Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в процессе дистанционного обучения'

Использование информационных технологий в процессе дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отбоева Сэсэгма Доржиевна, Шарагина Ольга Григорьевна

В статье отмечено, что перспективным направлением получения высшего образования является дистанционное обучение. Проанализированы современные информационные технологии. Основное внимание уделено вопросам дистанционного обучения на базе Интернет-технологий. В качестве примера рассмотрена организация электронного курса по дисциплине «Основы информационной безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article noted that the promising trend of higher education is distance learning. Analyzed modern information technology. The focus is on the issues of distance learning based on Internet technology. As an example, the organization of e-learning course on the subject «Fundamentals of Information Security».

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в процессе дистанционного обучения»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Отбоева Сэсэгма Доржиевна, Шарагина Ольга Григорьевна

Доцент и старший преподаватель кафедры Системы информатики, ВСГУТУ, г. Улан-Удэ

АННОТАЦИЯ

В статье отмечено, что перспективным направлением получения высшего образования является дистанционное обучение. Проанализированы современные информационные технологии. Основное внимание уделено вопросам дистанционного обучения на базе Интернет-технологий. В качестве примера рассмотрена организация электронного курса по дисциплине «Основы информационной безопасности».

ABSTRACT

The article noted that the promising trend of higher education is di^ance learning. Analyzed modern information technology. The focus is on the issues of di^ance learning based on Internet technology. As an example, the organization of e-learning course on the subject «Fundamentals of Information Security».

Ключевые слова: учебный процесс, дистанционное обучение, информационные технологии.

Keywords:learning process, di^ance learning, information technology.

Преподаватель сегодня работает в иных информационных условиях в связи с тем, что изменилась социальная информационная среда. В отечественном образовании идут процессы, направленные в русло Болонского процесса. На страницах журнала «Высшее образование в России» можно найти проблемные статьи, касающиеся перехода на новый уровень системы образования в России. В одной из них речь идет об ином назначении образования, иной философии образования, предполагающей такое его качество, при котором предметная подготовка сменяется проблемной, за-дачной, прикладной, притом, что эти задачи определяются запросами потребителя.

Изменения, происходящие в вузах в настоящее время, касаются не столько статуса учреждения (государственные, негосударственные образовательные учреждения, университеты, институты, колледжи, гимназии, лицеи). Они связаны с неизбежными изменениями содержания и методов высшего образования. Все эти изменения касаются деятельности преподавательского состава вуза. Новое поколение преподавателей должно обеспечивать разработку и реализацию новых педагогических технологий на основе быстроразвивающихся информационных и телекоммуникационных возможностей с учетом современных научных и производственных технологий.

Мотивация к реализации инновационной профессионально-педагогической деятельности проявляется в стремлении создавать, осваивать и использовать новшества в педагогической деятельности: деловые игры, методы проблемного, эвристического и развивающего обучения. Это требует анализа нововведений в сфере образования, их роли в решении актуальных проблем, значения инноваций в развитии образования и общества в целом[1].

Новые технологии получения знаний, основанные на использовании информационных технологий, позволяют индивидуализировать учебный процесс. Специфика этой формы обучения проявляется в том, что каждый студент выбирает свою траекторию образования.

В настоящее время создано довольно большое количество систем для дистанционного обучения. По виду пре-

ставления учебного материала их можно разделить на три основных вида - в виде простого, мультимедийного или гипертекстового документов. Представление учебного материала в виде обычных документов подразумевает наличие некоторого текстового материала, разбитого на темы. Мультимедийные обучающие системы позволяют гармонично объединить лекцию с демонстрацией учебного материала, практикум в виде компьютерного имитатора. Что касается гипертекстовых систем, то можно отметить, что они обладают большей гибкостью при разработке электронного обучающего пособия. В их основе лежит язык гипертекстовой разметки HTML. Все вышеназванные виды преставления учебного материала используются в учебном процессе.

Дистанционное обучение использует современные интерактивные информационные технологии: модульные, сетевые, кейс-технологии. В настоящее время все большую популярность завоевывает дистанционное обучение на базе Интернет-технологий. Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей (открытость, доступность, вариативность, интерактивность и т.д.), которые необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов.

Обучение на основе информационных технологий позволяет:

- оперативно передавать достаточно большие объемы различной информации (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической)на любые расстояния;

- иметь обратную связь с преподавателем или с другими участниками курса;

- сохранять информацию в памяти компьютера посредством электронной почты нужное количество времени, с возможностью ее редактирования, обработки, распечатки;

- получать доступ к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, различным конференциям через Internet;

- организовывать совместные телекоммуникационные проекты, электронные конференции, компьютерные аудио- и видеоконференции.

Примером системы дистанционного обучения является широко известная и распространенная система Moodle (аббревиатура слов Modular Objekt-Oriented Dynamic Lerning Environment, в русском переводе звучит как Мудл или Мо-одус - модульная объектно-ориентированная динамическая управляющая среда). Эту систему используют крупнейшие университеты мира, в частности, ВСГУТУ

Для прохождения дистанционного обучения студент должен иметь базовые знания и навыки работы в среде Интернет, в офисных приложениях Microsoft, а также уметь устанавливать минимальный набор пользовательского программного обеспечения. Кроме того, при дистанционном обучении студень должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и уметь работать с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет об умении работать с различными справочными электронными материалами.

Преподавателями кафедры Системы информатики постоянно разрабатываются и внедряются электронные курсы по различным дисциплинам. Все элементы этих курсов составлены исходя из основной цели- дать студентам необходимые теоретические знания, первоначальные практические умения и навыки.

Преимущества дистанционной формы обучения очевидны [2]:

1. Возможность пройти обучение без отрыва от рабочего места, в удобное время.

2. Возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения.

3. Возможность высокой доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя.

4. Возможность привлечь к образовательному процессу и оказанию оперативных консультаций ведущих специалистов вне зависимости от географической удаленности преподавателей и обучаемых.

5. Возможность использовать приобретенные навыки работы с Интернет-технологиями в профессиональной деятельности и обучении.

6. Возможность использовать в обучении самые современные учебные средства и технологии.

Исходными данными для создания дистанционных курсов являются: федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, рабочая программа по конкретной дисциплине, методические указания. Также учитываются особенности каждой дисциплины.

В качестве примера рассмотрим организацию электронного курса по дисциплине «Основы информационной безопасности».

Структура курса составлена по следующей схеме:

- новостной форум;

- рабочая программа по курсу;

- методические указания;

- лекции по темам;

- практические занятия;

- лабораторные занятия;

- примеры решения задач;

- основные понятия и определения;

- приложение (федеральные законы, указы, кодексы);

- промежуточные и итоговый тесты;

- список рекомендуемой литературы.

Средства автоматизированного тестового контроля знаний позволяют создавать базу тестовых заданий различных типов (с множественным и одиночным выбором ответа, предполагающие тестовый ответ, на соответствие и на установление последовательности). Все тестовые задания хранятся в базе данных и могут быть, впоследствии, использованы при генерации итогового (аттестационного) теста в этом же учебном курсе (или в других). На этом этапе создания учебного курса составляются вопросы тестов, используемых для осуществления текущего контроля, по каждому учебному элементу, входящему в модуль. Итоговый контроль по модулю может осуществляться путем выборки из групп вопросов по каждому учебному элементу и путем составления отдельной группы тестовых заданий для итогового контроля. Во втором случае составляются группы тестовых заданий по каждому учебному элементу для проведения текущего контроля и отдельно группа заданий по всему модулю для проведения итоговой аттестации [2].

Кроме того, разработанное электронное пособие содержит перечень ключевых слов, который составлен из терминов и понятий основ информационной безопасности.

В приложении размещены нормативно-правовые документы, законы и т.д.

Электронный курс входит в состав учебно-методического комплекса по дисциплинам «Основы информационной безопасности», «Защита информации», который включает рабочую программу, комплекс заданий, практических работ, список литературы.

Необходимо отметить, что в условиях современной интенсификации обучения возникает необходимость поиска таких форм и методов представления учебной информации, которые обеспечат наиболее эффективное восприятие знания студентами, чем традиционные методы. В этом смысле применение информационных технологий позволит расширить возможности подачи материалы дисциплины.

Список литературы:

1. Ильин Г.Л. Изменения в отечественном образовании в свете Болонского процесса // Высш. Образование в России. - 2009. - №8. - С.40-45.

2. Писаренко В.И. Система инновационного образования в техническом вузе. О Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007.

3. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.