формат, преподаватели видят потенциал для освоения тех практик онлайн обучения, которые можно использовать в дальнейшем. Преподавателю в будущем вся проведенная работа оказывается полезной в связи с тем, что осваиваются новые программы для проведения дистанционного обучения, совершенствуется методический материал, настроенный не только на работу в аудитории, но и на работу по новым технологиям, в режиме онлайн.

Электронное обучение - это взаимодействие ученика с преподавателями онлайн. Новые программы позволяют не только просматривать видео-лекции и общаться на форумах, но и участвовать в семинарах и конференциях в режиме реального времени. Основной объем материала осваивается самостоятельно, а затем проверяется с помощью тестов, зачетов и экзаменов.

Один из главных минусов удаленного получения знаний по сравнению с традиционным - недостаток живого общения с группой и педагогами. Также сложности может создавать плохое Интернет-соединение или сбои в работе систем.

Очень многие зарубежные вузы, например, Cambridge University или new York University, предлагают варианты обучения и повышения квалификации, используя системы дистанционного обучения, что значительно упрощает обучение студентов, живущих в других странах. Многие российские университеты тоже идут в ногу со временем и предлагают своим абитуриентам качественное удаленное обучение как хорошую альтернативу заочному, которое со временем, возможно, совсем потеряет популярность, так как преимуществ перед дистанционным у него практически нет.

Применение дистанционного обучения, расширило возможность использования литературы. Литература для обучения, предлагалась, не только в печатном виде, а также в электронном. Электронным учебником следует называть обучающую программную систему комплексного назначения, обеспечивающую непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Преподаватель, подбирая перечень обучающей литературы, как правило, включает и собственные методические материалы, к каждому конкретному процессу обучения. Переход от печатного учебника к электронному является следствием тех революционных преобразований, которые влечет за собой прогресс в области информационных технологий.

Стремительное развитие цифровых технологий, связанная с широким внедрением в нашу жизнь виртуального общения, влияет на все сферы жизнедеятельности современного человека и заставляет по-новому смотреть на уже известные средства получения знаний. Дистанционное или электронное образование становится все большей альтернативой традиционного образования и в перспективе может стать формой обучения в будущем. Многие эксперты в области дидактики, как в России, так и за рубежом, видят в них огромный потенциал.

Литература

1. Крук Б.И., Журавлева О.Б., Стругова Е.Г. Избранные главы теории и практики дистанционного обучения. Москва: Издательские решения, 2017.

2. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. Москва: Издательство Юрайт, 2020.

3. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. Москва: Издательство МЭСИ, 1999.

4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация, Москва: Издательство МЭСИ, 1999.

5. Чистов Д.В., Харитонов С.А. Факты хозяйственной жизни в 1С: Бухгалтерия 8 (цифровая версия). ООО 1С-Паблишинг, 2014.

6. Пудеян Л.О. Профессиональные компьютерные программы. Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Лекционный курс. Ростов - на - Дону. 2018.

References

1. Kruk B.I., Juravleva O.B., Strugov E.G. (2017). Elected Heads of Theory and Practice of Distance Learning. Moscow: Publishing Solutions.

2. Potat E.S.(2020). Theory and practice of distance learning. Moscow: Yuright publishing.

3. Andreev A.A. (1999). Didactic Basics of Distance Learning. Moscow: MESI publishing.

4. Andreev A.A., Soldatkin V.I. (1999). Distance Learning: essence, technology, organization. Moscow: MESI publishing.

5. Chistov D.V., Kharitonov S.A. (2014). Facts of Economic Life in 1C: Accounting 8 (digital version), 1C-Publishing Llc.

Pudeyan l.O. (2018). Professional computer programs. Department of Accounting, Analysis and Audit. Lecture course.

© Сорокина Людмила Николаевна, Столыпинский вестник 2/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.