Кретова Марина Викторовна
старший преподаватель, заведующий лабораторией информационных технологий ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 004.9(+378)
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С
ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL
TECHNOLOGIES
В данной работе рассмотрены задачи формирования образовательной среды ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт». Сформулированы методические и организационные проблемы внедрения дистанционных технологий обучения, решение которых позволит обеспечить качество освоения образовательных программ, создать регламент применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: образовательная среда, информационные и образовательные ресурсы, дистанционные технологии обучения.
The tasks of forming the educational environment of SHEE "Donetsk Pedagogical Institute" are considered. The methodical and organizational problems of introduction of distance learning technologies are formulated, the solution of which will ensure the quality of the development of educational programs, create the rules for the application of e-learning and distance educational technologies.
Key words: educational environment, information and educational resources, distance learning technologies.
Будущее страны напрямую связано с состоянием ее системы образования. Эффективно организованный образовательный процесс является базовым условием формирования личности, способной соответствовать современным социальным и профессиональным требованиям, готовой принимать ответственные решения в непростых сложившихся условиях. Важнейшим фактором этого процесса является наличие такой образовательной среды, которая обеспечит:
- получение фундаментальных знаний;
- непрерывность обучения;
- формирование профессиональных и научно-исследовательских компетенций;
- личностно-ориентированное обучение для любой формы образования (очной, заочной, экстерната);
- возможность самостоятельно расширять свои знания, критически их оценивать, планировать и корректировать личную познавательную деятельность;
- иметь доступ к широкому кругу источников информации;
- иметь определенную степень свободы действий как во временном аспекте, так и в выборе методов и приемов обучения и контроля.
Благодаря стремительному развитию информационно-
коммуникационных технологий, полноценной формой обучения (наряду с очной и заочной) стало дистанционное обучение. Само понятие существует с 90-х годов ХХ века. Начало теории и практики дистанционного обучения в России положили такие ученые как А.А. Андреев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, С.А. Щенников и др.
Особенно актуально использование дистанционных образовательных технологий в настоящих сложных условиях, когда социально-экономические обстоятельства могут препятствовать непосредственному контакту преподавателя и обучающегося.
Ещё на стадии проектирования своего образовательного вектора, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкий педагогический институт» взял курс на организацию учебного процесса с активным использованием информационных и телекоммуникационных технологий, электронных информационных и образовательных ресурсов института, электронных библиотечных систем и разнообразных открытых ресурсов Интернета.
С 2016 года начат процесс формирования электронной среды института, включающей в себя пересекающиеся информационные и образовательные ресурсы.
К внедряемым электронным информационным ресурсам относятся:
- электронный каталог, который содержит библиографическое описание имеющихся информационно-образовательных ресурсов;
- электронные учебно-методические комплексы (УМК);
- полнотекстовая основная и дополнительная литература;
- полнотекстовые периодические издания;
- система дистанционного обучения, основанная на использовании LMS Moodle, содержащая электронные курсы, тестовые задания, студенческую электронную почту и предоставляющая возможность осуществления
коммуникации обучающегося с преподавателями, администраторами, методистами, а также между собой;
- различные оп-Нпе-мероприятия;
- официальный сайт института, содержащий локальные нормативные акты, справки, новости, информацию об учебном процессе;
- каталог сайтов для методической поддержки преподавателей.
К электронным образовательным ресурсам относятся:
- электронные УМК, интерактивные текстовые лекции и пр.;
- полнотекстовая, основная и дополнительная литература, полнотекстовые периодические издания;
- база тестовых заданий (средств диагностики) для процедур тренировочного, контрольного и итогового тестирований.
На первом этапе был создан учебно-методический портал с использованием облачных технологий. На данный момент практически завершено создание на платформе Moodle электронных УМК, базы полнотекстовой основной и дополнительной литературы. Начат процесс формирования других элементов дистанционного обучения: средств диагностики, библиографического описания имеющихся информационно-образовательных ресурсов и т.д.
Важным моментом является вопрос о компетентности преподавателей, занимающихся внедрением дистанционных технологий. «Современный учитель - это не только традиционный учитель, обладающий компетенциями для очного обучения, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью ИКТ, знающий педагогические технологии дистанционного обучения, умеющий преподать свой предмет очно, дистанционно, очно-дистанционно с помощью любых средств коммуникаций».[2, 55], «Современный преподаватель должен быть компетентным в области реализации прикладных аспектов применения средств информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности» [3, с. 4]. Преподаватель несет ответственность за качество обучения, и, соответственно, ему необходимо овладеть дистанционными методиками преподавания и разбираться в особенностях организации учебного процесса в виртуальном пространстве.
Таким образом формируется система задач, которые специалист должен научиться решать в процессе обучающей (или образовательной) деятельности:
1. Методические:
- формулирование целей и задач дистанционного курса;
- каким должно быть содержание обучения, реализующее поставленные цели;
- какие педагогические технологии применимы в ДО:
- разработка методического обеспечения процесса ДО;
- выбор и реализация системы контроля при использовании ДО;
- какие дополнительные знания и умения необходимо освоить преподавателю для успешной работы с обучающимися в режиме ДО;
- как сделать учебный процесс с использованием ДО таким же эффективным, как очное обучение.
2. Организационные:
- формы организации взаимодействия с обучающимися в рамках дистанционного учебного процесса;
- формы организации взаимодействия с обучающимися во внеурочной деятельности (участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах);
- компетенции дистанционного преподавателя;
- документационное обеспечение образовательного процесса с использованием ДО;
- регламент применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Решение этих задач позволит использовать возможности электронной педагогики как «действительно основательной теоретической и прикладной научной дисциплины, способной гармонизировать сложные процессы развития личности и применение новых информационно-коммуникационных технологий» [1, 44].
В конечном счёте, в результате внедрения в ГОУВПО «Донецкий педагогический институт» разработанной системы электронного обучения реализуются основные принципы обеспечения качества дистанционного образования: доступности, возможности освоения образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающегося, расширение географии; обеспечения вариативности и построения индивидуальных траекторий обучения; обеспечение возможности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование: учебное пособие / А.А. Андреев. - М.: Логос, 2003. - 45 с.
2. Авдеева С.М. Индивидуализация образовательной деятельности обучаемых на основе применения электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий: практическое пособие / С.М. Авдеева, Л.Л. Босова, Н.В. Никуличева, С.С. Хапаева. -М.: Федеральный институт развития образования, 2017. - 124 с.
3. Никуличева Н.В. Подготовка преподавателя для работы в системе дистанционного обучения / Н.В. Никуличева. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. - 72 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО; Вып. 4).
Петрова Ольга Ивановна
старший преподаватель ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 373
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF METHODICAL WORK OF A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL
INSTITUTION
В статье раскрывается актуальная проблема использования инновационных форм в методической работе дошкольного образовательного учреждения, современные научные подходы к ее решению, выделяются педагогические условия профессионального становления специалиста, повышения профессионального мастерства педагогов
Ключевые слова: дошкольник, инновации, компетентность, креативность, современные образовательные технологии.
The article reveals the actual problem of using innovative forms in the methodological work of a preschool educational institution, modern scientific approaches to its solution, pedagogical conditions for the professional development of a specialist, as well as the professional development of teachers.
Key words: preschooler, innovation, competence, creativity, modern educational technologies.
Новая нормативно-правовая база дошкольного образования - это новые векторы дальнейшего развития системы дошкольного образования, новые перспективы, возможности развития. В соответствии с Законом ДНР «Об образовании» дошкольное образование получило статус первого