МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ОБРАЗОВАНИЯ
Ануфриева Юлия Петровна
аспирант кафедры педагогики, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА.
THE FORMATION OF PROFESSIONAL INTERESTS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF BIOLOGY IN THE EDUCATIONAL
PROCESS OF THE UNIVERSITY
Работа Ануфриевой Юлии Петровны презентует материал, который по ее мнению, активизирует развитие профессиональных интересов, повышает профессиональные компетенции студентов, стимулирует развитие творческих способностей, инициативу и самостоятельное мышление, стремление к профессиональному росту и самореализации, умение работать в коллективе. С точки зрения современной парадигмы образования Донецкой Народной Республики это требует существенных изменений в практике работы преподавателя естественно-математических дисциплин - биологии.
Ключевые слова: взаимодействие, развитие показателей профессионального роста личности, творческая атмосфера, дебаты, мозговой штурм, ролевая игра, метод проектов, кейс-метод, микрофон, виртуальные лаборатории.
The work present the material for stimulating development of student's creativity, their initiative, independent thinking and team cooperation. Interactive methods and technologies promote student's cognitivity and motivation to learn in teams. The authors focus on the main goal in teaching and upbringing for each teacher motivational sphere changes in the process of their professional competence development, the ways of formation of professional motivation biology students.
Key words: teamwork, creative atmosphere, debates, brainstorming, roleplaying, project method, case method, microphone, virtual laboratories. motivation, personality orientation, motivational-evaluative component, professional competence, interactive technology, motivation, personality orientation, motivational-evaluative component, professional competence, interactive technology.
Процессы национального и духовного возрождения, демократизация становления рыночных отношений Донецкой Народной Республики обуславливают сущностное обновление содержания и деятельности всех социальных институций, в том числе, и таких учебных заведений, как высшие.
В связи с этим в настоящее время возрастают требования к профессиональной подготовке будущих воспитателей, учителей, преподавателей, которые в ходе своей деятельности должны обеспечить гармоничное развитие будущих специалистов, создать крепкие условия для их дальнейшего самоопределения, формирования профессионального интереса и самоопределения.
Одним из наиболее важных показателей профессионального развития личности - бакалавра, магистра в любой области (наиболее интересна область биологии - т.к. по этой линии мы проводили свои научные исследования), а также специалиста в области биологии с образованием университета является наличие профессиональных компетенций, основанных на активизации и сформированности профессиональных интересов, что свидетельствует о стремлении к усилению экономики ДНР и формировании высокой культуры.
В условиях современного экономического кризиса особое значение приобретает существование у будущего специалиста в области биологии профессионального самоопределения, умения противостоять разрушительным тенденциям в экономике. Особенные разрушения сегодня испытывают чувства будущих специалистов в области биологии, в частности их профессиональные интересы.
С целью обеспечения необходимого уровня модернизации национальной образовательной системы научное исследование нашей проблемы исследования должно опережать развитие современного высшего учебного заведения в области биологии. Учебно-воспитательная деятельность высшего учебного заведения рассматривается нами как система педагогических условий, посредством которых, будущие специалисты в области биологии приобретают такие личностные качества, которые позволяют им развиваться в динамических условиях, быть социально-активными, конкурентно способными, профессионально компетентными, способными к самореализации, саморазвитию и модернизации собственной деятельности в условиях развития Донецкого региона.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими заданиями. Постановка проблемы нашего научного исследования обусловлена необходимостью подготовки специалистов - биологов в высших учебных заведениях ДНР для улучшения социальной, политической, экономической и всех остальных сфер жизни нашей Республики.
Ранее разработанные в рамках медицины и биологии методы подготовки специалистов касались развития профессиональных интересов средствами преподавания различных дисциплин, но не существует четкой модели формирования и развития профессиональных интересов у будущих специалистов в области биологии в учебно-воспитательном процессе университета, в ВУЗах ДНР, с помощью которой можно было бы подготавливать будущих специалистов в области биологии.
Анализ последних исследований и публикаций.
С целью определения состояния изученности выбранной темы исследования нами проанализирована философская, методическая, педагогическая и психологическая литература, в которых начато решение данной проблемы.
Современными исследователями разработано достаточно концепций профессиональной подготовки в ВУЗах. Анализ научных исследований показывает, что решение проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов опирается на научные наработки Шапрана Ю. П., который в своей статье «Формирование профессиональной мотивации студентов-биологов педагогического университета // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 882-886.» проанализировал результаты исследования мотивационной сферы будущих учителей биологии в процессе становления их профессиональной компетентности, предложил пути формирования профессиональной мотивации студентов-биологов. Статья Обуховой Н.И. «Профориентация на уроках химии и биологии, как одно из условий успешной социализации выпускников» 2015 г. детально раскрывает особенности личностно-ориентированного подхода в процессе профориентации на занятиях биологии.
Философский аспект профессиональной подготовки представлен в работах С. Кошелева, В. Ананьева, Е. Климова. Методологические аспекты и общетеоретические в учебно-профессиональном процессе в высших учебных заведениях представлены в работах Н. Никитиной, И. Прокопенко, В. Федоришина. Содержание и структура профессиональной подготовки талантливо представлены в работах И. Беха, М. Воропаева, Л. Новикова, Н. Селиванова, Кидиной Л.М., Чернышева Д.А.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которой посвящается обозначенная статья:
Итак, несмотря на то, что в науке сложились соответствующие предпосылки для исследования проблемы формирования профессиональных интересов у будущих специалистов в области биологии, в педагогической теории она не нашла необходимого детализированного решения.
В свою очередь соответствующая педагогическая практика на современном этапе развития и становления ДНР не имеет целенаправленного характера.
Постановка заданий.
В связи с этим нами были поставлены следующие задания:
1) разработать методы активизации студенческих способностей,
2) сформировать интерес к профессиональной деятельности разнообразными методами преподавания биологии, повысить уровень профессиональных компетенций,
3) акцентировать внимание на важности роли преподавателя, специалиста в области биологии, врача, его педагогического мастерства, врачебной компетентности,
4) на основании анализа психологической и педагогической литературы выявить специфику формирования профессиональных интересов будущих специалистов в области биологии,
5) определить критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных интересов у будущих специалистов в области биологии,
6) теоретически обосновать педагогическую технологию формирования профессиональных интересов у будущих специалистов в области биологии в учебно-воспитательном процессе университета.
Материалы и методы исследования:
Исследования проводились в Международном учебном центре ДонНМУ им. Горького в группах №2 10, 11, 12, 13, 14 в течение 4 недель. В первой группе занятия по биологии проводились с использованием традиционных методов преподавания биологии, вторая и последующие группы работали по методике интерактивных технологий, с помощью активных средств обучения, ориентированных на активизацию профессионального интереса у будущих специалистов в области биологии. Студенты работали в парах, ротационных тройках, в малых группах с использованием технологий: мозговой штурм, микрофон, ролевая игра, дискуссия. [2, с. 220].
Для решения поставленных задач нами использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Были сконструированы, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы две взаимосвязанные модели (прагматическая модель подготовки и структурно-функциональная модель профессиональной деятельности) определяющие содержание деятельности преподавателя (на примере будущего специалиста в области биологии) [5, с. 9].
Теоретические методы:
Анализ психолого-педагогической литературы, материалов и публикаций педагогической и периодической печати по проблеме исследования, изучение опыта организации профессиональной подготовки учителей и преподавателя в университетах страны, моделирование и аналогия.
Прогностические методы (экспертные оценки, обобщение независимых характеристик, моделирование), обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение), праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта), методы математической статистики.
Выводы по научному исследованию:
Выводы по этому исследованию и перспективы дальнейших поисков в данном направлении определяются следующими результатами, которые возможно объединить в три основные группы.
Первая группа - это результаты концептуально-методологического рассмотрения проблемы функционирования модели содержания профессиональной деятельности преподавателя как элемента новой образовательной системы, ее структуры, закономерностей формирования и развития в контексте компетентностного подхода. В этом контексте нами были получены следующие результаты:
Выявлены и охарактеризованы образовательные тенденции, оказывающие влияние на содержание профессиональной деятельности будущих специалистов в области биологии, сконструированы, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы две взаимосвязанные модели (прагматическая модель подготовки и структурно-функциональная модель профессиональной деятельности) определяющие содержание деятельности преподавателя (на примере преподавателя биологии) [1, с. 391].
Вторая группа - это результаты статистического анализа федеральной и региональной подготовки преподавателей биологии: специфика, диспропорция, возможности прогноза; федеральная и региональная политика развития региональных образовательных систем; изучение конъюнктуры и прогноза потребностей рынка образовательных услуг Донецкой Народной Республики. В этой группе результатов впервые нами был представлен материал по территориальной организации подготовки преподавателя (на примере преподавателя биологии); впервые экспериментально в ходе наших исследований были выявлены тенденции конъюнктуры рынка труда преподавателя биологии (на примере Донецкого региона); показано влияние факторов разной категории на содержание профессиональной деятельности преподавателя биологии (на примере изучения конъюнктуры рынка труда преподавателей биологии Донецкой Народной Республики). Третья группа результатов объединяла в себе приложения основных теоретических положений к сфере оформления регионального (вузовского) стандарта вариативной подготовки преподавателя биологии к профессиональной деятельности как нормативно-функциональной и методической реальности; к сфере наполнения инструментальных модулей в сопряженных моделях содержания подготовки и содержания профессиональной деятельности будущего специалиста в области биологии [4, с. 56]. Полученные объективные результаты содержат положения и выводы, представляющие новое решение проблемы содержания подготовки будущих специалистов в области биологии, их профессиональной деятельности в условиях внешней и внутренней диверсификации образования ДНР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные структура, способы функционирования, дидактическое наполнение содержания моделей подготовки и профессиональной деятельности преподавателя биологии, сформулированная совокупность положений и рекомендаций по функционированию моделей нашли применение в нескольких регионах, могут быть трансформированы и при
внедрении сопряжены с существующими моделями в образовательных системах Донецкого региона.
Впервые представлен материал по территориальной организации подготовки преподавателя биологии, врача, специалиста в области биологии; показано влияние факторов разной категории на содержание профессиональной деятельности специалистов в области биологии (на примере изучения конъюнктуры рынка труда Донецкой Народной Республики) [3, с. 56].
Ожидаемые результаты подтвердились: в 11,12,13,14 группах повысился уровень усвоения нового материала по биологии, студенты стали активными участниками обучения, каждый из них стал ощущать свою успешность, интеллектуальную способность, студенты с удовольствием начали самостоятельно решать трудности, которые возникали в ходе практических экспериментов, обращаясь к литературе, информации сайтов интернета, преподавателю, будущим коллегам. Результаты наших исследований представлены в виде диаграммы (рис. №1) [6, с. 34-36].
90 -|
80 - П^
70 ; гт Г
¡ШИ
1 месяц 2 месяц 3 месяц обучения обучения обучения
Рисунок №1 - Активизация профессиональных интересов у будущих специалистов в области биологии в учебно-воспитательном процессе
университета
Подводя итог, нужно ещё раз подчеркнуть, что использование коллективных форм работы, интерактивных методов, методов формирования професссионального интереса, как способа повышения профессиональных компетенций, способствует приобщению студентов к разным видам предметно-коммуникативной и познавательной деятельности и их готовности не только к языковому общению, использованию биологической терминологии, а и взаимодействию с партнерами, умению брать на себя ответственность за результаты совместной работы, повышая при этом профессиональные интересы, профессиональные компетенции и собственные возможности к самореализации в профессиональной деятельности [5, с. 3].
Выводы и перспективы дальнейших исследований.
Результаты количественного и качественного анализа, полученного в ходе проведения эксперимента первичной и вторичной обработкой, доказывают правильность предложенной гипотезы - использовать интерактивные методы обучения в учебно-воспитательном процессе для
□ группа №11
□ группа №12
□ группа №13
□ группа №14
существенных изменений в практической работе преподавателя естественно-математических дисциплин (биологии) [1, с. 24].
Дальнейшая разработка этой проблемы может помочь преподавателям биологии достигнуть лучших результатов в обучении и воспитании будущих специалистов, усовершенствовать методы и приёмы работы [7, с. 35].
ЛИТЕРАТУРА
1. Аносов И.П. Современный образовательный процесс: антропологический аспект: Монография / И.П. Аносов. - К.: Твим интер, 2003. - 392 с.
2. Васюков А.В., Малыгина В.Д. Методы статистической обработки результатов экспериментальных исследований: сборник научных статей / А.В. Васюков, В.Д. Малыгина. - Донецк: ДонНУЭТ, 2015. - 220 с.
3. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. - М.: Моск. центр качества образования, 2008. -56 с.
4. Калацкая Н.Н. Задачный подход к оценке эффективности педагогической практики студентов: дис канд. пед. наук : 13.00.01 / Наталья Николаевна Калацкая. - М. : РГБ, 2003.
- 178 с.
5. Клименко Илона Васильевна. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.03 / Клименко Илона Васильевна; Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. - Москва, 2014.- 243 с.
6. Ануфриева Ю.П., Чернышев Д.А. Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов посредством интерактивных методов обучения в методике преподавания естественно-математических дисциплин (биологии): Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Наука и современность 2015».
- Махачкала, 2015. - С. 34-36.
Горун Анна Юрьевна
аспирант кафедры инженерной и компьютационной педагогики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378:51
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
MATHEMATICAL COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL
TEACHERS
В статье рассматривается математическая компетентность как компонент профессиональной компетентности. Дан обзор определений понятия математической компетентности, предложенных различными авторами. Выделены основные задачи, на которые должно ориентироваться содержание образования для будущих учителей начальных классов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, математическая компетентность учителей начальных классов.
The article deals with the mathematical competence as a component of professional competence. The overview of mathematical competence conceptual definitions proposed by various authors has been provided. The main objectives, upon which education contents should be focused, for future elementary school teachers have been defined.
Key words: professional competence, mathematical competence of primary school teachers.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими заданиями. Современное образование должно быть направлено на формирование личности, которая является полноправным членом информационно-технологического общества. А происходящие в нем процессы, в свою очередь, выдвигают новые требования к выпускникам высших учебных заведений. Это влечет за собой обновление взглядов на цели, процесс и результат профессионально-педагогической подготовки. Реализация Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования предусматривает, что современный квалифицированный специалист должен обладать не только глубокими знаниями профессиональной деятельности, но и профессионально значимыми личностными качествами, которые готовят его к профессиональному росту. Они помогают постоянно обновлять и пополнять свои знания, умения и навыки, реализация которых будет возможна не только в своей сфере деятельности, но и в вопросах, которые выходят за рамки профессии. То есть выпускник должен быть компетентным в различных сферах профессиональной деятельности, что обусловливает его