ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Отбоева Сэсэгма Доржиевна, Шарагина Ольга Григорьевна
Доцент и старший преподаватель кафедры Системы информатики, ВСГУТУ, г. Улан-Удэ
АННОТАЦИЯ
В статье отмечено, что перспективным направлением получения высшего образования является дистанционное обучение. Проанализированы современные информационные технологии. Основное внимание уделено вопросам дистанционного обучения на базе Интернет-технологий. В качестве примера рассмотрена организация электронного курса по дисциплине «Основы информационной безопасности».
ABSTRACT
The article noted that the promising trend of higher education is di^ance learning. Analyzed modern information technology. The focus is on the issues of di^ance learning based on Internet technology. As an example, the organization of e-learning course on the subject «Fundamentals of Information Security».
Ключевые слова: учебный процесс, дистанционное обучение, информационные технологии.
Keywords:learning process, di^ance learning, information technology.
Преподаватель сегодня работает в иных информационных условиях в связи с тем, что изменилась социальная информационная среда. В отечественном образовании идут процессы, направленные в русло Болонского процесса. На страницах журнала «Высшее образование в России» можно найти проблемные статьи, касающиеся перехода на новый уровень системы образования в России. В одной из них речь идет об ином назначении образования, иной философии образования, предполагающей такое его качество, при котором предметная подготовка сменяется проблемной, за-дачной, прикладной, притом, что эти задачи определяются запросами потребителя.
Изменения, происходящие в вузах в настоящее время, касаются не столько статуса учреждения (государственные, негосударственные образовательные учреждения, университеты, институты, колледжи, гимназии, лицеи). Они связаны с неизбежными изменениями содержания и методов высшего образования. Все эти изменения касаются деятельности преподавательского состава вуза. Новое поколение преподавателей должно обеспечивать разработку и реализацию новых педагогических технологий на основе быстроразвивающихся информационных и телекоммуникационных возможностей с учетом современных научных и производственных технологий.
Мотивация к реализации инновационной профессионально-педагогической деятельности проявляется в стремлении создавать, осваивать и использовать новшества в педагогической деятельности: деловые игры, методы проблемного, эвристического и развивающего обучения. Это требует анализа нововведений в сфере образования, их роли в решении актуальных проблем, значения инноваций в развитии образования и общества в целом[1].
Новые технологии получения знаний, основанные на использовании информационных технологий, позволяют индивидуализировать учебный процесс. Специфика этой формы обучения проявляется в том, что каждый студент выбирает свою траекторию образования.
В настоящее время создано довольно большое количество систем для дистанционного обучения. По виду пре-
ставления учебного материала их можно разделить на три основных вида - в виде простого, мультимедийного или гипертекстового документов. Представление учебного материала в виде обычных документов подразумевает наличие некоторого текстового материала, разбитого на темы. Мультимедийные обучающие системы позволяют гармонично объединить лекцию с демонстрацией учебного материала, практикум в виде компьютерного имитатора. Что касается гипертекстовых систем, то можно отметить, что они обладают большей гибкостью при разработке электронного обучающего пособия. В их основе лежит язык гипертекстовой разметки HTML. Все вышеназванные виды преставления учебного материала используются в учебном процессе.
Дистанционное обучение использует современные интерактивные информационные технологии: модульные, сетевые, кейс-технологии. В настоящее время все большую популярность завоевывает дистанционное обучение на базе Интернет-технологий. Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей (открытость, доступность, вариативность, интерактивность и т.д.), которые необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов.
Обучение на основе информационных технологий позволяет:
- оперативно передавать достаточно большие объемы различной информации (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической)на любые расстояния;
- иметь обратную связь с преподавателем или с другими участниками курса;
- сохранять информацию в памяти компьютера посредством электронной почты нужное количество времени, с возможностью ее редактирования, обработки, распечатки;
- получать доступ к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, различным конференциям через Internet;
- организовывать совместные телекоммуникационные проекты, электронные конференции, компьютерные аудио- и видеоконференции.
Примером системы дистанционного обучения является широко известная и распространенная система Moodle (аббревиатура слов Modular Objekt-Oriented Dynamic Lerning Environment, в русском переводе звучит как Мудл или Мо-одус - модульная объектно-ориентированная динамическая управляющая среда). Эту систему используют крупнейшие университеты мира, в частности, ВСГУТУ
Для прохождения дистанционного обучения студент должен иметь базовые знания и навыки работы в среде Интернет, в офисных приложениях Microsoft, а также уметь устанавливать минимальный набор пользовательского программного обеспечения. Кроме того, при дистанционном обучении студень должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и уметь работать с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет об умении работать с различными справочными электронными материалами.
Преподавателями кафедры Системы информатики постоянно разрабатываются и внедряются электронные курсы по различным дисциплинам. Все элементы этих курсов составлены исходя из основной цели- дать студентам необходимые теоретические знания, первоначальные практические умения и навыки.
Преимущества дистанционной формы обучения очевидны [2]:
1. Возможность пройти обучение без отрыва от рабочего места, в удобное время.
2. Возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения.
3. Возможность высокой доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя.
4. Возможность привлечь к образовательному процессу и оказанию оперативных консультаций ведущих специалистов вне зависимости от географической удаленности преподавателей и обучаемых.
5. Возможность использовать приобретенные навыки работы с Интернет-технологиями в профессиональной деятельности и обучении.
6. Возможность использовать в обучении самые современные учебные средства и технологии.
Исходными данными для создания дистанционных курсов являются: федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, рабочая программа по конкретной дисциплине, методические указания. Также учитываются особенности каждой дисциплины.
В качестве примера рассмотрим организацию электронного курса по дисциплине «Основы информационной безопасности».
Структура курса составлена по следующей схеме:
- новостной форум;
- рабочая программа по курсу;
- методические указания;
- лекции по темам;
- практические занятия;
- лабораторные занятия;
- примеры решения задач;
- основные понятия и определения;
- приложение (федеральные законы, указы, кодексы);
- промежуточные и итоговый тесты;
- список рекомендуемой литературы.
Средства автоматизированного тестового контроля знаний позволяют создавать базу тестовых заданий различных типов (с множественным и одиночным выбором ответа, предполагающие тестовый ответ, на соответствие и на установление последовательности). Все тестовые задания хранятся в базе данных и могут быть, впоследствии, использованы при генерации итогового (аттестационного) теста в этом же учебном курсе (или в других). На этом этапе создания учебного курса составляются вопросы тестов, используемых для осуществления текущего контроля, по каждому учебному элементу, входящему в модуль. Итоговый контроль по модулю может осуществляться путем выборки из групп вопросов по каждому учебному элементу и путем составления отдельной группы тестовых заданий для итогового контроля. Во втором случае составляются группы тестовых заданий по каждому учебному элементу для проведения текущего контроля и отдельно группа заданий по всему модулю для проведения итоговой аттестации [2].
Кроме того, разработанное электронное пособие содержит перечень ключевых слов, который составлен из терминов и понятий основ информационной безопасности.
В приложении размещены нормативно-правовые документы, законы и т.д.
Электронный курс входит в состав учебно-методического комплекса по дисциплинам «Основы информационной безопасности», «Защита информации», который включает рабочую программу, комплекс заданий, практических работ, список литературы.
Необходимо отметить, что в условиях современной интенсификации обучения возникает необходимость поиска таких форм и методов представления учебной информации, которые обеспечат наиболее эффективное восприятие знания студентами, чем традиционные методы. В этом смысле применение информационных технологий позволит расширить возможности подачи материалы дисциплины.
Список литературы:
1. Ильин Г.Л. Изменения в отечественном образовании в свете Болонского процесса // Высш. Образование в России. - 2009. - №8. - С.40-45.
2. Писаренко В.И. Система инновационного образования в техническом вузе. О Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007.
3. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с.