ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
И.П. Щенкова, доцент
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10580
Аннотация. Статья посвящена организационно-методическим аспектам использования дистанционного образования в теоретической подготовке студентов по дисциплине «Физическая культура». В статье анализируются результаты внедрения в образовательный процесс дистанционной технологии, направленной на реализацию обучающей деятельности. Также в статье рассматривается сущность дистанционного обучения, его состояние на современном этапе. В данной статье проведено исследование в изучении эффективности применения системы дистанционного обучения в процессе физического воспитания студентов, выявлены достоинства и недостатки преподавания педагогами и получение образования студентами методом дистанционного обучения. Ключевые слова: интернет, физическая культура, дистанционное обучение.
Проблема качества методов образования признаются устаревшими. В большинстве развитых стран это понятие связывается с формированием профессиональных компетенций, творческим отношением к труду, навыками самообразования, общим интеллектом и коммуникативными способностями при ведущей роли творчества и самообразования. Поэтому и в нашей стране, интегрирующийся в общеевропейскую систему, интенсивно ведутся поиски новых форм и методов в сфере образования.
Смена идеологии образования в развитом обществе связана со свободным доступом к информации, значимой части населения множества государств. «Становление информационных и телекоммуникационных технологий раскрывает новые способности получения высшего образования для подобной категории населения, как работающие студенты» [1].
Обучаясь дистанционно, учащийся ВУЗа не ограничен пространственными и
временными рамками - имеет возможность обучаться, не выходя из дома, по персональному расписанию.
Цель исследования заключалась в изучении эффективности применения системы дистанционного обучения в процессе физического воспитания студентов.
Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели применялись следующие методы исследования: анкетирование и обобщение научно-методической литературы, методы математической статистики. Исследование, проведенное в первом полугодии 2019/20 учебного года, показало степень внедрения информационных технологий (систематическую работу с Интернет-ресурсами отметили 92% респондентов) студентов 1 курса Пермского государственного аграр-но-технологического университета (около 120 человек). Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. Источники получения информации
Основным достоинством дистанционного обучения студентов отмечают широкий выбор направлений подготовки. В процессе получения образования студенту доступен легкий поиск информации по учебным заданиям. Возможность соревноваться с большим количеством других студентов, участие в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах существенно укрепляет мотивационную основу учебного процесса, повышает активность учащихся в освоении знаний, умений и навыков [2].
В процессе деятельности формируется личный опыт, который составляет, возможно, наиболее прочную основу образования. Такая форма преподавания как Д.О. позволяет повысить эффективность решения образовательных задач в области физической культуры.
Одним из важных критериев оценки урока физической культуры является высокий уровень моторной плотности урока, но преподавание физической культуры включает себя большой объем теоретиче-
ского материала, в связи с этим, учителю приходится искать новые формы подачи теоретического материала. Да и не в каждом спортивном зале имеется возможность разместить интерактивную доску, проектор, компьютер и т.д. Преподаватели находят выход и делят уроки на практические и теоретические, что опять же становится проблематичным из-за нехватки кабинетов.
На наш взгляд применение технологий дистанционного обучения позволяет эффективно решать эту проблему. В своей работе мы используем собственные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) или материалы, которые размещены в педагогических сообществах сети интернет. Это интерактивные задания, созданные при помощи образовательных интернет сервисов, например, таких как: Google Forms, конструктор интерактивных заданий LearningAps, презентации созданные при помощи приложения Microsoft Office, электронные учебники по предмету [3].
Таблица. Результаты исследования потребности у студентов в Д.О.
Показатели Ответов % Итого по выборке
Наличие интернет 26 92,85714 28 человек
Источник информации всего 63
*-интернет 26 41,26984
*-личное общение с преподавателем 12 19,04762
*-научная литература 8 12,69841
*-телевидение 6 9,52381
*-методико-практические занятия 11 17,460032
Заинтересованность в Д.О: всего 26
Заинтересован 6 21,42857
Не заинтересован 6 21,42857
Д.О. возможно только совмещая с очным 12 57,14286
Какие проблемы Д.О. по дисциплине " Физическая культура" всего 31
Трудность в сдачи нормативов без подготовки 11 35,48387
Нет наглядного примера 3 9,677419
Отсутствует общение с преподавателем 8 25,80645
Недостаток физической нагрузки 6 19,354838
Нет методики преподавания 3 9,677419
В эксперименте приняли студенты Пермского государственного аграрно-технологического университета 1-го курса очной формы обучения. Студенты дневного обучения занимаются по дисциплине «Физическая культура» традиционным методом, включая в себя теоретические и практические занятия, сдача нормативов.
Студенты выдвинули следующие проблемы:
1. Трудность в оценке нормативных упражнений. В процессе подготовки студентов важным моментом является оценивание правильности выполнения физических упражнений.
2. Ограниченное деловое общение с преподавателем. Студентам важно для понимания лично задавать вопросы преподавателю
3. Недостаточная физическая активность. В отличие от традиционного обучения, при дистанционном обучении велика вероятность невыполнения студентами поставленных задач.
Как выяснилось это не все проблемы Д.О.
В процессе написания данной статьи, выявили эпидемию под названием КОРО-НАВИРУС (COVID-19). Как только мы столкнулись с пандемией, Президент РФ объявил о не рабочих днях и ввел режим самоизоляции по всей России, и в том числе это коснулось и Пермского ГАТУ. В
связи с этой ситуацией, студентам и преподавателям пришлось перейти на дистанционное обучение. В процессе Д.О. студенты и преподаватели выявили еще ряд проблем:
1. Технический сбой интернет ресурсов, отсутствие стабильного высокоскоростного интернета, нехватка компьютерной техники, как у студентов, так и у преподавателей.
2. Отсутствие понимания методик онлайн - преподавания и навыков удаленного передачи знаний у преподавателей, так называемой «старой закалки».
3. Слепой перенос рабочих программ по физической культуре в электронный формат, отсутствие электронной информационно-образовательной сферой.
4. Нормирование оплаты труда преподавателей. Реализации технологий дистанционного обучения.
Несмотря на все проблемы и трудности, студенты подчеркивали, что при большом количестве отрицательных моментов в дистанционном обучении, получать образование таким методом возможно. С развитием технологии преподаватели понимают, что виртуальное общение пришло на смену живому. Все больше появляется методов преподавания дистанционного обучения.
Заключение. Использование дистанционного образования даёт преподавателю
физической культуры ряд возможностей, предмета. Поиск новых методов обучения разнообразие форм и методик повышает позволяет преподавателю повысить про-интерес учащихся к изучению предмета, фессиональные навыки. Но в то же время делает процесс обучения увлекательным, преподаватели испытывают трудности в интересным, расширяет кругозор студен- освоении новых подходов, методов и тов, повышает мотивацию к изучению средств обучения, характерных для Д.О.
Библиографический список
1. Овчинникова И.Г. Управление качеством образования и современные средства оценивания результатов обучения // Теория управления качеством образования. - 2015. -№ 1. - С. 12-21.
2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры. -2001. - № 2. - С. 60-63.
3. Петров П.К. Информационная компетентность как основа для формирования профессионализма будущих специалистов по физической культуре и спорту // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - №3. - С. 51-55.
PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING IN THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE»
I.P. Schenkova, Associate Professor
Perm State Agrarian and Technological University named after academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)
Abstract. The article is devoted to organizational and methodological aspects of using distance education in the theoretical training of students in the discipline "Physical culture". The article analyzes the results of the introduction of remote technology in the educational process aimed at the implementation of training activities. The article also discusses the essence of distance learning, its state at the present stage. In this article, a study is conducted to study the effectiveness of using the distance learning system in the process ofphysical education of students, the advantages and disadvantages of teaching by teachers and obtaining education by students through distance learning are identified.
Keywords: Internet, computer testing, physical culture, distance learning.