Исходя из этого, учащиеся должны получить знания о социокультурных особенностях народов - носителей языка. Это служит основой общения с людьми разных культур. Формирование способностей к межкультурной коммуникации происходит как непосредственно на уроке в учебной деятельности, в научно-исследовательской деятельности учеников, так и в различных формах внеурочной деятельности.
Конечно же, качество обучения во многом зависит от умения учителя подобрать страноведческий и лингвостра-новедческий материал в дополнение к материалу, который содержится в УМК. Содержание текстов в них (лингво-страноведческого содержания) должно быть значимым для школьников, иметь определённую новизну при описании реалии стран изучаемого языка. Если реалии подобраны методически правильно, то они способны развить дискуссию. Они являются тем материалом, при помощи которого ученики будут заинтересованы в дальнейшем знакомстве с культурой изучаемого языка. А значит, у них будет в той или иной мере формироваться социокультурная компетенция.
В заключение хотелось бы отметить, что в результате
межкультурных контактов в любом их проявлении из учащиеся должна быть сформирована личность, которая будет находиться в постоянном процессе дальнейшего усвоения культурных фактов;эти факты находят свое отражение в языковых явлениях: язык формирует национально-специфическую картину мира, знание которой способствует преодолению различий в восприятии культурных моментов представителей разных культур, взаимопониманию и взаимоуважению в процессе межкультурного общения.
Список литературы
1. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. Язык и культура. - М., 1993.
2. Верещагина И.Н. Афанасьева О.А. Учебник английского языка «Английский язык» для школ с углубленным изучением английского языка. М.: Просвещение, 2014.
3. Яковлева Е.В. Вершинина Е.Ю. Об англоязычной культуре на английском языке.- М., «Московский лицей», 1997.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Родькина Ольга Яновна
канд. техн. наук, доцент каф. Математики и информатики НГЛУ им.Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород
Никольская Вера Александровна
канд. филол. наук, доцент каф. Математики и информатики НГЛУ им.Н.А. Добролюбова,
г. Нижний Новгород
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждается вопрос эффективности целостного подхода к созданию курсов дистанционного обучения. Описываются результаты эксперимента по внедрению в учебный процесс комплексного дистанционного курса, сочетающего в себе обучающие, оценочно-контрольные и интерактивные элементы. Полученные результаты позволяют говорить о целесообразности такого подхода для повышения успеваемости, развития познавательной активности студентов.
ABSTRACT
The article discusses the effectiveness of an integrated approach to the creation of distance learning courses. It describes the results of implementation of an integrated distance learning course, combining the elements of control, training and interactive elements into the educational process. The results prove the usefulness of this approach for increasing of students' performance and their cognitive activity.
Ключевые слова: дистанционные информационные технологии, информационные системы, комплексный курс дистанционного обучения, системы управления обучением, система Moodle, высшее образование, новые стандарты образования, эффективность обучения.
Keywords: remote information technologies, information systems, comprehensive distance learning course, Learning Management Systems, Moodle system, high education, new standards of education, learning efficiency.
Одной из ключевых особенностей современных стандартов ФГОС является повышение роли самостоятельной работы студентов при освоении дисциплин базового и вариативного циклов. Такая тенденция явно прослеживается в учебных планах различных направлений подготовки бакалавров, где аудиторная нагрузка составляет менее 40% от общей плановой, и эта установка не только сохранится в ближайшие годы, но и, скорее всего, станет еще более выраженной. Опыт работы со студентами показывает, что самостоятельно организовать свою «внеаудиторную» рабо-
ту может очень небольшой процент обучающихся. Так, по проведенным опросам студентов первого и второго курсов обучения, систематически выполняют задания преподавателя, просматривают лекции и рекомендованную литературу менее трети респондентов.
Особенные трудности при этом вызывает изучение так называемых непрофильных предметов, например, естественнонаучных дисциплин студентами гуманитарных направлений. Зачастую это связано с отсутствием достаточного уровня базовой подготовки по математике и инфор-
матике, которые большинство таких студентов не сдают в рамках ЕГЭ.
Внедрение в учебный процесс дистанционных технологий на систематической основе может значительно помочь в решении указанной проблемы [2,3,4]. На практике данный процесс проходит довольно трудно, особенно на начальном этапе, встречая «сопротивление» как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей, для многих из которых данная форма преподавания является новой, требующей дополнительного изучения и определенных усилий по формированию и представлению методических материалов в соответствующей форме в электронном виде. При этом довольно часто преподаватели, следуя требованиям современных стандартов формально, ограничиваются выкладыванием материалов (например, лекций) в электронном виде в среде дистанционного обучения, без возможности контроля изучения их студентами и мониторинга уровня освоения соответствующих разделов дисциплины. К сожалению, такой подход фактически совершенно не меняет модель поведения студентов и не стимулирует их к организации своей самостоятельной работы. Так, проведенное авторами в рамках предварительного исследования анкетирование студентов первого курса направлений подготовки «Туризм» и «Реклама и связи с общественностью» показало, что в обучающей дистанционной среде с такого рода ресурсами регулярно работают лишь около 2% респондентов.
Целью данного исследования было показать эффективность разработки и внедрения в учебный процесс курса дистанционного обучения (ДО) на базе современной e-Learning системы Moodle с использованием комплексного подхода к его формированию.
Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для организации онлайн-курсов преподавателями. В соответствии со спецификой функциональной направленности, данную CMS-систему относят к так называемым системам управления обучением (Learning Management System - LMS), которая по своим возможностям полностью соответствует требованиям современных международных стандартов SCORM и позволяет создавать единое учебное пространство для обучающихся и преподавателей, требуемое ФГОС [1].
Данная среда предоставляет широкий набор ресурсов различных типов, позволяющих создавать гибкую и эффективную систему для организации самостоятельной работы студентов по освоению выбранной дисциплины [3]. С точки зрения разработчика курса (тьютора), важно использовать соответствующие ресурсы комплексно таким образом, чтобы курс дистанционного обучения содержал три основные составляющие:
I. информационно-обучающие элементы курса
II. контрольно-измерительные элементы курса
III. коммуникативные элементы, позволяющие реали-зовывать обратную связь в «он-лайн» или «off-line» режимах.
При этом важнейшим моментом в организации такого об-
учения является поддержание интереса у студентов, стимулирование их познавательной активности. Система Moodle предоставляет довольно широкий набор инструментов для реализации в дистанционной среде обучения поставленных задач. Остановимся более подробно на основных элементах перечисленных групп.
I группа (информационно-обучающая)
1) Прежде всего, это наиболее популярные среди большинства преподавателей формы предоставления информации в виде файлов. Чаще других используются документы в форматах doc/docx или pdf. Для их добавления достаточно в режиме редактирования курса выбрать команду добавления ресурса Файл. Заметим при этом, что в общем случае система позволяет загружать не только текстовые файлы, но и, например, рисунки, презентации, видео- или аудио - клипы и т.д., то есть любые, заранее подготовленные преподавателем в электронном виде материалы. Такая форма представления информации наиболее проста для преподавателя и привычна для студента. Однако она не позволяет «отследить» процесс освоения лекции студентом.
2) Папка - используется для отображения нескольких смежных файлов, которые могут быть загружены в виде одного архива.
3) Страница - это ресурс, который позволяет преподавателю создать с помощью встроенного текстового редактора «веб-страницу». Страница может отображать текст, изображения, звук, видео, веб-ссылки и даже внедренный код, например Google Maps. Страница легко обновляется и может быть доступна даже для пользователей мобильных устройств.
4) Книга - ресурс, который позволяет преподавателю создать структурированный документ, подобный книге, с главами и подглавами. Книги могут содержать медиа-файлы, а также длинную текстовую информацию, «разбитую» на разделы.
5) Отдельно следует остановиться на очень интересном инструменте, сочетающем в себе возможности и обучения и контроля освоения знаний, который называется Лекция. По сути это активный элемент, который позволяет преподавателю располагать в определенной структуре контент и связанные с ним небольшие задания или тестовые вопросы (на соответствие, множественный выбор, краткий ответ, эссе), ограничивая при этом возможность перехода к следующим страницам лекции в зависимости от ответов студента. Так, на рисунках 1-3 показаны соответственно: элемент Лекция «глазами преподавателя» (отражает структуру лекции и показывает все переходы); Лекция, как ее видит студент (информационная страница с переходом к вопросу) и страница с вопросом (по результату ответа определяется дальнейший переход: либо к следующей части лекции, либо к предыдущего материалу для повторного его изучения). Использование данного элемента в курсе ДО позволит увеличить активное взаимодействие преподавателя со студентами с применением текущего контроля понимания ими теоретического материала.
Рисунок 1. Структура элемента Лекция. Окно преподавателя
■ ■ Г 1 3 б ■ч- \
1 » л. ч ► и Н& - I 5 \ • }
1 ^ 5 5 1 1 -1 г и 0 :
блг
'I 3 0 щ I ГТ1
» в 0 / £ 11 = 1- 3-У/
0 0 0 - 4 еу
: I С' О I о О А I
Я II 9 с 1-7 II — » с : Р 11 \
^ в о 1 1-1
е*ст*¥* от*«т т«ч| и ■ "ч . Ее*м пррп^т^т» »с*еи тс я—на» будят нчичтц
1 3-1
3 -12 11
3 Ю О 1
О -1 -Л
,0 0 1
27
-а
V]
- Ц
11*1; ■
; # 5 4т п + г да ■
г >
1° *
Г1 | 6
о -3 ф
,0 О I
■ г 271 '1 3 -1 2Т1
2 1 с -2
- 3 Ш** V -щ Ш 1»
71 \ 0 I1 в '1 О ( -21
а ин 0 I —¥ 0 1 0 У
& 1 -ч 0 1 -4
о^и" и*-:
(ТС"-*?*«. Щд« * ■V ■
в^р«
Рисунок 2. Информационная страница элемента Лекция. Окно студента
Рисунок 3. Страница с вопросом для элемента Лекция
При этом студент может «прикрепить» к нему любой цифровой контент (файлы) и отправить для проверки, а преподаватель с помощью Задания может собирать студенческие работы, ограничивая при этом сроки их выполнения (блокировка функции отправки задания после истечения назначенного преподавателем срока), оценивать их и предоставлять отзывы. Выполненные работы могут помещаться в портфолио учащегося, ведение которого является одним из требований современных образовательных стандартов.
1) Тест - элемент, позволяющий проводить промежуточные и итоговые проверки уровня освоения разделов
дисциплины с автоматическим подсчетом результатов и выставлением баллов. В системе Moodle преподавателю предоставляется возможность создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: Множественный выбор, Верно/ неверно, На соответствие, Короткий ответ, Числовой и др. Кроме этого есть широкий спектр настроек теста, например, выбор случайных вопросов, определение числа попыток, ограничение времени выполнения теста и т.п. Результаты преподаватель может посмотреть в детализированном виде, т.е. по каждому вопросу теста (см. рис. 4), или в целом по тесту - общий балл для каждого студента и средний по группе.
Рисунок 4. Окно результов тестирования с детализацией по вопросам
III группа (элементы коммуникации, позволяющие реа-лизовывать обратную связь и совместное обсуждение заявленной темы ).
1) Форум - данный элемент позволяет участникам общаться в асинхронном режиме, то есть в течение длительного времени. Преподаватель может разрешить прикреплять файлы к сообщениям на форуме.
2) Чат - позволяет участникам иметь возможность синхронного письменного общения в реальном времени. Чат может быть одноразовым мероприятием или повторяться в одно и то же время, например, каждую неделю.
В результате использования такого комплексного подхода к формированию курса ДО, он может выглядеть следующим образом (см. рис.5).
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Старицына Ольга Николаевна
Студентка 3 курса Специальность «Преподавание в начальных классах» ГБПОУ Пермского педагогического колледжа №1 г Пермь
АННОТАЦИЯ
Развитие и воспитание математической инициативы способствует возникновению у ребенка интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли.
ABSTRACT
Developing and nurturing mathematical initiative contributes to the child's interest in mathematics, raises to a higher level the overall quality of the intellect and will.
Ключевые слова: Учебная игра, в организации внеурочной работы по математике, необходимо варьировать формами внеурочной деятельности.
Keywords: Educational game, in the organization of extracurricular work on mathematics, it is necessary to vary the forms of extracurricular activities.
Внеклассные занятия с детьми по математике надо начинать как можно раньше, чтобы у одних пробудить, а у других укрепить интерес к математике и желание заниматься математикой . Поэтому основными целями внеурочной деятельности должны стать развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе.
Развитие и воспитание математической инициативы спо-
собствует возникновению у ребенка интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли.
Учебная игра на первом этапе развития математических способностей является основным компонентом и как бы форму существования детского ума в бесконечно сложном мире взрослых. Это неизбежный, необходимый этап возрастного развития, который позволяет безболезненно и даже весело овладевать все новым опытом и приобщаться к