Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительства РФ)'

Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительства РФ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3755
571
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / ДИСЦИПЛИНА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАВЫКИ / DISTANCE LEARNING / LEARNING PLATFORM / DISCIPLINE / COMPUTER SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кувшинова Е. Е.

В статье рассматриваются сложности, с которыми пришлось столкнуться преподавателям высшей школы в момент массового перехода на дистанционное обучение в момент кризиса. Дается краткая история появления и развития дистанционного обучения и ресурсы, которые оказались наиболее востребованными в данной ситуации. Формулируются проблемы, которые оказались выявлены в процессе обучения. В заключении автор формулирует вывод, что эксперимент прошел успешно и выявил доказал способность преподавателей адаптироваться к новым реалиям.The article describes difficulties which emerged when all school and universities of the Russian Federation had to switch to distance learning. The article contains a short history of origins and evolution of distance education. Some challenges were discovered in the process of adaptation. It is concluded that the experiment was a success and proved the ability of the faculty to adapt to new reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кувшинова Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительства РФ)»

Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительства РФ)

Кувшинова Екатерина Евгеньевна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются сложности, с которыми пришлось столкнуться преподавателям высшей школы в момент массового перехода на дистанционное обучение в момент кризиса. Дается краткая история появления и развития дистанционного обучения и ресурсы, которые оказались наиболее востребованными в данной ситуации. Формулируются проблемы, которые оказались выявлены в процессе обучения. В заключении автор формулирует вывод, что эксперимент прошел успешно и выявил доказал способность преподавателей адаптироваться к новым реалиям.

Ключевые слова: дистанционное обучение, виртуальная обучающая среда, дисциплина, компьютерные навыки.

Вспышка коронавируса (COVID-19) в мире в декабре 2019-начале 2020 гг. привела к изменению графиков работы в Российской Федерации и массовому использованию обучающих дистанционных технологий. 16 марта 2020 г. Министерство образования Российской Федерации в связи с неблагоприятной обстановкой «рекомендовало вузам организовать обучение студентов с использованием цифровых образовательных технологий вне места нахождения организаций» [1]. Приказ был подписан министром образования РФ В.Н. Фальковым.

Для облегчения перехода на дистанционное и онлайн обучение и решения вопросов, связанных в процессом перехода, была организован «горячая линия» keep-learning.globaluni.ru.

Буквально на следующий день многие вузы объявили о переводе на дистанционную форму обучения и перевод профессорско-преподавательского состава на работу в электронной информационно-образовательной среде: МГТУ им. Н.Э. Баумана перешел на онлайн обучение с 23 марта, МГИ-МО (Университет) МИД России с 17 марта, МГМУ им. Сеченова Минздрава России - с 16 марта, Финансовый государственный университет при Правительстве Российской Федерации - с 17 марта, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) объявил о постепенном переходе на дистанционное обучение (в зависимости от технической возможности и надлежащего методического обеспечения факультетов), Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского перешел на обучение в электронном формате с 16 марта.

о с

CJ

История появления и развития дистанционного образования

Прообраз дистанционного образования появился в 1836 году, В Соединенном королевстве, когда был создан Лондонский Университет (University of London). С 1858 года, Лондонский университет сделал экзамены открытыми для студентов из других стран. Такой подход привел к появлению колледжей, которые готовили студентов по программе университета, но задания рассылались по почте.

Интересно то, что до возникновения Лондонского университета были предложения обучения по почте - например, в 1728 году Калеб Филипс предлагал обучать стенографии желающих по почте. В 1856 году появился институт заочной формы образования в Берлине. Затем возникли заочные школы в США (общество Тикнор для женщин), вскоре Чикагский университет и Канадский Коро-

левский университет стали предлагать обучение на расстоянии.

С возникновением новых технологии дистанционное образование развивалось, например, распространение радио привело к разработке радиокурсов для студентов, которые впервые появились в Университете штата Пенсильвания, начавшего транслировать свои курсы с помощью новой технологии.

Телевидение было изобретено в первой половине ХХ века [2], а уже в 1926 была создана Комиссия аккредитации дистанционного обучения, носившая на том момент название National Home Study Council (NHSC), но название изменится в 1942 году на Distance Education and Training Council, а с 2014 установится нынешнее название. Целью этой организации было установить стандарты заочного (дистанционного) образования, а ныне является аккредитатором институтов дистанционного образования.

Б. Хольмберг, один из основоположников теории дистанционного обучения, описывает причины появления телевизионных курсов для обучения - университеты применяли эти курсы для людей, которые испытывали трудности при изучении печатных материалов (Theory and Practice of Distance Education) [3]. Позже телевизионные курсы широко распространились в американских и европейских университетах. Интересно применение телефона - университет Висконсина, например, в 1965 использовал формат телевизионного преподавания для врачей.

Все это привело к тому, что в 1960-е годы ЮНЕСКО стало активно развивать дистанционное образование. В 1969 году королева Елизавета подписала указ о основании Открытого университета, который оказал существенное влияние на дистанционное образование. Он был разработан на основе идей М. Янга и Г. Вильсона, пропагандировавших использование теле- и радиовещания для заочного обучения взрослых работающих людей.

Следующей образовательной технологией стал интернет. В 1960 году университет штата Иллинойс стал применять интернет для предоставления студентам доступа к записанным лекциям и материалам курса. Компания IBM создала уникальную программу под Coursewriter, которая более десяти лет использовалась для проведения различных видов занятий на 17 учебных курсах университета Алберты, США. Колледж Костлайн Коммюнити (Coastline Community College) был создан в 1976 году. Это был первый «виртуальный колледж», который обучал по программе Coastline. Преподавание на курсе (полностью) использует посредством использования телекоммуникационных технологий (телефон, телевидение, радио). Этот колледж не имеет традиционного кампуса, преподавание ведется на 50 площадках Coast Community College District. Программа Coastline создавала и распространяла учебные фильмы, которые не только использовались в высших учебных заведениях, но и транслировались по телевидению.

В 1985 году Юго-Восточный университет Нова (Nova Southeastern University) предложил первую аккредитованную онлайн программу для обучения бакалавров, в 1989 году его примеру следует университет Феникса (University of Phoenix). В 1992 году университет Мичигана предложил разработанную им программу индивидуального онлайн обучения.

В 1999 году начались разработки одной из наиболее известных программ - виртуальной среды Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), которая на данный момент является одной из самых распространенных. В 2001 году на ее базе был создан первый сайт, а сейчас их число выросло до 1 миллиона по всему миру. Moodle позволяет создавать уникальные образовательные системы и очень популярен в российских вузах (например, в МГУ. МИФИ, НГУ, МФТИ).

В 2011 году более 160 000 человек записались на онлайн-курс «Введение в искусственный интеллект», предложенный университетом. Стэнфорда (совместно Know Labs (Udacity), закончили курс около 23 000 человек, но этот успех привел к созданию веб-сайта Udacity, ставшего одним из крупнейшим разработчиком онлайн-курсов.

Utacity предлагает пятиминутные видео лекции, тесты и материалы для домашнего задания (вопросы + кейсы), форумы для проведения консультаций в форме вопроса-ответа. Доступ к курсам не лимитирован по времени, доступ к ним возможен в любое время после их выпуска (например, доступ к этому курсу возможен по ссылке https:// www.udacity.com/overview/Course/cs271, с которой можно перейти на программы курсов по AI -Artificial Intelligence).

Так как курсы Udacity собирали огромное количество слушателей, появились и другие компании, которые стали разрабатывать и предлагать образовательные онлайн программы, такие как Coursera и EDX.

Программа Coursera также была создана учеными университета Стэнфорда. Coursera предлагает более 3 900 программ и специализированных курсов (courses and specializations), более 20 отдельных онлайн-модулей из магистерских программ (degrees and MasterTrack certificates) и более 13 профессиональных сертификаций (Professional certificates).

На примере курсов по английскому языку рассмотрим структуру курса.

Специализация - Повысьте свой уровень владения английским языком. Write and speak more professionally in English to increase your business success Курс начинается 28 марта 2020 года. Участие бесплатное. Зарегистрировано 82 075 человек. Доступна финансовая помощь.

Специализация включает несколько курсов - 4: Write Professional Emails in English, Speak English Professionally: in Person, Online and On the Phone, Build Your Professional ePortfolio in English, Take Your English Communication Skills to the Next Level. [4]

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Обучение может быть как платным, так и бесплатным, но для того, чтобы понять, согласен ли студент платить, модно пройти недельный бесплатный курс. Некоторые курсы также предоставляют возможность подать заявку на финансовую помощь.

Лекции и заданиям бесплатные, но за подтверждающий документ окончания программы (сертификат) нужно заплатить.

Эти лекции и задания разбиты понедельно. В конце обучения необходимо либо сдавать финальный экзамен, либо выполнить проект.

edX - некоммерческая организация, но в 2018 году компания объявила, что слушатели должны платить за сертификаты, которые подтверждают прохождение курса (оплатить можно в любой момент прохождения курса, но до его окончания, или прослушать его бесплатно, но тогда сертификат выдан не будет). По популярности среди предлагаемых курсов (практически во всех областях знаний) лидируют компьютерные технологии, на втором месте - естественные науки, на третьем - экономика и менеджмент. Партнерами edX являются ведущие американские и европейские университеты, но и азиатские университеты представлены в достаточном количестве.

Предлагаются MicroBachelors Programs (программы микро бакалавриата), MicroMasters Program (программы микро магистратуры), Professional Certificate (программы профессионального сертификата), Online Master's Degree (онлайн программа магистратуры), Global Freshman Academy (программы обучения индивидуалов онлайн по программам традиционных вузов), XSeries (программы углубленного изучения предмета). Структура программа типична: лекции и задания.

Дистанционное обучение

Следует отметить, что дистанционное обучение в российских вузах существует с 30 мая 1997 года (Приказ Минобразования России № 1050 от 30.05.1997 г. «О проведении эксперимента в области дистанционного образования»). [5] Но для начала кратко напомним историю дистанционного обучения.

Дистанционное обучение - это в первую очередь взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии (дистанционно), при этом такое ДО отражает практически все присущие учебному процессу компоненты (методы, цели, организационные формы, содержание, а часто и средства обучения) и реализуемое специфичными средствами телекоммуникационных технологий, предусматривающими интерактивность процесса обучения [6].

Дистанционное обучение рассматривалось „ в трудах Р.М. Деллинга (R.M. Delling), Б. Хольмбе-§ га (B. Holmberg) М. Аллена (Е-learning: Как сделать о электронное обучение понятным, качественным = и доступным, ООО «Альпина Паблишер», 2006), "S М.Г. Моор (M.G. Moore), Ф. Сабы (F. Saba), В.А,

Сухомлина (Виртуальный национальный университет 1Т-образования: от концепций к реализации, Прикладная информатика № 3 (15), 2008). В статье преподавателей Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета рассматривалась подготовка студентов педагогических вузов к работе с онлайн-платформами [7].

Достаточное интересное исследование по дистанционному обучению в университетах Российской Федерации было проведено в 2014 году Пек-кер П.Л., по результатам которого была опубликована статья «Дистанционное обучение: опыт университетов» [8]. В статье был проанализирован опыт ведущих университетов Москвы. Среди сложностей, которые перечисляли преподаватели и студенты, занятые в процессе дистанционного обучения, отмечалась не востребованность этой формы обучения в Российской Федерации. Как видно из опыта, именно эта форма оказалась неожиданно единственно доступной вуза и школам в скором времени - весной 2020 года.

В Финансовом Университет при Правительстве Российской Федерации существует Институт заочного образования, основанный на базе ВЗФИ (Всероссийский заочный финансово-экономический институт, основанный в 1930 году, в 2011 году был реорганизован путем присоединения к Финансовому университету при правительстве Российской Федерации), который предлагает дистанционное обучение. Это обучение осуществляется в основном посредством работы на Форуме - в чатах, выполнением домашнего задания дома и проверкой его преподавателями. В предлагаемой форме отсутствует обучение лицом к лицу, обсуждение вопросов и заданий занятия выполняется довольно формально, в низком темпе. Также студенты выполняют большой объем письменных заданий. Вполне возможно, что для некоторых предметов того достаточно, но для преподавания иностранного языка такой способ дистанционного обучения не подходит.

Также используется электронная почта группы, которая создается сразу после зачисления студентов в группу. Но она служить в основном для рассылки учебных материалов или отчетов в письменной форме.

Также на сайтах университета выкладываются видео лекции по некоторым предметам. Появляются постепенно электронные приложения к учебникам, созданным преподавателями университета и создаются онлайн курсы.

В то же время, сейчас университеты предлагают и более интерактивные формы обучения, используют компьютерные технологии, например, проводят видео лекции, записывают вебинары. Это позволяет студентам записать необходимый лекционный материал или использовать уже записанный университетом для дальнейшего более внимательного изучения.

Однако, в момент перехода на дистанционное обучение ВСЕХ школ и вузов Российской Федерации, эта система оказалась недостаточной.

В настоящее время существует огромное множество сервисов для разработки онлайн курсов: MOODLE, eDX, iSpring, TeachBase, GoogleClassroom, Udemy; платформ для проведения вебинаров: Tutorium, Webinar, ClickMeeting; конструкторы курсов: articulate, Lectoralnspire, CourseLab, iSpring; диалоговые тренажеры: Branchtrack, iSpring; презентации: Google Slides, Prezi, PowerPoint, Sway; опросы и тесты: Kahoot!, ProProofs, esay Test Makes, Let's Test, Mentimeter; интерактивные объекты для курсов: Learningapps. org, Raptivity, HSP; видео: VideoScribe, animoto. com, moovly, PowToon; подкасты: VoiceThread, Audacity, и многое другое.

Онлайн курсы являются неотъемлемой частью обучения на современном этапе. Некоторые сервисы для опросов и тестов (Kahoot!, Mentimeter) широко используются для обучения новым лексическим единицам (при обучении иностранному языку), PowToon - для создания презентаций в необычном формате и др. Но надо отметить, что все эти инструменты используются в основном индивидуально, не всегда создаются реально большие курсы, которые можно было бы применять в течение целого семестра, сочетая виде, аудио инструменты, презентации, тесты в едином курсе.

Достаточно интересным, но, вероятно, еще недостаточно распространенным ресурсом является IDroo для Skype (бесплатный плагин виртуальной электронной доски для Skype, однако есть и платный контент, например, загрузка документов). Существует также и IDroo онлайн, само название которой означает. Что программу не надо скачивать, ее можно применять для работы онлайн. Этот ресурс предлагает панель редактирования с набором инструментов для рисования, имеется редактор формул. Учащийся может сохранять выполненное в программе iDroo домашнее задание в виде файла, который и загружается во время урока для проверки преподавателем в режиме онлайн.

Российским аналогом этой программы является wikiwall (wiki - веб-сайт, содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом), который используется в школах.

В свете последних событий, Яндекс объявил о создании платформы для дистанционного обучения школьников («ЯндексУчебник»). Эта платформа предоставим возможность школьникам 5-11 классов заниматься по всем предметам, не только по русскому зыку и математике, как сейчас.

Наиболее популярные программы для дистанционного обучения в марте 2020 года

На примере Финансового университета при правительстве Российской Федерации рассмотрим трудности, с которыми пришлось столкнуться преподавателям при стремительном переходе на дистанционное образование в момент кризиса.

Следует отметить, что решение о переходе на дистанционное обучение было принято очень быстро (в первый же рабочий день, когда бы-

ла распространена Рекомендация Минобрнауки РФ о переходе на дистанционное образование) [9] и вначале внесло некоторый беспорядок в выбор приемлемой программы для дистанционного обучения. Преподаватели предпочли обратиться к уже знакомым формам дистанционного обучения.

Как уже говорилось выше, в Финансовом университет есть программа дистанционного обучения, потому в первый момент преподаватели инстинктивно обратились к уже имеющемуся и хорошо знакомому им ресурсу. Однако вскоре выяснилось, что некоторым предметам (или формам обучения) в очной среде этот ресурс не подходит. Тогда обратились к другим программам, одним из первых стал Skype.

Прежде всего, большинство преподавателей имели опыт преподавания в достаточно старой известной программе Skype. Skype позволяет осуществлять видеозвонки, передавать аудио и видео файлы, документы, показать свой рабочий стол и одновременно с со звонком осуществлять общение в чате. рабочего стола или комнатами чата, записывать аудофайлы запись в режиме видео невозможна). Программа известная и, следовательно, не вызывает необходимости осваивать дополнительно новый материал, кроме того, многие студенты и преподаватели уже имели эту программу на своих компьютерах и не потребовалось скачивать ее.

Еще одной востребованной программой оказалась ZOOM. «По данным исследовательской фирмы Apptopia, 11 марта 343 000 человек во всем мире загрузили приложение ZOOM, из них 60 000 только в США. Всего два месяца назад этот показатель составлял 90 000 человек во всем мире и 27 000 в США», сообщает журнал Forbes [10]. Главным недостатком послужило то, что программа в бесплатном режиме работа 40 минут, потом необходимо повторно начинать занятие (пара обычно длится 90 минут, что означает, что придется запускать программу трижды) и присоединяет до 100 человек. Платная программа стоит чуть меньше 15 долларов в месяц.

ZOOM позволяет не только осуществляет видеосвязь, но и вести ее запись (до 40 минут). Количество видеозаписей не ограничено. Сервис в бесплатной версии обеспечивает видеосвязь с 50-ю участниками. Функция «Делиться экраном» ("screensharing") осуществляется со звуком и позволяет делиться не полностью, а отдельными приложениями. Также можно развести студентов по мини-конференциям и дать задания только для этих мини-групп (остальные участники слышать их не могут, только преподаватель имеет возможность контролировать процесс).

Разумеется, имеются и недостатки, к одним из них относится то, программа менее известна, чем Skype, соответственно, при первом использовании это может создать трудности как для преподавателей. Так и для студентов (конечно, этот недостаток быстро исчезает, но при лимите вре-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

мени на освоение программы, это может ухудшить качество использования ZOOM. Вторым недостатком является то, что после 40 минут программа автоматически отключается, для более длительной конференции необходимо использовать платный контент.

Однако, следует отметить, что с началом периода массового использования сервисов для онлайн обучения, появились другие проблемы. Платные услуги на ZOOM возросли в цене в марте 2020 года на 30% [11]. Многие пользователи заявляют, что программа вредоносная, и утверждают, что компания намеренно использует свою популярность для искусственного завышения цени и лишают пользователей права выбора (многие компании требуют устанавливать только ZOOM).

В результате было принято решение, что преподаватели должны использовать MS Teams. MS Teams позволяет мгновенно переключаться из режима группового чата в режим видеоконференции, в режиме же реального времени работать с программами Word, Excel и PowerPoint. MS Teams имеет функцию управление звонками и возможность интеграции с АТС.

Интересен тот факт, что на сайте https:// www.skype.com/ru/business/ прямо говорится «Microsoft® Teams приходит на замену Skype для бизнеса Online в качестве профессионального решения Майкрософт для собраний в сети».

Для бизнеса MS Teams действительно предлагает огромное количество функций: Совместное редактирование документов; автоматическая синхронизация данных (файлов и почты) при повторном подключении к интернету; высокий уровень безопасности; выход на связь с любых мобильных устройств. На этом разработчики не останавливаются, они запускают в тестовом режиме функцию «Рация» (push-to-talk), очень полезная для тех, кто работает с людьми (продавцы, врачи).

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации выбрал для своих преподавателей и студентов программу MS Teams как единый сервис для всех департаментов и факультетов. Программа оказалась простой в применении и не встретила противоборства даже со стороны тех, кто привык к использованию других ресурсов.

Для запуска программы преподавателям и учащимся достаточно зайти на сайт университета в личное расписание (или расписание занятий группы- для студентов) и начать занятие. Все функции MS Teams изложены в инструкции, предоставленной преподавателям и сотрудникам для облегчения знакомства и работы.

Трудности при дистанционном обучении

s Дистанционное образование предполагает нали-

5 чие определенных компьютерных навыков, а эти

== навыки во многом зависят от возрастного уровня

еЗ преподавателей, По данным на 2014 год, приве-

Ц денным Пугач В.Ф., больше всего преподавателей

(24,4%) в возрасте 30-39 лет, немного меньше (20,2%) в возрасте 50-59 лет, и дальше по убывающей - 40-49 лет (18,9%), старше 65 лет (17,7%), 60-65 лет (10,0%), до 30 лет (8,9%) [12]. Даже учитывая некоторые изменения в статистике (естественная текучка кадров за прошедшие 5 лет), в целом понятно, что преобладающее количество преподавателей среднего возраста, старше 30 лет. Возраст от 30 до 50 лет считается продуктивным и проблемы в основном связаны с тем, что преподаватели старше 45 лет не имеют хороших технологических навыков (в силу отсутствия массового применения компьютерных технологии в России, а скорее, СССР). Разумеется, в современных условиях все преподаватели владеют компьютером и имеют опыт работы с различными системами дистанционного образования, но в целом, их уровень все же ниже уровня их студентов, Именно недостаток технических знаний вызывает дискомфорт у преподавателей и создает определенное препятствие в использовании электронных средств обучения.

Так как к преподавателям, как к любым специалистам, применимы требования по соответствию занимаемой должности и в них входит умение работать с компьютерами и современными образовательными электронными платформами, определенный опыт их применения имеется (кроме того, преподавателям оказывается техническая поддержка). Следует отметить, что в первую неделю некоторые преподаватели предпочли вести занятия не из дома, а приехать в университет и разобраться с помощью специалистов, как именно им работать с ресурсом и решать возникавшие проблемы. Однако, решив технические трудности, нельзя забывать о другом - ставится вопрос о культуре преподавания с использованием видео конференций.

Итак, оставив в стороне технический аспект, поговорим о тех вещах, которые, казалось бы, должны быть само собой разумеющимися, но которые внезапно всплыли на поверхность в период дистанционного обучения - культура проведения занятий.

Культура преподавателей неоднократно служила темой исследования. Впервые понятие «педагогическая культура» появилось у В.А. Сухомлин-ского, впоследствии его идеи развивались и дополнялись, рассматривалась, например, профессиональное педагогическое мастерство преподавателей вузов (А.А. Деркач. В.А. Сластенин), культура военных педагогов (В.А. Барабанщиков), и др.

Дисциплина и культура в широком смысле необходима особенно при дистанционном обучении. Психологические аспекты работы из дома (удаленной работы) рассматриваются, например, в статье В.Б. Орлова и Е.И. Бураншиной «Удаленная работа как новая реалия трудовых отношений: анализ факторов предрасположенности к удаленной работе» [13]. Разумеется, именно широкий выбор различных платформ и онлайн

курсов позволяет преподавателям подобрать наиболее подходящие для их темперамента и методов преподавания. Но в условиях кризиса все преподаватели вынуждены перейти на дистанционное обучение и особенности психотипа в данном случае роли не играют. Однако, это позволяет отметить, что помимо перестройки всей методики обучения, преподаватель должен преодолевать субъективные особенности характера, чтобы полноценно проводить занятия и достигать поставленных целей. Если молодое поколение испытывает страх перед личностной коммуникацией, то у некоторых преподавателей. особенно старшего поколения, присутствует страх перед виртуальной средой.

В статье корреспондента ВВС М. Райан (M. Ryan) "Teleworking: The myth of working from home" [14] отмечаетса, что удаленная работа (в нашем случае, дистанционное обучение) имеет определенные недостатки, одним из которых является отсутствие личного контакта работников друг с другом и как следствие, некоторое снижение креативности, а работа преподавателя достаточно творческая. Вторым моментом является проблема дисциплины - соблюдение сроков, своевременное выполнение заданий и т.д.

Необходимость присутствия на рабочем месте действительно дисциплинирует, например, требуется соответствующий внешний вид (не зря во многих компаниях существует дресс-код). Часто преподаватели не понимают, что во время видео конференций на внешний вид нужно обращать еще больше внимания. К сожалению, уже были случаи, когда преподаватели позволяли себя вести занятия в домашней одежде. С одной стороны, это характеризует преподавателя (что, наверное, следует принять во внимание работодателю), с другой стороны, это расхолаживает студентов, создавая у них впечатление, что дистанционное обучение не совсем «полноценное» обучение.

Также следует вспомнить некоторые правила относительно интерьера. Рабочее место не должно отвлекать внимание студентов от учебного процесса, поэтому желательно, чтобы студенты видели простой однотонный фон (даже наличие книжных полок может отвлекать внимание, во всяком случае несколько дополнительных минут внимание может быть рассеянным - добавляется также любопытство относительной частной жизни человека, которого они привыкли видеть только в строго определенной ситуации). Конечно, можно сказать, что всегда есть возможность отключить камеру, что во время лекционного занятия не всегда желательно, т.к. слушать «радио трансляцию» довольно скучно, и, как результат, мы имеем непродуктивное занятия. Во время практического занятия (или семинара) тоже желательно иметь зрительный контакт со студентами, которые отвечают на вопросы преподавателя.

При работе из дома преподаватели как будто часто забывают о том, что они «присутствуют»

на занятиях, пусть и в ином формате. Процесс подготовки к занятиям занимает даже больше времени, необходимо учитывать не только возможные типичные проблемы (неподготовленное домашнее задание, не усвоение какого-то материала и необходимость уделить его объяснению дополнительное время и т.п.), но и чисто технические проблемы, такие как плохая видео или аудио связь, посторонние шумы, обрыв соединения, а также недостаток практики работы с программой, что замедляет темп урока и ухудшает качество занятия. Преподавателю следует не только подготовить дополнительный материал, но и быстро загрузить его, т.е., применить навыки работы на компьютере.

Желательно следить и за дисциплиной студентов - из-за того, что многие программы устанавливаются и на мобильных телефонах, студенты могут выходить на связь не только из дома, но и находясь на улице или в дороге, что снижает качество занятия. Отсутствие видео изображения также позволяет студентам во время урока отправлять сообщения в социальных сетях, например.

Проводился опрос студентов 1 курса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (направление «Бизнес информатика» и «Прикладная информатика») и преподавателей английского языка (Департамент языковой подготовки), работающих на этих направлениях.

По результатам опроса студентов можно сделать следующие выводы (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1. Отношение студентов (%) к дистанционному образованию (ДО)

Отношение к ДО

положительное отрицательное

87%* 13%*

Причины

не тратится время на поездки на транспорте уходит больше времени на выполнение домашнего задания

нет необходимости переходить из одной аудитории у другую сложности с подключением к нужной группе

уверенная работа с различными платформами некоторые сложности у преподавателей (в т.ч. технические и психологические) - создание нервозной атмосферы

удобство работы с мобильных устройств проблемы с изображением (звуком), особенно с текстовыми материалами

выход в интернет из любого места проблемы со связью

*Также следует отметить, что со временем число студентов, у которых отмечалось отрицательное отношение к дистанционному обучению, возросло. Основной причиной называлось повышение нагрузки при данной форме обучения и отсутствие личного контакта с преподавателями и студентами их группы.

По опросу преподавателей получены следующие результаты табл. 2.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Таблица 2. Отношение преподавателей (%) к дистанционному образованию (ДО)

Отношение к ДО

положительное отрицательное

60% 40%

Причины

не тратится время на поездки на транспорте уходит больше времени на подготовку и проверку домашнего задания

нет необходимости переходить из одной аудитории у другую сложности с подключением к нужной группе

освоение новых ресурсов недостаток опыта работы в виртуальной обучающей среде

удобство работы с мобильных устройств меньшее количество устройств в «активе» преподавателей (перегрузка компьютеров и проблемы со связью)

выход в интернет из любого места проблемы с изображением (звуком), неспособность устранить неполадки без помощи извне

о с

CJ

Выводы

Преподаватели высшей школы, а именно, Финансового университета при Правительстве РФ, вполне успешно справились с переходом на дистанционное обучение и не сорвали учебный процесс. Однако, надо отметить, что такой массовый переход средних и высших учебных заведений на дистанционное обучение, не обошелся без трудностей. Проанализировав этот опыт будет возможно более качественно проводить занятие в режиме онлайн, и обратить внимание на повышение квалификации преподавателей именно для работы со средствами дистанционного обучения. В то же время важно, что преподаватели приобретают уверенность в своих силах и будут использовать новые ресурсы в своей работе. Понимание того, что в критической ситуации преподаватели справились с возросшей нагрузкой, в том числе психологической, поднимает репутацию преподавателей, причем как в собственных глазах, так и в глазах студентов, которые, возможно, увидели своих преподавателей с новой стороны.

Естественно, присутствовали и определенные проблемы. Во-первых, преподаватели были вынуждены выполнять больший объем работ, т.к. возросла роль письменных заданий, следовательно, временные затраты сильно возросли. Также увеличилось время на подготовку к занятиям: все, что преподаватель мог проговорить устно или написать на доске во время занятия, потребовалось передавать студентам, например, в виде дополнительных материалов (в виде файлов). Также студенты должны были больше заниматься самостоятельно, т.к. дистанционное обучение предполагает больший объем самостоятельной работы, а преподаватели, в свою очередь, были вынужде-

ны проверять домашнее задание в возросшем количестве.

Во-вторых, преодоление страхов перед новыми формами работы со студентами, когда преподаватели испытывали большую эмоциональную нагрузку, которая могла сказаться на качестве работы. Возможно эта проблема была главной на первом этапе перехода к дистанционному обучению.

Вероятно, эмоциональными проблемами можно объяснить тот факт, что некоторые преподаватели не обратили внимание на должное обустройство своего рабочего места и форму одежды. Однако, в дальнейшем, следует обращать особе внимание на вопросы дисциплины и самодисциплины и воспитательную функцию процесса обучения.

Многообразие онлайн программ и ресурсов вначале тоже не могло считаться положительным моментом. Пришлось привести их к единому знаменателю, т.е., к использованию в рамках университета одной образовательной платформы, в случае финансового университета, MS Teams.

И наконец, само качество связи (пропажа звука, прерывистый видеосигнал, «зависание» изображения, различные сложности с подключением к сети интернет и др.) также добавляло проблем.

Несмотря на все вышеперечисленные, можно прийти к выводу, что быстрый переход на дистанционное обучение и проведение занятий в режиме онлайн в течение длительного срока, прошел довольно успешно. Благодаря современным технологиям процесс обучения не прерывается, но даже становиться более разнообразным, а практическое применение тех знаний, которые преподаватели получают на различных курсах повышения квалификации помогает совершенствовать процесс обучения и применять новые формы, которые в противном случае, возможно, были бы отложены на потом. Преподаватели и студенты в целом оказались способны быстро перестроиться и адаптироваться к новым реалиям и продолжить процесс обучения (и самообучения). В будущем возможно более широкое применение новых образовательных онлайн ресурсов в процесс обучения преподавателями старшего поколения.

Литература

1. https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/ card/?id_4=2472 [дата обращения 20.03.2020].

2. https://ru.wikipedia.org/wiki [дата обращения 20.03.2020].

3. https://books.google.ru/books?id=DayIAgAAQBA J&dq=television+correspondence+courses&hl=ru [дата обращения 18.03.2020].

4. https://ru.coursera.org/specializations/improve-english [дата обращения 23.03.2020].

5. Приказ Минобразования России от 30.05.1997 № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования».

6. https://www.sciencedebate2008.com/chto-takoye-distantsionnoye-obucheniye/ [дата обращения 05.02.2018].

7. Забродина И.В., Козлова Н.А., Фортыги-на С.Н, подготовка студентов педагогического вуза к работе с образовательными онлайн-платформами. Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2(27). С. 113115. https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-studentov-pedagogicheskogo-vuza-k-rabote-s-obrazovatelnymi-onlayn-platformami [дата обращения 23.03.2020].

8. Пеккер П.Л. Дистанционное обучение: опыт университетов, 2015, С. 88-93.

9. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

10. https://www.forbes.ru/milliardery/395573-glavnyy-servis-na-vremya-pandemii-kak-zoom-popal-v-troyku-samyh-skachivaemyh [дата обращения 21.03.2020].

11. https://medialeaks.ru/3103lug-zoom-is-bad/ [дата обращения 28.03.2020].

12. Пугач В.Ф, Возраст преподавателей в российских вузах: в чем проблема? // Высшее образование в России, 2017, № 208 (№ 1), С. 47-55.

13. Орлов В.Б., Бураншина Е.И. Удаленная работа как новая реалия трудовых отношений: анализ факторов предрасположенности к удаленной работе Вестник Югорского государственного университета, 2014 г. Выпуск 4 (35). С. 40-46.

14. Ryan, M. Teleworking: The myth of working from home/ BBC News, February 27, 2013 https://www. bbc.com/news/magazine-21588760 [дата обращения 10.01.2018].

DISTANCE LEARNING IN CRISIS 2020 (ON THE EXAMPLE OF THE FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Kuvshinova E.E.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article describes difficulties which emerged when all school and universities of the Russian Federation had to switch to distance learning. The article contains a short history of origins and evolution of distance education. Some challenges were discovered in the process of adaptation. It is concluded that the experiment was a success and proved the ability of the faculty to adapt to new reality.

Keywords: distance learning, learning platform, discipline, computer skill.

References

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

10,

11

12,

13.

14,

https://www. m inobrnau ki .gov. ru/ru/press-center/ card/?id_4=2472 [accessed 20.03.2020]. https://ru.wikipedia.org/wiki [accessed 20.03.2020]. https://books.google.ru/books?id=DayIAgAAQBAJ&dq=televi-sion+distance learning + courses&hl=ru [accessed 18.03.2020]. https://ru.coursera.org/specializations/improve-english [accessed 23.03.2020].

Order of the Ministry of education of Russia No. 1050 of 30.05.1997 "On conducting an experiment in the field of distance education".

https://www.sciencedebate2008.com/chto-takoye-distantsionnoye-obucheniye/ [accessed 05.02.2018]. Zabrodina I. V., Kozlova N.A., Fortygina S.N., preparation of students of pedagogical University to work with educational online platforms. Baltic humanitarian journal. 2019. Vol. 8. No. 2(27). Pp. 113-115. https://cyberleninka.ru/article/n/ podgotovka-studentov-pedagogicheskogo-vuza-k-rabote-s-obrazovatelnymi-onlayn-platformami [accessed 23.03.2020]. Pekker P.L. Distance learning: experience of universities, 2015, P. 88-93.

Order of the Ministry of science and higher education of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 397 "on the organization of educational activities in organizations that implement educational programs of higher education and related additional professional programs, in order to prevent the spread of a new coronavirus infection on the territory of the Russian Federation». https://www.forbes.ru/milliardery/395573-glavnyy-servis-na-vremya-pandemii-kak-zoom-popal-v-troyku-samyh-skachivaemyh [accessed 21.03.2020].

https://medialeaks.ru/3103lug-zoom-is-bad/ [accessed

28.03.2020].

Pugach V. f, Age of teachers in Russian universities: what is the problem? // Higher education in Russia, 2017, № 208 (№ 1), Pp. 47-55.

Orlov V. B., Buranshina E.I. Remote work as a new reality of labor relations: analysis of predisposition factors to remote work Bulletin of Ugra state University, 2014 Issue 4 (35). Pp. 40-46. Ryan, M. telework: the myth of working from home/ BBC News, 27 February 2013 https://www.bbc.com/news/maga-zine-21588760 [accessed 10.01.2018].

сз о

CO

-a

I=i А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.