Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий в организации методической работы дошкольного образовательного учреждения'

Использование инновационных технологий в организации методической работы дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ИННОВАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PRESCHOOLER / INNOVATION / COMPETENCE / CREATIVITY / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Ольга Ивановна

В статье раскрывается актуальная проблема использования инновационных форм в методической работе дошкольного образовательного учреждения, современные научные подходы к ее решению, выделяются педагогические условия профессионального становления специалиста, повышения профессионального мастерства педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the actual problem of using innovative forms in the methodological work of a preschool educational institution, modern scientific approaches to its solution, pedagogical conditions for the professional development of a specialist, as well as the professional development of teachers.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий в организации методической работы дошкольного образовательного учреждения»

2. Авдеева С.М. Индивидуализация образовательной деятельности обучаемых на основе применения электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий: практическое пособие / С.М. Авдеева, Л.Л. Босова, Н.В. Никуличева, С.С. Хапаева. -М.: Федеральный институт развития образования, 2017. - 124 с.

3. Никуличева Н.В. Подготовка преподавателя для работы в системе дистанционного обучения / Н.В. Никуличева. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. - 72 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО; Вып. 4).

Петрова Ольга Ивановна

старший преподаватель ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 373

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF METHODICAL WORK OF A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL

INSTITUTION

В статье раскрывается актуальная проблема использования инновационных форм в методической работе дошкольного образовательного учреждения, современные научные подходы к ее решению, выделяются педагогические условия профессионального становления специалиста, повышения профессионального мастерства педагогов

Ключевые слова: дошкольник, инновации, компетентность, креативность, современные образовательные технологии.

The article reveals the actual problem of using innovative forms in the methodological work of a preschool educational institution, modern scientific approaches to its solution, pedagogical conditions for the professional development of a specialist, as well as the professional development of teachers.

Key words: preschooler, innovation, competence, creativity, modern educational technologies.

Новая нормативно-правовая база дошкольного образования - это новые векторы дальнейшего развития системы дошкольного образования, новые перспективы, возможности развития. В соответствии с Законом ДНР «Об образовании» дошкольное образование получило статус первого

самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность [3].

Таким образом, развитие дошкольного образования должно базироваться на использовании новых прогрессивных концепций, внедрении в образовательно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения современных педагогических технологий, научно-методических достижений и на отказе от авторитарной педагогики; закрепление права воспитателя на выбор методов, средств и организационных форм обучения.

Инновационные технологии - первоочередная задача в сегодняшнем образовании. Чтобы осуществить этот выбор, воспитатель должен быть хорошо информирован достижениями в педагогической науке и практике методики преподавания практических и теоретических занятий. Уже давно практикуются работы воспитателей, где используются в непосредственной образовательной деятельности активные формы обучения. А сейчас все популярнее становится интерактивное обучение и взаимодействие с родителями с помощью сайта детсада. И уже никого не надо убеждать, что основа в развитии личности ребенка является создание практических ситуаций активного поиска, размышлений, догадок, дискуссий и разрешения противоречий. Занятия без таких методов - это вчерашний день [4].

Так же и в методической работе. Сейчас воспитатели проводят меньше таких методических мероприятий, в течение которых один воспитатель читает, заранее переписан с журнальной статьи текст, а другие - занимаются своими делами. А больше практикуют нетрадиционные, инновационные технологии в формах методической работы, с использованием интерактивных методик. Большинство воспитателей пытаются внедрять в практику своей работы интерактивные технологии. Однако при этом возникают определенные трудности. Например, не всегда удачно подобраны конкретные технологии к учебному материалу:

- не все воспитатели готовы изменить свою роль с механической подачи информации на организатора учебной деятельности.

- некоторые воспитатели вовсе не желают отказываться от традиционных методик и внедрять инновационные.

Руководствуясь лозунгом «Начни с себя», с целью ознакомления воспитателей с интерактивными методиками и выработки, позитивного отношения к интерактивным технологиям, интерес к обучению в их использовании, необходимо проведение педсоветов, семинаров-практикумов по психологии и педагогике в форме деловых игр, тренингов, с использованием интерактивных методик [2].

Такие интерактивные занятия строятся в соответствии со структурой интерактивного занятия:

1. Мотивация. Взрослые, как и дети, эффективно учатся, если их убедить, что это действительно им нужно.

2. Представление темы и цели занятия. Очень важно, чтобы все участники образовательно-воспитательного процесса восприняли цель - занятия как все личное.

3. Предоставление необходимой информации. Это может быть мини-лекция, ознакомление с теоретическим материалом с помощью раздаточного материала, выступление-презентация.

4. Интерактивные упражнения - центральная часть занятия. Чаще всего это работа в группах. Но на методических занятиях для педагогов стоит пытаться все элементы занятия проводить с помощью различных интерактивных упражнений, чтобы ознакомить воспитателей методике их проведения.

5. Презентация результатов работы. Желательно, чтобы все члены группы принимали участие не только в теоретическом обсуждении проблемы, но и в представлении результатов работы: каждый подает определенную часть информации, используя изготовленную вместе наглядность: схемы, таблицы, алгоритмы.

6. Подведение итогов. В конце занятия необходимо вернуться к запланированным результатам, объявленных в начале занятия. Или осуществление ожидания во время таких методических мероприятий используют различные инновационные технологии:

«Ожидание», «Море надежд».

1. Написать на бумажных-корабликах клейкими бумажками в нескольких словах свои ожидания от проводимого занятия.

2. Поочередно наклеить их на плакат с нарисованным волшебным морем Надежд, при этом озвучивая свои мысли. Кстати, этот плакат можно вывесить в методическом кабинете и пользоваться им, приклеивая на кораблик, например, такую надежду: «Администрация надеется, что все молодые воспитатели во время декады открытых мероприятий воспитателей-специалистов покажут их интересными, нестандартными».

«Ледокол».

Цель: познакомить участников и создать условия для эффективной, плодотворной работы, доброжелательную атмосферу.

Участникам предлагают: - назвать свое имя;

- назвать свое любимое занятие;

- с каким цветком себя ассоциируете?

Как видим, в нашем зале собрались разнообразные по форме, цвету, и запахом цветы. При условии правильного подхода, из них можно создать прекрасный букет. Но для достижения гармонии в этой композиции, необходимо разработать правила взаимопомощи и сотрудничества, которыми будут руководствоваться участники нашего семинара, работая в группах.

«Микрофон», «Мозговая атака».

1. Всем участникам предлагается на листочках записать слово, с которым ассоциируется необходимое понятие.

2. Выбрать те слова, которые совпали у большинства участников.

3. Руководитель группы обязательно должен представить знания группы, касающиеся данного понятия.

«Мозаика».

1. Все группы получают дидактический материал, где есть информация по различным аспектам. Задача: поработать с информацией так, чтобы можно было научить других.

2. Необходимо вернуться в свои группы.

3. Провести взаимообучения в парах.

4. Группы, одна за другой презентуют свои знания, и отвечают на вопросы, поставленные на листах, которые лежат на столе.

«Пустое кресло».

Данную методику используем, чтобы выяснить отношение воспитателей к конкретной проблемы. На трех стульях прикреплены листы бумаги, на которых написаны разные мнения решение одной проблемы.

1. Вам необходимо выбрать мнение, которое соответствует вашим взглядам.

2. Встаньте у выбранных вами карточек.

3. В кресла садятся представители каждой из групп по очереди. Начинают дискуссию, аргументируя свое мнение. В пустое кресло может сесть каждый, ведь только в кресле они имеют право голоса.

«Плюсы и минусы».

Лист тетради разделить вертикально линией пополам, слева поставить «+», а дело «-». Всем предлагают слева написать эпитеты, которые воспитатели обычно применяют к детям, которые не знают материала, то есть негативная характеристика. Справа - положительная характеристика. Допустим, слева записано: ленивый, неряшливый, пассивный, недисциплинированный, невнимателен. А справа - изобретательный, активный, внимательный, умный,

трудолюбивый. Это задача - тест помогает понять, какого воспитанника мы хотим видеть перед собой, - это во-первых. А во-вторых, недостатки детей в настоящее время препятствуют нам в нашей работе. «Карусель», «Обучая - учусь» и другие [2].

Аналогичные меры появляются в практике работы дошкольных методических объединений. Часто проводят в форме тренинга - заседание семинара-практикума по педагогике и психологии - психолог. Кроме того, осуществлять и различные другие методические мероприятия, которые уже стали традиционными, используют инновационные технологии, ориентированные на личностную рефлексию воспитателя. Во время таких мероприятий происходит освобождение от стереотипов, оказывается поисковый и творческий подход к педагогической деятельности воспитателей.

Подводя итог результативности во внедрении инновационных форм и методов работы в дошкольных образовательных учреждениях, делаем вывод, что они себя оправдывают, обеспечивая активное участие воспитателей, взаимный обмен опытом и использования группового взаимодействия.

Инновационные технологии в формах и методах методической работы:

- предполагают моделирования реальных педагогических ситуаций, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств.

- способствуют созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия.

- помогают воспитателю стать настоящим лидером детского коллектива. Во время таких методических мероприятий воспитатели учатся быть демократическими, активно общаться с коллегами, критически себя оценивать, принимать продуманные неординарные решения.

В связи с вышеизложенным, миссия методической службы в дошкольном образовательном учреждении - это создание условий для успешной работы педагогического коллектива в режиме развития; создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / К.Ю. Белая. - М.: МИПКРО, 2012. - 145с.

2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие / К.Ю. Белая. -М.: Творческий центр «Сфера», 2009. - 67с.

3. Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании" [электронный ресурс]. Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/.

4. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, Библиотека журнала «Управление ДОУ» 2012. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.