Научная статья на тему 'Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий'

Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2384
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADAPTATION / STUDENTS / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник Елена Викторовна, Муталова Диана Альбертовна, Безенкова Татьяна Александровна, Мананникова Ангелина Валентиновна

Статья посвящена изучению проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий. В работе рассматриваются понятия «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии». В статье уделено внимание анализу объема накопленных знаний в области исследуемой проблемы, представлен краткий анализ публикаций авторов. Описан анализ результатов эмпирического исследования, проведенного в форме анкетирования, в котором приняли участие 90 студентов в возрасте от 18 до 27 лет. Исследование проводилось с целью определения проблем студентов в условиях самоизоляции с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Результаты исследования свидетельствуют, что 60% студентов испытывают проблемы в данных условиях, 55% боятся не сдать сессию, многие сталкиваются с техническими проблемами, большинство нуждается в живом очном общении, что свидетельствует о начальном этапе процесса адаптации студентов к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий.The article is devoted to the study of the problem of adaptation of University students in conditions of self-isolation to on-line learning using distance learning technologies. The paper considers the concepts of “e-learning” and “distance education technologies”. The article focuses on the analysis of the volume of accumulated knowledge in the field of the problem under study, and provides a brief analysis of the authors ‘ publications. The article describes the analysis of the results of an empirical study conducted in the form of a questionnaire, which was attended by 90 students aged 18 to 27 years. The study was conducted to determine the problems of students in conditions of self-isolation using e-learning and distance education technologies. The results of the study show that 60% of students experience problems in these conditions, 55% are afraid not to pass the session, many face technical problems, most need live face-to-face communication, which indicates the initial stage of the process of adaptation of students to on-line learning using distance educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий»

Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий

Олейник Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: oleynik.ev@mail.ru

Муталова Диана Альбертовна,

магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: DianaMutalova@mail.ru

Безенкова Татьяна Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: bezenkova@yandex.ru

Мананникова Ангелина Валентиновна,

магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: kalifooo@yandex.ru

Статья посвящена изучению проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий. В работе рассматриваются понятия «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии». В статье уделено внимание анализу объема накопленных знаний в области исследуемой проблемы, представлен краткий анализ публикаций авторов. Описан анализ результатов эмпирического исследования, проведенного в форме анкетирования, в котором приняли участие 90 студентов в возрасте от 18 до 27 лет. Исследование проводилось с целью определения проблем студентов в условиях самоизоляции с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Результаты исследования свидетельствуют, что 60% студентов испытывают проблемы в данных условиях, 55% - боятся не сдать сессию, многие сталкиваются с техническими проблемами, большинство нуждается в живом очном общении, что свидетельствует о начальном этапе процесса адаптации студентов к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: адаптация, студенты, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие современного общества происходит на фоне глобальных процессов, которые являются причиной появления новых требований к любой сфере деятельности, в том числе и к высшему образованию. Современные высшие учебные заведения готовят на протяжении нескольких лет обучения всесторонне развитых студентов, что в настоящее время требует применение новых методов. Это приводит к необходимости совершенствования информационных направлений обучения, которые сочетают в себе доступность, удобство получения необходимых знаний, которые базируются на современных информационных технологиях, способных удовлетворить потребности студентов в получении актуальной информации для их профессионального и личностного роста. Одним из видов таких современных образовательных технологий являются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Дистанционное обучение начало своё развитие в России с начала 1990-ых годов. 30 мая 1997 года вышел приказ № 1050 Минобразования России, который позволял проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. Именно эту дату можно считать официальной датой рождения дистанционного обучения.

В настоящее время в ст. 16 закона «Об образовании в РФ» закреплен термин «электронное обучение», который включает организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Также дается определение понятию «дистанционные образовательные технологии» - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Сейчас имеет смысл говорить не о «дистанционном обучении», противопоставляя его очному

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см

обучению, а о «дистанционных образовательных технологиях», «электронном обучении» и степени их включенности в учебный процесс [2].

Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени накоплен определенный объем знаний, важных для постановки и решения проблемы адаптации студентов вуза к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий. Так, внедрение электронного обучения в образовательный процесс вузов рассматривается в работах Е.А. Буденковой [1], О.Н. Кучер [2], Т.Е. Лебедевой, Н.В. Охотниковой, Е.А. Потаповой [3] и др.

Проблемы адаптации студентов к образовательной среде вуза рассматриваются в работах Е.С. Новиковой [4], Н.Н. Ткаченко [5], В.М. Токар, А.М. Насретдинова [6] и др.

Констатируя активную разработку различных аспектов изучаемой нами проблемы, мы видим, что проблема адаптации студентов вуза к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий пока не стала предметом специального исследования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий. Осознавая факт многоаспектности данного процесса адаптации, для нас важным является определение социально-психологического состояния студентов; проблемы, возникающие у студентов при on-line и дистанционном обучении; способы решения возникающих проблем.

Методы исследования. Для реализации нашего исследования мы разработали анкету, используя Google Forms - бесплатный сервис для создания и публикации опросов. Была создана веб-страница с вопросами, которая распространялась через электронную почту и социальную сеть «ВКонтак-те». В исследовании приняли участие 90 студентов в возрасте от 18 до 27 лет.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. По результатам исследования было выявлено, что студенты, ответившие на вопросы анкеты, обучаются в городах Магнитогорск, Челябинск, Санкт-Петербург.

Выяснилось, что респонденты являются студентами первого (42,5%), второго (40%), третьего (6,3%) и четвёртого курсов (11,2%), они обучаются на следующих уровнях высшего образования: бакалавриат - 67,9%, магистратура - 18,5% и специ-алитет - 13,6%.

Большинство студентов 60% ответили, что у них возникли проблемы в связи с переходом на on-line обучение с применением дистанционных образовательных технологий, были названы следующие причины: сложности с входом на образовательный портал Вуза (68,5%), сложности с входом на образовательные платформы для прослушивания лекций (51,9%), проблемы с интернетом

(31,5%) и отсутствие компьютера или ноутбука (13%) (рис. 1).

31,5

п

Сложности с входом на образовательный портал Вуза

Сложности с входом на образовательные платформы для прослушивания лекций

Проблемы с интернетом

Отсутствие компьютера или ноутбука

Рис. 1. Причины проблем в связи с переходом

на on-line обучение с применением дистанционных образовательных технологий

Проведение on-line лекций реализуется через различные сервисы, позволяющие организовать on-line общение. Для нас важным было выяснить, на каких образовательных платформах студентам удобнее всего обучаться. Самым удобным оказался Skype, его выбрали 43,8% обучающихся, одинаковые показатели оказались у Mirapolis и Zoom (35%).

Так же обучающиеся поделились тем, кто им помогает решать проблемы при дистанционном обучении. Оказалось, что одногруппники приходили на помощь большинству респондентов (71,6%), затем на помощь приходит куратор группы (38,3%) и преподаватели по конкретному курсу (29,6%).

По результатам исследования дистанционное обучение в вузе в период пандемии студенты оценили на 1 балл - 18,8%, 2 балла - 15%, 3 балла - 33,8%, 4 балла - 23,8% и 5 баллов - 11,3% (табл. 1). Из этого следует, что в целом обучающиеся адаптированы к дистанционному обучению.

Таблица 1. Студенческая оценка дистанционного обучения в период пандемии

Оценка % от числа ответивших

1 балл 18,8%

2 балла 15%

3 балла 33,8%

4 балла 23,8%

5 баллов 11,3%

Однако очные занятия в университетах являются для студентов наиболее востребованной формой обучения (64,2%), но некоторые посчитали приемлемым сочетание очных и дистанционных занятий (34,6%), дистанционное же обучение выбрали только 9,9% респондентов.

В ходе обобщения результатов было выявлено, что большее количество студентов (76,3%) желает посещать занятия в Вузе, а обучаться по дистанционной форме хотят только 20% респондентов.

Исследование показало, что психоэмоциональное состояние обучающихся в вузах в режиме самоизоляции следующее: постоянное переживают 22,5%, стресс наблюдается у 26,3%,

13

спокойное состояние у 37,5%, необходимо живое общение 48%. При этом мы выяснили, чего боятся студенты, обучающиеся в вузах во время пандемии: не сдать сессию боятся 55%, боятся не успеть выполнить все задания преподавателей 48,8%, ничего не боятся 18,8% (табл. 2).

Таблица 2. Психоэмоциональное состояние студентов вуза в период самоизоляции

№ Состояние % от числа ответивших

мне необходимо живое общение 48%

я спокоен (а) 37,5%

у меня стресс 26,3%

постоянно переживаю 22,5%

Страхи

боюсь не сдать сессию 55%

боюсь не успеть выполнить все задания 48,8%

ничего не боюсь 18,8%

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- студенты не в полной мере адаптировались к дистанционному обучению и предпочитают посещать занятия в вузах;

- у большинства студентов возникают проблемы с переходом на on-line обучение с применением дистанционных образовательных технологий, среди них проблемы с интернетом, проблемы с входом на образовательный портал вуза и т.д.;

- для обучающихся в вузах, принявших участие в исследовании, больше всего подходит платформа Skype;

- при возникновении проблем дистанционного обучения на помощь приходят в первую очередь одногруппники;

- многим из студентов необходимо живое общение, нежели виртуальное;

- при дистанционном обучении в период пандемии студенты боятся не сдать сессию. Анализируя полученные результаты, важно

уделять внимание решению следующих задач. Прежде всего - технической готовности студентов к электронному обучению, а именно исследовать вопрос технической готовности студентов (наличие ПК, камеры, микрафона, интернета) и, по возможности, содействовать в решении возникающих проблем. Также важен вопрос использования различных платформ коммуникации при on-line обучении. В этом направлении важно осуществлять on-line общение с каждым студентом для индивидуальных консультаций, а также обучать студента использованию различных ресурсов (Skype, Zoom, Mirapolis и др.) и помогать в устранении трудностей, возникающих при использовании того или иного информационного ресурса при on-line общении. Вместе с тем, важно на уровне вуза для сту-

дентов организовывать методические вебинары, в которых будут рассматриваться вопросы использования различных информационных технологий, а также вопросы технической настройки своего домашнего компьютера или другого устройства (ноутбука, планшета, телефона).

Другой важной задачей, требующей особого внимания, является усиление роли преподавателей и кураторов групп. Преподаватель, работающий с конкретной группой в рамках своего курса, должен быть готов к тому, чтобы обеспечить электронное взаимодействие с каждым студентом группы. Целесообразным, на наш взгляд, может быть организация индивидуальных консультаций со студентами, что позволит проверить не только учебную, теоретическую и техническую готовность студента к занятиям, но и повлиять на уравновешивание социально-психологического состояния каждого студента (объяснить свои требования, успокоить, подбодрить). Особая роль в этом процессе отводится куратору студенческой группы. Именно он должен позаботиться о сборе информации по технической готовности к электронному обучению у студентов своей группы и содействовать в решении возникающих проблем (в том числе, организация предоставления технических устройств вуза в пользование студентам в период самоизоляции). На наш взгляд, куратор должен находиться в режиме постоянного взаимодействия со своими студентами, это и социальная сеть ВКонтакте, и кураторские часы on-line, телефонная связь и др.

Эти меры позволят студентам компенсировать дефицит очного общения, почувствовать поддержку со стороны преподавательского состава вуза, а также, что очень важно, снять уровень их социальной напряженности, минимизировать их страхи, повлиять на формирование или восстановление комфортного психоэмоционального состояния, и, как следствие, обеспечить процесс адаптации.

Рассматривая в целом процесс адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий можно судить о том, что по времени протекания данная адаптация является долговременной, такая адаптация формируется очень медленно, но сохраняется надолго. Среди механизмов данной адаптации можно говорить о физиологической, когда происходит адаптация организма, его органов и клеток к изменяющимся условиям среды (новый распорядок дня, самодисциплина и др.). Также можно говорить о социальной адаптации, в результате которой реализуется постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, при чем социальная адаптация зависит от целей и ценностных ориентаций человека и от возможностей их достижения в социальной среде. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Таким образом, проблема адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий является актуальной на сегодняшний день. При этом понятно, что вся система обучения в ближайшем будущем будет трансформироваться, и студентам надо будет принимать эти новые трансформации. Возможно, мы окажемся в ситуации, когда определенная часть занятий будет проходить только on-line, какие-то занятия будут только в дистанционном формате, но что стало очевидным, так это то, что очные занятия студентов будут являться важной и неотъемлемой частью образовательного процесса.

Литература

1. Буденкова Е.А. К вопросу о формировании общекультурных компетенций студентов-бакалавров средствами электронного обучения в вузе: теоретические и практические аспекты // Мир науки. 2016. Т. 4. № 3. С. 41.

2. Кучер О.Н. Варианты включения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в учебный процесс вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 311.

3. Лебедева Т.Е., Охотникова Н.В., Потапова Е.А. Электронная образовательная среда вуза: требования, возможности, опыт и перспективы использования // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 22.

4. Новикова Е.С. Социальная адаптация студентов: психологические аспекты и особенности // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2018. Т. 2. С. 277-278.

5. Ткаченко Н.Н. Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде разного типа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 358-360.

6. Токар В.М., Насретдинов А.М. Адаптация студентов к обучению в вузе // Управление устойчивым развитием. 2017. № 6 (13). С. 115-118.

STUDYING THE PROBLEM OF ADAPTATION UNIVERSITY STUDENTS IN CONDITIONS OF SELF-ISOLATION TO ON-LINE TRAINING WITH THE USE OF DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES

Oleynik E.V., Mutalova D.A., Bezenkova T.A., Manannikova A.V.

Nosov Magnitogorsk State Technical University

The article is devoted to the study of the problem of adaptation of University students in conditions of self-isolation to on-line learning using distance learning technologies. The paper considers the concepts of "e-learning" and "distance education technologies". The article focuses on the analysis of the volume of accumulated knowledge in the field of the problem under study, and provides a brief analysis of the authors ' publications. The article describes the analysis of the results of an empirical study conducted in the form of a questionnaire, which was attended by 90 students aged 18 to 27 years. The study was conducted to determine the problems of students in conditions of self-isolation using e-learning and distance education technologies. The results of the study show that 60% of students experience problems in these conditions, 55% - are afraid not to pass the session, many face technical problems, most need live face-to-face communication, which indicates the initial stage of the process of adaptation of students to on-line learning using distance educational technologies.

Keywords: adaptation, students, e-learning, distance education technologies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Budenkova E.A To the question of the formation of the general cultural competencies of bachelor students by e-learning in a university: theoretical and practical aspects // World of Science. 2016.V. 4. No. 3. P. 41.

2. Kucher O.N. Options for the inclusion of distance educational technologies, e-learning in the educational process of the university // Modern problems of science and education. 2017. No. 5. P. 311.

3. Lebedeva T.E., Okhotnikova N.V., Potapova E.A. The electronic educational environment of the university: requirements, opportunities, experience and prospects of use // World of Science. 2016. Vol. 4. No. 2. P. 22.

4. Novikova E.S. Social adaptation of students: psychological aspects and features // Modern education: content, technology, quality. 2018. Vol. 2. P. 277-278.

5. Tkachenko N.N. Socio-psychological adaptation of students in the educational environment of various types // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2018. Vol. 7. No. 4 (25). P. 358-360.

6. Tokar V.M., Nasretdinov A.M. Adaptation of students to study at the university // Management of sustainable development. 2017. No. 6 (13). P. 115-118.

о с

u

CM

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.